Меню

Концепция развития территории москвы реки

Концепция градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке

Концепция градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке, разработана по городскому заказу (заказчик – Москомархитектура). Работа над Концепцией проходила в течение двух лет и состояла из нескольких этапов. На первом этапе Институт Генплана Москвы собрал исходные данные, проанализировал проблемы развития территории и подготовил Техническое задание для Международного конкурса на выполнение Концепции. На следующем этапе при организационном участии Института был проведен Международный конкурс, победителем которого был признан консорциум во главе с архитектурным бюро «Проект Меганом». Затем Институт Генплана дорабатывал Концепцию с учетом наиболее ярких идей команды-победителя с целью формирования реалистичной программы, учитывающей планировочные, земельно-имущественные и иные ограничения, уже осуществляемые и запланированные работы.

В результате была сформирована городская программа развития прибрежных территорий Москвы, рассчитанная на 20 лет — до 2035 г. Программа включает комплекс конкретных мероприятий, для которых определены сроки и исполнители. Разработанные мероприятия увязаны с действующими городскими программами и Адресной инвестиционной программой города Москвы на 2015-2018 годы.

Существующее использование территории, прилегающих к Москве-реке, не соответствует ее уникальному месту в структуре города. Наибольшую долю занимают производственные территории, примерно половина которых, имеет предпосылки реорганизации. Доля общественных и жилых территорий крайне низка. Неразвитые, неблагоустроенные территории, где не сформированы застройка и не осуществлено благоустройство составляют 13%.

Почти 1/3 территорий, прилегающих к Москве-реке, являются непроницаемыми, т.е. через них нет возможности подхода или подъезда к реке. Это те же территории производственного назначения, территории общественного назначения с ограниченным доступом.

Из 201 км протяженности берегов Москвы-реки более 32 км (16 %) составляют участки берега, не имеющие доступа к воде. Только 52 км (26%) – в хорошем состоянии, из них 33 км (17%) – благоустроенные пешеходные набережные. Уже есть прекрасный реализованный пример реконструкции и комплексного благоустройства, такой как Крымская набережная, соединившая Парк Горького и Парк искусств «Музеон». Но в целом на набережных отмечается дефицит общественных пространств.

Основным направлением развития территорий, прилегающих к Москве-реке, является повышение их градостроительной роли и формирование новых зон городской активности:

— развитие системы новых общегородских центров: Рублево-Архангельское, Тушино-Спартак, Мневники, Сити, ЗИЛ, Нагатинская пойма;
— активное внедрение жилой функции: Тушино, Симоновская набережная, ЗИЛ, Ривер-парк (бывший судоремонтный завод);
— формирование многофункциональной среды — нового типа застройки «смешанного общественно-жилого типа» с различным соотношением жилой и общественной застройки;
— увеличение доли общественной и жилой застройки почти в 2 раза по сравнению с существующей ситуацией;
— активизация рекреационного использования: формирование новых парков — «Зарядье», парки в Мневниковской пойме, более активное рекреационное использование, развитие рекреационной инфраструктуры существующих парков и рекреационных территорий – Марьинский парк, парк по ул.Гурьянова;
— реорганизация производственных территорий с сокращением их доли и формированием смешанных производственно-деловых зон;
— развитие общественных, жилых и рекреационных функций на не развитых, неблагоустроенных территориях;
— сокращение «непроницаемых территорий» почти на 1000 га.
Важнейшими направлениями развития территорий является включение набережных в общественный оборот, обеспечение связанности районов, расположенных на берегах реки, и решение экологических проблем.

Развитие общественных пространств вдоль реки включает благоустройство набережных, развитие пешеходной инфраструктуры и велосипедных дорожек, создание системы общественных центров («порталов») — общественных пространств – как «ядер» активности, осуществляющих связь реки с городом, вовлечение прилегающей застройки в активное взаимодействие с рекой.

Улучшение связей берегов планируется осуществить за счет строительства до 2035 года 12 пешеходных мостов, реконструкции пешеходной части 2 транспортных мостов, организации паромной переправы.
Для оздоровления экосистемы Москвы-реки требуется осуществление комплекса мероприятий по улучшению состояния акватории и качества воды, в том числе необходима реконструкция существующих очистных сооружений с доведением очистки сточных вод до нормативных показателей и строительство новых очистных сооружений на основе современных технологий.

Источник

Концепция Москвы-реки как часть мастер-плана столицы

На сессии «Москва-река как источник регенерации городских территорий», прошедшей в рамках Московского урбанистического форума (МУФ), члены Международного экспертного совета по вопросам планирования Москвы обсудили стратегию реализации масштабной 20-летней программы трансформации Москвы-реки и ее влияние на развитие города. Куратором сессии выступил Институт Генплана Москвы.

Кто здесь оптимист?

Победителем Международного градостроительного конкурса на концепцию развития прибрежных территорий Москвы-реки стал консорциум под руководством российского архитектурного бюро «Проект Меганом» — об этом было объявлено в первый день работы форума. «Кто верит в реализацию этого проекта?» — вопрос, на который в формате блиц-голосования модератор сессии Грег Кларк попросил ответить всех присутствующих в зале, стал ключевым в дальнейшей повестке сессии.

Конкурс позади, но теперь перед городом стоит следующая, гораздо более сложная задача: реализация проекта, рассчитанного на 20 лет — до 2035 года! Как выстроить общую стратегию, с чего следует начать, чтобы москвичи уже в обозримом будущем почувствовали перемены и поверили в реальность и полезность этой долгосрочной городской программы? Как за локальными шагами не потерять целого? — поиск ответов на эти вопросы стал основной темой для международных экспертов МУФ, собравшихся за круглым столом в ЦВЗ «Манеж».

Проект, действительно, грандиозный, как по продолжительности, так и по объему. Более 10% территории в старых границах Москвы так или иначе связаны с рекой. На берегах расположено много недвижимости, а потенциально могло бы находиться гораздо больше. Поэтому 20 лет для таких масштабов не так уж и много — в других мегаполисах реорганизация водного фронта охватывала еще более длительный период. Несмотря на длительность и объем, у московской программы хорошие стартовые возможности, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, потому что фактическиона уже запущена.

Сергей Кузнецов

Так, по проекту строительства парка «Зарядье» планируется организовать пристань и расширить пешеходную часть набережной за счет сокращения полос автомобильного движения с 6 до 4-х. Продолжением этого пешеходного маршрута вдоль реки могут стать Кремлевская набережная и уже обустроенная Крымская, естественно, с организацией дополнительного перехода через реку, далее по курсу — обновленный парк Горького.

Крымская набережная

Другой речной проект с большими рекреационными возможностями — набережная ЗИЛа — уже готов к реализации. Определен победить конкурса на архитектурно-градостроительную концепцию Международного финансового центра в Рублево-Архангельском, начата реконструкция «Лужников», одобрен проект комплексного развития Мневниковской поймы. «Если мы правильно начнем эти проекты и реализуем их, как и запланировано, в течение 3-5 лет, то это станет позитивным стартом для реализации всей программы», — уверен главный архитектор города.

ЗИЛ

Стратегию пофазового развития проекта поддерживает и руководитель Института генплана Москвы Карима Нигматулина. По ее мнению, важно сочетание простых мероприятий, которые не требуют серьезных затрат, но «могут оживить реку и вернуть ее москвичам в ближайшие годы», и более капитальных проектов, реализация которых потребует больше времени и инвестиций.

Карима Нигматулина

«Когда мы замахиваемся на редевелопмент в таком масштабе, то это может занять и не 20 лет, а даже больше. Но необходимо выстроить такую систему, которая сохранит устойчивость на все экономические циклы — это важный момент, который должен быть продуман. И второй важный момент — не потерять общее видение проекта, видение целостной картины», — считает Карима Нигматулина.

Руководитель Института Генплана Москвы обратила внимание на особую значимость развития территорий города в точках пересечения двух его исторических каркасов: природного — Москвы-реки — и транспортного — Московской кольцевой железной дороги (МКЖД). Такими симметричными точками пересечения являются, в частности, ЗИЛ и Москва-Сити, что определяет их первоочередную роль в программе реконструкции.

Четыре реки в одном городе

Протяженность Москвы-реки в границах МКАД составляет 83 км, протяженность береговой полосы — 201 км. По исторически сложившейся структуре это очень разные территории и не следует их подгонять под единый шаблон, уверены как российские, так и зарубежные эксперты.

Читайте также:  Описание ночи у реки

Москва-река входит в столицу с северо-запада — это так называемая, зеленая или природная река. Но далеко не все природные зоны по факту таковыми являются. К примеру, Мнёвниковская пойма сегодня представляет собой неблагоустроенную, запущенную территорию. Проект развития сделает эту местность действительно зеленой, хотя частично она будет застраиваться, сообщил Сергей Кузнецов. Он отметил, что единственный способ поддерживать большие озелененные территории в городе в хорошем состоянии — это развивать в них по периметру строительные проекты.

«Сегодня из 200 км береговой линии в пределах города как развитые набережные мы оцениваем всего порядка 60 км», — сообщил главный архитектор Москвы. Даже в таких относительно благополучных зеленых зонах, как Строгино, далеко не всегда есть возможность подойти к воде.

В границах исторического центра Москва-река предстает в своей столичной «о-граниченной» ипостаси, приобретенной в результате реализации «сталинского» генплана 1935 года (главный архитектор Москвы обратил особое внимание на исчерпывающее исполнение этого проекта 80-летней давности).

В юго-восточной части города протекает Москва-река промышленная. Здесь к воде выходят такие гигантские промзоны, как ЗИЛ и Южный порт.

«Четверть всех территорий, прилегающих к реке, а это очень значительная цифра, — занимают промышленные зоны. Если учесть, что структура экономики города за последнее время значительно изменилась и на промпредприятиях работает в 10 раз меньше людей, чем 30 лет назад, то промышленные зоны сегодня по факту представляют собой необустроенные, заброшенные территории», — отметил главный архитектор.

Нужен ли на территории города грузовой порт? Этот вопрос, по словам Каримы Нигматулиной, обсуждался специалистами Института Генплана. В Южном порту сосредоточено более половины городских речных грузовых перевозок. Вывод — порт должен быть, но вид его должен измениться. Речной транспорт наносит меньше вреда окружающей среде, чем автомобили. Помимо грузового, Южный порт мог бы взять на себя и пассажирские перевозки: «Тот пассажирский транспорт, который сегодня курсирует от Киевского вокзала до Новоспасского моста, легко может двигаться до Южного порта, тем более с учетом изменения функций территорий, в первую очередь, территории завода ЗИЛ», — сообщил представитель ОАО «Московское речное пароходство», которое является собственником Южного порта.

Особая тема — судьба исторического индустриального наследия, ориентированного на реку: один из спикеров, ведущий специалист института городского планирования и развития региона Иль-де-Франс Поль Лекроар (Paul Lecroart) порекомендовал не торопиться со сносом старых фабрик, чтобы не повторить ошибку Парижа. Многие из этих памятников промышленного зодчества гораздо выгоднее перепрофилировать, считает международный эксперт.

Поль Лекроар

За Южным портом начинается «Москва-река жилая»: «Спальные микрорайоны 1970-80-х годов постройки представляют довольно унылое зрелище, поэтому варианты анимации этой территории —также одна из задач проекта», — отметил Сергей Кузнецов.

Москва — порт пяти морей и 39 портов

Густая сеть малых рек и ручьев, протекающих по территории города, делает Москву уникальной. Эту особенность использовали в своих «Программах 2035» сразу два консорциума: бюро «Проект Меганом» и АБ «Остоженка». Перспективность идеи больших и малых московских рек в том, что она позволяет включить в орбиту «водного» проекта весь город, самые периферийные его районы. На сессии победившую в конкурсе концепциюпредставил один из участников международного консорциума, английский градостроитель Эдуард Моро (Edouard Moreau).

Эдуард Моро

Если «сталинский» генплан сделал Москву «портом пяти морей», то архитекторы «Проект Меганом» превратили ее в «город 39 портов» — 11 городских и 28 районных. Подобно самобытным, полным жизненной энергии портовым городам (Одесса, Марсель, Неаполь), «порты» на Москве-реке, Яузе, Сетуни становятся центрами активности и «воротами» между городскими районами и связывающими их реками и парками, которые должны слиться в единый сине-зеленый каркас города.

Создавая современные общественные пространства 4-го поколения, мы практически не изобретаем ничего нового, заметил Эдуард Моро. И в подтверждение этого тезиса он продемонстрировал знакомую каждому, если не по личным впечатлениям, то по картинам и фотографиям площадь Сан-Марко в Венеции, с классической портальной композицией, открытой на водную гладь лагуны.

Сан-Марко

В конце презентации «Проекта Меганом» эта композиция преображается в современное публичное пространство — большой каток с новогодней елкой в Капотне, одном из самых неблагополучных столичных районов.

О простых вещах, которые помогают мечтам сбываться

Не отвлечет ли программа развития прибрежных территорий слишком большие ресурсы, и не скажется ли это отрицательно на других городских территориях? — в нынешних экономических условиях этот вопрос модератора сессии Грега Кларка прозвучал вполне закономерно — наверняка его будут задавать и многие горожане.

Проект развития Москвы-реки, в первую очередь, направлен именно на развитие городской периферии и ее интеграцию в пространство города. Он тесно связан с другими городскими проектами — фактически, это всё части общей концепции развития столицы. Мы сделали важный шаг в осмыслении мастер-планирования всего города Москвы, уверен главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

В заключении и.о. директора Института Генерального плана Москвы Карима Нигматулина призвала всех москвичей не боятся мечтать о прекрасном будущем Москвы-реки, потому что, если нет мечты, то такими проектами заниматься очень сложно. «Когда мы начали активно работать над этим проектом, я прошла вдоль Москвы-реки на всем ее протяжении с Севера на Юг несколько раз и открыла для себя новый город, — рассказал Карима Нигматулина. — В этом состоит мой оптимизм, моя вера в то, что этот проект реализуется. Потому что даже небольшими шагами можно серьезно повлиять на восприятие реки горожанами».

Она пригласила всех участников сессии совершить короткую видео-экскурсию по Москве-реке и завершила ее уже знакомым кадром новогоднего катка в Капотне, чтобы показать, что самые простые вещи способны вернуть города их жителям.

Источник



Видео: как изменятся набережные Москвы

В новом выпуске программы «Город» рассказываем о масштабной городской программе благоустройства столичных набережных

Текстовая версия

Один из градообразующих символов Москвы — это Москва-река, без нее невозможно представить нашу столицу. И прямо сейчас строители создают новый облик московских набережных. В нашей программе расскажем о текущем статусе этой масштабной городской программы.

В середине прошлого десятилетия московские власти обратили внимание на прибрежные городские территории. Это важно, потому как реки, затоны, каналы и искусственные водоемы так или иначе влияют на 80% территории Москвы внутри МКАД. Всего же площадь городских территорий, находящихся в зоне влияния Москвы-реки, составляет 10,4 тыс. га. Это означает, что берег того или иного водного объекта находится в радиусе пешеходной доступности почти от каждой произвольно выбранной точки в городе.

Исходя из этого, в 2014 году в Москве был объявлен международный конкурс на развитие прибрежных территорий Москвы-реки. Победителем конкурса тогда стало архитектурное бюро «Проект Меганом». Чуть позднее, в 2015 году, институт «Генплана Москвы» разработал Концепцию градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке (в границах территории города Москвы) с учетом результатов международного конкурса. Собственно, с этих документов и началось развитие московских набережных.

Еще немного цифр. Общая протяженность Москвы-реки в пределах МКАД составляет 83 км, общая протяженность набережных — 196 км. Из них по состоянию на сентябрь 2020 года благоустроено 69,6 км, не благоустроено — 136,6 км, из которых к 2023 году планируется благоустроить 119,5 км.

А теперь давайте виртуально прогуляемся по московским набережным — поговорим, какими они стали и какими будут.

Самый активный проект 2020 года — реконструкция и благоустройство Бережковской набережной, набережной Тараса Шевченко в Дорогомилово. На набережных Дорогомилово планируется сузить проезжую часть и увеличить пешеходную. Для этого планируется расширить тротуары, отделив их от проезжей части кустарниками, и добавить велосипедные дорожки.

Читайте также:  Дети великой реки комплект 2 озон

Часть набережной Тараса Шевченко — напротив жилых домов — планируется отдать под детские площадки. Здесь даже можно будет поставить небольшие снежные горки.

На Бережковской набережной будет создана инфраструктура для пассажиров речных трамвайчиков, у которых здесь есть причал. Рядом с гостиницей «Славянская» планируется создать зону прибрежных кафе.

Или вот еще интересный проект. Сад и водные аттракционы появятся на набережной у Южного речного вокзала. Общая площадь благоустройства набережной составит 82,7 га. Южный речной вокзал реконструируют, сохранив его транспортную функцию. Рядом появится общественно-деловая застройка общей площадью 25,6 тыс. кв. м. Здесь возведут офисы площадью 12 тыс. кв. м и галерею современного искусства площадью 3,6 тыс. кв. м. На набережной также предусмотрены зона для велосипедистов и пешеходов, парковые территории. Объекты будут отличаться оригинальной архитектурой.

А вот так будет благоустроена набережная Москвы-реки на Ленинградском шоссе в районе Химкинского водохранилища. На территории вдоль Москвы-реки планируется создать ландшафтный парк с площадкой для проведения мероприятий. Она будет выполнена в виде амфитеатра и доступна для круглогодичного использования: летом здесь разместятся концертная сцена, лекторий, открытый кинотеатр и зона выставок, а зимой — каток и павильоны для проведения ярмарок.

Еще она набережная, которую ждут изменения, — в ближайшее время на набережной Марка Шагала планируют создать прогулочный маршрут с велосипедными и беговыми дорожками. Здесь появятся новые тротуары, газоны и цветники, посадят деревья и кустарники. По сути, это даже не набережная, а настоящий парк. На набережной Марка Шагала на ЗИЛе планируется комплекс прибрежных сооружений на понтонах, в числе которых спа-центр и плавательные бассейны. Также здесь появятся «секретные сады» — огороженные кустарниками участки со скульптурами и оригинальными ландшафтными композициями. Помимо «секретных садов», на набережной уже высадили 274 взрослых дерева, причем некоторые из них сразу будут иметь семиметровую высоту. Кроме них, здесь высадят 1187 вечнозеленых кустарников, 64 тыс. многолетних цветов, а также более 100 тыс. различных луковичных, включая тюльпаны и нарциссы. К слову: в составе комплекса прибрежных сооружений предусмотрены три бассейна, парилка на 15 кв. м и зона отдыха с раздевалками и душевыми. Из соображений безопасности комплекс на воде будет огорожен по периметру. Вот такая вот современная московская набережная.

И в конце еще немного цифр. Целевым показателем до 2023 года в рамках реализации концепции благоустройства набережных Москвы-реки для Стройкомпплекса города является создание 189 км благоустроенных набережных. Цифра впечатляющая. Очень ждем!

«Город.Мнение»

Павел Поселёнов, президент ГК «Инград»:

— В Москве реконструируются и благоустраиваются набережные. Как вы оцениваете эти программы и какое участие принимает в них бизнес?

— Мне кажется, что для любого города и мегаполиса вода, река, озеро, любой водоем — это просто неисчерпаемое богатство, и как город сможет этим распорядиться, такой получается эффект для его жителей. Москва без слова «Москва-река» вообще не существует, это совершенно фантастический ресурс для улучшения качества жизни людей: это рекреационная зона, это в конце концов транспортная, водная артерия, место прогулки, место вдохновения. Поэтому это важный ресурс, с помощью которого город будет дальше развиваться.

— Бизнесу интересны площадки, которые расположены на набережных?

— Знаете, есть такое понятие, как «вкусная» площадка. Мне кажется, в Европе (неважно, в любой точке мира) все, что выходит на воду, это самое интересное с коммерческой точки зрения и с точки зрения продукта, который здесь может получиться. Это хорошо как для жителей, которые получают фантастические виды и совершенную энергетику, так и, например, для коммерческих площадей. Рестораны, кафе, магазины — все это вместе создает неповторимую среду и улучшает качество жизни.

— Расскажите, где мы сейчас находимся, что это за набережная?

— Симоновская набережная. Это историческая набережная Москвы, здесь реализуется ряд масштабных, инвестиционных проектов. Например, в том числе происходит реконструкция этой набережной.

Сейчас, в данный момент, мы видим ту фазу, которая называется строительством жилого комплекса. Он называется RiverSky. Тут же будет реконструироваться старый стадион «Торпедо». То есть на его месте возникнет новая спортивная арена и будет еще строиться вторая очередь — жилой комплекс Foriver.

— А что будет с набережной?

— Здесь мы совместно с городом разрабатываем проект — это набережная. Самое удивительное то, что между Foriver, вот той частью жилого комплекса и рекой не будет никакой автомобильной дороги, то есть жители, выходя из своего подъезда, сразу через 20 м подходят к воде.

— А что делает город здесь?

— В рамках именно этого проекта основная задача города — сделать магистральную дорогу, которая свяжет как раз ту набережную с Третьим транспортным кольцом.

— Переместились в офис продаж. Что можно рассказать о самом проекте?

— Ну, в первую очередь, бросается в глаза Москва-река, набережная. Мы сегодня видели ее в том виде, в котором она существует уже долгие годы. А здесь можно увидеть, как она будет реализована буквально через несколько лет. В первую очередь, это наш проект RiverSky, он будет вводиться в начале 2022 года. И к этому времени эта часть благоустройства будет сделана, причем нужно отметить, что в данном проекте мы благоустройство делаем вместе с городом. Город будет осуществлять строительство за счет Адресной инвестиционной программы вот этой большой магистральной дороги, которая пойдет через Симоновскую набережную к Третьему транспортному кольцу и станет артерией, соединяющей районы Москвы с центром. Но при этом, безусловно, ею будет очень удобно пользоваться — через те, местные дороги, которые мы построим внутри кварталов. Это у нас проект RiverSky, соответственно, вот эта часть набережной будет относиться к нему.

А вот эта часть набережной относится к другому проекту, вернее, ко второй стадии того же самого проекта, называется он Fоrivеr. Мы в этом году начинаем его активно строить. Здесь, обращаю внимание, нет дороги между жилыми домами и рекой. И жители не только этого прекрасного района, но и всей Москвы могут сюда приезжать и пользоваться благами этой уникальной инфраструктуры, где будут велосипедные дорожки, беговые дорожки, зоны кафе, детские площадки, спортивные площадки. То есть все, что дает река городу, мы будем здесь использовать полностью.

Источник

Как развиваются территории у Москвы-реки

Протяженность Москвы-реки в пределах МКАД составляет 83 км, ее набережных – 196 км. Как и во множестве российских городов, кроме, пожалуй, Санкт-Петербурга, где набережные сразу задумывались как парадные фасады города, в столице река долго использовалась только в утилитарных целях, о красоте ее обрамления речи не шло. По данным Дом.РФ, 752 российских города из 1117 расположены на берегах водоемов, но за пять лет было благоустроено только 10% от всех набережных.

Задний двор городов

Пристани в Москве начали строить в X в., их остатки, вполне возможно, сохранились под «парящим мостом» в парке «Зарядье». «Реки были источниками воды и транспортными путями. Например, кирпич для строительства Успенского собора доставлялся до Кремля по Яузе, – рассказывает краевед Филипп Смирнов. Строительство набережных в привычном нам виде – по которым можно гулять, со спусками к воде и освещением, по его словам, началось в 30-е гг. XX в. Часть прибрежных территорий до сих пор остаются необустроенными.

По словам партнера архитектурного бюро Syntaxis Александра Старикова, практически на всем протяжении истории столицы у ее главной водной артерии был статус «заднего двора». В прошлом веке значительная часть береговой линии использовалась предприятиями. Сейчас в столице сотни кварталов расположены вдоль рек, но в большинстве случаев подходы к воде перегорожены, заняты промышленными зонами и т. д. Свободный оборудованный доступ к реке есть примерно у 20 кварталов. Это крайне мало, учитывая масштабы города и протяженность береговой линии.

Читайте также:  Пример года угрюм река

Олег Шапиро, сооснователь архитектурного бюро Wowhaus, говорит, что примерно такая ситуация с набережными во всех крупных городах мира (в Лондоне, Лиссабоне, Бордо или Барселоне): исторически вдоль них располагались промышленные предприятия, их причалы, склады. «Сегодня многие набережные заняты или бывшими заводами, или транспортной магистралью. И обычно при проектировании нужно оптимизировать транспортные схемы и освободить территории там, где можно сделать часть набережной пешеходной, – рассказывает архитектор. – Так, современная Крымская набережная около «Музеона» – это бывшая автодорога, которая вела ниоткуда в никуда. Мы убедили городские власти полностью перекрыть ее, перераспределить движение и на месте дороги сделать общественное пространство».

Современный этап комплексного обустройства набережных в Москве начался в 2015 г. Годом ранее под руководством Москомархитектуры прошел международный конкурс на развитие прибрежных территорий Москвы-реки, победило бюро «Меганом». Общие принципы из их работы потом легли в основу отдельных проектов. Среди них, например, идея сделать единый пешеходный маршрут с вело- и беговыми дорожками вдоль всей береговой линии.

Единым оператором градостроительного развития прибрежных территории Москвы-реки стал ГАУ «НИиПИ Градплан города Москвы». Он имеет дело с теми территориями, где нужно укрепление берегов, реконструкция, ремонт или строительство новых причалов. Также в разработке концепций участвует комплекс градостроительной политики города и комплекс городского хозяйства, сосредоточенный на благоустройстве. «Свои» куски набережных приводят в порядок частные застройщики. Всего из 119,5 км, которые планируется благоустроить к 2023 г., в адресно-инвестиционной программе Москвы (АИП) предусмотрено обустройство 39,8 км береговой линии, не вошло в АИП, но есть в планах департамента строительства и департамента капремонта 7,4 км и 69,4 км соответственно. По данным Москомархитектуры, инвесторы будут заниматься всего 2,9 км.

Из 196 км набережных сейчас обустроено 69,6 км. За последние несколько лет открыли набережную парка Северного речного вокзала, Овчинниковскую, Озерковскую, Москворецкую, Лужнецкую и Андреевскую, Прибрежный парк района Капотня, набережную Марка Шагала у ЖК «Зиларт». Утверждены проекты планировки Дорогомиловской набережной, включая территорию под Белорусским мостом, бульвара вдоль Симоновской набережной, территории бывшей промзоны «ЗиЛ», участка под Шелепихинским мостом. «К 2023 г. 189,1 км набережных приобретут новый вид», – говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Стоимость обустройства зависит от сложности проекта. «Километр набережной – с сетями, плиткой, озеленением, с малыми архитектурными формами – стоит примерно от 400 млн руб. до бесконечности. В нашем проекте в Павшинской пойме эта сумма была выше из-за сложности технических решений. Здесь нижняя набережная опущена практически на один уровень с водой. Потребовалось установить канализационную насосную станцию на глубину в пять этажей, чтобы откачивать воду, так как даже дождевая вода с поверхности набережной не должна попадать в реку», – рассказывает основатель бюро Basis Иван Охапкин.

С набережными вообще все непросто. Проектировщики опираются на действующие ГОСТы, нормы СанПиНов. У Москомархитектуры есть рекомендация предусмотреть возможность создания единого велопешеходнобегового маршрута, у департамента транспорта и развития – стандарт по обустройству причалов. Сергей Богдановский, руководитель проекта «LIFE – Ботанический сад» (ГК «Пионер»), напоминает, что любая деятельность на территориях, расположенных рядом с водоемами, регулируется еще и Водным кодексом.

«Территория набережной должна быть озеленена не менее чем на 15% от площади участка, который благоустраивается. Подходы со стороны жилой застройки надо сделать через каждые 100–150 м. Архитектурные формы, ограждения, причалы, лестницы должны быть безопасными. Ширина лестниц и пандусов – не меньше ширины пешеходной дорожки, подводящей к ней. Нужно сделать две полосы движения на лестнице, не менее 0,75 м каждая, высота одной ступени должна составлять не более 0,12 м», – описывает Амир Идиатулин, гендиректор архитектурной студии IND Architects.

Частные проекты для общего блага

Девелоперы активно осваивают пространства у реки, возможностей для этого стало больше благодаря реновации «ржавого пояса» Москвы – промышленных территорий: из 18 800 га почти 11 000 га расположены вдоль береговой линии. Реновация идет в промзоне «ЗиЛ», Нагатинском затоне (здесь располагались Московский судостроительный завод, Пролетарский ремонтно-строительный трест), Западном и Южном портах, на месте бывшего Мукомольного завода – теперь это проект «Большого сити», на Симоновской набережной (там была нефтебаза и промышленные предприятия).

Например, Wainbridge реконструирует 7000 кв. м в проекте ЖК Aquatoria (будет 627 квартир) на месте грузового причала. По словам гендиректора Wainbridge в России Бабюра Дикера, расходы могут составить более 200 млн руб. Сейчас идут работы по берегоукреплению, самые трудоемкие и затратные. Но все окупится благодаря инфраструктуре, которая появится на набережной, уверен застройщик. Дивиденды от благоустроенной береговой линии в проекте более чем в 2 раза превышают затраты на ее строительство.

В «Ривер парке» уже открыт первый участок набережной (700 м), в которую вложено около 116 млн руб. К концу года планируют закончить работы на втором участке (350 м), который пройдет вдоль трех строящихся корпусов, это еще 150 млн руб. «Помимо инвестиций в строительство набережной на четырехлетнюю аренду прибрежной зоны дополнительно было потрачено около 210 млн руб., – рассказывает вице-президент AEON Corporation (девелопер проекта) Дмитрий Старостин. – После завершения этого срока территория будет передана городу для дальнейшей эксплуатации». Жить в «Ривер парке» будут 14 000–16 000 человек, но набережная «в морском стиле» будет общегородским пространством.

ГК «Пионер» завершает благоустройство участка у Яузы (3,72 га) между двумя проектами компании у м. «Ботанический сад» (совокупно 226 000 кв. м жилой площади, жить здесь будет около 7000 человек). В будущем эта набережная станет частью «Суперпарка Яуза». «Инвестиции составили более 130 млн руб. Для проведения работ застройщик использовал собственные средства», – сообщает директор по маркетингу ГК «Пионер» Юрий Коган.

500 млн руб. вложил «Донстрой» в набережную у ЖК «Сердце столицы». «На Шелепихинской набережной появилось новое прогулочное пространство, открытое для всех москвичей, это участок длиной более 600 м и площадью около 5 га», – рассказывают в пресс-службе компании. В первом проекте «Донстроя» на берегу – в «Алых парусах» набережная в итоге превратилась в частную, но «так сложилось исторически и это исключение из правил», утверждают в компании.

«Ставить заборы и не пускать людей к воде было характерно для проектов 7–10-летней давности», – считает Старостин. Сегодня набережные у новых ЖК – общественные пространства, здесь размещаются коммерческие объекты, здесь проводят досуг не только те, кто купил квартиры в этом проекте. Как минимум 5–20 м от воды закрывать не позволяет законодательство – это береговая полоса общего пользования.

И если у властей есть определенное видение развития той или иной общественной территории в границах проработки проекта, они при необходимости напомнят о нем девелоперу, говорит Старостин.

По разным оценкам, премия за вид на реку может составить от 10 до 50% по сравнению с аналогичными предложениями не у воды. На разницу в цене внутри одного проекта обращает внимание Коган: «Например, трехкомнатная квартира с видом на набережную Яузы стоит примерно на 10% дороже, чем аналогичный вариант, обращенный во двор».

MR Group обустраивает 750 м берега Спасского затона Москвы-реки в проекте City Bay, и, как говорит Ирина Дзюба, заместитель гендиректора компании, «квартиры с видом на воду и благоустроенную набережную в среднем дороже аналогичных по площади квартир с другими видами на 10–15%». По данным «Донстроя», расположение рядом с набережной не влияет на стоимость квартир в «Сердце столицы», но повышает их ликвидность.

Источник

Adblock
detector