Меню

Конспект в подготовительной группе озеро байкал

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Озеро Байкал — жемчужина Сибири»

Марина Галочкина
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Озеро Байкал — жемчужина Сибири»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы тема «Озеро Байкал — жемчужина Сибири»

Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

• Закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии рыбного богатства;

• Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, диалоговую речь; мелкую моторику рук; расширять словарный запас;

• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Фотографии и иллюстрации обитателей озера Байкал, магнитофон, запись шума волн, обручи.

Беседы об озере Байкал, его обитателях, рассматривание иллюстраций и фотографий.

Под звуки шума моря воспитатель читает стихотворение М.Сергеева:

А что это такое?

Холодное, как льдинка,

Прозрачно как стекло?

Быть может, это небо

За сосны зацепилось

По скалам покатилось

И на землю стекло?

А что это такое?

Блестящее, как зеркало,

Быть может это солнце

Легло под скалы,

Оно лежит устало,

Закрыв свои глаза?

А что это такое?

Всё время в непокое,

Быть может, это туча,

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро Байкал!

Воспитатель: А сейчас я хочу рассказать вам легенду Байкала. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Хотите знать, почему так происходит? В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём светила светлее неба, ночью темна темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман камнем

Сегодня ребята мы с вами поговорим об удивительном озере Байкал и его обитателях.

Что означает слово «Байкал»? (тюрк. «Бай –куль» — боготое озеро, бур. «Байгал» — огненное озеро).

Ребята, а вы знали, что озеро Байкал самое глубокое озеро в мире? (его глубина 1642м.)

А как вы думаете, почему вода в озере холодная? (потому что озеро глубокое и вода полностью не прогревается. Однако, несмотря на это в озере обитает более 1000 видов разнообразных животных и растений, которые приспособились к жизни в холодной воде. Их так и называют – холодолюбивые).

Можно ли пить воду из Байкала? Почему? (ответы детей)

Среди скалистых снежных гор

Тайгою дикой окружён,

Лежит он чащей голубой.

Седым Байкалом назван он.

Вода в Байкале глубока.

Чиста вода в Байкале.

Она прозрачна, холодна.

Вкусней найдёшь едва ли!

Воспитатель: А сейчас мы с вами немного поиграем и превратимся в рыбок.

Рыбки весело плескались

В чистой свеженькой воде.

То согнуться, разогнуться.

То зароются в песке.

Приседали столько раз

Сколько рыбок здесь у нас

Сколько чаек здесь у нас

Столько мы подпрыгнем раз.

(дети выполняют движения, согласно тексту).

Воспитатель: Легенду о Байкале мы послушали, стих про чистую воду Байкала прочитали, а не по отгадывать ли нам загадки?

(дети садятся на стульчики, воспитатель с правильным ответом детей на загадки вешат на магнитную доску картинки рыб).

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Начинается на О … (омуль)

Студёна вода нужна

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает (голомянка)

Опасней всех она

Хитра, прожорлива, сильна

Притом такая злюка

Конечно это. (щука)

Одни пасутся в чистом поле,

Другие плавают на воле.

Одних по всей земле встречали,

Другие водятся в Байкале.

Широкий лоб, приличный хвост,

Как их название- вопрос!

(бычок- широколобка)

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Даёт ухе особый вкус

Байкальский (хариус)

В нежном логове родится

Простудиться не боится

Подрастёт. Начнёт нырять,

Шубку белую менять (нерпа)

Воспитатель: А что интересного мы знаем о нерпе? Это животное которое живёт в Байкале. Лежбище на Ушканьих остравах. У нерпы есть лапы и хвост.

У нерпы рождаются детёныши –бельки.

Нерпа спит в воде.

Нерпа ест рыбу, больше всего голомянку и бычков.

Воспитатель: А почему нерпа толстая (ответы детей)

Воспитатель:Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде.

Нерпа может пробыть под водой 20–25 минут. Но время от времени ей необходимо вдохнуть воздух. Для этого она при помощи когтей разгребает снизу лёд и делает продухи.

Воспитатель: Очень мы устали, пойдемте отдохнем на островке.

Кто-то тут купался, загорал,

Жег костер, цветы срывал.

Веселились как могли,

Пили квас, консервы ели,

Хороводы, песни пели

И остались на поляне у потухшего костра.

Две разбитые стекляшки,

Банки, бублики, бумажки

Словом, мусора гора!

Воспитатель: Ребята, что мы можем сделать, чтобы природа Байкала всегда радовала нас своей красотой? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас мы поиграем немного.

Игра «Уборка мусора»

Да, сегодня мы устали.

На Байкале побывали,

Очень многое узнали,

Но домой ведь нам пора.

Воспитатель: На память о нашем мероприятии предлагаю вам раскрасить силуэты нерпы, и подарить своему дружочку.

Конспект занятия в подготовительной группе «Гордость моя — Байкал» «Гордость моя — Байкал» Цель: Познакомить с озером Байкал, частично с флорой и фауной, дать некоторые исторические знания о Байкале, воспитывать.

«Одно из семи чудес России — озеро Байкал». Образовательное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста«Одно из семи чудес России — озеро Байкал». Образовательное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста П\С: Продолжать формировать любовь к родному краю. Дать понятия об одном из уникальных природных чудес России – озере Байкал – реликтовом.

Фотоотчет об образовательном проекте «Байкал — жемчужина Сибири»Фотоотчет об образовательном проекте «Байкал — жемчужина Сибири» На основе бесед и анкетирования родителей было выявлено недостаточное знание детей и родителей об уникальности озера Байкал, которое признано.

Фронтальное коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе для детей с ОИН по теме «Птицы Сибири» Фронтальное коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе для детей с ОИН по теме «Птицы Сибири» Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект интегрированной НОД по коммуникативному развитию для детей подготовительной группы. Тема: «Шуйские мастера». Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по коммуникативному развитию для детей подготовительной группы. Тема:.

Конспект логочаса для детей подготовительной группы тема «Наш посёлок» Задачи: 1. Учить согласовывать существительные с числительными. 2. Развивать лексико-грамматические структуры слова. Закреплять словообразование.

Конспект НОД в для детей старшей группы «Байкал и его обитатели» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы Тема: «Байкал и его обитатели» Цель: Развитие познавательного.

Конспект занятия по ОБЖ для детей подготовительной группы Тема: «Береги свои глаза» Программные задачи: Дать детям представление об органе зрения –глаза. Познакомить со строением глаза, правилами по охране зрения, помочь.

Проект «Байкал — жемчужина России» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Расширять знания и представления детей о Байкале, как о жемчужине и гордости России, уникальном творении природы, о животном и растительном.

Источник

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Озеро Байкал»

date image2020-09-24
views image126

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Цель: Развивать познавательный интерес к озеру Байкал.

Задачи:

• закрепить представления детей о богатейшем и самом большом пресноводном озере Байкал

• обобщать знания о животном и растительном мире озера и сибирского края

• развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природы, способность замечать красоту природы;

• развивать умение отгадывать загадки;

• воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

• Беседы об озере Байкал, его обитателях.

• Просмотр документальных фильмов: «Животный мир Байкала», рассматривание иллюстраций

• Материалы и оборудование: стулья, столы, мультимедийная установка, карточки с правилами поведения в лесу и на зере, бумага для рисования, карандаши, разноцветный песок, клей, кисточки для клея

Продуктивная деятельность: рисование рыб.

Течет, петляет тут и там

И по полям, и по лугам,

Водой омыты берега.

Что это, знаешь ты? (Река)

На полянке — солнцепек,

Солнце греет стебелек,

Кто ж ему несет водичку?

Наш весенний. (ручеек)

Кто в гости реки созывает

И воды все в себя впускает? —

Бунтуя в голубом просторе,

Волною бьет о берег. (море)

Омывает шар земной

Он соленою водой,

Кто морей всех капитан?

Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

Молодые березки свои перед ним

И месяц, и звезды в нем отражаются.

Как это зеркало называется? ОЗЕРО

Ребята, давайте закроем глазки и представим себе, что мы стоим на берегу озера (звучит музыка: шум прибоя). Плещут волны, слышно как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и тихонько откатываются назад. Ярко светит солнышко, его тёплые лучи ласкают наши лица, яркими бликами играют на воде. Откроем глазки (музыку выключить).

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на берег самого большого озера нашей Родины.

В восточной части Иркутской области, на границе с Бурятией находится удивительное, в виде гигантского полумесяца – озеро Байкал, самое глубокое на Земле и самое древнее по происхождению. Поэтому и называют его жемчужиной Сибири.

Читайте также:  Сказки гофмана лебединое озеро

Мы с вами на берегу озера Байкал. Что означает слово «Байкал»? (тюрк. «Бай-куль» — богатое озеро, бур. «Байгал» — огненное озеро).

Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Его глубина 1642 м. Край, где расположен Байкал, называют Прибайкалье. Байкал – самое древнее озеро на планете (26 млн. лет). Ученые говорят, что Байкал – это зарождающийся океан. Только в океане вода соленая. А в Байкале, как вы думаете какая?

Ответы детей: пресная.

Озеро Байкал имеет самую чистую прозрачную воду. В Байкале очень большие запасы пресной воды. Как вы думаете, что помогает ему пополнять свои запасы?

Ответы детей: подземные источники, реки, осадки.

Именно реки являются основным источником пополнения пресной воды.

В Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев. Самые большие реки – это Селенга и Верхняя Ангара. И лишь единственная река Ангара вытекает из озера (нажать на кнопку 2 раза). Хотите знать, почему так происходит?

Одна из древнейших легенд гласит, что в очень давние времена в этих местах жил суровый могучий седой богатырь Байкал. Не было во всей стране равного ему по силе и богатству. Была у Байкала единственная дочь — Ангара. Первой красавицей она слыла во всём свете, красивее её не было на земле. Днём она светла — светлее неба, ночью темна — темнее тучи. Очень сильно любил свою дочь Байкал, но был строг к ней и часто держал её взаперти, в недоступных глубинах. Часто-часто тосковала красавица Ангара, думая о воле…

Однажды прилетела на берег чайка, села на один из утёсов и стала рассказывать речкам и речушкам о житье-бытье в богатых далёких степях. Рассказывала она им о самом сильном и красивом богатыре Енисее. Полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею.

Вдруг проснулся старик Байкал: что-то недоброе увидел он во сне. Соскочил — испугался. Кругом шум, треск. Понял Байкал, что случилось, рассвирепел. И поднялась буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от злости небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось море-богатырь. Выбежал из дворца могучий Байкал, ударил по седой горе, отломил от берега целый утёс и с проклятием бросил его вслед убегающей дочери, надеясь закрыть ей проход.

Но поздно. Ангара была уже далеко. А камень так и лежит с тех пор на том месте, где прорвала утёсы Ангара.

Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман- камнем (4слайд)

Вода в озере очень холодная. Даже летом не каждый рискнет искупаться в холодной воде. Как вы думаете, почему она такая холодная?

Ответы детей: потому что озеро глубокое и вода не прогревается полностью.

Особенно бурная пора на Байкале – поздняя осень и начало зимы. Зимой ветры сметают с Байкала снег.

Байкальский лед блестит под солнцем металлическим блеском весь март и апрель.

Однако, несмотря на это в озере обитает более 1000 видов разнообразных животных и растений, которые приспособились к жизни в холодной воде. Их так и называют – холодолюбивые.

Как вы думаете, кто является основным обитателем водной среды? Ответы детей: рыбы, моллюски, рачки, водоросли.

В Байкале обнаружено 52 вида рыбы: омуль, сиг, щука, таймень, осетр, хариус, сорога, окунь, налим, сом и многие другие.

Что за рыбка-невеличка

Меньше вашей рукавички?

Жаль, на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает (голомянка).

Голомянка – это чудо Байкала. Эта рыбка будто бы стеклянная. Большую часть жизни голомянка проводит на больших глубинах, куда свет не проникает и глаза ей, казалось бы, не нужны. Но довольно продолжительное время она находится и в освещённой зоне, где добывает себе пищу, охотясь за планктонными организмами, и здесь ей глаза необходимы.

Голомянка красивая рыба. Она бледно- розового цвета с отливающими всеми цветами радуги перламутровыми бликами. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. Тело голомянки голое, без чешуи.

Голомянка холодолюбивая рыба, живёт на больших глубинах. Она не мечет икру, а производит на свет живых мальков.

А вот это рыба-омуль, которая обитает только в Байкале. Именно омуль по-настоящему прославила озеро. Омуль означает «странствующий сиг». И недаром его так прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т. е. откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния.

А как вы думаете, почему омуль уходит в реки на нерест?

Ответы детей: потому что в реках вода теплее, чем в озере.

Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро. Большинство мальков погибает во время путешествия. Те же, которые благополучно вернулись, растут и развиваются, чтобы затем самим дать потомство. Омуль живет около 20 лет. У народов Сибири есть поверье: если тяжелобольному человеку провести по губам хвостом омуля, болезнь отступит.

А вот еще плывет рыбка. Вы ее узнали?

Ответы детей: Верно, щука (нажать кнопку).

И ещё одна рыба, которую вы все знаете. Его можно узнать по красным плавникам. Окунь.

А это рыбка – хариус. Хариус узнают по крупным и ярким спинным плавникам. Наверное, они помогают этой рыбе, охотясь за летающими насекомыми, выпрыгивать из воды на высоту до полуметра.

Это очень проворная и живая рыбка. Большая скорость передвижения позволяет ей успешно охотиться за летающими насекомыми и мелкими рыбешками. Но обычно хариус — это домосед. Он может целый день стоять на одном месте, где быстрое течение, — так ему легче высматривать добычу. Днем рыба хариус выбирает более глубокие места, прячась в траве и за камнями. Зимует он в глубоких ямах. Откладывает икру хариус на мелководье. После того как отложит икру, хариус отправляется домой. И больше уже не путешествует.

Озеро Байкал со всех сторон окружено горами, 12 слайд покрытыми тайгой, где произрастают различные растения. Некоторых из них больше нет нигде на планете. Ребята, а вы знаете, что такое тайга (ответы детей). Тайга- это густой лес состоящий из хвойных деревьев.

Сейчас я вам предлагаю понюхать вот этот мешочек. Догадайтесь, что так пахнет? (елка) Действительно, это хвойное дерево. Посмотрите на экран. Кто знает, как это дерево называется? (кедр) Кедр – очень высокое дерево, которое живет очень долго, около 200 лет.

Вы, наверное, ели кедровые орешки. Они очень полезны. Полезные вещества, содержащиеся в кедровых орехах, защитят вас от всех болезней, потому что защищают наш организм и укрепляют наш иммунитет.

По берегам Байкала встречаются еще такие сказочные странные деревья. Эти деревья стоят на своих корнях как на ходулях, и поэтому их так и называют ходульными. Их корни оголили дожди и ветра. Кажется, будто великаны шли куда-то, остановились отдохнуть и скоро двинуться в путь.

Стволы их находятся очень высоко от поверхности земли. Эти деревья – один из символов Байкала.

Богаты окрестности и ягодами. Там растут голубика,

17 слайд ежевика,

18 слайд морошка,

19 слайд брусника,

20 слайд малина.

Рядом с озером Байкал живут также разные животные. Отгадайте, какие.

Он зимою спит в берлоге,

Не гуляет по дороге,

Любит мед и сладкоежка,

Но не прочь погрызть орешки.

Кто в берлоге спит, ответь,

Видит сны свои. (Медведь) 21 слайд

На белочку чуть-чуть похож

Спина в полосках, мал, пригож.

Полна кладовка, как сундук

Запаслив крошка. (Бурундук) 22 слайд

У меня такие ноги,

Что ношусь я по дороге,

Летом серый — весь в тревоге,

А зимою,- снег в подмоге;

Хвостик — куцый одуванчик,

Называют меня — (зайчик) 23 слайд

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой (лиса) 24 слайд

Зверёк бурый, неуклюжий,

Он не любит зимней стужи.

До весны в норе глубокой

Посреди степи широкой

Сладко спит себе зверёк.

Как зовут его? (Сурок) 25 слайд

Мы не назвали еще одного, можно сказать самого главного жителя Байкала. Послушайте еще одну загадку.

В холодной плавает воде, хороший рыболов,

На льдине отдыхает, совершив большой улов,

И отдыхать ему не лень

Рыбачил допоздна. (Тюлень).

Байкальская нерпа — единственный в мире вид тюленя, который живёт в пресной воде, и единственный представитель млекопитающих в Байкале.

Нерпа – довольно крупное животное. Верх тела буровато-серый, с серебристым оттенком, низ несколько светлее. У нерп довольно толстый подкожный слой жира, который помогает беречься от холода и длительное время обходиться без пищи.

Нерпа очень осторожна и ее не всегда удается увидеть. Это симпатичное животное можно наблюдать весной в апреле-мае, когда нерпа выходит на лед понежиться на солнышке. Всю зиму она проводит подо льдом, дыша через отдушины-продухи — отверстия, проделанные нерпой во льду, которые разгребает когтями передних конечностей.

Читайте также:  Озеро живых мертвецов 1981

Примерно в середине марта в снежном логове на льду появляются нерпята. Рождается чаще всего один нерпенок, но известны случаи рождения двух и даже трех-четырех детенышей. У малышей мех белого цвета- за что их прозвали бельками, это позволяет оставаться малышам незаметными на снегу. В этот период нерпята кормятся молоком матери и в воду не ныряют, а лежат в логове. А в 2-3 месяца с переходом на самостоятельное питание рыбой нерпята начинают линять и приобретают серебристо-серую окраску. К этому моменту они уже способны самостоятельно нырять и оставаться под водой длительное время.

Естественными врагами нерпят являются черные вороны и орланы – белохвосты.

Нерпа питается непромысловой рыбой (голомянка, бычок). Нерпа спит в воде. Сон у нее такой крепкий, что подплывающие к ней аквалангисты, прикасались и даже переворачивали её, но нерпа продолжала спать.

У нерпы ценится шкура, идущая на меховые изделия. Добыча нерпы строго ограничена. Она занесена в Красную книгу.

Нерпа и голомянка, живут только в озере Байкал. Больше их нигде не найти. Это эндемики-то есть такие виды животных и растений, которые встречаются только в определённом районе.

А еще очень много птиц живет в Прибайкалье. Чайка

Степной орел. Эта птица одна из самых полезных в России. Степной орел внесен в Красную книгу России.

Лебедь-кликун крупная водоплавающая птица, размером гораздо больше гуся, с полностью белым (у взрослых) оперением. Они тоже занесены в Красную книгу.

Говорят что, кто хоть раз побывал на Байкале, запомнит его навсегда. Он дарит людям радость общения с прекрасной сибирской природой. Хорошо подышать его чистым воздухом, испить студёной байкальской воды. Это уникальное творение природы, национальное сокровище и гордость России.

Ребята, что мы можем сделать, чтобы в Байкале не перестали водиться различные животные, рыбы и растения? Чтобы природа всегда радовала нас своей красотой?

Выберете карточки, на которых изображены ситуации, которые нельзя делать (картинки с правилами поведения на природе).

Если мы будем беречь и охранять природу, то она будет радовать нас красотой растений и животных, чистотой неба, прозрачностью воды. Давайте будем беречь голубую жемчужину под названием «Байкал».

Мы замечательно попутешествовали, увидели много красивых рыб. Давайте на память нарисуем рыбок. А рисовать мы их будем песком. На белом картоне обводить карандашом контур рыбки, и намазать клеем. Потом насыпать песок окрашенный, и дать высохнуть.

Источник



Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по озеру Байкал»

МКДОУ «Детский сад «Тополёк», Иркутская область р.п. Куйтун

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Пупырева Л.Н. Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по озеру Байкал» // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030025.html (дата обращения: 18.05.2021 ).

Цель: закрепить знания детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с малой родиной, особенностями её природы, озером Байкал;
2. Развивать любознательность и познавательную мотивацию;
3. Воспитывать осознанное отношение к объектам окружающего мира, бережное отношение к природе.
Оборудование: фильм о Байкале, картинки рыб, разрезные картинки животных, обитающих на Байкале, приборы для исследований, дневники наблюдений, глобус.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, картинок о Байкале, работа с презентацией «Это наш Байкал».

Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг
Тут речка, там – зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь
Воды в пустыне не найдешь
А где-то снег лежит горой
А где-то жарко и зимой….
Чудес нам всех не перечесть
Одно у них названье есть
Леса, и горы, и моря – все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой
Любимую планету!

Ребята, скажите пожалуйста как можно назвать маленькую копию нашей планеты?
— Глобус
Земля – это огромные материки, моря, океаны, где живут звери, рыбы, птицы, где растут деревья, возвышаются горы.
Я знаю, что вы любознательные дети много играете, изучаете детские энциклопедии. И сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие по родному краю. Как называется наш край?
— Сибирь, живем в Иркутской области
Ребята, а чем знаменита Сибирь?
— в Сибири есть озеро Байкал
Предложить найти Байкал на глобусе.
Байкал изображен в форме молодого месяца.
Что вы знаете о Байкале?
Молодцы.
Ну, что отправляемся, а отправимся мы на моторной лодке. Проходите, присаживайтесь. Заводим мотор. (звук моторки)
Фильм: Святое море, Священный Байкал так называли Байкал с незапамятных времен. Это самое глубокое и чистое озеро на планете, священный дар природы. Его еще называют Жемчужиной Сибири. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только 1 — это Ангара, а еще Ангару называю дочерью Байкала. Как богат и разнообразен водный, растительный, животный мир Байкала.
А вот и первая остановка «дикий животный мир Байкала»
И вот вам задание соберите животное и назовите его.
(Включается шум Байкала )
Ребята, что-то Байкал разбушевался .поскорее беремся за руки.
Грозен стал Байкал. Ветер все сильнее, волны все выше, одна наталкивается на другую.
(Звук чаек и волн)
И вот опять выглянуло солнышко из-за туч. Ветер успокаивается, ветер все меньше, все спокойнее, слышен лишь крик чаек да плеск волны. Бежит совсем не слышно хрустально чистая вода.

А мы с вами отправляемся в подводный мир Байкала. Присаживайтесь в подводную лодку, закрываем двери начинаем погружение. Обратите внимание сколько рыбы.
(на столе лежат картинки с изображением рыб) отгадайте- ка загадки:

Начинается на «о»,
Ох, и любят же его!
Говорят живет в Байкале.
Вы случайно не слыхали. (Омуль)

Что за рыбка невеличка
Меньше даже рукавички?
Бледно-розова, нежна
Студена вода нужна.
А на солнце рыбка тает, рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка – иностранка.
Это рыбка (Голумянка)

Рыба полосатая,
Хищная, опасная,
Ловит маленьких мальков,
Красный цвет у плавников! (Окунь)

На дне живёт,
Ест, что найдёт,
В морях и реках обитает,
Скажи, как рыбу называют? (Осетром)

Меж коряг, травы и тины,
Плавает большая рыба,
За другими наблюдает,
Зазевавших рыб хватает! (Щука)

В снежном логове родятся.
Простудиться не боятся
подрастут начнут нырять
шубки белые менять
если очень повезет –
лет полсотни проживет. (Нерпа)

Звук SOS. Ребята, что – то на берегу случилось. Поднимаемся на поверхность. На экране картинка с заводом.
Что же случилось?.
Ответы детей
Дело в том, что на берегу Байкала расположен целлюлозно-бумажный завод по изготовлению бумаги. В настоящее время завод не работает его закрыли т.к. отходы, поступающие в озеро, очень загрязняли воду, начали гибнуть рыбы, животные, погибать растения. Директор завода сообщил, что фильтры для очистки воды пришли в негодность, сломались. А вы знаете, что такое фильтры и для чего они нужны? Посмотрите, какая вода стала в Байкале.
Фильтры – это очистительные устройства.
Чтобы вода была чистой на заводе необходимо заменить сломанные фильтры.
Может нам удастся помочь. Давайте представим, что мы исследователи по очистке воды. Отправляемся в исследовательский институт. Проходим в лабораторию, одеваем халаты. Внимательно посмотрите, что лежит у вас на столах?
Вам нужно очистить грязную воду используя имеющиеся у вас фильтры. Работать мы будем парами, результаты заносить в исследовательские журналы.
Дети работают самостоятельно.
Вывод: грязная вода проходя через фильтр очищается.
Молодцы! Результаты нашей работы мы отправим директору завода.
(шум моря и крик чаек) Слышите крик чаек и шум воды – это Байкал говорит вам спасибо за помощь, и за оказанную помощь дарит вам свою маленькую копию.
А нам пора возвращаться. Присаживаемся в лодку, заводим мотор, отправляемся.
Итог занятия: На каком озере мы сегодня побывали. Как мы помогли Байкалу.
В следующее путешествие мы отправимся по растительному миру Байкала.

Литература:

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Воронеж, 2006. 190 с.
  2. Байкал – жемчужина Сибири: учебно – методическое пособие для детей дошкольного возраста ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», 2011.

Источник

Итоговое тематическое занятие. Игра-путешествие для детей подготовительной группы «Путешествие по Байкалу»

Конкурсные работы

itogovoe-tematicheskoe-zanyatie-igra-puteshestvie-dlya-detej-podgotovitelnoj-gruppy-puteshestvie-po-bajkalu (1)Цель: закрепить знания детей об озере Байкал, о его уникальной фауне.

Задачи: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; развивать познавательную активность; закрепить знания о животном мире Байкала; рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения; воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе.

Оборудование: карта маршрута, компьютерная презентация, бинокль, форма для капитана, бескозырки, конверт с письмом от Сибирячка, альбом «Красная книга Байкала», вырезанные силуэты рыб, животных и растений, обитающих на Байкале, акваланги с сюжетно — ролевой игры «Исследователи подводного мира».

Предварительная работа: рассматривание фотографий, картинок о Байкале, работа с презентацией «Это наш Байкал», подбор материала для создания Красной книги о Байкале (совместно с детьми и родителями), творческие занятия.

Читайте также:  Озеро виктория в пустыни сахара

Ход игры:

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

Стук в дверь, на пороге находим большой конверт в нем письмо и карта маршрута.

Письмо от Сибирячка.

Здравствуйте, дети. Меня зовут Сибирячок. Я знаю, что вы любознательные дети, много играете, путешествуете по разным странам и материкам. Поэтому я решил пригласить вас совершить увлекательное путешествие по Байкалу в поисках клада. Байкал действительно хранит в себе очень много разных сокровищ. Узнать о них вы сможете, если будете следовать по карте маршрута. Я верю, что вам понравиться это путешествие и вы обязательно найдете клад. Вперед! Доброго пути!

Воспитатель: Ну что, ребята. Хотите совершить увлекательное путешествие? Давайте посмотрим на чем, мы отправимся в это путешествие.

На доске задание: Соединить цифры по порядку, узнаем на чем будем путешествовать (на яхте)

Перед началом нашего путешествия, давайте посмотрим на карту. На ней Байкал изображен в форме молодого месяца. Таким он виден из космоса. Байкал – самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой. Если бы на земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить полвека.

itogovoe-tematicheskoe-zanyatie-igra-puteshestvie-dlya-detej-podgotovitelnoj-gruppy-puteshestvie-po-bajkalu (2)

Давайте очень осторожно будем двигать корабль вдоль берега Байкала.

Перед нами водная гладь Байкала и мы отправляемся в наше путешествие по Байкалу. Итак, команда “Сбор!” Все заняли свои места. Яхты на старт! Мы отправляемся на поиски сокровищ Байкала!

Перед путешествием вам необходимо зарядиться бодростью и не забыть взять с собой хорошее настроение. Ну вот, я вижу что вы все готовы, и мы отправляемся!

Физ. минутка:

От зеленого причала оттолкнулся теплоход, Он шагнул назад, А потом шагнул вперед, И поплыл, поплыл по Байкалу, Набирая полный ход. Встал на мостик капитан, Смотрит здесь, смотрит там. То в бинокль, а то в трубу- Влево, вправо, за корму.

Наше морское судно прибывает на Первую станцию: «Историческая»

Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем-
Как его мы назовем
(озеро Байкал, показ слайда)
Это озеро – священный дар природы. Ещё его называют “жемчужиной Сибири”. «Святое море”, “Святая вода”, так называли Байкал с незапамятных времён.

А сейчас я хочу рассказать вам легенду Байкала. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Хотите знать, почему так происходит? В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём светила светлее неба, ночью темна темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара. Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но, случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Так и течёт Ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаман камнем (показ слайда)

Обратите внимание, перед нами Вторая станция «Животный мир Байкала». Загадываю детям загадки, которые сопровождаются показом слайдов, кратким рассказыванием о животных. Вырезанные силуэты животных крепятся на магнит, в районе станции «Животный мир»

Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул как огонек? (Белка)

Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)

Посмотрите-ка, какая:
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)

Шубка серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)

Хищный маленький зверёк,
Но не норка, не хорёк.
Белочка в дупле боится,
Что ее найдет… (куница)

Коротко рассказываю о животных Байкала, мало знакомых детям.

Куница — ловкий, красивый и хищный зверек.. Шубка пушистая, теплая, густая. На горле и груди есть украшение — желтое или с оранжевым оттенком пятно. А на лапах крепкие острые когти. Весь день куница спит, лишь с наступлением ночи выходит на поиски добычи. Куница славится своим замечательным мехом.

Хищный небольшой зверек от людей живет поодаль. На куницу он похож, называется он (соболь) Соболь — ловкий, красивый и быстрый зверек. Он любит жить там, где много поваленных деревьев, коряг, зарослей. У соболя гибкое сильное тело, небольшой пушистый хвост, широкие лапы с острыми коготками. На голове с узкой мордочкой небольшие, почти круглые ушки. Славится соболь своей меховой шубкой.

Мы прибываем в бухту «Подводный мир». Здесь мы с вами познакомимся с подводным миром Байкала. Итак, одеваем акваланги и вперед, изучать подводный мир Байкала. Посмотрите, кто это плывет мимо нас!
Помещаю силуэт нерпы на карту.

(Нерпа, показ слайда, рассказ педагога о нерпах). У нас на пути байкальская нерпа. Она не случайно расположилась на карте рядом с аквалангистом, который спускается под воду. Это животное живет рядом с водой. Она питается рыбой, любит резвиться в воде.

В снежном логове родятся.
Простудиться не боятся.
Подрастут – начнут нырять,
Шубки белые менять.
Если очень повезёт –
Лет полсотни проживёт.
Что за зверь такой с усами?
Ну, подумайте-ка, сами!

Релаксация: Дети садятся на ковер: давайте поурчим, как нерпа, полежим как нерпа на солнышке поплаваем ловко в воде.

Обратите внимание, ребята. Мимо нас проплывают уникальные рыбки. Они обитают только здесь, в нашем озере Байкал.

Начинается на «о»,
Ох, и любят же его!
Говорят – живет в Байкале.
Вы, случайно, не слыхали? (Омуль, показ слайда)

itogovoe-tematicheskoe-zanyatie-igra-puteshestvie-dlya-detej-podgotovitelnoj-gruppy-puteshestvie-po-bajkalu (3)

Эта рыба наиболее популярна на Байкале. Омуль – рыба, которая обитает только в Байкале. Именно она по-настоящему прославила озеро. Омуль означает «странствующий сиг». И недаром его так прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т. е. откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния. Почему омуль уходи в реки на нерест? (потому что в реках вода теплее, чем в озере) Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро. Большинство мальков погибает во время путешествия. Те же, которые благополучно вернулись, растут и развиваются, чтобы затем самим дать потомство.

Что за рыбка-невеличка –
меньше вашей рукавички?
Бледно-розова, нежна-
Студеная вода нужна.
А на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка-иностранка? Рыбка эта… (голомянка)
(показ слайда, рассказ воспитателя о голомянке)
Голомянка – это чудо Байкала. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к тому же нет чешуи.

itogovoe-tematicheskoe-zanyatie-igra-puteshestvie-dlya-detej-podgotovitelnoj-gruppy-puteshestvie-po-bajkalu (4)

Игра «Заселим Байкал рыбками»
Перед нами ребята карта — макет Байкала. Мы с вами говорим о том, что в Байкале водится много рыбы, но вот беда, посмотрите, какой — то он у нас пустой и безжизненный. Давайте его заселим рыбками. Каких байкальских рыб вы знаете? (омуль, карась, осетр, голомянка, налим, таймень) Дети крепят рыбок на макет Байкала с помощью магнитов.

Молодцы, ребята, давайте отправимся дальше. И мы прибываем в бухту «Экологическая».

Когда ты болеешь, все мы больны. Байкал, ты хрустальная печень страны! И кто-то добавил из глубины: Байкал – заповедная совесть страны.

Ребята, недавно в нашем научном центре, мы с вами работали над созданием Красной книги Байкала. Давайте с вами вспомним, зачем нужно было создавать такую книгу? Какие животные и растения занесены в Красную книгу Байкала? Почему и от кого надо их охранять? Какие меры необходимо предпринимать, чтобы Байкал был чистым? (ответы детей)

Станция «Сюрпризная». Включить запись шум волны, вместе с детьми находим в научном центре шкатулку с сюрпризами — ракушки и конфетки — морские камушки, бутылку Байкальской воды.

Ребята, могучему Байкалу очень понравилось как вы бережно относитесь к природе, как много вы знаете о растительном и животном мире Байкала. За это он вас поблагодарил небольшими сувенирами. Байкальская вода — это самое настоящее сокровище всего мира. Мы обязательно попробуем с вами эту воду и вы сами сможете оценить ее вкусовые качества, ракушки будут храниться в нашем научном центре и напоминать нам о приятном путешествии, сладкие морские камушки напомнят вам как приятно ходить босиком по берегу Байкала. А наше путешествие заканчивается.

(подведение итогов, чем понравилось путешествие, карту распечатать на листе формата А3)

Карта маршрута к игре — путешествию «Путешествие по Байкалу»

itogovoe-tematicheskoe-zanyatie-igra-puteshestvie-dlya-detej-podgotovitelnoj-gruppy-puteshestvie-po-bajkalu (5)

Автор: Качко Наталья Николаевна, воспитатель МОУ « Тайтурская начальная школа — детский сад № 19»
п. Тайтурка, Иркутская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

Источник

Adblock
detector