Меню

Конспект урока реки артерии земли 6 класс полярная звезда

География. 6 класс

Конспект урока

География, 6 класс

Урок 04. Реки Земли

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению поверхностных вод суши – рек.
  2. В ходе урока школьники познакомятся с особенностями строения реки и её частями.
  3. Узнают об основных отличиях равнинных и горных рек.
  4. Узнают об особенностях режима рек

Река – природный водный поток, протекающий в понижении рельефа, созданного её движением.

Русло – самая глубокая часть речной долины, где водный поток постоянный.

Исток – место начала реки.

Устье – место впадения реки в море, озеро или другую реку.

Приток – реки, присоединяющиеся по пути к основной реке.

Речная система – главная река с притоками.

Речной бассейн – площадь суши с которой река собирает воду.

Водораздел – линии поверхности Земли, по разные стороны от которых сток идёт в разные речные бассейны.

Пороги – твёрдые породы в русле рек.

Режим реки – изменение уровня воды по сезонам, процесс замерзания или ледохода на реке в определённое время.

Межень – период самого низкого уровня воды в реке.

Паводок – внезапное поднятие уровня воды в реке, вызванное выпадением дождей или интенсивным таянием снега.

Половодье – увеличение количества воды в реке, повторяющееся ежегодно в определённое время года.

Основная и дополнительная литература по теме

  1. География. 5 – 6 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Сайт: Научно-популярная энциклопедия. Вода России. http://water-rf.ru/.
  3. Сайт: География. https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.
  4. Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru.
  5. Сайт: Издательство «Просвещение» www.prosv.ru.
  6. Сайт: Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru.
  7. Сайт: Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
  8. Сайт: Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru.
  9. Сайт. Мир океана. http://www.seapeace.ru.
  10. Сайт. Гидрометцентр России. https://meteoinfo.ru.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы уже успели изучить воды Мирового океана. Теперь мы начнём изучать воды суши. На суше огромные запасы пресной воды сосредоточены в реках. Каждый из вас хотя бы раз в жизни видел реку. А каковы особенности рек? Тема нашего урока: «Реки Земли».

Реки – обычно постоянные потоки поверхностных вод, текущих в выработанных ими углублениях – руслах.

Каждая река имеет исток, русло, устье. Река может иметь притоки или сама быть притоком и является частью речной системы. Источники питания рек – дожди, снег, ледники и подземные воды. Водность и режим рек тесно связаны с их источниками питания и климатическими условиями. Характер течения реки зависит от рельефа территории, по которой она протекает.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Подберите подписи к изображениям.

Варианты ответов:

Правильный вариант ответа:

Задание 2. Распределите характеристики горной и равнинной рек.

Источник

Конспект урока реки артерии земли 6 класс полярная звезда

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы

Конспект урока в 6 классе «Реки — артерии Земли»

МОУ Красноборская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока в 6 классе

«Реки — артерии Земли»

Подготовила и провела

Тема урока: «Реки — артерии Земли»

Тип урока: комбинированный, практическая работа.

Описание исходного уровня знаний, умений учащихся для данной темы .

К моменту проведения урока по теме «Реки — артерии Земли» учащиеся:

— состав, строение, части гидросферы;

— роль мирового круговорота воды в природе;

— значение воды в природе и жизни людей.

— показывать по карте: части Мирового океана, острова, полуострова, океанические течения;

— выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Мировой круговорот воды в природе;

— использовать рисунки, текст, карты (атласы) для выполнения практических работа.

— находить в тексте необходимые сведения;

Цель урока : создать условия для освоения учащимися программного материала о реках.

— сформировать у учащихся представление о реке, ее частях, речной системе, речной долине, питании реки, режиме реки;

— раскрыть роль рек в жизни человека;
— формировать умение составлять описание географического объекта — реки;

— закрепить умения работать с картой, атласом;

— закрепить знания о гидросфере.

— формировать навыки самостоятельной работы;

— развивать творческую активность учеников;

— развивать речь, мышление, наблюдательность учащихся.

— способствовать продолжению развития устойчивого интереса к географии как науке

— расширять кругозор учащихся;

— воспитывать у учащихся культуру умственного труда, чувство ответственности ;

— воспитывать любовь к своей стране, своему краю.

Эпиграф урока : «Текущая река – это сама жизнь»
(П. Семенов-Тян-Шанский).

Методы обучения: изложение нового материала, объяснительно-иллюстративные, дедуктивные, репродуктивный, практическая работа,

Формы организации обучения: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная.

Методы и формы контроля : самостоятельная работа — тестирование, работа с картами атласа, практическая работа, домашнее задание.

Планируемый результат обучения:

а) учащиеся должны узнать:

— части реки, притоки, речной бассейн, водораздел;

— источники питания реки, режим рек;

— о значении реки в жизни человека;

б) учащиеся должны уметь: показывать реки по карте; давать описание реке по плану.

Материально-техническая база и оснащение: учебник, тренажер, физическая карта мира, России, Нижегородской области, карты атласа, контурные карты, тетради для практических работ, макеты («речная система», «водораздел»), компьютерные технологии, дидактический материал, сигнальные карточки, дополнительная литература.

Предварительная работа: выучить отрывки стихотворений о реках.

Подготовка учащихся к сознательному и активному усвоению знаний: а) мотивация учебной деятельности учащихся; б) постановка цели урока.

Закрепление знаний учащихся по пройденному материалу

Изучение нового материала: а) усвоение новых знаний; б) физкультминутка;

Контроль и закрепление знаний. Практическая работа.

Информация о домашнем задании

Рефлексия. Подведение итогов урока

Приветствие учащихся. Настрой учащихся на работу. Проверка готовности к уроку.

Проверка эмоционального состояния учащихся:

-Ребята, посмотрим с каким настроением вы пришли на урок, и какое оно у вас будет в конце урока.

Приветствие учителя стоя. Подготовка рабочего места (наличие учебных принадлежностей, карты).

Работа по шкале эмоционального состояния. (Приложение №1.)

Поднимают сигнальную карточку, соответствующего цвета.

Организация работоспособности учащихся с целью подготовки к работе на уроке.

Настроить учащихся на благоприятную, доброжелательную атмосферу .

Подго-товка уча-щихся к созна-тельному и активному усвоению знаний

Мы продолжаем изучение темы «Гидросфера».

На предыдущих уроках мы познакомились с составом, строением, свойствами гидросферы. Узнали составные части Мирового океана, значение воды в природе и в жизни людей.

Сегодня мы познакомимся с реками.

Читайте также:  Форель обитает в горных реках

Тема, цель, план урока – слайды № 1-3

В ходе работы урока ваши знания будут оцениваться, вы получите за урок не одну оценку, а в конце – итоговую, поэтому на уроке вы все должны активно работать.

У вас на парте лежат табели учета знаний, все вы, знаете как по ним работать? (Приложение № 2)

Слушают внимательно учителя, который вводит их в курс деятельности на уроке.

Знакомятся с целью, планом урока, мысленно готовятся, что будут изучать на уроке.

Учащиеся знакомы с такой формой учета знаний.

Развивается познавательный интерес к уроку. Активизируется творческий потенциал учащихся. Создание эмоциональной атмосферы обучения. Эффект разнообразия.

Акцентирование внимания на целях урока. Знакомство с планом урока ориентирует учащихся на предстоящую деятельность, нацеливает на конечный результат.

Такая форма учета знаний способствует воспитанию ответственности , самостоятельности учащихся и является хорошим стимулирующим средством их познавательной активности

Закрепление знаний учащихся по пройде нному материалу

По изученному материалу по теме «Гидросфера»вы сейчас ответите устно на несколько вопросов и письменно ответите на тесты.

А. Фронтальный опрос:

1.Что называют гидросферой.

2. Что такое Мировой океан?

3. Показать океаны по мере убывания их площадей.

4. Что называется островом?

5. Показать моря: 2 окраинных, 2 внутренних.

6. Показать самый большой по площади остров мира.

— Пожалуйста, ответьте письменно на тесты. (Приложение № 3)

Проверьте, как вы ответили на вопросы теста по ключам и поставьте себе первую оценку .

Обобщение по тестам (как справились, какие оценки поставили себе).

Учащиеся отвечают на вопросы, показывают по карте географические объекты. Внимательно слушают ответы товарищей. (По необходимости исправляют, дополняют)

Самостоятельно работают по тестам

Самопроверка по ключам и выставляют себе оценки по критериям оценок в табель учета знаний. (Приложения № 4, № 5, № 2)

Сообщают свои оценки, (радуются своему первому успеху на уроке)

Связь с предыдущей темой необходима для того, чтобы у учащихся сложилось впечатление о географии, как о науке последовательной, логически обоснованной.

Фронтальный опрос стимулирует деятельность учащихся. Применение наглядных средств обучения, развивают коммуникативные умения, умения наблюдать и сравнивать, а также зрительное восприятие и внимание.

Применение самостоятельной работы обусловлено решением общедидактической задачи- повторение раннее изученного материла, что позволяет своевременно устранить пробелы в знаниях. Тесты носят характер тематического контроля знаний, умений и навыков.

формирует у учащихся такие качества личности, как ответственность, честность, требовательное отношение к себе.

Создание ситуации успеха для учеников.

Усвое ние новых знаний

Изучение материала нового урока мне хочется начать с ваших выступлений. Вы все подготовили небольшие отрывки.

-Спасибо ребята. Поставьте оценки, (комментирую их).

О реках написано много стихов,загадок, песен, книг. (слайд № 4) – А как вы думаете, почему?

— 1) Какая река протекает недалеко от нашего населенного пункта? 2) Какие реки вы еще знаете? 3) Вспомните, какие реки есть в нашей области? 4)Как вы думаете, что называется рекой?

— Посмотрим на тему нашего урока. Почему реки называют артериями Земли? Эпиграф нашего урока (слайд № 1)

Предлагаю найти определение понятия в учебнике, «ориентируясь» по «Полярной звезде». Показ слайда № 5.

— Как на карте изображены реки?

Рассказ о реках: Рек на Земле великое множество. Они бывают большие и маленькие, плавные и быстрые. Показываю на физической карте мира самые длинные реки: Амазонку, Нил, Миссисипи и по физической карте России и карте Нижегородской области крупнейшие реки России и Нижегородской области: Волгу, Лену, Обь, Енисей, Волгу, Оку, Сережу— подчеркивая при этом, что реки показывают на карте от истока по направлению.(Слайд № 21). У каждой реки есть части, посмотрим внимательно на слайд № 5 и рисунок 84 на стр. 118. Начало реки – исток. Река может начинаться из родника в болотце, как наша Волга, или из горного ледника, как Янцзы в Китае. Амур образуется из слияния двух рек — Шилки и Аргуни. Бывают реки, вытекающие из озер, как Ангара, вытекающая из озера Байкал. ( слайды № 6 -11). Место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан- устье. Даю определения «притоки», «речная система», «водораздел»- (показываю макеты), «бассейн реки».

— А как вы думаете, откуда берется вода в реках? (слайд № 12)

Даю письменное задание из тренажера — № 23, стр. 53.

— Проведем физкультминутку. Приложение № 7.

-Отдохнули, продолжаем дальше работать.

Раскрывая понятие «режим реки» — последовательное изменение уровня воды,- объясняю, что такое половодье, межень, паводок (слайд № 13). По рисунку 85, стр.119 учебника анализирую графики изменения уровня Волги и Амура. Знакомлю учащихся с условными обозначениями по горизонтали и вертикали.

Формируя понятие «речная долина» и объясняя, как «работают» реки, обращаюсь к слайдам № 13-20 и тексту учебника. Знакомлю с понятиями : пойма, речная терраса, старица, меандра, пороги, водопады (показываю на карте).

-Какое значение рек в нашей жизни? (слайд № 22)
— Почему реки нуждаются в нашей заботе? Как можно помочь рекам? Что вы можете сделать для охраны рек?

Читают наизусть отрывки о реках. (Приложение № 6)

Выставляют полученную оценку в табель учета знаний.

Учащиеся отвечают (издавна люди селились рядом с реками, водный путь, используют воду).

Называют реки. Пытаются дать определение новому понятию самостоятельно .

Внимательно слушают учителя, задумываются над вопросом.

Работают по учебнику (стр. 117) и читают текст слайда № 5, определяют, как изображаются реки на картах

Внимательно слушают учителя, работают по атласу .

Используя слайд № 5 и рисунок 84, учащиеся находят части реки вначале на схеме, а затем на карте, наполняя при этом содержанием понятия: исток, устье, русло, притоки, речная система. Работая с картой, учащиеся определяют понятия: главная река, левые и правые притоки .

Пытаются ответить самостоятельно . По слайду № 12 знакомятся с основными источниками питания рек. Выполняют письменную работу — заполняют схему: «Источники питания рек »

Учащиеся закрывают глаза,

Работают по учебнику — рисунок 85. Анализируют графики, определяют уровень воды в метрах в разное время года. Сами дают ответ на вопросы: когда на этих реках половодье, межень?

Читают текст на стр. 120-121 вслух, работают по рисункам 86- 88. Учащиеся прослеживают зависимость между рельефом местности и течением реки.

Называют значение рек в нашей жизни, предлагают меры по охране реке.

Предварительная работа формирует у учащихся такие качества личности, как ответственность, дисциплинированность.

Читайте также:  Чудовище из реки волга

Осуществляется межпредметная связь с литературой. Воспитание чувства прекрасного.

базируется на имеющихся знаниях по географическому краеведению.

Акцентирование внимания на теме и эпиграфе урока.

Отрабатываются навыки работы с учебником, картой .

Использование словесно-наглядного метода способствует формированию теоретических знаний учащихся, развивает наблюдательность, повышает внимание к изучаемым вопросам.

Новые термины и понятия обогащают словарный запас учащихся, способствующий развитию правильной речи, интеллекта учащихся .

Беседа с опорой на знания учащихся, с использованием наглядных средств обучения активизирует познавательную деятельность учащихся. Смена вида деятельности приводит к эмоциональному подъему . Развитие умения вести аккуратно записи в тренажере.

Введение физкультминутки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности детей.

Развитие умения сравнивать, анализировать.

Сочетание слуховой и зрительной памяти.

Отрабатывается умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Применение знаний учащихся. Межпредметная связь с экологией. Воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде.

Контроль и закрепление знаний.

— В тетрадях для практических работ записываем тему, цель. (слайд № 23 ) по карте будем описывать реку – Амазонку.

Ваши работы я проверю после, за них вам тоже будет выставлена оценка.

Для закрепления изученного материала предлагаю устно выполнить задание №7 на стр. 122.

Открывают тетрадь для практических работ, пишут тему, цель, описывают по плану (слайд № 23- 24), используя карты атласа и данные слайда № 21. Например:

2.Длина — 7062 км.

3.Находится в Южной Америке. 4.Америка.

6. Атлантический океан.

7.Течет с запада на восток близко к экватору.

8. Амазонка сама является главной рекой и образует речную систему со своими притоками.

Практическая работа проводится под руководством учителя, который помогает и организует деятельность учащихся. У учащихся формируются навыки учебного труда, совершенствуется умение работать с атласом. появляется новый интерес к продолжению изучения тем ы.

Задание выполнятся для закрепления изученного материала

Информация о домашнем задании

Запишем задание на дом: 1) Прочитать параграф № 21.

2)На контурных картах выполните задание №1, учебник стр.122.

Записывают домашнее задание в дневники. Задают по необходимости вопросы учителю.

Закрепление изученного на уроке материала, позволит еще раз осмыслить изученный на уроке материал и подготовиться к изучению темы следующего урока.

Домашнее задание способствует развитию личностных качеств — чувство долга, силы воли, ответственности.

Рефлексия. Подве-дение итогов урока.

— Подведем итоги урока.

Чем занимались на уроке? Что узнали нового для себя?

— Какое настроение в конце урока? Изменилось ли оно у вас?

— Настроение у всех повысилось, молодцы.

— Выставим итоговые оценки за вашу работу на уроке . У вас две оценки уже есть, я вам тоже всем поставлю оценку, (комментирует каждую оценку).

-Ребята, я вас всех благодарю за работу на уроке. Все вы работали хорошо.

Учащиеся формулируют выводы по уроку, перечисляют этапы урока и виды деятельности. Высказывают свое мнение.

Работа по шкале эмоционального состояния. (Приложение №1.)

Поднимают сигнальную карточку, соответствующего цвета.

В табель учета знаний выставляют оценку учителя и итоговую. Выставляют оценки в дневник

Итог проводится с целью обобщения работы урока. Развивается память, речь, мышление, воспроизведение изученного материала позволяет еще раз повторить и обобщить новые знания, привести их в систему.

Положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Эффект новизны, разнообразия, занимательности, увлекательности.

Оценка стимулирует деятельность учащихся.

Дети видят свои ошибки и

можно судить о степени усвоения нового материала

Источник



Урок географии в 6 классе: «Реки – артерии земли»

Урок географии в 6 классе:

«Реки – артерии земли»

    сформировать представление о реке, её частях, речной системе, речной долине, питании и режиме реки; раскрыть роль рек в жизни человека; формировать умение описывать реку.

Оборудование: физическая карта полушарий, мультимедиакомплекс.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

Организационный момент Проверка домашнего задания. Каждый ученик получает лист с кроссвордом.

Самое солёное море (Красное) Самое быстрое теплое течение Атлантического океана (Гольфстрим) Движение воды, возникающее под воздействием ветра (волна) Плавающие ледяные глыбы (айсберг) Высокая волна, образующаяся от подводных землетрясений (цунами) Единица измерения солености (промилле) Море около побережья России, где наблюдаются наибольшие приливы

Движение воды в прибрежных районах, вызванное притяжением Луны

Свойство воды (соленость) Актуализация. Фронтальная беседа с классом.

Отгадайте загадку. Не конь, а бежит, не лес, а шумит.
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
С горы пришла, в море ушла.

Мы сегодня поговорим о реках.

Запишите тему урока «Реки – артерии земли»

Вопросы к классу:

    на какой реке расположен наш населенный пункт? (река Ока) во все ли времена года наша река одинакова? (наша река непредсказуема, может очень быстро измениться уровень воды в реке в любое время года) какая крупная река протекает по территории Нижегородской области? (река Волга) о каких реках вы слышали?

4. Изучение нового материала.

    определение «Река – это водный поток, текущий по руслу»

(Работа с картой и атласами. Учащиеся определяют, как изображаются реки на карте. Почему реки сравнивают с артериями?)

    самые крупные реки мира – Амазонка (самая длинная и полноводная), Нил, Миссисипи. В России – Лена, Обь, Енисей, Волга. (работа с атласом с.32, учащиеся находят эти реки на карте полушарий с.14-15)

Задание: определить реку по описанию по физической карте России в атласе с.16-17. «Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”. (Река Лена)

    определение «Речная система – это главная со всеми притоками» (зарисовать схему в тетрадь)

На примере реки Кубань рассмотреть части речной системы.

    определение «Речной бассейн», «Водораздел» (работа с картой учебника с.118) Вопрос к классу: в бассейне какой реки мы живем?

    понятие «Речная долина» (зарисовать схему на доске и в тетради)

    источники питания рек на примерах рек мира. Почти все реки имеют смешанное питание, но всегда один источник питания преобладает: дождевое (Амазонка, Конго), снеговое (Енисей), подземными водами (небольшие реки оазисов) ( работа с картой полушарий) понятие «Режим реки – последовательное изменение уровня воды»: определения: «Половодье – это продолжительный подъем уровня воды в определенный сезон», «Паводок – это кратковременный подъем уровня воды в любой сезон», «Межень – низкий уровень воды в реке» (анализ графиков уровня воды в реках с.119)

Вопрос к классу: какой режим нашей реки Оки?

    понятие «Пороги» и «Водопады» (рис.87,88 учебника с.121)
Читайте также:  Названия всех рек карелии

Задание: Найдите на карте Южной Америки самый высокий в мире водопад (5?с. ш. 62? з. д.) . На какой реке он находится?

Вопрос к классу: какие водопады мира вы знаете?

    Характер течения реки – равнинная или горная (видеофрагменты для сравнения характера течения двух рек) Роль рек в жизни человека. Беседа с учащимися о пользе рек, о заботе и охране рек. Как рекам можно помочь? Какие проблемы у нашей реки Оки? Какие природоохранные мероприятия ребята проводят?

5. Закрепление. Используя рубрику «Шаг за шагом», учащиеся под руководством учителя описывают реку Амазонка (с. 122 учебника «Описываем реки по карте». Запись в тетрадь, работа с атласом)

1. Амазонка находится в Южной Америке, протекает в основном по территории Перу и Бразилии

2. Амазонка течет с запада на восток

3. Исток Амазонки в горах Андах, впадает река в Атлантический океан.

4. Амазонка — главная река со своими притоками.

5. Бассейн реки более 7 тыс. кв. км. Это самая многоводная река мира.

Источник

Урок-практикум с использованием ИКТ «Реки – артерии Земли». 6-й класс

Презентация к уроку

В тематическом и поурочном планировании « География. Гидросфера. 6 класс» необходимо провести 4 практические работы, тогда как на изучение темы отводится всего 5 часов. Так как в 6 классе формируются базовые географические знания и умения, то очень сложно соотнести количество отведенных часов на изучение и формирование умений и навыков. Поэтому, я предлагаю презентацию урока-практикума, на котором поэтапно учащиеся добывают новые знания, через выполнение обучающей практической работы на контурной карте. Данная практическая работа эффективна тем, что развивает умение работать с картами атласа, учащиеся выполняют задания в группах и вступают в контакт друг с другом, помогая и корректируя работу группы. Кроме этого, при проведении данной работы преследуется цель, направленная на выполнение домашней практической работы по выполненному образцу на уроке с помощью плана, который создается по мере выполнения практической работы на уроке.

А так же, при огромном количестве программных практических работ, необходимо учитывать, что география в 6 классе – это «азбука школьной географии», способствующая развитию познавательного интереса к предмету. Поэтому развитие мотивации изучения географии, формирование практических умений и способов деятельности, применение их в повседневной жизни являются важными педагогическими задачами учителя на современном этапе. И чем разнообразнее будет подход к выполнению практических работ, тем интереснее будет процесс добывания знаний у учащихся.

Цель урока: познакомить с понятием «река» как составная часть воды суши.

  • Образовательные:
    • узнать, что такое река и ее части;
    • учить находить географические объекты на карте;
    • учить применяют географические координаты для определения истока и устья изучаемых рек на географических картах;
    • научить работать с контурной картой для обозначения изучаемых рек;
    • сформировать понимание значения рек в природе и жизни человека.
  • Развивающие:
    • развивать познавательный интерес;
    • научить выделять главную мысль, пересказывать, обобщать.
  • Воспитательные:
    • научить работать в группах.

Планируемый результат: каждый учащийся выполняет обучающую практическую работу «Обозначение на контурной карте крупнейших рек» и одновременно готовятся к выполнению итоговой практической работе «Описание реки по плану», которую необходимо будет выполнить дома.

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к работе. Взаимное приветствие, комплектование групп.

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель: Мы продолжаем изучать тему «Гидросфера». Для определения темы урока предлагаю группам отгадать загадки:

1. Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.

2. Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.

3. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий – в море.

4. С горы пришла,
В море ушла.

5. Я начинаюсь с ручейка,
Теку сквозь страны и века,
Дорогу к морю находя,
Ты знаешь, что такое я?

6. Я – часть тебя,
Ты ложку держишь мною,
Но стоит только букву заменить,
И стану я бурливою волною,
Крутые берега, играя, мыть.

Учащиеся отгадывают загадки.

Учитель: О чем эти загадки? Назовите тему урока.

Учащиеся называют тему урока и ставят перед собой цели урока. Учитель записывает тему урока на доске и обращает внимание на то, что сегодня урок-практикум.

– В ходе урока мы будем выполнять задания практической работы «Обозначение крупнейших рек мира» и одновременно готовиться к практической работе «Описание реки по плану», которую нужно будет сделать дома.

III Изучение нового материала

– Какое значение имеют реки для человека? Вам знакомо это место на снимке? На какой реке расположен наш город? Что вы еще знаете о реке? Какие еще реки Нижегородской области вы знаете? Как используют реки?

– Что такое исток? Определить истоки предложенных рек, отметить их на к/к.

– Что такое устье? Определить устье предложенных рек, отметить на к/к

– Что такое русло?

– Что такое притоки? Как можно определить: какой приток левый, а какой – правый?

– Речная система – это .
– Подписать притоки рек.

– Бассейн реки – это .
– Отметить бассейны рек, от истока до устья синим цветом.

– Что такое водораздел? Подписать формы рельефа, которые служат водораздела между реками.

– Питание рек. Все реки имеют смешанный тип питания.

Задание: из списка выберите реки со смешанным питанием, только с дождевым питанием: Миссисипи, Амазонка, Обь, Амур, Енисей, Нил, Волга, Конго, Лена; подчеркните на к/к одной чертой – смешанный тип питания, двумя- дождевой тип питания.

«Правила», по которым живет река. Работа с учебником, стр. 119-120.

1. Что такое режим реки? От чего зависит? (1 группа)
2. Кратковременный подъем уровня воды …? К каким последствиям может это привести? (2 группа)
3. Продолжительный подъем уровня воды …? Когда происходит? Может ли сопровождаться стихийным явлением ? (3 группа)
4. Уровень воды снижается и вода не выходит из русла …? Когда это происходит? Как вы думаете на реках нашей области в это лето наблюдался это процесс? (4 группа)
Определить в какое время года будет половодье на реках, которые указанны в карточках, на к/к написать словами.

По отрывкам из стихотворений, узнать о какой реке идет речь: горной или равнинной. [ Приложение 1]

IV. Подведение итогов

– Закрепление изученного материала.
– Учащимся предлагается через слайды проверить выполнение работы на контурной карте друг у друга.

V. Информация о домашнем задании

Информация о выполнении домашнего задания [ Приложение 2]

Источник

Adblock
detector