Меню

Конспект урока астафьев васюткино озеро становление характера главного героя 5 класс по фгос

Конспект урока «Особенности характера главного героя рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

«Конспект урока по технологии развития критического мышления через чтение и письмо »

Учитель: Шестакова Валентина Ивановна

Предмет: литература.

Класс: 5.

Тема урока: Особенности характера главного героя рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Цели урока:

  • создать условия для выявления особенностей характера главного героя рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»;
  • формирование умения анализировать рассказ;
  • развитие умения выделять главное в изучаемом материале, умения сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;
  • развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения;
  • воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений.

1.Развитие интереса к теме.

2.Активизация всех учащихся.

3.Актуализация знаний обучающихся. Повторение.

4. Определение цели и учебных задач

1.Организация активного восприятия текста.

1.Лови ошибку (работа по содержанию)

Анализ отрывков с использованием вопросов

4.Обобщение темы по кластеру

1.Обобщение изученного материала

2.Анализ поставленных задач.

Технологическая карта урока

Этапы (стадии) и приёмы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Хроно-мет-

раж

урока

Стадия «Вызов»

(задание на повторение, проверка домашнего задания)

Здравствуйте! С егодня мы вновь обратимся к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Давайте поиграем в игру «Верите ли вы?»

1.События происходили на реке Енисей.

2.Васютка снабжал рыбаков рыбой.

3.Затесь – это зарубка на крыше дома.

4.Из-за осенних дождей, поднявших уровень воды в реке, стала плохо ловиться рыба.

5.«Таков старинный порядок…» — говорила мама, заставляя Васютку взять в тайгу хлеба.

6.Первой птицей, которую увидел в тайге Васютка, был глухарь.

7.Васютка понял, что заблудился, когда увидел рыбу, пойманную в сеть.

8.Васютка наблюдал за народными приметами.

9.Васютка в тайге проявил смелость, спокойствие, рассудительность.

— Скажите, ребята, каким может быть «характер»?

— Вы можете сказать, какой у вас характер?

— Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека? Давайте попробуем оформить ваши предположения как кластер.

Один элемент кластера мы оставим пустым и вернемся к нему позже.

А какие ассоциации возникают у вас при слове «тайга»? (напишите на доске)

— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

— Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок?

Выражают свое мнение, обосновывают его.

Спокойный, сильный, слабый, мягкий, твердый, волевой.

Выражают свое мнение, обосновывают его.

Кормилица, лес, глушь, бурелом, труднопроходимость, таёжник.

Особенности характера главного героя

Выявить особенности характера героя, узнать о формировании характера главного героя.

Ответить на вопрос, как Васютка выжил в тайге?

Стадия осмысле-ния

1.Работа по плану, работа в паре.

4.Сначала самостоятельно, а потом в парах

— Чтобы выявить особенности характера Васютки, нужно вспомнить содержание рассказа. Один ученик написал план по рассказу, но допустил ошибки. Вам придётся найти и исправить их.

2.Васютка набирает полный мешок шишек.

3.Васютка собирается в тайгу за орехами.

4.Охота на глухаря.

5.Васютка находит в лесу маленькое озеро.

7.Ночевка в тайге.

8.В озере много белой рыбы.

9.Васютка понимает, что озеро выходит к Енисею.

10.Рыбаки называют озеро в честь Васютки.

(Будете работать в паре)

Молодцы, быстро справились с заданием. А теперь подумаем и ответим, какие факты из рассказа наиболее ярко раскрывают характер Васютки?

Обратимся к приёму «Взаимоопрос». Перед вами тексты с отрывками из рассказа «Васюткино озеро». Ваша задача: составить вопросы соседу по парте (приложение 1).

Оцените свою работу и работу соседа по парте с помощью оценочного листа (приложение 2).

Давайте встанем и поиграем в игру. Я буду говорить, что делал Васютка в лесу, а вы будете это показывать.

Залезает на дерево.

Собирает шишки и в мешок кладёт.

Весело шагает в лес.

Спит. Просыпается и садится за уроки.

Отдохнули, а теперь пора браться за работу.

Давайте поиграем в «Корзину идей».

Каждый самостоятельно запишет себе ответы на вопросы

1.Какие черты характера проявил Васютка, заблудившись в тайге?

2. Что помогло Васютке выжить в тайге?

Затем обсудите свои ответы со своим партнёром, выясните, что общего в ответах, а в чем различие, выберите правильный ответ и поделитесь своей идеей с классом.

Молодцы, оцените свою работу с помощью оценочного листа (приложение 3).

Давайте сейчас вернемся к кластеру, который составляли в начале урока.

Помните, тот не заполненный элемент? Как вы считаете, кто и что может повлиять на формирование характера человека?

Работают в паре.

Исправляют план, читают.

2.Васютка собирается в тайгу за орехами.

3.Васютка набирает полный мешок шишек.

4.Охота на глухаря.

6.Ночевка в тайге.

7.Васютка находит в лесу маленькое озеро.

8.В озере много белой рыбы.

9.Васютка понимает, что озеро выходит к Енисею.

12.Рыбаки называют озеро в честь Васютки.

Высказывают своё мнение.

Васютка собирается в тайгу за орехами.

Охота на глухаря.

Васютка находит в лесу маленькое озеро.

Работают самостоятельно, по текстам формулируют вопросы.

— Когда Васютка собирался в лес, что ему строго напоминала мама? (не отходить от затесей)

— Что мама заставила взять с собой в лес? (хлеб)

— Почему нужно брать с собой в лес еду, спички? (старинный порядок, таёжные законы)

— Что такое затеси?(охотничьи зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться)

— Какая склонность у Васютки была? (склонность к рассуждениям)

— Какую первую птицу увидел Вася? (кедровку)

— Почему Васютка не стал стрелять в кедровку? (жалко попусту сожжённые патроны)

— Как вёл себя Васютка, когда его одолевал страх? (рассуждал вслух, успокаивал себя, не останавливался, искал дорогу)

— Когда понял Васютка, что заблудился? (когда увидел муху, жужжащую в паутине)

— Что припоминал Васютка, когда заблудился в лесу? (слова отца и дедушки, рассказы рыбаков и охотников).

— Чем Васютка занимался в лесу? (как опытный охотник, разжёг костёр, приготовил глухаря)

— Как ведёт себя Васютка, когда выходит к озеру? (показывает свои таёжные знания, знания окружающей природы, рассуждает)

Работа с оценочным листом

Ребята изображают Васютку.

Работают сначала самостоятельно в тетради, а потом в парах.

Высказывают свои идеи.

1.Васютка проявил смелость,

спокойствие, рассудительность, знание окружающей природы, знание таёжных законов и т.д.

2.Васютке помогли знания и навыки, полученные в общении со взрослыми, слова отца и деда, рассказы рыбаков и охотников, умение размышлять.

Работа с оценочным листом

Высказывают свои мнения.

Знания и навыки, полученные в общении со взрослыми.

Стадия – рефлексия

А теперь напишите синквейн о Васютке, не забудьте раскрыть главные черты его характера.

— Чему же нас научил рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»?

— Все задачи выполнили на уроке?

— Какое впечатление у вас осталось от урока?

Самостоятельно составляют синквейн.

Читают и обсуждают результаты.

Высказывают своё мнение. Делятся впечатлениями.

Домашнее задание

Напишите сочинение на тему « Как Васютка выжил в тайге»

Приложение 1. «Взаимоопрос» (тексты, примерные вопросы и ответы)

Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка, вышел из избы, мать привычно строго напоминала:

— Ты от затесей далеко не отходи — сгинешь. Хлеба взял ли с собой?

— Да зачем он мне? Каждый раз обратно приношу.

— Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.

Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок: идёшь в лес — бери еду, бери спички.

Васютка покорно сунул краюшку в мешок и поспешил исчезнуть с глаз матери, а то ещё придерётся к чему-нибудь.

— Когда Васютка собирался в лес, что ему строго напоминала мама? (не отходить от затесей)

— Что мама заставила взять с собой в лес? (хлеб)

— Почему нужно брать с собой в лес еду, спички? (старинный порядок, таёжные законы)

Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка. Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут.

Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таёжника, рано появилась у Васютки. Он ещё долго думал бы о дороге и о всяких таёжных разностях, если бы не скрипучее кряканье где-то над головой.

«Кра-кра-кра. » — неслось сверху, будто тупой пилой резали крепкий сук.

Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во всё горло. Ей так же горласто откликались подруги. Васютка не любил этих нахальных птиц. Он снял с плеча ружье, прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Стрелять он не стал. Ему ужо не paз драли уши за попусту сожженные патроны. Трепет перед драгоценным «припасом» (так называют сибирские охотники порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду.

— Что такое затеси?(охотничьи зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться)

— Какая склонность у Васютки была? (склонность к рассуждениям)

— Какую первую птицу увидел Вася? (кедровку)

— Почему Васютка не стал стрелять в кедровку? (жалко попусту сожжённые патроны)

Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух:

— Ладно, не робей. Найдём избушку. Надо идти в одну сторону. На юг надо идти. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдёшь. Ну вот, всё в порядке, а ты, чудак, боялся! — хохотнул Васютка и бодро скомандовал себе: — Шагом марш! Эть, два!

Но бодрости хватило ненадолго. Затесей всё не было и не было. Порой мальчику казалось, что он ясно видит их на тёмном стволе. С замирающим сердцем бежал он к дереву, чтобы пощупать рукой зарубку с капельками смолы, но вместо неё обнаруживал шершавую складку коры. Васютка уже несколько раз менял направление, высыпал из мешка шишки и шагал, шагал…

В лесу сделалось совсем тихо. Васютка остановился и долго стоял прислушиваясь. Тук-тук-тук, тук-тук-тук… — билось сердце. Потом напряжённый до предела слух Васютки уловил какой-то странный звук. Где-то слышалось жужжание. Вот оно замерло и через секунду снова донеслось, как гудение далёкого самолёта. Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный охотник — паук растянул над мёртвой птичкой паутину. Паука уже нет — убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушку бросил. Попалась в неё сытая, крупная муха-плевок и бьётся, бьётся, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!

— Как вёл себя Васютка, когда его одолевал страх? (рассуждал вслух, успокаивал себя, не останавливался, искал дорогу)

— Когда понял Васютка, что заблудился? (когда увидел муху, жужжащую в паутине)

«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» — вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому. Пригодились спички.

Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучку и поджёг. Огонёк, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул — вокруг посветлело. Васютка подбросил ещё веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело несколько комаров — веселее с ними.

Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев, приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой, углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.

Через час примерно он раскопал глухаря. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку — охотничье блюдо! Но без соли какой же вкус! Васютка через силу глотал пресное мясо.

— Что припоминал Васютка, когда заблудился в лесу? (слова отца и дедушки, рассказы рыбаков и охотников).

— Чем Васютка занимался в лесу? (как опытный охотник, разжёг костёр, приготовил глухаря)

Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лec обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка и закричал с тоской и отчаянием:

— Э-эй, мамка! Папка! Дедушка! Заблудился я.

Голос его пролетел немного над тайгой и упал невесомо — кедровой шишкой в мох.

Медленно спустился Васютка с дерева, задумался, да так и просидел с полчаса. Потом встряхнулся, отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать. Подкрепившись, он собрал кучу кедровых шишек, размял их и стал насыпать в карманы орехи. Руки делали своё дело, а в голове решался вопрос, один-единственный вопрос: «Куда идти?» Вот уж и карманы полны орехов, патроны проверены, к мешку вместо лямки приделан ремень, а вопрос всё ещё не решён. Наконец Васютка забросил мешок за плечо, постоял с минуту, как бы прощаясь с обжитым местом, и пошёл строго на север. Рассудил он просто: в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнётся тундра. Васютка понимал, что выйти в тундру — это ещё не спасение. Поселения там очень редки, и едва ли скоро наткнёшься на людей. Но ему хотя бы выбраться из лесу, который загораживает свет и давит своей угрюмостью.

Мысль, которая вчера вечером беспокоила Васютку, снова полезла в голову: «Откуда в озере столько белой рыбы?» Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озёрах будто бы водится белая рыба, но озёра эти должны быть или были когда-то проточными. «А что, если. »

Читайте также:  Какое крупнейшее озеро в европейской части россии

Да, если озеро проточное и из него вытекает речка, она в конце концов приведёт его к Енисею. Нет, лучше не думать. Вчера вон обрадовался — Енисей, Енисей, — а увидел шиш болотный. Не-ет, уж лучше не думать.

Покончив с уткой, Васютка ещё полежал у огня, пережидая, когда уляжется туман. Веки склеивались. Но и сквозь тягучую, унылую дремоту пробивалось: «Откуда всё же взялась в озере речная рыба?»

— Как ведёт себя Васютка, когда выходит к озеру? (показывает свои таёжные знания, знания окружающей природы, рассуждает)

Источник

Становление характера Васютки в рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

  • Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия при анализе рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
  • Содержательная цель:
  • Образовательные: Продолжить работу по обучению аналитическому комментированию художественного текста, работу над характеристикой литературного героя.
  • Развивающие: Развивать речевые умения: подготовка сообщений, развитие умений высказывать своё мнение о прочитанном, составлять план фрагмента текста. Развивать навыки групповой работы.
  • Воспитательные: Помочь обучающимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать у обучающихся эмоциональный отклик на прочитанное.
  • Личностные УУД: уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделять и осознавать обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
  • Коммуникативные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; вести учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.
  • Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию в произведении, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться и воспринимать текст художественного произведения, смысловое чтение.
  • Знать своеобразие творчества В.П.Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя.
  • Уметь определять понятия «литературный герой», «автобиографический рассказ», характеризовать героя произведения.

Личностные: Освоение новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, формирование коммуникативной компетентности.

  • Личностные:способность к саморазвитию мотивации к познанию, учебе; объяснение самому себе своих наиболее заметных достижений, смысл своих оценок, мотивов, целей; самоопределение в жизненных ценностях (на словах);
  • Регулятивные: обнаружение и формулирование учебной проблемы совместно с учителем; работа по составленному плану, в диалоге с учителем совершенствование критериев оценки и пользование ими в ходе оценки и самооценки;
  • Познавательные:сопоставление и отбор информации, полученной из различных источников, анализ, классификация и обобщение фактов и явлений.
  • Коммуникативные:донесение своей позиции до других, владея приемами монологической и диалогической речи, отстаивание своей точки зрения, аргументируя ее.

Основные понятия Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Межпредметные связи: русский язык, ОБЖ.

Формы урока: фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая.

Тип урока: урок-исследование.

I. Проверка домашнего задания

— Мы сегодня продолжим изучать и анализировать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро». На прошлых уроках мы с вами разбирали сюжет. И поэтому домашним заданием вам было выделить в тексте те несколько дней, которые провел Васютка в тайге. Что же у вас получилось?

  • 1 день (когда вышел в тайгу) стр. 127 «Весело насвистывая, шел он по тайге…» до слов стр 135 до слов «Васютка зябко поежился, придвинулся ближе к костру и крепко заснул, так и не дождавшись утренней весточки».
  • 2 день стр. 127 «Солнце уже было высоко» до слов стр 140 «…забылся беспокойным сном»
  • 3 день стр. 140 «Проснулся Васютка поздно…» до слов стр 143 «Он засунул руки в рукава, прижался плотнее к стволу пихты и снова забылся тяжелым сном. »
  • 4 день стр. 143 « На рассвете Васютка, стуча зубами от холода, вылез из-под пихты» до слов стр. 145 «То он слышал шлепанье, то стук моторов»
  • 5 день стр. 146 «Под утро он и в самом деле уловил…» до слов стр. 148 «Она со стоном присела на камни, протягивая руки к сыну..»

II. Введение понятия «Литературный герой» и «Автобиография»

— Давайте вспомним, какова творческая история этого рассказа? (подобное случилось с самим писателем, будучи мальчиком написал сочинение, котрое было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя вспомнил о нем, попробовал восстановить в памяти. Так вот получилось «Васюткино озеро» — первый рассказ для детей.

— Можно ли утверждать, что Васютка и писатель в детстве – это одно лицо.?

— Конечно нет. Многое писатель забыл и, став взрослым, восстановил в памяти. Поэтому Васютка – это литературный герой?

— Что такое литературный герой вы можете узнать из словаря литературоведческих терминов в конце учебника стр 293. Запишите себе в словарь это термин .

(Герой литературного произведения, литературный герой – действующее лицо, персонаж литературного произведения.)

— А если писатель пишет о своей жизни, какое можно дать определение этому произведению?(автобиографическое)

— Найдите в словаре литературоведческих терминов, что такое автобиография и запишите в терадь этот термин.

— Так зачем же любой автор пишет автобиографичесике произведения? (осмыслить наиболее значимые отрезки жизни)

— Как вы думаете, зачем В.П.Астафьев через много лет вернулся к этой истории? Что он хотел осмыслить? (ребята выдвигают различные гипотезы)

III. Создание проблемной ситуации

— Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Я помогу вам вопросом: может ли ребенок за пять дней измениться, переосмыслить свое отношение к жизни? ( нужно через обсуждение, путем наводящих вопросов привести ребят к теме урока: Становление характера Васютки из рассказа).

— Да, ребята, сегодня мы путем анализа текста и его исследования по предложенным вопросам должны будем рассмотреть: изменился ли Васютка за эти пять дней? Как изменился? Что помогло ему переосмыслить свои поступки и действия?

— Но для начала давайте рассмотрим, каким мы видим Васютку, отправляющимся в тайгу? ( не хотел брать хлеба, не взял с собой собаку,

Вывод: В начале рассказа мы видим мальчика беззаботным, пытающимся нарушить законы тайги.

IV. Работа в группах

— А теперь вы в группах проанализируете по предложенному плану поведение мельчика, его настроение, какие черты характера проявляются у него в этот день?

Задания для групп индивидуальны, но ….вывод

Вывод: Каким мы видим Васютку в этот день?

1) встретил кедровку, хотел выстрелить, бранился для солидности, встретил глухаря, помчался за ним, потерял зарубки, понял, что заблудился; сначала вскрикнул, бросился бежать. Упал. Подумал: «Будь, что будет!». Потом успокоился и стал готовиться к ужину и ночлегу.

3) весело насвистывая шел по тайге, склонность к пространным рассуждениям проявилась, досадно было, что не может долбануть кедровк

Вывод: Васютка в этом отрывке нам видится немного беспечным, радостным, азартным. Но когда понял, что заблудился, ззапаниковал, но потом проявил рассудительность.Он испытывал одиночество Малчик сумел приготовить ужин и ночлег.

1) Что делал Васютка в этот день? (выделяйте главное) проснувшись, начал стрелять, в надежде, что его услышат; залез на дерево в поисках желтой полоски, боролся с желанием съест краюху хлеба, пошел на север, нашел озеро, пристрелил двух уток. Приготовил себе ужин, опять боролся с желанием съесть хлеб остался ночевать у озера, нашел много рыбы.

2) Какие чувства испытывал.

3) Какие рассуждения и знания законов тайги помогали ему выживать? (лиственный лес растет только вдоль реки)

Вывод: Васютка в этот день старается не падать духом, скучает по дому, приходит осознание того, что плохо и необдуманно поступал раньше.

1) Что делал Васютка в этот день? Нашел реку, шел вдоль, начал испытывать сильный голод, не удержался и все съел.

2) Какие чувства испытывал? Очень разволновался, когда увидел, что утку унесло течением, а потом обрадовался, когда нашел реку

3) Какие рассуждения и знания законов тайги помогали ему выживать?

Вывод: с одной стороны, Васютка держится, проявляет стойкость, понимает, что надо идти. А с другой, его начинает вновь охватывать отчаяние (сцена с хлебом)

1) Что делал Васютка в этот день? началась дождливая погода, и надо было сушить мокрое белье. Прохудившиеся сапоги, и идти вдоль реки, которая его все-таки вывела к Енисею?)

2) Какие чувства испытывал?

3) Какие рассуждения и знания законов тайги помогали ему выживать?

Вывод: Стойкость характера, целеустремленность мальчика не дают ему падать духом, благодаря знаниям физических законов тайги он все-таки вышел к Енисею.

1) Что делал Васютка в этот день?

2) Какие чувства испытывал?

3) Какие рассуждения и знания законов тайги помогали ему выживать?

Вывод: Опять не растерялся. Развел костер, выстрелами привлек к себе внимание, Дома счастливый стеснялся ухаживаний. Через два дня уже помогал рыбакам.

V. Вывод урока

1) — Изменился ли Васютка за эти пять дней?

— Что помогло ему переосмыслить свои поступки и действия?

У Васютки за 5 неполных дней происходит становление характера: он повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя).

2) Допишите предложения:

Васютке помогли выжить в тайге такие качества характера, как…Самообладание, мужество, терпение, упорство, знание законов тайги)

VI. Выставите в оценочный лист себе оценки, обсудив в группе

VII. Домашнее задание

Решить тест по рассказу стр 44-45 (Тетрадь на печатной основе) + обязательно на выбор одно из заданий уровня С (письменно в рабочей тетради.)

Источник



Методическая разработка урока литературы в 5 классе «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Черных Алена Юрьевна

Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2015 г

Название раздела, темы: Из русской литературы 20 века. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Цели урока: способствовать осознанию обучающимися идейного содержания рассказа, совершенствованию навыков анализа художественного текста,

Задачи:

1. развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать мнение о прочитанном;

2. вызвать чувство эмоционального сопереживания у учеников;

3. продолжить формирование нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы

Планируемые результаты:

Предметные: знать содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею, авторскую позицию произведения, давать характеристику героя.

Метапредметные результаты

Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение.

• Развитие коммуникативной компетенции.

• Умение четко определять области знаемого и незнаемого; способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи.

• Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы.

• Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

• Умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Познавательные УУД:

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Теоретико-методологическая основа: системно-деятельностный подход.

Технология: РКМЧП

Метод обучения: проблемно-диалогический.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Средства обучения: компьютер, учебник, раздаточный материал.

Скачать:

Вложение Размер
Методическая разработка урока литературы в 5 классе «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева 40.22 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2015 г

Название раздела, темы : Из русской литературы 20 века. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Цели урока: способствовать осознанию обучающимися идейного содержания рассказа, совершенствованию навыков анализа художественного текста ,

  1. развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать мнение о прочитанном;
  2. вызвать чувство эмоционального сопереживания у учеников;
  3. продолжить формирование нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы

Предметные: знать содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею, авторскую позицию произведения, давать характеристику героя.

• Развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение.

• Развитие коммуникативной компетенции.

• Умение четко определять области знаемого и незнаемого; способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи.

• Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы.

• Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

• Умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Теоретико-методологическая основа : системно-деятельностный подход.

Метод обучения: проблемно-диалогический.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Средства обучения: компьютер, учебник, раздаточный материал.

Выработка личностно значимого уровня внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Мои чувства вызваны не только встречей с каждым из вас, но и той возможностью, которую мы получаем каждый раз, соприкасаясь с произведениями художественной литературы.

Обучающиеся готовятся к уроку. Внимательно слушают.

Личностные: мотивация учения

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Знаете, один ученик несколько лет назад сказал: «Да вообще это скучная книга! Никакого развлечения! Никаких приключений!» И это было сказано о произведении Альберта Лиханова «Последние холода». Помню, как ему тут же возразили многие дети, сказав, что он ничего не понимает. И мы начали анализировать повесть. В конце урока мальчик сказал: «Ну, надо же! Так ведь такая интересная повесть, оказывается!» Да! Мы не всегда правильно при беглом, торопливом чтении, как это часто бывает в школьном возрасте, понимаем авторский замысел. Что хотел нам сказать писатель? Чему научить? Какими мыслями поделиться!

Воспринимают информацию. анализируют мотивы внутренней потребности в обучении.

Регулятивные: умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные: формирование внутренней позиции обучающегося.

Организация осознания внутренней потребности к построению учебных действий, является подготовка мышления учащихся.

  • Сегодня мы попытаемся погрузиться в мир рассказа «Васюткино озеро», узнать новое, понять авторский замысел. Давайте вспомним, а кто его автор?
  • Каким вы его себе представляете, познакомившись на прошлом уроке с биографией этого человека.
  • Посмотрите, пожалуйста, на слайд. На нем собран фотоматериал, иллюстрирующий некоторые факты биографии писателя. Всмотритесь внимательно в его лицо. Предположите, какими качествами характера обладал этот человек?
  • Как вы думаете, а человек рождается таким смелым, мужественным, решительным?

Вспомните, какие биографические факты говорят о смелости Астафьева?

Рассказ, который будет в центре нашего внимания, создан на основе автобиографии писателя. Что такое автобиография?

Есть произведения автобиографические и автобиографичные.

Рассказ «Васюткино озеро» автобиографический или автобиографичный?

Как вы думаете почему?

Автор рассказа – Виктор Петрович Астафьев.

Смелый, мужественный, добрый…

Его таким делает жизнь.

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности, стремление к совершенствованию своих способностей.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: способность к мобилизации умственных сил и энергии.

2. Постановка цели, проблемного вопроса.

Осознание причины затруднений и определение западающего звена в цепочке действий.

Вы знаете, что основой рассказа стало детское сочинение Астафьева, которое он назвал «Жив». Как вы думаете, почему Астафьев поменял название на «Васюткино озеро»?

Давайте определим, на какой вопрос мы попытаемся ответить в ходе нашего урока?

Продумайте в группах пути достижения результатов.

Чтобы иметь возможность оценить наш труд, давайте заполним таблицу, которая покажет нам в конце урока, выполнили ли мы задачу. Во 2 колонке поставьте перед собой личную цель (что вы хотите узнать на уроке. что открыть для себя?) последнюю, третью колонку, вы заполните в конце занятия.

(Почему поменял название? В чем его смысл?)

Анализ рассказа, выявление авторской позиции, средства выразительности.

заполнение 2-х колонок таблицы

Личностные: смыслообразование, сформированность внутренней позиции обучающегося.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации;

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: прогнозирование, оценка.

II. Стадия осмысления.

Сопоставление новой информации с уже имеющимися знаниями и опытом.

Акцентирование внимания на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения. Выявление неясности.

Стремление отследить сам процесс знакомства с новой информацией, акцентирование внимания на аспектах. Подготовка к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

А чтобы вам удалось выполнить все задачи, мы работаем в мини-группах.

Давайте вспомним правила работы в группах.

Напоминаю, что во время выступления группы остальные участники урока внимательно слушают, задают «толстые» и «тонкие» вопросы, и конечно, оценивают выступление. Сегодня мы усложняем задачу. Если группа активно задает вопросы, то она может получить дополнительные баллы к своему результату.

Прежде, чем приступить к работе, давайте подумаем, по каким критериям вас будет оценивать другая группа.

-Оцените выступление другой группы, приняв общее решение.

(красный – 5 баллов, зеленый – 4 балла, желтый – 3 балла)

Давайте вспомним сюжетную линию рассказа. Чтобы было удобнее работать, я приготовила для вас вот такой материал, который показывает развитие сюжета. Но, по-моему, с ним произошли чудеса. И они перемешались «Будни рыбаков». «Глухарь». «Заблудился». «Живём!» «Унылое озеро» «Озеро проточное!»

«Енисеюшко!» «Огромное пламя костра». «Дома!»

Перед погружением в работу прошу проанализировать материал на листах с заданиями и поставить перед группой цель деятельности!

Формулировка критериев., актуализация правил работы в группах.

Составляют правильную сюжетную линию рассказа.

Определяют цель работы в группах.

Коммуникативные: сотрудничество, принятие решения и его реализация.

Познавательные: моделирование, анализ объектов, синтез.

Регулятивные: саморегуляция, оценка, контроль.

Снятие физического и психологического напряжения

Перед серьезной работой давайте отдохнем! Сегодня нам помогут пословицы, поговорки и народные приметы. Если речь пойдет о зиме, приседаем. О весне и лете– поднимаем руки вверх

Хороший снежок урожай сбережет.

Без дождя и трава не растет.

Мороз и метели под февраль налетели. Утренний дождь не долог. Мороз не велик, да стоять не велит. В зимний холод всякий молод. Будет дождичек — будут и грибки. Как роса упадет, так и след пропадет. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Коси, коса, пока роса; роса долой — и ты домой.

4. Групповая работа:

Приём — « Групповая дискуссия»

Поиск путей решения проблемы и выбор способов их реализации.

Ну а теперь мы приступаем к основной части нашей работы.

Работа в группах. 5 минут

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные : сотрудничество, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: прогнозирование, саморегуляция.

5. Выступление групп: первичное закрепление

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Во время выступления групп на доске оформляется кластер-лестница, которая показывает формирование характера героя.

Над «ступенькой» — название эпизода – день в тайге, на ступеньке – главное качество характера, под ступенькой – правила поведения в тайге .

Ответы групп, взаимооценка деятельности.

После выступления каждой группы другие участники задают «толстые и тонкие» вопросы, происходит оценивание по критериям.

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные : сотрудничество, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: смысловое чтение, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: прогнозирование, саморегуляция.

6. Включение в систему знаний.

Выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний

Ребята, посмотрите на наш кластер-лестницу . Мы с вами проследили путь Васютки к спасению. Но вы сами понимаете, что ступеньки не могут находиться в воздухе, они должны иметь опору. В нашем случае опорой является главное нравственное качество героя, которое помогло ему выжить. Какое это качество?

Давайте вернемся к вопросу: Давайте вернемся к нашим ГИПОТЕЗАМ-ПРЕДПОЛОЖЕНИЯМ. Выполнили ли мы задачи урока?

Мы с вами часто говорим о том, что литература дает нам нравственные уроки. Ребята, а данный рассказ помимо нравственных, дает еще важные уроки. Как вы думаете, какие?

Как вы можете в связи с этим прокомментировать слова восточного писателя первой половины 20 века Лу Синь . « Пути не открываются перед теми, кто не борется».

Астафьев рассказывает нам не только историю своего героя, но и демонстрирует изменения, который с ним произошли. И эти перемены свидетельствуют о самом главном: как вы думаете, какой процесс показывает нам писатель?

Вы видите, что одна запись на доске осталась нераскрытой. Как вы думаете, какая?

«Васюткино озеро» — значит, в честь героя. Он проявил сильные качества характера. Названием Астафьев показал свое отношение к поступку героя.

Становление характера главного героя рассказа «Васюткино озеро»

Личностные: формирование способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Целостное осмысление, обобщение полученной информации;

присвоение нового знания, новой информации учеником;

формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому

Приём «6 шляп» (на уроке используются возможности 4 «шляп»)

Учитель: В качестве послесловия мне бы хотелось предложить вам рефлексивное задание, которое поможет вам выразить мысли. А для этого я предлагаю вам волшебные шляпы мышления.

«Шляпы» предлагаю в зависимости от особенностей развития полушарий головного мозга обучающимся. (право-левополушарность)

«Жёлтая шляпа» (позитивное): Что положительного взяли вы для себя, читая произведение Астафьева?

«Красная шляпа » (эмоции): Что испытал мальчик из рассказа? Какие у вас возникли чувства?

«Зелёная шляпа » (творческая): Что бы вы сделали на месте мальчика? Дайте совет Васютке.

«Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): Чему научило вас это произведение?

Участвуют в рефлексивной деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные : построение логической цепи рассуждений.

Личностные: формирование самооценки, осознание своих возможностей в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех

Предложить на выбор использовать полученные на уроке знания.

Дома я предлагаю вам на выбор 2 задания:

1 — на основе наших выводов составить памятку «Как выжить в экстремальных ситуациях». 2 – написать рассуждение по прочитанному на основе высказывания Лу Синь . « Пути не открываются перед теми, кто не борется».

Личностные умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех

На основе вопросов докажите, что рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» должен иметь первоначальное название «Жив»! Докажите, что именно такое название передает основное содержание рассказа.

  1. Что такое ЗАЛГАВИЕ произведения?
  2. Какова его роль?
  3. Какие события легли в основу сочинения?
  4. Докажите, что рассказ «Васюткино озеро» должен иметь первоначальное название «Жив».

На основе вопросов расскажите о первом дне, проведенном Васюткой в тайге. Определите, какое главное качество характера он проявил. Качество характера запишите крупными буквами на первом листе А4 маркером. На втором листе А4 запишите крупно маркером, какие правила поведения в тайге (в лесу) он соблюдал в этот день .

  1. Почему Васютка заблудился?
  2. Как называется эта часть композиции? (Экспозиция? Завязка? Развитие действия. )
  3. Опишите душевное состояние героя.
  4. Как автор помогает нам понять состояние героя? (какие слова, пейзаж помогают определить, что чувствовал Васютка?)
  5. Почему не растерялся?
  6. Какое главное качество характера проявил Васютка?
  7. Какие правила поведения в лесу соблюдал?

На основе вопросов расскажите о втором дне, проведенном Васюткой в тайге. Определите, какое главное качество характера он проявил. Качество характера запишите крупными буквами на первом листе А4 маркером. На втором листе А4 запишите крупно маркером, какие правила поведения в тайге (в лесу) он соблюдал в этот день .

  1. Как Васютка провел предыдущую ночь?
  2. Как называется эта часть композиции? (Экспозиция? Завязка? Развитие действия. )
  3. Опишите душевное состояние героя.
  4. Как автор помогает нам понять состояние героя? (какие слова, пейзаж помогают определить, что чувствовал Васютка?)
  5. Какой план спасения придумал?
  6. Какое главное качество характера проявил Васютка?
  7. Какие правила поведения в лесу соблюдал?

На основе вопросов расскажите о третьем дне, проведенном Васюткой в тайге. Определите, какое главное качество характера он проявил. Качество характера запишите крупными буквами на первом листе А4 маркером. На втором листе А4 запишите крупно маркером, какие правила поведения в тайге (в лесу) он соблюдал в этот день .

Расскажите, какой Васютка увидел природу, проснувшись на 3 день в тайге. Найдите и прочитайте слова, описывающие природу.

  1. Почему он удивился, увидев белую рыбу в озере?
  2. Какие чувства испытывал? (какие слова помогают автору передать душевное состояние Васютки?)
  3. Почему герой боялся поверить в то, что озеро проточное? (прочитайте слова: стр.141, которые помогают понять душевное состояние героя)
  4. Почему этот день для Васютки был более тяжелым, чем предыдущие? (какое природное явление лишило героя сил?)
  5. Сделайте общий вывод: как чувствовал себя Васютка перед сном.

На основе вопросов расскажите о четвертом дне, проведенном Васюткой в тайге. Определите, какое главное качество характера он проявил. Качество характера запишите крупными буквами на первом листе А4 маркером. На втором листе А4 запишите крупно маркером, какие правила поведения в тайге (в лесу) он соблюдал в этот день .

  1. Каким мы видим Васютку в начале четвертого дня?
  2. Прочитайте описание героя (ПОРТРЕТ).
  3. Какой звук обрадовал героя?
  4. Как он добрался до Енисея?
  5. Какой увидел реку? (прочитайте описание)
  6. Почему эта ночь стала самой тяжелой для Васютки?

На основе вопросов докажите, что В.П. Астафьев поступил правильно. Когда изменил первоначальное название рассказа с «Жив» на «Васюткино озеро». Докажите, что именно такое название не только передает основное содержание рассказа, но и выражает основную идею.

  1. Расскажите, какие географические объекты называли в честь кого-либо. (воспользуйтесь материалом из домашнего задания)
  2. Сформулируйте, что хотел донести до читателей Астафьев своим рассказом.
  3. Какой образец поведения показывает герой рассказа Васютка?
  4. Сделайте вывод, что изменится в понимании смысла рассказа, если бы он имел название «Жив»?

Источник

Конспект урока по литературе на тему: «Творчество В. П. Астафьева. Рассказ «Васюткино озеро»: формирование характера главного героя»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс
Тип Конспекты
Автор Валиева Р.И.
Дата 10.12.2014
Формат docx
Изображения Нет

For-Teacher.ru - все для учителя

Валиева Регина Ивановна

МБОУ «Школа №174» Советского района г.Казани

Учитель русского языка и литературы

Конспект урока по литературе на тему:

«Творчество В.П.Астафьева. Рассказ «Васюткино озеро»: формирование характера главного героя»

5 класс (по программе Т.Ф.Курдюмовой)

Начать изучение биографии В.П. Астафьева, рассказа «Васюткино озеро», заинтересовать творчеством В.П. Астафьева; продолжить формирование умения вести учебный диалог, выделять главную мысль, отвечать на вопросы.

Продолжить развивать умения сравнивать, обобщать, умения находить в тексте подтверждение своим высказываниям.

Воспитывать интерес к творчеству В.П.Астафьева; содействовать воспитанию нравственных качеств школьников, активной жизненной позиции.

Тип урока: урок-беседа

Оборудование: фотографии Виктора Астафьева, текст рассказа «Васюткино озеро».

I. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами приступаем к изучению творчества Виктора Петровича Астафьева (на доске написаны его фамилия и дата рождения и смерти [1924-2001]). Знакомо вам это имя? В начальных классах вы уже читали его рассказы «Стрижёнок скрип», «Капалуха».

А сегодня мы с вами познакомимся с биографией Астафьева и поговорим об ещё одном его рассказе, который называется «Васюткино озеро».

Начну я рассказ со слов критика Ал. Михайлова о писателе: «. хочется сказать, что он. много испытал и выстрадал, прежде чем попытался рассказать о пережитом, о виденном» (также написано на доске).

«Я родился и рос в Сибирской деревне на берегу величественной и для меня самой красивой в мире реки — Енисее»,- говорил Астафьев.

Показываю фотографии Астафьева у реки Енисей.

-Посмотрите, ребята, где изображён писатель? (на берегу реки). -Правильно! Это река называется Енисей. Именно о ней так восторженно говорит писатель.

-О чём это говорит?(о том, что он любил природу).

-Верно, он писал так: «Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте… Рано потерявший мать — она утонула в Енисее весной 1932 года, я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери-земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

-Что мы можем сказать о нём? Какой у него взгляд, выражение лица? (У него добрые, искренние глаза, приятное выражение лица). — Верно, ребята. Я тоже так думаю. Когда я смотрю на его фотографии, я вижу доброго, искреннего человека, всей своей душой любящего природу.

Виктор Петрович Астафьев — предельно искренний и правдивый писатель. Он родился 1 мая 1924 года в Сибири, на Енисее, в селе Красноярского края. Трудным было детство и отрочество Астафьева. Мальчику было 7 лет, когда утонула его мама Лидия Ильинична в Енисее. Мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Множество профессий он переменил: слесарь, грузчик, литейщик, сторож, журналист. Три года был на фронте, где получил тяжелое ранение. После войны поселился на Урале, сменил много профессий и в 1951 г. стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 г.
— Как вы думаете, ребята, почему Астафьев начал писать? Как вы понимаете слова: «. Я твердо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь»? (Астафьева заставили писать трудная жизнь и любовь к книгам).
— Правильно! А вот как сам писатель говорил:
«. думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне. Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле» (В. П. Астафьев).

В основе произведений Астафьева — история его собственной жизни. Детству посвящены многие книги писателя. Будущий писатель жил в единении с природой и деревенским бытом. Мальчик рыбачил, и озеро принимало его, но кончились рыбацкие дни Астафьева, он оказался в детдоме, где ему хотелось рассказать об озере, «открыть его таким, каким видел когда-то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать. каждое деревце в лесу, каждый лист. И был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и он в этом мире есть. »

Виктор Петрович оставил воспоминания о создании произведения, с которым вам предстоит познакомиться: «Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать с учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всем этом и написал. Сочинение мое было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нем, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» — мой первый рассказ для детей».

На дом я вам задавала самостоятельно прочитать рассказ «Васюткино озеро». Все прочитали его?

II. Беседа по вопросам:

Какие чувства вызвал у вас рассказ?

Кто является героем рассказа? (Героем рассказа является мальчик Васютка, 13 лет)

Почему заскучал Васютка в бригаде рыбаков? (Васютка заскучал в бригаде рыбаков, потому что были однообразные дни, попадался только спокойный лов, да и поиграть ему было не с кем)

Какая была пора года? Найдите по тексту и прочитайте. ( Это был конец августа. В начале рассказа говорится о частых осенних дождях, а потом читаем: «коротка августовская ночь»).

Зачем Васютка пошёл в лес? (Васютка пошел в лес за орехами для рыбаков)

Что взял с собой? (Он взял с собой еду, спички, ружьё)

Почему мама настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба? (Таков старинный порядок: идёшь в лес, бери еду, бери спички)

Когда Васютка понял, что заблудился? (Васютка понял что заблудился, когда потерял из виду затеси на деревьях)

Как удалось автору передать его эмоциональное состояние? Прочтите это описание . (Оцепенение длилось до тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох в глубине потемневшего леса. Он вскрикнул и бросился бежать. Сколько раз он спотыкался, падал, вставал и снова бежал, Васютка не знал. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви. Потом упал с валежин лицом вниз в сырой мох и замер. Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. «Будь что будет», — отрешенно подумал он. В лес бесшумно, как сова, прилетела ночь. А с нею и холод. Васютка чувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда»).

Есть ли в этом описании непонятные для вас слова, ребята? Бурелом — деревья, сломанные ветром. Валежник- это сухие деревья, лежащие на земле.

Для чего автор подобным образом описывает состояние Васютки? (Автор таким образом описывает состояние Васютки для того, чтобы показать его напряженность, взволнованность, первоначальное отчаяние и панику).

Что вспомнилось Васютке, когда он понял, что заблудился? (Когда Васютка понял, что заблудился, он сразу вспомнил слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»)

Почему он вспомнил именно эти слова? (Васютка вспомнил эти слова, потому что ощутил свою беззащитность)

Сколько дней Васютка искал дорогу домой? (Васютка искал дорогу домой 4 дня, на 5-й день нашёлся)

А теперь, ребята, давайте составим с вами таблицу, которая будет выглядеть следующим образом:

III. Составление таблицы

Состояние и поведение Васютки

-Что вы можете сказать о Васютке, прочитав подробное описание его первого дня (ночи) в тайге? (работаем по тексту)

Оцепенение; замер, отчаяние охватило его, и сразу не стало сил; холод; через силу улыбнулся: «Живём!»; одиночество; но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой; и всё-таки было жутко.

-А теперь найдём в тексте описание сибирской тайги.

«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, все ближе прижимаясь к вершинам леса. Долго Васютка отыскивал глазами желтую полоску лиственника среди неподвижного зеленого моря (лиственничный лес обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. Маленьким -маленьким почувствовал себя Васютка и закричал с тоской и отчаянием…».

— Как вы думаете, почему автору понадобилось так описывать тайгу?

Автор так описывает тайгу, Чтобы показать её могущество перед человеком, её равнодушие. Человек кажется песчинкой среди огромного леса.

Всё нарастающее одиночество; тоска; отчаяние.

-А как ведёт себя Васютка?

Руки делали своё дело, а в голове решался вопрос, один-единственный вопрос: «Куда идти?»; «Васютка правильно рассудил, куда идти: в южную сторону тайга тянется на тысячи километров, в ней вовсе затеряешься. А если идти на север, то километров через сто лес кончится, начнется тундра. Васютка понимал, что выйти в тундру — это еще не спасение. Поселения там очень редки. Но ему хотя бы выбраться из лесу, который загораживает свет и давит своей угрюмостью»;

«с треском продирался вперёд».

-В какой момент он расплакался? Найдите это описание.

Нашёл озеро-«Губы Васютки задрожали: ; потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался.

— Почему мальчик расплакался?

Мальчик расплакался потому, что его ожидания не оправдались. Вместо Енисея он нашёл неизвестное озеро. Ему стало обидно.

-Сравните лесное и озёрное житьё Васютки. Что ему больше нравилось и почему?

«И всё-таки у озера было куда веселее, чем в гуще тайги».Тайга темная, угрюмая.

-О чём думал мальчик во вторую ночь?

Мальчик думал сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи.

-Почему он вспоминает всё это? Только ли, «чтобы отогнать худые мысли»?

«Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние»- он начинает осознавать чувство своей вины, вспоминая свои ошибки, плохое поведение. «Совсем горько стало Васютке»

-Что происходит с мальчиком в 3-й день?

Старается не торопиться с мыслями: «Нет, лучше не думать. Вчера вон обрадовался Енисей, Енисей, а увидел шиш болотный. Не-ет, уж лучше не думать». Увидел, что озеро большое, в нём полно белой рыбы, хочет выбраться, рассказать всем, подбадривает себя: «А что? И выйду!»

«Его даже лихорадить начало (озеро проточное), и радостно, и как-то боязно было верить в это».

Увидел здоровенького глухаря, но не стал больше гнаться за ним; увидел жёлтую полоску лиственного леса — волнение.

Дождь: Васютка скорчился и забылся тяжёлым сном.

-Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь (т.е. 3-й день)?

Самым трудным был день, когда поднялся ветер, и начался дождь. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить. Он съел остатки горбушки. Не было сил даже развести костёр. Силы мальчика были на исходе.

-По каким приметам Васютка нашёл путь к Енисею?

Сначала Васютка догадался, что озеро проточное. Если озеро проточное, значит, оно впадает в большую реку.

-Почему для него было так важно выйти к сибирской реке?

Потому что по реке проплывают лодки, пароходы, есть надежда, что его кто-нибудь увидит и спасёт.

-Как описывает автор встречу с Енисеем? «Мальчик застыл. У него даже дух захватило — так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой. Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками, окунать в неё лицо… От радости Васютка совсем очумел. Принялся прыгать, подбрасывать горстями песок».

-Почему последняя ночь на берегу была особенно тревожной?

Последняя ночь на берегу была особенно тревожной, потому что мальчику казалось, что кто-то плывет по Енисею. То он слышал шлёпанье вёсел, то стук моторов. Васютка боялся, что его не заметят.

-Как мальчик добился своего спасения?

Мальчик разжёг костёр, догадался, что у костра его скорей заметят. Затем вспомнил про ружьё, начал палить.

— О чём это говорит?

Всё это говорит о его стойкости, желании во что бы то ни стало спастись.

-Как Васютка ведёт себя дома?

«Лежит Васютка на топчане разомлевший…»; «Робко следил за отцом».

— Почему мальчик так себя ведёт?

Васютка наконец вернулся домой, он следит за матерью и дедушкой, ожидает того, что скажет ему отец, будет ли ругать.

-Как дедушка, мать и отец встретили Васютку?

Дедушка, мать и отец встретили Васютку радостно, неожиданно, они думали, что он не выжил.

-Почему никто его не ругал?

Его никто не ругал, потому что родные уже не надеялись увидеть его живым. Васютка и так многого натерпелся. Главное, что он нашёлся и спас себе жизнь.

Отличается ли состояние, поведение Васютки в каждом из дней? Сравните.

(Отличается. Вначале старался не плакать, на душе — страх, отчаяние, однако решительно двигается вперёд, сам себя подбадривает. Единственный перелом — когда вместо Енисея он увидел незнакомое озеро. Он заплакал от обиды. Чем дальше он идет, тем увереннее себя чувствует )

Сравните по таблице, как изменяются испытания на его пути по степени сложности?

(С каждым днём испытания на пути Васютки становятся всё сложнее)

О чём это говорит?

(Это говорит о том, что несмотря на всё более сложные испытания, Васютка находит в себе силы, чтобы спастись, он не сдается)

Какие качества ему помогли?

( Васютке помогли мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость)

Так что же, по-вашему, оказалось главным в рассказе? Исходите из того, о чём мы говорили только что.

(В рассказе «Васюткино озеро» автор хотел показать, что сложные жизненные испытания помогут пройти такие качества характера, как мужество, терпение, находчивость, знание природы, любовь к ней. «Тайга хлипких не любит». В рассказе мы видим, как складывается личность, начинается человек).

-Очень верные мысли, ребята. Давайте их запишем.

Оценки сегодня получают…

А ваше домашнее задание будет таким:

Нарисовать иллюстрацию к одному из предложенных эпизодов:

Охота на глухаря

Первая ночёвка в тайге

Встреча с лесным озером

Спасибо всем за работу на уроке. До свидания.

Источник

Adblock
detector