Река Стикс. Паромщик Харон на реке Стикс
Стикс, мифическая река мертвых, известна не только тем, что являлась связующим звеном между миром живых и потусторонним царством Аида. С ней связано большое количество мифов и легенд. Например, свою силу Ахиллес получил, когда его окунули в Стикс, к ее водам приходил Гефест, чтобы закалить меч Дафна, а некоторые герои переплывали ее, будучи живыми. Что же представляет собой река Стикс и какую силу имеют ее воды?
Стикс в древнегреческой мифологии
Древнегреческие мифы рассказывают нам, что Стикс – это старшая дочь Океана и Тефиды. Ее мужем был титан Паллант, от которого она родила несколько детей. Также, согласно одной из версий, Персефона была ее дочерью, рожденной от Зевса.
Стикс занимала сторону Зевса в его битве с Кроносом, принимая в ней активное участие. Она внесла значительный вклад в победу над титанами, за что удостоилась большого почета и уважения. С тех пор река Стикс стала символом священной клятвы, нарушить которую считалось неприемлемым даже для бога. Преступивший клятву водами Стикса сурово наказывался. Впрочем, Зевс всегда был благосклонен к Стикс и ее детям за то, что они всегда ему содействовали и были верны.
Река в царстве мертвых
Что же представляет собой река Стикс? Мифология древних греков рассказывает, что на земле есть такие места, куда солнце никогда не заглядывает, поэтому там царят вечные тьма и мрак. Именно там и находится вход во владения Аида – Тартар. В царстве мертвых течет несколько рек, но самой мрачной и жуткой из них является Стикс. Река мертвых огибает царство Аида девять раз, а воды ее черные и мутные.
Согласно преданиям, Стикс берет свое начало далеко на западе, где царит ночь. Здесь находится роскошный дворец богини, серебряные колонны которого, являющиеся падающими с высоты струями источника, достают до небес. Эти места необитаемы, и сюда не наведываются даже боги. Исключением можно считать Ириду, изредка прибывавшую за священной водой Стикса, с помощью которой боги совершали свои клятвы. Здесь же воды источника уходят под землю, где обитают ужас и смерть.
Существует одна легенда, которая гласит, что некогда Стикс протекала в северной части Аркадии, и Александра Македонского отравили водой, взятой из этой реки. Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» использовал образ реки в одном из кругов ада, только там она представала в виде грязного болота, в котором грешники увязают навеки.
Перевозчик Харон
Переправу в царство мертвых охраняет Харон – паромщик на реке Стикс. В мифах Древней Греции он изображается мрачным стариком, имеющим длинную и нечесаную бороду, а его одеяние грязное и ветхое. В обязанности Харона входит перевозка душ умерших через реку Стикс, для чего в его распоряжении имеется небольшая лодка и единственное весло.
Считалось, что Харон отвергал души тех людей, чьи тела не были похоронены подобающим образом, поэтому они были вынуждены вечно скитаться в поисках покоя. Также в древности существовало поверье, будто за переправу через Стикс необходимо заплатить паромщику Харону. Для этого при погребении родственники покойного клали ему в рот мелкую монету, которой он сможет воспользоваться в подземном царстве Аида. К слову, подобная традиция существовала у многих народов мира. Обычай класть деньги в гроб соблюдается некоторыми людьми и по сей день.
Аналоги Стикса и Харона
Река Стикс и ее страж Харон являются довольно характерными образами, описывающими переход души в иной мир. Изучив мифологию разных народов, можно увидеть похожие примеры и в других верованиях. Например, у древних египтян обязанности провожатого в загробный мир, в котором также была своя река мертвых, выполнял собакоголовый Анубис, подводивший душу умершего к престолу Осириса. Анубис внешне очень похож на серого волка, который, согласно верованиям славянских народов, также сопровождал души в мир иной.
В древнем мире ходило множество легенд и преданий, иногда они могли не соответствовать или даже противоречить друг другу. Например, согласно некоторым мифам паромщик Харон перевозил души не через Стикс, а через другую реку – Ахеронт. Также существуют и другие версии относительно ее происхождения и дальнейшей роли в мифологии. Тем не менее река Стикс и сегодня является олицетворением перехода душ из нашего мира в загробное царство.
Источник
Перевозчик Харон. Мифология античного мира
Античная мифология – это отдельная часть литературы, которая завораживает читателя своим богатым миром и красивым языком. Помимо интереснейших сюжетов и сказаний о героях, в ней отображены основы мироздания, указано место человека в нем, а также его зависимость от воли богов. Божества же, в свою очередь, часто бывали похожими на людей с их страстями, желаниями и пороками. Особенное место занимал Харон – мифология предопределила ему место перевозчика между миром живых и мертвых.
Как выглядел мир?
Мы рассмотрим более детально, кем был и как выглядел Харон. Мифология античного мира четко указывает на то, что на самом деле существует сразу три света: подземный, надземный и подводный. Хотя подводный можно смело отнести к наземному миру. Итак, этими тремя царствами управляли три брата, равных по силе и значимости: Зевс, Посейдон и Аид у греков (Юпитер, Нептун и Плутон у римлян). Но все же главным считался Зевс Громовержец, однако он не лез в дела своих братьев.
Люди населяли мир живых – царство Зевса, но после смерти их тела предавались могиле, а душа отправлялась в обитель Аида. И первым человеком, если можно так сказать, которого душа встречала по пути в ад, был Харон. Мифология считает его одновременно и перевозчиком, и стражником, и налоговым инспектором. Наверное, потому, что он зорко следил, чтобы в его лодку не сели живые люди, души не возвращались назад, а за свою работу он брал определенную плату.
Античная мифология: Харон
Сын Эреба и Никты, Темноты и Ночи, перевозчик из подземного мира имел лодку, исковерканную червями. Принято считать, что души он перевозил через реку Стикс, но, по другой версии, он плавал по речке Ахерон. Чаще всего он описывался стариком весьма мрачным, одетым в рубище.
Данте Алигьери, творец «Божественной комедии», поселил Харона в первом кругу ада. Вероятно, именно здесь несла свои воды та подземная речка, которая разделяла мир живых и мертвых. Вергилий выступал проводником Данте и велел перевозчику взять в свою лодку поэта живым. Каким предстал перед ним, как выглядел Харон? Мифология римская не противоречит эллинской: старик имел устрашающий вид. Его косы были растрепаны, спутаны и седы, глаза горели свирепым огнем.
Есть еще один нюанс, который упоминает мифология: Харон перевозил души мертвых только в одну сторону и только тех людей, которые были похоронены в могилах с выполнением всех обрядов. И одним из обязательных условий было снабдить покойника монеткой, которой тот мог расплатиться с перевозчиком. Обол клали мертвому под язык, и вероятно, что без денег нельзя было попасть в древний ад.
Харон и живые люди
Теперь читатель знает, как выглядел Харон (мифология). Фото, конечно, отсутствует, но многие художники изобразили на своих полотнах мрачного бога-старика из подземного мира. Как известно, перевозчик без проблем сажал в свою ладью мертвые души, беря за это плату. Если попадались души, не имеющие обола, то им приходилось ждать сто лет, чтобы попасть на тот берег бесплатно.
Однако были и живые люди, которые по своей воле или по чужой отправлялись в Аид раньше своего времени. В «Энеиде» Вергилия говорится, что пропуском для них могла служить только ветвь с золотого дерева, растущего в роще Персефоны (супруга Аида). Именно ею воспользовался Эней по подсказке Сивиллы.
Хитростью заставил перевезти себя на другой берег Орфей: звукам его золотой кифары не мог сопротивляться никто из мира живых и мертвых, ни боги, ни смертные. Геракл, совершая один из своих подвигов, также приходил в Аид. Но ему помог бог Гермес – приказал доставить к владыке мира мертвых. По другой версии, герой силой вынудил Харона перевезти его, за что перевозчик потом был наказан Плутоном.
Харон в искусстве
Харон в мифологии появился не сразу. Гомер в своих эпосах о нем не упоминал, но уже в конце 6 в. до н. э. этот персонаж появился и прочно занял свое место. Его часто изображали на вазах, его образ использовали в пьесах (Аристофан, Лукиан, Продик). Нередко и художники прибегали к этому персонажу. А гениальный художник эпохи Возрождения Микеланджело, работая над оформлением Сикстинской капеллы в Ватикане, нарисовал Харона на полотне «День страшного суда». Мрачное божество античного мира и здесь делает свою работу, только перевозит души грешников, а не всех мертвых подряд.
Как звали перевозчика душ (через реку) в царстве мёртвых, именно в древнеримской мифологии . Аналог Харона.
Источник
Харон (мифология)
Харон | |
Χάρων | |
Харон, иллюстрация Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте | |
Мифология | Древнегреческая мифология |
---|---|
Пол | Мужской |
Занятие | Перевозка по реке Стикс душ умерших |
Отец | Эреб |
Мать | Нюкта |
Период жизни | Бессмертный |
Атрибуты | Лодка, весло. |
Иллюстрации на Викискладе |
Харо́н (др.-греч. Χάρων ) в греческой мифологии [1] — перевозчик душ умерших [2] через реку Стикс (по другой версии — через Ахерон) в Аид (подземное царство мертвых). Сын Эреба и Нюкты [3] .
Изображался мрачным старцем в рубище. Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату (навлон) в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком). Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти. Ни при каких условиях обратно не перевозит.
Содержание
- 1 Этимология имени
- 2 В искусстве
- 3 Подземная география
- 4 В астрономии
- 5 См. также
- 6 Примечания
Этимология имени
Имя Харон часто объясняется, как образованное от χάρων (харон), поэтической формы слова χαρωπός (харопос), что может быть переведено как «обладающий острым взглядом». Также на него ссылаются, как на обладающего свирепыми, сверкающими или лихорадочными глазами, или глазами голубовато-серого цвета. Слово также может быть эвфемизмом для смерти [4] . Мигающие глаза могут означать гнев или вспыльчивость Харона, что часто упоминается в литературе, но этимология не определена полностью. Древний историк Диодор Сицилийский считал, что лодочник и его имя пришли из Египта [5] .
В искусстве
Харон часто описывается в искусстве древних греков. Древние погребальные вазы из Аттики V и IV веков до нашей эры часто украшались сценами, в которых мёртвые садились в лодку Харона. На более ранних вазах выглядит, как грубый неопрятный афинянин-моряк, одетый в красно-коричневое; правой рукой он держит шест паромщика, а левой принимает плату за перевозку. Гермес иногда изображался рядом в своей роли психопомпа. На поздних вазах Харону придали более «добрые и утончённые» черты и манеру поведения [6] .
В первом столетии до нашей эры римский поэт Вергилий описал Харона в ходе спуска Энея в подземный мир (Энеида, Книга 6), после того, как сивилла из Кумы отправила героя за золотой ветвью, которая позволит ему вернуться в мир живых [7] :
Мрачный и грязный Харон. Клочковатой седой бородою
Все лицо обросло — лишь глаза горят неподвижно,
Плащ на плечах завязан узлом и висит безобразно.
Гонит он лодку шестом и правит сам парусами,
Мертвых на утлом челне через темный поток перевозит.
Бог уже стар, но хранит он и в старости бодрую силу.
Portitor has horrendus aquas et flumina servat
terribili squalore Charon, cui plurima mento
canities inculta iacet; stant lumina flamma,
sordidus ex umeris nodo dependet amictus.
Ipse ratem conto subigit, velisque ministrat,
et ferruginea subvectat corpora cymba,
iam senior, sed cruda deo viridisque senectus.
Другие римские авторы также описывают Харона, среди них — Сенека в своей трагедии Hercules Furens, где Харон описывается в строчках 762—777, как старый человек, одетый в грязное одеяние, с втянутыми щеками и неопрятной бородой, жестокий паромщик, управляющий своим судном с помощью длинного шеста. Когда паромщик останавливает Геркулеса, не давая ему прохода на тот берег, греческий герой силой доказывает своё право прохода, одолев Харона с помощью его же шеста [8] .
Во втором столетии нашей эры в произведении Лукиана «Разговоры в царстве мёртвых» Харон появился, в основном в частях 4 и 10 («Гермес и Харон» и «Харон и Гермес») [9] .
В XIV столетии Данте Алигьери описал Харона в своей знаменитой Божественной комедии, где Харон появился впервые в третьей Песне первой части комедии, Ада. Харон — первый мифический персонаж, которого персонаж Данте встречает в подземном мире. В разных местах Харон описывается, как тощий, слабый старик или как крылатый демон, носящий двойной молот, хотя на картине Микеланджело, на которую повлияло описание Харона Данте в третьей песне, он изображён с веслом, занесённым для удара, в случае, если кто отстанет («batte col remo qualunque s’adagia», Ад, песнь третья, строка 111) [10] . Ближе к нашему времени он часто изображается как живой скелет в рясе, более похожий на Жнеца.
Упоминался в поэме Продика из Фокеи «Миниада» [11] . Изображен на картине Полигнота в Дельфах, перевозчик через Ахеронт [12] . Действующее лицо комедии Аристофана «Лягушки».
Подземная география
В большинстве случаев, включая описания у Павсания и, позже, у Данте, Харон находится у реки Ахерон. Древнегреческие источники, такие, как Пиндар, Эсхил, Еврипид, Платон и Каллимах, также помещают в своих произведениях Харона на Ахероне. Римские поэты, включая Проперция, Публия и Стация, называют реку Стикс, возможно, следуя за описанием подземного мира у Вергилия в Энеиде, где он ассоциировался с обеими реками [13] .
В астрономии
Спутник Плутона был назван в честь Харона.
Космический корабль «Новые горизонты», пролетевший мимо Харона и Плутона в 2015 году, несёт образцы кремированных останков Клайда Томбо, обнаружившего спутник Плутона. Корабль также несёт на себе монету ценностью в четверть доллара США, возможно, как плату паромщику за Томбо [14] .
Источник
Харон
– Харон Перси Джексону, в Похитителе молний.
Харон (др.-греч. Χάρων — «яркий») — перевозчик душ умерших через реку Стикс в Царстве Мертвых. Сын Эреба и Нюкты. По совместительству греческий даймон границ.
Содержание
- 1 История
- 2 Перси Джексон и Олимпийцы
- 2.1 Похититель молний
- 3 Герои Олимпа
- 3.1 Сын Нептуна
- 4 Внешность
- 5 Характер
История [ править | править код ]
Харон был перевозчиком Аида и отвозил души недавно умерших через реку Стикс, которая отделяла мир живых от мира мертвых. Умершим людям клали в рот монетку, которую Харон брал как плату за перевозку. Иногда он разрешал живым пройти в Царство Мертвых, таким как Геракл, Дионис, Эней и Психея.
Перси Джексон и Олимпийцы [ править | править код ]
Похититель молний [ править | править код ]
Перси Джексон, Аннабет Чейз и Гроувер Ундервуд встретили его в «Звукозаписывающей студии ДОА» (вход в Царство Мертвых) и попросили разрешения пройти. Харон отказался пропускать их, но согласился когда Перси дал ему золотых драхм. Перевозя полукровок через Стикс, он попросил их упомянуть об увеличении его зарплаты с Аидом. Когда они сделали это, Аид разозлился и сказал, что Харон стал невыносим и постоянно просит прибавки после того, как узнал о шелковых итальянских костюмах.
Герои Олимпа [ править | править код ]
Сын Нептуна [ править | править код ]
После Военных Игр, когда Гвен вернулась к жизни, она сказала: «Была река и человек, просивший… монетку?» Это был Харон. Также Хейзел Левеск видит его в своем видении, он перевозит ее через реку после ее самопожертвования.
Внешность [ править | править код ]
Харон высокий и элегантный, с коричневой кожей и выцветшими блондинистыми волосами, стриженными коротко, по-военному. Он носит темные очки в черепаховой оправе, а шелковый итальянский костюм по цвету подходит к волосам. Под серебряной табличкой с именем к лацкану приколота черная роза. Вместо глаз у него пустые темные глазницы. В Царстве Мертвых, он носит черную хламиду. Также он говорит с британским акцентом.
Характер [ править | править код ]
У Харона очень непростой характер. Его легко вывести из себя, и он становится страшен (недаром когда он злится, души начинают колотить в лифт). Но его легко умаслить, что и проделал Перси. Харон очень любит классическую музыку и дорогие итальянские костюмы. Очень не любит, когда его путают с Хироном.
Источник
Харон (мифология)
Харон (Χάρων) | |
---|---|
Харон, иллюстрация Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте | |
Период жизни: | бессмертный |
Занятие: | перевозка по реке Стикс душ умерших |
Отец: | Эреб |
Мать: | Нюкта |
Атрибуты: | Лодка, весло. |
Харо́н (др.-греч. Χάρων — «яркий») в греческой мифологии [1] — перевозчик душ умерших [2] через реку Стикс (по другой версии — через Ахерон) в Аид (подземное царство мертвых). Сын Эреба и Нюкты [3] .
Изображался мрачным старцем в рубище. Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату (навлон) в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком). Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти. Ни при каких условиях обратно не перевозит.
В искусстве
Упоминался в поэме Продика из Фокеи «Миниада» [4] . Изображен на картине Полигнота в Дельфах, перевозчик через Ахеронт [5] . Действующее лицо комедии Аристофана «Лягушки».
Упоминается в песне Китона Хенсона (англ. Keaton Henson ) — Charon. [источник не указан 251 день]
Роман венгерского писателя Дюлы Ийеша называется «В ладье Харона или симптомы старости». Писатель размышляет о важнейших проблемах человеческого бытия, о смысле жизни, о торжестве человеческого разума, о радости свободного творческого труда.
См. также
Примечания
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.584
- ↑ Еврипид. Алкестида 254; Вергилий. Энеида VI 298—304
- ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.322
- ↑ Павсаний. Описание Эллады X 28, 2; Миниада, фр.1 Бернабе
- ↑ Павсаний. Описание Эллады X 28, 1
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Харон (мифология)» в других словарях:
Харон — Харон: Харон (спутник) крупнейший спутник Плутона Харон (мифология) в греческой мифологии перевозчик душ умерших через реку Стикс в Аид. Charon: Charon (браузер) браузер операционной системы Inferno. Charon (группа) … … Википедия
Орк (мифология) — Аид Аид Бог подземного мира Мифология: Древнегреческая В иных культурах: Плутон,Дит Отец: Кронос Мать: Рея … Википедия
Плутон (мифология) — Аид Аид Бог подземного мира Мифология: Древнегреческая В иных культурах: Плутон,Дит Отец: Кронос Мать: Рея … Википедия
ЭТРУССКАЯ МИФОЛОГИЯ — Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение её с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки Э. м.… … Энциклопедия мифологии
Этрусская мифология — спорность и невыясненность энтогенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение ее с миф. др. древ. народов позволяет с достаточ. уверенностью утверждать, что истоки Э. м. уходят в … Древний мир. Энциклопедический словарь
Плутон — У этого термина существуют и другие значения, см. Плутон (значения). Плутон … Википедия
Плутон (карликовая планета) — Плутон Изображение Плутона, соз … Википедия
Плутон (планета) — Плутон Изображение Плутона, построенное по результатам наблюдения с Земли изменений блеска Плутона во время затмения Хароном, приблизительно в истинном цвете и с максимально доступным разрешением. Сведения об открытии Дата открытия 18 февраля… … Википедия
Психопомп — (греч. ψυχοπομπός «проводник душ») существо, дух, ангел или божество, во многих религиях ответственное за сопровождение душ умерших в иной мир. В греческой мифологии прозвище бога Гермеса, провожающего души умерших в Аид. Роль… … Википедия
Max Payne — Разработчик Remedy Entertainment (WIN) Rockstar Toronto (PS2) … Википедия
Источник