Меню

Катамаран сплавляться по реке

На чём сплавляться: катамаран, рафт и другие

Автор: Максим Марков (maxik)
Опубликовано: 17.01.2005
Ключевые слова:

В данной статье я хочу кратко упомянуть об основных средствах сплава по горным рекам, рассказать немного о характеристиках, преимуществах и недостатках отдельных видов, остановившись более подробно на катамаранах и рафтах, как наиболее популярных судах (среди большого класса) в последние годы, а также о том, куда и на чём лучше пойти. Я не ставлю целью подробное описание всех типов судов, их устройства и принципов сборки. Для каждого вида это большая тема, которая заслуживает отдельного описания.

Излагать материал буду на простом бытовом языке, не всегда придерживаясь научных понятий и формулировок, дабы сиё было понятно каждому.

Немного терминов для пущей понятливости.

Эволюция

Сначала ходили на плотах, сделанных полностью из дерева. Затем к деревянному каркасу стали приделывать автомобильные камеры. Следующим шагом было создание надувных оболочек цилиндрической формы, которые называются гондолами. Эти гондолы соединялись с деревянным каркасом. Спереди и сзади устанавливались греби, благодаря которым плот мог быстро перемещаться поперёк реки. Четырёхгондольный плот такой конструкции до сих пор остаётся популярным среди некоторых туристов-водников как мощное и очень манёвренное судно, позволяющее проходить сложные реки. Различные изменения в конструкции плота привели к созданию такой его разновидности как плот-честер. Управление честером осуществляется уже не гребями, а вёслами с помощью гребцов, сидящих на внешних гондолах лицом друг к другу. Эта конструкция более проста в сборке и использовании, но имеет меньший запас плавучести.

И вот как-то раз идущие на честере решили развернуть плот гондолами вдоль течения, сесть лицом в одну сторону и попробовать управлять таким образом. Получилось что-то наподобие катамарана. Идея очень понравилась и начала быстро претворяться в жизнь. Вот так русские водники придумали катамаран для сплава по горным рекам. Это средство сплава быстро стало приобретать большую популярность, что привело к созданию множество его разновидностей.

Параллельно с этим создавались малые типы судов: байдарки, каяки (одноместные байдарки), резиновые лодки. Появились различные производители судов для горных рек. С Запада прибыл рафт – коммерческое судно, позволяющее посадить кучу чайников и прокатить по несложным порогам. Его также любят использовать как спортивное судно. Выбор стал велик, и проблем, на чём пойти на речку, не стало.

Теперь о некоторых судах более подробно.

Многоместная байдарка

Многоместные байдарки могут быть сделаны в виде коробки (поверх металлического каркаса натягивается шкура), которая при наполнении водой начинает тонуть. Поэтому на байдарках используют специальные приспособления – рубашки, препятствующие попаданию воды внутрь. Также делают надувные байдарки, которые уже менее потопляемы/ Байдарки имеют хорошие скоростные характеристики и манёвренность, но очень слабую поперечную остойчивость. В общем, если не удерживать правильно и вовремя крен, легко переворачиваются. А это уже опасно. Крен на многоместной байдарке держать очень сложно. Нужна хорошая слаженность экипажа. Если для каяков переворот обычное дело, после которого они быстро встают на ровный киль с помощью специальной техники эскимосского переворота, то на многоместных байдарках такой приём практически сделать вряд ли удастся. Остаётся только катапультироваться. Всё это говорит о том, что на многоместных байдарках лучше ходить не по бурной воде, а по спокойным речкам не выше 2 к. с. или вдоль берега крупных, живописных водоёмов со стоячей водой. А для бурных рек есть более подходящие типы малых судов – каяки и каноэ.

Это одноместная байдарка, которая используется как на спокойной воде, так и на бурной любой категории сложности. У неё отличная ходкость и манёвренность. Из-за слабой остойчивости судна одними из основных приёмов на каяках являются крены и эскимосские перевороты. Если вы не владеете техникой эскимосского переворота, то на бурную воду (любой сложности) вам выходить нельзя. Учиться делать эскимосский переворот нужно на стоячей воде под чьим-нибудь контролем.

Каяк – это спортивное и туристско-спортивное судно. На бурной воде оно требует повышенных требований к гребцу, постоянного внимания и контроля, практически не прощая ошибок. Особенно сложными для каяков являются полноводные мощные реки. Для обеспечения безопасности и удобства сплава в длительных маршрутах каяки, как правило, сопровождаются значительно более тяжёлыми судами (четырёхместный катамаран, плот). При большом опыте на каяках можно проходить очень сложные участки высшей категории. Но для этого нужно долго и упорно тренироваться. Помните, что если на плоту или большом катамаране вы не справились с управлением, вас может пронести (а может, и нет) даже в шестёрочном пороге, то на каяке у вас такого шанса не будет и на более лёгких препятствиях.

Резиновая лодка

Это тоже малый тип судов с небольшим запасом плавучести, хотя и большим, чем у байдарок. Остойчивость у них тоже намного больше, что позволяет преодолевать некоторые валы и бочки, не переворачиваясь. Однако запас плавучести и остойчивость недостаточно высоки при мощной воде и жёстких бочках. Технику крена применять столь эффективно, как на каяках, не удастся. Сами по себе лодки не имеют жесткости и требуют установки жестких продольных элементов. Ходкость и манёвренность ниже, чем у байдарок. Существенным минусом резиновых лодок на бурной воде является отсутствие системы самоотлива воды (как на рафте). Поэтому, при попадании в мощный порог лодка может быстро стать практически неуправляемой и легко перевернётся. В лодках отсутствует система надёжного удержания гребца на судне. Лодочный материал также не достаточно прочный для прохождения серьёзных горных рек, где есть много камней. Всё это делает использование резиновых лодок на горных речках далеко не самым безопасным и удобным.

Вместе с тем лодки значительно дешевле судов, на которых ходят по горным рекам, и очень просты в сборке и обращении. Поэтому целесообразно их использовать на озёрах и речках с препятствиями до 3 к. с. для отдыха и рыбалки.

Четырёхгондольный плот

Две гондолы спереди и две сзади, расположенные поперёк движению плота. Сверху каркас, обычно деревянный. На каркасе установлены носовая и кормовая греби, которыми управляют стоящие на палубе гребцы. Так выглядит обычный плот для прохождения горных рек высокой сложности. Использование гребей позволяет, с одной стороны, делать больший объём гондол, что увеличивает запас плавучести и, соответственно, повышает стойкость судна на мощной воде. С другой стороны, гребок с помощью греби, который выполняется в основном двумя гребцами, значительно мощнее и эффективнее, чем гребки этими двумя с помощью обычных вёсел. Поэтому такой плот является наиболее манёвренным судном, способным быстро перемещаться поперёк струи, уходя от опасных препятствий. Стойкость и манёвренность – основные преимущества четырёхгондольного плота с гребями, позволяющие его экипажу преодолевать сложные участки горных рек: каньоны с мощными сливами и бочками, и многочисленными каменными глыбами в русле.

Возможности плота предопределяют технику сплава на нём, которая сводится в основном к тому, что экипаж с помощью гребков перемещает судно поперёк русла и тем самым направляет его по заданной линии движения, минуя опасные места.

Собственной скорости плот не имеет и может двигаться только вместе с течением реки. Поэтому на плоту лучше сплавляться по быстрым и бурным рекам. Преодоление длинных плёсовых участков, именуемых «болотом», на плоту может стать очень утомительным вследствие невозможности увеличить скорость передвижения. Особенно это касается сплава по малой воде и при встречном ветре. При попутном ветре можно натянуть тент от палатки в качестве паруса. Мы так пробовали на честере. Работает великолепно.

Этот плот обладает аналогичными особенностями и на нём используется такая же техника, как на плоту с гребями. Разница в том, что его конструкция менее громоздка, более простая, удобная при сборке, обносе и транспортировке. Но вместе с тем у честера меньше стойкость и манёвренность. Управление честером веслами сидящими на гондоле гребцами вынуждает уменьшать диаметр гондол (примерно до 70 см), что соответственно снижает запас плавучести. Если высота гондолы будет около метра, как на плоту с гребями, то экипаж будет вместо гребли пытаться достать до воды.

Хотя плот-честер и уступает плоту с гребями в стойкости и маневренности, он стал довольно популярным, потому что его конструкция всё же остаётся пригодной для прохождения сложных рек и при этом значительно проще, чем у плота с гребями. К тому же на плоту увеличиваются шансы получить повреждение от собственной греби, когда она ломается и пронизывает сразу несколько гондол. Получается замечательный «шашлык».

Честер имеет следующие недостатки. Посадка гребцов, во-первых, не совсем удачная для эффективной гребли, а во-вторых, система удержания гребца на судне не всегда удобна. К тому же, если не сделать специальные спинки, то спина будет очень быстро уставать. Передние гребцы сидят на самом краю плота с вывесившейся ногой, которой они будут при случае встречать камни, скалы и т. д. В общем, конечно, на любителя, но мне лично эта машина не очень понравилась. Правда, устраивать что-нибудь вроде пикника на воде большой толпой на речках до 3 к. с. на честере очень удобно. Если же ещё должным образом его оборудовать и сделать хорошие посадки для гребцов, то спокойно можно идти на большие мощные реки с порогами высшей категории сложности.

Катамаран

Этот тип судов в последнее время в России является самым популярным, т. к. обладает великолепными сплавными характеристиками, позволяющими удовлетворить любые интересы водников. В отличие от плотов, у катамаранов есть собственная скорость, что и определяет технику прохождения препятствий на них. Наиболее универсальным является четырёхместный катамаран, на котором в последнее время проходятся самые сложные маршруты с препятствиями, ранее считавшимися непроходимыми. Также на них удобно и эффективно выполнять страховку. Они отлично подходят для отдыха на простых речках, коммерческих сплавов, соревнованиях по водному слалому и хорошо зарекомендовали себя в длительных туристских походах. Катамаран – самое удачное сочетание безопасности, скорости, манёвренности, удобства и цены.

Два надувных поплавка (гондол), соединенные каркасом, образуют катамаран. В настоящее время разновидностей катамаранов стало очень много.

По числу посадочных мест катамараны разделяются на двухместные (двойки) и четырёхместные (четвёрки). Также есть катамараны с большим количеством мест и даже одноместки, но в основном распространены первые два.

По форме надувного поплавка выделяют: бананы, верблюды и псевдоверблюды.

Банан – поплавок с прямой палубой по всей его длине. Относительно дешёвая конструкция. При этом некоторые модели катамаранов с такой формой гондолы имеют очень хорошие характеристики, превосходящие другие модели некоторых верблюдов и псевдоверблюдов.

На верблюде палуба в месте сидения гребцов понижена, а остальные части гондолы наоборот приподняты. Другими словами, образована «ямка» в месте посадки гребцов. Это даёт возможность одновременно увеличить запас плавучести и сохранить эффективную греблю. Такая форма наиболее сложна и стоит дороже.

Псевдоверблюд, в отличие от верблюда, имеет небольшую «ямку». Поэтому его преимущества по сравнению с бананом невелики. Однако российские производители туристских судов выпускают сейчас целый ряд псевдоверблюдов, имеющих неплохие характеристики.

Кроме этого, есть и другие различия в форме надувных поплавков. Например, нос (корма) может быть острым или закруглённым. Острая корма проигрывает в жёстких бочках после крутых сливов, где она может «подкусываться», что грозит переворотом.

Каркас может быть металлическим и деревянным. Лучше использовать металлический, фирменный. Его быстро и просто собирать. При этом не придётся губить молоденькие живые деревья, необходимые для изготовления прочной рамы. Вес фирменного каркаса в сравнении с весом всего катамарана не такой уж и большой.

Гондолы обычно состоят из внешней оболочки – силовой и внутренней – воздуходержащей. Применяются различные виды тканей при изготовлении той и другой. Но наиболее удачными являются следующие. Для внешней оболочки ткань ПВХ, которая на практике показала себя самой живучей. Для внутренней – максимально лёгкую прорезиненную ткань (чернуху). Более толстые и тяжёлые ткани на внутренних оболочках – просто извращение. Внутренняя оболочка обязательно должна быть на 20-25 % больше внешней. Тогда она не будет нагружена и при повреждении внешней оболочки вполне может остаться целой. Все эти особенности надувных поплавков относятся и к другим типам судов (плот, честер, карабубер).

Бывают и однослойные гондолы из прочной ткани (ПВХ). Например, модели 110 (двойка) и 111 (четвёрка) фирмы Кулик. У этих моделей отсутствуют продольные элементы каркаса. Жёсткость создаётся высоким давлением воздуха внутри баллона. 110-я и 111-я – самые быстро собираемые катамараны. При этом очень ходкие и, несмотря на небольшой запас плавучести, очень стойкие к мощной бурной воде.

Двухместные и четырёхместные катамараны изготавливаются с различными объёмами поплавков. Спортивные катамараны имеют маленький объём и форму, благоприятную для слалома. Туристские обладают большим объёмом. Некоторые катамараны создаются с очень большим объёмом, обеспечивающим хорошую стойкость к мощным бочкам и котлам. Это верблюды. На них обычно проходят наиболее сложные реки высшей категории сложности. Стоят они намного дороже. Но это в полной мере оправдывает себя, если вы оказались на очень мощной воде.

Посадка на катамаране обычно бывает в двух вариантах. При прохождении несложных участков можно сидеть просто на рюкзаке с выставленными вперёд ногами. Это удобно и ноги не устают. Но для преодоления боевых участков необходимо принимать специальную коленную посадку в приготовленных для этого упорах. Чтобы ноги сильно не уставали, на месте посадки закрепляют специальное надувное сиденье. Такая позиция обеспечивает надёжное удержания гребца на судне, возможность быстро покинуть место посадки при перевороте и максимально эффективную греблю, используя возможности всего корпуса. Некоторые водники приспособились эффективно закрепляться в первом варианте и так проходят все препятствия.

Для разных по характеру и расходу воды рек подходят соответствующие катамараны. Если вы сплавляетесь по малорасходной реке с многочисленными камнями в русле (реки Лангутай, Хара-Мурин, Утулик в малую воду, верхний Иркут в малую воду), то лучше всего идти на «двойках» или на спортивных маленьких четвёрках в случае хорошей слаженности экипажа. На больших мощных реках (Ока, Катунь, Аргут, Ципа) подойдут большие «четвёрки» от 2000 л и более. На сложных реках 5-6 категории сложности с водопадными сливами, мощными, жёсткими бочками и котлами (Китой, Онот, Утулик и Хара-Мурин в очень большую воду, Снежная и т. д.) удачнее будет использовать «двойки» и «четвёрки» с большим объёмом гондол или с дополнительными наплывами. Если у вас есть возможность выбора, то вы берёте наиболее подходящее судно. Но часто встаёт выбор, какое судно лучше приобрести, которое оптимально удовлетворит ваши цели.

Если вы собираетесь ходить по простым рекам до 3 к. с., то вам отлично подойдут простые «бананы» с внешней оболочкой из авизента. Они легче и дешевле. Объём гондол подойдёт любой. «Двойку» или «четвёрку» – зависит только от вашей компании.

Если вас интересует спортивная сторона и вы собираетесь участвовать на соревнованиях, то соответственно лучше брать спортивные «двойки» или «четвёрки» не очень большого объёма и с гондолами-бананами (например, модель 110 и 111 новосибирской фирмы Кулик). Потом в походах по мощным рекам к ним можно будет добавлять специальные наплывы для увеличения плавучести. Многие спортивные псевдоверблюды успешно можно использовать и в спортивных целях, и в автономных походах. Например, двойка фирмы Кулик (модель 11 мини) у нас великолепно себя показала на порогах 5 и 6 категории сложности, а также в больших походах с грузом.

Чисто для туристских целей лучше брать большие катамараны с повышенным объёмом гондол. На огромном катамаране и по маленькой речке с кучей камней при нормальной работе экипажа можно идти без проблем. А вот на маленькой «двоечке» в хорошем расколбасе со множеством страшных бочек нормальные люди себя чувствуют неуютно.

Для водников-спортсменов и любителей острых ощущений на большой воде подойдут маленькие «четвёрки» и «двойки» при нормальной береговой страховке.

Тем же, кому нравится путешествовать по красивым речкам и чувствовать себя в максимальной безопасности, следует брать большие катамараны с хорошими характеристиками по скорости и манёвренности. По мере надобности к ним можно прикреплять дополнительные наплывы и антипереворотные баллоны. В таком варианте, набравшись достаточно опыта, вы сможете пойти на маршрут любой категории сложности.

Следует также отметить тот факт, что «четвёрка» для полного использования её огромных возможностей требует слаженности экипажа. На двухместном катамаране многое зависит от капитана, которому легко управлять, и, при случае, он сможет исправить большинство ошибок своего напарника. Двойка более вёрткая и на ней интересно сплавляться по малорасходным рекам с большим количеством камней в русле, узкими проходами, небольшими водопадными сливами (Хара-Мурин, верхний Иркут).

Что это такое? В переводе с английского raft – это плот. В действительности – это громоздкое надувное корыто, куда можно свалить кучу всего: «чайников», «матрасов», пива, водки и т. д. и весело сплавиться по какой-нибудь «троечке». Даже заливать скорее всего не будет.

Выглядит как очень большая резиновая лодка. Только значительно более подготовленная для сплава по бурной воде.

Ткань суперпрочная (обычно Ferrari 905). Жёсткости побольше, чем у обычных лодок. Отдельно пришнурованное дно обеспечивает относительно быстрый слив воды. Сделана система удержания на судне, которая, правда, легко вас отпустит при сильном рывке или толчке, после чего вы покинете рафт, и у вас появится возможность воспользоваться специальной страховочной верёвкой, проведённой вдоль борта. Большой размер рафта и высоты его баллона обеспечивает хорошую плавучесть и остойчивость. Это позволяет рафту проходить мощные пороги, часто успешно преодолевая высокие валы и мощные бочки. Небольшие бочки вообще задавливаются рафтом.

Казалось бы, что судно идеально подходит для сплава по мощным, бурным рекам, обеспечивая безукоризненную безопасность толпе находящихся в нём людей. Однако, не всё так просто. Давайте попробуем разобраться, что реально представляет собой рафт, что он может и где его место.

Несколько лет назад, много наслышанные об этом западном чуде, мы, наконец, имели счастье ощутить на себе все его достоинства. И он нам очень понравился. Сразу выяснилось, что это оптимальное судно для сплава по нижнему участку Иркута (2 к.с.). Потом перешли с ним на бурную воду. Тоже здорово. Но через несколько сплавов на этой замечательной лодочке стали вырисовываться отдельные нюансы, которые способствовали развитию ряда мыслительных операций. Теория, практика, анализ и сравнения с другими судами, отзывы и мнения других водников в течение нескольких лет позволили сделать определённые выводы. На рафте довелось походить немало, причём по рекам различного характера, где мы отрабатывали различные упражнения, водили коммерческие группы и т. д. Слаломные: Лангутай, Хара-Мурин, верхний Иркут; полноводные: Ока; спокойные: нижний Иркут. Если перечислить в порядке убывания комфортности сплава (физически и психологически) по этим рекам на рафте, то получиться следующий ряд: Нижний Иркут, Лангутай, нижний кусок Хара-Мурина, верхний Иркут (в среднюю воду), Ока.

Отсюда видно, что

1. Рафт на спокойной воде до 3 к. с.

Рафт как пароход. Он большой. По его дну можно ходить как палубе корабля. На бортах удобно сидеть (не грести) и любоваться красотами. Ещё лучше лечь на дно и облокотиться о борт. Обедать можно прямо на рафте, не причаливая к берегу. Туда можно посадить много людей, напихать кучу груза и приятно провести время на природе с друзьями, любуясь местными красотами.

2. Рафт на простых слаломных участках

Если рафт не перегружен, то при не очень быстром течении на нём успешно обходятся все камни. Когда бортовые гребцы задают скорость, а носовой с кормовым подруливают (на самом деле достаточно любого одного), все камни обходятся на ура. Но если уклон и скорость велики, то заваленный «чайниками» рафт будет вести себя, как груженый КАМАЗ, разогнавшийся под горку на гололёде. В принципе, прижимы проходятся при таком варианте ещё нормально, но если туда добавить ещё каменные глыбы, то «чайники», скорее всего, наберут воды. Со стороны подобное приходилось наблюдать.

3. Рафт на мощных реках

Конечно же, он проходит высокие валы и мощные бочки, только далеко не всегда. И стойкость у него неплохая. А вот система удержания гребца на рафте – просто безобразие. Без доработки она впечатляет. Как будто вам предлагают родео на быке. Попробуй, удержись. Держаться нужно вставленными под верёвку, натянутую по поверхности дна, носками ног! Если зашёл в хороший расколбас, забудь про это. Садись на дно, хватайся крепче за бортовую верёвку и кричи: «Ой, мама!» или «Пронеси, Господи!», а то, глядишь – остаток порога придётся соревноваться на перегонки с рафтом.

На некоторых сайтах, где пишут о рафтинге, указывают на то, что сплавляться в рафте привыкают быстрее всего горнолыжники и сноубордисты, которые п ривыкли к фиксированным креплениям. Ха-Ха! Горнолыжники при больших нагрузках вылетают из креплений, как пробка из бутылки, чтобы не сломаться. Тогда, получается, они уже привыкли к тому, что будут вылетать с рафта в хорошем пороге, где рвёт так, что мало не покажется.

Сохранять устойчивость с помощью кренов на горных лыжах и рафте – совершенно разные вещи. И рафт – не каяк! На мощной бурной воде создаётся такое хаотичное, резкое и мощное «рафтотрясение», что люди в рафте будут больше напоминать терпящих бедствие на Титанике, чем красиво катающихся горнолыжников или сноубордистов.

Мы, конечно, даже пробовать не стали. Сразу же сделали дополнительные набедренные упоры. И даже после этого посадка оставляет желать лучшего.

А гребля? Вы думаете на рафте удобно махать веслом? Махать да, но только не грести. Сидишь ужасно неудобно, всё время с развёрнутым корпусом и делаешь гребки, которые по мощности в сравнении с катамаранными рядом не стоят. Да и беспокоит больше то, как удержаться, чем сам процесс гребли. У некоторых сплавляющихся на рафте начинала отниматься верхняя часть туловища. Это заставляло их садиться сверху на баллон, как на коня. О сохранности собственного тела в таком случае не может быть и речи.

Отсюда следует, что и без того не очень ходкий рафт разогнать сложно.

Где же взять пробивную мощь? Конечно, в инерции этого разогнанного огромного великана. Просто впечатляет, как он часто рассекает могучие воды, успешно проходя высокие валы и большие бочки. Но что будет, если этой мощи не хватит?

Что может произойти с рафтом в мощной бочке? Здесь выявляются его уязвимые места. Вспомним, что рафт всего лишь большая лодка, в которой улучшили некоторые параметры, но отнюдь не довели их до совершенства. Иначе это был бы уже не рафт.

Итак, рафт заходит в слив, разгоняется и влетает в бочку. Эффективно врубиться в бочке не удаётся по причине фиговой посадки. Большое лобовое сопротивление задерживает рафт. Недостаток положительной скорости не позволяет сразу вырваться из бочки. Срабатывает первое несовершенство. Рафт немного сминается, так как отнюдь не является такой жёсткой конструкцией, какой его иногда расписывают. Огромная масса воды мгновенно наполняет рафт, которая не успевает быстро уйти через малюсенькие дырочки (вот вам и быстрый самоотлив). Это второе несовершенство. Вода, наполнившая рафт, ещё больше его деформирует. Основная часть судна оказывается притопленной.

Дальше может разыграться четыре основных варианта в зависимости от мощи и характера бочки, размера рафта и везения экипажа.

Идём дальше. Вот все перевернулись и плывут рядом с рафтом, держась за страховочную верёвку. Чтобы перевернуть рафт назад на воде, надо быть рыцарем Джедаем. Забраться на него тоже вряд ли получится. Так и придётся колбаситься, пока общими усилиями не удастся зачалить судно к берегу.

Как видно, рафт далеко не идеальное судно для сплава по бурной воде. Просто значительно более подготовленное к этому, по сравнению с резиновыми лодками. А так как он позволяет посадить много людей и, соответственно, заработать побольше денег, некоторые организаторы коммерческих сплавов торжественно рекламируют рафт как суперсудно, которое может всё, а главное – самое безопасное. В Интернете есть информация о том, что рафт «используется для сплава по самым сложным рекам, чаще коммерческого, но также и спортивного. Степень комфортности и надежности этого судна не идет ни в какое сравнение с известными в России типами гребных туристских судов». Что значит фраза «не идёт ни в какое сравнение»? Давайте попробуем в этом разобраться на примере сравнения рафта с одним из типов гребного судна, широко используемого в России – четырёхместным катамараном.

Сравнение большого катамарана-четвёрки с рафтом

Габариты большой четвёрки сравнимы с габаритами рафта. Объём надувной части тоже примерно одинаков 2500-3000 л. Он может быть намного больше и у тех, и других. Есть, например, самодельный катамаран объёмом в 10 кубов! Почти непотопляемая махина. Правда, уже и менее управляемая. Везде нужна мера.

Но плоскодонная конструкция рафта делает его более уязвимым к силам, которые пытаются его перевернуть. Поэтому большой катамаран-четвёрка выигрывает в остойчивости.

Рафт тупой: имеет большое лобовое сопротивление. А у катамарана великолепная форма для скольжения по воде. В результате катамаран более ходкое судно, чем рафт. А это одна из самых важных характеристик, от которой зависит манёвренность.

Говорят, что рафт – судно манёвренное. Точнее будет сказать, поворотливое. Его форма обеспечивает хорошую вращаемость относительно своей оси, которая выше чем у катамарана. Но неудачная посадка гребцов значительно компенсирует это преимущество не в пользу рафта. Слаженная команда катамарана с помощью мощных гребков в состоянии развернуть судно не медленнее гружёного рафта. А главное, хорошая поворотливость – не значит хорошая маневренность. После быстрого разворота нужно ещё успеть разогнаться. Нужна хорошая ходкость. А рафт в этом «профан».

Рафт – полужёсткая, а не жёсткая конструкция. Нормальную жёсткость имеет катамаран, которую обеспечивают продольные элементы. А размякший в холодной воде рафт на мощной бурной воде выглядит как жирная гусеница, которая вся извивается, трясётся, в общем, колбасит его. А, следовательно, колбасит и тех, кто в нём находится.

Также говорят, что у рафта мгновенная система самоотлива. Конечно, но только после выхода из бочек, а не в них. Заливающаяся в мощной бочке вода не успевает покинуть рафт, наполняет его, деформирует, неравномерно нагружает. Другими словами, готовит к перевороту. Если рафт успел пролететь бочку, то всё хорошо. А если застрял ненадолго, то могут возникнуть проблемы. У катамарана вообще эта проблема отсутствует, так как наливать воду некуда. И притопленный катамаран имеет гораздо больше возможностей вырваться из цепких лап бочки, благодаря эффективной работе экипажа.

А эффективная работа экипажа катамарана обеспечивается, как уже говорилось, удобными для этого посадочными приспособлениями. Экипажу рафта очень сложно работать в мощной бочке по причине неудачной посадки. Им хотя бы удержаться. Рафт пусть сам думает, как порог проходить. Он ведь большой.

В случае переворота разгруженный катамаран можно перевернуть назад, а на гружёный легко забраться прямо на перевёрнутый. У экипажа рафта, как я уже упоминал, с этим большие проблемы.

Рафт практически используется на реках, к которым можно подъехать на автотранспорте. Переносить его на себе даже на коротких переходах тяжело и вредно для спины. Как правило, самая большая неразборная часть рафта вешает около 50 кг. Есть вариант с лошадьми, но не везде возможно и значительно дороже. Заброска на вертолёте интересна только в редких случаях, так как очень дорогая. И вообще, рафт лучше хранить и перевозить в собранном надутом виде, катая коммерческих туристов по живым несложным участкам рек с простыми подъездами к берегу. Так лучше всего сохраняются и рафт, и его пассажиры.

Большой четырёхместный катамаран вешает немного меньше, чем рафт. Но главное – он разбирается на несколько частей, которые можно распределить между разными людьми, а также переносить в несколько ходок.

У рафта есть только одно преимущество. Он очень вместительный. Как автобус – набирает кучу пассажиров и катает их по воде. Однако большой четырёхместный катамаран может брать на борт в маршрутах до 4 к. с. около 6 человек. А на относительно спокойных речках 2 к. с. на него можно посадить до 8 человек. Это не намного меньше, чем на рафте.

Учитывая всё вышесказанное, можно сделать следующий вывод: рафт действительно не идёт ни в какое сравнение с четырёхместным катамараном, так как проигрывает почти по всем параметрам. Большой катамаран-четвёрка существенно превосходит рафт как спортивно-туристское судно, особенно в сложных автономных походах и первопроходах. Недаром ведь большинство туристских маршрутов пройдено в последнее время на катамаранах. И многие сверхсложные места, которые считались непроходами, пройдены на четырёхместных катамаранах.

К тому же, большой четырёхместный катамаран является хорошей альтернативой рафту в коммерческих турах, если учитывать не только объём зарабатываемых денег, но и реальное качество предлагаемого тура, включая безопасность.

Каждому своё место

Если на рафте установлены распашные вёсла, говорят, что сопровождаемые опытным проводником новички в рафте, гребут только для собственного удовлетворения. А всю работу по управлению рафтом за них делает проводник, сидящий на распашных вёслах. Это не совсем правильно. Как могут грести люди в рафте, я уже говорил. Но, тем не менее, грести они должны и от этого должен быть какой-нибудь эффект. Большая машина должна управляться всем экипажем. Проводник знает, что делать и должен грамотно пользоваться силой своего экипажа. Гераклы, конечно, могут делать всё сами.

Только благодаря хорошей работе всего экипажа, состоящего из новичков (за исключением проводника), мы неоднократно успешно преодолевали на рафте технически сложные (немощные и неопасные) слаломные участки 4 к. с.

Довольно часто рафты используются в коммерческих сплавах на реках, превышающих 4 к. с. Хотя водить новичков можно только до 4 к. с. независимо от опыта проводников. Если конечно три проводника на одного «чайника», то на катамаране можно и в шестёрку. Но если на одного проводника 6-8 «беспомощных» тел в рафте, то идти на сложные реки – безумие. Нормально водить коммерческие группы в красивые интересные пятёрки на больших катамаранах, если основная часть группы коммерческих туристов состоит из опытных участников.

Практика показала, что рафты лучше подходят для группового отдыха и развлечений на несложной бурной воде.

Однако рафт широко используется не только в коммерческих целях, но и на соревнованиях. Это вполне нормально. Не потому, что рафт – отличное спортивное судно.

Просто соревноваться можно много на чём, даже на бревне или надувном диване 🙂 А рафт, несомненно, превосходит и то, и другое. Использование рафта в спортивных целях оправдано, так как позволяет повысить своё мастерство и расширить свои знания в гидродинамике. Только страховку нужно организовывать должным образом, так как перевороты рафтов на соревнованиях происходят очень часто (как и других судов) и имеются трагические случаи.

О водных монстрах: карабубер

Можно просто бублик. Это судно для прохождения наиболее сложных рек. Основное его достоинство в том, что оно имеет огромную остойчивость и даже в случае переворота самостоятельно возвращается в нормальное положение. Обеспечивается это следующей конструкцией: два надувных поплавка в форме бублика, соединяются каркасом (металлическим или деревянным). Сами «бублики» изготавливаются, как правило, из прочной ткани ПВХ. Гребцов на судне в основном двое. Ещё могут разместиться два пассажира, которые тоже могут участвовать в управлении судном.

Управление на карабубере осуществляется также как на честере. Судно перемещается поперёк струи и не имеет собственной скорости. Для экипажа бублика важно увернуться от камней и скал, а также удержаться на судне в мощных бочках. На случай капитального застрявания посреди мощного препятствия на карабубере применяют специальный парашют, который выбрасывается в поток и выдёргивает судно из «капкана». На карабубере был пройден практически непроходимый участок на реке Аргут – Карагемский прорыв. Категория его сложности – 6*6. А если словами, то это «труба для смертников». На сайте abvclub.ru в разделе видео есть ролик о его прохождении размером 175 мб.

Карабубер изготавливает новосибирская фирма Кулик. Там же был создан перекрёстный бублик по проекту Сергея Лагоды для прохождения самой сложной реки в мире – Брахмапутры. Ну, это уже просто водный гигант. Полностью надувной. Огромный запас плавучести. Не перевернёшь. Имеются четыре посадки для продольных гребцов, что обеспечивает собственную скорость судна, и две посадки для поперечных гребцов. Также предусмотрена установка двигателя с мощностью примерно в 6-8 человек.

Где и как приобрести суда для сплава по горным рекам

Основными производителями сплавных судов в России являются:

По вопросам приобретения катамаранов в Иркутске можете обращаться к нам (иркутская команда путешественников, водников и т. д.) на мой e-mail. Подробно разъясним особенности всех видов катамаранов. Окажем квалифицированную помощь в выборе, покупке и ознакомлении с катамараном после приобретения.

Источник

Катамаран сплавляться по реке

1. Катамараны с двухслойными гондолами.

2. Катамараны с однослойными гондолами (КатамараныПВХ).

Кратко рассмотрим оба вида.

Двухслойный катамаран (катамаран с двухслойными гондолами) – это катамаран, гондола которого состоит из силовой защитной оболочки и внутреннего баллона (или нескольких баллонов).

Оболочка защищает внутренний баллон от механических повреждений (проколы, порезы и т.д.).

Оболочка также задает конструктивную форму гондолы катамарана.

Карманы для крепления каркаса, различные силовые петли, ручки и.т.д. – все крепится на силовой оболочке. Соответственно, те механические воздействия, которым они подвергаются в процессе эксплуатации катамарана приходятся на оболочку.

В экстремальной ситуации при мощном ударе катамарана о камни, может вырвать карманы каркаса вместе с куском оболочки или появится пробоина дна и т.п. Всё это – внешнее воздействие на оболочку, при этом катамаран все равно останется на плаву и сможет продолжать бороться со стихией.

Оболочка защищает внутренний надувной баллон, «принимает удар» на себя.

Хорошая силовая оболочка – это самая сложная часть конструкции катамарана.

Вторая часть гондолы (второй слой) – это внутренний надувной баллон.

Назначение внутреннего баллона – удержание воздуха в гондоле при заданном давлении.

Баллоны должны быть легкими, долго и хорошо держать воздух.

Правильный баллон имеет как минимум два отсека, разделенных перегородкой.

Перегородка может быть как продольной, так и поперечной.

В процессе эксплуатации катамарана, даже если один из отсеков будет пробит, катамаран останется на плаву и сможет причалить к берегу.

Двухслойные катамараны называют классическими катамаранами.

Классические катамараны возможно использовать на реках с 1 по 6 категории сложности, а также устанавливать на них парусное вооружение и моторы.

Грамотно сконструированные классические катамараны, изготовленные из хороших, качественных материалов являются надежными и относительно безопасными туристическими судами.

Однослойный катамаран (катамаран с моно гондолами(моно баллонами (моно баллонами высокого давления). Катамаран ПВХ.

Под таким названием (см.выше) сейчас выпускают катамараны с однослойными гондолами. Гондола представляет собой цельносклеенный баллон из очень прочной на разрыв воздуходержащей ткани с ПВХ-покрытием. (ПВХ-поливинилхлорид).

При накачке воздухом, гондола приобретает готовую форму.

Грамотно изготовленные гондолы также как и двухслойные имеют продольные или поперечные перегородки.

Карманы для крепления каркаса, различные силовые петли, ручки и т.д. – все крепится на самой гондоле, соответственно, силовое воздействие, в процессе эксплуатации катамарана оказывается напрямую на монобаллон.

При возникновении экстремальной ситуации, вырванный карман или петля, прокол баллона сразу нарушит целостность конструкции. На сложном пороге в такой ситуации оказаться очень опасно… И конечно потребуется срочный ремонт.

К преимуществам катамаранов с монобаллонами относятся такие характеристики как: легкие по весу, быстро собираются, просты в обслуживании, кроме того, они гораздо дешевле двухслойных.

Катамараны с моногондолами возможно использовать на озерах и водохранилищах, на горных реках до 2 категории сложности включительно.

Однако, весной, в сезон «большой воды», некоторые горные реки из 2 категории сложности превращаются в реки с порогами 3-5 категории сложности. В этом случае, мы рекомендуем обнести эти препятствия , так как можно не только лишиться снаряжения, но и потерять своих родных и близких, а также собственную жизнь.

На однослойные катамараны, также как и на двухслойные возможно установить парусное вооружение и моторы.

Конечно, встречаются продавцы туристического снаряжения, которые уверяют, что эти суда можно использовать и на более сложных реках (4-6 категория). Однако, такие заверения явно свидетельствуют о том, что сами они никогда не сплавлялись и не были на серьезных категорийных реках.

Разумеется, никто не может запретить Вам использовать однослойный катамаран на сложной категорийной реке, но в этом случае вероятность повреждения судна в пороге очень высока.

Двухслойные катамараны при сравнение с однослойными более тяжёлые, более дорогие, сложны в эксплуатации. Но всё же они надёжнее на сложных сплавах.

Возможно ли сделать монокатамаран на которых можно идти по рекам 3-6 кат. сл. ? Можно, но для этого необходимо использовать материал, очень прочный на разрыв и раздир. (Например: 5-ти(2 основы), 7-ми(3 основы), 9-ти(4 основы) слойный с ПВХ или резиновым покрытием). Это очень дорогие материалы, цена катамарана возрастет в 3-5 раза. Это стоимость как 2-4 двухслойных ката. Но тогда целесообразнее будет приобрести двухслойный катамаран.. .

Источник



Спортивный самодеятельный туризм. Сплавные суда

Напишу о том, на чём ходят в России в водные походы. Расскажу о плюсах и минусах.

Основные типы судов для сплава по рекам: рафт, катамаран, байдарка, каяк.

Рафт популярен за границей. Как правило, на этом судне катают коммерческих туристов, не нужно никаких навыков, чтобы проехаться по реке 2 с элементами 3 категории сложности. Опытных туристов-водников, которые на рафтах ходят сложные маршруты в России очень мало.

Плюсы данного судна:
+Можно не боясь взять новичков и прокатиться по небольшому порожистому участку реки.

Минусы данного судна:
-Низкая скорость
-Плохая управляемость
-Неудобная посадка
-В пороге можно за секунду набрать столько воды, что система отлива не справится и произойдёт оверкиль (т.е. переворот судна)

Катамаран

Катамаран — не имеет педалек. Катамаран — самое популярное сплавное судно на пост Советском пространстве. Разработан в СССР и нигде в мире больше не ходят на этих судах. Два надувных балона, соединённых дюралевой рамой. Коленная посадка, сидя в которой очень удобно грести. Катамаран — это скорость, манёвр. На катамаране весело идти как большой компанией по спокойной реке, так и слаженным экипажем по самой сложной бурной воде. Бывают на 2, 4, 6 человек. Минусов у катамарана нет.

Байдарка.
В отличии от рафта и катамаран байдарка имеет ограничение — 3 категория сложности. Более сложные реки на ней ходить нельзя. Это пожалуй единственное ограничение. Отличное судно, на спокойной воде доставит очень много эмоций. По своим габаритам вы идеально будете проходить между упавшими деревьями (под ними). Идеальное судно для спокойных рек равнины. С помощью этого судна вы познаете всю красоту родных краёв.

Источник

Надувной катамаран. Виды и характеристики.

Досуг на природе принимает разные форматы в зависимости от предпочтений путешественников, ищущих приключений и незабываемых впечатлений. Среди популярных развлечений законное место занимают сплавы на катамаранах.

Катамаран для сплавов по реке – среднее по габаритам двухкорпусное плавательное средство.

Катамаран имеет ряд преимуществ перед другими средствами передвижения по воде:

Существует несколько видов, выбирать из которых стоит с учетом целей и предполагаемых трудностей:

— парусные;

— плёсовые и экспедиционные;

— туристические и спортивные.

Категории сложности рек

Желающим купить надувной катамаран для интересного времяпровождения, важно учитывать степень подготовки путешественников и желаемую проходимость препятствий.

Существует 6 к. с., присваиваемые рекам:

— 1 к. с. (например, р. Нерль). Подходит для отдыха. Помех мало или они просты в прохождении. Опасны только отмели, на которых могут встретиться выступающие камни. Вероятность выпасть из лодки минимальна. Подходит для людей без опыта путешествий на надувном катамаране.

— 2 к. с. (р. Мста, Шуя). Возможно прохождение для любителей. Попадаются преграды, позволяющие отточить умения и подготовиться к более экстремальным целям.

— 3 к. с. (р. Пистайоки, Тумча). Считаются труднопроходимыми. Начинающие допускаются, но после нескольких легких маршрутов.

— 4 к. с. (р. Катунь). Сложность выше, быстрое и мощное течение, серьезные помехи в виде камней и прочего. Не для неподготовленных в силу трудности преград. Необходимы навыки маневрирования.

— 5 к. с. (р. Чегем). Располагающиеся по течению пороги и барьеры требуют обязательной предварительной проверки, очень опасны. Только для опытных спортсменов.

— 6 к. с. (реки Норвегии, Грузии и Кавказа во время подъема воды). Крайне высокая опасность! Для профессиональных спортсменов с отличными навыками и большим опытом пользования резиновым катамараном, байдаркой, каяком и т д. Многие объекты шестой к. с. остаются непокоренными в силу невозможности преодоления.

Часто к. с. присваивается не только реке, но и отдельным ее участкам. Описание будет выглядеть, например, так: 3 к. с. с элементами 5 к. с. Согласно уровню сложности и нужно решать какой купить катамаран для сплава.

1. Для желающих насладиться окружающим пейзажами, отличным выбором станет путешествие по озеру на парусном судне. Оно просто в управлении и на рынке по продаже катамаранов немало моделей на любой вкус. В зависимости от выбранной модификации вмещают как одного, так и целую семью.

2. Любителям охоты, рыбалки и речных сплавов не труднее 1 к. с. подойдут плёсовые и экспедиционные модификации. Выдерживают до 1000 кг. К их достоинствам относятся легкость перевозки, монтажа и эксплуатации. Распространены четырехместные, но бывают и более вместительные. Для компании отличным решением будет катамаран на 6 мест.

3. Искателям острых ощущений и готовым бросить вызов стихии – экстремальные маршруты на специализированных туристических и спортивных образцах. Чем сложнее проходить барьеры, тем вероятнее предпочтение отдается спортивной вариации. К ним предъявляется множество критериев оценки, обоснованных опасностью области их применения. Это касается нюансов устройства сидений и конструкции в целом. Чаще всего они рассчитаны на двух или четырех пользователей.

Материалы изготовления

Хорошо показавшим себя материалом для баллонов является ПВХ (поливинилхлорид). Часто купить катамаран ПВХ решают из-за положительных характеристик:

— жесткость и грузоподъемность;

— неприхотливость в уходе (не нуждаются в просушке, не требуют особого ухода);

— высокая износостойкость (защищен от воздействия бензина, соленой воды, не высыхает под палящим солнцем).

Если Вы решаете приобрести катамаран ПВХ, обратите внимание на несколько факторов, влияющих на спектр применения модели и ее цену:

— Размер, от которого будет зависеть доступное количество посадочных мест;

— Форма баллонов. Самая распространенная – сигарообразная, является стандартной. Существует вариант с дополнительными увеличениями на корме и носу. Они более устойчивые и маневренные и предназначаются для спортивных задач;

— Количество слоев: однослойный или двухслойный. Многослойные баллоны прочны и долговечны. Из однослойных аналогов с ними сравнимы только те, что из армированного ПВХ, который является тканью для лодок.

Трубы для крепления чаще всего выполняются из алюминия. Бывают и экземпляры из древесины, встречающиеся у сторонников кустарного изготовления. Это связано с их легкостью и, как следствие, маневренностью судна. С точки зрения надежности разумнее выбрать алюминий. Его прочность и способность противостоять механическому воздействию больше, чем у дерева.

Катамаран для сплавов «Берег» К6

Предлагаем Вашему вниманию Катамаран «Берег» К6, предназначенный для водных прогулок и путешествий по рекам не выше 1-й к. с.

Вмещает 6 — 9 человек, с учетом грузоподъемности до 900 кг. Удобно транспортируется благодаря 4 боковым ручкам (по 2 на одну сторону) для перемещения по суше и переносных сумок в комплекте.

Изготавливаются из армированного лодочного ПВХ 950 г/м² с повышенной прочностью, водоупорностью и износостойкостью. Выдерживает серьезные нагрузки, не требует частых ремонтов, а срок его службы продлится дольше.

Удобство сборки и эксплуатации обеспечивается специфическим строением баллонов – благодаря производству из высокопрочной ткани, не требуется второй слой. Нет необходимости дополнительно накачивать чехол, что ускоряет и упрощает процесс. Баллон делится на 2 камеры, каждая из которых оснащена клапаном для надува. При повреждении одной, вторая останется на плаву, что повышает безопасность изделия. Для прочности и защиты от повреждений на дно крепится днищевой привал из ПВХ.

Для палубы используется ПВХ 650 г/м². Рама состоит из 14 трубчатых звеньев, производящихся из алюминия Д16Т1 (труба 40х2 мм). Он легкий, помогает избежать излишнего утяжеления. Способен выдерживать значительные нагрузки. Не подвержен коррозии, что важно при постоянном контакте с водой.

Основательное скрепление частей каркаса обеспечивает создание соединительных элементов из твердого непластичного материала. В К6 в качестве соединений выступают болты из нержавеющей стали, обладающей высокими показателями твердости.

К товару прилагается паспорт с гарантийным талоном.

Гарантия составляет 2 года!

Использование в производстве катамарана высококачественных материалов, соответствующих требованиям безопасности и обеспечивающих долговечность изделия и покупка непосредственно с завода позволяет достичь баланса цены и качества.

Купить Катамаран Берег К6 можно на сайте компании. Покупайте продукцию проверенного производителя!

Источник

Читайте также:  Речка какие бывают прилагательные
Adblock
detector