Меню

Карта реки пеза мезенского района

По Пёзе

Глава первая: По Пёзе

В нашем первом путешествии мы прокатимся по реке Пёзе до самого Пезского волока, ну или Ненецкого автономного округа, это кому как угодно.

Пёза — длинная река (363 километра), берущая начало от слияния рек Рочуги и Блудной в западной части Тиманского кряжа. Пёза достаточно густо населена: на реке три куста деревень: в нижнем течении, среднем и верхнем.

Первые тридцать километров вдоль реки идёт грейдер от мезенской трассы до села Бычье. От него можно проехать к деревням Усть-Пёза и Усть-Няфта с сохранившимися Обетными крестами. Обе деревни признаны неперспективными в 70-х годах, и с тех пор жизнь здесь постепенно замирает. В отличие от первых деревень, Бычье — крупный населённый пункт. Есть школа, клуб, свой сельский хор. Съезжий праздник 9 июля — день Тихвинской иконы Божьей Матери. В окрестностях Бычья находятся аж четыре Обетных креста. В селе находится музей крестьянского быта «Пёзское подворье».

В Бычьем заканчивается круглогодичная автомобильная дорога. Раньше по Пёзе зимой прокладывался зимник. Сейчас нет. Дальше на восток вообще никаких дорог нет, только голубая лента реки и лодки на ней. Более того, на много-много вёрст вокруг, до селений на реке Мезени на юг и до стойбищ оленеводов в Канинских тундрах на север, вообще никакого жилья нет. Ну что ж, пересаживаемся на лодки и в путь!

Через 25 километров плавания показывается деревня Лобан. Хотя транспортная доступность здесь ещё нормальная (пару часов до Бычья, а там на машине), зимой в деревне остаётся только один человек, остальные приезжают летом на дачи. Лобан настолько хорошо сохранил свой бревенчатый облик, что его иногда сравнивают с Кимжей. Однако, к сожалению, это ненадолго. В запустении деревянные дома долго не простоят. В деревне находятся два Обетных креста.

А мы продолжаем плыть, приближаясь к кусту деревень в середине Пёзы. В порядке с запада на восток это Мосéево, Калинó, Бакóвская, Езéвец. Деревни связаны тропинками вдоль берега и линиями электропередач от дизель-электростанции в Калино. Центральная деревня — Мосеево: школа, клуб, сельсовет, аэропорт (2 раза в месяц здесь садится АН-2 на обратном пути из Сафоново в Архангельск), 70 человек постоянных жителей и 160 километров по реке до автомобильной дороги в Бычьем. Выше и ниже Мосеево стоят по одному Обетному кресту. Ещё один крест находится в Баковской. Кроме него в Баковской можно посмотреть на «порядок домов», именно так именуется местный региональный памятник.

За последней деревней среднего куста — Езевцом торопится не стоит. Плывите небыстро, вглядываясь в берега. Где-то здесь до сих пор стоят Захряпы-Наряжухи. Это простейшие куклы из колоды, одетой в ткань. Стоят в лесу, обычно по двое. Ходит несколько версий того, зачем их делали: от языческих культов до забавы во время отдыха. Однако истино то, что за ними неплохо следят до наших дней.

До следующей деревне плыть достаточно далеко, около 70-ти километров. Ёлкино входит в послежний, верхниц куст пёзских деревень. В двух километрах от деревни находится поклонный крест, поставленный для сохранности скота на пастбище. Через несколько километров за поворотом появляется Сафоново — конечная остановка самолёта из Архангельска два-четыре раза в месяц. До устья Пёзы отсюда около 300 километров, до автомобильной дороги в Бычьем 250, до сети асфальтовых дорог лучше и не считать. В Сафоново сохранился только один традиционный поморский дом, а мельница-столбовка то ли рухнула, то ли была разобрана ещё совсем-совсем недавно. Надо заметить, что Сафоново чуть северее Кимжи, поэтому эта мельница являлась самой северной в мире…

За Сафоново поселения на Пёзе заканчиваются, а сама она сужается, пока не распадается на две речушки: Блудную и Рочугу. Рочуга приводит путешественников к 15-ти километровому волоку в Чирку, впадающую в Цильму, несущую свои воды к Печоре, Пустозерску, Нарьян-Мару. Примерно за два километра до Чирки волок пересечёт границу Архангельской области и Ненецкого Автономного округа. (Подробнее о волоке и Пёзе можно почитать в литературе, данной в конце главы Сибирский путь).

Источник

Карта Мезенского района Архангельской области

На странице расположена интерактивная онлайн карта Мезенского района подробная с городами, населенными пунктами, с улицами и номерами домов, участками.

Мезенский район включает в себя пятьдесят девять (59). Код ОКАТО 11242000000.

Спутниковая карта Мезенского района

Обратите внимание, на карте Мезенского района вверхнем правом углу, есть кнопка слои, чтобы посмотреть карту Мезенского района со спутника выберите слой спутник, а так же вы можете выбрать: схема, гибрид, народная карта и народная + спутник, таким образом проспотреть онлайн карту Мезенского района в любом виде. Остальные кнопки: карта во весь экран и слева по средине две кнопки + и — для маштабизирования.

Населеные пункты и станции в Мезенском районе

  • тер Абрамовский Мыс
  • деревня Азаполье
  • деревня Баковская
  • деревня Березник
  • деревня Бор
  • деревня Бычье
  • село Долгощелье
  • село Дорогорское
  • деревня Езевец
  • деревня Елкино
  • село Жердь
  • деревня Жукова
  • деревня Жуково
  • деревня Заакакурье
  • деревня Заозерье
  • поселок Затон
  • деревня Инцы
  • деревня Калино
  • рп Каменка
  • деревня Карьеполье
  • поселок Кепино
  • деревня Кильца
  • деревня Кимжа
  • деревня Козьмогородское
  • деревня Койда
  • поселок Коршаково
  • деревня Лампожня
  • деревня Лобан
  • деревня Майда
  • нп Маяк
  • тер Маяк Вороновский
  • деревня Мегра
  • город Мезень
  • нп Мезень-1
  • деревня Мелогора
  • тер Месторождение им В.Гриба
  • село Моржовец
  • поселок Морозилка
  • деревня Мосеево
  • деревня Нижа
  • поселок Окуловский
  • деревня Петрова
  • деревня Петровка
  • деревня Печище
  • деревня Погорелец
  • село Ручьи
  • деревня Сафоново
  • деревня Семжа
  • деревня Совполье
  • деревня Соколово
  • деревня Сояна
  • деревня Тимощелье
  • деревня Усть-Няфта
  • деревня Усть-Пеза
  • деревня Целегора
  • деревня Черсова
  • деревня Черсово
  • деревня Чеца
  • деревня Чижгора

При цитировании материалов ссылка на веб-сайт https://mapbase.ru/ обязательна.

© 2014–2021, MAPBASE.RU — полная информация о городах с улицами и номерами домов, с фотографиями и погодой.

Внимание! Данные на сайте могут оказаться неточными или устаревшими.

Источник



Реки Мезень и Пеза: игроки человеческими судьбами, хитрые и мстительные

Реки в Мезенском и Пинежском районах живут своей, понятной только местным жизнью. К примеру, пару дней назад пройдут дожди, вроде все нормально, и вдруг уровень воды в реках начнет подниматься. Да по десятку сантиметров в час! Я дважды натыкался на такое явление, печаль по которому усугубляли дорожники, не сообщающие о закрытии мезенской переправы из-за разлива реки.

Читайте также:  Мама за рекой не погода

Первый раз мы везли великого русского писателя мезенского происхождения Владимира Личутина. Светило августовское солнце, писатель с сыном ехали на могилу брата-художника. Первый нехороший звонок раздался, когда мост через речку Кулой у Кулогор оказался сантиметров на 30−40 под водой. Мы почему-то вышли из машины и гуськом перешли мост по бревнышку. Почему — не могу объяснить. Кто-то даже снял обувь, а спроси «зачем пешком» — затруднились бы ответить. Затем серпантин среди карстовых воронок, и наконец прямая как стрела дорога к Мезени-реке. Подъезжаем к переправе — хвост из десятков машин. Оказывается не один Кулой балуется разливом, но и Мезень затопила переправу своими водами. Насыпь уводила прямиком в воду, и рисковать не имело смысла. А так как разлив случился ночью, то баржу на перевоз еще не поставили. Хорошо великому писателю — позвонил Владимир Владимирович на тот берег двоюродному брату в деревню Жердь, через 20 минут раздается звук моторки, и лодка картинно-лихо разворачивается на глазах у страдающей публики. Писатель торжественно вступает на борт, и человечество в очередной раз побеждает водную стихию.

Записал в Мезенском уезде Н. М. Гальковский: «Ехали через Мезень-реку в лодке… Фока с братьями, Петровы дети. На пашню свою, переправляли лошадь, и выехали до половины реки, и нашел на них дух нечистый, водный, и начал лошадь топить. Они же лошадь держали, а нечистый дух въяве ходил волнами, как большая рыба, и нападал на лошадь, и за лодку хватал, потопить хотя. Они же веслами его отгоняли» (1).

Чуть позже река отомстила человечеству в моем лице. Хитрая Мезень свершила месть не своими руками, а водами младшей сестры Пезы — правого своего притока. Осенью 2017 года, успешно преодолев переправу через Мезень, я двигался к Мезени — райцентру. Дорога вводила в прекрасное настроение — совершенно ровная песчаная подушка-покрытие чуть покачивала машину, убаюкивая водителя. Если бы правила движения разрешали 120 километров в час, то дорога позволила бы эту скорость. И вот роскошная дорога привела к переправе через Пезу, где все оказалось не слава богу. Дорога вела в воду, до понтона я добирался по ступицу в воде, чтобы подняться под углом 45 градусов на понтон, а затем съехать с него тоже под 45 — прямо в воду, залившую дорожную насыпь и с другой стороны. Экстрима добавляло быстрое течение и радостные крики с берега что «вода прибывает!».

Осмотрев весьма достойный мезенский музей и достопримечательные места древнего поселения, я поторопился обратно к Пезе. Обстановка у реки изменилась не к лучшему. Хорошей новостью стал запуск баржи, на которой разлившуюся Пезу могли преодолеть сомневающиеся в своих силах. Но баржа брала машин 10 и курсировала крайне медленно. Зато плохой новостью стал выросший уровень реки, стремительное течение, размывающее под водой дорожную насыпь, и очередь из паркетных джипов. Мужики ходили вокруг своих машин, калькулируя риски.

— Неужели поедешь — спросил один, и ответить «нет» я не смог.

— Легко! — по-гусарски браво улыбнулся мужику.

И в единственном числе погрузился на малой скорости в воду. Было опасение, что Пеза вымыла в насыпи незаметную под водой ямку, я въеду одним колесом и повалюсь набок в реку. Бог миловал, а вторая часть приключения в виде подъема на понтон, спуска с него и поиска подводной насыпи с другой его стороны прошла без эксцессов.

Поморская энциклопедия: «Реки и ручьи (Архангельской области) образуют густую и разветвленную гидрографическую сеть… в среднем на 1 км². площади водосборов приходится 500−600 м водостоков, причем в наиболее увлажненной полосе приморских тундр Ненецкого автономного округа — по 700−800 м, а в карстовых районах Онего-Северодвинского междуречья — 100−300 м… Количество рек длиной более 100 км — 112, а более 500 км — 6. Речная сеть сосредоточена в основном в четырех водных системах главных рек — Онеги, Северной Двины, Мезени и Печоры… В суровые малоснежные зимы толщина льда на реках… достигает 70−100 см, в тундрах — 140−160 см, в мягкие малоснежные зимы она в 1,5−2 раза меньше… Более 95% озер относятся к очень мелким, с площадью зеркала 0,5 км²… Самое крупное — Лача, имеет площадь 354 км². Озер площадью более 50 км² — пять, три из них — Кенозеро, Кожозеро, Лекшмозеро — относятся к бассейну реки Онеги. Ледниковые озера… Лача, Кенозеро, Кожохеро и др. …карстовые озера… небольшие, площадью 1−2 га. Особенно много их в районах развития гипсового карста: бассейн реки Мехреньга, левобережье низовья реки Пинега, верховья бассейна реки Кулой. В Плесецком районе расположено самое крупное на севере европейской части России карстовое озеро — исчезающее Сямгозеро. Изредка встречаются соленые озера, например Кулойские вблизи с. Пинега и Сольвычегодское у одноименного озера» (2).

Н. А. Кричная, известный фольклорист, Карелия: «Согласно этимологическим разысканиям, отличительной чертой реки, как и ручья, является ее способность двигаться в естественных условиях по определенному руслу в определенном направлении. Неслучайно лексема река — производное от той же основы, что и слова «ринуться», «реять»… Вследствие этого река подчас ассоциируется с дорогой, в данном случае водной, а дорога, как известно, — с судьбой. Небезынтересно отметить, что этими же свойствами, но уже антропоморфизированными, река наделяется и в загадках: она течет, идет, бежит, крутится, плетется, вертится, гонит (кого-либо)» (3).

И. А. Кожина, село Чаваньга, Мурманской области: «Нынче говорят «заблудились» да «заблудились».

Мужик с женкой идет, а он ее звал Кармакулиха. Ну, он ее и зовет:

— Кармакулиха, поступывай, поступывай!

А она и приустала, а он идет вперед и покрикиват:

— Кармакулиха, поступывай да поступывай!

Ну, она и шла, и шла на голос. И надо уж тому месту, где деревня, а ее нет. К морю уж начала подходить, а все еще нет моря, и идет все на голос мужа. А тут чихнула и перекрестилась.

— Яко с нами Бог! — говорит.

И очутилась: ничего нет, и сама не в том месте. Не видела ни Пялицы-реки, ни Чернавки-реки, очутилась на Истопки — горе, где нонче фактория… А как-то перешла две реки, и мужа нигде не нашла, и вышла к морю» (4).

Читайте также:  Город у реки city on the river

Н. А. Кричная: «В данном случае имеется в виду пространство между мирами, «этим», освоенным… и «тем», находящимся за рекой, лесным, непознанным… В результате мир людей противопоставлен миру обитателей инобытия — мифических… существ. Так, например, за рекой, по рассказам носителей фольклорной традиции, находится жительство лешего, его «водительство». После заката солнца, когда на какой-то момент «размыкаются» миры, оттуда доносится «плач ребячий», «байканье», щемящее душу пение: «А за рекой так длинно, дли-и-и-нно, очень длинно так запело. И так запело, песни не знает, а даже заунывье берет» (5).

П. М. Кашин, житель села Ненокса, Архангельской области: «В Неноксе шел Петр Коковин по Солоному ручью, искать коня. Ему встретился Павел Васильевич Непытаев с уздами, на солнце блестят. Павел Петру и говорит:

— Коня искать, натти не могу.

Павел и захохотал:

— Ха-ха, коня не можот натти!

А на самом деле Павел Васильевич никуда не ходил» (6).

Н. А. Кричная: «Иногда река, разделяющая пространство на две части, одна из которых принадлежит людям, а другая — мифическим существам, невидима для обыденного взгляда. Она открывается человеку только лишь на краткий миг, воспринимаемый им как момент «омрачения». Придя сюда же в другой раз, охотник обнаруживает «сухое место, сухое, никакой реки нет». Но эта призрачная река — не в меньшей степени граница между мирами, чем видимая: не случайно охотник не смог перебраться через нее, чтобы подобрать подстреленную им белку (7).

В северорусских мифологических рассказах едва ли не до наших дней проявляется страх древнего человека, решившегося, в силу тех или иных жизненных обстоятельств, отправиться на другую сторону реки, на противоположный берег. И это несмотря на все претерпеваемые в течении веков и тысячелетий трансформаций, переосмысления, модификации основанного на архетипе сюжета (8).

Переход человека за реку осмысляется как смена бытия на инобытие. Ведь само понятие «потусторонний мир» первоначально имело значение «относящийся к воде» или «находящийся за рекой — водой». В быличках и бывальщинах такой переход представляет собой поэтапный процесс. Вначале человек приближается к реке. По иной версии, мифическое существо приводит, приносит его отсюда. На этой стадии исчезновения человека еще можно найти и вернуть, поскольку уведенный-унесенный пока находится по эту сторону водной преграды: «А у озера… «Да что ты делашь?» — «А — говорит — меня дедушко привел сюды, да. Я и гуляю»… В течение какого-то срока пропавшего еще можно подобрать. Однако, если время упущено, он исчезает навсегда. … Не случайно в некоторых быличках и бывальщинах исчезнувшего находят у реки мертвым» (9).

П. М. Кашин, житель села Ненокса, Архангельской области: «Из Куи о море, на Зимнем берегу, лешой унес будто девушку в Зимну Золотицу, за тридцать верст.

Ехал какой-то из Золотицы на оленях, она ревит, он ей взял и привез домой.

Старухи замечают, скажот кто: «Уведи тя лешой!» И уведет» (10).

Н. А. Кричная: «Для мифических существ берег — такой же медиативный локус, как и для людей. Вспомним лешего, возникшего перед человеком в живописной позе: одной ногой он стоит на этом берегу реки, а другой — на том, противоположном. Иначе говоря, он находится одновременно в приграничных пространствах между обоими мирами, локализованных по одну и по другую сторону реки. Не случайно, убрав ногу «отсюда», леший в конечном итоге уходит «туда» в лес» (11).

Я. И. Маслаков, житель деревни Тереховой-Малаховой Вологодской губернии: «Ездил мужик ночью за рыбой луцем. Рыбы было очень мало. Идет он по реке и видит: стоит человек — одна нога на берегу, а другая на другом. Рыболов и говорит:

— Ах бы на эти нишша (ножишша) да красные штанишша.

Это было по ндраву лесовому: обрал ногу с берегу на другой и пошел. Захлопал в ладоши и захохотал. И говорит:

— На эти бы нишша да красные штанишша.

Мужик после этого поехал по реке на лодке и так много рыбы бить стал, што с роду не видал. И набил целую лодку» (12).

Н. А. Кричная: «Уже оказавшись на своем берегу, и человек, и домашний скот еще какое-то время пребывают «ни там ни сям», т. е. в промежутке между мирами. Они могут вернуться «сюда», но не исключается опасность остаться «там». В одной из бывальщин потерявшаяся лошадь, которая уже вышла на «этот» берег и щиплет траву, совершенно не реагирует на человеческий свист … И лишь спустя какое-то время, преодолев «пороговое» состояние, лошадь явно слышит оклик хозяина: «голову подняла, подошла» (13).

Знаковым для характеристики мифологического пространства, связанного с рекой, озером, морем, оказывается и прибрежное образование в виде наволока. Наволок — заливной луг, низменный берег или излучина реки, а чаще — мыс, или нос — часть суши, острым углом вдающаяся в водное пространство. «Наволок с трех сторон намывается водой, мыс». Если берег только прилегает к водоему, то наволок, мыс, нос, вдается в него, тем самым в большей степени подвергаясь воздействию потустороннего мира, чем берег. Здесь, по народным верованиям, люди обретают особого рода сверхвидимость. Так, находящимся «на большом носу» открывается как с «узких лядинок», т. е. из низины, ложбины в лесу, ассоциируемой с нижним миром, что идет леший в облике человека: в черной шинели и в шапке с кокардой» (14).

Записал в Олонецкой губернии Н. Н. Харузин: «У водяного Ильинского была дочь. За нее сватались водяной Пречистенский и водяной — владелец Кенозера, которое в ту отдаленную эпоху было соединено с Водлозером. Как Пречистенский, так и Кенозерский водяные часто навещали Ильинского. Кенозерский водяной первый посватался, и ему отказали. Посватался затем Пречистенский водяной, и старик Ильинский отдал за него свою дочь. Кенозерский рассердился, ушел к себе в озеро, и чтобы никогда не ходить больше в Водлозеро, засыпал большими каменьями дорогу. С тех пор Кенозеро не сообщается больше с Водлозером» (15).

Н. А. Кричная: «Знаковую роль в системе мифологической топографии имеет и остров — часть суши, со всех сторон окруженная водой. В быличках, бывальщинах, поверьях он воспринимается как изолированный от мира людей локус. Так, например, мальчик, которого мать заругала на лесной дороге, «попал через озеро на остров», ассоциируемый с инобытием» (16).

Читайте также:  Сколько рек в нижнекамске

Записала в Каргопольском районе Архангельской области Е. Е. Левкиевская: «Водяной людей топит. Говорят, тут недавно в Каргополе двадцать лет парню было. Выехал он с девочкой на Онегу, на реку покататься в лодке, да задумал с лодки прыгнуть искупаться. Она в лодке осталась, а он прыгнул, даже и руки не показал. Он там, наверное, водяному понравился. Не благословясь и не перекрестясь, так бухаются в воду, ни о чем не думают. А девочка осталась сидеть, а его неделю искали» (17).

А. И.Бабкин. житель села Лядины Каргопольского района Архангельской области: «По легенде-то вот это озеро — рыбаки рыбачили, ну, шли богомольцы, говорят: «Дайте рыбы нам!» Они говорят: «Мало попало, идите, вас тут много ходит». Но они говорят: «Ваше озеро высохнет», вот и стало сохнуть. То и легенда: пожалели рыбы — все» (18).

Н. А. Кричная: «Ввиду устойчивости представлений об изолированности островного пространства, на него не распространяются правила и запреты, действующие в повседневной практике социума. Здесь не возбраняется даже в пастбищный период зарезать, например, барана. В деревне же, «на этой земле», подобное нарушение запрета чревато опасными последствиями: пролившаяся кровь, по поверьям, непременно повлечет за собой гибель домашнего скота, убыль в крестьянском хозяйстве» (19).

И.Рыкова, уроженка деревни Волосово Каргопольского района Архангельской области: «Онега требует жертвы. Девятова мая сначала один погиб, а потом на следующий год снова мальчик погиб один. Такое чувство, как будто проклятье. Каждый год три года подряд одно и то же. И. главное, того нашли через несколько дней, и вот через год тоже через несколько дней. В сетях. И главное —место одно и то же. Говорят, река проклята» (20).

Жертву потребовала и Пеза. Километрах в 50 от Архангельска машина стала терять мощность, и, спустившись по шоссе с горки, я не смог забраться на другой ее склон. Заглянул под капот — все залито красной маслянистой жидкостью. Консультант по телефону предположил, что выгнало масло из коробки передач. Я вызвал эвакуатор и в Архангельск гордо въехал на высоте положения в его кузове. Оказалось, что лопнул радиатор коробки скоростей и действительно вытекло масло. Причиной трещины, по мнению ремонтников, стало соприкосновение ледяной воды Пезы с раскаленным радиатором коробки скоростей. Мне повезло, сказали они — тресни радиатор на том берегу Пезы или Мезени, и никакой эвакуатор с машиной не забрался на баржу. Машину пришлось бы оставлять с непредсказуемыми последствиями. Пеза взяла свою жертву, но чуть сжалилась.

  1. Е. Е. Левкиевская. Русская народная мифология. М. 2009. С.154
  2. Поморская энциклопедия. В 5 томах. Архангельск. 2006−2016. Том 2 «Природа». С.18−20
  3. Н. А. Кричная. Крестьянин и природная среда в свете мифологии. М. 2011. С.107
  4. Там же. С.356−357
  5. Там же. С.109
  6. Там же. С.359
  7. Там же. С.109
  8. Там же. С.110
  9. Там же. С.111
  10. Там же. С.368
  11. Там же. С.115
  12. Там же. С.371
  13. Там же. С.115
  14. Там же. С.116
  15. Е. Е. Левкиевская. Русская народная мифология. М. 2009. С.151
  16. Н. А. Кричная. Крестьянин и природная среда в свете мифологии. М. 2011. С.117
  17. Е. Е. Левкиевская. Русская народная мифология. М. 2009. С.154−155
  18. Каргополье: фольклорный путеводитель. Под редакцией А.Б.Мороза. М.2008. С.76
  19. Н. А. Кричная. Крестьянин и природная среда в свете мифологии. М. 2011. С.118
  20. Каргополье: фольклорный путеводитель. Под редакцией А. Б. Мороза. М.2008. С.79

Источник

Реки Мезенского района

Между прочим!

Чтобы отобразить на карте реки, протекающие через Мезенский район, поставьте галочку в соответствующем пункте.

Реки Процент периметра Отобразить на карте
Золотуха 10%
Литовка 9%
Рыбная 7%
Литовка 2%
  • Культурные растения Мезенского района
  • Дикие растения Мезенского района
  • Сорняки Мезенского района
  • Вредители Мезенского района
  • Болезни растений Мезенского района
  • Почвы Мезенского района
  • Сорта Мезенского района

Последние публикации на Доморосте

Регулятор запретит краситель Е171

Диоксид титана или краситель Е171 по мнению экспертов не может относится к безопасным пищевым добавкам. Такого же мнения придерживается и Европейское агентство по безопасности продуктов питания (EFSA). Эту добавку чаще всего добавляют в мороженое.

Новинка от американцев: макароны, которые меняют форму в воде

Ученые Университета Карнеги-Меллона (США) придумали новую технологию для макаронных изделий. Когда они попадают в воду, то меняют свою форму в процессе варки. Однако исследователи хотели не просто удивить этим любителей пасты. Они были нацелены.

Еще с осени 2020 года разворотили парк в Нур-Султане

Никогда не понимал зачем затевать ремонтные работы , если нет денег. А если все есть, то почему ничего не движется с места . В общем все как всегда разворотили и бросили интересно , что и никаких опознавательных знаков нет. Кто ведет работы и.

КПД матрицы COB

Светодиодные COB матрицы большой мощности требуют к себе большого внимания в части охлаждения. Их КПД не настолько большой и кроме мощного светового потока мы получаем приличный нагрев . В моем случае нужно сделать все компактно , т.к. светильник.

Придуманы специальные биопакеты, в котором не портятся продукты

Исследовательский институт Fraunhofer активно веред разработку нового формата биоупаковки для продуктов, который также еще будет легко утилизироваться. Функция пакета заключается в том, чтобы продукты внутри не высыхали и даже убивали бактерии. А.

Первый 2-нанометровый чип презентовала компания IBM

Представители компании отмечают, что они смогли в этом чипе, размер которого с ноготь, вместить 50 млрд транзисторов. Это поможет изготовителям процессоров в обеспечении 45% производительности, затрачивая при этом в том же объеме, что и при.

Внешняя видеокарта для ноутбука — что это такое и как ее выбрать?

Всем привет, внезапно заинтересовался темой внешних видеокарт и хотелось бы обсудить это с вами. Прежде всего нужно понять, для чего это и почему внешняя карта для ноутбука выглядит столь привлекательным решением. Проблема ноутбуков и настольных.

Экокожу из шелка придумали в Университете Тафтса

Ученые разработали из шелка экологически чистую искусственную кожу, создавать которую можно с помощью печати на 3D-принтере. Ее преимущество в том, что она может полностью распадаться на чистые и безопасные органические вещества, которые потом можно.

Источник

Adblock
detector