Меню

Канал соединяющий две реки

Канал — Canal

Каналы являются водные пути каналы , или искусственные водные пути , для транспортировки воды, или к обслуживанию водного транспорта транспортных средств . Они также могут помочь при орошении. Его можно рассматривать как искусственную версию реки . Каналы несут свободный поверхностный поток при атмосферном давлении .

В большинстве случаев инженерные сооружения будут иметь серию плотин и шлюзов, которые создают резервуары с низкоскоростным течением. Эти водохранилища называются уровнями слабой воды , часто просто уровнями .

Канал также известен как судоходный, когда он проходит параллельно реке и разделяет часть своих вод и водосборного бассейна, а также использует свои ресурсы, строя плотины и шлюзы, чтобы увеличивать и удлинять участки слабого уровня воды, оставаясь в своей долине .

Напротив, канал пересекает дренажный водораздел на вершине гребня , что обычно требует внешнего источника воды выше самой высокой отметки .

Многие каналы были построены на возвышенностях, возвышающихся над долинами, а другие водные пути пересекаются намного ниже.

Каналы с источниками воды на более высоком уровне могут доставлять воду в пункт назначения, например в город, где вода необходима. В Римской империи «S акведуки были такие водопроводными каналами.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Типы искусственных водных путей
  • 2 Сооружения, используемые на искусственных водных путях
  • 3 типа каналов
  • 4 Важность
    • 4.1 Уцелевшие каналы
  • 5 Строительство
  • 6 Особенности
  • 7 История
    • 7.1 Древние каналы
    • 7.2 Средневековье
    • 7,3 Африка
    • 7,4 Ранний современный период
    • 7.5 Промышленная революция
    • 7.6 Силовые каналы
    • 7.7 19 век
    • 7.8 Современное использование
  • 8 городов на воде
  • 9 лодки
  • 10 Списки каналов
  • 11 Списки предлагаемых каналов
  • 12 См. Также
  • 13 Ссылки
    • 13.1 Примечания
    • 13.2 Библиография
  • 14 Внешние ссылки

Типы искусственных водных путей

Навигации представляют собой ряд каналов , которые работают примерно параллельно долина и русло реки в качестве неулучшенной реки. Судоходство всегда делит водосборный бассейн реки. Судно использует спокойные участки самой реки, а также улучшения, преодолевая те же перепады высоты.

Настоящий канал — это канал, который пересекает водоотвод , образуя судоходный канал, соединяющий два разных водосборных бассейна .

Самые коммерчески важные каналы первой половины XIX века были небольшими, каждый из которых использовал реки на длинных участках и разделял каналы, пересекающие другие. Это верно для многих каналов, которые все еще используются. Каналы — это эффективный способ передвижения, поскольку людям было легче добраться до местности быстрее, чем конным фургонам.

Сооружения, используемые на искусственных водных путях

И в навигации, и в каналах используются инженерные конструкции для улучшения навигации:

  • плотины и плотины для поднятия уровня воды в реках до пригодной глубины;
  • циклические спуски для создания более длинного и мягкого канала вокруг порогов или водопадов;
  • замки, позволяющие кораблям и баржам подниматься / спускаться.

Поскольку они пересекают водоразделы, каналы сложнее построить и часто требуют дополнительных улучшений, таких как виадуки и акведуки, соединяющие воды через ручьи и дороги, а также способы удержания воды в канале.

Типы каналов

Есть два основных типа каналов:

  • Водные пути : каналы и судоходные пути, используемые для перевозки судов, перевозящих товары и людей. Их можно разделить на два вида:
  • Те, которые соединяют существующие озера , реки , другие каналы или моря и океаны .
  • Те, которые связаны в городскую сеть: такие как Гранд-канал и другие в Венеции ; grachten из Амстердама или Утрехта , а также водные пути Бангкока .
  • Акведуки : водопроводные каналы, которые используются для транспортировки и доставки питьевой воды для потребления людьми, муниципального использования, гидроэнергетические каналы и сельскохозяйственноеорошение .

Важность

Исторически каналы имели огромное значение для торговли и развития, роста и жизнеспособности цивилизации. В 1855 году по каналу Лихай было перенесено более 1,2 миллиона тонн антрацитового угля; к 1930-м годам компания, которая строила и эксплуатировала его более века, отключила его. Немногочисленные каналы, которые все еще работают в наше время, составляют лишь небольшую часть того количества, которое когда-то подпитывало и способствовало экономическому росту, а фактически было предпосылкой для дальнейшей урбанизации и индустриализации. Без водного транспорта перемещение сыпучих материалов, таких как уголь и руды, затруднено и мало доступно. Такое сырье подпитывало промышленное развитие и новую металлургию, возникшую в результате спирали растущей механизации в течение 17–20 веков, что привело к новым научным дисциплинам, новым отраслям и экономии за счет масштаба, повысив уровень жизни для любого индустриального общества.

Уцелевшие каналы

Включая большинство судовых каналов , сегодня в основном обслуживают в основном навалочные грузы и крупные судовые перевозки , тогда как некогда критически важные внутренние водные пути, задуманные и спроектированные как лодочные и баржовые каналы, были в значительной степени заменены и заполнены, заброшены и оставлены для разрушения или сохранены в эксплуатации. и укомплектованы государственными служащими, где содержатся плотины и шлюзы для борьбы с наводнениями или прогулочного катания на лодках. Их замена была постепенной, начиная сначала в Соединенных Штатах в середине 1850-х годов, где судоходство по каналам было сначала расширено, а затем начало заменяться более быстрыми , менее географически ограниченными и ограниченными и, как правило, более дешевыми в обслуживании железными дорогами .

К началу 1880-х годов каналы, которые не могли экономически конкурировать с железнодорожным транспортом, перестали существовать. В следующие пару десятилетий уголь стал все меньше использоваться в качестве топлива для отопления, предпочитаемого нефтью, и рост отгрузок угля стабилизировался. Позже, после Первой мировой войны, когда грузовики пришли в обиход, последние небольшие баржные каналы США показали неуклонное сокращение грузо-миль вдоль многих железных дорог, гибкость и способность преодолевать крутые склоны грузовиков, которые все чаще перевозят грузы по дорогам. сети были улучшены, а также у них была возможность доставлять товары вдали от дорожных полотна с рельсовым покрытием или канав в грязи, которые не могли работать зимой.

Строительство

Каналы строятся одним из трех способов или их комбинацией, в зависимости от доступной воды и доступного пути:

Человеческие потоки

  • Канал может быть создан там, где в настоящее время нет потока. Либо тело канала вырыто, либо стороны канала создаются путем создания дамб или дамб путем насыпания земли, камня, бетона или других строительных материалов. Готовая форма канала в поперечном сечении известна как призма канала . Вода для канала должна поступать из внешнего источника, например из ручьев или резервуаров. Там, где новый водный путь должен изменить, инженерные сооружения подъема, такие как шлюзы, лифты или лифты, строятся для подъема и опускания судов. Примеры включают каналы, соединяющие долины над более высокими участками суши, такими как канал дю Миди , канал де Бриар и Панамский канал .
  • Канал может быть построен путем углубления канала на дне существующего озера. Когда канал будет построен, озеро осушается, и канал становится новым каналом, обслуживающим как дренаж окружающих польдеров, так и транспортом туда. Примеры включают Lage Vaart [ nl ] . Можно также построить две параллельные дамбы в существующем озере, образуя между ними новый канал, а затем осушить оставшиеся части озера. Таким образом были построены восточная и центральная части канала Северного моря . В обоих случаях необходимы насосные станции, чтобы земля вокруг канала оставалась сухой, либо перекачивая воду из канала в окружающие воды, либо перекачивая ее с суши в канал.

Канализация и навигация

  • Поток может быть канализирован, чтобы сделать его навигационный путь более предсказуемым и более легким для маневрирования. Канализация модифицирует поток для более безопасного переноса трафика, управляя потоком путем выемки грунта, перекрытия и изменения его пути. Это часто включает строительство шлюзов и водосбросов, которые делают реку удобной для навигации. Примеры включают в себя Lehigh канал в северо — восточной Пенсильвании «s угольной области , Бас Сона , Канал де Mines де Фер — де — ла — Мозель и реку Aisne . Может потребоваться восстановление прибрежной зоны .

Боковые каналы

  • Когда поток слишком сложно изменить с помощью канализации , второй поток может быть создан рядом или, по крайней мере, рядом с существующим потоком. Это называется боковым каналом , и он может изгибаться в большом подковообразном изгибе или серии кривых на некотором расстоянии от русла потока исходной воды, удлиняя эффективную длину, чтобы снизить коэффициент подъема по течению (наклон или уклон). Существующий ручей обычно действует как источник воды, а ландшафт вокруг его берегов обеспечивает путь для нового тела. Примеры включают Канал Чесапик и Огайо , Боковой канал Луары , Гаронна Боковой канал , Велланд канал и Юлиана канал .
Читайте также:  Где находится река медведица волгоградская область

Небольшие транспортные каналы могут перевозить баржи или узкие лодки , в то время как судовые каналы позволяют морским судам путешествовать во внутренний порт (например, Манчестерский судовой канал ) или из одного моря или океана в другое (например, Каледонский канал , Панамский канал ).

Функции

В простейшем случае каналы представляют собой траншею, заполненную водой. В зависимости от слоя, через который проходит канал, может потребоваться выстелить разрез каким-либо водонепроницаемым материалом, например глиной или бетоном. Когда это делается с глиной, это называется лужей .

Каналы должны быть ровными, и хотя небольшие неровности на местности можно устранить с помощью вырубок и насыпей, для более крупных отклонений были приняты другие подходы. Наиболее распространенным является фунтовый шлюз , который состоит из камеры, в которой уровень воды может быть повышен или понижен, соединяя либо два участка канала на другом уровне, либо канал с рекой или морем. Когда предстоит подняться на холм, можно использовать несколько последовательных пролетов нескольких шлюзов.

До разработки фунтового замка в 984 году нашей эры в Китае Чхайо Вей-Йо, а затем в Европе в 15 веке, либо использовались мгновенные замки, состоящие из одинарных ворот, либо пандусы, иногда оснащенные роликами, использовались для изменения уровень. Флэш-замки были практичны только там, где было много воды.

В замках используется много воды, поэтому строители использовали другие подходы для ситуаций, когда воды мало. К ним относятся лодочные подъемники , такие как Фолкеркское колесо , в котором используется кессон воды, в котором лодки плавают при перемещении между двумя уровнями; и наклонные плоскости, где кессон поднимается по крутой железной дороге.

Чтобы пересечь ручей, дорогу или долину (где задержка, вызванная пролетом шлюзов с обеих сторон, была бы неприемлемой), долина может быть перекрыта судоходным акведуком — известным примером в Уэльсе является акведук Понцисилте (ныне объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Site ) через долину реки Ди .

Другой вариант борьбы с холмами — проложить через них туннель. Примером такого подхода является туннель Harecastle на канале Трент и Мерси . Туннели подходят только для небольших каналов.

Некоторые каналы пытались свести изменения уровня к минимуму. Эти каналы, известные как контурные каналы , потребовали бы более длинных извилистых маршрутов, вдоль которых земля имела одинаковую высоту. Другие, как правило, позже, каналы выбрали более прямые маршруты, требующие использования различных методов, чтобы справиться с изменением уровня.

Каналы имеют различные особенности для решения проблемы водоснабжения. В некоторых случаях, как Суэцкий канал, канал просто открыт в море. Там, где канал находится не на уровне моря, был принят ряд подходов. В некоторых случаях одним из вариантов был забор воды из существующих рек или источников, который иногда дополнялся другими методами, чтобы справиться с сезонными колебаниями стока. Там, где такие источники были недоступны, для обеспечения необходимой воды использовались резервуары — либо отдельные от канала, либо встроенные в его русло — и обратная откачка . В других случаях вода, откачиваемая из шахт, использовалась для подпитки канала. В некоторых случаях были построены обширные «питающие каналы» для подачи воды из источников, расположенных далеко от канала.

Там, где загружается или выгружается большое количество товаров, например, в конце канала, может быть построен бассейн канала . Обычно это участок воды шире, чем общий канал. В некоторых случаях бассейны каналов содержат причалы и краны для помощи в перемещении товаров.

Когда необходимо изолировать участок канала, чтобы его можно было осушить для остановки технического обслуживания , часто используются доски . Они состоят из деревянных досок, установленных поперек канала и образующих дамбу. Обычно они помещаются в уже существующие канавки на берегу канала. На более современных каналах иногда устанавливались «охранные шлюзы» или ворота, чтобы можно было быстро закрыть часть канала, либо для обслуживания, либо для предотвращения большой потери воды из-за нарушения канала.

Примерно 20 черных ворот с белыми концами на рычагах и деревянными перилами, каждая немного выше, чем та, что ниже. Справа дорога, а по обеим сторонам трава и растительность.

16 последовательных шлюзов на канале Кан-Хилл на канале Кеннет и Эйвон , графство Уилтшир .

Источник

Канал (гидрография)

Водный канал (лат. canalis — труба, жёлоб ) — искусственная водная артерия, предназначенная для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды.

Существует два основных назначения канала:

  • ирригационное, канал используется для доставки или отвода воды
  • каналы, осуществляющие транспортные функции, например для доставки грузов или людей

Зачастую каналы совмещают в себе обе функции.

Цель создания судоходного канала — соединение бассейнов двух водоёмов в случае отсутствия такового, сокращение пути между двумя водоёмами, обеспечение гарантированного судоходства, решение проблемы транспортной доступности по водным путям пунктов назначения, создание экономически выгодных путей транспортировки.

Содержание

Общая информация

Каналы относятся к водопроводящим сооружениям (водоводам) — искусственным руслам, с помощью которых осуществляется подача воды из одного пункта в другой. Наряду с каналами, к водопроводящим сооружениям относятся лотки, трубопроводы, гидротехнические тоннели. От лотков каналы отличает то, что они располагаются в земле, тогда как лотки — на земле или над землёй. В отличие от трубопроводов и гидротехнических тоннелей русла каналов открыты.

Виды каналов

В зависимости от предназначения каналы делятся на несколько видов.

С древнейших времён важную роль в сельском хозяйстве играли мелиоративные каналы, которые, в свою очередь, делятся на ирригационные (оросительные) и дренажные (осушительные). Первые из них доставляют воду на поля и распределяют её там, поэтому чаще всего их можно встретить в пустынях и полупустынях Азии и Африки, а также на территориях, где ведётся интенсивное земледелие — например, в Калифорнии и Средиземноморье. Вторые, наоборот, отводят воду из заболоченной местности.

Водопроводные каналы подают воду к месту её потребления, причём условия эксплуатации и санитарные требования часто вынуждают делать такие сооружения закрытыми. Их главная цель — подавать воду в безводные и засушливые районы из мест, где постоянно ощущается избыток воды.

Ещё один вид каналов — энергетические. Они подводят из рек воду к турбинам гидроэлектростанции, а затем отводят прошедшую через турбины воду за пределы ГЭС.

Судоходные каналы — пресноводные и морские, — которые соединяют реки, озёра и моря, рассчитаны, как правило, на всевозможный водный транспорт — от маленьких лодок до огромных сухогрузов. Судоходные каналы подразделяются на открытые и шлюзованные. Первые из них соединяют водные пути с одинаковым уровнем воды, вторые — водоёмы с разными уровнями. Из открытых каналов можно назвать крупные Суэцкий канал и Коринфский, однако подавляющее большинство подобных сооружений — второго типа: их шлюзовые системы позволяют судам подниматься из низких участков канала на более высокие, и наоборот. Самые знаменитые шлюзовые каналы — Панамский и Кильский. В свою очередь, пресноводные каналы делятся на транзитные (соединяют несколько водоёмов), водораздельные (связывают бассейны двух рек), обходные (обводные) или спрямляющие (огибают порожистые или бурные участки, а также сокращают путь между двумя пунктами извилистого русла) и соединяющие (их прокладывают от водных путей к крупным промышленным центрам).

Также различают лесосплавные каналы, предназначенные для транспортирования по воде древесины.

По способу подачи воды каналы разделяются на самотечные, в который вода течёт под действием силы тяжести, и с механическим подъёмом воды, для чего используются насосные станции.

История

Каналы в древности

Первые оросительные каналы появились в конце VI тысячелетия до н. э. в Месопотамии. Примерно тогда же, по-видимому, начали возводить ирригационные системы и в Древнем Египте, так что к рубежу ΙΙΙ и ΙΙ тысячелетий в обеих странах была создана широкая сеть оросительных каналов, забота о которых легла на плечи верховной власти. Не исключено, что в Древнем Египте появился и первый в мире судоходный канал, который соединил Красное море с одним из притоков Нила — реки, впадавшей в Средиземное море; благодаря этому пути корабли могли путешествовать из одного моря в другое. Строительство данной водной артерии было начато около 600 года до н. э. и продолжалось до 518 года до н. э., когда страну захватили персы. К сожалению, со временем канал был погребён под песками пустыни и о нем забыли.

Читайте также:  Как появились камни в реках

XIX век

Августовский канал, соединяющий бассейны Вислы и Немана, — уникальный памятник инженерного искусства первой половины ΧΙΧ века. Находящееся на территории Польши (80 км) и Белоруссии (22 км), это гидротехническое сооружение — яркий пример замкнутого канала, вдоль которого построено 18 шлюзов. Строительство канала было начато в 1824 году и длилось 15 лет, а главным проектировщиком стал инженер Игнаций Пронджинский. Сохранившись до наших дней почти в первозданном виде, сегодня этот водный путь обслуживает в основном туристов: его русло проходит среди живописных ландшафтов Августовской пущи и Бебжанской низменности, соединяя озера Нецка, Белое и реку Черная Ганча. Сегодня Августовский канал является одной из достопримечательностей, которую, возможно, ждёт включение во Всемирный список культурного и природного наследия ЮНЕСКО [1] .

В 1893 был открыт Коринфский канал — канал в Греции, соединяющий Саронический залив Эгейского и Коринфский залив Ионического морей. Прорыт через Коринфский перешеек, отделяющий полуостров Пелопоннес от материка. Любопытно, что первое упоминание о подобном канале относится к VII веку до н. э., когда коринфский тиран Периандр, причисляемый к семи мудрецам древней Греции, попытался прорыть водный путь, но потом остановил работы.

Каналы в СССР и России

Россия до революции

Один из самых старых каналов на территории России — Вышневолоцкая водная система строительство которой началось в 1703 году по указу Петра I. [2] Вышневолоцкая водная система (движение открыто в 1709), Тихвинская (1811) и Мариинская (1810) соединяют Волгу с Балтийским морем и составляют Волго-Балтийский водный путь.

В СССР была создана единая глубоководная речная сеть Европейской части страны за счет интенсивного строительства гидроузлов, плотин ГЭС, водохранилищ и каналов. В ходе первой и второй довоенных пятилеток самоходный речной флот увеличился в 2,2, несамоходный — в 2,7 раза; в приречных городах были созданы порты, 50% погрузочно-разгрузочных работ механизированы, объём речных перевозок возрос более чем в 3 раза. [2]

После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году был принят «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства в СССР» (Четвёртая пятилетка СССР), а затем и ряд специальных постановлений, стимулирующих строительство и модернизацию гидротехнических сооружений в СССР.

В соответствии с особенностями планового хозяйства в СССР, строительство гидротехнических сооружений, реализовывалось в рамках комплексной программы, учитывающей интересы всех отраслей народного хозяйства: гидроэнергетики, орошения и обводнения, водного транспорта и водоснабжения.

В рамках реализации так называемого Сталинского плана преобразования природы был принят ряд специальных постановлений, стимулирующих строительство и модернизацию гидротехнических сооружений. К их числу относится:

  • Постановление Совмина СССР от 1950 года «О переходе на новую систему орошения в целях более полного использования орошаемых земель и улучшения механизации сельскохозяйственных работ» [3] .
  • Постановление Совмина СССР от 21 августа 1950 года «О строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции на реке Волге» [4]
  • Постановление Совмина СССР от 31 августа 1950 года «О строительстве Сталинградской гидроэлектростанции на р. Волге, об орошении и обводнении районов Прикаспия» [5]
  • Постановление Совмина СССР от 12 сентября 1950 года «О строительстве Главного Туркменского канала Аму-Дарья — Красноводск, об орошении и обводнении земель южных районов Прикаспийской равнины Западной Туркмении, низовьев Аму-Дарьи и западной части пустыни Кара-Кумы [6]
  • Постановление СМ СССР от 20 сентября 1950 года «О строительстве Каховской гидроэлектростанции на Днепре, Южно-Украинского канала, Северо-Крымского канала и орошения земель южных районов Украины и северных районов Крыма». [7]

В период с 1940 по 1965 годы было построено множество магистральных каналов общей протяженность более 2000 км, среди которых крупнейшими являются:

  • Беломорско-Балтийский канал (227 км)
  • Волго-Донской канал (101 км)
  • Канал имени Москвы (128 км)
  • Каракумский канал (1445 км)
  • Северо-Крымский канал (403 км)
  • Южно-Украинский канал (150 км)

Характеристики каналов

Главными характеристиками канала является форма и размер его живого сечения, то есть поперечного сечения потока. Форма каналов может быть разнообразной. Часто применяются каналы трапецеидального и полигонального очертания. Также сечение может быть прямоугольным, полукруглым, параболическим, очерченным более сложной кривой или составным.

Поперечные сечения каналов Трапецеидальное.svg

Поперечные сечения каналов Полигональное.svg

Поперечные сечения каналов Квадратное.svg

Поперечные сечения каналов Полукруглое.svg

Заложение откоса m, равное

</p data-lazy-src=

Фильтрация воды из каналов 2.svg

Фильтрация воды из каналов 3.svg

Фильтрация воды из каналов 4.svg

Различают две стадии фильтрации: свободную и с подпором. При несвободной фильтрации с подпором фильтрационный поток из канала соприкасается с грунтовым потоком и подпирается им.

Бороться с фильтрацией можно как устройством облицовки дна и русла, так и снижением водопроницаемости грунта русла, что можно достичь механическим уплотнением и кольматажем — заполнением пор грунта мелкими частицами, например, для песчаных грунтов может применяться их кольматаж глинистыми и илистыми грунтами. Особым способом снижения водопроницаемости является способ добавления в грунт канала специальных материалов. Сюда можно отнести искусственное осолонение грунта, искусственное оглеение, нефтевание и т. п., однако такие методы ведут к загрязнению водного потока.

Читайте также:  Реки мелеют из за вырубки лесов

Сооружения на каналах

Строительство каналов почти всегда требует устройства дополнительных сооружений, которые можно разделить на несколько категорий:

  • водопроводящие сооружения;
  • сопрягающие сооружения;
  • сооружения, регулирующие общий режим канала.

Водопроводящие сооружения

Водопроводящими сооружениями могут заменяться отдельные участки каналов как по экономическим, так и техническим причинам. К таким сооружениям относятся лотки, трубы, туннели, акведуки, дюкеры, селеспуски и пр.

В тех случаях, когда грунтовые условия не позволяют устроить надежное русло канала или рельеф местности, где проходит участок трассы канала, слишком сложный (сильно пересеченная местность, горные склоны и т. п.) целесообразно использование лотков. Лотки также представляют собой искусственные русла, однако они располагаются на поверхности земли или же устраиваются над землёй на опорах. Могут выполняться из дерева, железобетона, металла и прочих материалов. Движение воды в лотках безнапорное. Иногда лотки сверху защищают каким-либо покрытием, что приближает их по своей сути к трубам. Площадь сечения лотка обычно меньше, чем канала. В связи с этим им придают больших уклон. Пропускная способность лотка рассчитывается из рассмотрения его как водослива с широким порогом в канал.

Акведуки устраивают в местах пересечения каналом какого-либо препятствия: реки, оврага, дороги и т. п. От лотка на опорах акведук отличает капитальность. В этом плане акведуки ближе к мостам, при этом непосредственно лоток может выполнять функции пролётного строения.

Трубопроводы позволяют пропустить воду канала под каким-либо препятствием, а также используются при неблагоприятных климатических условиях участка прохождения канала. Трубопроводы могут располагаться как под землёй, так и быть открытого типа с возможностью непосредственного доступа. Режим движения воды в трубопроводах обычно напорный.

Если необходимо пропустить под каналом какой-либо водоток, возможно устройство водопропускных труб. Конструкция и расчеты подобных труб аналогичны трубам, применяемым при пересечении водотоков насыпями автомобильных и железных дорог.

Лоток из железобетона (г. Бакли, штат Вашингтон, США)

Источник



Рукотворный канал Копань

Одна из самых интересных достопримечательностей Очерского района Пермского края – это канал Копань (второе название – Прокопь). Название произошло от слова «копать». Действительно, канал прорыли вручную для соединения двух речек – Чепцы и Очера. Это было необходимо для увеличения объемов воды в пруду Очерского завода, поскольку заводские механизмы в то время приводились в движение за счет энергии воды. Очерский завод был основан графом Строгановым в 1761 году. Летом воды в пруду не хватало, и завод простаивал.

Канал Копань

Во время Отечественной войны 1812 году император Александр I приказал всем заводовладельцам, в том числе и Строгановым, максимально увеличить производственные мощности заводов. Встал вопрос как увеличить объем воды в пруду в Очерском заводе.

Проект гидротехнического сооружения разработал и осуществил крепостной гидротехник И.Ф. Бушуев. Истоки рек Чепца и Очер находятся поблизости, но река Чепца бежит на юго-запад, а Очер — на юго-восток. По проекту Бушуева вода из верховьев реки Чепца должна была пойти искусственному каналу в реку Очер и далее в Очерский пруд.

Канал Копань с высоты птичьего полета

На строительство канала ушло два года. В 1813-14 годах пять тысяч крестьянских семей копали его вручную лопатами и кирками, а вынутый грунт отвозили на телегах. Были задействованы крепостные четырех волостей: Верхне-Очёрской, Сепычёвской, Путинской, Вознесенской. Каждое крестьянское хозяйство было обязано отработать на рытье канала 10 дней. Дневная норма составляла 6 кубических аршин мягкого грунта или 3 кубических аршина твердокаменного. Работы не прекращалась даже зимой.

Водопады в канале Копань около Очера

Всего было вырыто более 400 тысяч кубометров земли. Только вдумайтесь в эту цифру: если бы этот объем перевозили в кузове самосвала КАМАЗ объемом 10 кубометров, то потребовалось бы 40 тысяч машин!

Однако после окончания строительства выяснилось, что такая грандиозная работы была выполнена людьми напрасно – воды из реки Чепца оказалось недостаточно для наполнения пруда. Канал не оправдал возложенных на него надежд – запасы воды в Очерском пруду почти не увеличились. Да и не удивительно – ведь канал соединял верховья рек, которые немноговодны. Крепостное право отменили лишь спустя почти полвека, а в то время с рабами можно было особо не церемониться, поэтому неудача со строительством этого гидротехнического сооружения на его организаторах никак не сказалась. Бесплатный рабский труд оказался напрасным. А спустя два года Бушуев уже руководил работами по созданию Павловского пруда.

Глубина канала составляет до 40 м, ширина – до 100 м, а длина – более 1 км. Фотографии плохо передают масштабы канала. На месте, когда смотришь вживую и представляешь объем сделанной крестьянами работы, реально впечатляет!

Водопад в канале Копань

Здесь образовались два красивых водопада высотой около 10 м. Особенно много воды тут весной. Летом можно искупаться под освежающими струями. Вода идет самотеком, никак не регулируется. Правый водопад – это вода, текущая из речки Чепца, а левый водопад – ручей, вытекающий из близлежащего болота.

Свою цель канал Копань не выполнил, однако в наши дни он стал популярной туристической достопримечательностью. Сюда ездят как многочисленные самостоятельные туристы, так и организуют коммерческие туры.

Рукотворный канал Копань, Пермский край

Склоны канала глинистые, крутые. Растительности на них почти нет. Спуститься вниз можно лишь по установленной тут в 2008 году длинной металлической тросовой лестнице. На полянке около канала установлены беседки для отдыха со столами и лавочками, сооружены туалеты.

Канал Копань

Видео

Во время посещения Копани в мае 2019 года сняли небольшое видео. В нем вы увидите в том числе кадры с высоты птичьего полета. Приятного просмотра!

Как добраться до канала Копань?

От Перми нужно ехать до города Очер, где обязательно стоит познакомиться с его достопримечательностями, а затем по гравийной дороге до села Кулики. Около этого села начинается грунтовая дорога к каналу Копань, имеется указатель. От этого места до канала 2 км. По дороге до самого канала можно проехать только на внедорожнике.

GPS-координаты канала Копань: N 57° 53.881′; E 54° 20.723′ (координаты для смартфонов 57.898017° 54.345383°).

Источник

Канал меж реками

Последняя бука буква «к»

Ответ на вопрос «Канал меж реками «, 6 (шесть) букв:
проток

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова проток

Определение слова проток в словарях

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
протока, м. Боковой рукав реки или речка, соединяющая два каких-н. водоема. перен. Узкая соединительная полость, канал (анат.). Желчный проток. Грудной проток.

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ПРОТОК (протока) короткий водоток естественного происхождения, соединяющий между собой озера, озеро с рекой или две реки.

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
протока, короткий канал естественного происхождения, соединяющий между собой водоёмы: озёра или озеро с рекой, реже реку с озером или две реки (см. Бифуркация рек ). Второстепенное русло реки при разделении его островами на несколько рукавов.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-а, м. Боковой рукав реки, а также река, соединяющая два водоема. Узкая соединительная полость, канал (спец.). Желчный п. Млечные протоки. и прил. проточный, -ая, -ое (к 1 знач.).

Примеры употребления слова проток в литературе.

Ее вымя содержит особые клетки, выделяющие молоко в альвеолы, связанные с протоками молочной железы.

Он думал пристать у Четырех Бугров, отсидеться меж островов, пробраться к берегу, взять запасы пресной воды, выслать лазутчиков в волжские устья, разведать протоки, а там, может быть, через Ахтубу, а не Волгой пуститься вверх.

Они осматривали заводи и затоны, проплывали протоками в Ахтубу и возвращались назад к каравану.

Но Саша прошел через протоки балочных ручьев и стал подниматься по глинистому взгорью.

Но Саша перешел через протоки балочных ручьев и стал подниматься по глинистому взгорью.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

Adblock
detector