Меню

Какие реки были в киевской руси

Реки, с которых началась Русь

Про «путь из варяг в греки» нам твердят ещё со школы. Действительно, реки играли важную роль в становлении цивилизации у восточных славян и складывании древнерусской государственности. Но значение Днепра, по которому проходил пресловутый путь, сильно преувеличивается.

Где были «Русская река» и «река славян»?

Интересно, что никто из средневековых соседей Руси не рассматривал Днепр как ключевую реку этой страны. Нет ни одного эпитета Днепра, который бы как-то связывал его с Русью или со славянами. Такие обозначения достались другим рекам Русской равнины.

Арабские географы 9-12 веков традиционно называли «Русской рекой» Дон, а «рекой славян» – Волгу! Почему у них сложилось такое представление?

Про Дон можно заключить, что в верхнем течении Дона и его притока Северского Донца в первой половине 9 века располагался Русский каганат – первое известное в истории русское государство, упоминаемое во франкских «Анналах Бертинского монастыря». Титул правителя – каган – явно указывает на соседство Руси изначальной с Хазарским каганатом. Хазарский каганат располагался в низовьях Дона и Волги и на Северном Кавказе. Археологические исследования подтвердили, что в 9 веке население верховьев Дона и Северского Донца обладало иной материальной культурой, чем хазары, и не принадлежало к хазарам. По всей видимости, это и были русы.

Река Дон

А почему Волга неоднократно названа «рекой славян»? Ведь в те времена по её берегам, известным арабам, от Волжской Болгарии и вниз до Каспийского моря, жили тюркские народы. Где там славяне?

Есть гипотеза, что значительную часть населения Волжской Болгарии составляли славяне, переселившиеся туда ещё в 4 веке с территории современной Украины в результате гуннского нашествия, разрушившего черняховскую археологическую культуру. Потомки переселенцев создали в Среднем Поволжье именьковскую культуру, остатки которой наблюдаются в регионе ещё в 9-10 веках.

Река Волга в Костромской губернии

Однако вряд ли арабы стали бы называть Волгу по подчинённому этническому меньшинству. Да и «славянами» они именовали, скорее всего, тех, кто сам так назывался. Общего суперэтнического самосознания у славян тогда не было. Поэтому эпитет арабов мог относиться только к тем, кто называл себя словенами. В тот период это были новгородские словене. Они и вели, по всей видимости, торговлю по всему Великому Волжскому пути вплоть до Каспийского моря.

Так что, говоря о Днепре и водном пути «из варяг в греки», не следует принижать значение Дона и Волги для складывания русской цивилизации.

Многочисленные Руссы

На Русской равнине очень много рек и речек носят имена с корнем «рус-». Это несколько просто Русс (в том числе в Московской области), Таруса, Нерусса, Порусья, Руза и т.д. Одна из летописей 17 века (старообрядческий «Русский Летописец») говорит о Старой Руссе в окрестностях Новгорода на реке Порусье как об одном из древнейших городов Русской земли.

В этой связи следует затронуть время от времени повторяемую версию, будто племя Русь возникло на речке Рось, впадающей в Днепр ниже Киева, и оттуда получило своё название. Спрашивается: а почему не от любой из многочисленных Русс на Русской равнине? Все они не в меньшей степени могут претендовать на роль очага сложения древнерусской народности.

Поселения древних славян

Гипотеза, что Русь родилась на реке Рось, исходит из гипотезы же, что Киев – древнейший русский город, «мать городов русских». Но, кроме этого поэтического эпитета, никаких доказательств того, что Киев возник раньше, скажем, Новгорода, не существует. Поэтому Русь могла появиться на любой из речек, носящей её имя. Кстати, ближайшая к Москве Русса течёт на границе с Тверской областью. Может быть, здесь была колыбель русского народа? Почему, собственно, нет?

Источник

Киевская Русь

Киевская Русь
Роу́сь
862 год — 1139/1240

Ки́евская Ру́сь, также Древнеру́сское госуда́рство (др.-рус. , ст.-слав. Русь, Русьская земля , греч. Ῥωσία [1] , лат. Russia, Ruthenia, Ruscia, Ruzzia [2] , исл. Garðar, Garðaríki [3] ) — средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей. В период наивысшего расцвета Киевская Русь занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. К середине XII века вступила в состояние политической раздробленности (в советской марксистской историографии — феодальная раздробленность) и фактически распалась на полтора десятка отдельных русских княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Вплоть до монгольского нашествия (1237—1240) Киев формально продолжал считаться главным столом Руси, а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей.

Содержание

Термин

Определение «древнерусский» не связано с общепринятым в историографии делением древности и Средневековья в Европе по середине I тыс. н.э. Применительно к Руси оно обычно используется для обозначения т. н. «домонгольского» периода IX — середины XIII веков, чтобы отличить эту эпоху от следующих периодов русской истории.

Термин «Киевская Русь» возник в первой половине XIX века [4] . В современной историографии он используется как для обозначения единого государства, просуществовавшего до середины XII века [5] , так и для более широкого периода середины XII — середины XIII веков [6] , когда Киев оставался центром страны и управление Русью осуществлялось единым княжеским родом на принципах «коллективного сюзеренитета» [7] . Оба подхода сохраняют актуальность и в настоящее время.

Дореволюционные историки, начиная с Н. М. Карамзина, придерживались идеи о переносе политического центра Руси в 1169 году из Киева во Владимир, восходящей к трудам московских книжников, или во Владимир и Галич [8] [9] . В современной историографии нет единства мнений на этот счёт. Часть историков считает, что эти идеи не находят подтверждения в источниках [10] . В частности, некоторые из них указывают на такой признак политической слабости Суздальской земли, как малое количество укрепленных поселений по сравнению с другими землями Руси. Другие историки, наоборот, находят в источниках подтверждение тому, что политический центр русской цивилизации переместился из Киева сначала в Ростов и Суздаль, а позднее во Владимир-на-Клязьме [11] .

История

Появление Киевской Руси на международной арене. Первоначальная территория

Lesser Coat of Arms of Ukraine.svg

Портал «Украина»

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян — братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало поселение. Арабские писатели X века (аль-Истархи, Ибн Хордадбех, Ибн-Хаукаль) позднее говорят о Куябе как о крупном городе. Ибн Хаукаль писал: «Царь живёт в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)»

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.

В 860 году [12] («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) Русь совершает первый поход на Константинополь. Греческие источники связывают его с так называемым первым крещением Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия, и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство.

В 862 согласно «Повести Временных лет», славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.

В 862 (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом.

В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

Проблема возникновения государственности

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами — братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.

Антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации — в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» во многом политизировано. Предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии — широко распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии. Вопросы о том, был ли Рюрик реальным историческим лицом, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь, продолжают оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.

Княжение Олега Вещего

В 882 по летописной хронологии, князь Олег (Олег Вещий), родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства («И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.»); господствующей религией было язычество, хотя в Киеве также было и христианское меньшинство.

Олег покорил древлян, северян и радимичей, два последних союза до этого платили дань хазарам.

В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.

Игорь Рюрикович

Игорь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная кампания против Хазарии, в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом, и тогда повернула оружие против Византии. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 943 или 944 году, был совершен поход на Бердаа. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты). Впрочем, Ольга около 959 приглашала на Русь германского епископа Адальберта и священников латинского обряда (после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев).

Святослав Игоревич

Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. В 965 году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города: город-крепость Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте города-крепости Саркела, построенного хазарами для блокировки нового пути транспортировки серебра, миновавшего Хазарский Каганат, а вместе с ним и столь обременяющие пошлины, Святослав построил крепость Белая Вежа. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода на Византию в 972 году.
После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через 2 года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир Святославич (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.

Характеристика государства в IX—X вв.

Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами [14] . В летописях государство называлось Русь; слово «русский» в сочетании с другими словами встречалось в различных написаниях: как с одной «с», так и с двойной; как с «ь», так и без него. В узком смысле под «Русью» понималась территория Киевской (за исключением древлянской и дреговичской земель), Чернигово-Северской (за исключением радимичских и вятичских земель) и Переяславской земель; именно в таком значении термин «Русь» вплоть до XIII века употребляется, например, в новгородских источниках [15] .

Глава государства носил титул великого князя, князя киевского. Неофициально к нему иногда могли прилагаться и другие престижные титулы, среди которых тюркский каган и византийский царь. Княжеская власть была наследственной. Помимо князей в управлении территориями участвовали великокняжеские бояре и «мужи». Это были дружинники, нанимавшиеся князем. Бояре также имели свои наемные дружины или, выражаясь современным языком, территориальные гарнизоны (например, Претич командовал черниговской дружиной), которые в случае необходимости объединялись в единое войско. При князе также выделялся один из бояр-воевод, который зачастую выполнял функции реального управления государством, такими воеводами при малолетних князьях были Олег при Игоре, Свенельд — при Ольге, Святослав — при Ярополке, Добрыня — при Владимире. На местном уровне княжеская власть имела дело с племенным самоуправлением в виде веча и «градских старцев».

Дружина

Дружина в период IX—X вв. была наёмной. Значительную её часть составляли пришлые варяги. Также её пополняли выходцы из прибалтийских земель и местных племён. Размеры ежегодной оплаты наёмника оцениваются историками по-разному. Жалование выплачивалось серебром, золотом и мехами. Обычно воин получал около 8—9 киевских гривен (более 200 серебряных дирхемов) в год, однако к началу XI века плата рядовому воину составляла 1 северную гривну, что гораздо меньше. Рулевые на кораблях, старосты и горожане получали больше (10 гривен). Кроме того, дружина кормилась за счёт князя. Изначально это выражалось в форме столования, а затем превратилось в одну из форм натуральных налогов, «кормление», содержание дружины податным населением во время полюдья и за счёт средств от сбыта его результатов на международном рынке. Среди дружин, подчиненных великому князю, выделялась его личная «малая», или младшая, дружина, которая включала 400 воинов. Древнерусское войско включало в себя также племенное ополчение, которое могло достигать нескольких тысяч в каждом племени. Общая численность древнерусского войска достигала от 30 до 80 тысяч человек.

Налоги (дань)

Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов, полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Максимальный размер дани по поздней венгерской легенде в X веке составлял 10 тыс. марок (30 или более тысяч гривен). Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась «русь» выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.

В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.

Право

В X веке на Руси действовало обычное право, которое в источниках называется «Закон русский». Его нормы отражены в договорах Руси и Византии, в скандинавских сагах и в «Правде Ярослава». Они касались взаимоотношений между равными людьми, русью, одним из институтов была «вира» — штраф за убийство. Законы гарантировали отношения собственности, в том числе и собственности на рабов («челядь»). Среди вещных прав некоторые исследователи выделяют «персональное данничество», которое характеризовалось «верховным правом великого князя Киевского на землю и отчуждением права взимания некоторой части дани в пользу третьего лица. Персональное данничество имеет аналогии в большей степени с восточным землевладением типа „акта“, „тимара“, „тиуля“ и „джагира“». [16]

Принцип наследования власти в IX—X веках неизвестен. Наследники были зачастую малолетними (Игорь Рюрикович, Святослав Игоревич). В XI веке княжеская власть на Руси передавалась по «лествице», то есть не обязательно сыну, а наиболее старшему в роду (дядя имел преимущество над племянниками). На рубеже XI—XII веков столкнулись два принципа, и разгорелась борьба между прямыми наследниками и боковыми линиями.

Древнерусское право, как указано в одной из монографий И. В. Петрова, стояло на страже интересов древнерусского купечества: «Правовая защита распространялась как на русских, так и на иностранных купцов… Личность и имущество купцов находились под охраной торговых обычаев, Закона русского, русско-византийских договоров… Лицо, покусившееся на неприкосновенность личности купца или его имущества, несло имущественную ответственность… В IX в. на территории Восточной Европы вырисовываются различные формы государственного регулирования торговых отношений: некоторые территории были открыты для иноземных торговцев, другие земли и племена вводили ограничения на некоторые или все виды торговой деятельности иноземцев…» [17]

Денежная система

В X веке сложилась более-менее унифицированная денежная система, ориентированная на византийскую литру и арабский дирхем. Основными денежными единицами были Гривна (денежная и весовая единица Древней Руси), куна, ногата и резана. Они имели серебряное и меховое выражение. Денежно-весовые системы исследовались в трудах А. В. Назаренко, И. В. Петрова, Г. В. Семенченко, А. В. Фомина, В. Л. Янина. [18] .

Тип государства

Историки по-разному оценивают характер государства данного периода: «варварское государство», «военная демократия», «дружинный период», «норманнский период», «военно-торговое государство», «складывание раннефеодальной монархии».

Владимир и Ярослав Мудрый. Крещение Руси

При князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей, гарнизоны которых набирал из «лучших мужей» северных племен. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.

В городах, древнейшими из которых были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Полоцк, Изборск, Чернигов, Переяславль, Туров, Ростов, Белоозеро, Плесков (Псков), Тмутаракань, Муром, Овруч, Владимир-Волынский, и другие, развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности («Повесть временных лет», Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития) и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименные соборы в Новгороде и Полоцке). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты. Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

После смерти Владимира на Руси произошла новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убил своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава. Сам Святополк дважды потерпел поражение и умер в изгнании. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых.

Правление Ярослава Мудрого (1019 — 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. Когда после 12-летнего обособления и смерти своего князя без наследника под власть Ярослава вернулось Черниговское княжество, Ярослав переехал из Новгорода в Киев и нанёс поражение печенегам, после которого их набеги на Русь прекратились (1036).

Изменения в государственном управлении в конце X — начале XII вв.

В ходе крещения Руси во всех её землях была установлена власть православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. В то же самое время во всех землях были посажены наместниками сыновья Владимира I. Теперь все князья, выступавшие удельниками киевского великого князя, были только из рода Рюриковичей. Скандинавские саги упоминают о ленных владениях викингов, но они располагались на окраинах Руси и на вновь присоединенных землях, поэтому во времена написания «Повести временных лет» они уже казались пережитком. Князья-Рюриковичи вели ожесточенную борьбу с оставшимися племенными князьями (Владимир Мономах упоминает князя вятичей Ходоту и его сына). Это способствовало централизации власти.

Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире и Ярославе Мудром (затем после перерыва при Владимире Мономахе). Положение династии укреплялось многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др. Попытки укрепить власть предпринимали и Ярославичи, но менее успешно (Изяслав Ярославич погиб в междоусобице).

Со времени Владимира или, по некоторым сведениям, Ярополка Святославича, дружинникам вместо денежного жалования князь стал давать земли. Если изначально это были города в кормление, то в XI веке дружинники стали получать сёла. Вместе с сёлами, которые становились вотчинами, даровался и боярский титул. Бояре стали составлять старшую дружину. Служба бояр была обусловлена личной верностью князю, а не размером земельного надела (условное землевладение не получило заметного распространения). Младшая дружина («отроки», «детские», «гриди»), находившаяся при князе, жила за счет кормления с княжеских сел и войны. Основной боевой силой в XI веке было ополчение, получавшее на время войны коней и оружие от князя. От услуг наемной варяжской дружины в основном отказались в период правления Ярослава Мудрого.

После Ярослава Мудрого окончательно утвердился «лествичный» принцип наследования земли в роде Рюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди — к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел — город с землёй (волость). Определённый князь имел право княжить только в том городе, где княжил его отец, в обратном случае он считался изгоем.

Значительной частью земли со временем стала обладать церковь («монастырские вотчины»). С 996 года население выплачивало в пользу церкви десятину. Число епархий, начиная с 4, росло. Кафедра митрополита, назначаемого патриархом константинопольским, стала находиться в Киеве, а при Ярославе Мудром митрополит впервые был избран из числа русских священников, в 1051 году им стал приближенный к Владимиру и его сыну Иларион. Большим влиянием стали обладать монастыри и их избираемые главы, игумены. Центром православия становится Киево-Печерский монастырь.

Бояре и дружина составляли при князе особые советы. Князь советовался также с митрополитом, епископами и игуменами, составлявшими церковный собор. С усложнением княжеской иерархии к концу XI века стали собираться княжеские съезды («снемы»). В городах действовали веча, на которые зачастую опирались бояре для поддержки собственных политических требований (восстания в Киеве 1068 и 1113 года).

В XI — начале XII века сформировался первый письменный свод законов — «Русская Правда», который последовательно пополнялся статьями «Правды Ярослава» (ок. 1015—1016 гг.), «Правды Ярославичей» (ок. 1072 г.) и «Устава Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г.). В «Русской Правде» отразилось усиление дифференциации населения (теперь размер виры зависел от социального положения убитого), регламентировалось положение таких категорий населения, как челядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.

«Правда Ярослава» уравняла в правах «русинов» и «словенинов». Это, наряду с христианизацией и другими факторами, способствовало формированию новой этнической общности, осознававшей своё единство и историческое происхождение.

С конца X века на Руси известно собственное монетное производство — серебряные и золотые монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и других князей.

Распад

Полоцкое княжество впервые обособилось от Киева уже в начале XI века. Сконцентрировав все остальные русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своего отца, Ярослав Мудрый, умирая в 1054 году, разделил их между пятью пережившими его сыновьями. После смерти двух младших из них все земли сконцентрировались в руках троих старших: Изяслава Киевского, Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского («триумвират Ярославичей»).

С 1061 года (сразу после разгрома торков русскими князьями в степях) начались набеги половцев, пришедших на смену откочевавшим на Балканы печенегам. В ходе долгих русско-половецких войн южные князья длительный период не могли справиться с противниками, предприняв целых ряд неудачных походов и терпя чувствительные поражения (битва на реке Альте (1068), битва на реке Стугне (1093)).

После смерти Святослава в 1076 году киевские князья предприняли попытку лишить его сыновей черниговского наследства, и те прибегли к помощи половцев, хотя впервые половцы были использованы в усобицах Владимиром Мономахом (против Всеслава Полоцкого). В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078) и сын Владимира Мономаха Изяслав (1096). На Любечском съезде (1097 г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою». Таким образом, при сохранении лествичного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это открыло путь к политической раздробленности (феодальной раздробленности), так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь Киевский становился первым среди равных, теряя роль сюзерена. Однако, также это позволило прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, которая была перенесена вглубь степей. Кроме того, заключались договоры с союзными кочевниками, «черными клобуками» (торками, берендеями и печенегами, изгнанными из степей половцами и поселившимися на южнорусских границах).

Во второй четверти XII века Киевская Русь распалась на самостоятельные княжества. Хронологическим началом раздробленности современная историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей. Летописец под 1134 годом в связи с расколом в среде Мономаховичей записал «разодралась вся земля Русская». Начавшиеся междоусобицы не касались самого великого княжения, но после смерти Ярополка Владимировича (1139) следующий Мономахович Вячеслав был изгнан из Киева Всеволодом Ольговичем Черниговским.

На протяжении XII—XIII столетий часть населения южнорусских княжеств из-за постоянной угрозы, исходящей из степи, а также из-за непрекращающихся княжеских усобиц за Киевскую землю, переселялась на север, в более спокойную Ростово-Суздальскую землю, называвшуюся также Залесьем или Опольем. Пополнив ряды славян первой, кривицко-новгородской миграционной волны X века, [19] переселенцы с многолюдного юга быстро составили большинство на этой земле и ассимилировали редкое [20] [21] финское население. О массивной русской миграции на протяжении XII века свидетельствуют летописи и археологические раскопки. [22] [23] Именно на этот период приходится основание и быстрый рост многочисленных городов Ростово-Суздальской земли (Владимир, Москва, Переяславль-Залесский, Юрьев-Опольский, Дмитров, Звенигород, Стародуб-на-Клязьме, Ярополч-Залесский, Галич и др.), названия которых нередко повторяли названия городов происхождения переселенцев. Также ослабление Южной Руси связывают с удачей первых крестовых походов и изменением основных торговых путей.

В ходе двух крупных междоусобных войн середины XII века Киевское княжество утратило Волынь (1154), Переяславль (1157) и Туров (1162). В 1169 году внук Владимира Мономаха, владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский послал войска во главе со своим сыном Мстиславом, которые захватили Киев. Город был жестоко разграблен, были сожжены киевские храмы, жители уводились в плен. На киевское княжение был посажен младший брат Андрея. И хотя вскоре, после неудачных походов на Новгород (1170 год) и Вышгород (1173 год) влияние владимирского князя в других землях временно упало, Киев начал постепенно терять, а Владимир — приобретать политические атрибуты общерусского центра. В XII веке кроме киевского князя, титул великого стал носить также владимирские князья, а в XIII веке эпизодически также галицкий, черниговский и рязанский.

Киев, в отличие от большинства остальных княжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора для всех сильных князей. В 1203 году он был вторично разграблен смоленским князем Рюриком Ростиславичем, боровшимся против галицко-волынского князя Романа Мстиславича. В битве на реке Калке (1223), в которой участвовали практически все южнорусские князья, произошло первое столкновение Руси с монголами. Ослабление южнорусских княжеств усилило натиск со стороны венгерских и литовских феодалов, но одновременно способствовало усилению влияния владимирских князей в Чернигове (1226), Новгороде (1231), Киеве (в 1236 году Ярослав Всеволодович на два года занял Киев, при этом его старший брат Юрий остался княжить во Владимире) и Смоленске (1236—1239). В ходе монгольского нашествия на Русь, начавшегося в 1237 году, в декабре 1240 года Киев был обращен в руины. Его получили владимирские князья Ярослав Всеволодович, признанный монголами старейшим на Русских землях, и позднее его сын Александр Невский. Однако, они не стали переезжать в Киев, оставшись в отчинном Владимире. В 1299 году туда же перенёс свою резиденцию киевский митрополит. В некоторых церковных и литературных источниках, например, в высказываниях константинопольского патриарха и Витовта в конце XIV века, Киев продолжал рассматриваться столицей и в более позднее время, однако к этому моменту он уже был провинциальным городом Великого княжества Литовского [24] [25] . С 1254 года галицкие князья носили титул «Король Руси». Титул «великих князей всея Руси» с начала XIV века стали носить владимирские князья.

Характер государственности русских земель

При распаде Киевской Руси в середине XII века на Руси образовалось около 15 относительно территориально устойчивых княжеств (в свою очередь делившихся на уделы). Наиболее могущественными княжескими династиями являлись черниговские Ольговичи, смоленские Ростиславичи, волынские Изяславичи и суздальские Юрьевичи. В период раздробленности Руси политическая власть из рук князя и младшей дружины частично перешла к усилившемуся боярству. Если ранее бояре имели деловые, политические и экономические отношения с целым родом Рюриковичей во главе с великим князем, то теперь — с отдельными княжескими семьями.

В Киевском княжестве бояре для ослабления накала борьбы между княжескими династиями поддерживали в ряде случаев дуумвират (соправление) князей и даже прибегали к физическому устранению пришлых князей (Юрий Долгорукий был отравлен). Киевское боярство симпатизировало власти старшей ветви потомков Мстислава Великого [9] , но внешнее давление было слишком сильным, чтобы позиция местной знати стала определяющей в вопросе выбора князей. В Новгородской земле, которая, как и Киев, не стала вотчиной одной из княжеских ветвей рода Рюриковичей, в ходе антикняжеского восстания был установлен республиканский строй — князь стал приглашаться и изгоняться вечем. Во Владимиро-Суздальской земле известен случай, когда боярство (Кучковичи) и младшая дружина физически устранили князя «самовластца» Андрея Боголюбского [26] , но в ходе борьбы за власть после его смерти старое ростово-суздальское боярство было разгромлено и личная власть владимирских князей существенно усилилась. В южнорусских землях городские веча играли огромную роль в политической борьбе (хотя упоминания о вечах и во Владимиро-Суздальской земле встречаются вплоть до XIV века) [27] . В Галицкой земле имел место уникальный случай избрания князя из числа боярства [28] .

Основным типом войска стало феодальное ополчение, началось расслоение княжеской дружины на полк как территориальное воинское соединение и княжеский двор. Для обороны города, городской округи и слобод использовалось городское ополчение. В Великом Новгороде княжеская дружина фактически была наёмной по отношению к республиканской власти, особый полк имел владыка, горожане составляли «тысячу» (ополчение во главе с тысяцким), также имелось и боярское ополчение, образованное из жителей «пятин» (пять зависимых от новгородских боярских семей районов Новгородской земли). Обычно походы проводились силами нескольких союзных княжеств. В летописях упоминаются численности порядка 10—20 тыс. чел.

Единственным общерусским политическим органом оставался съезд князей, который решал в основном вопросы борьбы с половцами. Церковь также сохраняла своё относительное единство (исключая возникновение местных культов святых и почитания культа местных мощей) во главе с митрополитом и боролась с разного рода региональными «ересями» путём созыва соборов. Однако позиции церкви были ослаблены усилением племенных языческих верований в XII—XIII вв. Религиозная власть и «забожни» (репрессии) были ослаблены. Кандидатура архиепископа Великого Новгорода предлагалась новгородским вечем, также известны случаи изгнания владыки (архиепископа).

В период раздробленности сложилось несколько денежных систем: различают новгородскую, киевскую и «черниговскую» гривны. Это были слитки серебра различного размера и веса. Северная (новгородская) гривна была ориентирована на северную марку, а южная — на византийскую литру. Куна имела серебряное и меховое выражение, первая относилась ко второй как одна к четырём. В качестве денежной единицы использовались и старые шкурки, скрепленные княжеской пломбой (так называемые «кожанные деньги»).

Название Русь сохранялось в этот период [9] за землями в Среднем Поднепровье. Жители разных земель обычно называли себя по столичным городам княжеств: новгородцы, суздальцы, куряне и т. д. Вплоть до XIII века, по данным археологии, сохраняются племенные различия в материальной культуре, также не был единым и разговорный древнерусский язык, сохраняя регионально-племенные диалекты. После нашествия практически все русские земли вступили в новый виток раздробленности, и в XIV веке количество великих и удельных княжеств достигало примерно 250 [29] .

Торговля

Важнейшими торговыми путями Киевской Руси были:

  • путь «из варяг в греки», начинавшийся из Варяжского моря, по озеру Нево, по рекам Волхов и Днепр выходивший в Чёрное море, Балканскую Болгарию и Византию (этим же путём, войдя из Чёрного моря в Дунай, можно было попасть в Великую Моравию);
  • Волжский торговый путь («путь из варяг в персы»), шедший от города Ладога на Каспий и далее в Хорезм и Среднюю Азию, Персию и Закавказье;
  • сухопутный путь, начинавшийся в Праге и через Киев выходивший на Волгу и далее в Азию.

По мнению Ричарда Пайпса сведения об интенсивности торговли позволили некоторым современным западным историкам, игнорируя археологические и прочие данные, заявлять, что первое государство восточных славян было лишь «побочным продуктом заморской торговли между двумя чуждыми народами, варягами и греками» [30] . Исследования И. В. Петрова показали, что торговля и торговое право развивались достаточно интесивно в первые века существования Древнерусского государства IX—X вв., и огромное воздействие на них оказал приток восточного монетного серебра в Восточную Европу в VIII—X вв. Обращение восточного серебра не было единообразным и может быть представлено как совокупность неоднородных как по количеству кладов и монет, так и по их составу, этапов [31] .

См. также

Примечания

  1. Впервые использовано Константином Багрянородным в трактате «Об управлении империей» (948—952 гг.). ( Соловьев А. В.Византийское имя России // Византийский временник. — 1957. — № 12. — С. 134–155. )
  2. Написание Ruscia характерно для латинских текстов из Северной Германии и Центральной Европы, Ruzzia — для Южной Германии, различные вариации Rus(s)i, Rus(s)ia — для романоязычных стран, Англии и Скандинавии. Наряду с этими формами с начала XII века в Европе начинает использоваться книжный термин Rut(h)enia, образованный по созвучию от имени античного народа рутенов. ( Назаренко А. В.Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX—XII вв. — М.: Языки русской культуры, 2001. ISBN 5-7859-0085-8. — С.49-50)
  3. Обозначение Руси в шведских, норвежских и исландских источниках, включая рунические надписи, скальды и саги. Впервые встречается в висе Халльфреда Трудного скальда (996 год). В основе топонима лежит корень garđ- со значением «город», «укрепленное поселение». C XII века вытесняется формой Garðaríki — букв. «Страна городов» ( Древняя Русь в свете зарубежных источников. — С. 464—465. ).
  4. «Киевская Русь» — термин происхождения книжного и ученого и ведет свое начало не из источников, а со страниц исторических трудов первой половины XIX века — именно тогда история, окончательно освободившись из объятий изящной словесности и любительских упражнений, превратилась в академическую науку. Понятие «Киевская Русь» возникло в российской науке как элемент более общих представлений об исторических судьбах России, как необходимое звено в периоди­зации её бытия Цит. по: Толочко А. П. Химера «Киевской Руси» // Родина. — 1999. — № 8. — С. 29-33.
  5. Относительно даты его распада существуют разные точки зрения. Часть историков, начиная с Н. М. Карамзина, датируют его моментом смерти Ярослава Мудрого в 1054 году. А. Рамбо сопоставляет Ярослава с Карлом Великим, после смерти которого в 843 году и раздела между тремя его внуками прекратила своё существование Франкская империя. В советской историографии датой конца Киевской Руси и началом периода политической раздробленности (феодальной раздробленности) считался 1132 год — год смерти Мстислава Великого. Рыбаков Б. А.Киевская Русь и русские княжества ХП-ХШ вв. — М., 1982. — С. 468.; Горинов М. М., Горский А. А., Дайнес В. О. и др.; Под ред. М. Н. Зуева. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в ВУЗы — М.: Высш.шк. — 1994 (рекомендовано к изданию Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию; под эгидой Федеральной целевой программы книгоиздания России ISBN 5-06-003281-7); В БРЭ Древнерусское государство описывается до 1139 года. Пришедшая ему на смену политическая структура в основных чертах просуществовала до рубежа XIV—XV веков:

К рубежу 14-15 вв. прежняя, унаследованная от домонгольских времён структура, основой которой были княжества-земли, управлявшиеся определёнными ветвями рода Рюриковичей, ушла в прошлое…Большая часть русских земель оказалась поделённой между Великим княжеством Литовским и Московским великим княжеством.

Большая Российская энциклопедия: В 30 т./ Председатель Науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. «Россия». — М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. — 1007 с.: ил.: карт. ISBN 5-85270-326-5 (т. «Россия») ISBN 5-85270-320-6 С. 277—278.

  • Ряд советских исследователей вслед за В. Т. Пашуто и Л. В. Черепниным поддержали концепцию т. н. «коллективного сюзеренитета», согласно которой об определённом государственном единстве Руси можно говорить вплоть до момента монгольского нашествия. (Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С.76 и др; Черепнин Л. В. К вопросу о характере и форме Древнерусского государства Х — начала ХIII в. // Исторические записки. — М., 1972. — Вып. 89. — С. 353—408).
  • Войтович Л. В. Середни вiки в Украiнi: хронологiя, проблеми перiодiзацii // Украинский исторический журнал. — 2003. — № 4 — С.134-139.
  • Платонов С. Ф. Учебник русской истории — С-Пб.: Наука, 1994 ISBN 5-02-027401-1
  • 123Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь — М.: Наука, 1993 ISBN 5-02-009526-5
  • Толочко А. П. История Российская Василия Татищева. Источники и известия. М.,- Киев, 2005. — С.411-419.; Горский А. А. Русь от славянского Расселения до Московского царства. М.,2004. — С.152-153. Ричка, В. М. «Галич — другий Київ»: середньовічна формула чи історіографічна метафора? // Український історичний журнал. — 2006. —№ 1. — С. 4-13.
  • Сахаров А. Н. Русь на путях к «Третьему Риму». — Тула: Гриф и К, 2010. — С.8
  • Васильев А. А. История Византийской империи: Первое русское нападение на Константинополь
  • 12«Повесть временных лет» в переводеД. С. Лихачева
  • Карта. Русь 9-10 веков
  • А. А. Зализняк. Древненовгородский диалект. — М., 2004. — С. 356
  • Петров И. В. Государство и право Древней Руси в 882—980 гг. Специальность — 12.00.01. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — СПб.: Северо-западная академия государственной службы, 1999. — С. 11
  • Петров И. В. Торговое право Древней Руси (VIII — начало XI в.). Торговые правоотношения и обращение Восточного монетного серебра на территории Древней Руси. — LAMBERT Academic Publishing, 2011. ISBN 978-3-8473-0483-8. — 496 с. — С. 437—438
  • Назаренко А. В. Происхождение древнерусского денежно-весового счета // Древнейшие государства Восточной Европы. 1994 г. Новое в нумизматике. — М.: Археографический центр, 1996; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX—XII вв. — М.: Языки русской культуры,2001; Петров И. В. Торговое право Древней Руси VIII—IX вв. (денежная система и купечество) // Актуальные проблемы коммерческого права: сборник статей. Выпуск 3 / Под ред. проф. Б. И. Пугинского. М.: ИКД «Зерцало-М», 2007; Петров И. В. Торговые правоотношения и формы расчетов Древней Руси (VIII—X вв.). — СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2011; Семенченко Г. В. Несколько дополнительных замечаний о денежном счете домонгольской Руси // Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования. 1991 год. — М.: Наука, 1994; Фомин А. В. Древнерусские денежно-монетные рынки в 70-80-х годах X в. // Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования. 1992—1993 годы. М.: Наука, 1995; Янин В. Л. Денежно-весовые системы русского средневековья: домонгольский период. М.: Изд-во МГУ, 1956; Янин В. Л. Денежно-весовые системы домонгольской Руси и очерки истории денежной системы средневекового Новгорода. М.: Языки славянских культур, 2009
  • Горюнова Е. И. Этническая история Волго-Окского междуречья, с. 36-37; её же. К истории городов Северо-Восточной Руси. — МИА, 1955, вып. 59, с. 11-18.
  • Дубов И. В. Спорные вопросы этнической истории северо-восточной Руси IX—XIII веков. В кн.: Вопросы истории. № 5. 1990
  • Третьяков П. Н.На финно-угорских окраинах Древней Руси // У истоков древнерусской народности. — МИА, 1970. — В. 179. — С. 111-137.
  • Макаров, Н.А.Археологическое изучение Северо-Восточной Руси: колонизация и культурные традиции // Вестник РАН. № 12. 2009
  • Овсянников Н. Н. О колонизации в Суздальском крае с точки зрения археологии. В кн.: Труды III Областного историко-археологического съезда. Владимир. 1909, с. 2-9.
  • Гліб Івакін Історичний розвиток Києва XIII — середина XVI ст. К., 1996
  • Ф. М. Шабульдо. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского…после перенесения в 1300 г. митрополичьей кафедры во Владимир-на-Клязьме Киев сохранил за собой номинальное значение религиозного центра всей Руси. Как разъяснял в 1380 г. константинопольский патриарх Нил, нельзя было стать архиереем Руси, «не получив сначала наименования по Киеву, который есть соборная церковь и главный город всей Руси». Примерно также определяли значение Киева и правители Великого княжества Литовского. Например, Витовт, который на рубеже XIV—XV вв. стремился к усилению политики территориальных приобретений на Руси, отзывался о нём как о «главе всех русских земель». Подчинение Киева власти великих литовских князей должно было «узаконить» их притязания на все территориальное наследство Древнерусского государства
  • Данилевский И. Н. Русские земли XII—XIV вв. глазами современников и потомков. — М., 2001. — С.77.
  • Вече в древнерусских письменных источниках: Функции и терминология // Древнейшие государства Восточной Европы. 2004. — М.,2006. — С.92-93.
  • Галицко-Волынская летопись
  • Рыбаков Б. А.Рождение Руси
  • Пайпс Р. Россия при старом режиме. — Нью-Йорк, 1974. — С. 37
  • Петров И. В. Торговые правоотношения и формы расчетов Древней Руси (VIII—X вв.). СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2011; Петров И. В. Эволюция политических структур Южной Руси и расцвет Днепро-Деснинского денежного рынка (VIII — первая четверть IX вв.) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2005. № 4 (28). С. 45-51; Петров И. В. Финансы Древней Руси (VIII—IХ вв.) // Экономико-правовые проблемы предпринимательской деятельности в России: история, современность, перспективы: материалы межвузовской научно-практической конференции. СПб.: Институт правоведения и предпринимательства, 2004. С. 199—204
  • Источник

    Глава 1 Речной мир и Киевская Русь (до 1240)

    Речной мир и Киевская Русь (до 1240)

    Влияние географического фактора на русскую историю

    Россия — страна многочисленных рек. Однако тот факт, что все водные артерии Восточно-Европейской равнины впадают во внутренние моря или в моря, скованные льдом, наложил свой отпечаток на всю историю России. Великие реки Сибири впадают в Северный Ледовитый океан, Двина, текущая на северо-запад, — в Балтийское море. Южные реки Днестр, Днепр и Дон несут свои воды в Черное море, которое соединяется со Средиземным двумя узкими проливами, разделяющими Европу и Азию. Величайшая европейская река России Волга впадает в Каспий, крупнейшее озеро Азии.

    Именно густая речная сеть Восточно-Европейской равнины и помогла населявшим ее племенам объединиться в общее государство. На русских реках практически нет порогов — самыми крупными были днепровские[1]. Реки широки и медленно текут по обширной плоской равнине. Для того чтобы эти природные артерии превратились в единую систему коммуникаций, необходимо было только одно — приложить человеческий труд. Реки России текут в меридиональном направлении, поэтому ее торговые пути проходили с севера на юг и обратно. Речной путь из Черного моря в Балтийское был известен средиземноморским купцам еще с самых древних времен. Однако густая речная сеть, способствовавшая единому и упорядоченному развитию жизни на Восточно-Европейской равнине, позволяла многим степным завоевателям безо всяких помех вторгаться в ее пределы. Поэтому древняя история этой равнины представляет собой целую серию сменявших друг друга нашествий с востока, запада и севера, а также смешение самых разнообразных влияний. Культуры стран, возникавших на этой равнине, привносились извне и, как свидетельствуют древнейшие источники, были результатом смешения культуры завоевателей, обычно весьма немногочисленных, с культурой покоренных ими местных жителей. Именно так, вне всякого сомнения, возникли средневековые государства Великого Новгорода и Киева, где скандинавские воины и купцы подчинили себе славянское население, находившееся на примитивном уровне развития.

    Третьим, самым молодым по времени культурным влиянием в средневековой России стало влияние Москвы. Близость Волги, тесные связи Великого княжества Московского с Золотой Ордой и Монголией, а также влияние ислама придавали особенно мрачный, консервативный оттенок возрождавшейся русской государственности. «Азиатский» характер этой третьей русской культуры очень резко контрастировал с «западной» предприимчивостью «балтийского» Новгорода и «средиземноморским» великолепием южного Киева.

    Главным путем, по которому на север проникало влияние Востока, являлась Волга. Культура Хазарского царства, существовавшего в VIII в., испытывала очень сильное влияние персидской, арабской и еврейской культур. Примитивные же племена Волжского бассейна, как подчеркивал Ключевский, находились под влиянием финно-угров. В XII в. меря, весь, чудь и другие исконные жители этих мест были покорены суздальскими князьями. Новая Россия, которая возникла в Великом княжестве Московском и впервые в истории сумела подчинить себе всю речную сеть Восточно-Европейской равнины изнутри, очень сильно отличалась от Киевской и Новгородской Руси, поскольку имела гораздо меньше славянских и европейских элементов.

    Меридиональным тенденциям русской истории, опиравшимся на речную сеть, противостояли широтные, простиравшиеся с востока на запад. Восточно-Европейская равнина не имеет гор на северо-западе и безо всяких преград тянется от берегов Балтийского моря до Карпат на западе и до Арало-Каспийской зоны пустынь, доходящей до Тянь-Шаня и Хингана, на юго-востоке. Поэтому еще сравнительно недавно великие державы Средневековья Польша и Швеция оказывали сильное давление на неустоявшиеся границы других государств Европы. В древние времена германцы, двигаясь на восток, дошли до берегов Черного моря, и южнорусскими землями целых два столетия управляли готы. На востоке, из пустынь Внутренней Азии, одна за другой накатывались волны нашествий алтайских народов. Вторжение гуннов и аваров в степи Причерноморья, через которые эти народы прошли на своем пути в Центральную Европу, по своим масштабам не уступает монгольским завоеваниям XIII в. Монголы фактически стали последним алтайским народом, который закрепился на Восточно-Европейской равнине прочнее других и на более длительное время. Это объясняется тем, что они усиливали свою беспощадную военную машину умением управлять покоренными народами, которому их научили китайцы и персы.

    Таким образом, русские земли всегда были открыты для вторжений с запада и юго-востока. Это порождало хроническое состояние нестабильности и неуверенности в своей безопасности, которое оказало влияние на весь ход русской истории. Неустойчивость границ и частые вражеские нашествия создали в России сложные национальные проблемы. Русское государство московских царей покоилось на реальном географическом единстве, а его создание явилось естественной реакцией на ослабление давления с востока. Но государство, которое первые Иваны слепили из славянских, финских и татарских народов, никогда не отличалось национальным единством. Безгранично расширившись вовне, в ответ на враждебное безграничное давление изнутри, Российская империя сумела поглотить славянские и неславянские народы, которые исторически тяготели к другим регионам и подчинялись культурным влияниям других стран.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    Читайте также

    Киевская Русь… уже не Киевская

    Киевская Русь… уже не Киевская В русскоязычной «Википедии» исчезла статья «Киевская Русь». Вместо нее теперь — «Древнерусское государство». Колыбель «трех братских народов» сдана на склад истории. Россия и Украина отдаляются друг от друга не только в политике, но и в

    Глава 1 Сказки дедушки Шлиффена, или Киевская Русь — родина блицкрига

    Глава 1 Сказки дедушки Шлиффена, или Киевская Русь — родина блицкрига Идея блицкрига не нова, можно даже сказать, что она очень стара. Только выглядела она раньше несколько иначе, чем в годы Второй мировой войны, и называлась также иначе. Впервые она появилась на свет в 1905

    Глава 5 Киевская Русь — «империя Рюриковичей»?

    Глава 5 Киевская Русь — «империя Рюриковичей»? В исторической литературе довольно распространено представление о Руси эпохи единого государства как об империи или во всяком случае как о государстве с имперскими чертами. Ее нередко сравнивают с Франкской империей Карла

    II. Киевская Русь

    II. Киевская Русь От племенного союза к союзу союзов племен Дальнейшее развитие общественных отношений у восточных славян приводило к формированию новых социальных организмов: союз образовывали племена, которые сами уже входили в племенной союз. Политическая

    Глава четвертая. Киевская Русь в X — начале XI в

    Глава четвертая. Киевская Русь в X — начале XI в Первые полтора столетия исторической жизни Киевской Руси известны нам по скупым намекам источников, требующим пристального внимания и осторожности. Из суммы намеков и осмыслений выясняется все же процесс сложения

    Северная Русь и Ливония к 1240 г.

    Северная Русь и Ливония к 1240 г. Создание ливонии С середины 12 в. народы католической Европы (немцы, шведы, датчане) под лозунгами крестовых походов развернули экспансию в Балтийском регионе. Шведы подчинили юго-западную Финлндию и около 1220 г. начали наступление на

    Киевская Русь

    Киевская Русь Еще одна очевидная неочевидность – Киевская Русь. Это славянское государство? – Конечно, – ответите вы. Очевидно? – Да. Правильно? Попробуем разобраться.Если в созданной семье, где отцом является иранец, а мать славянка рождается ребенок, кто он по

    Глава тринадцатая. Когда крестилась Киевская Русь?

    Глава тринадцатая. Когда крестилась Киевская Русь? Датировки крещения Руси по отдельным конкретным сведениям1) По неясным и неоднозначным данным о «раннем» распространении христианства на территории Руси апостолами и их последователямиНаверное, для многих будет

    Глава VII ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО КИЕВСКАЯ РУСЬ

    Глава VII ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО КИЕВСКАЯ РУСЬ B IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен сложилось одно из самых больших государств средневековой Европы — Киевская Русь. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень

    Киевская Русь

    Киевская Русь Н.М. Карамзин отмечает, что Нестор не делает различия между варягами и русью. Однако ученые и зарубежные писатели их различают, и в настоящее время термин варяги-русь считается устаревшим и используется в отдельных случаях для обозначения балтийских

    Источник

    

    Древнерусское государство Киевская Русь

    Отрицание величия России есть страшное ограбление человечества.

    Бердяев Николай Александрович

    Зарождение древнерусского государства Киевская Русь является одной из самых больших тайн в истории. Конечно, существует официальная версия, дающая многие ответы, но у нее есть один недостаток – она напрочь отметает все, что было со славянами до 862 года. Неужели все обстоит настолько плохо, как то пишут в западных книгах, когда славян сравнивают с полудикими людьми, которые сами управлять не в состоянии и для этого были вынуждены обратиться к постороннему человеку, варягу, чтобы тот научил их уму разуму? Конечно, это преувеличение, поскольку такой народ не могут до этого времени дважды штурмом взять Византию, а ведь наши предки это сделали!

    В данном материале мы будем придерживаться основной политики нашего сайта – изложение фактов, которые доподлинно известны. Так же на этих страницах мы укажем на основные моменты, которые историками обходятся под различными предлогами, но на наш взгляд они могут пролить свет на то, что происходило на наших землях в то далекое время.

    Образование государства Киевская Русь

    Современная история выдвигает две основные версии, согласно которым произошло образование государства Киевская Русь:

    Спуск на кораблях о киевской руси

    1. норманнская. Данная теория опирается на довольно сомнительный исторический документ – «Повесть временных лет». Также сторонники норманнской версии говорят о различных записях у европейских ученых. Данная версия является базовой и принимается историей. Согласно ей древние племена восточных общин не могли управлять собой самостоятельно и призвали трех варяг — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.
    2. антинорманская (русская). Нормандская теория, несмотря на общепризнанность, выглядит довольно спорно. Ведь в ней нет ответа на даже простой вопрос, кто же такие варяги? Впервые антинорманские высказывания сформулировал великий ученый Михаил Ломоносов. Этот человек отличался тем, что активно отстаивал интересы своей Родины и во всеуслышание заявил, что история древнерусского государства написана немцами и не имеет под собой никакой логики. Немцы в данном случае это не нация, как таковая, а собирательный образ, которым называли всех иноземцев, которые говорили не по-русски. Их называли немыми, отсюда и немцы.

    Фактически до конца 9 века в летописях не осталось ни одного упоминания о славянах. Это довольно странно, поскольку здесь жили довольно цивилизованные люди. Этот вопрос очень подробно разобран в материале, про гуннов, которые по многочисленным версиям были никем иными, как русскими. Сейчас хочется отметить, что когда Рюрик пришел в древнерусское государство, там были города, корабли, своя культура, свой язык, свои традиции и обычаи. Да и города были достаточно хорошо укрепленными с военной точки зрения. Как то слабо это связывается с общепринятой версией, что наши предки в то время с палкой-копалкой бегали.

    Древнерусское государство Киевская Русь было образовано в 862 году, когда варяг Рюрик пришел управлять в Новгород. Интересный момент заключается в том, что свое правление страной сей князь осуществлял из Ладоги. В 864 г. сподвижники новгородского князя Аскольд и Дир отправились вниз по Днепру и обнаружили город Киев, в котором и стали править. После смерти Рюрика опеку над его малолетним сыном взял Олег, который отправился в поход на Киев, убил Аскольда и Дира и овладел будущей столицей страны. Произошло это в 882 году. Поэтому образование Киевской Руси вполне можно отнести к этой дате. В период правления Олега владения страны расширялась за счет завоевания новых городов, а также происходило укрепление международного могущества, в результате войн с внешними врагами, такими, как Византия. Между новгородскими и киевскими князьями были добропорядочные отношения, и их незначительные стыки не приводили к крупным войнам. Достоверных сведений на этот счет не сохранилось, но многие историки говорят, что эти люди были братьями и только кровные узы сдерживали кровопролитие.

    Становление государственности

    Киевская Россия была по-настоящему могущественным государством, уважаемым в других странах. Ее политическим центром был Киев. Это была столица, которая по своей красоте и богатству не имела себе равных. Неприступный город-крепость Киев на берегу Днепра долгое время был оплотом Руси. Этот порядок был нарушен в результате первых раздробленностей, которые нанесли урон могуществу государства. Завершилось же все нашествием татаро-монгольских войск, которые буквально сравняли с землей «мать городов русских». По сохранившимся записям современников того страшного события – Киев был разрушен до основания и утратил навсегда свою красоту, значимость и богатство. С тех пор статус первого города ему не принадлежала.

    Интересным является выражение «мать городов русских», которое и по сей день активно применяется людьми из разных стран. Здесь мы сталкиваемся с очередной попыткой фальсификации истории, поскольку в тот момент, когда Олег захватил Киев, Русь уже существовала, и столицей ее был Новгород. Да и в сам стольный киев-град князья попали, спустившись по Днепру от Новгорода.

    Этапы развития древнерусского государства

    Междоусобные войны и причины распада древнерусского государства

    междоусобные войны в древнерусском государстве

    Междоусобный войны это тот страшный кошмар, которые долгие десятилетия мучил русские земли. Причиной этих событий было отсутствие внятной системы престолонаследия. В древнерусском государстве сложилась ситуация, когда после одного правителя оставалось огромное количество претендентов на трон – сыновья, братья, племянники и т.д. И каждый из них стремился реализовать свое право на управление Русью. Это неминуемо приводило к войнам, когда верховная власть утверждалась оружием.

    В борьбе за власть отдельные претенденты не чурались ни чем, даже братоубийством. Широко известна история о Святополке Окаянном, который убил своих братьев, за что и получил это прозвище. Несмотря на противоречия, царившие внутри Рюриковичей, Киевская Русь управлялась великим князем.

    Во многом именно междоусобные войны привели древнерусское государство к состоянию близкому к краху. Случилось это в 1237 году, когда древнерусские земли впервые услышали о татаро-монголах. Страшные беды принесли они нашим предкам, но внутренние проблемы, разобщенность и нежелание князей отстаивать интересы других земель привели к великой трагедии, и на долгие 2 века Русь попала в полную зависимость от Золотой Орды.

    Все эти события привели ко вполне прогнозируемому итогу – древнерусские земли стали распадаться. Датой начала этого процесса принято считать 1132 год, который ознаменовался смертью князя Мстислава, прозванного в народе Великим. Это привело к тому, что два города Полоцк и Новгород отказались признавать власть его приемника.

    Все эти события привели распаду государства на мелкие уделы, которые управляли отдельные властители. Оставалась, конечно, и главенствующая роль великого князя, но данный титул походил больше на корону, которую применял только сильнейший в результате очередных междоусобиц.

    Ключевые события

    Основные этапы истории древнерусского государства

    Киевская Русь это первая форма российской государственности, которая имела немало великих страниц в своей истории. В качестве основных событий эпохи киевского возвышения можно выделить следующие:

    Источник

    Реки истории Руси

    Калка, Альта, Стугна и другие реки неоднократно упоминаются в летописных источниках, повествующих об исторических событиях. Так уж сложилось, что одной из первых прозвучала речка Альта.

    В 1015 году после смерти Владимира Святого, пытавшегося крестить Киев в 988-990 годах, но ни в коем случае не Русь, продолжилась политика распространения христианства от Киева в другие земли. Ярым поборником проведения христианизации земель выступил Святополк Владимирович, объявивший себя Великим князем. Как ни странно, но все его шаги по распространению чуждой религии не нашли поддержку у его многочисленных братьев от разных матерей. Из летописей известно, что «Святой Равноапостольский» Владимир изрядно баловался винчишком и не пропустил ни одной более или менее симпатичной обладательницы женских юбок. Совместно с ним проживало несколько жен с детьми, а также свыше восьмисот наложниц, имевших бесчисленное множество детишек «Святого».

    Неудачи Святополка заключались в нежелании остальными членами клана менять ориентацию в политике на Запад. Святополк был сыном Рогнеды – дочери полоцкого князя Рогволода, которую Владимир изнасиловал на глазах родителей и братьев, следом убив их на глазах красавицы. Она родила киевскому князю четырех сыновей и двух дочерей. Но со временем Владимир охладел к Рогнеде, и та, желая отомстить, пыталась зарезать его спящего. Владимир проснулся и сумел вырвать у нее нож. Летопись донесла до нас жестокие упреки Рогнеды: «Уж горько мне: отца убил, землю полонил, а теперь не любишь меня». Владимир в ярости хотел убить жену (обычное дело «Святого» !), но тут между ними стал их старший сын Изяслав со словами: «Отец, ты здесь не один!». Смущенный Владимир опустил занесенный меч. После совета с боярами он отправил Изяслава с матерью в Полоцкое княжество, приказав построить для них город, названный в честь сына Изяславлем.

    После смерти отца наиболее расторопным оказался другой сын Рогнеды – Святополк и объявил себя Великим князем Киевским. Он не имел старшинства по возрасту, но зато имел авторитетного тестя – польского короля Болеслава 1 Храброго. Напомню, что в те времена титул короля в покоренных землях присваивал своим наместникам глава католической церкви – папа Римский. То есть с данного момента всерьез сталкиваются интересы двух ветвей христианской церкви – Западной и Восточной.

    Итак, на девятый день после кончины отца Святополк ( впоследствии прозванный Окаянным) убивает на речке Альте родного брата Бориса. Спустя полтора месяца такая же участь постигла Глеба, а потом и Святослава. Крещенные Борис и Глеб впоследствии были канонизированы христианской церковью греческого обряда.

    Спустя четыре года Святополк на этом же месте на речке Альте, поддержанный половцами-печенегами, исповедовавшими в то время близкую к изначальному Православию традицию, терпит сокрушительное поражение от Ярослава, возглавлявшего новгородскую дружину.

    В 1068 году нашествие на киевские земли половцев во главе с ханом Шеруканом завершилось разгромом коалиции князей Всеволода, Изяслава и Святослава Ярославичей все на той же реке Альте. Складывается впечатление, что эта река всегда вставала на пути нападавших со стороны Польши, Новгорода, а также половецких земель. Видно здесь было наиболее удобное место для масштабных ристалищ или это – очередная выдумка придворных летописцев. Возможна и такая версия: столица половцев находилась гораздо севернее широты Киева.

    Хочу заострить ваше внимание на союзе Полоцких князей с поляцкими (польскими) родственниками и даже с печенегами, которые неожиданно исчезли с политической арены после поражения Святополка при речке Альте в 1019 году и бегстве его в Польшу, где и скончался.

    В 1019 году Ярослав выдает грамоту Новгороду об освобождении от уплаты ежегодной дани великому князю.

    В 1021 году на Новгород нападает полоцкий князь Брячислав, племянник Ярослава. По заключению мира к Полоцкому княжеству отходят Усвят и Витебск.

    В 1022 году Мстислав Владимирович, княживший в Тьмуторокани, покоряет касогов и расширяет свои земли, строит церковь во имя Святой Богородицы.

    В 1023 году киевский князь Ярослав терпит поражение от младшего брата Мстислава при Листвене и бежит в Новгород. На следующий год происходят волнения язычников в Суздальской земле, что не удивительно при ослаблении власти христиан.

    В 1024 году Мстислав со своей дружиной из касогов и хазар подступил к Киеву, но киевляне не пустили его. Тогда пришел Мстислав в Чернигов и стал княжить в нем. Ярослав обратился за помощью к варяжскому князю Якуну. После поражения Ярослав вновь возвращается в Новгород.

    В 1025 году – летописное предание об основании Ярославля.

    В 1026 – мир Ярослава Мудрого с Мстиславом Тьмутараканским. По предложению Мстислава братья делят земли по Днепру: Ярославу достались западные земли, а брату – восточные.

    В 1030 году – поход Ярослава на чудь, основание Юрьева (он же – Дерпт и Тарту).

    В 1031 году – поход объединенного войска Ярослава и Мстислава против Польши.

    В 1032 году в Киеве состоялось бракосочетание дочери Ярослава Елизаветы с норвежским королем Харальдом.

    В 1034 году Киев осадили печенеги-половцы, но не смогли взять.

    В 1035 году – грамота Ярослава Новгороду об освобождении от дани.

    В 1036 году – образование киевской метрополии, назначение на митрополичий престол грека Феопемпта. Загадочная смерть Мстислава на охоте. Распространение власти Ярослава на его земли. Установление контроля над Новгородом и Псковом.

    В 1037 году Ярослав окончательно утверждает столицу в Киеве.

    В 1040 году – поход Ярослава на Литву в Мазовию (так в те времена назывались земли, которым предстояло стать Польшей в 18 веке).

    В 1043 году – неудачный поход сына Ярослава Владимира на Византию, попытка избавиться от влияния ромеев на Киев.

    В 1046 году – заключение мира с Византией.

    В 1049 году – «Слово о законе и благодати» киевского митрополита греческого происхождения Иллариона.

    В 1050 году – «Слово о погибели Русской земли» неизвестного автора из Переяславля-Залесского.

    В 1051 году – поставление на митрополию Ярославом священника села Берестово без предварительного согласия с константинопольским патриархом ( первый митрополит из русских).

    Этому событию предшествовало торжественное бракосочетание в Реймсе французского короля Генриха 1 с Анной Киевской-дочерью князя Ярослава. Вновь победила прозападная партия.

    В 1054 году скончался Ярослав Мудрый. На престол заступил старший сын Изяслав. Поход Всеволода Ярославича в Причерноморье. Заключение мира с половцами. Большое событие в христианском мире – уния Рима с Константинополем.

    В 1060 году – поход объединенных сил Изяслава, Святослава и Всеволода Ярославичей при поддержке Всеслава Полоцкого в Причерноморье на борьбу с язычниками.

    В 1061 году – первый поход половцев на русские земли. Поражение Всеволода.

    В 1064 году – бегство из Новгорода князя Ростислава Владимировича, двоюродного брата Ярославичей в Тьмуторокань. Отравление Ростислава греками.

    В 1065 году – захват Новгорода Всеславом Брячиславичем Полоцким.

    В 1067 году – ответный поход Ярославичей в полоцкие земли, захват и полное разграбление Минска, разгром войск Всеслава на реке Немиге (3 марта).

    В 1068 году – поражение и бегство Ярославичей в битве на речке Альте. Восстание населения Киева и возведение на престол освобожденного из темницы Всеслава. Изяслав бежит в Польшу к Болеславу 11 Смелому, затем в Германию к Генриху 1V, потом к римскому папе Григорию V11.

    В 1069 году Изяслав с помощью поляков восстанавливает свою власть в Киеве. Всеслав бежит в Полоцк.

    В 1068-1072 – народные восстания в Киеве, Новгороде, Ростово-Суздальской, Черниговской землях.

    В 1070 году Изяслав изгоняет Всеслава из Полоцка.

    В 1071 году – восстание смердов-язычников в Суздальской земле и на Белоозере.

    В 1072 – русская церковь добивается у Константинополя канонизации князей-мучеников Бориса и Глеба. Вновь лидирует византийская партия.

    В 1073 – изгнание Изяслава Ярославича из Киева братьями Святославом и Всеволодом.

    В 1073-1074 – поход русской рати во главе с Владимиром Мономахом по просьбе императора Михаила V11 Дуки на усмирение восставшего против Византии Херсонеса.

    В 1075 году Святослав 11 Ярославич принимает послов германского императора Генриха 1V и ведет с ними переговоры о возвращении великокняжеского престола Изяславу 1, принявшему католицизм. Святослав11 категорически отказывает брату великое княжение и 27 декабря следующего года неожиданно умирает в 50-летнем возрасте. Спустя четыре дня, 1 января 1077 года подписывается волынский мир между Изяславом 1, пришедшим с польским войском и Всеволодом, уступившим ему престол.

    В 1077 году – через несколько дней Всеволод Ярославич нарушает мирный договор и изгоняет брата Изю из Киева, но тот уже 15 июля возвращается с польскими войсками в Киев и садится (в третий раз !) на престол. Всеволод бежит в Чернигов. 26 августа дружину Всеволода разбивают Олег Святославич и Борис Вячеславич, усиленные половецкой конницей.

    Весь последующий год идет непрерывная война братьев. Носит она исключительно религиозный характер двух христианских течений: римского и византийского толка и, как следствие, ослабление христианского ига.

    Обращает на себя внимание тот факт, что в этой междоусобице регулярно принимают участие половецкие ( жителей Поля) войска. После их победы на реке Альте свыше четырех лет продолжались народные восстания в Киеве, Новгороде, Ростово-Суздальской, Черниговской землях. Это лишний раз подтверждает, что принятие правящей верхушкой христианства, не искоренило в народе Ведические традиции. Как известно, эти восстания возглавляли волхвы. Суть этих народных возмущений была искажена последующими летописцами победившей идеологии и следовавшими за ними историками. Народ боролся против распространения влияния латинской церкви, а в отдельных случаях и за восстановление древних ведических традиций или Истинного Православия, в последствие названного язычеством.

    Если вспомнить истинное значение слова «языки», то есть «народы», то без труда можно понять, что с участием христианской церкви проводилась политика установления абсолютной монархии по образу и подобию уже существовавшей во всех христианизированных государствах в противовес существовавшим «языческим» законам избрания князей общенародным Вече из числа наиболее достойных вождей. Перспектива лишения избирательного права и толкала народ к вооруженным выступлениям. Поддержку народному язычеству в то время могли оказать только половцы – жители бескрайнего Поля, проживавшие на территории от Москвы-реки до Черного моря и от Днепра до Байкала. Эта территория звалась Великое Поле. От Дуная до Днестра искони

    земли звались Старое Поле. От Днестра до Днепра земли назывались Младо Поле. Заселяли все эти земли родственные народы, славившие своих богов и звавшиеся славяне. С приходом и распространением христианства в лексиконе появляются так называемые «грецизмы». В связи с принятием чуждой религии происходит ассимиляция арийских народов носатыми элиинами-аравийцами, которых славянские народы звали «граки» , т.е. грачи, что со временем переросло в национальность.

    Еще несколько столетий назад многие народы ясно представляли, что Дон – река, вода; Днепр – Донапр – Дон порожистый; Днестр – Дон стремительный; Дунай – Дон могучий (полноводный). Сегодня же только в Ос(в)етии – Алании могут без боязни называть свои реки истинными именами: Ардон, Кармадон, Фиагдон и т.д.

    До принятия верхушкой половецкой знати стремительно распространявшегося ислама христиане называли этот народ печенегами (печеными) или татарове (татаРа). Позднее стали звать половцами или татарами. Иногда к этим названиям примешивали арабское кипчаки, при этом во ВСЕХ (!) летописях и переведенных хрониках звучит «поганые» т.е. не познавшие «истинного» бога еврейского, но все это был един народ никогда и никуда не пропадавший. С принятием частью народа ислама и последующей ассимиляцией с восточными народами начался новый виток взаимоотношений внутри самого народа половецкого. Причина смены религии нами будет подробно рассмотрена немного позже. Удивляет другое: всегда и все ученые знали об этом, но почему-то боялись писать. Неужели за каких-то три сотни лет из нас полностью вытряхнули наше национальное самосознание, отучили мыслить и уважать самих себя.

    Героизм всех народов в Великой Отечественной войне доказал, что наши народы не растеряли свой боевой дух, что они достойны славы своих великих предков. Нынешнее время показывает, что по крупицам восстанавливаются древние Ведические Знания, что все труднее фальсификаторам истории околпачивать народы. Крупнейшие иерархи христианской церкви всех оттенков все чаще и чаще признаются о численных потерях паствы. Народы не хотят чувствовать себя овцами ( так ласково называют церковники своих адептов) и рабами ( так учат церковники называть самих себя христиан). Двойная мораль, прижившаяся в христианстве, позволяет грешить и откупать свои грехи. Крупнейшим распространителем отравы в виде табака и алкоголя в России стал митрополит Кирилл, признанный за эти преступления Человеком года. Ряд скандалов, связанных с однополыми отношениями среди самых известных имен РПЦ так же не прибавили уважения этим «святошам». Еще более позорно выглядят католические иерархи, особенно в главной демонократической стране США, ежегодно проигрывающие тысячи судебных разбирательств за «любовь к мальчикам».

    Речение – так назывался процесс движения в едином информационном пространстве, то есть движение в единой реке жизни, едином информационном потоке. Отречение – процесс отторжения преступников (преступивших Законы Прави) или изгнания фальсификаторов и лжецов. Первой рухнула КПСС (Крайне Правые Силы Сатаны), остатки которой все еще цепляются за хлебные места в Думе. То же самое происходит и РПЦ, т.к. первый признак развала – безудержный, преступный процесс накопления капитала любой ценой, включая торговлю отравой, в виде табака и водки.

    В мае 1125 года преставился великий князь Владимир Всеволодович Мономах на уже известной реке Альте. Названный отцом Всеволодом Владимир при крещении получил имя Василий, а мать греческая царевна Анна звала сына по имени отца своего Мономахом (единоправящим).

    Источник

    Читайте также:  Даже если эта река нева
    Adblock
    detector