Меню

Какие эпизоды вызвали у вас наиболее сильные переживания почему в рассказе васюткино озеро

Какие эпизоды вызвали у вас наиболее сильные переживания в рассказе «васюткино озеро»? почему?

Ответ

Ответы

Ответ

Ответ

Ответ

центральная проблематика рассказа «ионыч» – проблема духовной деградации личности.

кротость характера, способность идти на жертву, бескорыстие и всепрощающая любовь даны не каждому. молодой земский врач дмитрий ионыч старцев, недавно приехавший в губернский город с. , стоит в начале жизненного пути. он влюбился в женщину, которая не любила его и ответить взаимностью была не способна.

любовь у чехова означает полное принятие человека вплоть до мельчайших деталей образа. старцев, переполненный любвью, словно не слышит какофонии звуков, когда его возлюбленная старательно бьет по клавишам рояля: он лиши видит екатерину ивановну и восхищается ею. звук «заглушается» визуальным впечатлением. «…екатерина ивановна, розовая от напряжения, сильная и энергичная, с локоном, упавшим на лоб, нравилась ему» .

ионыч мучился, пытался объясниться с екатериной ивановной, но был осмеян. на кладбище, где ему назначено свидание, он чувствует себя среди крестов и могил заживо похороненным. «…он вообразил самого себя мертвым, зарытым здесь на веки… » в состоянии, близком к отчаянию и нервному срыву, он бродит по кладбищу. «…ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало… »

внезапно происходит резкое изменение: вокруг старцева исчезает романтический «мир, не похожий ни на что другое» , который становится обыденным и тусклым. чехов использует здесь театральный прием смены декораций. «о точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг все потемнело кругом» .

разочарование охладило и отрезвило ионыча раз и навсегда. дмитрий ионыч старцев начинает рассуждать более трезво и практически. «…в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал: «остановись, пока не поздно! пара ли она тебе? она , капризна, спит до двух часов, а ты дьячковский сын, земский врач… » дмитрий ионыч делает предложение и получает отказ, на этом первая часть рассказа, похожая на романтическую пьесу о неразделенной любви, заканчивается. после отъезда екатерины ивановны старцев занимается работой и вскоре забывает о своей любви, но эта делает его другим человеком. он теряет способность к необдуманным поступкам: страсти и душевные порывы оказываются подавленными «холодным, тяжелым кусочком» разума. в конце рассказа он смотрит на людей с высоты достигнутого положения, взглядом рационалиста и циника. чувства полностью иссушаются, и с сухая расчетливость ионыча становится в его характере главной чертой.

работа сама по себе не приносит счастья герою. по чехову, работа тогда становится спасительной, когда она направлена на благо других, без личной корысти и выгоды. разлагающая роль денег в этом рассказе становится центральной темой. деньги и благородство натуры, деньги и профессия врача не совместимы. деградация личности выражается и в том, что свободное время герой растрачивает попусту. скуку и тоску он пытается побороть, предаваясь какому-нибудь бесцельному занятию. таким занятием, лишь бы убить время, у чехова выступает наряду с пьянством игра в карты.

«от таких развлечений, как театр и концерты, он уклоняется, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением» .

здравомыслящий ионыч прекрасно понимает свое положение в городе с. , но не тоскует по этому поводу и ничего не хочет изменить. самоуспокоенность, нежелание изменить свою жизнь – это признак духовной деградации. «как мы поживаем тут? да никак. старимся, полнеем, опускаемся» .

героем рассказа стал средний человек. если же в обществе таких людей большинство, то такое общество безнадежно – вывод, к которому приходит писатель

Источник

Анализ художественного текста по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». 5-й класс

Презентация к уроку

Цели урока: (слайд 2)

  • Способствовать формированию умения анализировать художественный текст; развитие внимания к тексту.
  • Формирование навыков самообладания, умения справляться с трудными жизненными ситуациями.
  • Воспитывать нравственные качества: любовь и к природе, внимательное и вдумчивое отношение к ней, забота о близких.

Задачи урока: (слайд 3)

  • Учить работе с изобразительно-выразительными средствами языка, помогающими понять сюжетную основу произведения.
  • Анализ эпизодов рассказа, описывающих переживания Васютки, осмысление их психологической составляющей как попытки перебороть свой страх.
  • Словесное рисование эпизодов рассказа, раскрывающих внутренние переживания мальчика с использование образных слов и выражений из текста
  • Учить умению делать выводы, производить рефлексию по прочитанному произведению.

Техническое обеспечение урока: медиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку.

1. Организационный момент.

2. Чтение и обсуждение эпиграфов. (слайд 4)

Природа –не только источник жизни. Она и воспитатель души.
Мир природы всегда отражает мир человека.
Природа — одна для всех. Она нужна всем.
В.П. Астафьев

2.1. Вступительное слово учителя: (слайд 5)

Виктор Петрович Астафьев – писатель, который пишет “для детей и о детях”. Он любим разными поколениями людей. В своих произведениях он глубоко исследует внутренний мир человека на переломе жизненных обстоятельств. Автор показывает нам, как человек, попадая в невообразимо сложные перипетии жизни, испытывая страдания, изо всех сил сопротивляясь невзгодам, все-таки побеждает.

Читайте также:  Вода в чудском озере сегодня

2.2. История появления рассказа “Васюткино озеро” (работа со слайдом 6)

3. Этап открытия новых знаний.

1. Аналитическая беседа по прочитанному:

Чтение отрывка из рассказа (слайд 7)

“Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем!”

Учитель: Есть много географических мест, улиц, школ, названных именами некоторых людей. Что это за люди, что же такое они совершили? А в нашей местности имеются такие места, названные именами чем-то выдающихся людей.

(Да, вот наша школа носит имя выпускника Валерия Маскина, есть улицы, названные именами легендарных людей: улица Ворошилова, улица Чкалова, Чапаева и др.)

— А обыкновенный мальчик? Что такого он должен был совершить, чтобы его именем назвали озеро? (высказывания ребят) (слайд 8)

— Мы пойдем по пути Васютки, чтобы понять, что пережил мальчик, заблудившийся в тайге, но не раскисший, не растерявшийся, не потерявший веры в себя.

— Можно ли понять, как автор относится к главному герою, прочитав название рассказа? (Да, ласково, с любовью- “Васюткино”. Сразу понятно, любит своего героя.)

— Каким было занятие Васютки у рыбаков? (Снабжал их кедровыми орехами: “Охота ведь рыбакам пощелкать вечером”.)

— Как же он выглядел, когда в очередной раз пошел за орехами?

(“Похожий на коренастого, крепкого мужичка”). Какие слова в этом портрете вселяют уверенность, что все с маленьким героем будет хорошо?

— Почему был заведен такой строгий порядок: “идешь в лес- бери еду, бери спички”?

(В тайге все может случиться.)

— А каким чувством веет от наказа матери? (Заботой, тревогой. “Ты от затесей далеко не отходи – сгинешь”.)

— Что такое “затеси”? (Зарубки на деревьях). (слайд 9)

— Мы знаем, что тропинка в тайге начинается с затесей. Она появляется тогда, когда по ней пройдут многие люди, потрудятся, прошагав, приложив усилия.

— А как вы думаете, какой литературный прием применяет автор, когда пишет: “лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия”? (Сравнение)

— А у человека отчего бывают морщинки? (Они появляются, когда человек много поживет, многое увидит и испытает.) (слайд 10)

— Ребята, а только ли в тайге нужны “затеси”? Где еще?

(Затеси – ориентиры, они нужны в жизни, чтоб не потеряться, не сбиться с хорошей дороги.)

4. Художественное чтение отрывка “Как Васютка заблудился и его анализ”.

1. А теперь давайте посмотрим, почему сбился с пути Васютка?

(Он увлекся охотой за глухарем, забыл о затесях, потерял их.)

“Он посмотрел кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно. тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий . полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые березки с редкими желтыми листьями. Да, лес был такой же. И все же от него веяло чем-то чужим.

— Когда он окончательно понял, что заблудился. (Когда увидел попавшую в тенета муху.

И опять очень образное сравнение и использованный литературный прием –сравнение).

2. Чтение и анализ отрывка. (слайд 11, 12)

“Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный охотник-паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет- убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушки бросил. Попалась в него сытая крупная муха-плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!”

— До каких пор длилось его оцепенение? (До тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох и бросился бежать.)

— Какие чувства испытал Васютка, поняв, что он окончательно заблудился? (Отчаяние. “Будь, что будет, — отрешенно подумал он.)

— Что он вспомнил, что заставило его действовать? (“Тайга”, наша кормилица, хлипких не любит!”)

— Ребята, что значит хлипких? Давайте подберем синонимы к слову “хлипких”. (слайд 13)

— Помните, когда вы читали рассказ, вы узнали, что Васютка все умел, знал, как вести себя в тайге, что делать. Еще бы! Ведь он внук и сын таежников, охотников, рыбаков. А как ему было страшно! Как он испугался корня-выворотня! Да и как было не испугаться такого чудовища!

— Ребята, а если бы он ничего не знал и не умел? (Пропал бы, сразу пропал. Главное – не терять присутствия духа!)

3. Сравнение двух эпизодов. (слайды 14, 15)

— А теперь давайте посмотрим, как описана пробудившаяся тайга.

Чтение и анализ 1 эпизода.

Кедровки кричали

Желна заплакала

Синички потрошили, попискивая

Белка пронеслась, всполошено цокая

Уставилась на Васютку

— Зачем в таком маленьком кусочке текста столько глаголов? (Глагол обозначает действие, движение, в данном случае с помощью глаголов автор показывает картину пробуждения тайги).

Читайте также:  Озеро каратабан челябинская область

2 эпизод. Какой же увидел тайгу Васютка, забрвшись на высокое дерево? (Чтение отрывка : Тайга. Тайга. )

— Обратим внимание на эпитеты — красочные определения.

Тайга – молчаливая, равнодушная, казалась огромным, темным морем.

Облака редкие

Проемы голубые

Ватой спрессованной

Ложились на тайгу

— Здесь их очень много, потому что это описание. Писатель хотел подчеркнуть с их помощью величие природы.

4. — А теперь среди этих красочных определений найдите то, которое помогает нам понять отчаяние Васютки? (слайд 16)

Источник



Анализ рассказа Васюткино озеро Астафьева 5 класс

Произведение В.П.Астафьева «Васюткино озеро» было написано в 1952 году, а в 1956 году опубликовано. Оно было создано на основе детского сочинения.

Жанр данного произведения – рассказ.

Автор ведет свое повествование простым и понятным языком. Главным героем является обычный тринадцатилетний мальчик по имени Васютка. Несмотря на свой юный возраст, сын бригадира помогает рыбакам тем, что добывает для них кедровые орешки. Однажды Васютка вновь пошел в лес за орехами и заблудился, увидев глухаря. Его увлекла охота за птицей. Спустя несколько часов бесполезных попыток отыскать дорогу домой, мальчик приходит к выводу, что никто ему не поможет и ему самому придется искать выход из сложившейся ситуации. Страх и отчаяние, смятение и тревога сменяются на спокойные рассуждения. Мальчик все свое детство провел в суровой тайге и много слышал от стариков о подобных случаях. Опираясь на советы охотников и рыболовов, услышанных когда-то, Васютке удалось не только выйти к берегу реки Енисей, но и отыскать затерянный водоем, кишащий рыбой. Пять долгих дней Васютка провел в дремучих местах, шестьдесят километров прошел он за это время.

Сразу же по прибытию домой мальчишка сообщил рыбакам о своей находке. Спустя некоторое время озеро было названо именем Васютки.

Вступление рассказа ведется от третьего лица. В нем автор повествует об озере как о Васюткиной находке. Васютка чувствует свое участие в общем деле, он ощущает свою полезность.

Завязкой произведения является тот момент, когда мальчишка заблудился, погнавшись за глухарем. Кульминация рассказа «Васюткино озеро» — это сюжет, где люди спасают отчаявшегося мальчика. Развязкой данного произведения выступает возвращение Васютки к матери и начало рыболовства в найденном им озере.

В.П.Астафьев ведет последовательное повествование. Подробное изложение происходящего помогает читателю ощутить себя на месте главного героя. Автор переживает за своего персонажа и сочувствует ему.

В рассказе «Васюткино озеро» В.П.Астафьев использует красочные описания природы побережья Енисея. Природа как будто оживает перед глазами читателя и завораживает его своими красотами.

Основной задачей автора при написании данного произведения является побуждение к преодолению трудностей в любой жизненной ситуации. Он пытается донести до читателя мысль о том, что никогда нельзя отчаиваться.

Образец 2

Произведение под названием «Васюткино озеро» написано Виктором Петровичем Астафьевым. Произведение относится к жанру рассказа.

История написана в 1952 году, а опубликована через четыре года. Но идея и сюжет рассказа пришли к автору еще в школьные годы. Мальчик Витя, учащийся пятого класса, выполнял задание по русской литературе. В своем сочинении, которое было посвящено лету, которое уходит, он рассказал, как потерялся в тайге и вынужден был провести много времени один на один с лесной природой. Это заняло много-много дней. Мальчик вынужден был познакомиться с лесным озером, которое известно местным жителям. Благодаря этому водоему он смог добраться к реке, а потом попасть домой. Это сочинение было написано очень ярко и качественно для школьника, поэтому оно было оценено учителем и напечатано в ученическом журнале. Именно оно стало фундаментом для рассказа «Васюткино озеро» Астафьева.

Язык написания произведения достаточно простой, но насыщенный образностью. Рассказывается о быте группы рыбаков в Сибири. Васютка, которому тринадцать лет, является сыном бригадира. Он делает попытки, соотнося свои силы и возможности, он помогал родителям, находя для них плоды кедрового дерева.

Однажды он берет в руки ружье, провиант и пошел в глубину дерева. Надеялся на хорошую добычу. Он заблудился. Он искал путь, как вернуться домой, но Васютка понял, что не стоит надеяться на помощь со стороны. Он надеялся лично. Он перестал быть рассудительным и спокойным, начал волноваться, пугаться и растерялся. Юноша рос в диких условиях, и слышал постоянно истории от старших, как необходимо чувствовать себя в таких ситуациях. Он применял советы закоренелых и опытных охотников. Благодаря им он смог побороть в себе боязнь, получить пищу, согреться и найти потерявшийся водоем со съедобной живностью. Он вспомнил информацию с географических часов и вышел к Енисею и нашел людей.

Главный герой – это Василий Шадрин, который является сельским школьником. Он смелый, озорной, и при этом хвастливый.

Читайте также:  Карта озер мира в хорошем качестве

Одна из тем произведения – это трепет к родной земле и ее красоте. Замечательное произведение!

Также читают:

Картинка к сочинению Васюткино озеро — анализ

Популярные сегодня темы

Это один из трёх романов, посвященных потерянному поколению. Действие происходит в Германии. Начало 30-х годов прошлого века. В результате путча к власти приходит Гитлер. Ремарк вынужден эмигрировать в Америку.

Некоторые люди ужасно относятся к животным. Они считают, что это даже в порядке вещей и пытаются таким способом себя возвысить. Но тут даже об этом говорить не стоит, так как они только себя унижают, и ничего возвышенного нет.

Автора рассказа «В дурном обществе» — Короленко я считаю защитником справедливости . Ведь он в своих произведениях выступает на стороне тех, кто несчастен и сочувствует им. Тем самым он приучает читателей к умению сопереживать.

Садко является главным героем былины Садко, который любит играть на гуслях и петь. Его пение является самым лучшим пением в округе, он есть самым что ни на есть талантом

Волшебный образ Царевны — лебеди написан знаменитым Пушкиным. Это сказочное видение девицы, способной менять свой облик от белого лебедя до прекрасной девы.

Источник

Анализ «Васюткино озеро»

История создания

С автобиографическим рассказом В. П. Астафьева «Васюткино озеро» связана интересная история. Когда будущий писатель учился в пятом классе, он однажды заблудился в тайге. Проблуждав один несколько дней, мальчик сумел выйти к людям. В самом начале учебного года учитель русского языка и литературы (известный сибирский поэт И. Д. Рождественский) дал ученикам задание: написать сочинение на тему «Как я провел лето». Астафьев описал свои «приключения» в тайге. Рождественский отметил талант пятиклассника. Его рассказ был опубликован в школьном журнале под названием «Жив».

В 1952 г. Астафьев вспомнил о первом литературном опыте и на основе школьного сочинения написал свой первый рассказ для детей — «Васюткино озеро». Спустя четыре года произведение было опубликовано.

Сюжет

Тринадцатилетний сын бригадира рыболовецкой бригады каждое лето проводит на природе. Он помогает взрослым, собирая кедровые орехи и охотясь. Однажды мальчик увлекся погоней за глухарем и заблудился. Поначалу он поддался панике, так как прекрасно понимал, насколько опасно потеряться в бескрайних сибирских лесных просторах.

Главный герой все же был сыном таежника. Он начал вести себя спокойно и рассудительно, заботясь прежде всего о тепле, еде и ночлеге. За пять дней мальчик преодолел расстояние в шестьдесят километров и вышел на берег реки, где его и подобрали люди. Он не только сумел спастись, но и нашел в тайге неизвестное до этого озеро, богатое рыбой. В честь юного героя это озеро назвали его именем.

Главная идея рассказа заключается в том, что даже в самой трудной ситуации нельзя отчаиваться и сдаваться без борьбы. Одни из лучших человеческих качеств — мужество, смелость и находчивость.

Уже в самом начале произведения Васютка предстает перед читателем опытным таежным жителем, который является достойной сменой отца. Тринадцатилетний мальчик приехал в лес не на отдых. Он снабжает рыбаков орехами, каждый день уходя все дальше в леса. «С ружьем на плече и патронташем на поясе» Васютка похож на настоящего мужика-промысловика.

Несмотря на несвойственную возрасту «лесную мудрость», Васютка все же остается обычным ребенком. Страстное желание добыть первого в своей жизни глухаря заставляет его забыть обо всем и углубиться в тайгу. После безуспешных поисков затесей (специальных отметок на деревьях) мальчиком постепенно овладевает панический страх. От взрослых он слышал немало рассказов о тех, кто заблудился в тайге и погиб.

С наступлением темноты врожденный инстинкт охотника одерживает верх над безотчетным страхом. Васютка вспоминает мудрую фразу: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!». С этого момента все действия мальчика направлены на выживание.

Васютка разводит костер, жарит глухаря, готовит место для ночлега. Даже остатки еды он заботливо подвешивает в мешке на дереве. Все последующие дни мальчик ведет себя, как настоящий мужчина, поставивший перед собой твердую цель. Он бережет патроны, еду и спички, пытается определить правильное направление пути.

Благодаря усвоенным с малых лет знаниям главному герою удается добраться до Енисея. Только при виде людей мужество изменяет измученному ребенку: «За-заблудился я-а, совсем заблудился-а…».

Проблематика

Главная проблема рассказа — выживание человека в экстремальных условиях.

Васютка в рассказе (как и сам автор в реальной истории из своего детства) спасается благодаря хладнокровию и стойкости. Только таким образом удавалось выживать многим поколениям сибирских охотников и рыбаков.

В начале 90-х гг. Астафьев пролетел на вертолете над местами, где заблудился в детстве. Писатель был вынужден признаться, что, вероятно, в той ситуации ему помог сам Бог: «В этой тайге самому спастись, да еще будучи мальчишкой, — невозможно…».

Источник

Adblock
detector