Меню

Какие были берега у речки из сказки гуси лебеди

Гуси-лебеди — русская народная сказка

Гуси-лебеди

В сказке «Гуси-лебеди» рассказывается история, как жили мужик да баба, были у них дочка и маленький сын. Однажды, уходя на работу, они наказали дочке следить за младшим братцем, обещая купить ей за это платочек. Родители ушли, а девочка, забыв обо всем, посадила брата на травку под окошко и побежала на улицу играть. В это время прилетели гуси-лебеди и украли мальчика. Девочка, вернувшись, увидела пропажу и побежала искать его. Найдя малыша у Бабы Яги, она спасает его и возвращается домой

Слушать сказку

Читать сказку

Жили-были муж с женой, и были у них дочка да сынок маленький.

— Доченька, — говорит мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

Ушли родители, а девочка позабыла, что ей наказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама заигралась с подруженьками и совсем забыла про братца.

1

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.

Вернулась девочка, глядь — братца нет! Ахнула, кинулась туда-сюда — нет! Выбежала она в чистое поле и только увидела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

Бросилась девочка их догонять. Бежала — бежала, видит – стоит печка.

2

– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Съешь пирожок — скажу.
– Сытая я, — ответила девочка.

Бежит дальше, видит — яблонька стоит.

– Яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
– Съешь яблочка — скажу.
– Небось кислые. — И побежала дальше.

3

Так бы и бегала, хорошо, встретился зайка и показал куда гуси братишку унесли.

В самой чаще леса увисвла она избушку на курьих ножках.

В избушке сидит старая Баба-Яга, прядет кудель, а братец на лавочке играет золотыми яблочками. Девочка вошла в избушку:

– Здравствуй, бабушка!
– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
– Заблудилась, зашла погреться.
– Садись покуда кудель прясть, а я баню истоплю.

4

Баба-Яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

– Девица, дай мне кашки, я тебе помогу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

– Баба-Яга пошла баню топить. Она тебя вымоет — выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка испугалась, веретено бросила, крепко схватила братца и выбежала из избушки.

Баба-Яга баню истопила и пошла за девочкой.А в избушке нет никого. Баба-Яга закричала:

– Гуси-лебеди! Скорее летите в погоню! Сестра братца унесла.

5

Бежит девочка с братцем, а гуси их нагоняют. Видит стоит яблонька.

– Яблонька-матушка, спрячь нас!
– Съешь моего яблочка, тогда спрячу.

Поскорее съела девочка лесное яблочко и сказала спасибо. Заслонила яблоня детей ветвями, прикрыла листьями.

Гуси-лебеди не увидели, мимо пролетели. Девочка опять побежала.

6

Добежала девочка до печки:

– Сударыня-печка, спрячь нас!
– Съешь моего ржаного пирожка!

Съела девочка пирожок, печка их спрятала.

Гуси покружили — покричали да улетели к Бабе-Яге ни с чем. А девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем побежала домой. Тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли.

7

Смотреть сказку

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Ольга Базаря
Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Литературно-художественный анализ русской народной сказки

«Гуси- лебеди»

1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная.

2.Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

3.Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

4.Характеристика главных героев:

В этой сказке есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.

Сестрица:Любит своего брата:

-Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала- Братец не откликается.

-Стала плакать, да слезами горю не поможешь.

Храбрая: Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.

Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.

В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;

-Кликнула она Гусей-лебедей: — скорей гуси – лебеди, летите в погоню!

5.Художественное своеобразие произведения:

o Традиционное начало сказки: Зачин (Жили – были….)

o Экспозиция (наказ родителей)

o Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)

o Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)

o Сказказаканчивается традиционно: Развязка (побег из избушки и возращение домой). -А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.

Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях –лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказкеиспользуется прием олицетворение неодушевленного мира:

Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.

В сказкеиспользуются закон троекратного повторения: три испытания три раза погоня гусей- лебедей.Характеристика языка: Красочный, эмоциональный, выразительный.Например: Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.

Сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.

«Гуси-лебеди». Хореографическая композиция по мотивам одноимённой русской народной сказки Видео Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста, посредством музыки народной и классической, является для меня делом жизни.

Физкультурный досуг для детей старшей группы по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»Физкультурный досуг для детей старшей группы по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель: Развивать интерес к физическим упражнениям, формировать двигательное воображение. Воспитывать дружеское отношение, вызвать желание.

Игра–драматизация по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 47 «Лесная сказка» — филиала.

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по русской народной сказки «Гуси-лебеди». ОГОУ «Детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Черемхово» Конспект открытой непосредственной образовательной.

Конспект — сценарий русской народной сказки «Гуси — лебеди» средняя группа Конспект – сценарий русской народной сказки «Гуси – лебеди» средняя группа Программное содержание: Развивающие задачи: — Развивать навыки.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» Программное содержание: 1. Задачи на развитие познавательных способностей: а) Совершенствовать навыки счет в пределах 10, закреплять состав.

Конспект занятия в младшей группе по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель. Познакомить детей со сказкой «гуси- лебеди», вызвать желание у детей послушать сказку еще раз. Предварительная работа. Накануне воспитатель.

НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» в старшей логопедической группе НОД по развитию речи по мотивам русской народной сказки «Гуси- лебеди» в старшей логопедической группе. Коррекционно-образовательные.

НОД по ОО «Познание» (ФЭМП) по русской народной сказки «Гуси-лебеди» в средней группеНОД по ОО «Познание» (ФЭМП) по русской народной сказки «Гуси-лебеди» в средней группе Цель. В игровой форме закреплять математические знания. Задачи. Закреплять умение считать в пределах пяти, устанавливать равенство предметов,.

План-конспект по теме: Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Тема: Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди». Приоритетное направление развития: речевое развитие. Интеграция образовательных областей:.

Источник



Какие берега были у молочной реки в сказке «Гуси-лебеди»?

Кисельные берега, конечно.

Читаю своим детям сказки.

А чего стоят рассказы Маши из «Машиных сказок», как сестрица Аленушка в кисельных берегах завязла, чтоб набрать непутевому братцу водицы(скорее молока) попить.

Гуси-лебеди это известная русская народная сказка, сюжет которой построен на поиске маленькой девочкой своего брата, которого, по ее же недосмотру, унесли гуси — лебеди. Где она только не побывала, ища его, даже у реки с Кисельными берегами.

Круглая башня упоминается в сказке «Огниво». В тексте сравнивается размер глазу собаки, которая сидела на сундуке с золотом, с размером круглой башни. В дальнейшем, собаки появлялись перед солдатом, когда он чиркал огнивом, и выполняли его желания помогали ему.Чтобы вызвать самую большую собаку с глазами как круглая башня, надо было чиркнуть огнивом три раза.

Читайте также:  Рубка деревьев в водоохранной зоне реки

Пример сочинения о чудо-юдо рыбе кит для 4 класса:

В одной стране, расположенной на берегу океана жили рыбаки. Они ловили рыбу, в свободное время плели сети и рассказывали друг другу истории, которые с ними приключились в океане. Вот одна из таких историй, которую мне удалось услышать от них.

В стародавние время в той стране люди не рыбачили, они очень боялись океана, ведь в нем жило огромное чудище — чудо-юдо рыба кит. Оно всегда появлялось внезапно, поднималось из глубин, издавало страшный рев, похожий на раскаты грома. Люди были в ужасе, ведь, когда появлялось чудище, оно поднимало такую волну, что на прибрежные села накатывала огромная волна, сметая все на своем пути. Люди не знали, как им спастить от океанских волн и перестали селиться вблизи океана.

Однажды в ту страну забрел бродячий певец-старец, играющий на гуслях. Его песни трогали сердца людей, люди становились добрее и мягче от его песен. Узнав беду людей той страны, старец вышел на берег океана и заиграл на своих гуслях, запел песню. В той песне он пел о матерях, оставшихся без своих детей, о детях, потерявших родителей в пучине морских вод, о том, как люди хотят жить в мире с океаном. Эта песня тронуло сердце морского чудища чудо-юдо рыбы кита, больше оно не появлялось у берегов той страны, не топило села.

Люди страли жить счастливей, океан открыл для них свою красоту и богатства. Но до сих пор вспоминают рыбаки о чудо-юде рыбе-кит и старце, чья песня усмирило чудище, растопив его сердце.

Действие сказки Толстого «Два брата» начинается у камня с надписью, возле которого остановились два брата, горячий и беспокойный младший и спокойный и рассудительный старший.

Камень предлагал братьям совершить некий опасный подвиг (отнять медвежат) и взамен получить свое счастье. Старший решил не рисковать, а младший послушался камня. В итоге каждый получил то, что хотел и автор оставляет на усмотрение читателя решение вопроса о том, чей выбор оказался верным.

Главные герои сказки «Два брата»:

  1. Старший брат. Отказался идти через реку за медвежатами. Недоверчивый, степенный, желающий сохранить что имеет. Предпочитает держать синицу в руках, чем гонятся за журавлем в небе. Прожил спокойно три года, был счастлив и доволен своим выбором.
  2. Младший, меньшой брат. Отправился за таинственным счастьем и стал царем. Правил пять лет, испытал множество приключений, которые будоражили его кровь. Действовал по пословице, что под лежачий камень вода не течет. Был счастлив, накопил множество впечатлений, которые будут его греть всю оставшуюся жизнь.

Это из сказки «Варвара- краса,длинная коса».Там царь нагнулся попить воды из колодца.а его за бороду схватил Водяной и потребовал отдать ему того,что в доме нет.Тогда он и признался,что царица ждёт приплод и вот время от времени Водяной напоминал царю о должке

текст при наведении

Рассказ Виталия Бианки написан в 1977 году.

Главный герой- Береговушка, маленькая ласточка.

Молодая ловкая Береговушка резвилась с подружками, когда появился хищный Сокол. Она бросилась прочь и оказалась в чужом незнакомом месте. Испугалась ласточка и стала искать укрытие на ночь. Но жилье птички Зуйка – обычная ямка в песке – показалось ей неуютным, кое-как накиданные на ветки ели прутики голубя Витютеня – ненадежным, невесомая корзиночка Иволги – слишком зыбкой, уютный шалашик Пеночки на земле под березкой хрупким, плавучий островок Чомги – неустойчивым. Живущая в крепком дупле Белка ее напугала и прогнала. Кинулась Береговушка вон и вскоре оказалась в знакомом месте, у родной норки.

Разные птички и животные по-своему приспособились к жизни в окружающем среде, и то, что кажется уютным и безопасным одним, может совершенно не подходить другим. Автор любил и хорошо знал природу и стремился поделиться с окружающими своими наблюдениями.

Источник

Исследование сказки Гуси-лебеди

Сказки Суфиев художница Галактического Ковчега — Ирина Смирнова

Эхо русской народной сказки
Исследование древне-русской сказки «Гуси-лебеди»

Я убеждена в том, что разжёвывать закодированную в древних притчах и сказках информацию, раскрывая символы или смыслы в прозаических или учебных публикациях, почти бесполезно, а объясняется это просто – только собственный труд ума и собственные переживания души ценятся людьми по-настоящему. Обучение по учебникам, чёткому плану приносит пользу лишь в детском и юном возрастах. Зрелому человеку, осознающему себя не только частью мира, но и живым духовным элементом единого творческого узора галактической мистерии, открываются совсем иные глубины и горизонты настоящего знания, и мудрость древних становится его путеводной звездой.

Изредка в суфийских группах всё же прибегают к анализу той или иной обучающей притчи, но делается это лишь для примера и побуждения исследователя к самостоятельной работе. Ни автор, ни большинство читателей этого ресурса не являются суфиями, хотя многих интересуют и притчи дервишей, и суфийские корни народных сказок, и некоторые аспекты внерелигиозного суфизма. Вот для интересующихся, с таких «околосуфийских» позиций, я и рассмотрю эту старую сказку. Но прежде давайте вместе с внутренним ребенком перечитаем ее, проникаясь детской любовью к героям.

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
– Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загуляла. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, – братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава – что они пошаливали, маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.
Печка, печка, скажи, куда гуси?лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
– Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше – стоит яблоня.
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси?лебеди полетели?
– Поешь моего лесного яблочка – скажу.
– У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
– Поешь моего простого киселька с молочком – скажу.
– У моего батюшки и сливочки не едятся… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
– Здравствуй, бабушка!
– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
– Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
– Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет – вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
– Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
– Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет, выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
– Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
– Пряду, бабушка… Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:
– Гуси?лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла.
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит – летят гуси-лебеди.
– Речка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
– Яблоня, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-?лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:
– Печка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее – пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали?полетали, покричали?покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.

Читайте также:  Река волга это имя собственное или нарицательное

«Гуси-лебеди» – древняя русская сказка, а по сути суфийское (безначальное, корневое) сказание русского народа, бережно сохраняющееся веками, рассказывает о космогонической картине возвращения духа (братца Иванушки) родной его душой (сестрой Алёнушкой) в мир Отцовский, изначально галактический.
Конечно же, сюжет сказки можно толковать самыми разнообразными способами, и в разном возрасте по-разному. Поэтому давайте разберем его условно по уровням.

1. Мы уже обратились к красоте и глубине слова древнерусского да присказкам, ласковому обращению не только к людям, но к образам природы, одухотворяемым сказкой. Самое очевидное поучение в том, что помощь можно получить лишь в случае проявления доброго внимания и выполнения просьбы тех, к кому обращаешься за ней. Девочка спрашивала и печку, и яблоньку, и речку о том, куда гуси-лебеди улетели, но не получала ответа, не выполнив прежде просьбу, приглашение отведать ту пищу, которую эти одушевлённые образы предлагали. На деле же ребёнок, слушая сказку, начинает проникаться уважением к чужому труду и учится пониманию важности прислушиваться к желаниям других.

2. Но что же означают одушевлённые предметы и образы природы? А для разных читателей они обозначают разное и одушевленное. Простота и обычность их вызывает у ребёнка сразу вопрос, разве могут обычные печка, яблоня и река разговаривать? И вопрос остается на какое-то время без ответа, но будоражит воображение маленького человека. А после новой встречи со сказкой начинают появляться осознанные проекции сказочных существ на бытовые. Ведь, что такое печка для ребёнка? А это главная кормилица семьи, и в каждой семье печки-то разные, да хозяйки по-разному готовят, а следовательно, печка ассоциируется с женским образом кормилицы. И так каждый сказочный персонаж расталкивает мысль, пробуждая в сознании новое понимание, и в разные моменты жизни дарит нужные подсказки человеку. Сказка «Гуси-лебеди» запоминается своей основной сюжетной линией — обрати внимание, уважь чужое, помоги в меру сил своих, и доброе дело не останется без ответного знака или помощи.

3. Мир вокруг тебя живой и соединён с тобой неразрывными нитями, ты, даже будучи взрослым человеком, являешься малышом для любящих и ждущих тебя духовных родителей. Без причинных связей не появляются в мирах ни тела, ни дела, ни переживания души, ни ум твой, осмысляющий всё это, ни дух человека, по сути и являющийся ребёнком галактического Человечества… И важнейшая его задача при земном воплощении – обретение человечности и понимания жизни единой планетарной.

Знания мои не из книг,
В истине бессмертный родник
Древних сказок соль бытия
В символах хранит для тебя.

Но в суфийских координатах рассмотрения древних сказок мы, прежде всего, обращаемся к обобщающим смыслам образов, к глобальным идеям и глубинным течениям созданных народами сюжетов.

4. Символами печки, яблони и реки являются очевидные повзрослевшему уму аллегорические образы, благодаря которым реализуется процесс возвращения духа домой. Сказочные персонажи приобретают иное значение. Печка – образ земных страстей и желаний, яблоня – символ духовного роста древа жизни и его плодов, молочная река — преодоление реки земных времён, вязких кисельных берегов. Символ кудели, которую баба-яга даёт Алёнушке, чтобы следить за её местонахождением в избушке на курьих ножках, раскрывает современному человеку способ информационного контроля, удержания внимания, тёмных сил над светлыми, но и способ удержания при земле тёмных сил светлыми. Да, именно так и в такой последовательности в нашем сознании реализуется единство взаимодействия тёмных и светлых сил. Ну, а мышка, очевидно, та самая малость, интуитивная подсказка, которую и нужно вовремя заметить да услышать, не испугавшись при этом душой девочки Алёнушки, чтобы помочь ей, то есть, нам — самим себе, вернуть домой братишку Иванушку, то есть, растущий дух, и остаться в живых.

5. Обобщающий аспект.
В обобщающем аспекте эти слова начала сказки « – Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек», говорят о той мистериальной Психее, сокрытой в пещере ее матерью от соблазнов и опасности миров, в контексте сказки Психеей является двуединый образ Аленушки и Иванушки. Обещание привезти платочек может выглядеть при всматривании в символы подарком мира четвертой мерности.
Раз уж мы коснулись именно этой маленькой русской сказки, то потратьте ваше драгоценное время и на то, чтобы разобрать некоторые уровни ее смысла самостоятельно. И главное, не стоит в спешке бросать начатое исследовательское дело, а лучше вспомнить те сказки, которыми вы сами зачитывались когда-то, благодаря которым росли мечты ваши… да о серебряном блюдечке и наливном яблочке не забудьте же.
Доброе сердце всем отзывается,
И умиляется даже волчёнком,
А вырастают клыки, обижается:
— Злом на добро? — Да не будь дурачёнком.
Малые детки дружат без цели,
А вырастают – амбиции рода.
Время и место держи на прицеле
И созидай для родного народа.
Дружба народов – великое счастье!
Но забывающий корни свои
Слепнет, даря волчьей стае участье,
Сердце – друзьям и народу дари.

И на самое главное – название сказки — обратим внимание читателя. Кто такие «гуси-лебеди», и почему именно такой двойственный образ сохраняет русская сказка для символа похитителей? Да ведь всё не просто, а со значением, и каждая мелочь важна. Мы же хорошо помним, что лебеди в любой мифологии всегда символизируют светлые силы летящей души… Вот, как в этом фрагменте сказки о наливном яблочке:

«…Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке всё небо красуется; ясно солнышко за светлым месяцем катится, звёзды в хоровод собираются, лебеди в облаке песни поют.…»

Так-то, в разных сюжетах разные смыслы у похожих или одинаковых слов. Двойственные образы отражают двойственность существующей реальности. А в переводе на современный язык, гуси-лебеди в их двойственном аспекте и есть, с одной стороны развивающие и дающие новые знания, а с другой — разрушающие духовную связь в человеке, — средства СМИ, сеть Интернет, извращённые формы и виды театра, искусства, где реализуются чуждые душе идеология, цели, этика отношений и зомбируюшая потребительским отношением к жизни реклама всего и вся. Именно эти-то гуси-лебеди и унесли уже многих наших детей за тёмные горы в дремучие леса, в известную по сказкам избушку на курьих-то ножках. Пора Аленушкам спасать братцев. Вот же и баба-яга, вечный символ русских народных сказок, кто такая? Снова двойственный образ выражен двойным именем. И всё это — суфийский сюжет, живущий веками, переосмысливаемый разными поколениями по-разному, дарящий уму пищу, душе действенность, и духу осознанную цель.

6. На этом уровне рассмотрения суфийских корней сказки идет не просто обобщение всего вышесказанного для выявления того, что следует сохранить на следующем этапе восхождения души в мирах иных, но связать ваш опыт или события вашей судьбы с самыми ценными крупинками сюжета сказки. Главное, обычностью своей не заметное, в самом начале сюжета. Гармония начала сказки выражена предельно просто. «Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький». Уравновешенная четырьмя «первостихиями» монада. А единство конца и начала сказки, образно представляемые змеей, кусающей свой хвост, не позволяют видеть разную мерность единства, но увидеть эту грань желательно.

Читайте также:  Река сосна длина реки

7. Седьмой уровень исследования сказок всегда остается за пределами объяснений и требует углубления исследователя в космогонические истоки, находящиеся буквально в каждой древней притче и сказке. Стоит лишь добавить, что обычное тяготение к астральным путешествиям и переживаниям, описываемое в подобных сюжетах, не является движением по галактическим спиралям, но лишь стартовым условием для будущего продвижения. Достигнув самостоятельности творческой мысли, астральные миры отбрасываются исследователем, подобно ступеням улетающей в космические дали ракеты.

А теперь — эхо сказки или вариация…
Конечно же, вариации могут быть самыми разными, даже далёкими от сюжета, а иногда умышленно искажающими суть, как это стало модно в современной культурной среде, в мультипликации, театрах, в художественном искусстве, и тогда надо открыто говорить о вреде извращения сказки. Но народная мудрость не умирает, польза от размышлений над древней сказкой, творческой переработки, пересказа всё же проявляет себя. В стихах ниже оказалось сложным делом использовать словосочетание «гуси-лебеди», поэтому в этом тексте я допустила некоторую вольность в изложении, сделав акцент на художественные детали, но сохраняя главное, идею. Ведь волшебное яблочко наливается соками изнутри.

Эхо русской народной сказки

Как за темными лесами, за горами, за долами
Жили стаи лебедей, одичалых, злых гусей.
Гуси деток воровали, что из дому убегали.
Уносили их за горы в царство мрака злые воры.

В деревеньке под горой жили-были брат с сестрой.
Раным-рано их отец говорил:
— Вот под конец
Дня рабочего вернусь я. Вы играйте. Ну, а гуси
Да не тронут вас крылом. Как летят — бегите в дом!

Только гуси налетают, дети тут же убегают.
Гуси прочь — они опять на лужайку, поиграть.
Но однажды так случилось, что сестренка отлучилась.
И один малышка брат заигрался возле врат…

Вдруг на небе потемнело и угрозой заревело.
Гуси тучей рядом сели, братца хвать, да улетели!
Понесли его за кручи, за леса, за черны тучи,
За синеющие горы, за неведомы просторы.

Возвратилась тут сестренка, златовласая Аленка,
А братишки не видать… Стала плакать, призывать:

— Брат, Иванушка, ты где? Отзовись, ответь же мне!

Но… не слышно ничего.
Все вокруг пустым–пусто.

И сестрица побежала вслед за стаей лебедей,
Похитителей — гусей, а дорогой причитала:

— Что я батюшке скажу, как вернется он домой…
Спросит — «где сынишка мой?» — Что отцу я покажу…

Гуси скрылись за лесами, а вокруг темным-темно.
Сил бежать уж нет давно. Солнце село за горами.
Страх на девочку напал. Вдруг сова, как леший, ухнет, —
Свет в глазах Аленкки тухнет, мрак всю волю ей сковал.

Под сосной она в лесу до утра осталась спать.
А наутро уж опять… в путь:
«Я братика спасу!»

Видит, Яблонька стоит в диких яблочках лесных.
Из-под веточек густых древо тихо говорит:

— Слушай, милая, меня. Я скажу, где братец твой,
Коли груз стряхнешь ты мой. Скушай яблочко, дитя!

А Аленушка в ответ: — Стану ль кислое я есть,
Коль у батюшки не счесть сладких яблочек? Ну, нет.
Вот, бежит, куда не знает, а пред нею Печь стоит,
И Аленке говорит, да тихохонько вздыхает:

— Слушай, девочка, дружок! Я сто лет уж здесь стою,
Растопи меня, молю. Испеки же пирожок!
Да отпробуй ты моих пирожков, и будет дело.
Но она не захотела есть несдобных да ржаных…

— Стану ль я ржаные есть ради слова твоего!
У отца же моего белых булочек не счесть!
Ничего ей не сказала Печь на это и вздохнула.
А Аленка повернула, прямо к Речке подбежала.

— Речка, Реченька! Скажи, гуси – лебеди куда,
Пролетавшие вчера, направлялись, укажи!
Речка ей тотчас в ответ: — Я молочная Река.
Вот кисельны берега. Ты поешь меня.
— Ну, нет!
Знай, у батюшки вкуснее и кисель, и молоко.

— Что ж пришла так далеко? Возвращайся поскорее…

— Я за братиком спешу, гуси братика украли,
Да и скрылись в дальни дали. Помоги найти, прошу!

Снова Речка говорит:
— Ты поешь меня, а там
Помогу обоим вам! — А Аленушка молчит…
Делать нечего, она… пьет молочную водицу,
Хоть не нравится сестрице, ест кисельны берега.

И тогда уже плывет вместе с Речкой до гусей,
Вороватых лебедей. Берега ей дали плот.
Поворот за поворотом, добралась с Рекой она
В царство злого колдуна, где гусиное болото.
В травах братца отыскала, тотчас спящего схватила,
И помчалась, что есть силы, снова к Речке и сказала:

— Помоги уплыть мне, Речка, — и водицы вновь отпила,
И на плот опять ступила, тихо слушая сердечко..

Подхватила их Река, увлекла сестру и брата,
И успела до заката на родные берега.

— Вот, спасибо, Речка – мать! Дальше знаю я дорогу
До отцовского порога… Недалеко нам бежать…

Вдруг за ними… шум да гам! Гуси видно спохватились,
Да в погоню и пустились по лесам и по долам…
Вот, они уж настигают, небо, сжавшись, потемнело…
Ох, беда… лихое дело, дети в страхе и рыдают.

Вдруг, откуда ни возьмись, Печка–печенька стоит,
Да как прежде говорит: — Ну, Аленка, потрудись!
Быстро сделала сестра все, что Печка говорила.
Та в себе детей укрыла, от гусей и сберегла…

Гуси с шумом подлетали, да крылами все махали,
И кричали по-над речкой, да летали по-над печкой.
Понапрасну был их гам, не нашли детишек там…
Пошумели, погалдели, да за горы полетели.

Дальше бросились бежать брат с сестрою по дороге,
Вспоминая о подмоге. Ноги ж стали уставать…
Гуси – лебеди опять над горами покружились,
Да назад и воротились, чтобы братика отнять.

Но, откуда ни возьмись, дичка Яблонька стоит,
И как прежде говорит… Дети за руки взялись,
Да стряхнули урожай, как их Яблонька просила.
Так вернулась к древу сила, повелела:

— Полезай
Ты, Иванушка, к верхушке, ты, Аленка — в середину.
Спрячу вас в листву-перину, помогайте лишь друг дружке!
Так и сделали они. Гуси лебеди летали,
И кружились, и искали — никого, кусты одни.

Так ни с чем и улетели. А детишки–то бегом
До деревни, вот их дом! И вбежали с криком в двери,
Да в объятия к отцу, что искал их день и ночь,
Звал Иванушку и дочь.

Все к счастливому концу.

С той поры уж много лет утекло, а эту сказку
Сохраняют, как подсказку, поучающий совет.
Если помощи желаешь, помоги сначала сам,
Верь природным голосам, зло добром и побеждаешь.

Опубликовано — http://www.stihi.ru/author.html?ezop
Электронная книжка http://online.pubhtml5.com/ucdb/cgce
иллюстрирована картинами Конашевича

Смысл неповторимости – творенье,
Выросшее в недрах повторенья.

Смысл творенья спрятан за чертой,
Что от нас скрывает мир иной.

Мир — иной, весь мир всегда иной,
Но слепец качает головой…

Умный знает знание пути,
Но никак не может обрести,
В знании пути сквозит безумство
Ветром восхитительного чувства.

Цель ученика – преодоленье
Косности великого ученья.

Лучший из путей духовных тот,
Что другим свечение несёт.
Став творящим светом для себя,
Путник исчезает, мир любя.

© Copyright: Сказки Суфиев, 2012
Свидетельство о публикации №112080107398 Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении Другие произведения автора Сказки Суфиев «Пора Аленушкам спасать братцев» — Алёнушкам неплохо бы научиться присматривать /заботиться/ за братцами, слушаться старших: и всё было бы спокойно, никто бы никого не унёс. Но, Алёнушкам самим охота поиграться. Вот и начинаются приключения, живая игра, где сам себе — главный герой сказки, конец которой зависит только от тебя /и твоего отношения к другим/.

Ирина Петал 19.08.2020 16:10 Заявить о нарушении Большое спасибо Автору за подачу сказки в стихах — легко читается. И художнику — за чудесную картину с тенями летящих гусей-лебедей.

Ирина Петал 19.08.2020 16:08 Заявить о нарушении Спасибо за внимание к этой детской казалось бы сказкой, а ведь и взрослых нас тоже учит.
Подумалось, а если бы не было кощеев, драконов и диких гусей, то и сказок интересных, поучительных тоже не было бы:))

Источник

Adblock
detector