Меню

Как звать белую лебедь лебединого озера

32 фуэте Одиллии. 120 лет «Лебединому озеру»

Балет «Лебединое озеро» Мариинского театра в этом году отмечает юбилей — 120 лет со дня премьеры.

Наверное, нет петербуржца, который бы в детстве не изображал танец маленьких лебедей и чье знакомство с классическим театром обошлось без «Лебединого озера» на музыку Чайковского. Меняется страна и люди, а на волшебном лебедином озере год за годом томительно и нежно молит о спасении Белый лебедь-Одетта. По-прежнему на этот спектакль об извечной битве добра и зла вмиг раскупаются билеты, все также зрители отсчитывают 32 фуэте Одиллии, и зал снова и снова взрывается аплодисментами.

Балетный петербургский эталон

Балетоманы со всего мира едут смотреть «Лебединое озеро» именно в Мариинский театр — петербургская хореография считается эталонной, ведь здесь спектакль родился в полном своем блеске — в постановке Мариуса Петипа и Льва Иванова. Манит любителей балета и петербургский стиль спектакля. «В других театрах, скажем, в Европе, танцуют либо слишком сухо, либо, наоборот, слишком размашисто. Петербургский балет отличает особая утонченность пластики, чуткость к нюансам, притом это относится не только к солистам, но и к знаменитому кордебалету, обладающему высочайшим мастерством. Это коллективный организм, способный полностью сливаться с музыкой», — говорит балетный критик Ольга Розанова.

Владимир Шкляров и Виктория Терешкина в балете

Несмотря на то, что «Лебединое озеро» на протяжении 120 лет — все тот же балет, многое изменилось. «Надо сказать, что в прежнее время движения были сдержаннее. Считалось неприличным слишком высоко поднимать ноги. А в последние годы, под влиянием художественной гимнастики, движения танцовщиц обрели большую амплитуду и растяжку», — отмечает балетный критик. Изменилась концовка — с трагической на жизнеутверждающую, и теперь принц Зигфрид побеждает коварного Ротбарта, спасая лебедей от колдовских чар.

Земные и лебединые

Успех к «Лебединому озеру» пришел не сразу. В течение восьми лет со дня московской премьеры в Большом театре (1877) спектакль сохранялся в репертуаре, но успеха не имел. Весной 1893 года поставить «Лебединое озеро» в Петербурге, на сцене Мариинского театра решил известный балетмейстер Мариус Петипа. Шли переговоры, но вдруг неожиданно Чайковский умирает. Петипа был так подавлен, что серьезно заболел. Для спектакля памяти Чайковского в 1894-м второй балетмейстер Мариинского театра Лев Иванов сочинил по поручению Петипа вторую — лебединую картину балета. А еще через год балет был поставлен целиком. Композитор и дирижер Риккардо Дриго сделал новую редакцию партитуры. «Земные» картины ставил Петипа, а «лебединые» — Иванов.

В 1895 году, 15 января, в Мариинском театре состоялась громкая премьера. Как писали тогда газеты, постановка Петипа-Иванова спасла балет от забвения. Партию Одетты-Одиллии исполняла итальянская балерина Пьерина Леньяни, позднее роль перешла к балерине Матильде Кшесинской.

Нечеловеческие руки

Легендарных девушек-лебедей по-своему воплотили на сцене Галина Уланова: многим запомнились ее знаменитые «всплески рук» на высоких поддержках; Наталия Дудинская: ее Одетта запомнилась особым трагизмом образа, полными слез огромными глазами; Майя Плисецкая: ее руки сравнивали с зыбью воды, с переливающимися волнами. Критик парижской газеты «Фигаро» уверял, что она делает это «не по-человечески».

Екатерина Кондаурова в балете

Владимир Шкляров и Виктория Терешкина в балете «Лебединое озеро»
Фото: Валентин Барановский © Мариинский театр

В наши дни в Мариинском театре главную партию Одетты-Одиллии исполняют балерины Ульяна Лопаткина, Виктория Терешкина, Алина Сомова, Екатерина Кондаурова, Оксана Скорик. Каждая танцовщица привносит в роль собственную индивидуальность и темперамент. Однако Одетту-Одиллию Лопаткиной многие балетоманы считают лучшим исполнением данной роли в мире. Стоимость билета на балет с ее участием доходит до 10 тысяч рублей.

Примы-балерины Мариинского театра, исполняющие партию Одетты-Одиллии, о своей работе в «Лебедином озере»:

Екатерина Кондаурова: «Первый выход в Лебедином озере я сделала в первый мой год в театре, в кордебалете. Последняя линия лебедей. Ноги и руки тряслись. Даже на двух ногах было тяжело устоять. А спустя шесть лет я вышла уже в главной партии. Пожалуй, в «Лебедином озере» руки — это самое важное. Особенно для Одетты, когда необходимо показать лебединые линии. Много работаем именно над этим во время репетиций: и пор-де-бра, и как должна идти рука. В какой-то момент было сложно найти баланс, какой-то свой путь, чтобы это было отрепетировано, но в то же время шло от эмоций.

Немного по-разному тело работает в Одиллии и в Одетте. У белого лебедя должны быть более мягкие тягучие линии. У черного — острые и законченные позы и больше округлых рук.

Оксана Скорик и Тимур Аскеров в балете

Могу сказать честно, партия сложна. Сколько лет я танцую, каждый раз сложно. Но вроде справляюсь. Ноги устают, все тело устает, особенно если прорабатывать все мелочи и вкладывать эмоции. После «Лебединого озера» чувствуешь себя опустошенной».

Оксана Скорик: «До сих пор, сколько бы вещей я ни танцевала, для меня самое сложное — черное па-де-де. Здесь эмоционально и физически ты в такой кульминации, на таком пределе… Когда ты выходишь на фуэте, образ уже создан, ты уже не думаешь о нем. Зритель уже во власти, и, пожалуй, тут главная задача — технически справиться. Думаешь только об опорной ноге, главное, чтобы она додержала.

А потом — самая любимая часть спектакля. Уже не держишь себя, даже если сил вообще нет, тебя просто несет куда-то… После па-де-де я чувствую эйфорию».

Виктория Терешкина: «Я не могла поверить своим ушам, когда директор сказал, что хочет, чтобы именно я приготовила спектакль. На премьере у меня все получилось, но на следующий день я не могла встать с кровати. Я была счастлива, что все закончилось, и я это выдержала.

Сцена из балета

Это особенный спектакль. Его очень сложно танцевать. В нем огромное количество деталей. Основное — руки. Если в классике постоянно нужно соблюдать позиции — первая, третья, то в «Лебедином» нужно изображать крыло при помощи открытых кистей. Кому-то идет сломанное крыло, кому-то нужно вытягивать крыло. Каждой балерине нужно искать свое.

Моя Одетта скорее нежная. При подготовке мой педагог говорил мне: «Чтобы зритель тебе поверил, ты должна вызвать это чувство своей жалобой на несчастную судьбу». Вот я и жалуюсь. Образ Одиллии многогранный. Ее можно сделать жесткой и серьезной, но моя Одиллия — коварная, с улыбкой».

Источник

Символ русского искусства: история «Лебединого озера» и знаменитые партии Одетты

Символ русского искусства: история «Лебединого озера» и знаменитые партии Одетты

Ровно 144 года назад на сцене московского Большого театра состоялась премьера балета Петра Чайковского «Лебединое озеро» в исполнении артистов императорской труппы. Либретто к «Лебединому озеру» написал Владимир Бегичев. Тогда постановка балетмейстера Венцеля Рейзингера была признана неудачной, однако после «Лебединое озеро» стало не только символом русского балета, но и всего русского искусства.

В основу сюжета «Лебединого озера» легли фольклорные мотивы — немецкая народная сказка «Похищенная вуаль», русская народная сказка «Белая уточка» и бурятская легенда о шести лебедях. Балет рассказывает историю принца Зигфрида и юной девушки-лебедя Одетты, которую проклял колдун.

Символ русского искусства: история «Лебединого озера» и знаменитые партии Одетты

Феноменальная популярность «Лебединого озера» объясняется выдающейся эстетикой — история любви, обмана и предательства переплетается с вечной борьбой добра и зла. Трогательные образы лебедей воспевают чистую красоту и передают трагедию и печаль. В первой версии балета партию Одетты исполнила солистка московского Большого театра Полина Карпакова, после 1882 года — Лидия Гейтен.

Читайте также:  Озеро благодатное сихотэ алинь

Первоначальная версия «Лебединого озера» была пересмотрена балетмейстером Мариусом Петипой вместе с Чайковским. Измененный балет был поставлен на сцене Мариинского театра в 1895 году и встречен публикой с восторгом, партию Одетты исполняла Пьерина Леньяни.

Символ русского искусства: история «Лебединого озера» и знаменитые партии Одетты

В 1933 году балет был переставлен в редакции Агриппины Вагановой в Театре им. Кирова (Мариинском театре). На сегодняшний день едва ли найдутся хотя бы две одинаковые редакции балета. Партия заколдованной принцессы-лебедя была впервые разделена на двух героинь: принцессу и ее соперницу. Партию Одетты исполняла Галина Уланова, а Одиллии — Ольга Иордан.

В 1958 году балет впервые был поставлен на сцене Малого театра оперы и балета (Михайловского театра) в первоначальной версии 1895 года. Вера Станкевич исполнила партию Одетты.

Источник

Неприличная тайна «Лебединого озера». Как был написан самый известный в мире балет

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене «Экспресс газета» в Яндекс.Новостях «Экспресс газета» в Google Новостях

Премьера «Лебединого озера» на сцене Большого театра состоялась 140 лет назад. Публика приняла балет довольно прохладно. Глубокая музыка ЧАЙКОВСКОГО не нашла тогда достойного воплощения в танце и не встретила понимания. Зато сейчас этот балет — одно из немногих классических произведений, о которых знают не только заядлые театралы, но и простые обыватели. Даже если бы Петр Ильич не написал за свою жизнь ничего, кроме «Лебединого озера», то на сегодняшний день его гонорар, по данным делового журнала «Businessweek», составил бы около $1,2 миллиарда.

Либретто к самоубийству

В основу «Лебединого озера» положена старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращенной в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта. Чары злого гения действуют днем, но с приходом луны белый лебедь превращается в девушку. Прекрасную Одетту на берегу озера во время охоты встречает принц Зигфрид. Потрясенный ее историей, он клянется ей в вечной любви. Цепь трагических событий приводит к схватке Зигфрида с Ротбартом, но бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают и рыцарей, и заколдованных лебедей. Освободившаяся от злых чар Одетта соединяется с Зигфридом в потустороннем мире.

Чайковский верил, что его смерть тоже будет связана с водой. Однажды после очередных переживаний из-за неудач в личной жизни он весьма оригинально пытался покончить жить самоубийством. Осенней ночью 1877 года Петр Ильич простоял несколько часов в Москве-реке, ледяная вода доходила ему до горла. Композитор надеялся заболеть воспалением легких и покинуть этот мир, но даже не кашлянул. Смерть настигла его 16 лет спустя. Он подхватил холеру, выпив стакан некипяченой воды в элитном петербургском ресторане Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки.

Немцы считают, что идея балета пришла к ЧАЙКОВСКОМУ в сказочном Нойшванштайне. Фото: Wikipedia.org

Два замка — два любовника

Спор о том, что и кто вдохновил Чайковского на написание «Лебединого озера», идет до сих пор. Основных версий две.

* Балет мог быть задуман в Нойшванштайне — буквально, «Новый лебединый камень (утес)», — романтическом замке баварского короля Людвига II в юго-западной Баварии. Вероятно, вдохновением послужили тихие вечера, когда Петр Ильич катался там по озеру Schwansee (Лебединому) на лодочке в компании ученика и любовника Владимира Шиловского.

* В то же время у Чайковского был постоянный сексуальный партнер — его слуга Алеша Софронов. Вместе с ним, а так же братом Модестом и его бой-френдом Николаем

Конради композитор путешествовал по Швейцарии. Известно, что компания, по просьбе Чайковского, задержалась на Женевском озере в городе Монтре. Там находится знаменитый Шильонский замок, потрясший Байрона и воспетый им в поэме «Узник Шильонского замка».

. а швейцарцы уверены, что композитор творил под впечатлением от сурового Шильонского замка

Лебедь — птица женского счастья

Многочисленные путешествия композитора по Европе оплачивала его страстная поклонница, миллионерша Надежда Филаретовна фон Мекк. У них был общий любовник, молодой скрипач Иосиф Котек, которого оба ласково называл Котик. Именно Иосиф сообщил фон Мекк о бедственном финансовом положении Чайковского, после чего она начала оказывать гению финансовую поддержку.

Нравы за границей и в те времена были намного вольнее, чем в России. Естественно путешественников неизменно привлекали всевозможные пикантности. Петр Ильич посещал музеи и множество частных коллекций, где его внимание, как заезжей знаменитости, всегда обращали на «особые» картины.

Выросшая из античности, европейская культура многократно «перепела» все ее сюжеты, особенно игривого содержания, которые можно было использовать, не опасаясь строгого осуждения морализаторов. Самый же знаменитый сексуальный сюжет античности — это момент совокупления жены спартанского царя Тиндарея, прекрасной Леды и Зевса. Бог-громовержец овладел Ледой, представ перед ней в образе лебедя.

Ося КОТЕК много лет был правой рукой Петра Ильича. Фото: Wikipedia.org

В силу своего эротического содержания миф пользовался особой популярностью в искусстве эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Корреджо открыто изображали Леду в момент ее совокупления с Зевсом либо после него.

Пушкин описывает этот момент в кантате «Леда» тоже предельно откровенно:

Покров красавицы стыдливой,

Небрежно кинутый, у берега лежал,

И прелести ее поток волной игривой

С весельем орошал…

…Вид сладострастный!

К Леде прекрасной

Лебедь приник.

Слышно стенанье…

Лебедь в искусстве того времени — символ «удовлетворения сексуального желания». Чайковский, разумеется, прекрасно об этом знал и сублимировал свое неудовлетворенное желание в музыке. Живое воображение гения рисовало совершенно четкие картины, где лебедями были отнюдь не заколдованные девушки. В петербургском обществе о такой метаморфозе прекрасно догадывались, поэтому и не приняли балет на ура.

«Леда и лебедь» кисти французского живописца Франсуа БУШЕ не могла оставить творческого человека равнодушным

Нет музыки печальнее на свете

Для жителей бывшего СССР балет имеет довольно зловещее значение. Его крутили по телеку во время смерти генсеков и все дни августовского путча 1991 года. Идея использовать музыку Чайковского как седативное средство принадлежит Юрию Андропову. Он, будучи шефом КГБ, получал множество доносов на высокое начальство о том, что они засыпают в театре во время этого длинного балета и дискредитируют своим некультурным поведением партию. Вот Юрий Владимирович и дал команду председателю Гостелерадио СССР Сергею Лапину поставить «Лебединое озеро» в день смерти Леонида Ильича Брежнева. Вогнать народ в тоску и сонливость.

При этом танец маленьких лебедей считается самым веселым моментом мировой балетной классики. На него существует огромное количество пародий. Наиболее удачная показана в 15-м выпуске мультфильма «Ну, погоди!».

Советских детей с малолетства приучали к классике

Только цифра

Билет на «Лебединое озеро» в Большой театр стоит от 15 000 рублей.

Только факт

Рядом с Большим театром высаживают два сорта тюльпанов — «Большой театр» и «Галина Уланова». Их вывел впечатленный балетом голландский цветовод Теодор Лефебр.

Источник



Одетта и Одиллия

(аудио)

Содержание

Одетта

Одетта — главная героиня [1] балета «Лебединое озеро» (нем. Schwanensee ) на музыку П. И. Чайковского [2] , созданного по мотивам старинной немецкой легенды о прекрасной принцессе, превращённой в белого лебедя колдуном — рыцарем Ротбартом (нем. Von Rothbart ), которую спасает принц Зигфрид (нем. Siegfried ).

Чары Злого Гения действуют днём, но с приходом луны белый лебедь превращается в прекрасную Одетту. Она не одинока, на озере её окружают заколдованные девушки-лебеди, назвавшие Одетту королевой лебедей (англ. The Swan Queen ). По легенде, слёзы матери по похищенной злодеем дочери образовали волшебное «лебединое озеро». Заклинание может сломать только верная любовь молодого человека, но, если обет вечной любви нарушится, она навсегда останется лебедем. Во время охоты на озере молодой принц (англ. Prince Siegfried ) увидел магическое преображение лебедя в девушку и без памяти влюбился, поражённый неземной красотой. Одетта рассказывает ему свою историю, он клянётся в вечной любви и приглашает в свой замок на королевский бал, чтобы представить матери, владетельной принцессе, как свою невесту. Всю ночь они мечтают и танцуют, пока рассвет не превращает Одетту в лебедя.

Читайте также:  Карта озер мурманской области печенгский район

Владетельная принцесса, мать Зигфрида устроила бал в своём замке, на который пригласила невест для своего сына, влюблённого в прекрасного белого лебедя… Самые первые красавицы танцуют перед ним. В балете происходит чередование танцев: Невест, Друзей принца, Испанской, Неаполитанской, Венгерской принцесс; Мазурки и конечно же вариации обаятельного шута.

У Петра Ильича Чайковского в каждом номере звучит музыкальное соло. Например, в танце Русской принцессы — тема играется на скрипке, иногда в концертном исполнении номера эту тему играет виолончель.

Партию Одетты и белое адажио может исполнять только прима-балерина (фр. Étoile ), обладающая чистотой линий и возвышенностью образа. В роли Одетты блистали Диана Вишнёва, Галина Уланова, Ульяна Лопаткина , Сильви Гиллем (фр. Sylvie Guillem ), Елена Рябинкина, Светлана Захарова и Наталья Макарова [3] [4]

Одиллия

(аудио)

Одиллия — персонаж в балете «Лебединое озеро». Дочь злого волшебника Ротбардта Одиллия в образе чёрного лебедя обольщает принца Зигфрида, притворившись Одеттой, и он признаётся ей в любви. В этот момент Одетта бьёт крылом в окно замка (столь ответственную партию дублёрши Одетты обычно доверяют артистке кордебалета). Ротбардт ликует, Одиллия злобно смеётся, Зигфрид устремляется к озеру. [5] Конец второго акта [1].

Источник

Как звать белую лебедь лебединого озера

П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»

Лебединое озеро

Балет «Лебединое озеро» вот уже более века пленяет сердца поклонников классической музыки. Он по праву считается эталоном высокого искусства, а многие танцоры с мировым именем гордились тем, что им выпала такая удача – исполнить партию в этом спектакле. «Лебединое озеро» без доли преувеличения можно назвать жемчужиной русской классики, а П.И. Чайковского – великим композитором. В основу балета легла сказка рыцарской эпохи. Это трепетная и прекрасная история любви, наполненная множеством препятствий и испытаний, подстерегающих юных влюбленных.

Краткое содержание балета Чайковского «Лебединое озеро» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Краткое содержание «Лебединого озера»

балет лебединое озеро

Действие балета начинается в старинном замке, во время празднования совершеннолетия наследника престола Зигфрида. Сюжет пропитан духом эпохи, этому во многом способствует обряд посвящения в рыцари, означающий, что наследник вступает во взрослую жизнь. Но он жаждет любви, и конечно среди гостей достаточное количество красоток, каждая из которых была бы счастлива оказаться рядом с ним. Принц же мечтает о светлом чувстве и как самый настоящий романтик, лелеет в душе образ идеальной возлюбленной.

Юный Зигфрид, благодаря вмешательству самой Судьбы, переносится на берег волшебного озера и знакомится с очаровательной девушкой, образ которой так долго преследовал его во снах и наяву. Ею оказывается Прекрасная Лебедь Одетта и пылкий юноша тотчас признается ей в своих чувствах и обещает хранить верность.

Но напрасно радуется наследник престола такой удаче, Судьба готовит для него настоящие преграды, препятствуя их взаимной любви и испытывает прекрасную пару ревностью и изменой. Обернувшись загадочным рыцарем и представ в замке принца с двойником Одетты, она заставляет влюбленного юношу, ослепленного эмоциями, нарушить все клятвы данные своей избраннице. Но даже пройдя через все преграды, влюбленным не суждено оказаться вместе, никто не в силах нарушить планы Судьбы, которая скрывает от Зигфрида его возлюбленную, оставляя его одного на берегу прекрасного волшебного озера.

Продолжительность спектакля
I — II Акт III — IV Акт
60 мин. 55 мин.

Фото:

чайковский лебединое озеро лебединое озеро краткое содержание

Интересные факты

  • Этот сказочный балет, невероятно популярный в наши дни, буквально провалился на первой премьере. Глубоко расстроенный автор заявил, что его оценят, но позже и время этого произведения еще впереди. Это «позже» наступило уже через 18 лет с блистательными постановками Льва Иванова и Мариуса Петипа.
  • Кстати, вы слышали поговорку про «девятого лебедя в пятом ряду»? Она обозначает артиста, не добившегося успеха в карьере, который вынужден постоянно довольствоваться второстепенными ролями и массовкой.
  • Роли Одетты и Одиллии исполняются одной балериной.
  • Майя Плисецкая в течение 30 лет исполняла партию Одетты-Одиллии на сцене Большого театра.

Майя Плисецкая в роли Одетты

  • В 1968г. новый сорт белой розы был назван «Лебединое озеро»
  • В своей версии известного балета, Мэттью Борн впервые заменил всех действующих балерин танцорами-мужчинами, что также принесло огромный успех и интерес публики. Данная версия снискала бурные овации на сценах США, Греции, Израиля, Турции, России, Нидерландов, Австралии, Италии, Кореи, Японии, Франции, Германии и Ирландии, а также была удостоена более 30 международных наград.
  • Американской публике балет «Лебединое озеро» впервые предстал в Театре Балета Сан-Франциско.
  • Британская постановка «Лебединого озера» Грэма Мёрфи в 2002 году основывалась на скандальном разрыве между Принцем Чарльзом и Принцессой Дианой.
  • Выход постановки Иванова и Петипа в 1894 году был отложен на длительное время по причине смерти императора Александра III и последующего официального траура.
  • Буквально за четыре года до того, как Чайковский получил этот заказ, он уже сочинил небольшой балет «Озеро лебедей» для детей, который был исполнен под чутким руководством композитора в 1871 году, в имении Каменка.

  • Работа над спектаклем длилась около года, причем с небольшими перерывами из-за того, что композитор также сочинял еще и Третью симфонию в этот период.
  • Многие почитатели творчества Чайковского гадают, что же могло вдохновить его на написание такой проникновенной и красивой музыки? Есть мнение, что это заслуга озера в Черкасской области, где обитают лебеди. Там как раз несколько дней отдыхал композитор, любуясь местной природой. А вот в Германии уверены, что в балете рассказывается именно о Лебедином озере, которое располагается поблизости города Фоссен.
  • Первоначально для премьеры в 1876 году была выбрана прима Анна Собещанская, но она сильно поссорилась с композитором, поэтому эту роль предложили Полине Карпаковой. Как оказалось, причина возникшего конфликта в том, что приму не устраивало отсутствие в 3 акте хоть одного сольного танцевального номера. Есть сведения, что Собещанская даже отправилась специально к М. Петипа и попросила вставить соло на его музыку в это действие. Если балетмейстер выполнил ее просьбу, то композитор наотрез отказался вставлять фрагмент не своей музыки. Вскоре Чайковский предложил уладить конфликт и написал все же ей соло, чуть позже к нему добавились и вариации.

Мариус Петипа

  • Смета на премьерный показ «Лебединого озера» была очень мала и составила около 6.800 рублей.
  • Известный критик Герман Ларош отметил после премьеры музыку балета, но все, что касалось танцевальной стороны он назвал «скучным и бедным».
  • В прессе похвалу журналистов получила лишь работа художника Карла Вальца, который специально разработал технологию, обеспечивающую иллюзию тумана с помощью пара.
  • Исследователи предполагают, что в основе литературного первоисточника могут лежать: сказка «Лебединый пруд», «Похищенная вуаль» Мазуеса, а также немецкая старинная легенда.
  • Лев Иванов во время работы над постановкой балета переосмыслил костюмы танцовщиц, убрал лебединые крылья, чтобы освободить их руки, предоставив им возможность двигаться. Также ему принадлежит уже легендарный « Танец маленьких лебедей» из второго акта.
Читайте также:  Найден мужчина ладожское озеро

танец маленьких лебедей из Лебединого озера

  • Лавры лучшей исполнительницы партии Одетты принадлежат Пьерине Леньяни, которая выполняла все танцевальные движения особо изящно, даже 32 фуэте. Впервые в этой роли она выступила на сцене Мариинского театра.
  • Многие жители бывшего СССР запомнили этот балет с весьма тревожными событиями в жизни страны, ведь во время августовского путча, произошедшего в 1991 году именно этот спектакль транслировали все телеканалы.
  • Во всеми любимом мультфильме «Ну, погоди!» (15 выпуск) показана пародия на Танец маленьких лебедей. Вообще, классическую музыку можно довольно часто услышать в мультфильмах. Более подробно можно познакомиться с этим в специальном разделе.
  • Билеты на «Лебединое озеро» .

Популярные номера из балета «Лебединое озеро»

История создания «Лебединого озера»

Петр Ильич Чайковский

В 1875 году П.И. Чайковский получил очень неожиданный заказ от дирекции императорских театров. Они предложили ему взяться за «Озеро лебедей», вот только, как правило, оперные композиторы в то время почти не работали в жанре балета, не считая Адана . Однако Петр Ильич не стал отклонять этот заказ и решил попробовать свои силы. Композитору предложили для работы сценарий В. Бегичева и В. Гельцера. Примечательно, что в его основе преимущественно были различные сказки и легенды, в которых встречаются девушки, превращенные в лебедей. К слову, несколько десятилетий назад императорская труппа уже обращала внимание именно на этот сюжет и даже было создано на заказ «Озеро волшебниц».

Чайковский окунулся в работу с головой и очень ответственно подошел к каждому шагу. Композитору пришлось изучать полностью танцы, их очередность, а также какая именно музыка должна быть написана для них. Ему даже пришлось подробно изучить несколько балетов, чтобы отчетливо понимать композицию и структуру. Лишь после всего этого он смог приступить к написанию музыки. Что касается партитуры, в балете «Лебединое озеро» раскрываются два образных мира – фантастический и реальный, однако, подчас границы между ними стерты. Красной нитью через все произведение проходит нежнейшая тема Одетты.

История создания Лебединого озера

Буквально за год была готова партитура балета и он приступил к оркестровке. Таким образом, к осени 1876 года уже началась работа над постановкой спектакля, которую поручили В. Рейзингеру. К тому времени он уже несколько лет трудился на должности балетмейстера Большого театра. Вот только многие его работы, начиная с 1873 года потерпели фиаско.

Постановки

Постановки Лебединого озера

Долгожданная премьера «Лебединого озера» в феврале 1877 года была встречена публикой довольно прохладно, несмотря на огромную проделанную работу всей труппы. Знатоки того времени и вовсе признали это произведение неудачным и вскоре его сняли со сцены. Главными виновниками такой неудачной постановки были признаны в основном балетмейстер Венцель Рейзингер и Полина Карпакова, исполнявшая партию Одетты.

Спустя почти двадцать лет дирекция императорских театров вновь обратила свое внимание на произведение Чайковского, чтобы поставить его в новом сезоне 1893-1894 годов. Таким образом уже новый сценарий спектакля разработал знаменитый Мариус Петипа, и буквально сразу же началась работа над ним, совместно с Чайковским. Но внезапная смерть композитора прервала эту работу, а сам балетмейстер был глубоко потрясен этим. Ученик и помощник Петипа поставил через год одну картину из балета, которая была очень восторженно встречена публикой. После такого успеха и высочайшей оценки критики, балетмейстер поручил Иванову работу над другими сценами, а сам Петипа вскоре смог вернуться к работе над «Лебединым озером». Бесспорно, благодаря стараниям двух постановщиков, сюжет спектакля невероятно обогатился. Иванов решил ввести Белую королеву лебедей, а Петипа предложил противопоставить ей Одиллию. Таким образом возникло «черное» па-де-де из второго акта.

Новая премьера состоялась в январе 1895 года в Санкт-Петербурге. Именно с этого момента, балет получил заслуженное признание как среди публики, так и среди музыкальных критиков, а эта версия была признана лучшей.

Невероятный восторг у публики вызвала постановка на сцене Венской оперы, состоявшаяся в 1964 году. Исполнителей партии Одетты – Марго Фонтейн и Зигфрида – Рудольфа Нуриева вызывали на «бис» восемьдесят девять раз! Любопытно, что режиссером спектакля выступил сам Нуриев. В его варианте все действие было сосредоточенно именно на принце.

Стоит отметить, что в основном все академические постановки балета брали за основу версию Л. Иванова и М. Петипа. Среди последующих работ стоит отметить постановку В.П. Бурмейстера в 1953 году. Он ввел в новых действующих лиц и немного изменил сюжетную линию. Также балетмейстер задумал изменить трагический финал и сделать его светлым. Вот только вопреки ожиданиям, такое новшество не сразу понравилось публике. Считалось, что именно трагический финал придает углубленность трактовки всего произведения.

лебединое озеро

Среди необычных трактовок следует отметить работу Джона Нормайера, для постановки в Гамбургском балете. Это уже Иллюзия, как Лебединое озеро, где главные герой превращается в Людвига II. Нет ничего, что напоминает о первоисточнике – озера, лебедей. Все что происходит вокруг – это не более, чем разыгравшаяся фантазия больного разума главного героя.

Также, достаточно смелой и оригинальной версией принято считать работу британского хореографа Мэтью Борна, поставленную в ноябре 1995 года. Если первоначально идея заменить всех балерин на мужчин вызвала неодобрение публики, со временем, эта версия получила огромный успех. Как признается сам Мэтью Борн, первое время мужчины выходили из зала, когда начинался танец Лебедя и Принца, но вскоре зрители поняли, что такое современная хореография и чем она отличается от классического балета. Удивительно, что именно эта версия попала в школьную программу Великобритании.

В постановке австралийского балетмейстера Грэма Мерфи, Одетта – это пациентка психиатрической клиники, а лебеди – плод ее фантазии.

Поражает работа китайского режиссера Чжао Мин. В его «Лебедином озере» танец приобретает иной смысл. Это уже ближе к акробатике, а некоторые па и вовсе кажутся просто нереальными, за гранью человеческих возможностей. Еще одна интересная постановка была исполнена во время открытия саммита мировых лидеров G20 в Китае. Там, балерины танцевали на глади озера Сиху, а все движения тут же были воспроизведены их голографическими копиями. Зрелище получилось захватывающим.

Среди экранизаций спектакля следует отметить фильм Герберта Раппопорта «Мастера русского балета», куда вошли фрагменты из постановки в Мариинском театре. Любопытно, что в картине «Мост Ватерлоо» некоторые номера спектакля были использованы, чтобы показать главную героиню – балерину Майру Лестер. Это легендарное произведение вдохновил и Даррена Аронофски, который снял психологический триллер «Черный лебедь». В нем показаны все интриги, которые происходят в театре вокруг распределения ролей.

Несмотря на первоначальную жесткую критику и оглушительный успех после, многочисленные изменения в сюжетах и сценах, одно остается в этом балете неизменно – прекрасная, очаровывающая с первых звуков вечная музыка П.И. Чайковского. Не случайно, именно «Лебединое озеро» признан самым известным балетом мира и является неким эталоном. Предлагаем вам насладиться этим шедевром прямо сейчас и посмотреть «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Билеты на «Лебединое озеро»

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Пётр Ильич Чайковский «Лебединое озеро»

Источник

Adblock
detector