Меню

Как называется переход из моря в реку

Место где река?

Как называется место где река?

В каждой реке различают место её зарождения — исток и место (участок) впадения в море, озеро или слияния с другой рекой — устье. Реки, непосредственно впадающие в океаны, моря, озёра или теряющиеся в песках и болотах, называются главными; впадающие в главные реки — притоками.

Как называется место где кончается река?

Одни реки впадают в море, другие — в озеро, некоторые реки впадают в другие реки, и в таком случае они называются притоками. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называется устьем.

Как определить исток и устье реки?

Исток-это начало реки (это может быть родник, ледник, болото, озеро). Устье-это конец реки, или место, где река впадает в другую реку (море, озеро, океан).

Где река берет свое начало?

Место, где река берет свое начало, называют истоком. Истоком обычно является начало ручья. Получающего воду из родника, либо конец ледника, озеро, болото.

Как называется место где река впадает в другой водоем?

У́стье — конечный участок реки, место впадения реки в водохранилище, озеро, море, океан или другую реку (по современной географической терминологии).

Какие есть реки в мире?

Десять величайших рек мира

  • Нил (6650 км)
  • Амазонка (6400 км)
  • Янцзы (6300 км)
  • Миссисипи с Миссури (6420 км)
  • Обь с Иртышом (5410 км)
  • Амур с Аргунь (4410 км)
  • Конго (4380 или 4670 км) (в зависимости от определения истока)
  • Хуанхэ (Жёлтая река) (4350 км)

Как определить направление течения реки?

Если река течет медленно, едва заметно, то установить направление течения можно, бросив в нее щепку или листок. В какую сторону они поплывут, это и будет направление течения реки.

Что такое Что такое речная система?

Речна́я систе́ма — совокупность рек, изливающих воды одним общим руслом или системой протоков в море, озеро или другой водоём. … Притоками первого порядка называются реки, непосредственно впадающие в главную реку, второго порядка — притоки притоков первого порядка и т. д.

Где течет река Енисей?

Северный Ледовитый океанКарское мореЕнисейский залив

Какой водоём имеет исток и устье?

Река имеет начало (исток) и конец (устье). Вода в реке пресная. Река — водоём со стоячей водой.

Что такое исток приток и устье?

Исток — начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле. Устье — место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, море, озеро, водохранилище. Русло — самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды. Приток — водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому.

Откуда берется исток реки?

Реки берутся из ручьев, ручейки берутся из родников или ледников/снежников в горах, родники из подземных вод, которые выходят на поверхность. … Ледники в горах и подземные воды берутся из осадков, осадки — из облаков, облака — из испарений с поверхности озер-морей-океанов.

Как определить где левый берег реки?

Чтобы определить по карте какой берег левый, какой правый, необходимо мысленно встать по течению реки. Справа будет правый берег, слева – левый. На местности выполняют те же действия, то есть на берегу встают так, чтобы взгляд и течение воды совпадали.10 мая 2019 г.

Откуда берутся ручьи?

Ручьи образуются от стока дождевых, талых вод или при выходе на поверхность подземных вод. Ручьи подразделяются на постоянные и сезонные (пересыхающие), равнинные и горные.

Источник

Морские устья рек

Устья крупных рек, впадающих в моря, находятся на стыке речных и морских путей. Как правило, в устьях строятся большие морские и речные порты.

Морские устья рек подразделяются на четыре вида:

1. Дельта реки — устьевой участок, в пределах которого река делится на водотоки. Дельты образуются в течение столетий путем заполнения наносами котловин морских заливов или затопления территории в результате геологических процессов. Обычно дельты низменны, болотисты и покрыты растительностью.

Из-за малых глубин, узости и изменения фарватера судовождение в дельтах затруднено.

2. Губа — это устье в виде морского залива, имеющего значительные длину, ширину и большие глубины, которые способствуют безопасному судоходству

Губы имеют очертания продолговатой формы, вода в них опресненная. На стыке реки и начала губы образуется дельтовидный участок.

3. Устьевой лиман— часть устьевого взморья в виде залива, который отделен косой и является проточным водоемом. .

4. Эстуарий— часть устьевого взморья в виде глубоко вдающегося в сушу залива. Образуются эстуарии в результате отливов, которыми в море уносятся наносы. Обычно эстуарии имеют большие глубины, обес­печивающие плавание больших морских судов.

Река выносит в море большое количество песчаных наносов, которые в спокойной воде оседают на морское дно. Во время волнений и штормовой погоды эти наносы перемещаются в обратном направлении и образуют в устье реки подводный песчаный вал —бар.

Устьевой бар — подводные отмели, образовавшиеся на устьевом взморье в результате осаждения наносов реки и моря. Эти отмели могут располагаться либо в месте впадания реки в море — речной устьевой бар, либо в месте стыка речного и морского течений — морской стыковой бар.

Бар отгораживает устье от моря. Во время волнений и приливов гребень бара наращивается, и глубина над ним уменьшается. Река, проходящая через бар, разделяется на протоки, одни из которых развиваются, а другие отмирают. В результате бар делится на острова.

Для морских прибрежных районов характерны следующие береговые образования:

Морское побережье— полоса суши, примыкающая к морю. По причинам геологического характера, а также в результате воздействия волн, течений, льдов, ветра, осадков, колебаний температурного режима и других гидрометеорологических явлений, рельеф побережья постоянно меняется.

Лагуна— акватория (небольшой и неглубокий залив), отделенная от моря. сплошной наносной полосой (косой, баром, пересыпью) или сообщающаяся с ним узкой протокой — гирлом.

Гирла — рукав или протока в дельте реки, впадающий в море.

Бухта — небольшой залив, защищенный от волнений береговыми мысами, выступающими в море.

Пересыпь — скопление наносов в устье лиманов, узких бухтах или лагунах. Пересыпь может полностью перекрывать вход в лагуну, бухту или лиман или иметь узкую протоку, соединяющую залив или лиман с морем.

Стрелка — скопление наносов, вытянутое вдоль берега на большое расстояние (иногда на сотни километров).

Коса —намываемая полоса суши из песка, гальки, мелкого ракушечника, выступающая в море.

Лайда — низменный берег с большой песчаной прибрежной отмелью. Протяженность лайды иногда достигает десятков километров с шириной от 300 м до 2-3 км. Лайда обнажается только при самых низких уровнях воды.

Шхеры— прибрежный район с большим количеством небольших островов, скал и камней.

Основными навигационными опасностями в морских устьях рек являются:

Мелководье — обширное неглубокое пространство.

Мель — участок дна с глубиной 10 м и менее.

Отмель — мель, примыкающая к берегу.

Банка — отдельно лежащая мель.

Риф — подводная или осыхающая отмель или банка с твердым грунтом. Рифом является и скала на мелководье, находящаяся чуть выше уровня моря. Скала образуется либо в результате разрушения скалистого берега, либо в результате отложения кораллового известняка.

Камни. Могут быть подводными, надводными и выступающими во время низких уровней воды.

На некоторых реках, впадающих в моря, наблюдаются приливы. Приливные волны распространяются по рекам вверх по течению.

Судоводителям при плавании в морских устьях рек и у морских побережий необходимо знать и учитывать изменение уровней воды и своеобразие приливных течений на этих участках. Сведения о приливах публикуются в специальных навигационных пособиях; а расчеты производятся судоводителями по ежегодным таблицам приливов. Особое внимание во время плавания необходимо уделять действию приливных течений в узкостях, где эти течения достигают больших скоростей по сравнению с открытым морем.

Сильные приливно-отливные течения при выходе из проливов создают водовороты, встречные течения и толчею воды с образованием пены. Это явление называется сулои.

Сулои — крутые волны со взбросами и водовороты, возникающие, как правило, в узкостях с сильным приливным течением.

Сулои образуется либо при взаимодействии двух встречных водных потоков (рис. 153, а), либо в результате выхода потока на мелководье (рис. 153, б).

Сулои опасны для плавания. Попавшие в сулои суда, испытывают беспорядочную качку и рыскливость. Судоводителям маломерных судов следует избегать попадания в зону действия сильных сулои, т.к. это может привести к гибели катера или моторной лодки.

Водовороты образуются в прибрежной полосе моря со сложным рельефом дна, извилистым очертанием берега и определенным сочетанием направлений приливных течений.

Водовороты так же, как и сулои, представляют серьезную опасность для маломерных судов.

Понятие о навигационных картах

Навигационная карта — это изображение определенного участка внутреннего водного пути и прилегающей к нему полосы берега, составленное на основе гидрографических работ. Карты, как правило, издаются альбомом, в начале которого расположен сборный лист.

Сборный лист содержит схему участка, на который составлены и имеются в данном альбоме навигационные карты. Здесьже расположен лист условных обозначений. Эти обозначения использованы для нанесения на карту меженного судового хода, глубин, знаков навигационного оборудования, препятствий, ориентиров, иаселенных пунктов и т.п

Наиболее опасные для судовождения участки водного пути изображаются в более крупном масштабе.

Обычно масштабность карты внутренних водных путей колеблется от 1:10000 до 1:100000. Издание карт осуществляется типографским способом. Карты могут быть одно- или многоцветными. Прокладка на картах внутренних водных путей во время плавания не ведется. При изменении навигационных данных на карте делается корректировка.

Для плавания по крупным озерам, водохранилищам и в устьях больших рек, впадающих в моря, издаются навигационные морские карты. При этом следует иметь ввиду, что большая часть этих карт издается не в меркаторской .проекции, как это принято для морских карт, а в прямоугольных координатах.

Изучение специальной лоции включает в себя ознакомление при помощи навигационных пособий с районом плавания (расположение судового хода, навигационная обстановка и оборудование, глубины, препятствия, ориентиры и т.д.) с последующим закреплением полученных сведений на практике.

На детальное изучение специальной лоции судоводителям требуются годы.

К навигационным пособиям, используемым для изучения спецлоции, относятся: карты, атласы, схемы, лоции, описания участков и портов-убежищ, рекомендации по выбору безопасного курса судна, извещения судоводителям, учебные кинофильмы, графики колебаний уровней воды в нижних бьефах ГЭС, местные (бассейновые) правила плавания, информационные сообщения (путевые листки, извещения, радиобюллетени).

Большинство судоводителей маломерных судов не имеют возможности воспользоваться всеми перечисленными пособиями. Поэтому начинающим судоводителям, которые еще не изучили на практике район плавания, после получения необходимого объема знаний по общей лоции, правилам плавания и нави­гационной обстановке, полезно воспользоваться следующими рекомендациями.

Читайте также:  Реки с мощными дельтами это

1. Изучение навигационной карты. При изучении карты прежде всего следует внимательно ознакомиться с ее заголовком, введением, примечаниями, масштабом, характером рельефа дна, ограждением опасностей и запомнить наиболее часто встречающиеся условные обозначения.

Путем беглого обзора производится ознакомление со всем участком плавания. Затем запоминаются все особенности русла, расположение всех населенных пунктов, искусственных сооружений и другие важные сведения.

Судовой ход изучается с детальным запоминанием его положения, навигационными знаками и приметами. Одновременно изучаются характеристика перекатов, направления течений, рекомендации судоводителям. Изучая карту, предпочтительно иметь и лоцию на данный район плавания, это дает возможность получить более полные сведения.

2. Применение навигационной карты. Во время плавания судоводитель должен уметь правильно ориентироваться по карте. Во-первых, карту на судне нужно располагать так, чтобы направление русла на карте совпадало с направлением на местности.

Ориентирование ведется сопоставлением характерных примет на местности и на карте. Местонахождение судна производится при помощи ориентиров.

При определении места судна необходимо научиться глазомерно определять на каком расстоянии от берега находится судовой ход и как фактически в данный момент располагается судно.

Весь участок (путь) плавания следует разделить на несколько условных отрезков, каждый из которых должен заканчиваться характерным ориентиром (приметой). Дойдя до этого ориентира, необходимо быстро и внимательно просмотреть и запомнить следующий отрезок пути.

3. Ориентирование по естественным и искусственным приметам. Естественными приметами могут служить отдельные деревья, группы деревьев, плечи Яров, рынки гор, осередки, острова, устья притоков и др.

К искусственным приметам относятся: населенные пункты, отдельные здания, сооружения, постройки, трубы предприятий, мосты, водозаборные сооружения, мачты и т.п..

Общим правилом для судоводителей является то, что при ориентировании необходимо использовать во взаимосвязи как естественные, так и искусственные приметы, а также их взаимозаменяемость и кон­троль другими способами (приметами).

При пользовании естественными приметами следует учитывать, что во время половодья большие площади долины реки и яры залиты водой, поэтому большинство меженных ориентиров для судоводителя недоступны. Для безошибочной ориентировки полезно не только запоминать весенние и меженные ориентиры, но и делать соответствующие зарисовки и пометки на карте или в специальной тетради, которые в дальнейшем помогут судоводителю правильно сориентироваться во время плавания.

Чаще всего естественные ориентиры используются как створы. Для судоводителей катеров и моторных лодок ориентироваться по естественным створам чаще всего приходится на реках (озерах), где отсутствует навигационная обстановка.

На рис. 154 изображен вариант прохода на малом катере по руслу реки с использованием естественных створов.

На представленном рисунке схематично показано, что судоводитель из точки А следует на катере по линии, соединяющей два приметных и отстоящих друг от друга на расстоянии дерева. В точке Б катер ложится на курс таким образом, чтобы нос судна был направлен на оконечность выступающего приметного мыса, а строго по корме находилось приметное (одиночное) дерево. При этом катер находится на линии, соединяющей указанные приметы. Когда с левого борта под прямым углом к курсу (на траверзе) будет находиться большой валун, а справа — левый берег впадающего в реку ручья (точка В), катер направляется курсом на центр небольшого острова и в точке Г на траверзе ранее упомянутого мыса, поворачивает вправо так, чтобы находящиеся по корме приметный одиночный камень (ближний ориентир) и валун были на одной линии (в створе).

Примерно по этому сценарию действуют судоводители маломерных судов на водных объектах, не имеющих навигационной обстановки. При этом ориентиры (приметы) и курсы относительно их выбираются судоводителем на практике для различных уровней воды в процессе самостоятельного плавания и сведений, получаемых от других знающих данный участок судоводителей.

4. Ориентирование по водной поверхности. Вид водной поверхности зависит от слоя воды, течения, рельефа дна, освещения, ветра и колебаний уровня воды.

На прямых участках реки стрежень располагается посредине русла, переваливая на изгибах от одного берега к другому. На плесах стрежень проходит вблизи вогнутого берега, а на перекатах — по его корыту. Затопленные кусты, которые вибрируют в воде, указывают на наличие течения в этом месте. Если от стоящих в воде столбов, свай, мостовых опор отходят в стороны «усы» волн, то это также указывает на наличие течения. При этом, чем выше скорость течения, тем острее угол «усов» и больше высота волн.

У рек с быстрым течением и на глубоких местах с темной поверхностью стрежень выделяется в виде светлой разрозненной полосы. Признаками стрежня могут служить также светлые, сплошные или разрозненные полосы пены или слегка волнистая по сравнению с мелководьем поверхность воды.

На реках с тихим течением стрежень не имеет ярко выраженных примет.

У рек на мелких местах с быстрым течением вода бурлит, переливаясь через гребни, а с тихим течением вода имеет гладкую поверхность.

В тихую погоду на мелководье вода светлая, а когда отмель находится против Солнца, то поверхность имеет зеркальный блеск. Если отмель или коса песчаные, то при волнении вода над ними приобретает желтоватый оттенок.

Размеры волн на малых глубинах значительно меньше, чем на глубине.

Границу между глубоким и мелким местом можно определить по волнистой полосе темного цвета — рубцу. При сильном волнении на рубце волна крупная, неровная, с белыми гребнями и всплесками. Очень хорошо рубец вырисовывается на поверхности с наветренной стороны мелководья. Следует знать, что если мель (коса) вытянута вдоль течения, то рубца даже при большом волнении может и не быть, но если коса расположена под большим углом к стрежню, то на ней создается хорошо видимый рубец, то течение, встречая преграду, дополнительно укрупняет ветровую волну.

Тиховоды можно определить по светлой и гладкой поверхности воды и полоске пены, которая образуется на границе быстрого и тихого течений.

На корыте перекатов поверхность воды сглаживается до самого подвалья. За подвальем поверхность волнистая, что указывает на увеличение глубин. Во время сильного ветра на подвалье наблюдается четко выраженный рубец из больших и крутых волн, если под подвальем течение слабое, то наблюдается толчея.

На майданах поверхность воды темная, неровная, с мелкими и крутыми волнами, а также с небольшими воронками.

У суводей наблюдается вращательное движение воды, как правило, с крупными отдельными водоворотами и плавающим (вращающимся) мусором,

Над отдельными яодводными препятствиями наблюдаются завихрения, которые образует вода переливаясь через препятствие.

5. Ориентирование по глубинам и характеру грунта. На маломерных судах глубина измеряется специальным шестом с делениями, который называется наметкой. При отсутствии наметки на небольших глубинах можно использоватьвесло.

Характер грунта определяется прощупыванием дна наметкой (веслом). В местах со слабым течением, особенно у выпуклых берегов, в тиховодах и под косами, дно, как правило, состоит из плотного песка. Рыхлый песок характерен для мест возле стрежня и с быстрым течением. Илистое дно чаще всего наблюдается в местах без течения, где возможно оседание мелких частиц наносов. Каменистое и твердое дно характерно для мест, расположенных возле неразмываемых подводных препятствий.

6. Ориентирование по характеру растительности. Это-ориентирование судоводителями маломерных судов чаще всего применяется при плавании по несудоходным водоемам, а также вблизи береговой черты судоходных рек и водохранилищ. Принцип ориентирования заключен в том, что для различных водных растений, которые судоводитель наблюдает на водной поверхности, характерны свои глубины.

Так, известные всем осока и стрелолист, являясь прибрежными растениями, растут на глубине, не превышающей 1 метра, камыш — до 3 м, а кувашнки и водные лилии — до 4 м.

По стрежню небольшихрек растительность, как правило, отсутствует, а на перекатах растительности много там, где от берега начинаются косы.

При ориентировании по растительности необходимо учитывать возможные изменения уровня воды, а также воздействие ветра и волнения.

7. Ориентирование в ночное время. Плавание на маломерных судах ночью без хорошего знания специальной лоции данного района чрезвычайно опасно, т.к. ориентироваться по естественным приметам в ночное время либо вообще невозможно, либо очень трудно из-за сильного искажения силуэтов ориентиров.

В связи с этим даже опытные судоводители без особой необходимости не выходят ночью в плавание. Но если все-таки обстоятельства вынуждают сделать переход на катере или моторной лодке, то следует учесть следующее:

перед выходом в ночное плавание судоводителю рекомендуется в течение 10-15 минут побыть в полной темноте для адаптации глаз;

не нужно смотреть на яркие огни, зажигать спички на уровне глаз, надолго включать фару или прожектор;

в ночное время глаза не различают цвета объектов, поэтому все ориентиры наблюдаются с белесоватым оттенком, при этом синие и зеленые предметы по сравнению с красными и оранжевыми видятся более светлыми;

при яркой луне вода по цвету сливается с прибрежным песком, что затрудняет определить ее урез. Высокие берега отбрасывают на водную поверхность длинные тени, которые создают обманчивое впечатление о близости берега;

чаще всего глубокие места ночью темнее, чем мелкие, однако, имеют место случаи, когда поверхность воды над отмелью более темного оттенка по сравнению с глубоким местом.

Ориентирование ночью по навигационным огням и ходовым огням судов осуществляется судоводителем с использованием знаний судоходной обстановки и Правил плавания по внутренним водным путям.

Источник

16 поразительных мест на Земле, где видна граница между водными пространствами.

Не такое уж редкое явление — видимая граница между сообщающимися водными пространствами: двумя морями, морем и океаном, рекой и притоком и т.д. И тем не менее, выглядит это всегда настолько необычно, что поневоле задаешься вопросом: почему их воды не смешиваются?

1. Северное море и Балтийское море

Место встречи Северного моря и Балтийского моря около города Скаген, Дания. Вода не смешивается из-за разной плотности.
2. Средиземное море и Атлантический океан

Место встречи Средиземного моря и Атлантического океана в Гибралтарском проливе. Вода не смешивается из-за разницы плотности и солёности.
3. Карибское море и Атлантический океан

Место встречи Карибского моря и Атлантического океана в районе Антильских островов.

Место встречи Карибского моря и Атлантического океана но острове Эльютера, Багамские острова. Слева — Карибское море (вода бирюзовая), справа — Атлантический океан (вода синяя).
4. Река Суринам и Атлантический океан

Место встречи реки Суринам и Атлантического океана в Южной Америке.

5. Река Уругвай и её приток

Место слияния реки Уругвай и ее притока в провинции Мисьонес, Аргентина. Одна из них очищается для нужд сельского хозяйства, другая в сезон дождей становится почти красной от глины.
6. Риу-Негру и Солимойнс (участок Амазонки)

Читайте также:  Австралия особенности рек австралии

В шести милях от Манаус в Бразилии реки Риу-Негру и Солимойнс соединяются, но не смешиваются на протяжении 4 километров. У Риу-Негру — темная вода, а у Солимойнс — светлая. Этот феномен объясняется разницей в температуре и скорости потока. Риу-Негру течет со скоростью 2 км/ч и температурой в 28 градусов по Цельсию, а Солимойнс со скоростью от 4 до 6 км/ч, и температурой в 22 градуса по Цельсию.
7. Мозель и Рейн

Место слияния рек Мозель и Рейн в городе Кобленц, Германия. Рейн — светлее, Мозель — темнее.
8. Ильц, Дунай и Инн

Источник



Основные сведения, необходимые судоводителям-любителям для получения права управления маломерным судном при плавании на внутренних водных путях и в прибрежных районах морей

22.01.2019 23:13 — дата обновления страницы

Пособие судоводителю-любителю, справочник 1988 года

Глава III. Речная лоция

Речная терминология

В практике водителей моторных судов наиболее часто могут встречаться нижеследующие термины — специальные названия частей русла и элементов речного потока.

Акватория — участок водной поверхности естественного или искусственного водоема или водотока.

Берег — часть суши, примыкающая к реке, озеру, водохранилищу или морю. Всякая река имеет два берега — правый и левый. Чтобы определить каждый из них, нужно стать лицом по течению, реки: с правой стороны при этом будет правый берег, с левой -левый.

Бечевник — прибрежная полоса земли шириной 20 м (считая от воды) вдоль берегов рек и каналов.

Бровка — линия перехода берега реки или канала в береговой откос.

Высыпка — отложение наносов, образующееся в месте впадения в реку ручья или небольшой речки и у мест подхода к реке оврагов (рис. 20). Особенно крупные высыпки образуются в местах подхода к реке размываемых оврагов. Во время дождей и ливней стекающие по склонам оврага воды размывают грунт и выносят его в реку.

Рис. 20. Место, характерное для образования высыпки: 1 - размываемые склоны оврага; 2 - высыпка; 3 - кромочный плавучий знак, ограждающий отмель высыпку

Рис. 20. Место, характерное для образования высыпки: 1 — размываемые склоны оврага; 2 — высыпка; 3 — кромочный плавучий знак, ограждающий отмель высыпку

Глубины в местах расположения высыпок бывают небольшими, поэтому следует остерегаться ударов корпусом или гребным винтом моторного судна об отмель.

Гарантированная глубина — наименьшая глубина, поддержание которой гарантируется службой пути на данном участке реки.

Гряда — скопление камней во всю ширину русла или часть ее. Грядой также называют каменистую косу. Течение на грядах неровное. При посадке судна на гряду возможен пролом корпуса. На р. Енисее гряды называют шиверами.

Заберег — узкая полоска тонкого льда, образующегося у берега реки в начале ее замерзания.

Закраина — узкая полоса воды, образующаяся между краем ледяного покрова и берегом реки в начале ее весеннего вскрытия.

Заплесок -отлогая полоса берега, непосредственно примыкающая к воде и при волнении заплескиваемая водой (откуда она и получила свое название).

Затон — защищенный от ледохода естественный или искусственный залив, служащий для зимней стоянки судов. В затонах устраивают судоремонтные заводы и мастерские.

Извилина — длинный пологий изгиб русла реки совместно с долиной. Длинная и крутая извилина русла совместно с долиной, у которой расстояние между началом и концом по сравнению с длиной мало, называется лукой. Длинный изгиб русла в пределах долины принято называть излучиной, а короткий и крутой — коленом.

Исток — место, где река берет свое начало. Истоком может служить ручей, ключ, болото, озеро или ледник. Иногда за исток считают место слияния двух рек (например, истоком Оби считается место слияния рек Бии и Катуни).

Коса — длинная подводная или надводная отмель, идущая от выпуклого берега под углом к нему вниз по течению. В большинстве случаев косы бывают песчаные. Часто от крупной косы отходят более мелкие косы, которые называются застругами, или закосками. При плавании в таких местах следует остерегаться ударов корпуса судна об отмель.

Огрудок — небольшое обособленное скопление камней, чаще всего около берега. Обычно огрудки расположены вдоль русла.

Одинец — камень больших размеров, лежащий отдельно в русле. Одинцы переносятся весенним ледоходом, донным льдом, попадают в русло при подмыве берегов и т. д. На мелководных участках они представляют серьезную опасность для моторных судов.

Опечек — небольшой подводный галечный бугор на дне реки. Опечки обычно образуются при весенних ледоходах, когда лед, Упираясь в дно, нагромождает под водой бугры гальки.

Осередок — наносное отложение в русле, обтекаемое течением со всех сторон и не имеющее растительности. Обычно осередки образуются в мелководный период и могут быть надводными и подводными. Подводные осередки более опасны для судоходства, так как они скрыты под водой и неопытному судоводителю трудно определить место их нахождения.

Некоторые надводные осередки со временем покрываются растительностью и превращаются в острова.

Перевал — участок реки, где судовой ход переходит от одного берега к другому. Перевалы бывают длинными и короткими, прямыми и извилистыми, глубоководными и мелководными.

Песок -низкий и отлогий песчаный берег, имеющий выпуклое очертание и не покрытый растительностью. Когда течение направляется в сторону такого берега, то вода начинает его подмывать и он из отлогого превращается в обрывистый. В таких случаях обычно говорят и называют его обрезным песком.

Печина — выступ берега или мелкое место в реке, сложенное из плотной неразмываемой глины.

Плес — участок реки между двумя перекатами. Плесом называют также участок реки, имеющий на всем своем протяжении одинаковые судоходные условия.

Побочень — песчаная отмель у вогнутого берега.

Порог — каменистый участок русла с большим уклоном. Течение на порогах быстрое и неровное, судовой ход обычно извилист и стеснен камнями. Пороги являются наиболее трудными и опасными для судоходства участками. Некоторые из них совершенно непроходимы для судов и разделяют реку на два самостоятельных участка.

Рейд — водное пространство, удобное для стоянки судов. Каждая пристань и каждый порт имеют свои рейды, на которых останавливаются суда в ожидании загрузки, разгрузки, формирования состава.

Снежница — мягкая, пропитанная водой снеговидная масса образовавшаяся на реке после снегопада. Появление снежницы предвещает скорый ледостав.

Урез воды — граница между берегом и поверхностью воды в спокойном состоянии, т. е. линия, где кончается берег и начинается вода.

Уровень воды в реке — принято различать высокий и низкий Высокий уровень на реках обычно бывает весной во время паводка и осенью с наступлением осенних дождей. Низкий уровень в большинстве случаев наступает в жаркие летние месяцы, когда выпадает мало осадков. Время, когда на реке держатся низкие уровни, называют межень, а уровни — меженными.

Устье- место, где река впадает в море, озеро или другую реку Некоторые из наших северных рек впадают в длинные широкие) морские заливы, которые называются губами (например, Обская губа). Устья других рек, впадающих в море, имеют большое количество проток, постепенно расходящихся по течению в обе стороны от основного русла, взаимно пересекающихся и образующих множество островов.

Рис. 21. Яр: 1 - нижнее плечо яра; 2 - ходовой знак (показывает, что яр чистый и возле него возможно безопасное движение судов); 3 - верхнее плечо яра; 4 - урез воды; 5-заплесок- 6-обрезнои песок; 7 - кромочные плавучие знаки, ограждающие левобережную кромку судового хода; в -песчаная коса; 9 - заструги (закоски)

Рис. 21. Яр: 1 — нижнее плечо яра; 2 — ходовой знак (показывает, что яр чистый и возле него возможно безопасное движение судов); 3 — верхнее плечо яра; 4 — урез воды; 5-заплесок- 6-обрезнои песок; 7 — кромочные плавучие знаки, ограждающие левобережную кромку судового хода; в -песчаная коса; 9 — заструги (закоски)

Приустьевой участок в этом случае напоминает треугольник и называется дельтой. Такое устье имеют, например, Волга, Северная Двина, Лена. Широкое устье реки, впадающей в море, не имеющее приливов, называется лиманом. От моря лиманы отделены мелями, между которыми остаются лишь узкие проливы, дающие выход в море речным водам. Устья в виде лиманов в основном имеют реки, впадающие в Черное море (Днепр, Днестр, Буг). В судоходном отношение лиманы более благоприятны, чем дельты.

Шуга — мелкий, рыхлый, в виде кусочков лед сероватого цвета, образующийся из снежницы или всплывшего донного льда. Густота шуги зависит от температуры наружного воздуха. По мере снижения температуры количество шуги увеличивается, из нее образуются льдины, дающие начало осеннему ледоходу. С появлением на реке шуги заканчивается движение судов.

Яр -вогнутый, обрывистый берег реки (рис. 21). Верхняя по течению часть яра считается его началом и называется верхним плечом яра, а конец яра — нижним плечом. Высота яров бывает различной и может доходить до 10-15 м. Поскольку форма яров вогнутая, возле них почти всегда образуется прижимное течение, которое постоянно подмывает яр и вызывает его обвалы. Это должен учитывать каждый водитель моторного судна во время остановки у высоких яров с прижимным течением и во время движения вдоль них.

Яры бывают чистые и нечистые. Чистым яром называется такой, возле которого нет никаких подводных препятствий для судоходства (отмелей, карчей, камней и т. п.). Если у яра имеются подводные или надводные препятствия, то яр называется нечистым. Проходящие суда должны уклоняться от таких яров по возможности дальше.

Источник

Термины общей лоции рек

В общей лоции рек приняты следующие термины и определения.

Бассейн реки — площадь земной поверхности, по которой протекает главная река со всеми ее притоками.

Бечевник — полоса земли шириной 20 метров от уреза воды. Находится в федеральной собственности. Примечание — при тяге судов бечевой по бечевнику шли бурлаки.

Бровка яра (гребень) — линия пересечения верхней части обрыва яра или склона с береговой, менее крутой поверхностью ( рис. 5.1. ).

Рис. 5.1. Схема реки

Водораздел — линия, ограничивающая бассейн и охватывающая все истоки рек, речек и ручъев данной системы. Часто в близких между собой пунктах берут начало две или три реки, текущие в противоположные стороны и принадлежащие разным бассейнам.

Взамет — положение судна, ставшего на мель поперек течения.

Взморье — водное пространство в устье впадающей в море реки с островами и даже частью побережья.

Воложка (или проток) — второе русло реки, отделенное от основного (коренного) островом. Воложки могут быть судоходными или не судоходными. Не редко воложки значительно сокращают путь. Ходить можно только по хорошо известной, проверенной воложке во избежание поломки винтов и других неприятностей.

Высыпка — наносное образование в устьях оврагов или небольших речек.

Горизонт — уровень воды, ее поверхность. Горизонтом же называется граница воды или суши, сливающаяся с небосклоном (рис. 5.6.).

Гребень переката — наивысшая точка переката, лимитирующая глубину.

Гряда — скопление камней во всю ширину русла, незначительное по высоте. Течение над грядой более спокойное, чем над порогом, но может быть неправильным. Грядой также называют каменистую косу, вдающуюся в русло реки. Гряда, как и огрудки, представляет опасность для судоходства, особенно для глиссирующих судов.

Читайте также:  Путешествие вверх по реке

Горный или луговой берега. Правый (высокий) и левый (низкий).

Губа — широкий и длинный залив моря или океана, в который впадают некоторые наши северные реки, прежде чем влиться в море, например: Обская губа, Мезенская губа и др.

Дельта — устье рек с большим количеством островов и протоков между ними.

Долина реки — пониженная часть поверхности между горами или холмами, по которой протекает река (рис. 5.1.).

Живое сечение — площадь поперечного сечения русла реки.

Заплесок — узкая полоска берега в нижней части яра, примыкающая к урезу воды. Заплеском называется также отлогая часть берега, находящаяся между обрывом берега и урезом воды и заливаемая водой при ветровом волнении (рис. 5.8.).

Затонина — надводная, высокая, обросшая растительностью в верхней своей части песчаная коса при начале яра или коренного кряжа, образующая небольшой залив. Затонины не менее заманих опасны для судов, идущих вверх, но так как они покрыты в верхней своей части растительностью, то более заметны, чем заманихи, даже издали (см. манихи) (рис. 5.1.).

Затон — глубокий залив, находящийся в пойменных берегах. Затоны служат для зимней стоянки судов и для защиты их от весеннего ледохода (рис. 5.1.).

Закосок — песчаная коса малых размеров, чаще всего подводная, примыкающая к пескам (рис. 5.1.).

Заструга — небольшая песчаная подводная коса, идущая от песков по направлению к противоположному берегу.

Зимовка — место на реке, которое представляет лишь некоторую безопасность от ледохода для зимующих там судов.

Извилина — длинный изгиб русла реки совместно со своей долиной. Протяжение отдельных извилин достигает иногда 100 км и более. Примерами рек, в которых много извилин, могут быть реки: Кама, Ветлуга, Вятка и др.

Исток реки — место, где река берет свое начало (ключ, ручей, озеро, болото).

Излучина — изгиб русла реки; вогнутая часть такой излучины, колена, извилины и др. обычно называется еще «прилукой» (рис. 5.1.).

Карга на Енисее — каменная гряда клиновидной формы с загнутым по течению концом. Карга образуется весной при действии льда на каменистый грунт дна.

Карчи — находящиеся на дне или медленно плывущие по течению старые пни или деревья.

Колено реки — крутой и короткий изгиб русла реки в пределах его долины. Колена чаще встречаются в тех частях реки, где имеются широкие поймы (рис. 5.1.).

Кряжи — окраины речных долин, которые, повышаясь, переходят в горы, состоящие из твердого грунта. Между этими горными возвышенностями проходит долина реки (рис. 5.1.).

Коренное русло или коренная река — русло, по которому проходит меженний фарватер. Если река имеет два русла с меженним фарватером, коренным называется более широкое и старое русло.

Лука — длинная извилина реки (совместно с долиной), у которой расстояние между началом и концом извилины (хорда) незначительно по сравнению с длиной. Самарская лука на р. Волге (от дер. Жигулей до села Переволоки) имеет протяжение 150 км, а расстояние (хорда) между ее концами — только 25 км (рис. 5.1.).

Майдан — беспорядочное поступательно-вращательное течение воды. Майданы образуются над затонувшими предметами, а также весной при слиянии двух рек в узкой долине и над крутыми залитыми ярами. Как и суводи, майданы ухудшают управляемость водоизмещающих судов.

Маниха или заманиха — песчаная подводная заструга больших размеров, расположенная в русле реки.

Меженнее русло — ложе реки, заключенное между пойменными берегами, при наиболее низком уровне воды (рис. 5.1.).

Навигация — период времени от вскрытия реки ото льда до ее замерзания, период судоходства. В морской практике «навигация» есть наука по кораблевождению.

Нечистый яр — такой, где есть препятствия судоходству: камни, карчи, опечки, печины и т. п. (рис. 5.4.).

Обрезной песок — песчаный берег, около которого река имеет достаточную глубину.

Огрудки — обособленное скопление камней в русле (обычно вблизи берега), простирающееся вдоль берега. Каменистый осередок небольших размеров также называется огрудками. Также как и одинцы, огрудки представляют серьезные препятствия для судоходства, особенно для глиссирующих судов.

Одинец — это камень значительных размеров, отдельно лежащий в русле реки.

Опечки — на сибирских реках называют небольшие подводные галечные бугры.

Осередок — возвышение на дне меженнего русла, расположенное на некотором расстоянии от берега или же посредине русла.

Остров — крупных размеров надводный осередок, покрытый растительностью.

Плес — часть русла реки, заключенная между двумя перекатами; то же — участок реки в несколько сот километров протяжения, характеризующийся теми или иными особенностями в гидрологическом, эксплуатационном или промышленном отношениях, или, наконец, продолжительностью навигации. Так, например, говорят: «Рыбинский плес», «Казанский плес» и др. (рис. 5.1).

Пойма — низкие речные берега, заливаемые весенней водой и вследствие этого зарастающие травой (рис. 5.1.).

Порог — скалистая гряда или скопление камней во всю ширину речного русла, вызывающие подпор и перепад воды, особенно при низких меженних горизонтах. Течение на порогах чрезвычайно неправильное, часто имеет большие скорости. Некоторые пороги непроходимы для судов. Небольшие пороги типа гряд на некоторых реках называют заборами.

Правый и левый берега. Если стать лицом в сторону течение реки, то берег, к которому обращена правая рука — правый, а противоположный — левый. На Волге, кроме того, правый берег называют «горный», а левый — «луговой». На р. Енисей правый берег — «каменный», левый — «наволочный» (рис. 5.1.).

Приверх — верхняя по течению часть острова или осередка.

Проран (прорва) — узкая промоина в острове или песчаной косе.

Побочень — подводная песчаная отмель сравнительно небольших размеров, примыкающая к яру или горам (рис. 5.1.).

Половодье («полая вода», «полноводье», «разлив») — наивысший горизонт воды весной после ее вскрытия ото льда. Ненормально высокий горизонт воды весной, бывающий один раз в десятки лет, обычно называют уже наводнением.

Паводок — прибыль (иногда значительная) воды в реке, проходящая в половине лета или в осенние месяцы вследствие продолжительных дождей, таяния ледников и т. п.

Перевал — часть русла, где фарватер идет от одного берега к другому. Перевалы бывают отлогие, крутые, длинные, короткие, прямые, кривые, имеющие значительную глубину и мелкие. Мелкие перевалы, затрудняющие движение судов, называются уже перекатами.

Перекат — часть русла, в пределах которой фарватер вследствие своего мелководья составляет затруднение для судоходства.

Песок — низкий отлогий песчаный берег, лежащий против яра. Очертание песка обыкновенно выпуклое. В большинстве же случаев он соответствует очертанию противолежащего яра, т. е. если яр вогнут, то песок имеет очертание выпуклое. Вообще все наносы в русле реки, не покрытые растительностью, называются «песками», залегают они в русле, принимая различную форму, обусловливаемую направлением и силой водных струй. Различные виды этих песчаных наносов будут иметь и различные названия (рис. 5.1.).

Песчаная коса — невысокий песок, вдающийся в русло длинным клином.

Полица — низкий яр, имеющий два гребня, т. е. спускающийся к руслу двумя уступами, причем нижняя площадка и будет полицей.

Плечо яра — выступающая часть береговой полосы на пойме, где яр, обыкновенно изогнутый, принимает прямое направление или переходит в песок. Плеч у яра два — верхнее и нижнее (рис. 5.1.).

Печина — часть яра, состоящая из твердой глины, вдающаяся в русло острым углом и очень медленно размывающаяся даже при наличии сильного течения. Печины бывают подводные и надводные. Около печин большей частью держатся значительная глубина и быстрое течение.

Приток — всякая река, впадающая в другую реку.

Разлив — это состояние реки, при котором она в половодье выходит из меженних берегов, заливая последние, и тогда временными берегами реки будут уже кряжи долины.

Расход воды в реке — количество воды, протекающее по руслу в единицу времени, например в одну секунду.

Рейд — участок акватории (как правило, порта), предназначен для отстоя, ремонта и производства грузовых работ. Обставляется рейдовыми знаками.

Река — лентообразный поток пресной воды, перемещающий под действием силы тяжести с возвышенных мест земной поверхности к пониженным. Река со всеми своими притоками первого, второго, третьего и т. д. порядка называется речной системой.

Россыпь — часть русла, где скопившийся песок имеет значительное движение во всю ширину русла.

Рынок гор или горный рынок — выступающая часть крутого горного берега. Углы гор при начале и конце широкого оврага также носят название рынков. Рынки гор являются прекрасным ориентиром для судоводителя. Если горный рынок вдается в реку мысом, то ниже его иногда образуются неправильные течения — суводи.

Стрелка — острый угол берега, образуемый слиянием двух рек.

Стрежень — линия, соединяющая наибольшие глубины и совпадающая с наибольшими скоростями течения реки.

Суводь (сулой, улово) — вращательное движение воды в реке, образующееся в каком-нибудь одном месте.

Тиховод — участок речного русла со слабым течением. Тиховоды образуются под затонинами, заманихами, высокими песками и т. п. Рационально использовать тиховоды при следовании вверх против течения.

Устье реки — часть реки, где она оканчивается, вливаясь в другую реку, озеро или море.

Урез воды — линия пересечения поверхности реки с береговой полосой, т. е. то место, где кончается берег и начинается вода (рис. 5.9.).

Ухвостье — нижняя по течению часть острова или осередка.

Фарватер или судовой ход в реке — путь, по которому ходят суда.

Чистый яр или обрезной — глубокий яр, у которого нет подводных отмелей, карчей и т. п. препятствий для судоходства.

Шалыга — подводный осередочек в пределах корыта переката.

Шивера — разбросанная во всю ширину русла группа камней, между которыми проходит извилистый фарватер. Шиверы имеют характер порога и весьма затруднительны для судоходства.

Ширина долины реки — расстояние между кряжами, ограничивающими долину реки.

Ширина русла — кратчайшее расстояние между меженними берегами реки. Невысокие острова и береговые пески, затопляемые даже при незначительной прибыли воды, не считаются меженними берегами, а потому входят в ширину русла (рис. 5.1.).

Яр — сравнительно невысокий обрывистый пойменный берег, достигающий на реках Волга, Кама и др. высоты до 15 м; очертание яра бывает чаще всего вогнутое, причем он всегда состоит из рыхлых наносов реки, расположенных слоями, и легко размывается водой (рис. 5.1., рис. 5.5.).

Источник

Adblock
detector