Меню

Изучение экологического состояния озер

Исследовательская работа “Исследование экологического состояния озера Чваниха”

Автор: Владилена Андреевна Слобожанинова

Место работы/учебы: МОАУ Гимназия имени А.Грина г.Кирова Кировской области, 10 класс

Научный руководитель: Шишкина Наталья Ивановна, учитель химии и биологии

Аннотация

Кировская область – небольшое местечко на карте России, которое славится красотой природы. В Кировской области множество памятников природы, один из которых- карстовое озеро Чваниха.В различных источниках мало информации про это загадочное озеро, поэтому я решила самостоятельно исследовать озеро Чваниха.

Цель исследования: исследовать экологическое состояние озера Чваниха.

При проведении исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить географическое положение исследуемого объекта
  2. Провести химический анализ проб воды в лаборатории
  3. Изучить разнообразие беспозвоночных животных, обитающих в озере Чваниха
  4. На основе полученного результата дать комплексную оценку качества воды

Объект исследования – озеро Чваниха.

Предмет исследования – экологическое состояние озера.

Гипотеза: предполагаем, что озеро Чваниха экологически чистое.

Экологический риск: в случае ухудшения экологического состояния озера Чваниха может уменьшиться численность его богатой флоры и фауны .

Для снижения экологического риска необходимо не нарушать требования, представленные на плакатах рядам с памятником природы.

При проведении исследований использовались экспресс-методики химического органолептического анализа, экспериментальный метод.

Изучено географическое положение исследуемого объекта: озеро Чваниха –живописное карстовое озеро, находящееся в Медведском бору поселка Медведок г. Нолинска Кировской области, главной особенностью которого являются карстовые воронки, с помощью которых оно образовано. С помощью химического, органолептического анализа выяснили, что вода в озере имеет менее предельно допустимой нормы таких опасных веществ, как хлориды, сульфаты, аммоний и т.д. не имеет ощутимого резкого запаха. Это говорит нам о том, что на озеро не оказывается техногенное влияние. На основе комплекса экологических показателей можно сказать, что данное озеро относительно чистое, причиной тому антропогенный фактор, а именно туризм.

Результаты

1. Изучено географическое положение исследуемого объекта: озеро Чваниха –живописное карстовое озеро, находящееся в Медведском бору поселка Медведок г.Нолинска Кировской области, главной особенностью которого являются карстовые воронки, с помощью которых оно образовано.
2. С помощью химического органолептического анализа выяснили, что вода в озере не содержит опасных веществ, таких как хлориды, сульфаты, аммоний и т.д. не имеет
ощутимого резкого запаха. Это говорит нам о том, что на озеро не оказывается техногенное влияние.
3. На основе комплекса экологических показателей( химического и органолептического анализов проб воды из озера Чваниха) можно сказать, что данное озеро экологически чистое, содержит менее предельно допустимой концентрации таких веществ как,хлориды, фосфаты и сульфаты и т.д., но на озеро действует незначительный антропогенный фактор(туризм), вследствие этого некоторые показатели превышают предельно допустимую концентрацию.

Содержание работы

Если прикрепленный файл не отображается, перегрузите, пожалуйста, страницу

Источник

Исследовательская работа » Оценка экологического состояния открытого водоема»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке дан материалоб исследовании открытого водоема населенного пункта.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа » Оценка экологического состояния открытого водоема»»

МБОУ «Криволесская ОШ»

Тема: «Оценка экологического

состояния открытого водоема

д. Криволес за двухлетний период»

Выполнила: Холявина Анастасия

Руководитель: Воробьёва Елена Владимировна

Первый год исследования

I. Введение

Ты сама жизнь. Ты самое большое богатство в мире.

Считалось, что с древнейших времен у человека есть четыре существенные задачи в отношении воды: найти ее, провести, собрать и сохранить. Велико значение воды не только в жизни человека, но в жизни всей Земли в целом. Каждому из нас нужно научиться беречь воду. Беречь все ее источники — ручьи, реки, родники. Беречь ее каждый день.

Проблема загрязнения воды стара как мир. Даже в древней мифологии этому можно найти немало подтверждений. Вспомним один из подвигов Геракла, который с помощью реки, отведенной в новое русло, смог очистить Авгиевы конюшни. Пожалуй, его можно считать самым крупным загрязнителем воды тех времен.

Первые попытки привлечь людей к ответственности за загрязнение водоемов также были предприняты очень давно. Еще Платон (427-347 гг. до н.э.) предлагал строго наказать тех, кто «испортил чужую воду». А в Лондоне в средние века был принят закон, запрещающий сбрасывать мусор в Темзу. В XV в. подобный указ был издан во Франции. В России Петр I также повелел наказывать тех, кто загрязнял Неву.

К сожалению, за многие тысячелетия человечество свыклось с загрязнениями воды и воспринимает это как нечто естественное и неизбежное. Эта проблема является теперь одной из самых глобальных и актуальных. Во многих регионах России наблюдается просто дефицит чистой воды. Водоёмы загрязняются сточными водами предприятий, бытовыми стоками, ядохимикатами, удобрениями, органикой. Актуальна она не только для России, но и для всего мира:

По данным экспертов ООН, на планете Земля:

1,1 млрд. человек лишены доступа к безопасной воде;

2,2 млн. человек, главным образом в развивающихся странах, ежегодно умирают от болезней, связанных с низким качеством воды;

В развивающихся странах 90 % сточных вод не проходит очистку.

И не случайно период с 2005 по 2015 гг. объявлен ООН Международным десятилетием действий «Вода для жизни».

Водные ресурсы являются одним из важнейших, но в то же время уязвимых компонентов окружающей природной среды, который способен очень быстро меняться под воздействием хозяйственно-бытовой деятельности человека.

Озёра обеспечивают разнообразные потребности людей: это надежный резервуар воды для полива огородных культур, для бытовых нужд, это место купания, отдыха, ужения рыбы и т. д.

В д. Криволес два водоёма: р. Остёр и озеро в центре деревни. Меня заинтересовал вопрос: на самом ли деле водоёмы нашей деревни загрязнены? Я решила провести небольшое исследование и выяснить это, т. к. эта проблема до сих пор не изучалась.

Так появилась тема моей исследовательской работы: «Оценка экологического состояния открытого водоёма д. Криволес». Тема данной работы является актуальной, так как современное общество чрезвычайно беспокоит экологическое состояние природных водоемов.

При проведении исследовательской работы были использованы следующие материалы: статьи Калинина М. Ю. и Свирелина В.В. «Чистую воду – в наследство потомкам», «Природа, население, хозяйство, экология.» Ф.М.Баканина (из журнала «Поветлужье» Выпуск 1); методическое пособие Поповой Т. А. «Экология в школе: Мониторинг природной среды»; учебное пособие Федороса Е. И., Нечаевой Г. А. «Экология в экспериментах».

Целью моей работы явилось изучение качества воды в озере с помощью метода биотестирования.

Для достижения этой цели мной решались следующие задачи:

1) отбор образцов воды;

2) лабораторные исследования объекта;

3) оценка качества воды;

4) оценка целесообразности применения проростков огурца в качестве биоиндикатора.

В качестве объекта исследования было выбрано озеро, расположенное в центре нашей деревни.

Описание объекта исследования:

Озеро расположено в деревне Криволес, которая находится примерно в 10 км к востоку от п.г.т. Шумячи. Его размер составляет приблизительно 70х30м, средняя глубина 2,5 м. Образовалось озеро искусственным путём в 1978 году: вследствие того, что в канаве собиралась вода, жителями деревни было решено вырыть котлован.

Визуальное обследование озера:

По берегам озера расположены жилые дома. На правом берегу есть насыпь гравия (подъезд для пожарных машин). На левом берегу сооружены места для рыбаков. Из озера выходит труба для сброса воды. Возле озера проходит шоссе у автодороги А101 Москва — Варшава.

На берегу особо больших свалок мусора не обнаружено. Животное население озера представлено так же прудовиками обыкновенными, жуками – плавунцами, личинками стрекоз, которые является индикаторами чистой воды и умеренно загрязненной воды, что свидетельствует о чистоте воды в озере, но есть предпосылки, вызывающие тревожность дальнейшего загрязнения водоема.

Место и сроки проведения исследований:

Июль — сентябрь 2012 года в д. Криволес.

Исследование воды проводилось по следующим показателям:

1. органолептические показатели воды:

2.определение степени экологического загрязнения.

Методы исследования:

Основная часть

1) Методика исследования:

Для проведения исследования образец воды был отобран 15. 07. 2012 года, на расстоянии 1 м от берега. Температура в месте отбора воды была 18,5°С. Температуру воды я определяла с помощью спиртового термометра.

Исследование качества воды озера в сравнении с водопроводной водой, пригодной для питья, проводилось методом биотестирования, методика которого представлена в учебном пособии Е. И. Федороса «Экология в экспериментах». В качестве тест-объекта был выбран огурец посевной – вид, чувствительный по биологическим качествам к экологическому воздействию. Биотестирование разнообразных субстратов с помощью растений является стандартным приемом в биоэкологических исследованиях и может быть использовано при оценке степени их загрязнения.

Для проведения опытов были использованы семена огурца сорта «Конкурент». Закладка опыта проводилась в день отбора пробы воды из озера. Для однородности пробы семена были прокалиброваны, т. е. отобраны примерно одинаковые по размеру и массе. Для двух вариантов опыта потребовалось около 20 семян.

Вначале семена были обеззаражены в 1 %-ном растворе перманганата калия. Затем семена отмыли дистиллированной водой и разложили в 2 чашки Петри на фильтровальную бумагу по 10 штук: по 1 чашке для контроля и опытного варианта. В каждую чашку Петри ввели по 10 мл жидкости: в контрольный вариант – водопроводную воду, в опытный вариант – воду из озера. Чашки Петри с семенами поместили в теплое место (температура 26°С) на четверо суток.

2) Результаты исследования и обсуждение:

1. Определение органолептических характеристик

1.1 Определение запаха воды

Испытуемые пробы воды наливали в химические стаканчики объемом 100 мл. Стеклянной палочкой осторожно взболтали их содержимое и сразу же определяли характер и интенсивность запаха. Результаты проведенного исследования с различными пробами воды занесены в таблицу 1.

Источник



Исследовательская работа по экологии «Озеро Краснооктябрьское»

Татьяна Кириченко
Исследовательская работа по экологии «Озеро Краснооктябрьское»

МБОУ СОШ№2 Майкопского района.

Учитель биологии и экологии-Кириченко Т. В.

Исследовательская работа и проектная деятельность школьников-первый шаг к научному познанию окружающего мира.

Работа по этой актуальной, современной теме ведется под девизом «Исследования и практика-путь к новым знаниям»

В современной школе, работающей по ФГОС каждый учащийся должен научиться творчески работать, учиться самому добывать знания, применять их на практике, анализировать ситуацию и т. д. Первостепенная задача каждого учителя научить это делать, создавая проблемную ситуацию на уроке, отходя от репродуктивного преподавания предмета.

Читайте также:  Про озеро в самаре

Исследовать-это значит искать что-то неизвестное, часто исследователь не знает, что принесет ему сделанное открытие и как на практике использовать добытые им сведения. Слово «проект» означает «брошенный вперед». А человек,реализующий проект, решает реальную, не выдуманную практическую проблему и задачу. Отсюда, на современном этапе развития образования очень актуально научить находить проблему, исследовать ее, предлагать свое решение. Метапредметные результаты по ФГОС отражают умение самостоятельно определять цели, ставить для себя новые задачи,развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.Личностные результаты: патриотизм российского гражданина,любовь и чувство долга к Родине. А для этого ученик должен сам практически познавать окружающий мир, выбрать тему, которая действительно ему интересна! Продумать цель и задачи, которыми хочется заниматься.

Любое исследование начинается с гипотезы,которую надо либо подтвердить, либо опровергнуть. Потом подбираются методы исследования данной темы.

После небольшой теоретической части обязательна практическая часть, где учащийся описывает,что конкретно он делал, анализирует свою работу, что получилось, что нет. Подтвердил гипотезу он или нет, делает выводы, вносит свои личные предложения по выбранной им теме.

1. Практико-ориентировочный (учебные пособия, макеты) 2. Творческий. 3. Ролевой (роли персонажей).

4. Монопроекты –в рамках одного. 5. Межпредметные.

Ученик должен четко понимать цель своего исследования,то есть зачем он его проводит.Задачи начинаются со слов:выявить. разработать…определить…выполнить…Гипотеза-догадка,не подтвержденная.Начинается со слов:если…возможно…допустим…предположим…

Методов исследования много:

-можно подумать самому.

-книги, фильмы по данной теме.

-консультация у компетентных людей.

Правильное оформление своей работы не менее важно, чем сама работа.

-Введение (актуальность-почему именно эта тема волнует? ,объект,например, озеро. Предмет, например,его растения и животные.

-Основная часть (теоретический короткий обзор научной литературы за последние годы, известные исследования по теме.)

-Практическая часть (что конкретно делал)

-Заключение (результаты работы,качественный и количественный анализ их с таблицами,графиками,диаграммами и т. д. Где практически может быть внедрен результат? Выводы и возможность дальнейшего исследования)

-Список информационных источников.

-Приложение (если оно нужно).

Как представить, презентовать и защитить свою работу?

То есть,продукты проектной деятельности:

1. Видео. 2. Выставка. 3. Игра. 4. Коллекция. 5. Макет. 6. Модель. 7. Презентация.

8. Публикация. 9. Учебное пособие. 10. Стенгазеты,фото, рисунки.

Результаты в виде графиков, диаграммы.

Предлагаю вашему вниманию исследовательскую работу шестиклассниц и проект по биологии и экологии, наиболее понравившиеся и учащимся, и взрослым.

Исследовательская работа

«Комплексное исследование озера Краснооктябрьское»

Работу выполнили:

Корнилова Анастасия, Доценко

Виктория, Погорелова Татьяна

ученицы 6 «А» класса МБОУ СОШ №2

п. Краснооктябрьского

Руководитель: учитель биологии и

экологии Кириченко Т. В.

Республика Адыгея 2018 год

2. Комплексное исследование озера Краснооктябрьское

2.1 Географическое положение.

2.2 Происхождение 2.3 Размеры. 2.4 Питание.

2.5 Характер берегов, почвы. 2.6. Растительный мир.

2.7. Животный мир.

3. Результаты опытов и исследований.

3.5 Общие выводы по проведенным опытам.

5. Список использованной литературы.

Актуальность исследования.

Данная работа является актуальной в связи с тем, что вода является источником всего живого на Земле и от качества воды, используемой человеком, зависит очень многое. Мы считаем, что загрязнение водоёмов и прилежащих к ним территорий является одной из важнейших проблем современности.

Гипотеза: чем больше мы узнаем о родном уголке природы, тем больше сможем ей помочь…

Цели и задачи исследования:

Цели проекта: выявить и оценить современное экологическое состояние озера Краснооктябрьского, провести биологические и этнологические исследования на озере и прилегающих к нему территориях.

Задачи: определить экологическое состояние озёра, используя полевые и лабораторные методы исследования.

Методы исследования:

— Беседа, (проводился опрос местных жителей).

— Метод наблюдения (использовался при изучении растительного и животного мира озёра).

— Метод глазомерной съёмки

— Органолептический метод, (для исследования воды: определялся её вкус, цвет и запах, данные заносились в таблицу).

— Место проведения исследований: Республика Адыгея, Майкопский район, центральная часть п. Краснооктябрьского.

Человечество во все времена воздавало должное воде. Об этом говорят многочисленные культуры, связанные с водными источниками. Древние верования и обожествление рек, ручьев, родников, озер сочетались с заботой об их сохранности. Некоторые из этих ритуалов живы и до наших дней.

Для поддержания нормальной жизнедеятельности человеческому телу воды требуется приблизительно в два раза больше по весу, чем пищи. Обезвоживание организма на 10% уже опасно, а на 25% — смертельно для человека; неудивительно, что без пищи человек может жить несколько недель, тогда как без воды погибает через 2-3 дня, и т. д.

От воды зависит климат планеты? Геофизики утверждают, что Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода. У неё очень большая теплоёмкость. Нагреваясь, она поглощает тепло; остывая, отдаёт его. Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла и тем самым «выравнивает» климат. А от космического холода предохраняет Землю те молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере — в облаках и в виде паров, без воды обойтись нельзя — это самое важное вещество на Земле.

В настоящее время проблема загрязнения водных объектов (рек, озер, морей, грунтовых вод и т. д.) является наиболее актуальной, т. к. всем известно — выражение «вода — это жизнь». Но, даже понимая всю важность роли воды в жизни, человек все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим.

Без воды невозможно представить жизнь человека, который потребляет ее для самых разных бытовых нужд.

Озёра представляют собой уникальные природные объекты. Они отличаются замедленным водообменом, свободным термическим режимом, химическим составом, значительными изменениями уровня воды. Для них характерен свой микроклимат, который оказывает заметное влияние на приозёрные ландшафты. Озёра представляют собой зону аккумуляции минерального и органического вещества, где образуются типично озёрные полезные ископаемые (сапропель).

Состояние большинства водных объектов Майкопского района, по результатам мониторинга экологического состояния водных ресурсов Республики Адыгея, относится к первой группе, что соответствует удовлетворительному экологическому состоянию.

Наш проект ориентирован на исследование, оздоровление, восстановление и охрану водных ресурсов.

В своём развитии озёра приходят несколько стадий:

Озера бывают молодые (олиготрофные, среднего возраста (мезотрофные) и старые (эвтрофные). По чисто внешним признакам молодые озера глубокие и чистые, более старые — мелкие и темные.

— В эвтрофной стадии оно становится мельче. В некоторых местах озера песок превращается в ил или глину. В прилегающих к озеру местах возникают отдельные пятна заболоченных площадей. Вода в озере становится более теплой. Заросли водных растений становятся плотными, а площади, занимаемые песком, уменьшаются. Цвет воды приобретает более темный оттенок, водоросли растут до меньших глубин.

В процессе старения кардинально меняется животный и растительный мир озера. Наше зеро переживает стадию старения.

1. Комплексное исследование озера Краснооктябрьское.

2.1 Географическое положение

Исследуемое озеро Краснооктябрьское расположено в центре п. Краснооктябрьского Майкопского района, между улицами Восточная, Шоссейная, Рабочая1

Озеро расположено на правом берегу реки Курджипс, примерно на расстоянии 250 — 300 метров.

Восточные и южные берега очень пологие, низкие, а вдоль западного берега проходит шоссе, высота насыпи около двух метров.

Вода имеет желтовато — зелёный оттенок, без запаха, есть небольшой осадок. Озеро пресное, проточное. В озеро впадает ручей Восточный.

Вытекает ручей Убегающий, впадающий в р. Курджипс.

2.2. Происхождение озера.

Более века назад, на месте посёлка был ещё хутор Драгунский. Наиболее низкие участки поймы реки Курджипс были заболочены. В некоторых углублениях образовались небольшие озёра. В этом районе было много родников, питавших озёра и болота. В шестидесятые годы двадцатого века через посёлок началось строительство дороги из Майкопа на Апшеронск. Было завезено много грунта, и большая часть болотистой местности вместе с озёрами была засыпана и застроена жилыми домами. Небольшой участок с озером сохранился. Ручей, вытекающий из этого водоёма, был засыпан при строительстве и в результате накопления родниковых вод площадь озера немного увеличилась. А в западной части из озера начал вытекать новый ручей. По происхождению озеро можно отнести к пойменным.

Озеро расположено на высоте 205 м над уровнем моря.

Имеет овальную форму. Ширина составляет 28 метров, а длина — 44 метра. Площадь водного зеркала озера около 800 м2.

Озеро мелководное, средняя глубина 0,8 м, а максимальная глубина достигает 1,6м. Объём воды в озере 260 м.

2.4. Питание и режим

Водное питание происходит за счет поступления атмосферных осадков, родников, выбивающихся со дна. В озеро впадает ручей Восточный.

Уровень воды в озере в течение года фактически постоянный, но в период сильных дождей периодически наблюдается незначительное, кратковременное увеличение площади зеркала озера.

Краснооктябрьское озеро — проточное. Из него вытекает ручей Убегающий. Устье ручья Восточный и исток ручья Убегающий находятся в восточной части озера, на расстоянии не более 10 метров, что сказывается на очень слабом водообмене озера.

Режим озера зависит от сезонных климатических особенностей. Если зима холодная, то озеро фактически замерзает полностью. Толщина льда может достигать 3-5 см. Незамерзающей остаётся только западная часть, где впадает ручей Восточный. В летний период, из-за мелководности, вода в озере прогревается до 25-27 градусов.

2.5 Характер береговой линии

Берега озера низкие, пологие. Западный берег более крутой, потому что рядом с озером проходит трасса «Майкоп — Апшеронск», при строительстве которой была сделана насыпь. Почвы супесчаные. Дно илистое, ил чёрного цвета

2.6. Растительный мир.

Несмотря на небольшие размеры нашего озера растительный мир довольно разнообразный. В южной, наиболее мелководной части озера, берега заросли камышом озёрным. За последние 10-15 лет площади этих зарослей увеличились на 20%. Рядом с камышом растут рогоз узколистный и стрелолист обыкновенный, встречается осока трёхгранная и скумпия. Западные берега густо поросли мятой перечной и ежевикой. Хорошо себя чувствует здесь и хвощ полевой и лютик едкий.

Из водных растений широко распространена элодея канадская. Зимой у элодеи наступает период покоя. Большая часть растения отмирает, в грунте остаются зимующие почки, которые весной дадут новые ростки.

На водной поверхности в отдельные годы, если жители прилегающих домов не выгоняют на озеро водоплавающих птиц (гусей, уток, поверхность озера затягивает ряска.

Читайте также:  Плещеево озеро снять домик у озера

По берегам растут одиночные деревья: ива плакучая, тополь серебристый.

2.7. Животный мир.

В озере водится рыба: краснопёрка, горбыли и плотвичка. Это объекты внимания любителей рыболовов, которых на берегу озера можно встретить фактически в любое время года. Количество рыбы, по словам рыбаков, становится меньше после появления в озере щук.

Много черепах, которые в летний период часто греются на корягах

Из насекомых мы наблюдали:

стрекоз: стрелка голубая, коромысло, водомерок, в большом количестве комаров, жуков плавунцов.

Из моллюсков здесь встречаются брюхоногие: большой и малый прудовик.

Из земноводных: прудовая лягушка,

Из пресмыкающихся мы встречали водяного ужа,

Из птиц мы видели диких уток крякв, которые последние годы сюда стали чаще залетать и даже в зарослях камыша пытаются вить гнёзда. Иногда на озеро приземляются серые цапли и даже несколько раз видели лебедей.

Из млекопитающих здесь водятся ондатры, но они очень часто уходят вверх по течению ручья Восточный и снова возвращаются.

3. Результаты опытов и исследований.

Мы провели несколько лабораторных опытов.

Для изучения качества воды в озере мы взяли пробу воды. Исследование проводили в феврале 2018г. Воду для изучения отбирали в чистую посуду, предварительно 2-3 раза ополоснув исследуемой водой.

Определение запаха воды озера Краснооктябрьское:

Оборудование: колба с водой

1. Налили в колбу исследуемую воду, закрыли пробкой колбу.

2. Через час открыли пробку, и определили запах воды с помощью взмаха руки.

При определении запаха руководствовались предложенными таблицами:

Интенсивность запаха Характер проявления запаха Балл

Отсутствует Запах не ощущается 0

Очень слабая Запах слегка обнаруживаемый 1

Слабая Запах замечается, если обратить на это внимание 2

Заметная Запах легко замечается, вызывает неодобрительный отзыв о воде 3

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья 4

Очень сильная Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья 5

Символ Характер запаха Примерный род запаха

А Ароматный Огуречный, цветочный

Б Болотный Илистый, тинистый

Г Гнилостный Фекальный, сточный

Д Древесный Запах мокрой щепы, древесины

З Землистый Прелый, свежевспаханной земли

Р Рыбный Рыбьего жира, рыбы

С Сероводорода Тухлых яиц

Т Травянистый Сена, свежескошенной травы

Н Неопределенный Запах естественного происхождения, не подходящий под предыдущие определения

Вывод: по результатам наблюдений заполнили таблицу, используя приведенные выше таблицы.

№ колбы Оценка в баллах Запах

1 2 Вода взятая из озёра имеет легкий болотный запах, род запаха илистый, тинистый.

Определение мутности (прозрачности)воды:

Для определения мутности использовали метод качественного определения мутности.

Оборудование: пробирка стеклянная высотой 10–12 см, лист тёмной бумаги (в качестве фона).

Для определения прозрачности мы одну пробирку заполнили исследуемой водой до высоты 10–12 см.

Мутность воды определили, рассматривая пробирку на тёмном фоне при достаточном боковом освещении (дневном, искусственном). Мы увидели, что в озёрной воде заметны мелкие частицы песка, которые не оседают, но при этом сохраняется прозрачность воды. Используя таблицу, определили что, вода слабо мутная.

Вывод: вода слабо мутная, так как содержит мелкие частички песка.

Изучение осадка путем отстаивания воды:

Для определения осадка мы налили исследуемую воды в цилиндр и

отстаивали в покое 1 час. Осадок оценивали количественно (нет, незначительный, заметный, большой) и качественно (песчаный, глинистый,

илистый, кристаллический, хлопьевидный).

Вывод: в результате отстаивания воды образовался незначительный песчаный, осадок.

Условия исследования: комнатная температура.

Для определения цветности воды взяли стеклянный сосуд и лист белой бумаги. В сосуд набрали воду и на белом фоне бумаги определили цвет воды

Вывод: Цвет воды – слегка жёлтый.

3.5 Общие выводы по проведенным опытам:

1. В водоёме присутствуют животные, которые защищают его от загрязнения, поедая сгнившую растительность.

2. В результате наблюдения выявлено, что набережную водоёма засоряют мусором отдыхающие и рыбаки, часть мусора попадает в воду.

3. При определении качества воды озера «Краснооктябрьское»выяснили:

а) вода, взятая из озёра, имеет незначительный болотный запах, род запаха илистый, тинистый.

б) вода слабо мутная, так как содержит мелкие частички песка.

в) в результате отстаивания воды образовался незначительный песчаный, осадок.

г) цвет воды – слегка жёлтый.

Вода озера Краснооктябрьского умеренно загрязнена, в целом его состояние можно оценить как умеренно-загрязненное.

В течение всей исследовательской работы, мы поняли, что озеру необходимо помочь. Исследуя воду, мы пришли к выводу, что оно пригодно

для существования в нём живых организмов, а значит, озеро живое и в нём обитают богатая флора и фауна, которую надо сберечь.

В результате проведенных исследований основная цель и задачи выполнены.

Мы остались удовлетворены результатами своих исследований и всеми видами проведенных работ, потому что узнали много интересного о нашем озере.

Территория озера — место живописное. Но вызывает огорчение, что очень часто на этой территории скапливается много мусора. Мы считаем, что это проявление низкой экологической и общечеловеческой культуры некоторых жителей посёлка.

Мы очень хотим, чтобы наше озеро всегда было полноводным, красивым, чтобы в нём было много рыбы.

Чтобы люди берегли и приумножали богатства данного водоёма.

Лично мы тоже можем многое сделать для нашего озера, например, вместе с друзьями пойти вдоль озера, и расчистить загрязненные места.

1. Т. А. Ашихмина «Школьный экологический мониторинг»«Ангар»,

«Рандеву – АМ» 2010

2. А. Г. Муравьёв «Руководство по определению показателей количества

воды полевыми методами». Издание третье – «Крисмас+» Санкт-

3. Новиков Ю. В., Сайфутдинов М. М. Вода и жизнь на Земле. / Ю. В. Новиков, М. М. Сайфутдинов.: Наука.

4. СанПиН 2.1.4.1074-01 Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды.

5. Д. В. Новенко. География. Практические работы на местности 6-9 кл. / Д. В.Новенко-М:. Дрофа, .2010.

6. Экология.6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/сост. И. П. Чередниченко.

Исследовательская работа «Березовая кора» автор Закурдаев Кирилл, 5 лет Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Дульдургинский детский сад «Ромашка» Научно-практическая.

Исследовательская работа «Что за чудо эти сказки» Я очень люблю слушать сказки. Мне их рассказывают и читают родители перед сном, бабушка с дедушкой, а теперь я и сама умею их читать. Однажды.

Исследовательская работа «Профессия смелых» Введение В детском саду воспитатель нас знакомит с разными профессиями, я узнала, что каждая профессия по-своему является нужной и важной.

Исследовательская работа «Особенности демотиваторов» Содержание Введение. … 3 Глава 1. Основные понятия о демотиваторах 1.1. Что такое демотиваторы 4 1.2. Происхождение.

Исследовательская работа по ПДД «Профессия — регулировщик» Перед сном мама мне всегда читает разнообразные книги и журналы. И вот однажды, она мне прочла стих С. Михалкова «Дядя Степа». В стихотворении.

Исследовательская работа «Удивительный продукт — мед» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики.

Исследовательская работа «Мой родной язык» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Таптанайский детский сад «Солнышко» Исследовательская работа.

Опытно — исследовательская деятельность по экологии в подготовительной группе «Враг природе — мусор» Цель: Закрепить и расширить знания о правилах поведения на природе; Задачи: Формировать навыки практического взаимодействия с мусором:.

Исследовательская работа «Пенное извержение» Исследовательская работа по теме «Пенное извержение» Руководитель: Керн Алла Викторовна Оглавление 1. Введение…. 3.

Учебно — исследовательская работа по экологии и здоровью человека «Шоколад. Вред или польза?» Учебно — исследовательская работа Секция: Экология и здоровье человека «Шоколад: вред или польза?» Автор работы: Бессольнова Олеся 5 лет.

Источник

Исследовательская работа по географии «Экологические проблемы озера «

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

Муниципальный этап XXVII республиканской научно-практической конференции обучающихся по исследовательской работе в области биологии, экологии и охраны природы

Влияние антропогенного фактора

на состояние озера Краснооктябрьское

ученица 9а класса

Петроченко Альбина Геннадьевна

Сапрунова Татьяна Алексеевна,

Майкопский район

п. Краснооктябрьский

2.Комплексное изучение озера Краснооктябрьское 7-9

2.1 Географическое положение 7

2.2 Происхождение 7

2.5 Характер берегов, почвы. 8

2.6 Растительный мир. 8

2.7 Животный мир. 8-9

3. Результаты исследований 10

4. Заключение 11-12

5. Программа действий 13

6. Список используемой литературы 14

7. Приложение: 15

7.1 Наше озеро (фото) 15

7.2 Географическое положение озера (карта) 15

7.3 Профиль дна озера 15

7.4 Таблица исследований 16

Данная работа является актуальной в связи с тем, что вода является источником всего живого на Земле и от качества воды, используемой человеком, зависит очень многое. Я считаю, что загрязнение водоёмов и прилежащих к ним территорий является одной из важнейших проблем современности.

Антуан де Сент — Экзюпери создал настоящий гимн воде в прозе : «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни; ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже давно простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете, но и самое прихотливое. »

Человечество во все времена воздавало должное воде. Об этом говорят многочисленные культуры, связанные с водными источниками. Древние верования и обожествление рек, ручьев, родников, озер сочетались с заботой об их сохранности. Некоторые из этих ритуалов живы и до наших дней.

Из года в год с древних времен в Перуанских Андах, где царит засушливый климат, в первое воскресенье октября начинается праздник воды. В этом празднике принимает участие все население. Его начало — очистка каналов оросительной системы, озер и других водоемов.

А мы, люди, живущие в XXI веке, рабы научно-технического прогресса, также трепетно относимся к бесценному данному свыше богатству — воде? Наверное, нет, потому что вода для нас — это что-то само собой разумеющееся, постоянная субстанция, присутствующая в нашей жизни. О ней, об ее ценности мы вспоминаем лишь тогда, когда, повернув вентиль крана, слышим лишь шипение воздуха вместо веселого журчания. Или, вернувшись домой и водрузив себя в кресло перед телевизором, щелкая пультом, переключая каналы, вдруг попадаем на новостийную или научно-просветительскую программу, в которой рассказывается о природных катаклизмах, связанных с водой, об африканцах и азиатах, страдающих и умирающих от жажды.

Читайте также:  Рейтинг чистейших озер россии

Для поддержания нормальной жизнедеятельности человеческому телу воды требуется приблизительно в два раза больше по весу, чем пищи. Обезвоживание организма на 10% уже опасно, а на 25% — смертельно для человека; неудивительно, что без пищи человек может жить несколько недель, тогда как без воды погибает через 2-3 дня, и т.д. С осознанием ценности воды, возможно, возникнут другие вопросы: «А каково состояние вод? Что нужно сделать сегодня, чтобы оставить своим потомкам прохладу родников, животворную воду рек и синеву морских глубин?» И тогда человечество сделает первый, но самый главный, шаг на пути установления равноправных отношений между человеком и природой. А если за осмыслением придут еще и действия каждого из нас, пусть даже там, где мы родились и проживаем, на территории нашей малой родины, то тогда, возможно, с экранов наших телевизоров исчезнут программы, пророчащие гибель человечества. Но ведь хорошо известно, для того чтобы не совершить что-то, приносящее ущерб чему-то или кому-то, а если все же он был нанесен — исправить это, нужно быть вооруженным знаниями об этом объекте и способами изменения сложившегося положения. Поэтому в своей работе я и хочу вооружить вас знаниями о состоянии, охране и рациональном использовании водных ресурсов на территории Адыгеи.

От воды зависит климат планеты? Геофизики утверждают, что Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода. У неё очень большая теплоёмкость. Нагреваясь, она поглощает тепло; остывая, отдаёт его. Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла и тем самым «выравнивает» климат. А от космического холода предохраняет Землю те молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере — в облаках и в виде паров, без воды обойтись’* нельзя — это самое важное вещество на Земле.

В 2014 году около 1,3 млрд. человек были лишены безопасной питьевой воды.

В 2014 году около 2,9 млрд. человек не имели доступа к основным услугам в области санитарии.

К 2010 году от наводнений и засух погибло больше людей, чем от других стихийных бедствий.

В настоящее время проблема загрязнения водных объектов (рек.озер, морей, грунтовых вод и т.д.) является наиболее актуальной, т.к. всем известно — выражение «вода — это жизнь». Но, даже понимая всю важность роли воды в жизни, человек все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим.

Свойства воды и особая роль воды в обеспечении жизни на Земле не могут оставить равнодушным ни один пытливый ум, даже если он верит в счастливые случайности. «Начало всего есть вода», — справедливо отмечал Фалес из Милета в VI веке до н.э.

Без воды невозможно представить жизнь человека, который потребляет ее для самых разных бытовых нужд.

Потребности человечества в воде сегодня уже сравнимы с возобновляемыми ресурсами пресной воды на нашей планете. Много пресной воды мы расходуем бездумно и напрасно.

Поэтому необходимо беречь воду!

Состояние большинства водных объектов Майкопского района, по результатам мониторинга экологического состояния водных ресурсов Республики Адыгея, относится к первой группе, что соответствует удовлетворительному экологическому состоянию. Причиной этого является деятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также большое количество мусора в прибрежных зонах водоёмов.

Озёра представляют собой уникальные природные объекты. Они отличаются

замедленным водообменом, свободным термическим режимом, химическим составом, значительными изменениями уровня воды. Для них характерен свой микроклимат, который оказывает заметное влияние на приозёрные ландшафты. Озёра представляют собой зону аккумуляции минерального и органического вещества, где образуются типично озёрные полезные ископаемые (сапропель).

В своём развитии озёра приходят несколько стадий:

.- Озера бывают молодые (олиготрофные), среднего возраста (мезотрофные) и старые (эвтрофные). По чисто внешним признакам молодые озера глубокие и чистые, более старые — мелкие и темные.

— В эвтрофной стадии оно становится мельче. В некоторых местах озера песок превращается в ил или глину. В прилегающих к озеру местах возникают отдельные пятна заболоченных площадей. Вода в озере становится более теплой. Заросли водных растений становятся плотными, а площади, занимаемые песком, уменьшаются. Цвет воды приобретает более темный оттенок, водоросли растут до меньших глубин. В процессе старения кардинально меняется животный и растительный мир озера. Наше зеро переживает стадию старения.

В этой работе мы предлагаем несколько вариантов решения выявленных проблем, например: очищение русел пойм рек и других водоемов от скопившегося мусора, проведение общественно-поучительных мероприятий по информированию населения о состоянии водных объектов.

Наша работа ориентирована на оздоровление, восстановление и охрану водных ресурсов.

Цель: изучить антропогенное влияние на состояние озера.

Задачами нашего исследования стали:

Изучить литературные источники.

1.Провести комплексное исследование озера

2.Дать характеристику воды, сделать её химический и биологический анализы для определения степени загрязнения;

3.Изучить прибрежную зону, береговую и водную флору, выявить степень влияния на неё человека;

4.Сравнить полученные результаты с результатами 2010, 2014 годов;

5.Разработать программу по охране водоёма.

Изучение литературных источников;

Изучим и сравним химический, биологический анализы воды;

Изучим растительный и животный мир озера и прибрежной зоны;

Дадим характеристику района исследования;

Разработаем и выпустим буклеты, об охране озера, среди жителей посёлка Краснооктябрьский.

Предмет исследования — экологическое состояние озера.

Практическая значимость исследования : наглядное отображение уровня загрязненности воды на основе лабораторных исследований.

2.Комплексное исследование озера Краснооктябрьское.

2.1 Географическое положение

Исследуемое озеро Краснооктябрьское расположено в центре п.Краснооктябрьского Майкопского района, между улицами Восточная, Шоссейная, Рабочая.( Приложение №1 фото)

Озеро расположено на правом берегу реки Курджипс, примерно на расстоянии 250 — 300 метров.

Восточные и южные берега очень пологие, низкие, а вдоль западного берега проходит шоссе, высота насыпи около двух метров.

Вода имеет желтовато — зелёный оттенок, без запаха, есть небольшой осадок. Озеро пресное, проточное. В озеро впадает ручей Восточный.

Вытекает ручей Убегающий, впадающий в р. Курджипс.

2.2. Происхождение озера.

Более века назад, на месте посёлка был ещё хутор Драгунский.

Наиболее низкие участки поймы реки Курджипс были заболочены. В некоторых углублениях образовались небольшие озёра. В этом районе было много родников, питавших озёра и болота. В шестидесятые годы двадцатого века через посёлок началось строительство дороги из Майкопа на Апшеронск. Было завезено много грунта, и большая часть болотистой местности вместе с озёрами была засыпана и застроена жилыми домами. Небольшой участок с озером сохранился. Ручей, вытекающий из этого водоёма, был засыпан при строительстве и в результате накопления родниковых вод площадь озера немного увеличилась. А в западной части из озера начал вытекать новый ручей. По происхождению озеро можно отнести к пойменным.

2.3. Размеры

Озеро расположено на высоте 205 м над уровнем моря.

Имеет овальную форму. Ширина составляет 28 метров, а длина — 44 метра. Площадь водного зеркала озера около 800 м 2 .

Озеро мелководное, средняя глубина 0,8 м, а максимальная глубина достигает 1,6м. (см. Приложение 2.Профиль дна). Объём воды в озере 260 м .

2.4. Питание и режим

Водное питание происходит за счет поступления атмосферных осадков, родников, выбивающихся со дна. В озеро впадает ручей Восточный.Уровень воды в озере в течение года фактически постоянный, но в период сильных дождей периодически наблюдается незначительное, кратковременное увеличение площади зеркала озера. Краснооктябрьское озеро — проточное. Из него вытекает ручей Убегающий. Устье ручья Восточный и исток ручья Убегающий находятся в восточной части озера, на расстоянии не более 10 метров, что сказывается на очень слабом водообмене озера.

Режим озера зависит от сезонных климатических особенностей. Если зима холодная, то озеро фактически замерзает полностью. Толщина льда может достигать 3-5 см. Незамерзающей остаётся только западная часть, где впадает ручей Восточный. В летний период, из-за мелководности, вода в озере прогревается до 25-27 градусов.

5.5 2.5Характер береговой линии

Берега озера низкие, пологие. Западный берег более крутой, потому что рядом с озером проходит трасса «Майкоп — Апшеронск», при строительстве которой была сделана насыпь. Почвы супесчаные. Дно илистое, ил чёрного цвета

2.6. Растительный мир.

Несмотря на небольшие размеры нашего озера растительный мир довольно разнообразный. В южной, наиболее мелководной части озера, берега заросли камышом озёрным. За последние 10-15 лет площади этих зарослей увеличились на 20%. Рядом с камышом растут рогоз узколистный и стрелолист обыкновенный, встречается осока трёхгранная и скумпия. Западные берега густо поросли мятой перечной и ежевикой. Хорошо себя чувствует здесь и хвощ полевой и лютик едкий.

Из водных растений широко распространена элодея канадская. Зимой у элодеи наступает период покоя. Большая часть растения отмирает, в грунте остаются зимующие почки, которые весной дадут новые ростки. На водной поверхности в отдельные годы, если жители прилегающих домов не выгоняют на озеро водоплавающих птиц (гусей, уток), поверхность озера затягивает ряска.

По берегам растут одиночные деревья: ива плакучая, тополь серебристый.

2.7. Животный мир.

В озере водится рыба: краснопёрка, горбыли и плотвичка. Это объекты внимания любителей рыболовов, которых на берегу озера можно встретить фактически в любое время года. Количество рыбы, по словам рыбаков, становится меньше после появления в озере щук.Много черепах, которые в летний период часто греются на корягах

Из насекомых мы наблюдали:

стрекоз: стрелка голубая, коромысло,водомерок, в большом количестве комаров, жуков плавунцов.

Из моллюсков здесь встречаются брюхоногие: большой и малый прудовик.

Из земноводных: прудовая лягушка,

Из пресмыкающихся мы встречали водяного ужа,,

Из птиц мы видели диких уток крякв, которые последние годы сюда стали чаще залетать и даже в зарослях камыша пытаются вить гнёзда. Иногда на озеро приземляются серые цапли и даже несколько раз видели лебедей.

Из млекопитающих здесь водятся ондатры, но они очень часто уходят вверх по течению ручья Восточный и снова возвращаются.

Источник

Adblock
detector