Меню

Источники питания рек жидкие осадки стиль речи

ГДЗ §2 Русский язык 10-11 класс Греков В. Ф. Вопрос 9 Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

Привет всем! Туговато как-то идет с ответом…помогите плиззз…
Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки
препинания, раскройте скобки. Определите тему каждого текста,
укажите, к какому стилю речи они относятся. Назовите признаки
этих стилей. Подчеркните грамматические основы первых пред-
ложений каждого текста. Определите вид сказуемого в каждом из
них. Подберите синонимы к выделенному слову, расположив их в
порядке уменьшения признака.
I. Источники питания рек жидкие осадки снежный по-
кров (высоко)горные снега и ледники подземные воды. Од-
нородного питания рек в природе почти (не)наблюдает(?)ся
оно обычно бывает смеша..ым. В зависимости от особенно-
стей питания различают основные фазы водного режима
рек половодье паводок.
Для умере..ого пояса Северного полушария характерна
повыше..ая водность весной. Крайний тип режима рек уме-
ре..ого пояса формируемый в условиях резкой континен-
тальности (кратко)време..ое весеннее половодье. На реках
Дальнего Востока под влиянием муссонов образуется лет-
нее половодье дождевого происхождения. (Из Большой со-
ветской энциклопедии)
II. После долгой и снежной зимы особенно дружной бы-
вает весна в Забайкаль.. . Бурно та..т в горной тайге снега
вскрывают(?)ся реки и реч..нки. Какая(нибудь) маленькая
пересыхающая летом речушка становит(?)ся тогда могучим
и грозным потоком. Гулкой весенней ночью далеко(далеко)
слышен её будоражливый (не)умолкаемый шум. Она вы-
ходит из берегов топ..т пр..брежные кусты и огороды рвётся
через мельничные запруды лома..т и снос..т все свои мосты.
Белой от пены шальной и (не)укр..тимой рекой летит она в
солнечную даль. Кто хоть однажды вид..л её буйный и весё-
лый разлив тот запомн..т его навсегда. (К. Седых)

Привет! Думай больше, и не будет так туго J Но ответ все равно держи;))
I. Источники питания рек — жидкие осадки, снежный покров, высокогорные снега и ледники, подземные воды. (составные именные сказуемые). Однородного питания рек в природе почти не наблюдается, оно обычно бывает смешанным. В зависимости от особенностей питания различают основные фазы водного режима рек: половодье, паводок.
Для умеренного пояса Северного полушария характерна повышенная водность весной. Крайний тип режима рек умеренного пояса, формируемый в условиях резкой континентальности — кратковременное весеннее половодье. На реках Дальнего Востока под влиянием муссонов образуется летнее половодье дождевого происхождения.
Научный стиль; тема— источники питания рек. Признаки стиля:
точное, логичное изложение научной информации отстутствие
эмоциональности, широкое употребление существительных, од-
носоставных безличных и неопределенно-личных предложений,
книжной лексики и научных терминов (резкая континенталь-
ность, фаза водного режима).
II. После долгой и снежной зимы особенно дружной бывает (составное именное сказуемое) весна в Забайкалье. Бурно тают в гор-
ной тайге снега, вскрываются реки и речонки. Какая-нибудь ма-
ленькая пересыхающая летом речушка становится тогда могучим и
грозным потоком. Гулкой весенней ночью далеко-далеко слышен
ее будоражливый неумолкаемый шум. Она выходит из берегов,
топит прибрежные кусты и огороды, рвется через мельничные за-
пруды, ломает и сносит все свои мосты. Белой от пены, шальной и
неукротимой рекой летит она в солнечную даль. Кто хоть однажды
видел ее буйный и веселый разлив, тот запомнит его навсегда.
Художественный стиль; тема — весна в Забайкалье. Признаки
стиля: образность, выразительность, эмоциональность, исполь-
зование эпитетов, эмоционально окрашенных суффиксов.
Яростный — неистовый — бешеный — бурный — шальной —
кипучий — бурливый.

Источник

Притание рек

Источники питания рек

Основной источник питания всех рек на земном шаре — атмосферные осадки. При определенных условиях часть выпадающих жидких осадков образует поверхностный сток и служит непосредственным источником питания рек в периоды паводков. Твердые осадки аккумулируются на поверхности земли в виде снежного покрова. На равнинах и невысоких горах накопившийся за зиму снег тает в теплое время и также служит источником питания рек. Снег, накопившийся в более высоких горах, в отдельные годы стаивает не весь, пополняет запасы вечных снегов и дает начало ледникам. Талые воды этих снегов и ледников являются еще одним источником, питания рек. Часть талых и дождевых вод просачивается в верхние слои земли и при некоторых условиях быстро дренируется реками, при этом несколько растягивается процесс стока этих вод в речную сеть. Некоторая часть талых и дождевых вод идет на пополнение запасов подземных вод, которые значительно медленнее попадают в русла рек. Подземные воды являются также источником питания рек; они обеспечивают устойчивость речного стока. Таким образом, существуют четыре источника питания рек — жидкие осадки, снежный покров, высокогорные снега и ледники и подземные воды.

Соотношения между количеством воды, поступающим в реки от того или иного источника питания, неодинаковы в различных районах. Меняются они и от сезона к сезону для одной и той же реки. Эти различия зависят главным образом от климатических условий: режима осадков и температуры воздуха в течение года.

Впервые роль климата в питании рек и влияние на их режим были оценены известным русским ученым А. И. Воейковым в его работе «Климаты земного шара, России в особенности», опубликованной в 1884 г. В этой работе Воейков высказал положение, которое до сего времени сохранило свое значение: «Реки суть продукт климата их бассейнов». В настоящее время это положение получило более широкую формулировку: «Реки и их режим представляют собой продукт климата на общем фоне воздействия и других компонентов ландшафта и хозяйственной деятельности». Этим подчеркивается ведущая роль климата и указывается, что, помимо климата, определенное значение имеют геологическое строение бассейнов, их почвы, растительность, озерность и заболоченность, а также хозяйственная деятельность человека.

Климатическая классификация рек А. И. Воейкова

Рассматривая реки как продукт климата их бассейнов, Воейков считал возможным использовать особенности их режима как индикатор климата. Для этой цели им была разработана климатическая классификация рек. Воейков разделил все реки на следующие типы.

Тип А. Реки, получающие воду от таяния снега на равнинах и невысоких горах (до 1000 м). В чистом виде этот тип не существует нигде. Наибольшее приближение к нему наблюдается в северной, части Сибири и Северной Америки, где снежный покров держится 8-10 месяцев и большую часть вод реки получают от таяния снега.

Тип В. Реки, получающие воду от таяния снега в горах. Этот тип тоже не существует в чистом виде. К нему приближаются реки западных частей горных массивов, занимающих середину Азии: Сырдарья, Тарим, Инд в верхних течениях. Правильный ход температуры воздуха с максимумом летом обусловливает регулярно наблюдающееся летнее половодье.

Тип С. Реки, получающие воду от дождей и имеющие половодье в летнее время. Этот тип рек характерен для областей с тропическими дождями и муссонами. Таковы, например, реки Амазонка, Конго, Ориноко, Ганг, Брахма-путра, реки Дальнего Востока нашей страны.

Тип D. Реки, у которых половодье происходит вследствие таяния снега весной или в начале лета, причем значительная часть воды рек доставляется дождями. К этому типу относятся реки стран с суровой и снежной зимой и дождливым летне-осенним периодом: большинство равнинных рек нашей страны (Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина), реки Скандинавии, Восточной Германии, северной части США.

Тип Е. Вода доставляется дождями; она выше в холодные месяцы, но правильное периодическое изменение невелико. Этот тип преобладает в Средней и Западной Европе — бассейны рек Везера, Мааса, Шельды, Сены, реки Англии (кроме северо-западных) и др.

Тип F. Вода доставляется дождями; она выше в холодное время, чем летом, и разница значительна. Реки получают воду только в дождливое время осенью и зимой. Летом реки нередко пересыхают. К этому типу принадлежат реки Испании (вне гор), некоторых частей Ирана, Малой Азии, северного берега Африки (от Туниса до Марокко), Калифорнии, Чили, южной и западной частей Австралии.

Тип G. Отсутствие рек и вообще постоянных водотоков вследствие сухости климата. К районам без рек принадлежат Сахара, Каракумы и Кызылкум, большая часть Аравии, центральные плоскогорья Азии, обширные плоскогорья Северной Америки по обе стороны Скалистых гор и др.

Тип Н. Страны, где дождливое время коротко и реки имеют воду тогда и несколько времени после, а в остальное время пересыхают или превращаются в ряд луж с подземным течением в промежутках между ним и. Таковы, например, северная степная часть Крыма, степи по нижнему течению Куры и Аракса, часть Монголии и др.

Тип I. Страны без рек вследствие того, что они сплошь покрыты снегом и ледниками; здесь реки заменяются ледниками с их подледниковыми потоками. К такому типу стран можно отнести, например, Гренландию.

Количественная характеристика роли отдельных источников питания рек

Количественная оценка роли отдельных источников питания рек представляет собой довольно трудную задачу и решается в настоящее время приближенно. В ряде районов значительная часть дождевых и снеговых вод попадает в речную сеть не в виде поверхностного стока, а дренируется речной сетью в результате инфильтрации этих вод в поверхностные слои земли. Это характерно для лесных районов, где лесные почвы обладают способностью хорошо поглощать снеговые и дождевые воды. Аналогичное явление имеет место в горных районах, где происходит интенсивное поглощение поверхностных вод обильным скоплением обломочного материала. Обычно решение задачи о количественной оценке роли источников питания рек производится путем расчленения гидрографа. Впервые эта задача была решена известным советским гидрологомВ. Г. Глушковым. Простейший способ расчленения гидрографа заключается в том, что на гидрографе прямыми или плавными линиями соединяются точки минимальных расходов предвесеннего периода и все частные минимумы меженного периода в промежутках между паводками. При таком способе расчленения гидрографа не учитываются особенности режима стока подземных вод в реки, что является существенным недостатком.

В дальнейшем был предложен ряд других способов расчленения гидрографов, учитывающих режим стока подземных вод в реки (А. В. Огиевский, Б. В. Поляков, М. И. Львович и др.). Б. И. Куделин составил типовые схемы выделения подземного питания на гидрографе в зависимости от условий залегания водоносных пластов, дренирования их речной долиной и выхода подземных вод на дневную поверхность по отношению к урезу воды (рис. 79). Для случая питания реки из водоносного горизонта, гидравлически связанного с рекой (подпорный тип режима подземного стока в реки), способ расчленения основан на учете берегового регулирования, период которого равен периоду половодья (паводка) и времени добегания поступивших ранее в русловую сеть подземных вод в верхней части бассейна.

М. И. Львович составил схему определения подземной составляющей речного стока в период половодья (паводков), основанную на предположении, что общий приток подземных вод, как гидравлически связанных, так и не связанных с русловыми, достигает максимума на спаде половодья. Учитывая это, можно приближенно по гидрографу установить границу между поверхностным речным стоком и общим притоком подземных вод по линии 4, указанной на рис. 80.


Рис. 80. Схема определения подземной составляющей речного стока в период половодья. 1 — точки соответствуют питанию рек подземными водами до и после половодья; 2 — естественный ход притока в реки подземных вод, гидравлически связанных с речными русловыми водами; 3 — линия, примерно характеризующая средний приток подземных вод, гидравлически связанных с русловыми водами; 4 — линия, принимаемая в качестве границы подземного и поверхностного стока с учетом питания рек подземными водами, гидравлически не связанными с русловыми.

Читайте также:  Самое интересное про реки

Классификация рек по источникам питания

Несмотря на несовершенство методов количественной оценки роли источников питания в годовом стоке, применение этих методов дает возможность произвести генетический анализ водного режима рек и классифицировать их по источникам питания. Такая классификация для рек СССР была разработана М. И. Львовичем. При количествен-ной оценке каждого источника питания — снежного покрова S, дождевых вод R и грунтовых вод U — Львович принял следующие градации: более 80, 50-80 и менее 50%. Для ледникового питания G, учитывая специфику этого источника питания предложена своя градация: более 50, 25-50 и менее 25% Если в годовом стоке рек более 80% приходится на один из первых трех источников питания, то река, по Львовичу, принадлежит к типу рек чисто снегового, дождевого или подземного питания. Если доля стока за счет одного из источников питания составляет 50-80% река относится к типу рек преимущественно снегового, дождевого или подземного питания. И наконец, при доле стока за счет одного из трех источников питания менее 50% река принадлежит к типу рек смешанного питания. Отнесение реки к тому или иному типу при участии в питании ее талых вод высокогорных снегов и ледников производится в соответствии с установленными для этого случая градациями.

Размещение рек на территории СССР по источникам питания подчинено определенной закономерности. Большая часть нашей страны занята бассейнами рек снегового, преимущественно снегового и смешанного с преобладанием снегового питания. В равнинной части это размещение носит в значительной мере зональный характер. На крайнем юге расположена область рек чисто снегового типа питания. Здесь дожди вследствие сухости климата не дают стока, грунтовые воды залегают глубоко и в малой мере участвуют в питании рек. К этому типу рек принадлежат например, Большой и Малый Узень, Еруслан и др.

Далее к северу доля снегового питания постепенно уменьшается увеличивается доля стока подземных вод, а затем усиливается гидрологический эффект дождей и притом настолько, что сток дождевых вод начинает превышать сток подземных. На севере азиатской части России доля подземных вод в питании рек резко снижена (меньше 10%) вследствие распространения многолетней мерзлоты (реки Пясина, Вилюй).

На западе и северо-западе европейской части России расположены бассейны рек смешанного типа питания. В питании этих рек возросла роль дождей и снизилась роль снеговых вод, хотя снеговым водам по-прежнему принадлежит основная роль в формировании стока (реки Тосна, Плюса).

Реки дождевого питания в СССР распространены меньше, чем реки с преобладанием снегового питания. Реки чисто дождевого питания встречаются в Колхиде и Ленкорани. На Дальнем Востоке, в области муссонного климата, распространены реки преимущественно дождевого питания с малой долей стока подземных вод.

В горных районах широтная зональность в питании рек сменяется вертикальной поясностью. С увеличением высоты возрастает доля снегового питания, а по достижении границы вечных снегов в питании рек начинают участвовать горные снега и ледники. На северном склоне Главного Кавказского хребта распространены реки смешанного типа питания с преобладанием снегового, на южном склоне значительная роль в питании рек принадлежит дождям. Алтай — страна рек смешанного типа питания. В Средней Азии встречаются реки грунтового, снегового и смешанного типа питания с некоторой долей ледникового. Последняя группа рек невелика и включает в себя верхние участки рек, прилегающие непосредственно к ледикам. Типы водного режима рек автор устанавливает по сочетанию источников питания и сезонного распределения стока.

Источник



§ 2. Стили и типы речи

Литературный язык в зависимости от того, где и для чего он используется, делится на ряд стилей.

Языковые средства (лексические,

Неофициальная обстановка (в кругу друзей, знакомых), диалоги, дружеские послания, письма, беседы и пр.

Обмен впечатлениями, мыслями с близкими или знакомыми людьми

Непринуждённость, эмоциональность, оценочный характер речи

Эмоциональная, выразительная разговорная лексика, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слон, слов-обращений, междометий, модальных частиц; повторы; инверсии и пр.

Изложение научной информации

Научные труды, выступления, доклады, лекции, статьи, книги, учебники и пр.

Сообщение сведений, имеющих научное значение; объяснение причин явлений; разъяснение достижений наукн и техники, сообщение о них

Точность, логичность, доказательность; отсутствие эмоциональности, даже некоторая сухость речи

Книжная и специальная лексика, научные термины; слова категории состояния; глагольные формы множественного числа; деепричастия, причастия; прямой порядок слов; простые предложения, осложнённые обособленными и однородными членами; нводные слова, указывающие на порядок оформления мысли и пр.

Точная передача деловой информации

Деловые бумаги (объявления, заявления, отчёты, справки, расписки, инструкции, договоры, законы, указания, предписания и пр.)

Сообщение сведений, имеющих деловое информационное значение

Строгость, точность, официальность, бесстрастность — речь, лишённая эмоций

Использование штампов, специальной деловой лексики, прямого порядка слов, преобладание существительных над другими частями речи, употребление отглагольных существительных, глаголов в повелительном наклонении; производных предлогов, составных союзов; простых и сложных предложений с обособленными членами; СПП с придаточными условия, присоединительными и пр.

Воздействие, агитация и пропаганда

Выступления, доклады, диспуты, статьи, брошюры и пр. на общественно-политические темы (газеты, журналы, радио, телевидение и пр.)

Передача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирования общественного мнения

Призывность, страстность, выражение отношения к предмету речи, лаконичность при информативной насыщенности

Использование лексики разных пластов; общественно-политическая лексика; слова с подчёркнуто положительным или отрицательным значением; фразеологические обороты, пословицы, поговорки, цитаты; изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, инверсия и пр.), синтаксические конструкции книжной и разговорной речи, простые (полные и неполные), риторические вопросы, обращения и пр.

Художестве-
нные произведения: рассказы, повести, романы, пьесы, стихотворения, поэмы и пр.

Воздействие путём словесного художественного изображения жизни; передача отношения к окружающему, создание художественных образов и пр.

Образность, выразительность, эмоциональность, оценочный характер речи

Сочетание языковых средств разных стилей; широкое использование изобразительно-выразительных средств языка; привлечение лексических и синтаксических средств других стилей для большей выразительности и т. д.

4. Прочитайте отрывок из книги Н. П. Матвеевой «Свидетели истории народа», адресованной учащимся старших классов. Докажите принадлежность текста к научно-популярному стилю речи. Определите основную мысль текста, подготовьтесь к его пересказу.

Всем известно современное значение слова щепетильный: «строго, до мелочей принципиальный в отношениях с кем-либо или по отношению к кому-либо». Но не помешает ли современное значение правильно понять это слово в «Евгении Онегине» Пушкина?

Всё, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит к нам.
Всё украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.

У Пушкина щепетильный означало совсем иное: «изысканный, модный в одежде; приверженный моде». Почему? Оказывается, в литературный язык слово пришло из диалекта, где щепетить значило «наряжаться, модничать», а щепет (от щепа — мелочь) выступало в значении «галантерея». Отсюда щепетильный в XIX в. обозначало буквально «до щепы, до мелочей следящий за своей одеждой». Модников в народе называли щепетунами. Теперь понятным становится, что современное значение — результат развития языка, логическое переосмысление одного и того же понятия от конкретного к более абстрактному. Нетрудно заметить, что способствовала пониманию этого момента именно культурологическая информация, сделав непонятное слово словно осязаемым, близким нам.

5. Прочитайте отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч». Укажите признаки разговорного стиля в диалоге.

— Скажите, пожалуйста, — спросил я Полутыкина за ужином, — почему у вас Хорь живёт отдельно от прочих ваших мужиков?

— А вот отчего: он у меня мужик умный. Лет двадцать пять тому назад изба у него сгорела; вот и пришёл он к моему покойному батюшке и говорит, дескать, позвольте мне, Николай Кузьмич, поселиться у вас в лесу на болоте. Я вам стану оброк платить хороший. — «Да зачем тебе селиться на болоте?» — «Да уж так; только вы, батюшка, Николай Кузьмич, ни в какую работу употреблять меня уж не извольте, а оброк положите, какой сами знаете». — «Пятьдесят рублёв в год!» — «Извольте». — «Да без недоимок у меня, смотри!» — «Известно, без недоимок. »

6. Прочитайте тексты. Какой общей темой они связаны? Определите стиль каждого текста. Укажите признаки этих стилей.

I. Дайте толкование слова манифест. В случае затруднения обратитесь к словарю. Подберите синонимы к выделенному слову.

. Крепостное право на крестьян. и на дворовых людей отменяется навсегда.

. Наделение крестьян землёю и другими угодьями, а равно следующие за сим повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению.

. Приобретение в собственность крестьянами полевых земель и угодий, отведённых им в постоянное пользование, допускается не иначе как с согласия помещика.

. Крестьяне, приобретшие в собственность землю при посредстве выкупной операции, обязаны вносить в казну ежегодно взамен следовавшего помещику за сию землю оброка по шести копеек на рубль с назначенной правительством выкупной ссуды впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются выкупными. (Из Манифеста 19 февраля 1861 г.)

II. Дайте толкование выделенных слов. Выпишите из текста синонимы. Подберите синонимы к слову грядущие (поколения). Приведите 5—6 примеров слов, в которых написание приставок регулируется тем же правилом, что и в слове безнаказанно.

Имя Александра II отныне принадлежит истории. Начало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколения этого не забудут!

Но из этого не следует, что б он мог безнаказанно остановиться. Нет, нет, пусть он довершит начатое, — пусть полный венок закроет его корону. Гнилое, своекорыстное, дикое, алчное противодействие закоснелых помещиков, их волчий вой не опасны! Что они могут противопоставить, когда против них власть и свобода, образованное меньшинство и весь народ, царская воля и общественное мнение? (А. И. Герцен)

7. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки. Определите основную мысль и стиль каждого текста. Укажите признаки данных стилей речи.

I. Подберите синонимы к выделенному слову.

. Патриотизм это не право а обяза..ость хоть и кровная почетная но т..жёлая обяза..ость которую в меру своих способностей и сил должен нести каждый гражданин той земли что отдана ему под Отечество. Пусть (не, ни)восторгат(?)ся но гордит(?)ся каждому человеку принадлежностью к своему народу совсем (не)повредит. Армянину что он армянин эстонцу что он эстон..ц еврею что он еврей, а буряту что бурят. Позвольте уж и русскому пр..страстит(?)ся к этой шеренг., «семьи вольной». (Кое)какие заслуги перед мировой культурой и ц..вилизац..ей есть и у него. (В. Распутин)

II. Найдите в тексте антонимы. Сделайте морфологический разбор выделенного слова. Выпишите, указывая часть речи, по два слова а) с нулевым окончанием; б) без окончания.

Свою задачу писателя я вижу в возвр..щени.. народу русскому забытых страниц его истори.. . Я (не)устаю повторять народ жив пока жива его историческая память. Кончает(?)ся память кончает(?)ся нац..я начинает(?)ся нечто другое. Так половц.. пок..рё..ые монгольскими плем..нами. удивительно скоро забыли даже свои национальные придания стали по существу иным народом. (Д. Балашов)

Читайте также:  Что является устьем реки енисей

8. Прочитайте и сравните два текста о Емельяне Пугачёве. Первый написан историком В. И. Бугановой, второй взят из романа В. Я. Шишкова «Емельян Пугачёв». Укажите стиль речи каждого текста и назовите его признаки.

I. Правда о Пугачёве была известна от него же самого. В тайной экспедиции Сената он признался: яицкие казаки «точно знали, что он не государь, а донской казак, ибо он сам настоящего своего имени не таил».

. Им нравилось, что простой казак выступает в роли «императора». К тому же среди них, как и во всём народе, по всей России, давно ходили слухи о том, что Петра III не убили в Ропше; жертвой заговора пал другой человек, какой-то солдат, внешне очень похожий на императора, а он сам скрылся. Все ждали избавления, надеялись, что он им поможет. Поэтому яицкие казаки и приняли Пугачёва.

II. — Не прогневайся, батюшка, скажи-ка мне сущую правду, не утай: точный ли ты государь есть?

Пугачёв по-страшному засверкал на Чику глазами.

— Не стращай, батюшка, я не больно-то пуглив. А лучше откройся, ведь нас немного здесь, ведь двоечка только, ты да я. Мне вот Денис Караваев сказал.

— Что он, безумный, сказал тебе?

— А то и сказал, что ты донской казак, — ловил Пугачёва нахрапистый Чика.

Пугачёв затрясся, заорал:

— Врёшь, дурак! Врёшь! — плюнул и пошёл быстрым шагом к речке.

. Чика поспешил за ним следом, чтоб разом кончить разговор.

— Я Караваеву Денису клятву принёс, чтобы в тайне держал. Ну так вот, и тебе, батюшка, клянусь, уж ты верь мне. И какой ты есть человек — донской казак ал и нет, велика ль мне в том корысть? А раз мы приняли тебя, батюшка, за государя, стало — и делу конец, стало — так тому и быть. Пугачёв вплотную приблизился к нему и, собрав всю внутреннюю силу, молвил:

— Ну, Чика. Своими речами в пот меня ты вогнал. Пускай умрёт это в тебе. Чуешь? Христом-богом заклинаю. А то и твоя и моя голова с плеч покатится. . Ну, сядем давай, потолкуем. . Поведаю правду тебе. Знай: я есть донской казак Емельян Иванов Пугачёв.

9. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки. Определите тему каждого текста, укажите, к какому стилю речи они относятся. Назовите признаки этих стилей. Подчеркните грамматические основы первых предложений каждого текста. Определите вид сказуемого в каждом из них. Подберите синонимы к выделенному слову, расположив их в порядке уменьшения признака.

I. Источники питания рек жидкие осадки снежный покров (высоко)горные снега и ледники подземные воды. Однородного питания рек в природе почти (не)наблюдает(?)ся оно обычно бывает смеша..ым. В зависимости от особенностей питания различают основные фазы водного режима рек половодье паводок.

Для умере..ого пояса Северного полушария характерна повыше..ая водность весной. Крайний тип режима рек уме-ре..ого пояса формируемый в условиях резкой континентальности (кратко)време..ое весеннее половодье. На реках Дальнего Востока под влиянием муссонов образуется летнее половодье дождевого происхождения. (Из Большой советской энциклопедии)

II. После долгой и снежной зимы особенно дружной бывает весна в Забайкаль.. . Бурно та..т в горной тайге снега вскрывают(?)ся реки и реч..нки. Какая(нибудь) маленькая пересыхающая летом речушка становит(?)ся тогда могучим и грозным потоком. Гулкой весенней ночью далеко(далеко) слышен её будоражливый (не)умолкаемый шум. Она выходит из берегов топ..т пр..брежные кусты и огороды рвётся через мельничные запруды лома..т и снос..т все свои мосты. Белой от пены шальной и (не)укр..тимой рекой летит она в солнечную даль. Кто хоть однажды вид..л её буйный и весёлый разлив тот запомн..т его навсегда. (К. Седых)

Тексты разнообразны по своему строению и содержанию. Выделяются следующие основные типы речи, которые используются при построении текстов разных стилей: описание, повествование, рассуждение.

10. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите стиль речи текста. Подготовьтесь к его пересказу. Подберите синонимы к выделенному слову.

В повествовани.. ра..каз..вает(?)ся о следующих друг за другом действиях как(бы) созд..ёт(?)ся лента кадров. Мир в таком тексте предст..ёт в динамик., в движени.. .

Что(бы) подчеркнуть последовательность действия в этом тексте часто используют(?)ся слова и словосоч..тания обозн..чающие время (потом, через некоторое время и пр.) глаголы движения деепричастия соверше..ого вида. Динамич(?)ность тексту пр..д..ют формы глагола прошедшего врем..ни совершенного вида.

(Не)даром извес(?)ный русский л..нгвист В. Виноградов отмечал Прошедшее время несоверше..ого вида (не)двигает событий. Оно описательно. Прошедшее время совер-ше..ого вида насыще..о повествовательным динамизмом.

Наряду с глаголами соверше..ого вида прошедшего врем..ни используют(?)ся и другие формы при этом глаголы прошедшего врем..ни несоверше..ого вида подчёркивают длительность действия, настоящего — позволяют представить действие как происходящ.. на глазах читателя.

11. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Опираясь на материал предыдущего упражнения, докажите, что данный текст — повествование. Укажите средства связи предложений в тексте. Подберите синонимы к слову знаменитые (пещеры). Определите, к какой части речи принадлежит выделенное слово, сделайте его морфологический разбор.

(В)течени.. трёх месяц..в пребывания в Крыму Грибоедов пос. .тил и знаменитые пещеры и велич. .стве..ый Чатыр-даг и древние р..звал..ны замков и Никитский ботанический сад прекрасные д..лины и бухты (полу)острова. Поднявшись (в)верх скалистым косогором попал он на Ч..ртову лес(?)ницу и пр..од..лев крутой перевал и обогнув ближайшую гору остановился перед Балаклавской бухтой (от)куда продолжил свой путь на Севастополь. (По П. Дегтярёву)

12. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите стиль речи текста, укажите его признаки. Подготовьтесь к пересказу текста. Дайте толкование выделенного слова, подберите к нему антонимы. Найдите в тексте деепричастие, сделайте его морфологический разбор.

Содержание описания окружающая нас действительность (предмет, место, состояние и пр.). Мир в таком типе речи представлен статичным. В описани.. предмета например ра..каз..вается о его признаках которые можно увидеть сразу, все вместе (одновреме..ые признаки). В художестве..ом описани.. предмета выд..ляют(?)ся его самые яркие признаки которые постепе..о дополняют(?)ся доб..вляют(?)ся. В описани.. места автор переч..сляет предметы заставляя читателя как(бы) переводить взгляд с одного предмета на другой.

Этот тип речи имеет свои языковые особе..ости ис-польз..вание слов и словосоч..таний с пространстве..ым значением (слев.. ра..т..лается и пр.), насыще..ость текста словами словосоч..таниями обозначающими признаки предметов употребление глаголов несоверше..ого вида прошедшего врем..ни. В художестве..ых описаниях широко используют(?)ся образные средства языка.

13. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Озаглавьте текст. Определите тип речи, укажите его признаки. Найдите в тексте разные способы выражения сравнения.

Стояла июньская лу..ая ночь полная (не)изме..о новой ч..рующей красоты. Кусты цветущей черёмухи в садах и палисадниках походили на серебря..ые облака. Мерцали перел..вались всеми красками земля и небо. Обращё..ые к луне скаты крыш(?) к..зались крытыми зелёным стеклом, а противоположные были черны как только что распаха..ые пашни. Словно снежные бабы белели на них печные трубы. (К. Седых)

14. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите основную мысль текста. Какие аргументы для её выражения выдвигает автор? Как это характеризует данный тип речи? Написание какого слова в выделенном предложении зависит от правильного определения его грамматических признаков? Какой частью речи является выделенное слово? Приведите пример, чтобы это слово было другой частью речи.

Мне казалось (и сейчас кажется) что проза Пушкина драгоце..ый образчик на котором следует учит(?)ся писателям нашего врем..ни.

Зан..мательность краткость и чёткость изложения пр..дельная изящ(?)ность формы ирония вот чем так пр..вл..кательна проза Пушкина.

Конечно в наши дни (не)должно быть слепого подражания Пушкину. Ибо получит(?)ся бе..жизне..ая копия оторва. .ая от нашего врем..ни. Но иногда полезно ..делать и копию что(бы) увидеть каким секретом в своём мастерстве обл..дал великий поэт и какими красками он пользовался что(бы) достич(?) наибольшей силы.

У живописи. в в отношени.. копии дело обстоит проще. Там достаточно «списать» картину что(бы) многое понять. Но копия в литературе значительно сложнее. Простая переписка ровным счётом ничего (не)покажет. (Не)обходимо взять сколько(нибудь) равноце..ый сюжет и воспользовавшись формой мастера изложить тему в его м..нере. (М. Зощенко)

15. Разделите текст на абзацы, озаглавьте его. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Определите основную мысль текста, составьте его план. Укажите тип речи. Аргументируйте свой ответ.

Приближались к живому языку и Ломоносов и Державин и Жуковский и Батюшков. Но в том(то) всё и дело что приближались. Державин так(же) как Ломоносов был слишком торжестве..о высок в стиле и слоге Жуковский слишком сладкозвучен тонок слишком. Один только Пушкин ..делал ре..кий шаг вперёд — (на)встречу разговорному русскому языку (океану) и входя в этот океан он тем самым д..вал возможность и ему языку (океану) бе..пр..дельно войти в своё творчество и дать новому жизнь новому литературному языку новой литературе новой книге. И это (не, ни)какое не пр..увеличение с моей стороны. Пушкин единстве..ый в мире великий поэт (в)начале творчества которого лежит сказка. Поэма Руслан и Людмила разве (не)св..детельствует об этом? А вот что (по)этому поводу в письме к брату писал сам Пушкин . вечером слушаю сказки — и возн..граждаю тем (не)достатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! И это замет(?)те пишет один из образова..ейших людей Росси.. . Пушкин не только как бы устанавливает равноправие жанров — сказки и поэмы. Он считает возможным переток между ними сказки в поэму поэмы в сказку. Таким образом Пушкин можно сказать (в)первые возвёл в зако..ое право соавторства в литературе наш великий разговорный русский язык. (По Е. Исаеву)

Источник

Стили речи

1. Сусліков Л.М., Дьордяй В.С. Патентознавство. Навчальний посібник. – Київ: Центр навчальної літератури, 2005. – 232 с.

2. Андрощук Г.А., Работягова Л.И. Патентное право: правовая охрана изобретений: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – К.: МАУП, 2001. -232 с.

3. Патентоведение: Учебник для вузов За ред. к.е.н. Паладія М.В. – К.: ТОВ «Альфа-ПІК», 2004. – 56 с.

Размещено на Allbest.ru

(научный, официально-дело­вой, публицистический, стиль художественной литературы)

Особенности стилей речи

Функция Сфера применения Задачи речи Характеристика высказывания Языковые средства (лексические, грамматические)
Разговорный стиль
Обще­ние Неофициальная обстановка (в кру­гу друзей, знако­мых), диалоги, дружеские посла­ния, письма, бесе­ды и пр. Обмен впечат­лениями, мыс­лями с близки­ми или знако­мыми людьми Непринуждён­ность, эмоцио­нальность, оценочный ха­рактер речи Эмоциональная, выразительная разговорная лексика, слова с суф­фиксами субъективной оценки; употребление неполных предложе­ний, вводных слов, слов-обраще­ний, междометий, модальных час­тиц; повторы; инверсия и пр.
Научный стиль
Изложе­ние научной инфор­мации Научные труды, выступления, до­клады, лекции, статьи, книги, учебники и пр. Сообщение све­дений, имею­щих научное значение; объ­яснение при­чин явлений; разъяснение достижений науки и техни­ки, сообщение о них Точность, ло­гичность, до­казательность; отсутствие эмоционально­сти, даже не­которая су­хость речи Книжная и специальная лексика, научные термины; слова категории состояния; глагольные формы мно­жественного числа; деепричастия, причастия; прямой порядок слов; простые предложения, осложнён­ные обособленными и однородны­ми членами; вводные слова, указы­вающие на порядок оформления мысли и пр.
Читайте также:  Как нарисовать человека речкой
Функция Сфера примене­ния Задачи речи Характеристика высказывания Языковые средства (лексические, грам­матические)
Официально-деловой стиль
Точная переда­ча дело­вой ин­форма­ции Деловые бумаги (объявления, за­явления, отчёты, справки, распис­ки, инструкции, договоры, зако­ны, указания, предписания и пр.) Сообщение сведений, имеющих де­ловое инфор­мационное значение Строгость, точ­ность, офици­альность, бес­страстность — речь, лишённая эмоций Использование штампов, специаль­ной деловой лексики, прямого поряд­ка слов, преобладание существитель­ных над другими частями речи, упо­требление отглагольных существи­тельных, глаголов в повелительном наклонении; производных предлогов, составных союзов; простых и слож­ных предложений с обособленными членами; СПП с придаточными усло­вия, присоединительными и пр.
Публицистический стиль
Воздей­ствие, агита­ция и пропа­ганда Выступления, доклады, диспу­ты, статьи, бро­шюры и пр. на общественно-по­литические те­мы (газеты, журналы, ра­дио, телевиде­ние и пр.) Передача ин­формации об актуальных вопросах со­временной жизни с це­лью воздейст­вия на людей, формирова­ния обще­ственного мнения Призывность, страстность, вы­ражение отноше­ния к предмету речи, лаконич­ность при ин­формативной на­сыщенности Использование лексики разных пла­стов; общественно-политическая лексика; слова с подчёркнуто поло­жительным или отрицательным зна­чением; фразеологические обороты, пословицы, поговорки, цитаты; изобразительно-выразительные сред­ства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, инверсия и пр.), синтак­сические конструкции книжной и разговорной речи, простые (полные и неполные), риторические вопросы, обращения и пр.
Функция Сфера применения Задачи речи Характеристика высказывания Языковые средства (лексические, грамматические)
Стиль художественной литературы
Художе­ственное воздей­ствие Художественные произведения: рас­сказы, повести, ро­маны, пьесы, сти­хотворения, поэмы и пр. Воздействие путём словес­ного художест­венного изоб­ражения жиз­ни; передача отношения к окружающему, создание худо­жественных образов и пр. Образность, выразитель­ность, эмоцио­нальность, оце­ночный харак­тер речи Сочетание языковых средств раз­ных стилей; широкое использова­ние изобразительно-выразитель­ных средств языка; привлечение лексических и синтаксических средств других стилей для боль­шей выразительности и т. д.

4. Прочитайте отрывок из книги Н. П. Матвеевой «Свидетели
истории народа», адресованной учащимся старших классов. До­
кажите принадлежность текста к научно-популярному стилю ре­
чи. Определите основную мысль текста, подготовьтесь к его пере­
сказу.

Всем известно современное значение слова щепетиль­ный: «строго, до мелочей принципиальный в отношениях с кем-либо или по отношению к кому-либо». Но не помешает ли современное значение правильно понять это слово в «Ев­гении Онегине» Пушкина?

Всё, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по Балтическим волнам За лес и сало возит к нам. Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет.

У Пушкина щепетильный означало совсем иное: «изы­сканный, модный в одежде; приверженный моде». Поче­му? Оказывается, в литературный язык слово пришло из диалекта, где щепетить значило «наряжаться, модни­чать», а щепет (от щепа — мелочь) выступало в значении «галантерея». Отсюда щепетильный в XIX в. обозначало буквально «до щепы, до мелочей следящий за своей одеж­дой». Модников в народе называли щепетунами. Теперь понятным становится, что современное значение — резуль­тат развития языка, логическое переосмысление одного и того же понятия от конкретного к более абстрактному. Не­трудно заметить, что способствовала пониманию этого мо­мента именно культурологическая информация, сделав не­понятное слово словно осязаемым, близким нам.

5. Прочитайте отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Хорь и Ка-
линыч». Укажите признаки разговорного стиля в диалоге.

— Скажите, пожалуйста, — спросил я Полутыкина за ужином, — почему у вас Хорь живёт отдельно от прочих ваших мужиков?

— А вот отчего: он у меня мужик умный. Лет двадцать пять тому назад изба у него сгорела; вот и пришёл он к мо­ему покойному батюшке и говорит, дескать, позвольте мне, Николай Кузьмич, поселиться у вас в лесу на болоте. Я вам

стану оброк платить хороший. — «Да зачем тебе селиться на болоте?» — «Да уж так; только вы, батюшка, Николай Кузьмич, ни в какую работу употреблять меня уж не из­вольте, а оброк положите, какой сами знаете». — «Пять­десят рублёв в год!» — «Извольте». — «Да без недоимок у меня, смотри!» — «Известно, без недоимок. »

6. Прочитайте тексты. Какой общей темой они связаны? Опреде­лите стиль каждого текста. Укажите признаки этих стилей.

I. Дайте толкование слова манифест. В случае затруднения об­
ратитесь к словарю. Подберите синонимы к выделенному слову.

. Крепостное право на крестьян. и на дворовых людей отменяется навсегда.

. Наделение крестьян землёю и другими угодьями, а равно следующие за сим повинности в пользу помещика оп­ределяются преимущественно по добровольному между по­мещиками и крестьянами соглашению.

. Приобретениев собственность крестьянами полевых земель и угодий, отведённых им в постоянное пользование, допускается не иначе как с согласия помещика.

. Крестьяне, приобретшие в собственность землю при по­средстве выкупной операции, обязаны вносить в казну еже­годно взамен следовавшего помещику за сию землю оброка по шести копеек на рубль с назначенной правительством вы­купной ссуды впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются выкупными. (Из Манифеста 19февраля 1861г.)

II.Дайте толкование выделенных слов. Выпишите из текста си­
нонимы. Подберите синонимы к слову грядущие (поколения).
Приведите 5—6 примеров слов, в которых написание приставок
регулируется тем же правилом, что и в слове безнаказанно,

Имя Александра II отныне принадлежит истории. На­чало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколе­ния этого не забудут!

Но из этого не следует, что б он мог безнаказанно остано­виться. Нет, нет, пусть он довершит начатое, — пусть пол­ный венок закроет его корону. Гнилое, своекорыстное, дикое, алчноепротиводействие закоснелых помещиков, их вол­чий вой не опасны! Что они могут противопоставить, когда против них власть и свобода, образованное меньшинство и весь народ, царская воля и общественное мнение? (А. И. Гер­цен)

7. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки
препинания, раскройте скобки. Определите основную мысль и
стиль каждого текста. Укажите признаки данных стилей речи.
I. Подберите синонимы к выделенному слову.

. Патриотизм это не право а обяза..ость хоть и кровная почетная но т..желая обяза..ость которую в меру своих способностей и сил должен нести каждый гражданин той земли что отдана ему под Отечество. Пусть (не, ни)востор-гат(?)ся но гордит(?)ся каждому человеку принадлежностью к своему народу совсем (не)повредит. Армянину что он ар­мянин эстонцу что он эстон..ц еврею что он еврей, а буряту что бурят. Позвольте уж и русскому пр..страстит(?)ся к этой шеренг., «семьи вольной». (Кое)какие заслуги перед миро­вой культурой и ц..вилизац..ей есть и у него. (В. Распутин)

П. Найдите в тексте антонимы. Сделайте морфологический раз­бор выделенного слова. Выпишите, указывая часть речи, по два слова а) с нулевым окончанием; б) без окончания.

Свою задачу писателя я вижу в возвр..щени.. народу русскому забытых страниц его истори.. . Я (не)устаю по­вторять народ жив пока жива его историческая память. Кончает(?)ся память кончает(?)ся нац..я начинает(?)ся нечто другое. Так половц.. пок. .рё..ые монгольскими плем.. нами. уд.. вите л ьно скоро забыли даже свои национальные придания стали по существу иным народом. (Д. Балашов)

8. Прочитайте и сравните два текста о Емельяне Пугачёве. Пер­
вый написан историком В. И. Бугановой, второй взят из романа
В. Я. Шишкова «Емельян Пугачёв». Укажите стиль речи каждо­
го текста и назовите его признаки.

I. Правда о Пугачёве была известна от него же самого. В тайной экспедиции Сената он признался: яицкие казаки «точно знали, что он не государь, а донской казак, ибо он сам настоящего своего имени не таил».

. Им нравилось, что простой казак выступает в роли «императора». К тому же среди них, как и во всём народе, по всей России, давно ходили слухи о том, что Петра IIIне убили в Ропше; жертвой заговора пал другой человек, ка­кой-то солдат, внешне очень похожий на императора, а он сам скрылся. Все ждали избавления, надеялись, что он им поможет. Поэтому яицкие казаки и приняли Пугачёва.

П. — Не прогневайся, батюшка, скажи-ка мне сущую правду, не утай: точный ли ты государь есть?

Пугачёв по-страшному засверкал на Чику глазами.

— Не стращай, батюшка, я не больно-то пуглив. А луч­ше откройся, ведь нас немного здесь, ведь двоечка только, ты да я. Мне вот Денис Караваев сказал.

— Что он, безумный, сказал тебе?

— А то и сказал, что ты донской казак, — ловил Пуга­чёва нахрапистый Чика.

Пугачёв затрясся, заорал:

— Врёшь, дурак! Врёшь! — плюнул и пошёл быстрым
шагом к речке.

. Чика поспешил за ним следом, чтоб разом кончить разговор.

— Я Караваеву Денису клятву принёс, чтобы в тайне
держал. Ну так вот, и тебе, батюшка, клянусь, уж ты верь
мне. И какой ты есть человек — донской казак али нет, ве­
лика ль мне в том корысть? А раз мы приняли тебя, батюш­
ка, за государя, стало — и делу конец, стало — так тому и
быть.

Пугачёв вплотную приблизился к нему и, собрав всю внутреннюю силу, молвил:

— Ну, Чика. Своими речами в пот меня ты вогнал.
Пускай умрёт это в тебе. Чуешь? Христом-богом закли­
наю. А то и твоя и моя голова с плеч покатится, . Ну, ся­
дем давай, потолкуем. . Поведаю правду тебе. Знай: я
есть донской казак Емельян Иванов Пугачёв.

9. Спишите, вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскройте скобки. Определите тему каждого текста, укажите, к какому стилю речи они относятся. Назовите признаки этих стилей. Подчеркните грамматические основы первых пред­ложений каждого текста. Определите вид сказуемого в каждом из них. Подберите синонимы к выделенному слову, расположив их в порядке уменьшения признака.

I. Источники питания рек жидкие осадки снежный по­кров (высоко)горные снега и ледники подземные воды. Од­нородного питания рек в природе почти (не)наблюдает(?)ся оно обычно бывает смеша..ым. В зависимости от особенно­стей питания различают основные фазы водного режима рек половодье паводок.

Для умере..ого пояса Северного полушария характерна повыше..ая водность весной. Крайний тип режима рек уме-ре..ого пояса формируемый в условиях резкой континен-тальности (кратко)време..ое весеннее половодье. На реках Дальнего Востока под влиянием муссонов образуется лет­нее половодье дождевого происхождения. (Из Большой со­ветской энциклопедии)

П. После долгой и снежной зимы особенно дружной бы­вает весна в Забайкаль.. . Бурно та..т в горной тайге снега вскрывают(?)ся реки и реч..нки. Какая(нибудь) маленькая пересыхающая летом речушка становит(?)ся тогда могучим и грозным потоком. Гулкой весенней ночью далеко(далеко) слышен её будоражливый (не)умолкаемый шум. Она вы­ходит из берегов топ..т пр..брежные кусты и огороды рвётся через мельничные запруды лома..т и снос.т все свои мосты. Белой от пены шальнойи (не)укр..тимой рекой летит она в солнечную даль. Кто хоть однажды вид..л её буйный и весё­лый разлив тот запомн-.т его навсегда. (К. Седых)

Тексты разнообразны по своему строению и содержа­нию. Выделяются следующие основные типы речи, кото­рые используются при построении текстов разных стилей: описание, повествование, рассуждение.

Источник

Adblock
detector