Меню

Грунт в москве реке

«Радон» огородил участок с радиоактивным грунтом на склоне Москвы-реки

Ограждение установлено на склоне Москвы реки, где проводится обследование загрязненного грунта перед вывозом. Об этом сообщили в пресс-службе департамента строительства Москвы.

Как отмечается, после завершения работ будет проведено повторное исследование лабораторией ФГУП «РАДОН» и независимой лабораторией, привлеченной по отдельному контракту.

Ранее сообщалось, что на участок строительства Юго-Восточной хорды (ЮВХ), откуда запланирован вывоз зараженного грунта, завезли санитарно-пропускные пункты.

ФГУП «Радон» работает на участке строительства мостового перехода в составе Юго-Восточной хорды. Работы ведутся на правом берегу Москвы-реки на участке, ограниченном Московским заводом полиметаллов (МЗП, Каширское шоссе, д.49) на западе, железнодорожным мостом Курского направления (ж/д платформа Москворечье) на востоке, рекой на севере и Каширским шоссе на юге (район Москворечье-Сабурово).

Гендиректор «Радона» Алексей Лужецкий заявлял, что на площадке будут работать от 10 до 20 человек, в том числе несколько дозиметристов. Работы по рекультивации площадки планируется завершить до конца мая.

О том, что склон реки около Московского завода полиметаллов в зоне строительства участка ЮВХ будет рекультивирован, в январе текущего года заявил мэр Москвы Сергей Собянин. При этом Собянин подчеркнул, что обнаруженные незначительные следы загрязнения не приведут к прекращению строительства ЮВХ.

Публикации о том, что в зону прокладки ЮВХ попадает могильник радиоактивных веществ — урана и тория появились в СМИ в начале лета 2019 года. Авторы говорили о возможности возникновения экологической катастрофы городского масштаба. В начале июля Гринпис сообщал о 12-кратном превышении радиационного фона, выявленном в ходе проверки грунта у МЗП.

Источник

«До дна Москвы-реки всего 9 метров»: как идет строительство западного участка БКЛ

Завершается технологическое подключение двух станций

Столичные энергетики завершают технологическое подключение двух будущих станций «Улица Народного Ополчения» и «Карамышевская». Несмотря на пандемию, строительство Большой кольцевой линии метро не останавливалось ни на минуту. Сейчас тоннелепроходческий комплекс уже приближается к станции «Кунцевская».

10-метровая тоннелепроходческая машина вгрызается в грунт. Сантиметр за сантиметром прокладывают новую ветку Большой кольцевой линии метро. Сейчас – самый сложный этап, признаются строители. Комплекс проходит под дном Москвы-реки в районе Мнёвниковской поймы. Одна ошибка или неточность в плане, и тонны воды хлынут в проложенный тоннель.

«Сейчас у нас проходка ведётся под Москвой-рекой. Расстояние от щита самого до дна Москвы-реки составляет 9 метров», — рассказывает главный механик подрядной организации по строительству метро Павел Разумный.

На западном участке БКЛ строители применили новый способ проходки. Шли насквозь через уже готовые котлованы будущих станций, а не от каждого по отдельности. Начали от «Карамышевской», прошли через «Мнёвники» и теперь до финишной точки – «Можайская» — осталось всего полтора километра. Причём, пока тоннелепроходческий щит перерабатывает породу, позади него сразу активно ведутся строительные и отделочные работы.

Станция «Карамышевская» — это пока рабочее название будущей платформы — не похожа ни на какую другую в столичном метро. Здесь нестандартная планировка. Она больше напоминает старинный колонный зал с высокими 10-метровыми потолками. Ещё одна отличительная особенность — воздуховоды. Обычно они расположены под станцией. Но по задумке архитектора их добавили в общий ансамбль, чтобы визуально платформу сделать объёмной.

Дизайн станции выбирали сами москвичи. Больше всего приглянулся авангардный стиль. Платформа будет иметь прямые геометрические формы, а в центре расположится яркая красная арка – прямой отсыл к полотну Казимира Малевича «Красный квадрат». Полюбоваться этим архитектурным бриллиантом, расположенным на глубине 27 метров, удастся в следующем году. Бетонный каркас платформы уже закончен и начались отделочные работы и монтаж оборудования.

«На каждом вестибюле по 2 выхода. Вестибюля у нас 2. Соответственно два эскалаторных схода по 3 эскалатора. Также на станции есть один лифт, который с пассажирской зоны на платформу пускает. И для маломобильных групп лифт с поверхности в пешеходный переход», — сообщил руководитель строительства станции метро «Карамышевская» Иван Белобородов.

Открытие «Карамышевской» улучшит транспортную доступность сразу трёх районов Москвы — Хорошево-Мнёвники, Кунцево и Фили-Давыдково. Сейчас, чтобы добраться в центр, жители вынуждены на автобусах доезжать до метро «Молодёжная». На это уходит почти час. С открытием западного участка БКЛ время в пути сократится минимум вдвое.

Читайте также:  Данный памятник архитектуры стоит в месте слияния двух рек впр история

Илья Данильцев, Дмитрий Филиппов и Василий Батурин, «ТВ Центр».

Источник



научная статья по теме ДОЛИНА МОСКВЫ-РЕКИ И ПОЧВЫ СТОЛИЦЫ Физика

ДОЛИНА МОСКВЫ-РЕКИ И ПОЧВЫ СТОЛИЦЫ - тема научной статьи по физике из журнала Природа

Цена:

Авторы работы:

ВАРАВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

ПРОКОФЬЕВА ТАТЬЯНА ВАДИМОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ДОЛИНА МОСКВЫ-РЕКИ И ПОЧВЫ СТОЛИЦЫ»

Лолина МосНвы-реНи и почвы столицы

Речные долины, участвующие в распространении и перемещении живого вещества по поверхности планеты, играют важную роль в ее биосфере. Вдоль рек расселяются и мигрируют многие животные и растения. Хорошо известно также, что река формирует природно-экологические условия расположенного на ней города, влияет на его хозяйство, экономику и зачастую дает ему имя. Долины рек с их уникальными ландшафтами и почвами участвуют в поддержании устойчивого функционирования экосистемы города. Москва-река (вместе с притоками), на которой возник город, обусловила характер и исторические особенности его застройки и до сих пор создает уникальную природно-ландшафтную основу городской среды. Сохранившиеся на территории Москвы долины малых рек обеспечивают ценный резерв для озеленения и саморегуляции городского природного комплекса.

Освоение пойм и речных долин

С древнейших времен плодородные пойменные почвы широко использовались в сельском хозяйстве. Первобытные племена активно воздействовали на растительность и почвенный покров в окрестностях своих поселений, затронув большей

© Прокофьева Т.В., Варава О.А., 2013

Татьяна Вадимовна Прокофьева, кандидат биологических наук, доцент кафедры географии почв факультета почвоведения МГУ им.М.В.Ломоносова. Основные научные интересы — генезис, география, классификация и экология почв, в том числе городских.

Ольга Александровна Варава, кандидат биологических наук, заведующая сектором экологического мониторинга Института минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов. Область научных интересов — почвоведение, экология, экологическая геохимия.

частью именно земли приречных территорий. Так, поймы и низкие террасы Москвы-реки осваивались в первую очередь и только потом, в XIV—XV вв., началась распашка высоких террас и водораздельных пространств [1].

Использование плодородных пойменных почв диктовалось прежде всего нуждами горожан в продуктах питания. Здесь выращивались овощи и кормовые культуры, а заливные пойменные луга обеспечивали сенокос. Постепенно в ходе освоения человеком древесная и кустарниковая растительность в поймах практически исчезла. Зачастую проводимая на этих территориях мелиорация сопровождалась перемещением огромных почвенных масс, засыпкой понижений для выравнивания поверхности.

С развитием городов реки стали еще и главными дорогами, соединяющими их с внешним миром. В прибрежных посадах и слободах рядом с причалами и затонами возникали торговые районы и площади. Строительство флота и градостроительные реформы, предпринятые Петром I, усилили торгово-промышленное, транс-

портное, а в ряде случаев и военное значение рек. Началось укрепление берегов деревянными сваями и земляными откосами, которые во второй половине XVIII в. сменились гранитными набережными. Позже реки утратили значение главных осей города (в том числе и военно-стратегическое), сохранив лишь транспортное и энергетическое. С началом индустриализации наступил новый этап освоения долин — возросла роль малых водотоков, на которых возникали цепочки текстильных, бумажных и других фабрик [2].

В современном городе антропогенное преобразование ландшафта направлено на градостроение. Регулирование стока рек сократило поступление наносов на поверхность пойм [3], ослабило процессы затопления. В пределах города для увеличения строительных площадей долины малых рек и ручьев часто засыпаются, а реки заключаются в трубы. Они продолжают жить в виде потоков подземных вод, которые сопровождают коллекторы. По-прежнему продолжается разрушительная работа водотоков в засыпанных оврагах и ручьях, вызывающая образование пустот в грунтах или, наоборот, накопление наносов в коллекторах, что уменьшает их диаметр и увеличивает риск аварий [4].

Усиливается техногенное загрязнение и захламление пойменных почв промышленными и бытовыми отходами, тяжелыми металлами и нефтепродуктами. Это связано с поступлением неочищенных сточных вод, сбрасываемых промышленными и коммунальными предприятиями, с возникновением стихийных свалок в понижениях рельефа. Кроме того, глубокие речные долины, пересекающие крупные промышленные центры, способствуют образованию локальных атмосферных потоков, в которых скапливаются техногенные загрязнители, а затем оседают на поверхность почв и вод [5].

Читайте также:  Река мтс в станции

Современный облик долины

В бассейне Москвы-реки насчитывается более 1500 рек, речек и ручейков. Формирование речной долины, начавшееся еще в карбоне [4], определялось известняковыми породами с повышенной трещиноватостью. Сегодня в пределах долины выделяют три надпойменных и пойменную (трехуровневую) террасы. Самая древняя, высокая и широкая из них — третья надпойменная (хо-дынская, или боровая). Она сильно расчленена овражной сетью и эродирована, образовавшиеся фрагменты — это главные «холмы» столицы. Ширина второй (мневниковской) значительно меньше. Первая же (серебряноборская), как и третья, фрагментарна. Пойма, площадь которой существенно сокращена антропогенной трансформацией русла и долины, сохранилась в виде участков, вытянутых вдоль реки.

Москва возникла на высоком холме в месте слияния Москвы-реки и ее притоков Яузы и Неглинной [1] и вначале город занимал узкую полосу вдоль русла. Во второй половине XIII и в XIV вв., в период укрепления русского государства, Москва быстро отстроилась и ее территория расширилась до границ современного Кремля и Китай-города. В XV в. город перешагнул за Яузу, а кое-где и за Москву-реку, образовав Заяузье, Занеглименье и Заречье.

Проложенный в 1783—1786 гг. вдоль центральной излучины р.Москвы водоотводный канал во время половодий разгружает основное русло реки. Трасса канала проходит по заболоченной низине, когда-то притеррасному понижению со ста-ричным озером. В конце XIX в. набережную облицевали камнем, а многие малые реки засыпали или убрали в коллекторы. В далеком прошлом берега были на 4—5 м ниже, чем теперь (в некоторых центральных районах города — на 15—20 м). Заболоченный левый берег часто затоплялся наводнениями, и вода в черте города поднималась почти на 9 м. Большие половодья случались в Москве каждые 10 лет, а самое бедственное и разрушительное — в 1908 г. [6].

Сооруженный в 1937 г. 128-километровый канал Москва—Волга существенно изменил гидрологическую сеть города: обводнил обмелевшую и загрязненную Москву-реку, а также Сходню, Яузу и Лихоборку. Гидроузлы в Карамышеве и Перерве обеспечили в городе судоходные глубины (3—5 м), при этом урез воды в р.Москве повысился со 115 до 120 м над ур.м. На водосборе ее верхнего участка созданы четыре водохранилища — Можайское, Рузское, Озернинское и Истринское (зарегулированность стока на этом участке около 80%). Ширина Москвы-реки изменяется от 110 до 250 м, глубина от 3 до 8 м. Скорости течения очень низкие (0.1 — 0.3 м/с). Москва-река в черте города образует несколько излучин, часть которых спрямлена каналами. Сегодня столица ежегодно получает из канала Москва—Волга для водоснабжения 800 млн м3 воды, для обводнения реки — 1 млрд м3 [6].

Современная гидрологическая сеть города состоит из основной водной артерии (Москвы-реки), ее главных (Яузы, Сходни) и второстепенных (около 130) притоков. Территории речных долин в целом занимают около 40%, а поймы составляют около 10% от площади города [4]. К настоящему времени более трети рек и ручьев заключены в подземные коллекторы или полностью засыпаны. На значительных отрезках русел сооружены бетонные набережные. В долинах многих рек полностью уничтожены гидро- и овражно-балочная сети, понижения и заболоченные участки, сглажены перегибы террас. В ходе строительства уровень поймы Москвы-реки местами повысился до уровня первой (серебряноборской) террасы [4]. Глубина залегания грунтовых вод в долине Москвы-реки

Речная сеть Москвы: действующие водотоки — синяя сплошная линия, погребенные — красная пунктирная (по: Насимович Ю.А. Сколько рек было и сохранилось в Москве? // Экология и жизнь. 1997а. Весна-лето. С.75—80).

в среднем не превышает 3 м, и лишь на отдельных участках опускается до 5 м. Таким образом, поднятие поверхности поймы за счет подсыпок и прекращение паводкового режима в пределах города искусственно повысили уровень воды в русле и, как следствие, — грунтовых вод.

Периодическое и длительное затопление пойм привело к формированию специфических пойменных почв [7], которые постепенно «растут» вверх за счет регулярных речных отложений. С аллювием приносится огромная масса, в том числе важных для жизни растений и животных макро-и микроэлементов, так как талые воды смывают с земной поверхности прежде всего плодородные горизонты. Обнажающиеся в бортах оврагов и на крутых склонах породы тоже интенсивно размываются полыми и паводковыми водами.

Читайте также:  Самая северная река тихого океана в северной америке это

В геоморфологическом профиле поймы видно, что у самого русла, где скорость потока максимальна, откладывается больше крупного аллювия (песка, гальки, а иногда и крупных камней), уровень поверхности выше, чем на линии сочленения с первой террасой. В целом гранулометрический состав аллювия центральной поймы более тяжелый — пылеватый или суглинистый. На ее стыке с первой незатапливаемой речной террасой откладываются самые тонкие частицы аллювия. Местами в притеррасном понижении долго застаиваются поёмные воды. Здесь сильная увлажненность поддерживается и близким залеганием грунтовых вод.

Почвы прируслового вала (наиболее дренированной части поймы с непродолжительным затоплением) — серогумусовые (дерновые). У них малая мощность гумусового горизонта, легкий гранулометрический состав и непрочная структура. Разные слои речного осадка чередуются с погребенными почвенными гумусовыми горизонтами.

Длительное затопление паводковыми водами способствует формированию серогумусовых гле-евых (луговых) почв. Гумусовый слой (30—50 см)

Трансформация долины р. Москва.

отличается зернистой структурой и тяжелым гранулометрическим составом. В нижней части профиля постепенно нарастают признаки переувлажнения. Луговые пойменные почвы по сравнению с другими типами наиболее плодородны. Это обеспечивается устойчивой увлажненностью,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Физика»

ЛИХАЧЕВА Э.А., ЛОКШИН Г.П., МАККАВЕЕВ А.Н. — 2010 г.

ВАРАВА О.А., КУЗНЕЦОВА А.М., ПРОКОФЬЕВА Т.В., СЕДОВ С.Н. — 2010 г.

ИВАННИКОВ Ф.А., МАРТЫНЕНКО И.А., ПРОКОФЬЕВА Т.В. — 2011 г.

Источник

Проект рекультивации склона Москвы-реки около Юго-Восточной хорды сделают за пару месяцев

МОСКВА, 18 июля. /ТАСС/. Разработка проекта рекультивации склона Москвы-реки у Московского завода полиметаллов займет несколько месяцев. Площадка строительства моста и эстакады в составе Юго-Восточной хорды уже полностью очищена, сообщил журналистам в субботу заммэра Москвы Андрей Бочкарев.

«Мы начали наши стандартные строительные работы [ЮВХ], завершим в назначенные сроки (в 2023 году). Участок, на котором зараженные грунты (между Москва-рекой и территорией завода полиметаллов), приступим к подготовке его рекультивации и зачистке, началось проектирование. Думаю, что где-то через год начнем рекультивацию самого участка. Проектирование по рекультивации зараженных грунтов будут вести коллеги несколько месяцев», — сказал Бочкарев.

Он добавил, что ФГУП «Радон» проводил работы по рекультивации зараженных грунтов на данном участке на протяжении четырех месяцев. «Работы будут проведены очень аккуратно, очень быстро, чтобы Юго-Восточную хорду построили в намеченные для нас сроки. Очень грамотно организуем работу, чтобы не было ни пыления, ни потери грунта на трассе, чтобы не было воздействия на здоровье людей, растений, животных. К этой проблеме не могли придвинуться предыдущие команды с 1984 года, мы за этот вопрос взялись», — сказал Бочкарев.

Ранее директор ГКУ «Управление дорожно-мостового строительства» Василий Десятков сообщил, что строительство эстакады и моста Юго-Восточной хорды начали на освобожденной от зараженного грунта площадке, расположенной вдоль завода полиметаллов и станции «Москворечье». По его словам, на стройплощадке специалистами ФГУП «Радон» будет проводиться ежедневный мониторинг радиоактивной ситуации, который будет обеспечен в рамках предусмотренного бюджета генподрядчика — компании «Мостотрест». Десятков добавил, что работы по возведению участка с мостом через Москву-реку и эстакадой планируется завершить в 2023 году. Обозначен срок выполнения работ — 35 месяцев, но строители планируют справиться быстрее.

Власти Москвы в 2018 году приняли решение о строительстве ЮВХ — трассы длиной 28 км с мостом через Москву-реку и многоуровневыми развязками. Она протянется от шоссе Энтузиастов до 35-го км МКАД и пройдет по 10 районам Москвы.

При строительстве ЮВХ специалисты столкнулись с проблемой — радиоактивными отходами, которые в 1950-1960 годах Московский завод полиметаллов, расположенный недалеко от траектории будущей хорды, складировал на своем заднем дворе. Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что городские власти приняли решение об очистке и вывозе загрязненного грунта.

Источник

Adblock
detector