Меню

Граник в реке там рыба

В реке там рыба

1. В реке там рыба. 2. На бугре мычит корова. 3. В конуре собака лает. 4. На заборе поет синичка. 5. В коридоре играют дети. 6. На стене висит картина. 7. На окне узоры инея. 8. В печурке горят дрова. 9. В руках девчурки нарядная там кукла. 10. Коньки к зиме готовят там. 11. Очки лежат для бабушки. 12. Тетрадки всегда содержатся в порядке.

Слайд 15 из презентации «Русский язык «Подлежащее и сказуемое»» к урокам русского языка на тему «Грамматическая основа предложения»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке русского языка, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Русский язык «Подлежащее и сказуемое».ppt» можно в zip-архиве размером 2638 КБ.

Грамматическая основа предложения

«Главный член предложения» — Передают действие неопределённого лица, в предложении не называемого. В шубах деревья. Основой односоставного предложения является главный член. В каждой избушке на своём пути пользуюсь дровишками. Рабочий покой. Ярмарка. Определённо – личные предложения. Описываемое действие либо состояние не связано с действующим лицом и предметом.

«Подлежащее и сказуемое» — Виды сказуемых. Чай пить не дрова рубить. Я, браток, свободный человек. Я (мест.) возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей: а) вспомогательного глагола и б) инфинитива. Например: Я спал мало. Сны безотчётны, ярки краски. Задание: спишите, подчёркивая сказуемые.

«Основа предложения» — Подлежащее. Обидчивость. Человек должен быть заботлив. Вопросительный знак. Составное именное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Фрагменты. Выпишите грамматическую основу предложения. Основа предложения. Выпишите грамматическую основу. Непонимание людей. Нулевая связка. Уважение. Главный член предложения.

«Русский язык «Подлежащее и сказуемое»» — Мы в сказочном городе Синтаксис. Оно состоит из букв и звуков. Сказуемое может быть выражено глаголом. Мы живём на Земле. Почему же ворота не открываются. Работа с учебником. Поезд мчался вдаль. Мы убежали от страшной Феи и добрались до последней улицы. В реке там рыба. Злая Фея побеждена. Злая Фея рассердилась и спутала все предложения.

«Способы выражения подлежащего» — Весь поселок собрался на площади. Мне было интересно учиться. Признать свою ошибку было бы лучше. Рисовать с натуры – моё любимое занятие. Надеюсь, что ваше завтра будет прекрасным. Поломаем голову! Определите грамматическую основу в каждом предложении: Учиться – вот наша задача. Я не спеша вернулся к речке.

«Главные члены» — Ворота- проезд за ограду, закрываемый широкими створами. Е глав ны ны чле ло пре я ни же. № 8 Главные члены предложения – составляют основу предложения. Как подчеркиваем главные члены предложения? Что мы знаем о предложении? Вопрос-обращение направленное на получение сведений. Бурным чувствам нет конца: Пылкий нрав у молодца!

Источник

Русский язык: о сложном — просто,

Выпуск шестой.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Не пора ли нам на время отвлечься от орфографии и поговорить немного ещё об одной большой проблеме – знаках препинания.

Знаки препинания употребляются в трёх основных случаях:

С перечислением обычно проблем не бывает. Обособлению членов предложения, приложив определённые усилия, можно научиться. А вот для того чтобы научиться отделять друг от друга предложения, необходимо иметь представление о том, что такое предложение.

Успешный анализ предложения основывается на умении правильно выделить подлежащее и сказуемое.

Подлежащее и сказуемое! Что же может быть проще? – пренебрежительно скажут школьники с третьего по одиннадцатый класс включительно. Однако, если предложить этим ребятам подчеркнуть в диктанте средней сложности все подлежащие и сказуемые, получится грустная картина. И ошибкам в выделении подлежащего и сказуемого будут чётко соответствовать ошибки в расстановке знаков препинания.

Такое на первый взгляд несложное дело, как выделение подлежащего и сказуемого, таит значительные трудности. В том, что работа эта действительно нелегка, вы можете убедиться сами. Вооружитесь, пожалуйста, карандашом и подчеркните подлежащее в следующих предложениях.

Три смелых зверолова
Сидели под кустом,
А кто-то на берёзе
Помахивал хвостом.

Всё понятно старику,
Старику-часовщику.

Из окошечка резного
Снова слышится «Ку-ку!»

Половина неба была совершенно закрыта тучами.

Хозяин твой и мил, и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Поднявший меч от меча и погибнет.

Спастись при кораблекрушении удалось только Гулливеру.

Вновь «сегодня» настало с утра,
И уже не вернётся «вчера».

Признайтесь, что ощущения абсолютной лёгкости при выполнении этой работы у вас не было.

Ниже даны ответы. Проверьте себя. 1. Три зверолова, кто-то. 2. Всё, «ку-ку». 3. Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. 4. Половина неба. 5. Хозяин, много гостей, каждый. 6. Все. 7. Поднявший. 8. Спастись. 9. Сегодня, вчера.

Итак, задача оказалась действительно не из самых лёгких. Поэтому если необходимо серьёзно обучить школьникам основам синтаксического анализа, его в первую очередь надо научить быстро и безошибочно распознавать подлежащее и сказуемое, причём не только когда предложение находится перед глазами, но и на слух.

Прежде чем начать охоту на подлежащие и сказуемые, усвоим два основных правила такой охоты:

Поясним второе правило. Если ставить эти вопросы, не связывая их со сказуемым, может возникнуть множество ошибок. Например, в предложении «Пряник мальчик отдал сестрёнке» слово «пряник» в отрыве от сказуемого можно легко принять за подлежащее, в то время как подлежащее здесь — «мальчик».

Найти же сказуемое, если оно простое, в предложении легче всего. Глагол в любом времени и наклонении, то есть любой глагол, кроме стоящего в неопределённой форме, обязательно будет простым глагольным сказуемым. Найдя сказуемое и поставив от него вопросы кто? что?, мы обязательно придём к подлежащему.

После всего сказанного остаётся только предложить вам тексты для упражнений. В этих текстах подлежащие будут подчёркнуты одной чертой, а сказуемые – выделены красным цветом (это связано с ограничениями html). Но это только для самоконтроля. Находить подлежащие и сказуемые нужно на слух, не видя текста.

После того как мы научились молниеносно распознавать подлежащее и сказуемое в простом предложении, можно переходить к предложению сложному. Прежде всего, надо помнить, что подлежащее и сказуемое вместе являются основным словосочетанием в предложении, его основой.

В простом предложении – одна основа, в сложном, состоящем из двух частей, — две основы, в сложном из трёх частей – три основы и т.д. (Частью сложного предложения по теперешней терминологии называется то, что раньше называлось простым предложением).

Одним словом, надо хорошо запомнить простую истину: сколько в сложном предложении основ, столько в нём и частей. Части сложного предложения отделяются друг от друга знаками препинания (не обязательно запятыми).

Однако в этой нехитрой математике таятся свои опасности.

Первая из этих опасностей – стремление некоторых школьников считать все длинные предложения сложными, а все коротенькие – простыми. Это зачастую приводит к появлению лишних знаков в длинных предложениях и пропуску необходимых знаков в коротеньких сложных.

Приведём несколько заданий, составленных из стихов детских поэтов.

  1. Во многих городах Англии рано утром к каждому дому подъезжает на велосипеде молочник с большой корзиной различных молочных продуктов.
  2. Он оставляет у порога каждого дома бутылки, горлышки которых закрывают разноцветные крышки.
  3. Однажды голодная синица продолбила своим твёрдым клювом мягкую крышечку бутылки, где были сливки.
  4. С тех пор все синицы Англии по цвету крышечек узнают, в каких бутылках находятся сливки.
Читайте также:  Растения для аквариума из реки

Здесь следует напомнить, какое важное значение имеет умение читать текст с правильной интонацией. Речь не идёт о том, чтобы читать эмоционально, «с выражением», но умение «делать паузы в словах» поможет избежать очень многих ошибок.

Яркий пример того, к чему приводит «потеря» границ между предложениями, мы находим в книге А.Т. Арсирия «Занимательная грамматика». Попробуйте разбить на предложения точками следующий текст.

. кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна…

После правильного решения задачи на расстановку точек этот текст выглядит так:

. кисель там варят. Из резины
там шины делают. Из глины
кирпич там жгут. Из молока
творог готовят. Из песка
стекло там плавят. Из бетона
плотины строят. Из картона
обложки там. Из чугуна
там варят сталь. Из полотна
кроят рубахи. Из пластмассы
посуду делают. Из мяса
котлеты стряпают. Из сажи
там ваксу делают. Из пряжи
прядут там нитки. Из сукна
костюмы шьют. Из толокна…

А вот ещё тексты, созданные по этому образцу.

I

едят там вилками компот
там пьют из чашек бутерброд
из хлеба с сыром там котлеты
из мяса свежего конфеты
с начинкой сладкой суп с фасолью
в тарелках всё там варят с солью

Решение этой задачи выглядит так:

Едят там вилками. Компот
Там пьют из чашек. Бутерброд
Из хлеба с сыром там. Котлеты
Из мяса свежего. Конфеты
С начинкой сладкой. Суп с фасолью
В тарелках. Всё там варят с солью.

II

в реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синица в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поёт салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке

А вот решение этой задачи.

В реке там рыба. На бугре
мычит корова. В конуре
собака лает. На заборе
поёт синица. В коридоре
играют дети. На стене
висит картина. На окне
узоры инея. В печурке
горят дрова. В руках девчурки
нарядная там кукла. В клетке
ручной щегол поёт. Салфетки
там на столе лежат. Коньки
к зиме готовят там. Очки
лежат для бабушки. Тетрадки
всегда содержатся в порядке.

На этом и мы поставим точку. Тема следующей рассылки – речевые ошибки.

Желаю успехов. Ведущий рассылки Анатолий Дядченко.

Приглашаем Вас подписаться на рассылку, посвященную развитию памяти и скорочтению.

Знаете ли Вы, что нормальный взрослый человек запоминает не более 30% прочитанного, тратя на чтение одной страницы текста от 5 до 10 минут? Как запоминать больше и читать быстрее вы узнаете из нашей рассылки.

Источник



В стране озорных стихов
классный час по литературе (5 класс) по теме

Швецова Светлана Васильевна

Разработка внеклассного мероприятия по литературе для использования во время проведения тематической недели.

Скачать:

Вложение Размер
v_strane_stihov.doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

«В стране озорных стихов»

Урок литературы
в рамках месячника русского языка и литературы

Сегодняшний урок литературы проведем немного необычно для того, чтобы вы поняли, что литература может быть не только серьезной, но и озорной.

Это можно сделать с помощью загадок, литературных игр, забавных заданий, ребусов и шарад.

Для чего это нужно? Для того, чтобы вы учились создать новое – творить. Творчество поможет вам в жизни, вы станете мудрее, находчивее и остроумнее.

Отправляемся в Страну Стихов.

  1. Б. Заходер написал стихотворение, но забыл расставить запятые.

Очень – очень странный вид

Речка под окном горит

Чей-то дом хвостом виляет

Песик из ружья стреляет

Мальчик чуть не слопал мышку

Кот в очках читает книжку

Старый дед влетел в окно

Воробей схватил зерно.

Да как крикнет, улетая:

«Вот что значит запятая».

В стихах паузы, возникающие в середине стоки, оказываются очень сильным выразительным средством. Границы строк и фраз не совпадают.

Самостоятельно расставьте запятые и прочитайте

… В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поет синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поет салфетки

там на столе лежат коньки

к зиме готовы там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержатся в порядке

  1. Вы, наверное, обращаете внимание, что стихи звучат так, как будто перекликаются друг с другом. Это происходит оттого, что стихи связаны рифмой. Рифма – это созвучие окончаний стихов.

Палить – рубить – злить — …

А теперь попробуйте закончить строки теми словами, которые задумал Даниил Харлес, автор стихотворения «Очень – очень вкусный пирог»

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе…

Купил муку, купил творог,

Пирог, ножи и вилки тут –

Я ждал, пока хватило сил,

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…

Когда же гости подошли,

Составим вместе стихотворение по заданной рифме:

Жил-был маленький щенок

И любил он есть творог,

И была у него подружка

Мокрая, зеленая лягушка.

Щенок с лягушкою дружил,

Хороводы с ней водил.

Попробуйте самостоятельно закончить начатое стихотворение – что могло произойти со щенком дальше.

  1. В словаре даются слова в исходной форме: существительное в И.п., ед. ч., глагол – в Н.ф. Можно ли понять фразу, если слова даны в исходной форме?

Буря, мгла, небо, крыть, вихрь, снежный, крутить.

Вечер, ты, помнить, вьюга, злиться.

Эти фразы вы поняли потому, что знаете стихотворение А.С. Пушкина.

А можно ли понять, о чем идет речь, если, наоборот, лексическое значение слов неизвестно, а даны только грамматические формы? Как вы себе представляете того, о ком говорится.

Под собой, не чуя ног,

Скачет резвый Рапунок,

А большие Рапуны

Тихо спят и видят сны.

  1. Иногда мы читаем незнакомые произведения и сразу догадываемся, кто автор. Например, читаем стихотворение и говорим, что это Некрасов, или Есенин, или Пушкин. МЫ узнаем их по стилю. Есть замечательная книга «Парнас дыбом». Действительно, Парнас (символ поэзии) мог бы стать дыбом от того, что вытворяют авторы этой книги. Эта книга юмористических подражаний разным поэтам.

Вот как написал бы детскую песню «Жил-был у бабушки серенький козлик» один из них. Догадайтесь кто?

Наша бабка горько плачет:

Где мой козлик? Где он скачет?

Полно, бабка, плачь не плачь –

В лес умчался твой рогач.

А живут в лесном поселке

Живодеры, злые волки,

И напали на него

Ни с того и ни с сего.

Повалили Козю на пол,

Оторвали Козе лапы,

Сгрызли спинку, шейку, грудь –

Козю нам уж не вернуть.

Тащит бабка по дорожке

Козьи ножки, козьи рожки…

Ни за что его не брошу,

Потому что он хороший.

В каком краю – неведомо, в каком году – не сказано,

В деревне Пустоголодно жил-был расстрига-поп,

Жила с попом собаченька по имени Жужеточка,

Собой умна, красоточка да и честна при том.

На ту собачку верную бросал свои владения,

Амбары и чуланчики, телячья мяса полные,

Поп все сове добро.

Но голод штуку скверную сыграл с Жужетой верною,

И, дичь украв прекрасную, собака съела всю.

Узнав про кражу злостную, взял поп секиру острую,

И ту Жужетку верную в саду он зарубил.

И, слезы проливаючи, купил плиту чугунную

И буквами славянскими велел Вавиле – слесарю

Там надпись написать

В каком краю – неведомо…и т.д.

Это прием литературной стилизации. Стилизация – это подражание стилю другого писателя. Данный пример – шуточная стилизация.

  1. Игра. Составьте всем известные стихотворения из слов: утро, и, надо, вечер, умываться, по, надо, и, стыд, а, трубочист, стыд, и, нечистый, срам, срам.
  2. Путешествие в Страну Стихов подошло к концу. Но это было только первое путешествие. Подведем итоги, что мы узнали.

Источник

О жителях неизвестной реки, сторожах подземного мира. Кто скрывался в каменных лабиринтах

Тем летом я решил навестить своих родителей. Каюсь, редко приезжал к ним в последние годы. Все дела, работа, а отпуск хотелось провести где нибудь у теплого моря. Родители терпеливо ждали, что еще им оставалось делать.

В начале мая они уезжали на дачу и жили все лето, захватывая начало осени, в своем домишке. Дача — лишь слово из не такого далекого прошлого, моего промелькнувшего и пропавшего детства.

В эпоху великих строек была возведена Пермская ГЭС на красавице Каме. Река разлилась, уровень воды поднялся и затопил множество деревушек, построенных на ее многочисленных притоках. Жителей заблаговременно переселили со всем их скарбом. Только дома ушли под воду.

С деревней, в которой родители купили дом, просчитались. Вода так и не дошла до домов. Правда единственная улица теперь оказалась на самом берегу, а деревня превратилась в небольшой дачный поселок.

Место было замечательное. Мои летние каникулы проходили на реке. С детьми таких же, как и мои родители, дачников, мы купались, рыбачили, устраивали гонки на лодках, ходили за грибами. Лес начинался сразу за деревней.

Все это осталось в прошлом. Мы выросли, разъехались, теперь на лето в деревню съезжались только наши постаревшие родители, продолжая как и прежде копаться в огородиках.

Я прилетел в Пермь, добрался до автовокзала и ближайшим автобусом поехал сразу на дачу к родителям. Теперь это было просто. Автобус по асфальтированной дороге за какой-то час довез меня до села, от которого до деревни оставалось пройти всего три километра.

После длительного перелета, это оказалось очень приятным. Я шел по хорошо знакомым с детства местам, где знал каждый поворот и находил приметы, известные мне из прошлого. Защемило сердце по прожитым годам. Жаль, в прошлое нет возврата, только память иногда способна что-то показать из тех далеких событий.

Родители меня ждали. Их радости не было конца. Мама принялась готовить праздничный стол, а мы с отцом подошли к реке. Здесь ничего не изменилось. Даже мостки как будто остались прежними, и наша старенькая лодка так и была привязана к берегу ржавой цепью с замком. От кого был этот замок, не знаю.

Я вдоволь наплавался в прохладной чистой воде, смыв с себя пыль городов. Я снова оказался в своем детстве, прожитые года исчезли, улетучились, как их и не было.

— Саша, Володя, обедать! — мама позвала меня и отца за стол, все как раньше.

На следующее утро мы с отцом собирались на рыбалку. Проверили снасти, запаслись наживкой и пораньше легли спать. Вставать надо было засветло, самый клев на первой зорьке, когда солнце еще не встало, а ночь уже отступила. Но утром отца разбил радикулит, сказалась вчерашняя заготовка дров. Поэтому я отправился рыбачить один.

Реку накрыл туман. Он плотными клубами струился над водой. Было очень тихо, лишь изредка слышались всплески, рыбешка гонялась за насекомыми. Я отвязал лодку, вставил весла, погрузил снасти и отплыл от берега. Поскрипывали уключины, от весел разбегались круги по воде. Иногда я замирал, капли с весел срывались вниз, казалось, что звон разносится по воде, уносясь и затихая в тумане.

Скоро берег скрылся из виду, а я направился в верховья реки к островам, невидимым в тумане. Эти места мне были хорошо известны, здесь мы с ребятами частенько устраивали сражения на воде. Маленькие островки образовались на мелководье после строительства ГЭС.

Здесь можно было проплыть только на самодельных плоскодонных лодках. Эти места с прогретой водой любила и рыба, держащаяся в естественных ямах. Туман в верховье не редел, но начал образовывать небольшие свободные пространства.

На границе тумана я увидел первый островок и поплыл вдоль берега, выискивая омут. Но тут я словно почувствовал на себе взгляд, поднял голову и замер от неожиданности.

На островке через туман виднелась стена дома, она становилась то более явной, темнея, то опять пропадала в белесой взвеси. И со стороны этого дома меня кто-то разглядывал!

Никаких домов в этой части реки раньше не было. Когда-то мы исследовали здесь каждый уголок. Может за прошедшие годы построили хибару рыбаки? Нет, вряд ли такое было возможно. Зачем в таком труднодоступном месте нужен дом, куда и стройматериалы завести было практически невозможно.

Вместе с тем взгляд не отпускал меня и словно притягивал. Не вполне владея собой, я пристал к невысокому берегу. Лодка уткнулась в травянистый склон и замерла. Выбравшись на берег, я осторожно пошел к дому. На удивление туман разошелся передо мной, образуя проход.

В конце своеобразного коридора виднелась стена бревенчатого дома о двух окнах. Белые занавески были задёрнуты, за стеклами стояли горшки с цветущей геранью. Но взгляд исходил не от окон. У стены дома на скамейке сидела старушка в платочке, опершись руками на резную деревянную палку.

— Здравствуй, здравствуй! Садись рядом, — приветливо поздоровалась старушка и по доброму улыбнулась.

— Здравствуйте, — удивленно ответил я и присел на лавочку, — здесь раньше никого не было.

— Как никого? — разнервничалась бабушка, — всю жизнь здесь прожила, вот тебя не видела. Заблудился?

— Туман сегодня, заблудиться здесь негде. Каждое лето с родителями на даче жили. Деревня тут, рядом. — Я хотел указать рукой направление и растерялся.

— Вот, вот, туман. Он любит шутки шутить. — Старушка явно не договаривала.

Я не знал, что сказать и провел языком по пересохшим губам.

— Квасу хочешь? — примирительно предложила старушка, заметив мое движение. Я утвердительно кивнул. — Тогда слазь в погреб, там банка трехлитровая на полу, увидишь.

— Погреб? Здесь же река кругом.

— А что такого? Я бы сама принесла, да по лестнице спускаться тяжело.

Мы прошли через глухую деревянную дверь во двор у дома, и старушка указала палкой на маленькую будку в углу: «Вон там.»

Очень хотелось пить, начал осторожно спускаться по наклонной шаткой лестнице. Одна перекладина подломилась, и я неловко съехал вниз, ободрав на руках кожу, и чуть не пересчитав зубами оставшиеся перекладины.

— Упал?! — сочувственно спохватилась хохяйка.

— Ой, старая она, забыла предупредить.

В погребе было холодно и темно, но сухо. Вода из реки не просачивалась через земляные стены. Старушка стояла наверху в проеме и закрывала свет. Хотел попросить ее отойти, но как-то было неудобно. Скоро глаза привыкли к темноте. На удивление погреб оказался большим. Полки вдоль стен были заставлены банками с припасами, чего здесь только не было. «Куда столько одной старушке?» — подумал я про себя и начал искать квас.

Но на полу ни одной банки не стояло. «Нет тут ничего!» — крикнул я вверх.

— Поищи, должна быть, вчера опустила.

Я начал шарить руками, споткнулся и упал назад, оперевшись спиной о маленькую дверь. Она скрипнула и подалась под моим весом. Пытался схватиться за косяки, руки сорвались, и полетел вниз. Последнее о чем успел подумать: «наверное внизу ледник, как бы не удариться головой».

Я падал медленно и долго, так мне показалось. Наконец плавно опустился на пол, не почувствовав удара, встал и осмотрелся. Дверь, из которой я выпал, находилась надо мной метрах в пяти. Лестницы к ней не было, поэтому забраться на верх, нечего было и думать.

Обернулся, холодок пробежал по спине, сердце застучало, пытаясь выскочить из горла. Я стоял в начале каменного коридора, прорубленного в монолите. Никакого источника света не было, но я видел этот серый коридор. Оставаться на месте не имело смысла. Надо было хотя бы попытаться найти выход.

Стена слева от меня была сплошной, а справа темнели прямоугольные проемы, ведущие в небольшие пустые помещения. Я попытался зайти в первое из них, но отпрянул назад. Не смотря на то, что никакой видимой преграды не было, вход был закрыт на ментальном уровне. «Нельзя!» — прозвучало в голове. Это было не слово, не приказ, но что-то большее.

Пустые прямоугольные комнаты отталкивали, храня какую-то тайну. Коридору не было конца, как не было конца пустым комнатам. Теперь я не мог остановиться и шел, и шел вперед, а темнота в конце коридора отодвигалась все дальше. Коридор начинался далеко позади меня, но его конца не было видно.

Неожиданно я почувствовал, что очередное помещение чем-то заполнено. Там никого не было видно, но все же в правом углу серая пустота чуть сгущалась. Сделав усилие, мне удалось остановиться напротив входа в эту комнату.

Серая пустота шевельнулась, и на меня взглянули два голубых глаза. В сумраке глаза показались мне светом двух маленьких фонариков, таящих в себе грусть, даже безысходность. Мне стало жаль неизвестное существо, я присел и подумал: «Не бойся, иди ко мне!» Почему-то показалось, что это возможно и не опасно. От существа исходил лишь страх.

Пустота шевельнулась, обрела объем, и два голубых глаза осторожно приблизились к проему входа. Я протянул руку, в голове по-прежнему звучал сигнал «Стой!», но теперь более слабый. Мое желание помочь пересиливало запрет!

Рука натолкнулась на что-то нежное и пушистое, теплое и невесомое. Подхватив существо двумя руками, я прижал его к себе и заглянул в глаза. В них блестели слезы, источалась благодарность и безграничная нежность.

Существо было невидимым, ничего не весило, мне даже приходилось придерживать его, иначе оно могло подняться под потолок. Я сделал еще несколько шагов вперед, теперь и я словно плыл над полом.

Коридор все же закончился стеной, справа в проеме начинались ступени вниз. Насколько глубоко уходила лестница, мне было не видно, но идти туда точно не хотелось. Казалось, что там таится опасность, а в бездонных глубинах обитает ужас, прародитель всего зла.

Обратно по коридору я словно летел, существо всеми своими силами помогало мне. Теперь я знал, как мы доберемся до двери, через которую мне довелось попасть в мрачное подземелье. Когда до стены, на верху которой виднелась дверь, оставалось несколько метров, словно лестница появилась под ногами.

Взбежали по ней. Вслед по коридору пронесся отчаянный вопль, или вой. Но было поздно. Дверь за нами захлопнулась, мы оказались в погребе. Хотя мне по-прежнему, теперь нестерпимо, хотелось пить, я не стал искать злополучный квас и, придерживая существо одной рукой, осторожно полез наверх по лестнице, боясь сломать еще одну перекладину. В нашем мире существо не могло летать и ощутимо прибавило в весе.

Старушка так и сидела на лавочке у дома, и не ждала меня. Она лишь посмотрела на мои руки, держащие невидимку, и сказала: «Отпусти его!» Я разжал руки, существо спрыгнуло вниз и пропало. Лишь у самой воды два голубых глаза еще раз с благодарностью посмотрели на меня. Затем по воде побежали круги и пропали в тумане.

Он так и не развеялся, хотя день был в самом разгаре. Если в этом месте вообще мог быть день и солнце. «Квасу хочешь?» — спросила меня старушка, хитро сверкнув глазами. Я промолчал и отвернулся. Ни слова не говоря, она подняла банку с квасом, которая стояла за лавочкой у стены дома, налила полный стакан и протянула мне: «Не обижайся, не могла я по другому.»

Я молча взял запотевший стакан и выпил его большими глотками. Протянул стакан и попросил еще. Старушка наполнила его снова. Второй стакан я пил не торопясь, смакуя квас. Жажда начала отпускать.

— А ты молодец, выручил Темку. Долго ему там пришлось сидеть.

— Где? — поколебавшись, я все же решил спросить. Вместе с жаждой проходила и обида.

— Мы стражники подземного мира. А люди к нам редко заходят.

— Я в тумане заблудился.

— Э-э-э, нет. Просто так сюда не попадешь.

— А никак, — старушка хитро посмотрела на меня и добавила, — не попадешь и все. Квасу еще хочешь?

— Тогда я тоже стаканчик выпью, — в руках у старушки оказался небольшой стаканчик с квасом, — Темку спас, молодец. А почему спас?

— У тебя первого получилось, и отсюда тебя обратно отпускают. Редко такое случается.

— Спасибо за гостеприимство, мне пора, — теперь и я усмехнулся.

— Тебе спасибо. Живи долго. Темка тебя через туман выведет.

— Не за что, — не оборачиваясь ответил я, оттолкнул лодку от берега и запрыгнул в нее. К лодке был привязан полный садок рыбы. «Темка постарался» — понял я и увидел его голубые добрые глаза в воде. Он поплыл вперед, я — за ним, осторожно подгребая веслами.

— Ты был пятый! — услышал я слова старушки вдогонку.

Скоро туман рассеялся, пропал и Темка. Дачная деревня родителей оказалась рядом. Отец и мама стояли на мостках, поджидая меня.

— Долго ты, — сказал отец, подтягивая лодку к берегу.

— Мы уж волноваться начали, хотели тебя искать, — добавила мама.

— Как рыбалка? — отец запер цепь на замок.

— Держите, — я поднял садок, полный рыбы.

Уха получилась на славу. Мы сварили ее в котелке на костре. Отец даже бросил в нее для аромата маленький уголек. Он слабо пискнул и затих, превратившись в черную точку

Вечером я спустился к реке, долго всматривался в темную воду и все надеялся увидеть голубые глаза Темки. Я спас его, пожалев, он меня. Только так и можно жить. Поэтому меня и отпустили обратно, первого из пятерых.

Если вам интересно — приглашаю на мой канал , поделитесь статьей со знакомыми и друзьями в соцсетях. Можно даже поставить лайк — он же палец вверх.

Источник

Adblock
detector