Меню

Главная река земли обетованной

ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ

[греч. γῆ τῆς ἐπαγγελίας], библейское наименование (Евр 11. 9) земли (на территории Ханаана), обещанной Богом ветхозаветным патриархам и их потомкам — народу Израиля, к-рую они получили после исхода из Египта (см. также ст. Израиль древний). Во мн. языки мира это выражение вошло в переносном значении — как указание на страну, место, куда кто-нибудь очень стремится попасть.

В рус. библейских текстах словом «земля» обычно переводятся евр. слова и . Обозначение «З. о.», верно выражающее основные богословские идеи библейского текста, не имеет в ВЗ точных соответствий (встречается выражение «святая земля» ( ) (Зах 2. 12; 2 Макк 1. 7; ср.: Исх 3. 5)). В тех местах библейского текста, где в рус. переводе говорится, что Бог дает обетование о земле, т. о. обычно передается выражение «Бог сказал» ( ). Кроме того, Бог клянется ( ) привести Израиль в эту землю ( ) или дать ( ) ее Израилю. Отношение Израиля к этой земле выражается именами «удел» ( ) (Числ 26. 52-56; Нав 11. 23; 13. 7-8 и др.), «владение» ( ) (Лев 14. 34; Втор 32. 49) и «место покоя» ( ) (Втор 12. 9; ср.: 25. 19) наряду с соответствующими глагольными формами.

Границы этой территории в ВЗ точно не устанавливаются. Наиболее обширны они в обетовании Быт 15. 18: «. от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата», но в большинстве др. мест сказано только, что это «земля Хананеев» (Исх 3. 17; Числ 34. 2) или «Аморреев» (Втор 1. 7), т. е. З. о. включает и территорию восточнее Иордана (ср.: Числ 32. 1 слл.; Втор 2. 24 слл.; Нав 13. 8-33; 22; Пс 135. 11-12; 136. 19-22).

Исход из Египта. Переход через Чермное море. Миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова. XVI в. (РГБ. Ф. 173. № 2. Л. 57)

Эта земля принадлежит Яхве. Она называется Его «наследием, уделом» ( ) (1 Цар 26. 19; 2 Цар 14. 16; Иер 16. 18; 50. 11) и «землей Господней» (Ис 14. 2; ср.: 2 Пар 7. 20; Нав 22. 19). О земле восточнее Иордана Господь говорит: «Галаад ты у Меня. » (Иер 22. 6). С особой ясностью эта мысль выражена в словах Господа, обращенных к народу: «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев 25. 23). На представлении о том, что эта земля принадлежит Яхве, основаны предписания о субботнем и юбилейном годах в Лев 25. Непослушание израильтян по отношению к Яхве оскверняет эту св. землю (Иер 2. 7: «. вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью»; Иер 16. 18: «И воздам им прежде всего за неправду их и за сугубый грех их, потому что осквернили землю Мою, трупами гнусных своих и мерзостями своими наполнили наследие Мое»). Люди говорят об Израиле, что «они — народ Господа и вышли из земли Его» (Иез 36. 20). Яхве не терпит вторжения др. народов в Его землю. Он «изрекает слово» против Едома и народов, «которые назначили землю Мою во владение себе» (Иез 36. 5). Прор. Иоиль говорит о захватчиках как о народе, к-рый «пришел на землю» Господа (Иоил 1. 6; ср.: 2. 18; 3. 2). Враги напрасно пытаются захватить землю Господа, ибо Он утвердил «сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих» (Ис 14. 25).

В ВЗ подчеркивается, что Израиль получил землю не по своим заслугам, но как дар Бога (Втор 1. 36 и др.). Из-за грехов прежних жителей этой земли Яхве изгнал эти народы и отдал землю израильтянам (Втор 1. 8 и др.). Земля, принадлежащая Яхве и изобилующая Божиими дарами, описывается как «земля хорошая и пространная, где течет молоко и мед» (Исх 3. 8; ср.: Числ 14. 7; Втор 1. 25; 6. 3; 11. 9; 26. 9, 15; 27. 3; Иер 11. 5; 32. 22). Втор 8. 7-10 воспевает источники вод, плодородие этой земли, изобилие пищи и наличие драгоценных металлов. Господь непрестанно «печется» о земле: «Ибо земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал [ее] при помощи ног твоих, как масличный сад; но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, земля, о которой Господь, Бог твой, печется: очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года» (Втор 11. 10-12). Она называется «прекрасной страной» (Дан 8. 9; ср.: 11. 16), «вожделенной землей, прекраснейшим наследием множества народов» (Иер 3. 19).

В Пятикнижии

Обетование земли ветхозаветным патриархам — одна из центральных тем Пятикнижия, связанная с более широким представлением о завете, к-рый Яхве заключил с патриархами и народом. Господь дает Аврааму обетование о многочисленном потомстве и благословении при условии, что он уйдет из своей родной земли в Месопотамии «в землю, которую Я укажу тебе», «и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12. 1-3). Позднее говорится, что неизвестная земля, в к-рую поверивший слову обетования Авраам должен идти,- это Ханаанская земля (Быт 12. 6-7). Обетование об обладании этой землей не раз повторяется Аврааму и его потомкам (Быт 13. 15; 15. 7, 18; 17. 8; 22. 17; 26. 3; 28. 4, 13; 35. 12; 48. 4; 50. 24; Исх 3. 8; 6. 4-8; 13. 5; 32. 13; 33. 1; Числ 10. 29; 14. 23; 32. 11; Втор 6. 18, 23; 8. 1; 9. 5, 28; 10. 11; 11. 8-9, 21; 26. 3, 15; 28. 11; 31. 7, 20; 34. 4; ср.: Нав 1. 6; 5. 6; Суд 2. 1). Но, несмотря на это, Авраам, Исаак и Иаков живут в этой земле как «пришельцы» (Быт 23. 4; ср.: 17. 8; 26. 3; 28. 4; 35. 27; 36. 7; 37. 1; Исх 6. 4), пока семья Иакова по Промыслу Божию не оставляет Ханаан и вновь не переселяется в Египет. Только небольшой кусочек земли — поле и пещера в Махпеле, где Авраам похоронил Сарру, становится их постоянным владением в Ханаане и тем самым знаком буд. исполнения обетования Божия (Быт 23). В Египте, в плодородной, но чужой земле Гошен, Израиль становится многочисленным народом (Быт 47. 5-6; Исх 1).

В начале кн. Исход израильтяне представлены уже как большой народ, к-рый угнетают египтяне. Моисей становится избранником Божиим и должен вывести их из Египта в землю, обетованную патриархам (Исх 3. 7-8; 6. 2-8). Однако неверность и роптание становятся причинами того, что народ не может сразу вступить в Ханаан (Числ 14; 26. 63-65; 32. 6-15; Втор 2. 14-15); терпя страдания, израильтяне 40 лет странствуют по пустыне, пока не умерло все поколение отступников. К З. о. пришло уже новое поколение израильтян. Здесь, на берегу Иордана, Моисею было позволено увидеть ее только издали (Втор 34. 1-5). Данный через него Богом закон содержит уже предписания, к-рые Израиль должен хранить в З. о. Многие из них регулируют ситуации, когда Израиль будет жить в этой земле (Лев 25. 23). Среди них — законы о субботнем (Исх 23. 10-11; Лев 25. 1-7) и о юбилейном годах (Лев 25. 8-55), о начатках плодов (Исх 23. 16, 19; 34. 22, 26; Лев 2. 12; 23. 10; 28. 26; Числ 18. 12; Втор 18. 4; 26. 10).

Жизнь в З. о.- центральная тема 3 прощальных речей Моисея (Втор 1-4; 5-28; 29-30) на равнинах Моава перед вступлением в З. о. Обетование земли понимается в них как ключевое событие всего повествования о патриархах. Слова «землю, которую Господь с клятвою обещал дать отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, им и потомству их» встречаются достаточно часто (Втор 1. 8, 35; 6. 10; 8. 1; 10. 11; 11. 9; 19. 8; 26. 3; 30. 20; 31. 7, 23). Теперь Господь намерен исполнить клятву, данную отцам, что приведет Израиль в землю Ханаан, к-рой он будет обладать. Бог подчинит прежних жителей этой земли Израилю. «. Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни — железо, и из гор которой будешь высекать медь» (Втор 8. 7-9). Но в З. о. перед Израилем ставится новая задача: справедливо управлять этой землей согласно закону Моисея (предписания изложены во Втор 12-26).

Во Второзаконии не раз подчеркивается, что Израиль владеет землей не потому, что этот народ благочестив и безгрешен. «Когда будет изгонять их (прежних обладателей этой земли.- Авт. ) Господь, Бог твой, от лица твоего, не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь овладеть сею [доброю] землею, и что за нечестие народов сих Господь изгоняет их от лица твоего; не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие [и беззакония] народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову» (Втор 9. 4-5). Земля дарована по благой воле Господа, но обладать ею можно только в послушании Богу. «Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его, и постановления, которые Он заповедал тебе; и делай справедливое и доброе пред очами Господа [Бога твоего], дабы хорошо тебе было, и дабы ты вошел и овладел доброю землею, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим» (Втор 6. 17-18). Всякое отклонение от данных Господом предписаний и установлений, и особенно грех идолослужения, что было характерно для прежних обладателей этой земли, навлечет на Израиль проклятия, предусмотренные в завете, в т. ч. и самое страшное — возвращение в Египет (Втор 28. 68). Моисей не раз говорит, что народ должен учить закон. «Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею» (Втор 4. 5, 14; ср.: 5. 31; 6. 1; 11. 31-32). И далее: «Вот постановления и законы, которые вы должны стараться исполнять в земле, которую Господь, Бог отцов твоих, дает тебе во владение, во все дни, которые вы будете жить на той земле» (Втор 12. 1). Заповедь о почитании родителей обещает долгую жизнь в земле тем, кто ее соблюдают.

Во Втор 28 Моисей произносит благословения, к-рые «придут» на Израиль, если он будет хранить заповеди. Господь пошлет «благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор 28. 8); и даст «изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле…» (Втор 28. 11). Но если народ отступит от заповедей, его постигнут проклятия Господа: «Проклят [будет] плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих» (Втор 28. 18). Одно из этих проклятий — «извержены будете из земли…» (Втор 28. 63). О полном опустошении земли как о следствии непокорности народа идет речь во Втор 28. 26: «И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их». О том же говорится в Лев 26. Если народ поступает по Божиим предписаниям, Господь «пошлет мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей» (Лев 26. 6); но если нет — земля не принесет положенных плодов (Лев 26. 20), Яхве опустошит ее (Лев 26. 32), народ будет уведен во вражескую землю, «и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших» (Лев 26. 38).

В исторических книгах

(Иисуса Навина, Судей, Царств) жизнь Израиля в З. о. оценивается по критерию его верности закону Моисееву. Книга Иисуса Навина изображает завоевание земли как быстрое и общее покорение хананеев в священной войне, к-рую ведет Яхве, дарующий эту землю Израилю (главы 1-12). По Его повелению Иисус Навин распределяет землю между всеми коленами, родами и семьями своего народа (главы 13-22). Однако остаются и ханаанские анклавы (Нав 1. 19-35; 3. 1-6). Когда Израиль проявляет непослушание воле Божией, то на землю Израиля нападают враги и само обладание израильтянами ею оказывается под угрозой. По воле Яхве в народе «восстают» освободители («судьи»), к-рые возглавляют Израиль в священной войне с врагами (напр., Нав 3. 7-11). В истории Самсона (главы 13-16) показано, как угнетение со стороны филистимлян усиливается, когда Израиль отступает от закона (главы 17-21).

Отступление от закона Господа и как следствие — усиление натиска врагов приводят народ к ситуации, когда становится необходимым введение монархии. Возникает обширная империя Давида и Соломона (2 Цар 2 — 3 Цар 11), разделившаяся позднее на 2 царства, Израильское и Иудейское (3 Цар 12), к-рые в 722 и 587/6 гг. до Р. Х. падают под ударами врагов — ассирийцев и вавилонян соответственно. В исторических книгах дается оценка верности народа Израиля и его царей закону Господа, образцом к-рой становится верность царя Давида. Начиная с Иеровоама I, Израиль вступает на путь отступничества и идолослужения (4 Цар 17). Рассказ о захвате царем Ахавом «наследия» Навуфея (3 Цар 21) показывает, что ханаанские представления о праве земельной собственности несли значительную угрозу для законов о земле, данных Яхве. В истории Иудейского царства периоды верности закону, особенно при царях Езекии (4 Цар 18. 1-8) и Иосии (4 Цар 22. 1 — 23. 28), сменяются временем отпадения, достигшего высшей точки при царе Манассии (4 Цар 21. 1-18; 23. 26-27). Яхве верен Своим обетованиям о даре земли Израилю, поэтому нарушивший закон народ был уведен в плен, как прежде в Египет.

Для книг Паралипоменон (Хроник), близких по своему пониманию истории Израиля и ее оценке к ранним историческим книгам, характерен неск. отличающийся взгляд на исполнение обетования о даровании земли. Время Иисуса Навина отражено в немногих генеалогических списках. Завоевание Ханаана не изображается вообще; Иисус Навин лишь упомянут как живущий в земле (1 Пар 7. 27: «Нон, сын его, Иисус, сын его»). Как и в ранних исторических книгах, в книгах Паралипоменон действия царей, правивших после Давида и Соломона, оцениваются в зависимости от их верности закону Моисея. При этом в отличие от Книги Иисуса Навина и книг Царств никак не оценивается верность завету всего народа Израиля. Летописец не отрицает того, что усиление греха в народе привело к потере земли, восстановление храмовой общины при персид. царе Кире он понимает как милость Божию к Израилю, к-рый был в плену, «доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих» (2 Пар 36. 21). Однако эта тема не является главной в книгах Паралипоменон.

В книгах пророков

Тема обетования земли и связанная с ней тема исполнения закона Моисеева живущими в З. о. израильтянами являются центральными и у пророков-писателей вплоть до конца эпохи вавилонского плена. Прор. Амос обвиняет собственников земли, угнетающих и изгоняющих мелких крестьян с их отеческих наделов: «. соберитесь на горы Самарии и посмотрите на великое бесчинство в ней и на притеснения среди нее. Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь: насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои» (Ам 3. 9-10). Суд Божий будет явлен в том, что богатые, как и все, потеряют землю и будут уведены в плен (Ам 4. 1-3; 5. 27; 6. 7; 7. 11; 9. 4, 9, 15; Мих 1. 16; 2. 4; 4. 10; 5. 2). За то, что они «не болезнуют о бедствии Иосифа», они «ныне пойдут… в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных» (Ам 6. 7; ср.: 5. 11; 8. 4, 6). Прор. Михей с сокрушением описывает положение дел в З. о.: «Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело» (Мих 7. 2-3). «Главы Иакова и князья дома Израилева», к-рым «должно знать правду», «едят плоть народа… и сдирают с них кожу их» (Мих 3. 1, 3). Но на «замышляющих беззаконие», отбирающих у людей поля и дома Господь «наведет… такое бедствие, которого вы не свергнете с шеи вашей, и не будете ходить выпрямившись; ибо это время злое» (Мих 2. 3).

Читайте также:  Рыба в рисовых реках

Осуждение высших слоев общества — тема начальных глав Книги прор. Исаии. «Восстал Господь на суд — и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного — в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф» (Ис 3. 13-15). Но богатеющие не достигнут своей цели, и «многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые — без жителей» (Ис 5. 9). «Горе» провозглашается неправедным судьям, нарушающим права «малосильных» (Ис 10. 2). Исаия подчеркивает полное опустошение и уничижение Израильского и Иудейского царств и всей З. о. ассир. армией (Ис 1. 7-9, 24-25; 3. 18-26; 5. 26-30; 7. 20; 10. 5-6 и др.). «Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис 1. 7). «И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле» (Ис 6. 12). «Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего» (Ис 9. 19) (ср.: Мих 7. 13 — «А земля та будет пустынею за вину жителей ее, за плоды деяний их»).

Пророки Осия и Иеремия, используя образы, характерные для традиции изображения исхода израильтян из Египта (Ос 11. 1; 13. 4; Иер 2. 6; 7. 22, 25; 31. 32), восхваляют время странничества по пустыне (Ос 2. 16-17; 9. 10; 13. 5; Иер 2. 2, 6-7; 31. 2-3) и обвиняют народ в неверности Богу, даровавшему им землю (Oc 2. 3-17; 4. 1-3; Иер 3. 1-2). Выражение этой неверности пророки видят в служении израильтян ханаанским ваалам с целью повлиять магическими ритуалами на плодородие земли (Ос 2. 7-15; 4. 14-15; 7. 16; 9. 10; 11. 2; 13. 1-2; Иер 2. 4-8, 20-25; 3. 1-5, 6-10; 5. 7-8; 13. 20-27). Подобно Амосу и Михею, Осия и Иеремия также возвещают суд Божий — опустошение земли, ее потерю и депортацию народа (Ос 8. 13; 9. 3, 6, 17; 10. 6; 11. 5; Иер 4. 23-28; 5. 14-17; 8. 10; 9. 10-15; 10. 18-22; 12. 7-13; 13. 24; 15. 2, 14; 38. 2 и др.). Если «исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд. не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете вослед иных богов на беду себе», то Господь оставит народ «жить на месте сем, на этой земле» (Иер 7. 5-7). Израиль осквернил землю своими грехами (Иер 2. 7), точно так же, как когда-то они служили чужим богам в своей земле, они будут служить чужим «в земле не вашей» (Иер 5. 19). Яхве «выбросит» их из «земли сей» в землю, к-рую они не знают (Иер 16. 13; ср.: 22. 26).

Однако пророки Амос, Михей, Осия и Иеремия предрекают и возвращение народа в З. о. (Ам 9. 9-15; Мих 4. 6-7; 5. 2-3; 7. 11, 14, 15-20; Ос 11. 11; Иер 12. 15; 16. 14-15; 23. 7-8; 29. 10-14; 30. 1-3, 10-11; 31; 32. 15). «В те дни» Яхве вернет их в землю, к-рую дал их отцам (Иер 3. 18; 24. 6; 30. 3). В пророчествах Исаии время спасения — это время очищения и возвеличивания Иерусалима как центра царствования Господа над всей землей (Ис 2. 2-4 = Мих 4. 1-3; 8. 23 — 9. 6; 10. 20-27; 11. 6-9; 12; 16. 4-5; 17. 12-14; 19. 16-25 и др.). В Ис 40-45 уведенным в вавилонский плен иудеям возвещается заря нового века (в зап. библейской критике эти главы считаются принадлежащими иному автору, жившему в период возвращения из плена,- т. н. Второ-Исаии (см. в ст. Исаии пророка книга)). Освобождение народа из плена изображается здесь как новый исход, и очевидный при этом мотив обетования земли соединяется с представлением об Иерусалиме как о центре мира в эсхатологическое время (ср.: Ис 2. 2-4). Новый Израиль будет вызволен из Вавилона (Ис 48. 2-21), Бог поведет его через пустыню, к-рая превратится в Эдемский сад (Ис 40. 3-5; 41. 17-20; 42. 14-16; 43. 14-21; 48. 21; 51. 3), в его землю (Ис 49. 8-12). Иерусалим станет центром всей земли (Ис 49. 14-18; 52. 1-10), когда Господь будет царствовать в нем (Ис 52. 8; Иез 43. 1-5).

Для прор. Иезекииля, проповедь к-рого относится к периоду конца вавилонского плена, тема возвращения в З. о. и восстановления храмовой общины наиболее важная. Пророк знает, что земля полна преступлений: «. нечестие дома Израилева и Иудина велико, весьма велико; и земля сия полна крови, и город исполнен неправды», потому что, по словам самого народа, «оставил Господь землю сию, и не видит Господь» (Иез 9. 9). Основную причину потери земли и депортации народа Иезекииль видит в идолослужении, неверности Израиля Яхве (Иез 6. 1-7; 13. 8; 14. 1-11; 16. 15-22). В 20-й гл. пророк рассказывает историю избрания Израиля и его отпадения: Яхве клялся вывести народ из Египта «в землю, которую . усмотрел для них» (ст. 6). Когда же израильтяне пришли в З. о., они стали служить идолам (ст. 28), и по этой причине они уведены в плен (стихи 23, 35). «Земля Израиля» описывается как «краса всех земель» (Иез 20. 6; ср.: Иер 3. 19; Дан 8. 9; 11. 16, 41, 45). Однако Яхве не оставит тех, кто были уведены в плен: «. хотя Я и удалил их к народам и хотя рассеял их по землям, но Я буду для них некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они» (Иез 11. 16). Все они вернутся в З. о. (Иез 11. 17-21; 20. 40-44; 34. 11-16; 37. 15-28), даже те, кто уже умерли в пленении, ибо Яхве «оживит» их (Иез 37. 1-14). Когда исполнится время пленения, Яхве соберет их «из народов и из стран» (Иез 20. 34) и «на горе высокой Израилевой,- говорит Господь Бог,- там будет служить Мне весь дом Израилев, весь, сколько ни есть его на земле; там Я с благоволением приму их и там потребую приношений ваших и начатков ваших со всеми святынями вашими» (Иез 20. 40). Сам Яхве покинул Свой дом и Свой город, чтобы пойти с народом в вавилонский плен (Иез 8-11), но когда-нибудь Он вернется вместе с ними в храм (Иез 43. 1-5), в землю, восстановленную согласно проекту, изложенному в главах 47-48. Основной идеей этого плана становится равное распределение земли между всеми членами народа на «уделы по коленам Израилевым», включая и «иноземцев», живущих среди народа (Иез 47. 13-23).

В книгах послепленного периода

Потеря иудеями независимости и контроля над своей землей, по мнению исследователей, стала причиной того, что «в литературе послепленного периода имеет место очевидное смещение интереса от земли к человечеству вообще» ( Davies. 1974. P. 115). Это справедливо только отчасти. Ведь эсхатологические темы не препятствуют тому, что пророчества иногда связываются с конкретным возвращением в Палестину. Иеремия предрекает историческое, неэсхатологическое восстановление прежнего положения в З. о.: он утверждает, что после 70 лет плена (Иер 25. 11-12; 29. 10) «дома и поля и виноградники будут снова покупаемы в земле сей» (Иер 32. 15). Указ царя Кира (1 Езд 1. 2-4; 6. 1-5) и последующее возвращение иудеев в З. о. и восстановление храмовой общины в Иерусалиме при Ездре и Неемии можно рассматривать хотя бы как частичное исполнение пророчества о восстановлении Израиля и как знак того, что Бог будет править в этой земле как Царь.

Там, где речь идет об отношении Израиля к народам (напр., в Книге прор. Ионы, если согласиться с ее послепленной датировкой) или о возможности существования иудейской диаспоры (напр., в Книге Есфири), З. о. для иудеев по-прежнему остается основным критерием их идентичности как народа. В позднем послепленном пророчестве исследователи отмечают плавный переход значения понятия от слова «страна» к слову «земля» ( Hanhart. 1983. S. 131-133).

В книгах Нового Завета

о земле, обетованной патриархам и дарованной их потомкам, говорится в текстах, содержащих аллюзии на ВЗ. В Мф 2. 20 «Ангел Господень» говорит прав. Иосифу: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву», и Иосиф исполняет сказанное (ст. 21). Здесь дважды встречается редкое даже в ВЗ выражение «земля Израилева». Исследователи считают, что в данном месте намеренно проводится параллель между странствием в Египет настоящего Мессии Израиля и прежним исходом Израиля из Египта в З. о., названную здесь «землей Израилевой» (ср.: Мф 2. 15 и Ос 11. 1). В 3-й заповеди блаженства (см. также Нагорная проповедь) Иисус Христос говорит: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф 5. 5). Т. к. во всех этих заповедях говорится о тех, кто наследуют блага Царства Божия, нек-рые толкователи считают, что в заповедях блаженства имеет место нек-рая спиритуализация представления о З. о. (ср.: Мк 10. 14; Лк 22. 28-30) ( Strecker. 1983).

Слово «земля» 6 раз встречается в речи первомч. Стефана (Деян 7. 3, 4, 6, 29, 40), в к-рой он напоминает иудеям о времени их странствия между Месопотамией и Египтом, об обетовании земли Аврааму (Деян 7. 3, 17) и о ее завоевании Иисусом Навином (Деян 7. 45). Нек-рые толкователи видят в словах Стефана негативную оценку претензий иудеев I в. по Р. Х., выступавших за независимость их земли: Авраам не увидел исполнения обетования земли (Деян 7. 5); только в странствии по пустыне Израиль был близок Богу (Деян 7. 44-45); в З. о. народ впал в грех идолослужения. Даже строительство храма царем Соломоном в речи Стефана предстает если не противным воле Бога, то ошибочным действием, ограничивающим власть Бога во вселенной, ибо «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деян 7. 47-51).

Наконец, земля, обетованная Аврааму, упоминается в Послании к Евреям (Евр 11. 9; ср.: ст. 8). В наступающей эре НЗ ветхозаветное представление о реальной земле Ханаан, обетованной патриархам, теряет свою основу. Поэтому в Послании подчеркивается, что Авраам и др. патриархи были «странниками и пришельцами», к-рые только «искали отечества» (Евр 11. 14) и стремились «к лучшему, то есть к небесному» (Евр 11. 16).

Источник

Священная река Иордан

Ночная Божественная литургия в Годеново

Ночная Божественная литургия в Годеново

8 МЕСТ 1 день

Паломническая поездка Сочи Абхазия июнь

Паломническая поездка Сочи Абхазия июнь

3 МЕСТА 7 дней / 6 ночей

Июнь 21 — 27

СОЛОВЕЦКИЕ ОСТРОВА История и святыни Соловецкого монастыря

СОЛОВЕЦКИЕ ОСТРОВА История и святыни Соловецкого монастыря

3 МЕСТА 7 дней

Дивеево Муром Святые источники

Дивеево Муром Святые источники

6 МЕСТ 2 дня

Поездка в Оптину К старцам на поклон

Поездка в Оптину К старцам на поклон

6 МЕСТ 2 дня

  • СПЦ «Святой Афон»
  • Места отдыха и паломничества
  • Святыни Израиля
  • Священная река Иордан

Священная река Иордан

Священная река Иордан

Священная река Иордан

Священная река Иордан

Священная река Иордан

Священная река Иордан

Священная река Иордан

Священная река Иордан

Священная река Иордан

Священная река Иордан

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Священная река Иордан (евр. « Nahar ha — Yarden »; араб. Nahr al — Urdunn ), в водах которой принял крещение Господь наш Иисус Христос, начинает свое течение у подножья горы Ермон (евр. Хермон). Этимология назва­ния реки не выяснена до конца. Чаще всего ее название производят от древнееврейского слова « yarad » («спускаться», «падать»), что озна­чает источник, постоянно и быстро текущий. Река Иордан образует­ся из множества потоков, бурно стекающих со снежного Ермона и горных цепей Антиливана, рас­положенных на границе Сирии, Ливана и Израиля. Вершины горы Ермон покрыты вечными снегами, а зимой почти весь горный хребет исчезает под толстым белым по­крывалом.

Истоки Иордана, зарожда­ясь на высоте 520 м над уровнем моря и потом сливаясь, образуют единое русло. Самые главные из них: Баниас (Паниас), Снир (Эль- Хасбани) и Дан (Леджан). Ис­точник Баниас бьет из подножия естественной террасы, тихо проса­чиваясь из подстилающей породы южного склона горы Ермон около Кесарии Филипповой. Считается, что в давние времена он вытекал из самой огромной известняковой пе­щеры, пока сильное землетрясение не изменило ландшафт. Здесь апо­стол Петр исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф.16:16). Поток Снир (Эль-Хасбани) стека­ет с Ливанской части горы Ермон, а третий ручей, образующий реку Иордан, берет свое начало близ би­блейского города Дан (Лаис), ко­торый всегда был символом север­ной границы Израиля (Втор.34:1). На этом месте стоял когда-то один из золотых тельцов, поставленных царем Иеровоамом (ЗЦар. 12:29). Обычно считают, что город Дан дал свое имя реке Иордан, но на­звание реке появилось задолго до прихода сюда колена Дана и осно­вания им города.

Слившись в одно русло, Иор­дан протекает через осушенное сейчас библейское озеро Мером (Нав. 11:5-7), возле которого Иисус Навин разбил союзное войско севе­ро-ханаанских царей (Нав.11:1-8). Отсюда Иордан течет по дну ка­менного базальтового ущелья с многочисленными водопадами и через 13 км впадает в пресновод­ное и богатое рыбой Геннисаретское озеро (евр. Киннерет), или по-другому Тивериадское, оно же и Галилейское море. Примечатель­но, что воды реки Иордан проходят через Галилейское озеро, не смешиваясь с его водами. Возможно, из-за этой особенности на древних картах Галилейского озера на его середине изображали сплошной линией реку Иордан, как бы желая подчеркнуть этот удивительный феномен.

Вытекая из Галилейского озера, Иордан продолжает свой путь с се­вера на юг, проходит по Сирийско-Африканскому разлому и оконча­тельно впадает в соленое Мертвое море, поверхность которого сегод­ня упала до отметки 425 м ниже уровня мирового океана. Таким образом, река Иордан полностью оправдывает свое название, падая за менее чем 150 км почти на 750 м. Длина реки по прямой линии составляет примерно 150 км, но ре­ально, если учитывать все ее мно­гочисленные повороты и изгибы, достигает 330 км. Ширина реки ме­няется от 5 до 40 м в некоторых ме­стах во время разлива, а ее глуби­на в северной части доходит ино­гда до двух метров, но чаще всего она чуть более метра глубины. В нижнем течении Иордан имеет не­сколько притоков, крупнейшими из которых являются Ярмук и Эз-Зарка (Иавок) с востока и Харод и Тавор с запада.

Примечательно, что на некото­ром расстоянии от Мертвого моря река Иордан просто исчезает, ухо­дя под землю, а уже оттуда подзем­ным потоком втекает окончатель­но в Мертвое море.

Река Иордан с древних вре­мен служила восточной границей Земли Обетованной (Чис.34:12) и отделяла ее западные области от Заиорданья, где осело три колена: Рувима, Манассии и Гада. У исто­ков Иордана преобладает альпий­ская природа, а в его нижнем те­чении царит субтропическая жара. Русло Иордана в его нижней части протекает через уникальную тек­тоническую впадину, называемую Великим Сирийско-Африкансий разломом. Этот знаменитый раз­лом начинается на территории Ливана, проходит через Галилею и далее, следуя по современной государственной границе между Израилем и Иорданией, доходит до Эйлатского залива, потом про­ходя по Красному морю, сворачи­вает в Африку и заканчивается в Мозамбике. Южная часть долины Иордана в Священном Писании названа именем Арава (евр. « HaAravah » — «равнина») или «Моавитская равнина» (Чис.35:1); арабы эту местность называ­ют Эль Гхор, т.е. дно долины (4Цар.25:4; 2Пар.4:17). Она защи­щена от холодных ветров окружа­ющими ее со всех сторон горами, поэтому имеет совершенно уни­кальный субтропический климат и с древних времен славилась Осо­бым плодородием. В этих местах берега Иордана покрыты густым кустарником, тамариском, ивами, акацией и олеандрами, а из мира животных нередкими здесь явля­ются газели, лисы, шакалы и гие­ны. В библейские времена в этой долине, которую пророк Захария называл «красой Иордана» (3ах.11:3), водились львы, леопар­ды, дикие кабаны и даже бегемо­ты (Иов.40:18), что подтверждают найденные здесь кости этого жи­вотного.

Читайте также:  Угрюм река провал или успех

В Иорданской долине, на вос­точном склоне Самарийских гор, находится возвышающаяся на 736 м над уровнем реки Иордан и на 379 м над уровнем моря гора Сартаба. Сюда доходили сигналы костров, зажигавшихся на Елеонской горе в Иерусалиме для передачи кален­дарных сведений о наступлении ветхозаветного праздника ново­луния (Чис. 10:10). Здесь же зажи­гались новые костры о передавая сведения далее на север в Галилею и на восток до самого Вавилона. На вершине этой конусообразной горы стояла хасмонейская кре­пость Александрион, построенная в 90 г. до Р.Х. Александром Яннаем. Ирод Великий держал здесь в заточении свою тещу и горячо лю­бимую жену Мариамну; в этой же крепости после казни в Севастии он похоронил двух своих сыновей: Александра и Аристовула.

В Иорданской долине между Сокфоком и Цартаном находились плавильные горны царя Соломона, в которых выливались медные сосуды для Иерусалимского Храма (ЗЦар.7:46; 2Пар.4:17).

В Священном Писании

Река Иордан в Библии упоми­нается более 180 раз и чаще всего служила образом переправы, пере­хода границы. Одно из первых упо­минаний о реке Иордан находится в древних египетских папирусах (XIII в. до Р.Х.).

Первое библейское упоминание об Иордане связано с историей па­триарха Авраама и его племянника Лота, который, воспользовавшись предоставленной ему свободой выбора, избрал себе для житель­ства богатую и плодородную до­лину Иорданскую, которая «вся. орошалась водою, как сад Го­сподень, как земля Египетская» (Быт. 13:10).

Ветхозаветный патриарх Иаков юношей с посохом перешел Иордан на пути в Харран, когда, избегая мести своего брата-близнеца Исава, шел в поисках благочестивой жены (Быт.32:10). Возле берегов Иордана сыновья патриарха Иакова остановились и сотворили семидневный «плач великий», когда несли из Египта забальзамированное тело своего отца для захоронения в Ханаане: «И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя. И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик. И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней. И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя месту тому: плач Египтян, что при Иордане» (Быт.50:10).

Библеисты считают, что это со­бытие происходило на восточной стороне Иордана, поскольку место остановки каравана указывается «на той стороне Иордана» (евр. beeber ha — jiarden ), т.е., по наиболее распространенному библейскому словоупотреблению (ср. Втор.1:1; Нав.2:10), на восток от Иордана. В библейском тексте это место названо Горен-гаатад (евр. Goren — haatad ), что в переводе на русский значит «гумно терновника», воз­можно потому, что местность изо­биловала терновником. В визан­тийские времена, в память о вели­ком плаче сыновей Иакова, здесь была основана знаменитая киновия Пентуклы (Пентаклии), или кино­вия Плача, в которой совершались Таинства Крещения, в основном, для приходящих от инославия к ис­поведованию православной веры.

Река Иордан упоминается также в связи с историей Иова Много­страдального (Иов.40:18), в по­этических гимнах книги Псалмов (Пс.42:6; 114:3) и во многих про­роческих книгах (Ис.9:1; Иер.12:5; Езек.47:18; 3ах.11:3).

За двенадцать столетий до Бо­гоявления воды Иордана чудесно расступились перед Ковчегом За­вета Господня (Нав.3-4), в кото­ром хранились каменные Скрижа­ли Завета с Десятью заповедями (Втор. 10:2), когда еврейский на­род после сорока лет скитания по пустыне, ведомый Иисусом Нави­ном, вступал в пределы Земли Обе­тованной.

Обетования Божии, данные па­триархам Аврааму, Исааку и Иако­ву, когда они еще как пришельцы и странники жили кочевниками в земле Ханаана, начали исполнять­ся в эпоху Иисуса Навина, после смерти пророка Моисея. Кости то­сковавших по Египту и помнящих рабство пали по дороге в пустыне, еврейский народ стоял у порога новой земли и новой жизни. Было время жатвы пшеницы (март-апрель) во время разлива Иордана, когда река наполняется дождевы­ми водами и водами тающих сне­гов Ермона. Как только ноги свя­щенников, несущих Ковчег Завета, коснулись вод Иордана, произо­шло чудо: «Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море рав­нины, в море Соленое, ушла и ис­сякла» (Нав.3:16). После того как весь народ и священники пришли на реку по суше, Бог убрал Свою всесильную руку, и воды Иордана вернулись обратно в свое русло. Это чудо было подобно переходу израильтян через Красное море. В память об этом чудесном перехо­де по повелению Иисуса Навина, во время первой стоянки в Галгале, был воздвигнут памятник из двенадцати камней, взятых со дна Иордана, с того места, где стояли ноги священников. Остатки это­го памятника видны были еще во времена блаженного Иеронима (IV в.), а по свидетельству палом­ников и путешественников VI-VII вв., на этом месте византийцами была построена трехнефная бази­лика (Додекалитон — «Двенадцатикамение»), в алтаре которой хранились камни, взятые со дна Иордана. Ее изображение сохранилось на мозаичной карте Святой Земли VI в. в православном храме города Мадабы (Медевы) в Иордании.

Во время этой первой остановки на Иерихонских равнинах был со­вершен обряд обрезания, который не выполнялся во время сорока­летнего странствия по пустыне, впервые был отпразднован празд­ник Пасхи, а на другой день после того, как стали вкушать произведе­ния земли Ханаанской, перестала падать посылаемая Богом манна с неба (Нав.5:10-12).

Отцы Церкви в Иисусе Навине, в его имени и служении, видели яркий прообраз Иисуса Христа (Евр.4:8-9). Перед пересечением Иордана Господь сказал Иисусу Навину: «В сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что, как Я был с Моисеем, так буду и с тобою» (Нав.3:7). «. Так и наш Иисус после Иордана положил начало учению и чудесам», — говорит блаженный Феодорит Кирский.

Подобно тому, как Иисус Навин ввел народ Израиля в Землю Обе­тованную через воды Иордана, так и Иисус Христос вводит верующих в Него посредством Таинства Кре­щения в «землю благодати Его», т.е. в Церковь и в грядущее Цар­ство Божие. Только те, кто пере­шел через Иордан, считались во­шедшими в Землю Обетованную. Такой же границей является река Иордан и в наше время. Нет друго­го пути для вхождения в Церковь, как только посредством таинства Крещения, а крещенские купели во всем мире символизируют реку Иордан. Завоевание Ханаана и раз­дел земли были прообразами побед в распространении учения Церкви во всем мире.

Позднее колена Рувима и Гада, а также половина колена Манассии построили большой жертвенник на берегах Иордана в качестве «свидетеля» между ними и другими коленами (Нав.22:10-34).

Река Иордан неоднократно упо­минается в последующей Библей­ской истории как место сражений с врагами Израиля — моавитянами (Суд.3:28), мадианитянами, амаликитянами, аммонитянами (Суд.6:33; 7:24; 8:4), а также место междоусобных браней (Суд. 12:5- 6). У берегов Иордана сражал­ся с филистимлянами царь Саул (Щар. 13:5-7), а царь Давид многократно переходил эту реку как в дни победоносных сражений, так и в дни поражений (2Цар.10:17; 19:15-18 и др.). В страну Заиорданскую, перейдя Иордан, бежал Давид от восставшего на него его сына Авессалома (2Цар. 17:22-24).

В завершении своего земного пути пророк Илия перед сонмом сынов пророческих своей милотью (плащом) — символом пророческо­го служения — рассек и остановил воды Иордана и вместе со своим учеником Елисеем прошел реку по суше(4Цар.2:8). У берегов Иордана пророк Илия был вознесен в огнен­ной колеснице на небо (4Цар.2:11). Чудо пророка Илии после его воз­несения повторил пророк Елисей, получив сугубую благодать своего учителя. Пророк Елисей ударил по воде упавшей на землю милотью своего учителя, после чего вода Иордана «расступилась туда и сюда» и он прошел реку по суше (4Цар.2:14). По молитвам пророка Елисея всплыл топор со дна Иор­дана, уроненный в воду одним из «сынов пророков» (4Цар.6:6).

В водах Иорданских, по слову пророка Елисея, семь раз омыл­ся военачальник Сирийского царя Нееман, после чего полностью ис­целился от проказы. Исцеленный душой и телом язычник дал обе­щание пророку Елисею больше никогда не поклоняться идолам, а верить и почитать Бога Израилева (4Цар.5:1-15). В благодарность за чудо Нееман предложил пророку Елисею дары, но тот решительно отказался, но нечестивый слуга пророка Гиезий попытался извлечь собственную выгоду из благодар­ности сирийца. Он взял у него «два таланта серебра в два мешка и две перемены одежд» и спрятал дома. В наказание за этот посту­пок он сам был поражен проказой (4Цар.5:27).

Исцеление Неемана в водах Иордана было прообразом того, что с пришествием Мессии воды иорданские, а через них и все есте­ство водное, станут источником спасения не только для иудеев, но и для всех народов, уверовавших во Христа.

Крещение Господне. Святое Богоявление

В тридцатый год земной жизни Господа нашего Иисуса Христа на­ступило время Его Божественно­го явления израильскому народу (Чис.4:3). Вдали от людей, в глу­бине суровой Иудейской пустыни, у берегов Иордана был «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк.3:2), посылавший его крестить водою и возвестив­ший ему знамение, по которому Иоанн должен был узнать пришед­шего в мир Мессию.

Согласно ветхозаветным про­рочествам, прежде явления Мес­сии должен был явиться Израилю Вестник, Предтеча, Ангел Господа, чтобы приготовить сердца народа Израиля к принятию обетованно­го Мессии. О нем еще за 700 лет до Р.Х. пророк Исаия предсказал: «Глас вопиющего в пустыне: при­готовьте путь Господу, прямы­ми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис.40:3). А за 400 лет до Р.Х. пророк Малахия называл Иоанна Крестителя Ангелом Го­сподним: «Вот, Я посылаю Анге­ла Моего, и он приготовит путь предо Мною. И внезапно придет в Храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета (Мессия), Которого вы желаете. Вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:1).

Само место, которое Иоанн Предтеча избрал для проповеди, глубоко символично, поскольку ря­дом с ним св. пророк Илия завер­шил свою земную миссию и был вознесен на небо. Образ Иоанна Крестителя, пророка и обличителя народа, носившего суровую печать пустыни и питавшегося акридами (вид саранчи) и диким медом, его аскетическая внешность, одежда из верблюжьего волоса, кожаный пояс были настолько схожи с обра­зом пророка Илии (4Цар.1:8), что Иоанну приходилось даже отри­цать перед своими современника­ми своё с ним тождество (Ин.1:21). Иоанн Креститель не был про­роком Илией, он нес свое служе­ние, по свидетельству Архангела Гавриила, «в духе и силе Илии» (Лк.1:17). Пророчество Малахии о приходе пророка Илии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, ве­ликого и страшного» (Мал.4:5), исполнится при Втором Прише­ствии Христа.

Повинуясь гласу Божиему, св. Иоанн Предтеча ходил по всей стране иорданской, проповедуя «крещение покаяния для проще­ния грехов» (Лк.3:3) и приближе­ние Царства Небесного, то есть Царства Мессии (Мф.3:2). Его Сила духа и авторитет слова были настолько сильны, что «выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф.3:6). Подтвержда­ет это также свидетельство Иоси­фа Флавия: «Народ, восхищённый учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве, и власть это­го мужа над иудеями была столь велика, что они готовы были сде­лать по его совету все, и даже сам царь Ирод [Антипа] боялся власти этого великого учителя».

Во времена всеобщего ожидания Мессии, у многих иудеев возникал вопрос: не является ли сам Иоанн Христом? Но Иоанн Предтеча, последний пророк Ветхого Завета, указывал им на Спасителя: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1:7-8).

Крещение Иоанново не было еще благодатным христианским крещением, оно было лишь приго­товлением к нему, мостом, соеди­няющим иудейское и христианское крещение. Слово «крестить» (по-гречески «Балтию») означает «по­гружать». Крещение в воде тех, кто каялся и открыто исповедав свои грехи, было связано с ветхозавет­ными омовениями (Исх.19:10; Лев. 14:8; Лев.8:6). Наряду с этими ветхозаветными образцами практи­ковалось также появившееся, пред­положительно, в 1-м в. до Р.Х. кре­щение прозелитов, которое вместе с обрезанием являлось внешним знаком их обращения в иудаизм.

К берегам Иордана среди толпы народа приходит к Иоанну обето­ванный Ангел Завета, Царь неба и земли, Тот, Которым вначале все сотворено и Которым доныне сто­ит мир, являя Собой совершеннейший пример смирения и послуша­ния Небесному Отцу (Фил.2:6-8), чтобы наравне со всеми совершить омовение.

По преданию Крещение Господ­не имело место ночью, перед рас­светом, при значительном стече­нии народа. Не знавший лично до того времени Спасителя (Ин. 1:33) Иоанн, увидев Его издали, по откровению обитавшего в нем Духа Божия и проникая в тайну домо­строительства Божия, своим перстом указал на грядущего Мессию: «Вот Агнец Божий, Который бе­рет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впере­ди меня, потому что Он был пре­жде меня» (Ин. 1:29-30). Услышав это, двое из учеников Иоанна, Апо­столы Андрей Первозванный, брат Симона Петра, и, предположитель­но, Иоанн Богослов, присоедини­лись к Иисусу Христу (Ин. 1:35-51).

Своим схождением в воды Иор­дана Господь исполнил волю Бо­жию (Пс.39:7-9), погребая в воде всего ветхого Адама, а прикосно­вением Своего пречистого тела ос­вятил Собою «всех вод естество» и сокрушил «главы змиев в воде» (Пс.73:13). Будучи безгрешен, во всем подобен нам, кроме греха, Он не нуждался в крещении как очи­щении от личных грехов. Он взял на Себя все человеческие неправ­ды и беззакония и, не оскверняясь ими, принес Себя Самого в иску­пительную жертву за нас.

Крещение Господне, как и Рож­дество Христово, было уже пред­дверием Голгофы, в котором Агнец Божий предуготовляется на закла­ние, а Его явление миру было уже началом пути к Распятию. Свет Христова Крещения — это свет Гол­гофской славы, который освеща­ет весь путь служения Господа на земле, Свет Крестной, жертвенной, самоистощающейся любви. С по­гружением Спасителя в воды Иордана раскрывается тайна вольного божественного кенозиса-истощания (Фил.2:6-10), который, начав­шись в воплощении Бога Слова, через пещеру Вифлеема приведет потом к мраку Гефсиманской ночи и завершится кровавым омовением на Кресте Голгофы. А последней мерой Его единства с нами будет Его сошествие во ад.

Когда Христос выходил из воды, отверзлись небеса, и Иоанн Пред­теча увидел Духа Святого, Который сходил, как голубь, и ниспу­скался на Христа, и был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17). Как долго мир ждал этого дня, о котором века назад молился пророк Исайя: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» (Ис.64:1).

Этого видимого сошествия Свя­того Духа на Христа ждал Иоанн Предтеча, потому что Бог в самом начале, посылая его на проповедь, сказал ему: «/Та Кого увидишь Духа сходящего и пребывающе­го на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин.1:33). С этого момента Иоанн Креститель без малейшего сомнения свидетельство­вал всем об Иисусе как о Мессии и Агнце Божием, берущим на Себя грехи мира.

Читайте также:  Жизнь как река знаки препинания

Описанное в Евангелии явление Духа Святого имеет свои параллели в Ветхом Завете. В самом начале книги Бытия описано, как при творении мира: «Дух Божий носился над бездной» (Быт. 1:2), что буквально означает «парил» (евр. «реял»), подобно тому, как парит в небесах птица. Голубь — вестник, символ примирения людей с Богом и восстановления мира. Голубь, выпущенный из ковчега и возвратившийся с зеленой оливковой ветвью, возвестил Ною об окончания потопа и о прекращении небесного гнева.

В соответствии с предвечным Божиим Советом в Крещении Господнем совершилось явление Триединого Бога: Крещение Сына, глас Отца, сошествие Духа (Мф.З:16-17; Мк.1:9-11; Лк.3:21- 22). Бог Сын приходит на Иордан принять крещение от Иоанна, Бог Дух Святой снисходит на Сына с небес, а Бог Отец свидетельствует о возлюбленном Единородном Своем Сыне, чтобы мир мог узнать Его и принять как Спасителя мира. Крещение Господне стало началом явления Божественного света в мире (1 Ин. 1:5). Говорят об этом и древнее название праздника — Праздник Светов, — и церковные песнопения: «Явился ecu днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас (открылся в нас) . Пришел ecu и явился ecu , Свет неприступный».

Крещение Господне стало осно­ванием таинственно-благодатного возрождения человека водою и Ду­хом в христианском таинстве Кре­щения и открыло ворота в благо­датное Царство Мессии всем желающим стать его членами. Как иор­данские струи открыли еврейскому народу вход в Землю Обетованную, так Таинство Крещения открывает нам вхождение в Церковь.

Таинство Крещения водою и Духом именуется также «банею пакибытия», т.е. омовением в жизнь вечную. В ночной беседе с Никодимом Господь сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин.З:5-7).

Святая Церковь еще с апостоль­ских времен празднует день Свя­того Богоявления. Самым ранним письменным упоминанием о су­ществовании праздника Крещения Господня является свидетельство Афанасия Великого, архиеписко­па Александрийского (298-373 г): «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да бу­дет отлучен от Святых тайн на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извер­жен из Церкви, пока не принесет покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Креще­ние Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребы­вал Сам Господь, освятив их Сво­им естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение».

Самое раннее упоминание об особом почитании воды, набран­ной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах содержится в одной из проповедей святителя Иоанна Златоуста около 387 г. Свя­титель Епифаний Кипрский (ок. 315-403 гг.) также сообщает, что вода в реке Нил в Египте после ос­вящения в праздник Крещения Го­сподня меняла свои свойства.

Прямо от берегов Иордана Спаситель ушел в пустыню на сорок дней для поста и молитвы по преданию в каменистые пещеры Горы Искушения. После этого Он вышел проповедовать на палимые солнцем дороги Галилеи и Иудеи, заполненные толпами жаждущих Его слова и чудес, а потом через Гефсиманский сад пришел к каменным стенам «побивающего пророков» Иерусалима.

Источник



Нет более популярной реки у христиан всего мира, чем река Иордан

Нет более популярной реки у христиан всего мира, чем река Иордан в Израиле.

Единственное общее, что можно найти у христианина I, XI и XXI веков — это желание смыть свои грехи в священной воде. Верующие всех конфессий сливаются в один вечный паломнический поток, как реки Баниас, Дан и Снир, стекающие с горы Хермон, сливаются и образуют Иордан.

Река Иордан-Фотогалерея

Видео

Путеводитель по Израилю — Река Иордан

На Карте

Экскурсии

Библейская река

Человек вполне может не знать содержания всех заповедей или имен всех апостолов, но каждый знает, что река Иордан — место крещения Иисуса Христа. И потребность пусть не окреститься, но хотя бы омыться в ней совершенно понятна — хоть так, хоть на какой-то духовный миллиметр стать ближе к Сыну Человеческому.
Иудейское отношение к этой реке тоже очень серьезно — если посмотреть на реку Иордан на карте, видно, что она пронизывает тело Святой Земли сверху вниз — то есть с севера на юг — как огромный кровеносный, точней, водоносный сосуд, который жизненно необходим жаркой Стране.

Река Иордан — Течение Времени

Иордан неглубок и местами очень неширок, но его протяженность составляет 252 км, а путь заканчивается в Мертвом море. К тому же, главная река Израиля и до пришествия Христа «отметилась» в Ветхом Завете как граница земли Обетованной. По воле Господа Иордан ведет себя, как разумное существо, помогая иудеям. Воды расступились перед людьми вождя-воина Иисуса Навина, которые несли Ковчег Завета.

Пророку Илии достаточно было ударить по воде своим плащом, чтобы тоже перейти реку посуху вместе со своим учеником и духовным наследником Элишей. Элишу мы знаем под именем пророка Елисея. Ему Господь с помощью Иордана помогал творить чудеса. Так Елисей заставил всплыть упущенный неловким «сыном пророческим» железный топор, бросив на воду какую-то ветку. Так исцелил главнокомандующего сирийских войск Неемана, страдавшего не какой-то незначительной хворью, а проказой.

В те времена — и долго-долго после — проказа являлась смертным приговором, и смерть от нее была мучительной и безобразной. Елисей велел Нееману всего лишь семь раз омыть свое тело в Иорданских водах — и проказа ушла бесследно. Скорее всего, именно оттуда, а вовсе не с византийских времен, идет поверье о том, что вода реки обладает целебными свойствами.

Древние Города на берегу реки

Река Иордан словно течет сквозь историю человечества: глядя на карту, можно отмечать населенные и сейчас уже не населенные пункты начиная с эпохи палеолита. Это пещера Тель-Овадия, где были найдены каменные топоры. Каменное блюдо с египетскими мотивами из Бейт-Йерах. Сфинкс из Тель-Хацора. Тель-Хацор, этот большой город Пурпурной страны Ханаана, древнее этого сфинкса и упоминается в шумерских текстах. А в районе Скифополиса эллинский Зевс прятал своего внебрачного и непутевого сына Диониса от гнева законной супруги Геры. Руины римского храма Аполлона на Тель-Кедеш, рядом с остатками поселения древних иудеев колена Леви. В Вифсаиде Иисус творил чудеса, в Капернауме проповедовал в синагоге.

Развалины дворца халифа Хишама возле современного Иерихона. Остатки того, который завоевал Иисус Навин — восточнее.
Каменные квадраты XII в- остатки твердыни крестоносцев Бельвуар, которая сдерживала мусульманский натиск с востока на протяжении 20 лет, но султана Саладина все же не выдержала — а в 1220 очередной Амир-аль-Малик, правитель Дамаска, окончательно развалил замок.
Поэтому посетить долину Иордана стремятся не только паломники, но и те, кто интересуется историей хоть на профессиональном, хоть на любительском уровне. Кто-то готов приехать ради камней, оставшихся от древней Иудеи, кто-то — ради римских колонн, а кому-то важнее всего взглянуть на бывшую крепость ордена госпитальеров.

Экстремальный туризм на Иордане

Если вы предпочитаете очень активный отдых — вам в туристический центр Кафр-Блюм, где вам предложат рафтинг на надувных лодках или каяках по порожистым участкам Иордана.
Стоимость «семейного» спокойного сплава — 75 шек. с человека, скоростного — 109. Также вы можете выбрать скоростной спуск на канате в воду, скалолазание, стрельбу из лука и прогулки по весело шатающимся под ногами подвесным мостикам.

Паломнику на заметку

В какой день лучше ехать — решать только вам. Если в ваших планах — купание в реке Иордан, учитывайте время года и погоду.
Температура воды в Иордане:
• В декабре — от +15 до +18°С;
• Январь-февраль — от +12 до +17°С;
• В весенние месяцы — от +15 до +21°С;
• Летом — от +19 до +25°С;
• Сентябрь — вода все еще очень теплая, от +20 до +25°С;
• В октябре-ноябре температура постепенно снижается до +9-17°С.

Залив Крещения

«Я видел древний Иордан», — так начал русский поэт Петр Вяземский свое послание художнику Александру Иванову, автору «Явления Христа народу». А картина без преувеличения известна всем: Иоанн Креститель в своей верблюжьей шкуре на берегу Иордана, толпа вокруг него — и, судя по ней, омыться в Иордане и получить благословение пророка стремится действительно весь народ, на полотне и зрелые мужи, и женщины, и старики, и мальчишки. И хрупкая фигура Иисуса Христа, выходящего из пустыни, и на него смотрят еще не все — зато пялятся двое римских всадников, которые там, очевидно, для пригляду за порядком. Ибо способность пророков иной раз творить очень масштабные неприятности для врагов Святой Земли всем известна. Но римляне смотрят на Христа — и кто знает, что они там на самом деле думают.

Река Иордан Сегодня.

Сейчас на побережьях реки происходит ровно то же самое, разве что в других одеждах и без Иоанна. Потому израильские власти и выделили наиболее удобное место для паломников, стремящихся в воды Иордана — залив Ярденит. Здесь относительно чистая вода (вообще-то Иордан мутноват), и все обустроено: спуски к воде, раздевалки, душевые. А также — туалеты, бесплатная автостоянка, пункты общепита на выбор — ресторан и кафе, магазинчик, сувенирные лавки.
Но место крещения Иисуса Христа на реке Иордан не имеет никакого отношения к Ярдениту.

По Библии, Иоанн и Иисус встретились в Вифаваре, с которой ассоциировался район нынешней Бейт Авары, находящейся недалеко от устья Иордана у Мертвого моря. Но исследования в конце XX в. заставили в этом усомниться: они позволили предположить, что место крещения Христа находится на Западном берегу реки Иордан, возле Вади аль-Харар.
Ярденит же выбрали потому, что он был единственным безопасным местом, где Иордан не контролировался (и не простреливался) Палестинской автономией.

Часто иорданскую воду набирают в бутылки: кому реликвия и память о поездке, кому хочется «освятить» с ее помощью свое жилье, а кто и верит в исцеление от болезней с ее помощью.
Но пить ее вы будете, только если умираете от жажды в Иудейской пустыне! Во всех иных случаях не стоит. Чистота ее точно такая же, как во всех популярных местах купания толпы людей — то есть крайне сомнительная.

Река Иордан: граница вражды

«Мы встретим закат на реке Иордан, Где жены до ночи стирают. А может, там только кровавый туман На флейте песчаной играет?» — так заканчивается стихотворение современного поэта Игоря Караулова, которое вообще-то — о возвращении домой, о празднике, о предвкушении любви. И вдруг — «кровавый туман».

Актуально, причем актуально всегда.Нужно помнить, где находится река Иордан — и о ее пограничной роли. Палестинская автономия состоит из Сектора Газа и Западного берега реки Иордан, и потому там никогда не будет тишины и мира.

И если туризм для Западного Берега — одно из условий выживания местного населения (но не удивляйтесь многочисленным блок-постам!), то с Сектором Газа, который с 2007 г. полностью контролируется террористической мусульманской организацией ХАМАС, чья «святая» цель ни много ни мало — «Стереть Израиль с карты», все куда хуже. Газа — очень древний палестинский город, который наверняка был бы интересен туристам, но их там, возможно, некуда девать: Газа переполнена арабскими беженцами, которые скоро будут спать штабелями.

Святыни Палестины

На Западном берегу находится много древних мест, интересных и паломникам, и туристам. Кто не хочет посетить Иерихон, Хеврон, Наблус, Бейт Джалу, в которой стоит несколько православных церквей? Что говорить о Вифлееме, в котором находится множество христианских святынь — Базилика Рождества Христова, Греко-католическая церковь Богородицы, Сирийская церковь Св. Иосифа и другие святыни.

Да, туристические и паломнические маршруты сюда весьма оживленные, и приезжающим здесь рады, но тягостное ощущение вражды и неприятия прямо-таки ощущается в воздухе меж двумя государствами.
В древнейшем Хевроне священное для мусульман, иудеев и христиан место — Пещера патриархов с захоронениями Авраама, Исаака, Иакова и их жен — разделено пополам решетками и пуленепробиваемым стеклом.

Хорошо еще, не додумались разделить Дуб Авраама, который растет недалеко от Пещеры Патриархов— дереву явно не поздоровилось бы при попытке сделать его на треть мусульманским, на треть иудейским и на треть христианским. Кора точно пострадает от пуль, если там, где когда-то рядом с Авраамом отдыхали три ангела, сойдутся три непримиримых фанатика трех религий.

Кстати, Дуб растет на участке, который принадлежит Русской православной церкви, потому что нашел его в далеких 1860-х гг. начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин — и приобрел не только Дуб, но и — чуть позже — земли рядом с ним. Возле святыни вскоре построился и дом для паломников, а в 1914 вырос храм Святой Троицы и мужской монастырь при нем.
На Западном берегу Иордана в Иудейской пустыне находится и православная Лавра Саввы Освященного.

Полезная информация

Часы работы комплекса Ярденит

• Будни: с 08.00 до 18.00;
• Пятница и кануны праздников: с 08.00 до 17.00.

Как добраться самостоятельно

• От Иерусалима: рейсовые автобусы №№ 961, 963, 964;
• от северных городов страны — много автобусов по шоссе №90.

Паломнику на заметку:

Если ваша мечта — крещение в реке Иордан, имейте в виду, что повторно таинство крещения не совершается. Посоветуйтесь со священником своей конфессии. Да, поэт Вяземский описал свое троекратное погружение в воды Иордана, что соответствует крещению по православному обряду, но это, скорее всего, был его личный мистический опыт, а не повторное совершение таинства.
А вот омовение в реке Иордан можно совершать спокойно.
Если вы все же приняли решение креститься, здесь вам предложат белое крестильное одеяние, которое можно:
• купить за $24;
• взять напрокат за $4.

Источник

Главная река земли обетованной

Изобретение способа получения и сохранения изображения ведет свой отчет по официальной версии от 1839 года. В этом году официально изобрели фотографию. С тех времен у человека появилась возможность запечатлеть не только в памяти произошедшие события или лица близких ему людей, но и на бумаге, фотографии. До этого такой возможности у человечества отсутствовало. Но стремление сохранить в памяти какие-то моменты из жизни человека сопровождались всегда. Поэтому до изобретения фотографии обычно прибегали к помощи художников, которые могли запечатлеть на холсте лица, природу и все что требовалось на тот момент. Как известно много художников в старину писали картины на Библейские темы. Такие картины очень ценны с точки зрения понимания и осмысления людей того времени Библейских событий, персонажей и их одежду, местоположения и природу, где происходили события, описанные в Библии и другое. Анализ древних картин, написанных на Библейскую тему, позволяет нам сегодня сопоставить наше современное христианское мировозрение с мировозрением людей, которые жили в ту эпоху. Как они себе представляли Святую Землю, Христа, Мать Иисуса Христа Марию, Иерусалим и т.д. И здесь мы находим в некоторых случаях большие противоречия. Попробуем выяснить, кто же ошибается древние художники, изображающие Библейские события и места в ином представлении, чем принято сегодня, или же мы современные люди, наученные в век технологий и не сомневающиеся в современной версии истории Библейских событий.

В Евангелии от Матфея глава 2:1 написано: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока. «

Вот как древние художники изображали рождение Иисуса Христа:

Мартин Шонгауэр «Поклонение волхвов» 1480 г.

При попытке изобразить Библейские события художники вставляли одежду, реквизиты, черты лица по своему усмотрению, но есть один штрих, который просматривается у всех средневековых художников — это природа. Прошу принять во внимание, некоторые из художников, картины которых приводятся здесь, бывали в Святых местах и знали не по наслышке о природе Библейского Израиля. И что же мы видим? Художники из различных мест своего проживания изображают на картинах по мотивам Библейских событий отличную природу, ландшафт от того, что мы видим сегодня в современном Израиле, именуемой Святой Землей. Сравните

Источник

Adblock
detector