Меню

Фрагмент из балета лебединое озеро танец маленьких лебедей

Сказка в музыке: Чайковский. Балет «Лебединое озеро»

Пётр Ильич Чайковский. Балет «Лебединое озеро»

Программное содержание. Познакомить детей с музыкой балета П. Чайковского, с сюжетом сказки, положенной в основу произведения. Учить детей чувствовать характер музыки.

П е д а г о г. Вы хорошо знаете имя великого русского композитора — Петра Ильича Чайковского, знакомы с некоторыми его произведениями из «Детского альбома», цикла «Времена года». Музыка П. Чайковского так прекрасна, что вы наверняка будете с удовольствием слушать её в разные годы своей жизни.

Есть у него произведения, которые могут быть понятны как детям, так и взрослым и любимы ими. Среди них балет «Лебединое озеро».

Кто из вас знает, что такое балет? Это театральный спектакль, но необычный. Главный рассказчик в нём музыка. В балете герои не произносят ни одного слова, они только танцуют под музыку.

Итак, сказка первая. Она называется «Лебединое озеро».

Представьте себе старый замок, бал в честь дня рождения принца. Все кружатся в вальсе. На следующий день бал продолжится, и принц должен будет выбрать себе невесту. Вдруг гости увидели стаю лебедей, словно плывущих по небу, и предложили принцу поохотиться на них. Долго продолжалась погоня в лесу за скрывшимися лебедями.

Все вернулись назад, только принц продолжал бродить по лесу и вдруг оказался на берегу большого озера, по которому красиво скользили белые лебеди. Неожиданно один лебедь превратился в девушку.

Она рассказала принцу, что злой колдун заколдовал её и подруг, превратив в птиц. По ночам они могут сбрасывать лебединые перья, а наутро опять становятся птицами. Только верная любовь юноши может снять это заклятье. Принц полюбил девушку, обещал спасти её.

Но их разговор подслушал злой волшебник. Он задумал обмануть принца — привести на бал свою дочь, сделав её похожей на девушку-лебедя. На следующий день он явился на бал со своей дочерью. Она так была похожа на девушку-лебедя, что принц не понял, что его обманули.

В конце бала он назвал дочь колдуна своей невестой. В это время в раскрытом окне показалась девушка-лебедь. Она горестно взмахивала белыми крыльями. Как только принц увидел её, он понял, что был обманут. Принц бросился бежать к озеру, чтобы найти её. Он признался ей, что любит только её. В это время появился злой колдун. Принц вступил с ним в бой, победил его и спас девушек.

Так закончилась эта сказка.

Педагог предлагает детям послушать несколько отрывков из балета. Например, сцену, когда принц встретился с лебедями. Эта тема лебедей встречается в балете несколько раз. Она меняет свою окраску в зависимости от того, что происходит в сказке. Звучит то нежно и грустно, то тревожно и грозно, то радостно и торжественно.

Звучит фрагмент «Лебеди». Дети говорят, что сначала музыка нежная и грустная, а потом тревожная.

П е д а г о г. Мелодия эта такая длинная, как будто не имеет конца. Она начинается трепетно, нежно, грустно, потом звучит все напряжённее, беспокойнее, взволнованнее. Мелодия очень красива и выразительна. Послушаем её ещё раз. (Звучит фрагмент.)

Теперь послушаем другой фрагмент из балета, сцену, когда девушка-лебедь рассказала принцу о своей беде, а он обещал освободить её и подруг от злых чар колдуна. Лебеди кружатся в танце. (Исполняется «Танец лебедей») Как звучит музыка?

Д е т и. Радостно, легко.

П е д а г о г. Какой это танец?

П е д а г о г. Да, мы говорили с вами, что П. Чайковский очень любил вальсовый ритм и многие его произведения или отдельные темы написаны в этом жанре. В этом и других его балетах много вальсов. Но каждый вальс имеет своё настроение, свою окраску, звучит то мечтательно и нежно, то празднично, то тревожно. Вы правильно почувствовали, что этот вальс звучит радостно, нежно, полётно. Девушки надеются, что принц спасёт их.

Послушайте ещё один фрагмент из балета — прощание девушки-лебедя с принцем в этой же сцене.

Светает. Девушкам пора превращаться в лебедей. Какая счастливая и одновременно грустная музыка, прислушайтесь. Счастливая потому, что принц и Одетта (так звали девушку-лебедя) полюбили друг друга. Грустная потому, что им нужно расставаться. (Звучит фрагмент «Одетта и Зигфрид».)

В следующий раз мы послушаем эти и другие отрывки из балета.

Программное содержание. Учить детей узнавать прослушанные ранее музыкальные фрагменты. Формировать умение следить за развитием музыкальных образов, различать тембры музыкальных инструментов.

Педагог предлагает детям послушать один из фрагментов балета «Лебединое озеро». Исполняется фрагмент «Лебеди».

П е д а г о г. Какой фрагмент мы прослушали?

Д е т и. «Лебеди». Музыка нежная, грустная, красивая.

П е д а г о г. Прислушайтесь, как задушевно звучит мелодия. Она исполняется на гобое, это духовой инструмент (показывает его изображение). Он произошёл от народных инструментов типа свирели, рожка. Мелодия всё время возвращается к одному и тому же звуку, опускается, падает и снова поднимается, будто взмахи лебединых крыльев. А аккомпанемент играют скрипки — быстро, тревожно, взволнованно, как предчувствие беды. В аккомпанементе слышны и звуки арфы, словно всплески воды — нежные, переливчатые (играет аккомпанемент отдельно).

Послушайте, как звучит мелодия в середине и в конце этого фрагмента. Она словно стремится ввысь, разрастается, расцветает, звучит то с мольбой, то напряжённо, встревоженно, порывисто. В конце вступает весь оркестр — грозно, беспокойно.

Послушайте весь фрагмент целиком ещё раз. (Звучит фрагмент «Лебеди».)

Теперь послушайте другой знакомый вам фрагмент – прощание принца и девушки-лебедя перед рассветом. Прислушайтесь, как меняется характер музыки в разных частях. (Звучит фрагмент «Одетта и Зигфрид».)

Д е т и. В начале и в конце музыка грустная, печальная, задумчивая, а в средней части — радостная.

П е д а г о г. Да, средняя часть звучит радостно, счастливо, а крайние части — очень нежно, печально. Прислушайтесь к голосам музыкальных инструментов. Вначале звучит арфа, она аккомпанирует нежной, взволнованной скрипке. А в конце эту же мелодию играет виолончель. Она поёт низким голосом, а нежная скрипка вторит ей. Оба эти инструмента похожи друг на друга, но у них разный тембр. У скрипки высокий звук, а у виолончели низкий. Эти струнные инструменты обладают красочными, выразительными тембрами. Мелодия как бы с трудом поднимается всё выше, но в конце поникает с грустью. Послушайте весь фрагмент целиком. (Звучит грамзапись.)

Теперь давайте послушаем «Танец лебедей». Какая музыка по характеру?

Д е т и. Это вальс.

П е д а г о г. Давайте выберем нескольких девочек, которые попробуют потанцевать вальс так же легко, радостно, как его танцуют лебеди. (Звучит вальс.)

Сейчас вы услышите новый фрагмент. Маленькие лебеди тоже захотели потанцевать, глядя на взрослых. Послушайте любимый многими фрагмент из балета — «Танец маленьких лебедей». Какая изящная, грациозная музыка.

Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности («Как рассказывает музыка?») в трёх фрагментах, формировать представление об изобразительных возможностях музыки.

П е д а г о г. Мы говорили с вами о том, что тема лебедей звучит в балете несколько раз по-разному. Мы слушали нежную, светлую, задумчивую мелодию в сцене встречи принца с Одеттой, её играет гобой на фоне «шелестящих» скрипок и переливов арфы. Музыка полна нежной красоты и печали. В середине и конце этого фрагмента мелодия развивается, звучит более взволнованно, беспокойно.

В сцене, когда принц назвал своей невестой дочь колдуна, эта тема звучит с мольбой, тревожно, стремительно. Мелодия всё время прерывается зловещими, страшными возгласами — аккордами, которые как бы рассекают её, пытаются уничтожить. Эти злые, угрожающие интонации похожи на раскаты грома.

Давайте сравним, как звучит эта мелодия в двух названных сценах. (Исполняются фрагменты «Лебеди» и «Измена».)

Теперь обратимся к концу балета. Злые силы побеждены. Снова звучит знакомая мелодия, но как она преобразилась: стала торжественной и просветлённой, уже не прерывается злыми, грозными интонациями. (Исполняется финал балета.)

Так, преображая одну мелодию, композитор даёт нам почувствовать печаль заколдованных девушек-лебедей (первое появление темы), злобу, торжество колдуна и отчаяние Одетты (второй фрагмент), торжество добра и любви (в конце балета). Музыка рассказывает нам сказку звуками.

Программное содержание. Познакомить детей с вальсами из балета, учить различать характер и настроение каждого произведения. Формировать тембровый слух детей.

П е д а г о г. Мы говорили с вами о том, что П. Чайковский очень любил жанр вальса. Им написано много вальсов как самостоятельных произведений. Вам, например, знаком вальс из «Детского альбома». Вальс включается во многие крупные его произведения: симфонии, оперы, балеты. В балете «Лебединое озеро» несколько разных вальсов. Один из них вы слушали.

Этот вальс танцуют девушки-лебеди на берегу озера после встречи с принцем. (Исполняется фрагмент «Танец лебедей».) Как звучит вальс?

Д е т и. Легко, нежно, светло.

П е д а г о г. Да, он очень воздушный, переливчатый, изящный. Давайте послушаем и другие вальсы, которые звучат в балете. Например, в начале балета и в сцене бала, когда принц должен назвать свою невесту. (Исполняется вальс, с. 277.) Как звучит первый вальс?

Читайте также:  Озеро иткуль рыбалка 2020

Д е т и. Нежно, потом празднично.

П е д а г о г. Да, в начале балета звучит спокойный, плавный, светлый вальс. Он настраивает нас на лиричный тон. Все события, которые будут происходить в сказке, ещё впереди. Вот другой вальс, в сцене бала. (Исполняется вальс, с. 278.) Как звучит вальс?

Д е т и. Более торжественно.

П е д а г о г. Да, он более праздничный. Вместе с тем в нём слышится больший драматизм, предчувствие важных событий, которые должны произойти на балу. На балу звучат и другие танцы. Мы их послушаем в следующий раз. А сегодня давайте вспомним другие фрагменты из балета, которые мы уже слушали. Например, сцену на озере после вальса лебедей. Помните, чей танец мы ещё слушали? («Танец маленьких лебедей».)

Послушайте его ещё раз. (Исполняется «Танец маленьких лебедей».) Как звучит танец?

Д е т и. Легко, отрывисто, изящно. (Исполняется фрагмент «Одетта и Зигфрид».)

П е д а г о г. Какая это музыка?

Д е т и. Наступает рассвет, и девушки должны превращаться в птиц. Одетта прощается с принцем. Музыка грустная, нежная, потом в середине радостная, летящая. В конце опять грустная.

П е д а г о г. Какие инструменты звучат в этом отрывке?

Д е т и. Арфа, скрипка, виолончель.

П е д а г о г. Как звучат их голоса?

Д е т и. Арфа звучит переливчато, скрипка — нежно и высоко, а виолончель — низко, грустно.

П е д а г о г. Арфа напоминает плеск воды, а скрипка и виолончель в последней части как бы разговаривают между собой нежно, печально и светло.

Программное содержание. Познакомить детей с музыкой танцев балета. Учить детей различать характер пьес, средства музыкальной выразительности.

Музыкальный руководитель предлагает детям послушать несколько танцев, которые звучат на балу во время появления гостей из разных стран. Это венгерский танец «Чардаш» — нежный, лёгкий, грациозный, потом решительный, быстрый. (Звучит венгерский танец «Чардаш».)

П е д а г о г. Входят гости из Испании — звучит огненная, ритмичная музыка — испанский танец «Болеро» в сопровождении бубна, кастаньет. (Звучит испанский танец «Болеро».)

Прибывают гости из Италии. Эту мелодию вы хорошо знаете. Послушайте и назовите это произведение П. Чайковского.

Д е т и. Это «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» П. Чайковского, только она звучит по-другому, в исполнении оркестра.

П е д а г о г. П. Чайковский использовал «Неаполитанскую песенку» и включил её в балет в оркестровом изложении. Мелодию играет труба — звонко, призывно, энергично. Неаполитанский танец, как венгерский, испанский и русский, тоже разгорается праздничным весельем к концу. (Звучит «Неаполитанский танец».)

И наконец, последний танец — польская «Мазурка» — яркая, праздничная, горделивая, блестящая. Послушайте, меняется ли характер музыки внутри этого танца. (Звучит польский танец «Мазурка».)

Д е т и. Средняя часть более нежная, лёгкая.

П е д а г о г. Правильно, в середине пьесы музыка звучит очень легко, грациозно, а затем опять гордо, ритмично. (Звучат фрагменты.)

В следующий раз вы послушаете танцы вновь, сами попробуете потанцевать под эту музыку, выразить в движениях настроения, которые слышны в ней, передать характер каждого танца.

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Балет Лебединое озеро:
Вальс (1-е действие), mp3;
Вальс (2-е действие), mp3;
Венгерский танец, mp3;
Измена, mp3;
Испанский танец, mp3;
Неаполитанский танец, mp3;
Мазурка, mp3;
Лебеди, mp3;
Одетта и Зигфрид, mp3;
Танец лебедей, mp3;
Танец маленьких лебедей, mp3;
Финал, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Источник

Жемчужины балета “Лебединое озеро” П. И. Чайковского

04.03.2017 Оставьте комментарий Просмотры: 5 033

Сцена из балета

Сцена из балета “Лебединое озеро”. Красноярский театр оперы и балета

“Лебединое озеро”. Балет-симфония

Первая премьера

В 60–70-х годах XIX века музыка для балета считалась вещью второстепенной и лишь сопровождала танец артистов.

И когда в 1875 году за сочинение партитуры для новой московской постановки взялся симфонист Пётр Ильич Чайковский, для балетного искусства началась новая эпоха.

Впервые танец стал подчиняться музыке, требуя нового подхода к средствам хореографической выразительности

В основе либретто (сюжета) лежит немецкая легенда о принцессе Одетте, превращённой злым колдуном в лебедя. Лишь по ночам Одетта становится девушкой.

Разрушить заклятие, наложенное Злым гением, может только человек, который полюбит Одетту и будет ей верен. Но если обет любви нарушится, она навсегда останется птицей.

В Одетту влюбляется принц Зигфрид, которому как раз пришла пора жениться. Однако тёмные силы в лице Злого гения и его дочери Одиллии не намерены позволить героям быть вместе

В 1877 году в Большом театре состоялась премьера «Лебединого озера». За хореографию отвечал чешский балетмейстер Вацлав Рейзингер. Критики приняли балет прохладно, называя танцы скучными и казёнными, а сюжет — перегруженным.

Постановка не удалась, однако спектакль оставался в репертуаре театра ещё довольно долго — шесть лет, и был поставлен 39 раз.

Главные персонажи балета

Главные персонажи балета “Лебединое озеро”

Расцвет

Настоящий же триумф «Лебединого озера» случился после смерти Чайковского. В 1895 году петербургские балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов представили публике новую редакцию спектакля. Петипа работал над первой и третьей картинами, Иванов — над второй и четвёртой. Модест Чайковский — младший брат Петра — отредактировал либретто.

Мариус Петипа и Лев Иванов

Мариус Петипа и Лев Иванов

Так балет обрёл те драматургию и хореографию, которые сегодня считаются эталоном. Главную партию танцевала итальянская виртуозка Пьерина Леньяни. Постановка имела огромный успех как у публики, так и среди критиков.

В 1901 году «Лебединое озеро» было вновь поставлено в Москве в редакции молодого балетмейстера Александра Горского. Сохранив хореографию Иванова-Петипа, Горский внёс несколько новых сцен и деталей.

Александр Горский

Александр Горский

С тех пор «Лебединое озеро» стало одним из самых исполняемых в мире балетов, было создано множество его редакций.

Однако лучшие находки Петипа, Иванова, Горского — неизменно кочуют из постановки в постановку: адажио Одетты и Зигфрида, танцы Одетты и лебедей, дуэт Зигфрида и Одиллии.

Классическая версия балета

Классическая версия балета “Лебединое озеро” состоит из двух действий и четырех картин

“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II

«Белое» адажио

Зигфрид, Одетта, кордебалет

“Лебединое озеро”. Большой театр, 1961 год

Адажио (итал. adagio, «медленно», «спокойно») — танцевальная композиция, исполняемая в медленном темпе, одна из важнейших в сюжете балета.

Этот танец — лирическая кульминация первого акта: у принца и Одетты возникают друг к другу чувства.

Лев Иванов, работавший над этой частью постановки, использовал новаторский способ взаимодействия балерины и кордебалета. Сюжет второй картины сконцентрирован вокруг Одетты, в том числе во время её дуэта с Зигфридом.

Кордебалет рисунком своего танца подчёркивает эмоции героини.

Помимо хореографических нововведений, Лев Иванов реформировал и сам балетный костюм, избавив всех «лебедей» от прикреплённых к спине декоративных крыльев, с которыми они выступали в первой версии балета. Лебединая грация и стать с тех пор выражается исключительно в танце и лишь напоминает движения птиц, не копируя их.

Одетта. Художник - Валерий Косоруков

Одетта. Художник – Валерий Косоруков

В начале адажио Одетта склоняется перед Зигфридом — садится на пол, склонив корпус и руки. В этой позе балерина показывает доверие своей героини к принцу и начинает рассказывать свою историю.

Балетная фигура, наиболее часто встречающаяся в этом адажио, — арабеск (фр. arabesque, «арабский»).

Это основная поза классического балета, при которой опорная нога стоит на целой ступне или на пальцах (пуантах), а другая нога поднята на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом.

“Лебединое озеро”. Действие первое, картина II

Танцы лебедей и вариация Одетты

Одетта, кордебалет

Адажио главных героев сменяется танцами лебедей.

“Лебединое озеро”. Танцы лебедей и вариация Одетты

Балетовед Поэль Карп называл танцы всей второй картины «танцами состояний» с одной художественной задачей: и в адажио, и в последующих композициях развивается тема рассказа Одетты о своём «лебедином» мире.

При этом каждый танец может существовать сам по себе.

Лебеди маленькие и большие

Один из самых знаменитых танцев балета — танец маленьких лебедей. Он знакомит Зигфрида с весёлой и беззаботной стороной мира Одетты. Маленькие лебеди олицетворяют детство с его жизнерадостностью; в то же время сцепленные руки танцовщиц говорят о дружбе и верности.

Танец маленьких лебедей из 2-го акта балета

Танец маленьких лебедей из 2-го акта балета “Лебединое озеро”. Большой театр, 1970 год

Ключевые движения: амбуате — последовательные переходы с ноги на ногу; жете — движение, исполняемое с броском ноги; па-де-ша — прыжковое движение: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается.

Танцовщиц на роли маленьких лебедей подбирают очень тщательно: как правило, это миниатюрные балерины без существенной разницы в росте.

Читайте также:  Цветы как синие озера

Синхронность в танце должна быть идеальной — из-за пачек балерины не могут следить за ногами друг друга.

Сцена из балета П. И. Чайковского

Сцена из балета П. И. Чайковского “Лебединое озеро”. Три лебедя – артистки балета Наталья Бессмертнова (в центре), Л. Иванова и Наталья Рыженко. Большой театр, 1965 год. Фото – Александр Макаров

«Маленьких» лебедей сразу же сменяет тройка «больших»: создаётся контраст с детским, наивным настроением предыдущего танца.

Их движения стремительны и воздушны — танец воплощает мечту Одетты и всей лебединой стаи о свободе.

Одетта

Майя Плисецкая – Одетта. Большой театр, 1972 год

Цепочку танцев перед общей концовкой венчает вариация Одетты.

В ней вся композиция соединяется воедино, выливаясь в лирический танец — предвкушение любви и свободы.

Ключевые движения: тур ан деор — поворот на 360° «наружу», то есть по направлению от опорной ноги; сисон — прыжковое движение с двух ног на одну.

“Лебединое озеро”. Действие второе, картина III

«Чёрное» па-де-де

Зигфрид и Одиллия

Па-де-де (фр. pas de dois, «танец для двоих») — хореографическая композиция, сложная по технике, призванная раскрыть глубину образов героев дуэта.

Одиллия - Светлана Адырхаева, Большой театр, 1967 г.

Одиллия – Светлана Адырхаева, Большой театр, 1967 год

Мариус Петипа, сочиняя третью картину балета, сделал па-де-де и танцевальным, и смысловым центром акта. Танцу предшествует сцена в замке: закончен бал невест, и все они отвергнуты Зигфридом, который верен Одетте. Вдруг появляется незнакомка в чёрном — Одиллия, дочь Злого гения, обладающая поразительным внешним сходством с Одеттой.

Принц с каждым шагом танца всё больше поддаётся её чарам и в конце концов совершает трагическую ошибку, поклявшись ей в любви.

До «Лебединого озера» па-де-де было просто эффектным танцевальным номером, но благодаря Петипа оно приобрело сюжетную и драматическую функцию.

“Лебединое озеро”. “Черное” па-де-де

Чаще всего Одетту и Одиллию танцует одна балерина. Одиллия была задумана как мистический антипод Одетты: королева бала, прекрасная обольстительница, окутанная тайной.

Её пластика напоминает лебедя-Одетту, но в демонической вариации — броская смена поз, стремительные, властные движения.

Структура па-де-де

Структура па-де-де

32 фуэте Одиллии

Фуэте — это быстрое вращение на одном месте, при этом находящаяся в воздухе нога выбрасывается в сторону на 45-90° и приводится к колену другой ноги при каждом обороте.

В классических па-де-де (в «Лебедином озере», «Корсаре» и др.) балерина выполняет 32 фуэте подряд. Впервые такое количество оборотов исполнила итальянская танцовщица Пьерина Леньяни в балете «Золушка» в 1893 году.

В 1895-м Леньяни повторила виртуозный номер на премьере новой редакции «Лебединого озера».

В контексте партии Одиллии виртуозное фуэте символизируют зловещее ликование: принц окончательно покорён.

“Лебединое озеро”. Балет-символ

К 2017 году сценическая история «Лебединого озера» насчитывает уже 140 лет. Лучшие традиции хореографической школы сохраняются, хотя каждый хореограф старается найти собственный подход к постановке.

Образы девушек-лебедей стали одним из самых узнаваемых символов нашей культуры, а история трагической любви, рассказанная в танце, продолжает удивлять зрителей по всему миру.

Редактор Анастасия Троянова
Дизайнер Денис Запорожан
Иллюстратор Лера Базанкова
Анимация Алексей Дроздов
Программист Андрей Богачёв
Руководитель Александр Вершинин
Арт-директор Антон Степанов

Источник



LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • аппликации (48)
  • аудиокниги (175)
  • батик (33)
  • батик (32)
  • библиотеки (22)
  • бисер (340)
  • браслеты (79)
  • брошь (5)
  • жгуты вязаные,плетеные (5)
  • журналы (54)
  • колье,кулоны (40)
  • кольца (5)
  • оплетение риволи,бусины,плетеные бусины (17)
  • серьги (30)
  • схемы (9)
  • ткачество (4)
  • цветы из бисера (7)
  • браслеты другие (37)
  • браслеты из кожи (22)
  • браслеты плетеные (35)
  • валяние (214)
  • валяние : красивости (32)
  • валяние одежды (101)
  • валяние сумок (54)
  • валяние цветов (41)
  • вышивка «ришелье» (21)
  • вышивка барджелло (11)
  • вышивка бисером (52)
  • вышивка гладью (174)
  • вышивка ковровая (26)
  • вышивка крейзи (5)
  • вышивка крестиком (39)
  • вышивка лентами (50)
  • вышивка объемная (41)
  • вышивка одежды (42)
  • вышивка по канве (32)
  • вышивка разное (209)
  • вязание : жаккард (35)
  • вязание крючком (218)
  • вязание крючком: узоры (17)
  • вязание пончо крючком (14)
  • вязание с бисером (59)
  • вязание с мехом (94)
  • вязание спицами (111)
  • вязание спицами: платья (15)
  • вязание спицами: пуловеры (104)
  • вязание спицами:узоры (22)
  • вязание топов крючком (74)
  • вязание филейное (45)
  • вязание шнуров (32)
  • вязание: береты (32)
  • вязание: шарфы,шали (95)
  • вязаные шапки (151)
  • гильоширование ткани (15)
  • гобелены,ткачество (225)
  • декор (59)
  • декор из шпатлевки (23)
  • декупаж (40)
  • дизайн интерьера (71)
  • жзл (18)
  • живопись (46)
  • заготовки на зиму (27)
  • здоровье,красота (99)
  • игрушки (31)
  • идеи для вдохновения (27)
  • идеи для интерьера (79)
  • из молнии и фетра (14)
  • из проволоки (38)
  • изделия из меха и кожи (109)
  • имитация поверхностей (20)
  • искусство (18)
  • картины (74)
  • книги (135)
  • коврики (13)
  • крейзи вул (66)
  • кулинария (171)
  • кулинария: выпечка (57)
  • кулинария: заготовки (23)
  • кулинария: салаты (4)
  • лепка (31)
  • лепка из полимерной глины (150)
  • лепка из соленого теста (50)
  • лепка из холодного фарфора (187)
  • лоскутное шитье БОРО (2)
  • макраме (177)
  • мастер-классы (145)
  • мода и стиль (79)
  • мозаика (28)
  • Музыка (21)
  • мультфильмы (1)
  • неделя моды (10)
  • неделя моды в Париже (49)
  • нужные сайты (36)
  • ожерелья (49)
  • органайзеры (11)
  • отливки из гипса (15)
  • пейп-арт (5)
  • переделки (18)
  • плетение (53)
  • ПОДУШКИ (25)
  • поздравления (3)
  • помпоны идеи (4)
  • поэзия (16)
  • психология (33)
  • пэчворк (111)
  • работа с компьютером (25)
  • реставрация мебели (21)
  • роспись (96)
  • рукоделие (21)
  • сад и огород (16)
  • СВОИМИ РУКАМИ (175)
  • синель (16)
  • СТАРОСТЬ (2)
  • страны (24)
  • сувениры (7)
  • сумки : идеи (67)
  • сумки вязаные (83)
  • сумки сшитые (157)
  • сумки: клатчи (10)
  • сумки: косметички (31)
  • ткань или кожа + вязание (76)
  • ТРАФАРЕТЫ (50)
  • украшения (143)
  • фильмы (287)
  • фотографии (23)
  • цветы вязаные (14)
  • цветы живые (12)
  • цветы из кожи (18)
  • цветы из лент (37)
  • цветы из разных материалов (46)
  • цветы из ткани (52)
  • цветы из фетра (15)
  • шедевры из пуговиц (9)
  • шитье и моделирование (107)
  • шкатулки (20)
  • шоу бизнес (15)
  • юмор (9)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Чайковский.Лебединое озеро (фрагменты,описание).

«Белый лебедь» Чайковского

«Белый лебедь» Чайковского

22 (700x197, 180Kb)

Знаменитый музыкант И. Стравинский почитал П.И. Чайковского, прежде всего, как балетного композитора.
Все три балета Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик») были созданы на сказочные сюжеты.

1111 (700x679, 151Kb)

Предположительно, литературной основой для либретто к балету «Лебединое озеро» могла послужить романтическая сказка немецкого писателя Музеуса «Лебединый пруд», а также «Ундина» Ламотт-Фуке — Жуковского. Оба эти произведения отражают темы и образы романтического искусства — стремление к идеалу и невозможность его обрести. Автор либретто «Лебединого озера» не известен (но предполагают, что им вполне мог оказаться и сам композитор).
Над этим балетом Чайковский с перерывами работал один год — начал в мае 1975 г., а закончил в апреле 1876 г. Премьера состоялась на сцене московского Большого театра 20 февраля 1877 г.
Для новой постановки 1894 г., уже после смерти композитора,
М.И. Чайковский написал новое либретто, которое и стало основным для постановок «Лебединого озера» в XX в. театрами всего мира.
«Белый лебедь» Чайковского до сих пор остается символом русского балета, символом его чистоты, величия, его благородной красоты.

12 (640x480, 119Kb)

В основу сюжета балета «Лебединое озеро» положена простая и
непритязательная немецкая сказка о девушке-лебеде. Эта сказка была
превращена композитором в волнующую поэму о верной любви. Написан
балет был по заказу дирекции Московского Большого театра. Создание
балета пришлось на те годы, когда композитор уже пользовался широкой
популярностью в музыкальных кругах. Богатый опыт сочинительства
наложил отпечаток на понимание композитором роли музыки в балетном
спектакле. Премьера балета состоялась в 1877 году на сцене Московского
Большого театра. Говоря о стиле балетной музыки Чайковского следует
подчеркнуть её мелодизм, лиризм, фантастические образы явились
отражением образов реального мира, они наделены живыми человеческими
чувствами.

Действие первое. Картина 1. Юный принц Зигфрид достиг
совершеннолетия. К нему собрались друзья. В светлой музыке этой картины особенно запоминается певучая, задушевная музыка «Вальса».
33 (600x400, 70Kb)
17 (700x524, 74Kb)

Картина 2. Белые лебеди — это прекрасные девушки, заколдованные
злым Гением — Ротбартом. Только по ночам превращаются они в людей.
Лебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, к берегу темного озера,
около которого высятся развалины мрачного замка.
Стая белых лебедей плывет по озеру. Впереди лебедь, увенчанный
короной. Выйдя на берег, лебеди кружатся в медленном хороводе. Зигфрид
видит, как королева лебедей внезапно превращается в девушку. Ее красота
очаровывает принца, и он клянется девушке-лебедю Одетте в вечной любви.
Только искреннее чувство может спасти Одетту и ее подруг от злых
чар Ротбарта. Возникает большая танцевальная сцена, состоящая как из
отдельных, так и групповых танцев.
2 (700x283, 142Kb)
11 (700x476, 95Kb)
0 (700x430, 222Kb)

7 (678x460, 99Kb)

Слышится лирического характера вальс, а затем легкий, грациозный «Танец маленьких лебедей».

Музыка танца маленьких лебедей очень проста и вместе с тем
привлекательна. Чайковский великолепно использовал здесь звучания
деревянных духовых инструментов. Отрывистые, легкие звуки двух гобоев и
аккомпанирующих им фаготов воспроизводят «топчущиеся» изящные и
слаженные движения танцующих маленьких лебедей.
«Танец Одетты» (так называемое «Адажио») — это искреннее
поэтическое признание в любви. Солирующие звуки скрипки и прозрачные
аккорды арфы передают лирическое чувство Одетты и Зигфрида.
4 (600x400, 208Kb)
13 (690x460, 104Kb)
5 (600x400, 191Kb)

Читайте также:  Таблица байкал море байкал озеро

Действие второе. Торжественный бал

9989 (700x463, 144Kb)

Торжественный бал в замке владетельной принцессы. На праздник собираются приглашенные гости. Они входят под музыку, написанную композитором в характере быстрого марша.
Появляются шесть девушек, из них Зигфрид должен выбрать себе невесту.
В этом действии особенно красочно представлены танцы различных
национальностей. «Польская мазурка» — трехдольная, с характерными
притопываниями в крайних частях имеет острый ритмический пунктирный
рисунок, в средней — напевного характера грациозную, мягкую,
женственную тему.

«Венгерский танец» написан в характере венгерского национального
чардаша. Начинается он со спокойной, сдержанной мелодии, которую
исполняют скрипки. Как и во всяком чардаше, следующая часть венгерского
танца — быстрая, стремительная, вихревая пляска.

«Испанский танец» выдержан в характерном национальном ритме
болеро. Композитор вводит в музыку этого танца испанский народный
ударный инструмент — кастаньеты.

В «Неаполитанском танце» (в первой части) Чайковский
использовал подлинную народную мелодию. Ее исполняет медный духовой
инструмент — труба. Вторая часть более танцевальная, праздничная, в духе
итальянской тарантеллы — быстрого, стремительного танца, ис-
полняющегося одной или несколькими парами.

«Русский танец» Начинается он со спокойной, сдержанной мелодии, которую
исполняют скрипки.

3232 (550x416, 42Kb)

Но где же сам Зигфрид? Гости смущены. Тогда шут начинает веселые
пляски. Все гости танцуют.

Наконец появляется Зигфрид. Он холодно отворачивается от девушек,
ждущих, чтобы он признал среди них избранницу, Зигфрид полон
воспоминаний о прекрасной Одетте.
Вдруг появляется незнакомый гость. Это Злой Гений.
Он привел на бал свою дочь Одиллию, поразительно похожую на
Одетту. Злой Гений приказывает ей очаровать Зигфрида и вырвать у него
признание в любви.

444 (429x500, 41Kb)
44 (648x500, 57Kb)

Принц, не узнав Злого Гения, принимает Одиллию за
свою возлюбленную — Одетту. Он объявляет матери о своем решении
жениться на ней.
20 (690x460, 69Kb)
21 (700x444, 66Kb)

Колдун торжествует. Клятва нарушена, теперь Одетта и ее
подруги погибнут. В это время в окне появляется Одетта. Зигфрид в
отчаянии. Но поздно. Со злобным смехом колдун исчезает вместе с
Одиллией.

55 (600x400, 118Kb)

Зигфрид понимает, что он обманут, и спешит к лебединому озеру.
Действие третье. Берег лебединого озера. Мрачная, тревожная ночь.

555 (700x525, 205Kb)
77 (693x460, 147Kb)

66 (600x400, 150Kb)

Подруги ждут Одетту, ее все нет. Девушки-лебеди волнуются. Появляется
потрясенная горем Одетта. Она рассказывает подругам об измене принца.
Последняя надежда на освобождение лебедей от злых чар потеряна.
Появляется Злой Гений. Лебеди просят освободить от злых чар хотя бы
одну Одетту, но все напрасно. Заметив приближение принца, Злой Гений в
бешенстве разгоняет лебедей.

Вбегает принц Зигфрид. Он ищет свою Одетту. Но вновь появившиеся
лебеди закрывают Одетту от принца, не пускают его к ней. Наконец, принцу
удается найти Одетту и уверить ее, что он не нарушил свою клятву и что в
замке его признание было обращено только к ней, ведь Одиллию он принял
за Одетту.

7777 (600x400, 145Kb)
777 (690x460, 78Kb)

Злой Гений, видя, что замысел его рушится, в ярости вызывает грозные
силы природы. Начинается буря, сверкает молния, но ничто не может
сломить юную чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида.
Вступивший в единоборство с принцем Злой Гений погибает. Его чары
рушатся.
Третье действие начинается музыкальным вступлением, в котором
Чайковский изобразил картину яростно бушующей природы. Она
одновременно символизирует и силу чувств Одетты и Зигфрида. Затем эта
взволнованная картина природы сменяется темой лебедя, переходящей в
светлый, торжественный, победный финал.

Источник

Знали ли вы, что танцев маленьких лебедей на самом деле два?

Написать этот пост меня подтолкнула относительно недавняя ситуация. Как известно, на карантине многие театры стали показывать онлайн-трансляции спектаклей. Среди них были и Большой, и Мариинский театры, но я лично более всего прикипел к трансляциям из Пермского театра оперы и балета. Как показали «Щелкунчик» в постановке Алексея Мирошниченко (бывшего главного балетмейстера театра) 25 марта, так я сразу взял этот театр на заметку.

Театр в течение 3-х с половиной месяцев радовал зрителей своими балетами, и за это время несколько раз было показано «Лебединое озеро» в постановке Мирошниченко. Им же театр и завершил свой цикл трансляций.

Надо сказать, что балетмейстер изначально предупреждал, что будет много нового, в т.ч. и в плане музыки (есть ролик на ютюбе). Ну как нового — хорошо забытого старого. Забытого настолько, что даже некоторые бывалые балетоманы не узнали ту музыку, которая появилась в трансляции. У многих она вызвала недоумение — откуда это вообще? Все оказалось просто — это была та музыка Чайковского, которую любители балета слышали в самой первой постановке в 1877 году.

Один из таких неузнанных музыкальных эпизодов — «Танец маленьких лебедей», но не тот, к которому мы все привыкли.

Дело в том, что в «Лебедином озере» 1877 года танец маленьких лебедей был совсем другим, и шел он в самом начале 4 действия. Выражаясь более точно, то, что было в начале 4 действия — это и был «Танец маленьких лебедей». В партитуре Чайковского он обозначался номером 27, а картина под эту музыку разворачивалась следующая.

  • Ночь. Подруги Одетты ждут ее возвращения; некоторые из них недоумевают, куда она могла запропаститься; им грустно без нее, и они стараются развлечь себя, танцуя сами и заставляя танцевать молодых лебедей.

Музыка носила явно выраженный славянский характер, да и подходила больше для адажио. Вполне возможно, что это и заставило впоследствии, при возобновлении спектакля Мариусом Петипа и Львом Ивановым в 1895 году, отказаться от нее, ведь славянский мотив вряд ли вписывался в атмосферу средневековой Германии, в которой проистекает действие балета, да и не соответствовал вальсовой музыке второго акта, которая обрисовывала лебедей. Впоследствии, в 1895 году, данная музыка была заменена вставным номером – оркестрованной пьесой Чайковского «Вальс-безделушка».

Вот так танец маленьких лебедей на оригинальную музыку начала 4 действия выглядит в постановке Рудольфа Нуреева

По мнению известного балетоведа Юрия Слонимского, эта, позже вырезанная музыка, является драгоценным и недооцененным вкладом Чайковского в музыкально-танцевальное искусство. «Такой оригинальной композиции — многообразной по чувствованию, демократической по содержанию, народной по песенному складу, — еще не знал балетный театр. С большой силой здесь передана лирика осенней русской природы, мотивы горькой девичьей доли».

protanec.com

А что же с тем танцем, к которому мы все привыкли, и от которого на сегодняшний момент неотделимо название «Танец маленьких лебедей»?

Как известно, первоначальная версия ЛО, поставленная в 1877 году, не была успешной и сошла со сцены к 1884 году. Однако, достаточно рано светочи искусства поняли, что оставлять пропадать такую музыку нельзя (еще в 1877 году Герман Ларош, друг Чайковского, пианист и критик, предлагал новую постановку в Петербурге), и еще при жизни Чайковского пошли переговоры по возобновлению спектакля в новой хореографии и с некоторыми переделками музыки, на которые композитор вроде как согласился (а это, вообще-то, тема отдельного исследования: балетоведы до сих пор не могут выяснить, давал ли он такое согласие).

Неясно, давал ли Чайковский согласие на это, но оркестровавший его музыку придворный композитор Риккардо Дриго (видимо, не без инициативы со стороны хореографов, скорее всего, Петипа) музыку начала 4 действия купировал, и она осталась забытой на многие годы. Известно, что именно 4 действие далось хореографам труднее всего, т.к. их хореографический и сюжетный замысел совсем не совпадал с той музыкой, которую для него придумал Чайковский. Хотя это, в принципе, можно сказать и обо всей музыке к «Лебединому озеру».

Знали ли вы, что танцев маленьких лебедей на самом деле два?

Та же музыка, под которую мы привыкли видеть исполнение схватившихся за руки и мелко перебирающих ногами четырех балерин (бывает и шести), также изначально была в балете в 1877 году. Помещалась она во 2 действии 1 акта, как и сейчас, обозначаясь музыкальным термином Allegro moderato («умеренно быстро»). «Танцем маленьких лебедей» эта музыка изначально не называлась. Возможно, что такое название позже придумал Лев Иванов, который вместе с Мариусом Петипа переделал балет к 1895 году, и которому там как раз принадлежит хореография 2 действия. То есть, это и есть тот «Танец маленьких лебедей», к которому мы все привыкли. Вот как он выглядит, если кто не знает.

Он не выглядел так в 1877 году — хореография была другая. Это уже Лев Иванов придумал эти движения при возобновлении балета после смерти Чайковского. Такой была именно музыка.

На самом деле, постановка 1895 года сильно отличалась от постановки 1877 года, и имела явный успех. Тем не менее, она серьезно критиковалась за то, что возобновители сильно исказили музыку Чайковского в угоду своему видению. Однако сейчас мы наоборот воспринимаем все эти изменения как нечто должное, а старая музыка. от которой избавились в 1895 году, вызывает у некоторых недоумение. Вот такой парадокс. Но, как вы понимаете, многое с годами переосмысливается, и вполне возможно, что и то, что Мирошниченко сделал в своей постановке, вклинив туда мелодии из самой первой постановки, вскоре также будет восприниматься как само собой разумеющееся.

Читайте также:

На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь , комментируйте, делитесь с друзьями.

Источник

Adblock
detector