Меню

Федор сологуб стих забелелся туман за рекой анализ

Анализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» Сологуба

Стихотворение “Забелелся туман за рекой…” относится к ранней лирике поэта-символиста Фёдора Сологуба. Оно наполнено грустью и в то же время надеждой. Краткий анализ “Забелелся туман за рекой…” по плану поможет ученикам 7 класса понять, с чем связаны эти чувства и какие художественные приёмы автор использовал, чтобы их выразить. Его можно использовать для объяснения материала на уроке литературы.

Анализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» Сологуба

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1885 году, известна даже точная дата – 27 июня. Напечатано оно было только пятнадцать лет спустя, в 1900-м году.

Тема стихотворения – одиночество, надежда на встречу. Это пейзажная и философская лирика.

Композиция – одночастная, автор говорит об одиночестве в первых двух строфах, а третьей – выражает надежду на встречу.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – анапест; рифмовка перекрёстная и кольцевая.

Метафора – “огонь воскрешу“.

Эпитет – “берег совсем невысок“.

Анафора – союз “и“.

История создания

Об этом произведении иногда говорят, что оно относится к периоду разлуки Сологуба с женщиной, в которую он был влюблён, – Анастасией Чеботаревской. Эти чувства якобы и вложены в стихотворение “Забелелся туман за рекой…”, написанное 27 июня 1885 года. Однако в 1885 году начинающий поэт работал в провинции учителем математики, а будущей жене Сологуба было только 8 лет. К тому же познакомились они только в 1907 году, когда уже оба жили в Петербурге, а в 1908 поженились. Значит, эта версия обманчива, хотя красива.

Напечатано произведение только через пятнадцать лет после написания, в 1900-м году, а в 1913-м оно опубликовано в сборнике “Змеиные очи”.

Это стихотворение рассказывает о том, какие чувства испытывает лирический герой, оказавшийся в одиночестве. Оно не тяготит, однако тоска всё же сжимает сердце. Очевидно, что лирический герой всё же не отказался бы от встречи, но это должен быть конкретный человек. И этот человек воплощает для него понятие дома.

Композиция

В стихотворении три строфы, которые последовательно развивают мысль об одиночестве.

В первой он создаёт экспозицию: описывает пейзаж и одной короткой строкой выдаёт своё душевное состояние. Во второй строфе лирический герой Сологуба рассказывает, как он борется со своей тоской: раскладывает на берегу костёр и мечтает о чём-то. При этом очевидно, что такое одиночество его не тяготит.

Третья строфа – это подведение итога всего стихотворения: лирический герой, намечтавшись, просто идёт домой. Но огоньки, которые указывают на то, что дом недалеко, – это еще и символ надежды на счастье.

Это философское произведение, в котором автор показывает свою позицию относительно одиночества: его такое положение дел не тяготит, однако хотелось бы, чтобы рядом был дом, где его ждут. Он думает о завтрашнем дне с улыбкой, поскольку надеется на встречу с кем-то дорогим.

Стихотворение написано трёхстопным анапестом; рифмовка перекрёстная (во второй строфе – кольцевая), что создаёт напевность и позволяет с лёгкостью воспринимать его читателю с любым опытом.

Средства выразительности

В этом стихотворении Фёдор Сологуб использует минимум художественных средств:

  • Метафора – “ огонь воскрешу “.
  • Эпитет – “ берег совсем невысок “.
  • Анафора – союз “ и “.

В стихотворении есть повторы: слова “совсем” и корней слов “один (одинок)”.

Такой минимализм объясняется тем, что для выражения мыслей автора используются не тропы, а символы. Изображённая им прогулка символизирует собой большое путешествие – жизнь. Река – путеводная нить, которая приводит человека к его дому. Таким образом с помощью символов автор высказывает свою философскую позицию относительно жизни и отношения к ней человека вообще.

Источник

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ФЕДОРА СОЛОГУБА "В ТИХИЙ ВЕЧЕР НА РАСПУТЬИ ДВУХ ДОРОГ…"

Стихотворение “Забелелся туман за рекой” Федора Сологуба наполнено грустью и в то же время надеждой. Краткий анализ “Забелелся туман за рекой” по плану поможет ученикам 7 класса понять, с чем связаны эти чувства и какие художественные приемы автор использовал, чтобы их выразить. Его можно использовать для объяснения материала на уроке литературы.

«Забелелся туман за рекой» анализ стихотворения Сологуба по плану кратко – тема, идея, жанр

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1885 году, известна даже точная дата – 27 июля. Напечатано оно было только пять лет спустя, в 1900-м году.

Тема стихотворения – одиночество, которое все же наполнено надеждой на встречу.

Композиция – одночастная, автор говорит об одиночестве в первых двух строфах и завершает произведение намеком на надежду.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – хорей с перекрестной рифмой.

Метафора – “огонь воскрешу“.

Эпитет – “берег невысок“.

Анафора – “одинок – один“.

История создания

Это произведение написано в период разлуки Сологуба с женщиной, в которую он был влюблен – Анастасией Чебораревской. Они с поэтом были знакомы много лет, однако романтических чувств с ее стороны не было, хотя они часто вели литературные споры и виделись у общих знакомых. Поэту было достаточно видеть ее, но когда Анастасия уехала в Париж, о почувствовал себя совсем одиноким. Это чувство одиночества и вложено в стихотворение “Забелелся туман за рекой”, написанное 27 июля 1885 года.

Напечатают произведение только пять лет спустя, в 1900-м году, а в 1913-м оно будет опубликовано в сборнике “Змеиные очи”. В 1908 году Федор Сологуб и Анастасия Чеботаревская все же поженятся.

Михаил Юрьевич ЛермонтовАнализ стихотворений online

М.Ю.Лермонтов «1-е января», М.Ю.Лермонтов «10 июля», М.Ю.Лермонтов «1831-го июня 11 дня», М.Ю.Лермонтов «1831-го января», М.Ю.Лермонтов «А. Г. Хомутовой», М.Ю.Лермонтов «А. Д. 3.», М.Ю.Лермонтов «А.О.Смирновой», М.Ю.Лермонтов «Ангел», М.Ю.Лермонтов «Атаман», М.Ю.Лермонтов «Баллада», М.Ю.Лермонтов «Баллада», М.Ю.Лермонтов «Баллада», М.Ю.Лермонтов «Башилову», М.Ю.Лермонтов «Благодарность», М.Ю.Лермонтов «Благодарю!», М.Ю.Лермонтов «Блистая, пробегают облака…», М.Ю.Лермонтов «Бой», М.Ю.Лермонтов «Бородино», М.Ю.Лермонтов «Будь со мною, как прежде бывала…», М.Ю.Лермонтов «Бухариной», М.Ю.Лермонтов «В альбом», М.Ю.Лермонтов «В рядах стояли безмолвной толпой…», М.Ю.Лермонтов «Венеция», М.Ю.Лермонтов «Весна», М.Ю.Лермонтов «Ветка Палестины», М.Ю.Лермонтов «Вечер после дождя», М.Ю.Лермонтов «Взгляни на этот лик; искусством он…», М.Ю.Лермонтов «Видение», М.Ю.Лермонтов «Воздушный корабль», М.Ю.Лермонтов «Воля», М.Ю.Лермонтов «Все тихо — полная луна…», М.Ю.Лермонтов «Всевышний произнес свой приговор…», М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…», М.Ю.Лермонтов «Глупой красавице», М.Ю.Лермонтов «Гляжу на будущность с боязнью…», М.Ю.Лермонтов «Графине Ростопчиной», М.Ю.Лермонтов «Гроб Оссиана», М.Ю.Лермонтов «Гроза», М.Ю.Лермонтов «Гроза шумит в морях с конца в конец…», М.Ю.Лермонтов «Гусар», М.Ю.Лермонтов «Дары Терека», М.Ю.Лермонтов «Два великана», М.Ю.Лермонтов «Договор», М.Ю.Лермонтов «Додо», М.Ю.Лермонтов «Дума», М.Ю.Лермонтов «Еврейская мелодия», М.Ю.Лермонтов «Есть речи — значенье…», М.Ю.Лермонтов «Желание», М.Ю.Лермонтов «Желанье», М.Ю.Лермонтов «Заблуждение купидона», М.Ю.Лермонтов «Забудь опять…», М.Ю.Лермонтов «Забывши волнения жизни мятежной…», М.Ю.Лермонтов «Завещание», М.Ю.Лермонтов «Завещание/2», М.Ю.Лермонтов «Звезда», М.Ю.Лермонтов «Звезда», М.Ю.Лермонтов «Зови надежду сновиденьем…», М.Ю.Лермонтов «И скучно и грустно, и некому руку подать…», М.Ю.Лермонтов «И. П. Мятлеву», М.Ю.Лермонтов «Из Гёте», М.Ю.Лермонтов «Из Паткуля», М.Ю.Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски…», М.Ю.Лермонтов «Исповедь», М.Ю.Лермонтов «К Cушковой», М.Ю.Лермонтов «К глупой красавице», М.Ю.Лермонтов «К Д…ву», М.Ю.Лермонтов «К деве небесной», М.Ю.Лермонтов «К другу В. Ш.», М.Ю.Лермонтов «К кн. Л.Г-ой», М.Ю.Лермонтов «К Л.-», М.Ю.Лермонтов «К Н. И.», М.Ю.Лермонтов «К Нэере», М.Ю.Лермонтов «К портрету», М.Ю.Лермонтов «Кавказ», М.Ю.Лермонтов «Кавказ! далекая страна…», М.Ю.Лермонтов «Казачья колыбельная песня», М.Ю.Лермонтов «Как дух отчаянья и зла…», М.Ю.Лермонтов «Кинжал», М.Ю.Лермонтов «Кладбище», М.Ю.Лермонтов «Когда б в покорности незнанья…», М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», М.Ю.Лермонтов «Когда к тебе молвы рассказ…», М.Ю.Лермонтов «Кто в утро зимнее, когда валит…», М.Ю.Лермонтов «Кто видел Кремль в час утра золотой…», М.Ю.Лермонтов «Листок», М.Ю.Лермонтов «Любовь мертвеца», М.Ю.Лермонтов «Мартыновой», М.Ю.Лермонтов «Метель шумит, и снег валит…», М.Ю.Лермонтов «Мой демон», М.Ю.Лермонтов «Мой друг, напрасное старанье…», М.Ю.Лермонтов «Молитва», М.Ю.Лермонтов «Молитва», М.Ю.Лермонтов «Молитва», М.Ю.Лермонтов «Монолог», М.Ю.Лермонтов «Моя мольба», М.Ю.Лермонтов «Мы снова встретились с тобой…», М.Ю.Лермонтов «Н. Ф. И.», М.Ю.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…», М.Ю.Лермонтов «На серебряные шпоры…», М.Ю.Лермонтов «Надежда», М.Ю.Лермонтов «Наполеон», М.Ю.Лермонтов «Нарышкиной», М.Ю.Лермонтов «Настанет день — и миром осужденный…», М.Ю.Лермонтов «Не верь себе», М.Ю.Лермонтов «Не говори: я трус, глупец!….», М.Ю.Лермонтов «Не думай, чтоб я был достоин сожаленья…», М.Ю.Лермонтов «Не привлекай меня красой…», М.Ю.Лермонтов «Не смейся над моей пророческой тоскою…», М.Ю.Лермонтов «Незабудка», М.Ю.Лермонтов «Нередко люди и бранили…», М.Ю.Лермонтов «Нет, не тебя так пылко я люблю…», М.Ю.Лермонтов «Нет, я не Байрон, я другой…», М.Ю.Лермонтов «Никто, никто, никто не усладил…», М.Ю.Лермонтов «Нищий», М.Ю.Лермонтов «Новгород», М.Ю.Лермонтов «Ночь», М.Ю.Лермонтов «О, не скрывай! ты плакала об нем -», М.Ю.Лермонтов «Один среди людского шума…», М.Ю.Лермонтов «Одиночество», М.Ю.Лермонтов «Он был рожден для счастья, для надежд…», М.Ю.Лермонтов «Она поет — и звуки тают…», М.Ю.Лермонтов «Они любили друг друга так долго и нежно…», М.Ю.Лермонтов «Опасение», М.Ю.Лермонтов «Оставь напрасные заботы…», М.Ю.Лермонтов «Отрывок», М.Ю.Лермонтов «Отчего», М.Ю.Лермонтов «Очи N.N.», М.Ю.Лермонтов «Памяти А.И. Одоевского», М.Ю.Лермонтов «Парус», М.Ю.Лермонтов «Передо мной лежит листок…», М.Ю.Лермонтов «Песня», М.Ю.Лермонтов «Песня», М.Ю.Лермонтов «Печаль в моих песнях, но что за нужда…», М.Ю.Лермонтов «Плачь! плачь! Израиля народ…», М.Ю.Лермонтов «Пора уснуть последним сном…», М.Ю.Лермонтов «Посвящение N.N.», М.Ю.Лермонтов «Послушай! вспомни обо мне…», М.Ю.Лермонтов «Посреди небесных тел…», М.Ю.Лермонтов «Поэт», М.Ю.Лермонтов «Поэт», М.Ю.Лермонтов «Предсказание», М.Ю.Лермонтов «Прекрасны вы, поля земли родной…», М.Ю.Лермонтов «Приветствую тебя, воинственных славян…», М.Ю.Лермонтов «Пророк», М.Ю.Лермонтов «Прощай, немытая Россия…», М.Ю.Лермонтов «Пусть я кого-нибудь люблю…», М.Ю.Лермонтов «Разлука», М.Ю.Лермонтов «Раскаянье», М.Ю.Лермонтов «Расстались мы, но твой портрет…», М.Ю.Лермонтов «Ребенку», М.Ю.Лермонтов «Родина», М.Ю.Лермонтов «Романс», М.Ю.Лермонтов «Романс», М.Ю.Лермонтов «Романс к И…», М.Ю.Лермонтов «Русалка», М.Ю.Лермонтов «Русская мелодия», М.Ю.Лермонтов «Св. Елена», М.Ю.Лермонтов «Свершилось! полно ожидать…», М.Ю.Лермонтов «Сентября 28», М.Ю.Лермонтов «Сижу я в комнате старинной…», М.Ю.Лермонтов «Силуэт», М.Ю.Лермонтов «Слышу ли голос твой…», М.Ю.Лермонтов «Смело верь тому, что вечно…», М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта», М.Ю.Лермонтов «Совет», М.Ю.Лермонтов «Сон», М.Ю.Лермонтов «Соседка», М.Ю.Лермонтов «Спеша на север издалека,», М.Ю.Лермонтов «Спор», М.Ю.Лермонтов «Стансы», М.Ю.Лермонтов «Стансы», М.Ю.Лермонтов «Стансы», М.Ю.Лермонтов «Счастливый миг», М.Ю.Лермонтов «Тамара», М.Ю.Лермонтов «Три пальмы», М.Ю.Лермонтов «Тростник», М.Ю.Лермонтов «Трубецкому», М.Ю.Лермонтов «Тучи», М.Ю.Лермонтов «Ты мог быть лучшим королем…», М.Ю.Лермонтов «Ты слишком для невинности мила…», М.Ю.Лермонтов «Ужасная судьба отца и сына…», М.Ю.Лермонтов «Узник», М.Ю.Лермонтов «Утес», М.Ю.Лермонтов «Утро на Кавказе», М.Ю.Лермонтов «Чаша жизни», М.Ю.Лермонтов «Чума в Саратове», М.Ю.Лермонтов «Эпитафия», М.Ю.Лермонтов «Я видел раз ее в веселом вихре бала…», М.Ю.Лермонтов «Я видел тень блаженства; но вполне…», М.Ю.Лермонтов «Я жить хочу! хочу печали…», М.Ю.Лермонтов «Я не для ангелов и рая…», М.Ю.Лермонтов «Я не люблю тебя; страстей…», М.Ю.Лермонтов «Я не унижусь пред тобою…», М.Ю.Лермонтов «Я счастлив! — тайный яд течет в моей крови…»,
Смотрите также: Сергей Александрович Есенин, Николай Рубцов, Бенедикт Лившиц, Георгий Шенгели, Василий Капнист, Дмитрий Минаев, Анна Бунина, Маргарита Иосифовна Алигер, Алексей Сурков, Николай Доризо, Александр Сергеевич Пушкин, Аполлон Майков, Иван Франко, Федор Сологуб, Нестор Васильевич Кукольник, Маргарита Алигер, Гавриил Державин, Иннокентий Фёдорович Анненский, Николай Алексеевич Некрасов, Константин Дмитриевич Бальмонт, Николай Языков, Пётр Ершов, Владимир Раевский, Иван Суриков, Юргис Балтрушайтис, Янка Купала, Алексей Федорович Мерзляков, Константин Случевский, Леонид Мартынов, Илья Сельвинский, Николай Карамзин, Семён Кирсанов, Андрей Вознесенский, Аполлон Григорьев, Ярослав Смеляков, Михаил Юрьевич Лермонтов, Павел Антокольский, Константин Батюшков, Корней Чуковский, Дмитрий Мережковский, Александр Полежаев, Михаил Дмитриев, Зинаида Гиппиус, Семен Кирсанов, Михаил Васильевич Ломоносов, Козьма Прутков, Римма Казакова, Владимир Бенедиктов, Семён Надсон, Владимир Маяковский, Борис Чичибабин, Евгений Долматовский, Михаил Светлов, Валерий Брюсов, Евгений Евтушенко, Александр Иванович Одоевский, Иосиф Уткин, Михаил Алексеевич Кузмин, Ольга Берггольц, Илья Резник, Денис Давыдов, Лев Иванович Ошанин, Кондратий Федорович Рылеев, Алексей Хомяков, Даниил Хармс, Владимир Жемчужников, Вероника Тушнова, Юлия Друнина, Георгий Иванов, Михаил Исаковский, Василий Лебедев-Кумач, Самуил Яковлевич Маршак, Эдуард Асадов, Осип Мандельштам, Иван Иванович Хемницер, Алексей Николаевич Апухтин, Андрей Белый, Евгений Баратынский, Юнна Мориц, Алексей Плещеев, Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий, Максимилиан Волошин, Иван Аксёнов, Владимир Костров, Василий Курочкин, Иван Сергеевич Аксаков, Михаил Матвеевич Херасков, Николай Гумилев, Расул Гамзатов, Александр Сергеевич Грибоедов, Эдуард Багрицкий, Алексей Жемчужников, Иван Бунин, Афанасий Фет, Николай Глазков, Лев Александрович Мей, Алексей Кольцов, Александр Блок, Иван Мятлев, Николай Гнедич, Ипполит Федорович Богданович, Булат Окуджава, Антон Дельвиг, Андрей Дементьев, Николай Алексеевич Заболоцкий, Борис Слуцкий, Николай Огарев, Фазиль Искандер, Василий Кириллович Тредиаковский, Саша Черный, Давид Самойлов, Борис Пастернак, Николай Добронравов, Иосиф Бродский, Григорий Поженян, Велимир Хлебников, Георгий Адамович, Антиох Дмитриевич Кантемир, Белла Ахмадулина, Александр Николаевич Радищев, Александр Твардовский, Арсений Голенищев-Кутузов, Петр Андреевич Вяземский, Николай Александрович Львов, Евгений Забелин, Иван Андреевич Крылов, Леся Украинка, Николай Ушаков, Анна Ахматова, Василий Андреевич Жуковский, Федор Иванович Тютчев, Николай Клюев, Роберт Рождественский, Владимир Высоцкий, Алексей Толстой, Владимир Соловьёв, Иван Никитин, Марина Цветаева, Александр Петрович Сумароков, Вильгельм Кюхельбекер, Илья Френкель, Тарас Григорьевич Шевченко, Демьян Бедный, Игорь Северянин, Евдокия Ростопчина, Яков Полонский, Константин Симонов, Иван Сергеевич Тургенев, Фёдор Николаевич Глинка, Владислав Ходасевич, Агния Барто, Константин Ваншенкин, Сергей Михалков, Илья Эренбург, Александр Навроцкий,
Читайте также:  Реки которые протекают в нижегородской области

Композиция

В стихотворении три строфы, которые последовательно развивают мысль поэта об одиночестве.

В первой он создает экспозицию: описывает пейзаж и одной короткой строкой выдает своей душевное состояние. Во второй строфе лирический герой Сологуба рассказывает, как он борется со своей тоской: раскладывает на берегу костер и мечтает о чем-то (скорее всего, о своей возлюбленной). При этом очевидно, что такое одиночество его не тяготит.

Третья строфа – это подведение итога всего стихотворения: лирический герой, намечтавшись, просто идет домой. Но огоньки, которые указывают на то, что он недалеко – это еще и символ надежды на счастье.

«Чертовы качели» в поэзии и в жизни Ф. Сологуба

Качает черт качели Вперед — назад, вперед — назад… Ф. Сологуб Современники серебряного века с любовью, трогательно относились к поэту и прозаику Федору Сологубу. Вот что писала о нем Зинаида Гиппиус: «О Блоке можно было написать умер. И о Розанове.

Да и о Брюсове: он хуже, чем умер, он — большевицкий цензор, сумасшедший жестокий коммунист, пишет оды на смерть Ленина и превратился из поэта и беспомощного рифмоплета… что даже удивительно . Но могу ли я говорить о Сологубе? Он в России. Я его знаю, люблю неизменно, уважаю неизменно, вот уже почти тридцать лет…» Я специально привел столь объемную цитату из Гиппиус, потому что в этой характеристике — весь художник Сологуб и гражданин Сологуб, и явление «Сологуб в мире».

Поэт любим и уважаем творческой русской интеллигенцией за то, что не преклонил колен перед варварской властью большевиков. Многие это сделали. Главной трагедией поэта была мечта и действительность в вечной борьбе и игре с его душой, ранимой и беззащитной: …Хочу конца, ищу начала, Предвижу роковой предел.

Читайте также:  Река теа миньо рот

Противоречий я хотел, Мечта владычицею стала. Его влечет образ таинственной звезды — «звезды Маир». Но он всегда хочет возвратиться на родную свою землю. Известно, что, когда Сологуб выходил на эстраду и читал свои волшебные стихи, он сам казался трагическим противоречием этих стихов.

В них сплеталось реальное с нереальным. Мне кажется, что его «мечта и действительность» в вечной игре с его душой — это и есть тот образ, который он нарисовал в своих стихах о «чертовых качелях». Он словно был склонен во всем выискивать и, если ее там нет, то придумать: Потягайся с ведьмой мудрой, Силу в силе покажи… О, Кузмич мой беднокудрый, Ты меня заворожи!

Поэт сам был рад тому, что его кто-то заколдует, заворожит. И сам он часто брал ритм завораживающий, явно сам выступая в роли колдуна: …Ты не в круге, весь ты в точке, Я же в точку не вмещусь… …будешь умирать, И тогда поймешь и примешь Троецветную печать… Для придачи «волшебники» своим стихам он менял ритмы, искал таинственные смысловые и словесные ходы: Водой спокойной отражены, Они бесстрастно обнажены При свете тихом ночной луны.

Два отрока, две девы творят ночной обряд… Сологуба считали человеком надменным. Особенно журналисты, которые наперебой домогались у него интервью. Но что поделать — он не любил эту суматошную братию, ему было жаль на них тратить время и душу.

Они же в отместку не раз объявляли его колдуном и садистом. И это была почти правда — темные силы властвовали в его поэзии: Когда я в бурном море плавал И мой корабль пошел ко дну, Я возопил: «Отец мой, Дьявол, Спаси меня, ведь я тону». Признав отцом дьявола, лирический герой Сологуба принял от дьявола и все черное наследство: злобную тоску, душевное одиночество, холод сердца, отрешение от земной радости и презрение к человеку. После таких откровений, как детский сон, вспоминались его нежные строки: В поле не видно ни зги… Кто-то зовет: «Помоги!» Как помогу?

Сам я беден и мал, Сам я смертельно устал — Что я могу. Далее в стихах идет высокий нравственный мотив: Если не сможем идти, Вместе умрем на пути… Но, увы, процесс отхода от прошлых нравственных идеалов набирал губительную силу.

Если раньше он писал: Я верю в творящего Бога, В святые завесы небес… — то теперь стало: Собираю ночью травы И варю из них отвары… На фоне таких контрастов было невозможно понять, что за личность — поэт Сологуб. Сам он не проявлял к друзьям никакого особого внимания. Одно время их связывала дружба с Блоком. Но после написания Блоком «Двенадцати» он охладел и к нему.

Имя Сологуба вовсю гремело. Актеры выли с эстрады его знаменитое: Качает черт качели… Видимо окончательно разрушив свою душу, он уходил в мистику из реального мира: В мире ты живешь с людьми, — Словно в лесе, в темном лесе, Где написан бес на бесе, — Здесь с такими же зверьми. Видимо, это следует понимать как поражение Дон Кихота, который не смог осилить любовью и мечтой это населенное бесами пространство. «Чертовы качели», описав последний полукруг в жизни поэта, навсегда остановились.

Остановились для него, но в его поэзии они все еще раскачиваются задиристо и лихо, напоминая нам, что жизнь всегда можно сделать просто смертельной игрой.

Средства выразительности

В этом стихотворении Федор Сологуб использует минимум художественных средств:

  • Метафора – “огонь воскрешу“.
  • Эпитет – “берег невысок“.
  • Анафора – “одинок – один“.

Такой минимализм объясняется тем, что в основном для выражения мыслей и эмоций автора используются не тропы, а символы. Изображенное им маленькое путешествие символизирует собой большое путешествие – жизнь. Река – это путеводная нить, которая приводит человека к его дому. Таким образом с помощью символов автор высказывает свою философскую позицию относительно жизни и отношения к ней человека вообще.

Анализ стихотворений«Зеленый шум» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – идея, смысл, средства выразительности, эпитеты

Анализ стихотворений«Если жизнь тебя обманет» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – год, тема, идея

Источник



Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

01.05.2020

Сологуб Ф. «Забелелся туман за рекой»

Главные герои стихотворения «Забелелся туман за рекой» и их характеристика

  1. Поэт. Лирический герой. Мечтатель. Любитель природы и одиночества.
Читайте также:  Плот равномерно плывет по реке со скоростью 6 км ч контрольная работа

План пересказа стихотворения «Забелелся туман за рекой»

  1. Туман
  2. Деревья и одиночество
  3. Хворостины
  4. Мечты
  5. По течению
  6. Близок дом

Главная мысль стихотворения «Забелелся туман за рекой»
Хорошо знать, что родной дом близок.

Чему учит стихотворение «Забелелся туман за рекой»
Стихотворение учит любить природу, любить родной дом. Учит наслаждаться одиночеством, общением с природой, текущей водой и разноцветным пламенем. Учит тому, что возвращение домой, всегда большая радость.

Отзыв на стихотворение «Забелелся туман за рекой»
Мне понравилось это спокойное стихотворение, в котором поэт описал свои чувства от общения с природой. Я узнала, что Федор Сологуб большой романтик, ему нравится бродить ночами вдоль реки, он любить сидеть у костра и смотреть на языки пламени. Общение с природой приносит поэту вдохновение.

Анализ стихотворения «Забелелся туман за рекой»
Стихотворение написано Федором Сологубом в 1900 году.
По жанру это пейзажная лирика.
В стихотворении поэт обращается к теме единения с природой. Он рассказывает словно реальный случай своей жизни, описывает наступление вечера, который застает его на берегу реки. Говорит о своем настроении и о той радости, которую вызывают в его душе огни родного дома.
Язык стихотворения нарочито прост, почти лишен эмоциональной выразительности. Поэт специально подчеркивает обыденность происходящего, но в то же время и почти его нереальную красоту.
Стихотворный размер анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Забелелся туман за рекой»
Литота: берег совсем невысок.
Метафоры: забелелся туман, деревья стоят, пойду по теченью.
Олицетворения: огонь воскрешу.

Пословицы к стихотворению «Забелелся туман за рекой»
Не видав вечера и хвалиться нечего.
Лучше дома своего нет на свете ничего.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Огонь да вода, все сокрушают.
Хорошее худо не бывает.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Забелелся туман за рекой»
За рекой появляется туман. На невысоком берегу стоят деревья, и одинокий поэт. Он ищет хворостин и разжигает костер, а потом сидит возле огня и мечтает.
После он уходит вниз по течению, и видит вдали огни родного дома.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Забелелся туман за рекой»

Читать стихотворение «Забелелся туман за рекой»
Забелелся туман за рекой.
Этот берег совсем невысок,
И деревья стоят над водой,
И теперь я совсем одинок.

Я в кустах поищу хворостин,
И в костёр их на берег сношу,
И под ними огонь воскрешу,
Посижу, помечтаю один.

И потом, по теченью реки,
Потихоньку пойду босиком, —
А завижу вдали огоньки,
Буду знать я, что близок мой дом.

Источник

«Забелелся туман за рекой» анализ стихотворения Сологуба по плану кратко – тема, идея, жанр

Содержание

  1. Краткий анализ
  2. История создания
  3. Тема
  4. Композиция
  5. Жанр
  6. Средства выразительности

Стихотворение “Забелелся туман за рекой” Федора Сологуба наполнено грустью и в то же время надеждой. Краткий анализ “Забелелся туман за рекой” по плану поможет ученикам 7 класса понять, с чем связаны эти чувства и какие художественные приемы автор использовал, чтобы их выразить. Его можно использовать для объяснения материала на уроке литературы.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1885 году, известна даже точная дата – 27 июля. Напечатано оно было только пять лет спустя, в 1900-м году.

Тема стихотворения – одиночество, которое все же наполнено надеждой на встречу.

Композиция – одночастная, автор говорит об одиночестве в первых двух строфах и завершает произведение намеком на надежду.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – хорей с перекрестной рифмой.

Метафора – “ огонь воскрешу“.

Эпитет – “ берег невысок“.

Анафора – “ одинок – один“.

История создания

Это произведение написано в период разлуки Сологуба с женщиной, в которую он был влюблен – Анастасией Чебораревской. Они с поэтом были знакомы много лет, однако романтических чувств с ее стороны не было, хотя они часто вели литературные споры и виделись у общих знакомых. Поэту было достаточно видеть ее, но когда Анастасия уехала в Париж, о почувствовал себя совсем одиноким. Это чувство одиночества и вложено в стихотворение “Забелелся туман за рекой”, написанное 27 июля 1885 года.

Напечатают произведение только пять лет спустя, в 1900-м году, а в 1913-м оно будет опубликовано в сборнике “Змеиные очи”. В 1908 году Федор Сологуб и Анастасия Чеботаревская все же поженятся.

Этот стих рассказывает о том, какие чувства испытывает поэт, оказавшийся в одиночестве. Оно не тяготит его, однако какая-то тоска все же сжимает сердце. Очевидно, что лирический герой все же не отказался бы от компании, но это должен быть совершенно конкретный человек. И этот человек воплощает для него понятие дома.

Композиция

В стихотворении три строфы, которые последовательно развивают мысль поэта об одиночестве.

В первой он создает экспозицию: описывает пейзаж и одной короткой строкой выдает своей душевное состояние. Во второй строфе лирический герой Сологуба рассказывает, как он борется со своей тоской: раскладывает на берегу костер и мечтает о чем-то (скорее всего, о своей возлюбленной). При этом очевидно, что такое одиночество его не тяготит.

Третья строфа – это подведение итога всего стихотворения: лирический герой, намечтавшись, просто идет домой. Но огоньки, которые указывают на то, что он недалеко – это еще и символ надежды на счастье.

Это философское произведение, в котором автор показывает свою позицию относительно одиночества: его такое положение дел не тяготит, однако хотелось бы, чтобы где-то был дом, где его ждали бы. Он думает о завтрашнем дне с улыбкой, поскольку надеется на встречу со своей возлюбленной.

Стихотворение написано хореем с перекрестной рифмой, что позволяет с легкостью воспринимать его читателю ч любым опытом.

Средства выразительности

В этом стихотворении Федор Сологуб использует минимум художественных средств:

  • Метафора – “огонь воскрешу“.
  • Эпитет – “берег невысок“.
  • Анафора – “одинок – один“.

Такой минимализм объясняется тем, что в основном для выражения мыслей и эмоций автора используются не тропы, а символы. Изображенное им маленькое путешествие символизирует собой большое путешествие – жизнь. Река – это путеводная нить, которая приводит человека к его дому. Таким образом с помощью символов автор высказывает свою философскую позицию относительно жизни и отношения к ней человека вообще.

Источник

Adblock
detector