Меню

Экология рек 3 класс

Проектная работа «Экология рек и водоемов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Школа менеджеров» города Новомосковск

Тема: «Экология рек и водоёмов»

Буслаева Э.Е., 9 А класс

Артамонова О. В., учитель биологии

Возможна ли жизнь без чистой воды? Ответ однозначный: конечно нет! Загрязнение воды это серьёзная экологическая проблема. Вода – основа внутренней среды организма, она необходима для орошения, судоходства, гидроэнергетических целей. Вода — важнейший компонент природы, среди которой живут люди. В грязной воде рек, озер гибнет все живое, она становиться источником заболеваний людей. Теряют свою прелесть прогулка, туристическое путешествие по реке, жизнь людей была бы среди грязных рек и водоёмов безрадостной и опасной для жизни.

Проблема загрязнения водоемов является одной из самых актуальных для Тульской области.

  1. Цели и задачи.

Цель проекта: изучить состояние воды в реках и водоёмах г. Новомосковска для разработки мероприятий по улучшению её качества.

Цель проекта может быть достигнута путем решения следующих задач:

исследовать проблему загрязнения воды, причины этого и возможные последствия;

исследовать методы индикации и оценки загрязнения воды;

проанализировать экологическое состояние воды г. Новомосковска;

привлечь внимание населения к проблеме загрязнения воды;

внести свой вклад в повышение уровня экологического воспитания населения;

разработать мероприятия по охране рек и водохранилищ г. Новомосковска и приступить к их реализации.

Время проведения исследования: июнь-август 2018 года.

Сроки реализации проекта: декабрь 2018 г.- май 2019г.

  1. Методы и практическая значимость проекта.

При исследовании экологического состояния воды города Новомосковска были использованы следующие методы:

анализ литературных источников;

Практическая значимость проекта.

Особую пользу могут иметь разработанные мною мероприятия по повышению уровня экологического воспитания населения и охране вод.

3. Теоретическая часть.

3.1 Причины загрязнения воды.

Сточные воды — это та вода, которая оказывается в канализации.
Представляют собой сточные воды смесь отходов жизнедеятельности человека, грязи, моющих средств и дождевой воды. В итоге получается грязная и токсичная жидкость, которая сливается, как правило, в реки и моря. Основная проблема заключается в том, что бытовые сточные воды содержат различные химические вещества, которые наносят основной урон по живым водным организмам.

Промышленные отходы. Оказываются они в водоёмах по различным причинам. Случается так, что промышленные отходы сливаются в реки и моря нарочно (это ведь самый простой способ избавиться от них, и самый вредоносный). А иногда происходят несчастные случаи или утечки, в результате которых отходы оказываются в воде.

Фермерские хозяйства. Из-за удобрений, используемых на полях, наносится большой ущерб водоёмам. Происходит это потому, что химические и органические удобрения, находящиеся в верхнем слое почвы, смываются дождём в водоёмы (а также попадают в подземные воды).

Утечки нефти. К сожалению, случаются они слишком часто. По некоторым данным, в одной лишь Америке происходит более 10 тысяч утечек нефти каждый год. И, попадая в водоёмы, нефтепродукты оказывают множество неблагоприятных воздействий на живые организмы.

Твёрдые отходы. В мире существует множество водоёмов, которые служат в качестве каких-то помоек. Туда сбрасывается различный мусор, который в большом количестве собирается на поверхности водоёмов. Из-за чего препятствует попаданию солнечного света, что, в свою очередь, приводит к нарушению многих процессов, происходящих в этих экосистемах.

Тепловое загрязнение. Под этим пунктом подразумевается слив в водоёмы тёплой воды, которая образуется в результате работы тепловых и атомных электростанций. По своему составу вода не представляет никакой опасности, поскольку берётся из тех же водоёмов, но её повышенная температура оказывает неблагоприятное воздействие. Из-за увеличения температуры воды ускоряются многие процессы, что приводит к различным проблемам. В таких водоёмах наблюдаются массовые вымирания живности и ускоренное зарастание водорослями .

Атмосферные загрязнения. В атмосфере нашей планеты содержится множество загрязняющих веществ . Они оказывают вредоносное влияние и на водоёмы. Наибольший вред доставляют пепел, сажа, зола и различные газы. Оказываются они в атмосфере, в основном, из-за промышленной деятельности людей. А после попадания в воду происходят химические реакции, из-за чего образуются концентрированные кислоты. Также продукты промышленной деятельности могут вступать в реакцию с водой и в атмосфере, из-за чего идут кислотные дожди, тоже наносящие большой вред водоёмам.13

3.2 Последствия загрязнения рек и водоёмов.

По мере развития цивилизации растет угроза экологической безопасности для всей планеты. Это касается и загрязнения водных источников, ведь последствия загрязнения воды могут быть катастрофическими для всего человечества. Именно промышленные отходы и вызывают такие печальные последствия, поскольку современное состояние очистительных сооружений оставляет желать лучшего или же вовсе отсутствуют необходимые системы промышленной очистки воды. 7

Как свидетельствуют отчеты экспертов ООН, которые публикуются ежегодно в преддверии Всемирного дня воды (22 марта), количество людей, заболевающих и умирающих от употребления загрязненной воды, практически равно количеству жертв различных видов насилия. И по мере развития индустриализации и урбанизации степень загрязнения воды только увеличивается. По оценкам независимых экспертов, от заболеваний, вызванных употреблением чрезмерно загрязненной воды, погибает в год не менее 1,8 миллиона детей во всем мире. Причем возраст их не превышает пяти лет.

Таким образом, последствия употребления загрязненной воды для человека, это различные кишечные и инфекционные заболевания — холера, тиф, гепатит, дизентерия, гастроэнтерит. Кроме того, загрязнение воды приводит к ухудшению состояния кожи, отрицательно сказывается на состоянии волос, приводит к порче зубов. Хлор, который используется для водоподготовки питьевой воды в системах центрального водоснабжения, очень часто не вступает в реакцию с некоторыми элементами. Например, хлор совершенно не влияет на соединения фтора и фенола, которые оказывают на деятельность печени и почек отрицательное воздействие. Почки и печень — это та зона риска, для которой употребление загрязненной воды имеет самые пагубные последствия.

Негативные последствия загрязнения воды, а именно большое содержание в ней свинца, кадмия, хрома, бензопирена для человека выражаются в стремительном ухудшении здоровья. Критическое накопление в организме этих вредных элементов зачастую становится причиной появления онкологических заболеваний, а также расстройств центральной и периферической нервной систем. Кишечные палочки, энтеровирусы — это вредные микроорганизмы, оказывающие негативное воздействие на работу желудочно-кишечного тракта. Если не подвергать воду дополнительной обработке, то последствия легко предугадать — это развитие мочекаменной и желчнокаменной болезней, нарушение работы сердечнососудистой систем. Также велика вероятность заболеваний хроническими нефритами и гепатитами.

В нашей стране на сегодняшний день более 50 процентов городских систем водоснабжения исчерпали свой эксплуатационный ресурс, и находятся в аварийно-опасном состоянии. Это является последствием их длительного использования. Более того, как показывают результаты проводимых проверок, у подавляющего большинства отечественных промышленных предприятий отсутствуют какие бы то ни было сооружения по водоочистке , так что свои отходы они сбрасывают в открытые водоемы. Не стоит и говорить о том, какие последствия данные действия имеют для природы.

Что касается таких водоемов как реки и озера, то в них загрязнение происходит по причине использования различных современных химикатов и удобрений. Как утверждают ученые, 80 процентов из них не проходили никаких испытаний, поэтому даже трудно сказать, какими будут последствия.

Загрязняющие вещества могут попасть в воду на любом этапе оборота воды, а последствия загрязнения воды, а именно ее употребления, могут проявляться не сразу, а спустя некоторое время, пока в организме накопится большое количество вредных элементов.

К тому постоянное загрязнение воды приводит к снижению запасов пресной воды, что является не менее значимой проблемой.14

3.3 Биоиндикация загрязнения водоемов.

Биоиндикация — оценка качества природной среды по состоянию её биоты. Биоиндикация основана на наблюдении за составом и численностью видов-индикаторов. Основой задачей биоиндикации является разработка методов и критериев, которые могли бы диагностировать ранние нарушения в наиболее чувствительных компонентах природных сообществ. В качестве биоиндикаторов часто выступают лишайники, в водных объектах — сообщества бактерио-, фито-, зоопланктона, зообентоса, перифитона.8

Лучший индикатор опасных загрязнений — прибрежное обрастание, располагающиеся на поверхностных предметах у кромки воды. В чистых водоемах эти обрастания ярко-зеленого цвета или имеют буроватый оттенок. Для загрязненных водоемов характерны белые хлопьевидные образования. При избытке в воде органических веществ и повышения общей минерализации обрастания приобретают сине-зеленый цвет, так как состоят в основном из сине-зеленых водорослей. При нехорошей очистке фекально-бытовых сточных вод обрастания бывают белыми либо сероватыми. Как правило, они состоят из прикрепленных инфузорий (сувойки, кархезиум и других). Стоки с избытками сернистых соединений могут сопровождаться хлопьевидными налетами нитчатых серобактерий-теотриксов.15

4. Практическая часть.

4.1 Исследование ситуации в городе Новомосковске.

1. В начале своего исследования оценила состояние воды в различных водоемах Новомосковска при помощи биоиндикатор, находящихся в воде . Для этого я выбрала четыре участка:

первый – небольшой водоём за городом, находящийся в дали от дорог и предприятий;

второй – водоем в детском парке, находящийся в середине города, примерно в 500 метрах от дороги;

третий – водоём за городом в дачном кооперативе вдалеке от дорог;

четвертый – небольшой водоём вблизи предприятия и дороги.

На каждом водоёме я изучила прибрежные обрастания на участке площадью 100х30 см и результаты занесла в таблицу №1.

Номер участка

Площадь изучаемого участка

Цвет прибрежных обрастаний

Качество воды в соответствии с биоиндикацией

Обрастания ярко-зеленого цвета, местами бурые

Цвет обрастаний соответствует норме

Большинство обрастаний белые и хлопчатые и лишь местами бурые

Водоем загрязнен, так как такой вид обрастаний для этого характерен

Обрастания примерно в одинаковых пропорциях сине-зелёные и бурые

Такие обрастания характерны для избытка органических веществ

Обрастания белые хлопчатые, местами серые

Такие обрастания характерны для загрязненных водоемов, в которые производится сброс отходов

На основании данных таблицы №1 можно сделать следующие выводы:

наименее загрязненным является небольшой водоём за городом (участок №1), так как он находится вдалеке от дорог и предприятий, основных источников загрязнений, к тому же на этом озере не бывает большого числа людей, которые так же могут загрязнять водоёмы;

Читайте также:  Сплавы по реке кеть

участок №3 (водоём за городом в дачном кооперативе) загрязнен чуть сильнее первого участка, так как находится вдалеке от дороги, но при этом в нем есть избыток органических веществ из-за использования данных в садоводстве;

участок №2 (водоем в детском парке) загрязнен довольно сильно, так как находится в середине города в небольшом отдалении от дороги и к тому же в месте скопления людей;

самым загрязненным является небольшой водоём вблизи предприятия и дороги (участок №4), так как находится в непосредственной близости от таких источников загрязнений, как предприятие и проезжая дорого.

Таким образом можно сказать, что проблема загрязненности рек и водоёмов затронула и наш город, что эта проблема является действительно существенной для общества и что ситуация с экологией рек ухудшается ежедневно.

2. Наблюдение за количеством мусора (бутылки, жестяные банки и прочий мусор) в прибрежной зоне водоема на участке 100х100 см (для этого наблюдения взяты те же четыре водоёма, только большей площадь участков). Результаты наблюдений представлены в таблице №2.

Источник

Проект по окружающему миру на тему «Загрязнение воды»( 3 класс)

Вода является самым ценным природным ресурсом. А вот загрязнение воды – это серьезная экологическая проблема. В воде живут различные живые организмы, да и люди не могут жить без воды. Если вода загрязнена, то употреблять человек ее уже не сможет. Конечно, ее можно очистить, но это не всегда помогает.
А теперь давайте рассмотрим причины, по которым загрязняется вода:

На сегодняшний день в мире уже сейчас не всем хватает воды, а засорение воды только ухудшает положение. Если воды не будет хватать людям или животным, то все живые организмы начнут массово умирать.

Почему нельзя загрязнять воду? Доклад

Везде постоянно говорят о том, что нужно обязательно беречь воду, а вот для чего именно это нужно делать не говорится. Так давайте разберемся в этом подробнее.

Оказывается, вокруг нас находится очень много разных озер, рек и водоемов, где находится вода, так для чего же ее беречь? Кроме этого практически у каждого человека в доме есть вода, и для того чтобы это проверить достаточно всего лишь открыть кран и побежит либо горячая, либо холодная вода. Поэтому можно спокойно купаться, сколько хочешь в ванне или в бане, а можно отправиться на речку или озеро и там воды еще больше.

Оказывается, все живые организмы, которые находятся на земле, могут погибнуть, если здесь не будет воды. Человек состоит на две трети из воды. В день он должен выпивать примерно до двух литров воды.

Каждому человеку вода просто необходима и для этого у каждого имеются свои нужды. Мы используем воду, когда стираем белье, моемся в бане или ванне, также вода необходима и в медицине. С каждым годом воды становится все меньше и меньше, именно поэтому ее нужно обязательно беречь.

Вода нужна еще и для того чтобы варить кушать или умываться. Кустарники и другие растения тоже не смогут жить без воды. По-другому вода называется колыбелью нашей жизни. Именно благодаря воде на земле растут различные растения и живут живые организмы. Наверное, для каждого человека вода является источником жизни. Ведь если они вдруг окажутся в пустыне, где вообще нет ни воды, ничего живого, через несколько дней умрут.

При помощи воды двигаются и перерабатывают воду сильные и мощные турбины. Также вода может держать на плаву не один, а сразу несколько больших и судоходных кораблей. Кроме этого большое количество воды используется и в любом производстве. Если бы человеку захотелось спуститься на самое дно моря на лифте, то туда он будет ехать примерно пять часов.

Вообще на земле очень много воды, она может быть не только пресной, но и соленой. Обычно соленой воды больше. А ведь человек пьет только пресную воду.

А вы когда-нибудь представляли, что неожиданно вода может закончиться и больше нигде ее взять нельзя будет. Кроме этого в других государствах или странах есть вода, но никто не захочет ее продавать, даже если вы предложите большие деньги. В этом случае ни один человек не сможет помыться, также он не сможет сварить покушать и придется кушать всухомятку. На земле начнут умирать не только животные, но и растения. Человек без воды сможет продержаться всего три дня, а если слишком жарко на улице, то и меньше. Ведь у него начнется обезвоживание организма.

Больше всего загрязняются сточные воды, которые стекают в большие озера или океаны. И после этого уже и там нельзя брать и употреблять воду, ведь она заражена. В ней накапливаются и разводятся бактерии, которые опасны не только для человека, но и для растений и животных.

Также вода может сама себя очистить. Сначала все грязь оседает на дне, а потом при помощи специальных бактерий она уничтожается, а взамен грязной воды появляется чистая вода.

Загрязнение воды презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему

Загрязнение пресных вод. Загрязнение пресных вод — попадание различных загрязнителей в воды рек, озер, подземных вод. Происходит при прямом или непрямом попадании загрязнителей в воду в отсутствие адекватных мер по очистке и удалению вредных веществ. В большинстве случаев загрязнение пресных вод остаётся невидимым, поскольку загрязнители растворены в воде. Но есть и исключения: пенящиеся моющие средства, а также плавающие на поверхности нефтепродукты и неочищенные стоки. Есть несколько природных загрязнителей. Находящиеся в земле соединения алюминия попадают в систему пресных водоёмов в результате химических реакций. Паводки вымывают из почвы лугов соединения магния, которые наносят огромный ущерб рыбным запасам. Однако объём естественных загрязняющих веществ ничтожен по сравнению с производимыми человеком. Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ с непредсказуемым действием, многие из которых представляют собой новые химические соединения. В воде могут быть обнаружены повышенные концентрации токсичных тяжёлых металлов (как кадмия, ртути, свинца, хрома), пестициды, нитраты и фосфаты, нефтепродукты, поверхностно-активные вещества (ПАВЫ), лекарственные препараты. Как известно, ежегодно в моря и океаны попадает до 12 млн тонн нефти. Определенный вклад в повышение концентрации тяжелых металлов в воде вносят и кислотные дожди. Они способны растворять в грунте минералы, что приводит к увеличению содержания в воде ионов тяжелых металлов. С атомных электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы. Сброс неочищенных сточных вод в водные источники приводит к микробиологическим загрязнениям воды. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 80 % заболеваний в мире вызваны неподобающим качеством и антисанитарным состоянием воды. В сельской местности проблема качества воды стоит особенно остро — около 90 % всех сельских жителей в мире постоянно пользуются для питья и купания загрязненной водой.

Источники загрязнения. Загрязнители попадают в пресную воду различными путями: в результате несчастных случаев, намеренных сбросов отходов, проливов и утечек. Крупнейший потенциальный источник загрязнения — фермерские хозяйства, занимающие в Англии и Уэльсе почти 80 % земель. Часть покрывающего почву необработанного навоза животных проникает в источники пресной воды. Кроме того, фермеры Англии и Уэльса ежегодно вносят в почву 2,5 млн тонн азота, фосфора и калия, и часть этих удобрений попадает в пресную воду. Некоторые из них — стойкие органические соединения, проникающие в пищевые цепи и вызывающие экологические проблемы. Сегодня в Великобритании свёртывают производство хлорорганических соединений, выпускаемых в больших количествах в 1950-е гг. Всё большую угрозу для пресноводных водоёмов представляют стоки, сбрасываемые рыбоводческими хозяйствами, ввиду широкого применения ими фармацевтических средств борьбы с болезнями рыб. Быстрое загрязнение подземных вод вокруг городов. Источник — возрастающее число загрязнённых скважин вследствие неправильной эксплуатации. Лесные хозяйства и открытый дренаж — источники большого количества веществ, попадающих в пресную воду, в первую очередь железа, алюминия и кадмия. С ростом деревьев кислотность лесной почвы увеличивается, и проливные дожди образуют очень кислые стоки, губительные для живой природы. Попав в реку, навозная жижа может стать причиной серьёзной экологической катастрофы, так как её концентрация в 100 раз больше, чем у сточных вод, обработанных на очистных сооружениях. Атмосферное загрязнение пресной воды особенно пагубно. Есть два вида таких загрязнителей: грубодисперсные (зола, сажа, пыль и капельки жидкости) и газы (сернистый газ и двуокись азота). Все они — продукты промышленной или с/х деятельности. Когда в дождевой капле эти газы соединяются с водой, образуются концентрированные кислоты — серная и азотная.

Законодательство. Законы — действенное средство предотвращения загрязнения, но добиться их соблюдения трудно. Поэтому новая международная инициатива — «платит сторона, виновная в загрязнении» — идеальна по сути, но редко даёт плоды. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала рекомендации по допустимым уровням загрязнения. Например, содержание кадмия в воде не должно превышать 3/1000 мг/л. Англия, вероятно, первой в мире приняла закон о загрязнении рек, поскольку ещё в 1197 г. король Ричард I Львиное Сердце подписал первую хартию о Темзе. Сегодня Европейское Сообщество издаёт директивы о качестве воды, но правительства европейских стран не спешат выполнять эти требования. Так, в 1992 г. 9 из 12 стран — членов ЕС превысили уровень содержания нитратов в своих водоёмах. По новому законодательству, от всех членов ЕС требовалось к 2002 г. создать специальные очистные станции для обработки воды для городского и промышленного потребления, чтобы предотвратить загрязнение рек. В большинстве стран эта работа выполнена.

Читайте также:  Карта рек коми прилузский район

Популярные темы сообщений

  • Соблерогий орике
    Саблерогие ориксы (антилопы) – красивые и своеобразные антилопы, относящиеся к семейству лошадиных, черных антилоп и аддаксам.
  • Святые на Руси
    На Руси известно множество святых, чудеса которых и по сей день поражают умы современников. Одним из самых известных святых на Руси можно назвать Сергия Радонежского. Он является основателем Троицкого
  • Состоянии и использовании земель
    Подготавливая доклад о состояние и использование земель в современном мире, было изучено большое количество различных материалов по данной теме, подняты материалы, которые имеют особое значение и важность. Но, обо всем по порядку.

В чем опасность загрязнения природных вод?

Загрязнение воды не всегда заметно невооруженным взглядом. В этом таится огромная опасность. Прозрачная вода, без постороннего вкуса и запаха может содержать целый букет отравляющих веществ, которые способны нанести человеку и природе существенный вред.

Недобросовестное руководство фабрик и заводов зачастую экономит деньги на постройку очистных сооружений и сбрасывает свои отходы в близлежащий водоем. Это нередко приводит к гибели рыбы в реках и тяжелым отравлениям людей и животных использующих эту воду для питья.

Серьезным источником загрязнения вод является сельское хозяйство. Причина в том, что при выращивании сельскохозяйственных культур и животных используются удобрения, средства от вредителей и лекарства. Попадая в почву, они проникают в подземные воды.

В последние годы неоднократно случались загрязнения морских и океанических вод нефтью. Такая ситуация складывается, когда происходит повреждение трубы, проложенной по дну моря, по которой нефть качается от места добычи на нефтеперерабатывающий завод. Нефть покрывает поверхность воды и побережья плотной жирной пленкой, что приводит к гибели тысяч морских и прибрежных обитателей.

Выхлопы от огромного количества автомобилей, работающих на бензине, поднимаются над городами и смешиваются с водой в облаках, загрязняя дождевую воду еще до того, как она прольется на землю дождем.

Сообщение 2

Вода – источник жизни всех живых организмов на Земле. Но она необходима не только живым организмам, но нужна и в промышленности, и в производстве. Не всегда существует возможность определения степени загрязнения воды самостоятельно.

Невозможно определить чистоту воды, попробовав ее на вкус или определив «на глаз». Люди могут в течение долгого периода времени употреблять загрязненную воду, не подозревая о том, что наносят вред собственному здоровью. Ведь не всегда, чистая на первый взгляд вода, не имеющая запаха и примесей, может оказаться действительно чистой. В воде могут содержаться микробы и бактерии, вредящие организму человека.

Основные источники загрязнения:

  1. Промышленные стоки. Стоки промышленных предприятий, попадая в среду, загрязняют ее, а химические элементы в этой воде, угрожают всему живому на Земле. Такая грязь может явиться причиной экологической катастрофы.
  2. Аварии. Разливы пробоин танкеров и нефтепроводов. Такие загрязнения могут привести к гибели, и даже к исчезновению животных, развитию болезней и мутации.

Болезни, которые провоцирует загрязненная вода:

  • холера;
  • амебиаз;
  • тиф;
  • врожденные уродства;
  • кишечные расстройства;
  • гастрит;
  • психические аномалии;
  • поражения кожи;
  • онкологические заболевания;
  • эндокринные нарушения;
  • снижение репродуктивной функции;

Загрязнение воды и их плачевные последствия являются основной проблемой и головной болью, которая касается всех стран мира. Последствия станут катастрофическими в ближайшем будущем, если не предпринять соответствующие действия для контроля этой угрозы.

Для решения проблемы загрязнения и недостатка экологически чистой питьевой воды во всем мире, необходимо привлечь все общественное внимание всех организаций, способных решить данную проблему. Опасную ситуацию во многих странах мира, возможно решить, путем приложения огромных усилий правительств со всего мира. Важно не забывать, что все зависит, в первую очередь, от самих людей. И начать должен каждый. Если люди начнут экономить воду, то человечество будет и дальше иметь возможность пользоваться этим источником жизни.

Источник

Окружающий мир. 3 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 3 класс

Урок 3. Что такое экология. Природа в опасности!

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Что такое экология?
  2. Что такое окружающая среда?
  3. Какие экологические связи существуют в природе?
  4. Как нужно относиться к природе?

Глоссарий по теме:

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

Окружающая среда – это всё то, что окружает любое живое существо и с чем оно связано.

Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.

Национальные парки – этот природные музеи под открытым небом.

Ключевые слова:

Экология; окружающая среда; эколог; природа; экологические связи; морская корова; странствующий голубь; Красная книга; заповедник; национальный парк.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Обязательная литература:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная литература:

  1. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.
  2. Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом.

Любое живое существо, в том числе и человек, множеством невидимых нитей связано со всем тем, что его окружает: с неживой природой, с другими организмами, с тем, что создано руками людей.

Экология изучает эти невидимые нити – экологические связи. Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой.

Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Слово «экология» состоит из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос» — наука. Можно сказать, что экология – наука о доме. Наша прекрасная планета Земля для человечества является домом.

Сейчас наш природный дом оказался в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. Тогда и всё общество будет жить в согласии и содружестве с природой.

Возможно вы задумывались: а будет ли природе хуже, если я поймаю всего одну бабочку, сорву несколько цветков или собирая спелые сочные яблоки, сломаю пару веток?

Да, природе будет хуже! Каждая пойманная бабочка, каждый сорванный цветок, каждая сломанная попусту ветка – это маленькая рана, нанесённая природе. Если люди будут наносить такие раны, что же станет с природой?! А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

С давних пор люди занимаются хозяйством. Строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это необходимо для жизни человека. Но для этого приходится уничтожать леса. Много деревьев вырубают ради получения древесины. Поэтому с каждым годом на нашей планете остается всё меньше лесов. Всё больше загрязняются воздух и вода. Они необходимы для существования всех живых организмов. Огромные трубы заводов и фабрик выбрасывают дым высоко в небо. Дым скапливается в облаках. Ветер переносит облака на территории городов и жилых домов. Происходит загрязнение воздуха, что ведёт к разным заболеваниям у людей, а также могут проходить в этих районах кислотные дожди.

Из-за того, что человек наносит такие раны природе, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и по другой причине. Люди часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют.

Около 300 лет назад путешественник Георг Стеллер обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных, неповоротливых животных, мирно жующих подводные растения. Этих животных назвали морскими коровами. Морская корова — малоподвижное беззубое животное с раздвоенным хвостом, практически не умело нырять, питалось водорослями. На них вскоре стали охотиться. Прошло несколько лет, и морские коровы навсегда исчезли.

В лиственных лесах Северной Америки жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их называли странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счета. В итоге, на Земле не осталось ни одной такой птицы.

Люди поняли, что необходимо охранять природу. Многие заводы и фабрики переоборудованы и меньше засоряют окружающую среду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и животных. Сведениях о редких растениях и животных внесены в особые Красные книги. В большинстве стран есть особо охраняемые природные территории – заповедники – национальные парки. Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Национальные парки – этот природные музеи под открытым небом. Заповедники обычно закрыты для туристов, тогда как в национальном парке проводят экскурсии для всех любителей природы.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Текст вопроса: Распределите картинки на две группы как правильно вести себя на природе и как лучше не поступать.

Варианты ответов:

Правильный вариант ответа:

Как правильно вести себя на природе

Как нельзя поступать

Разбор типового тренировочного задания

2. Текст вопроса: Выберите действия человека, которые не являются природоохранными:

Источник



Экология. Вода — источник жизни и красоты.
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Герасимова Ираида Павловна

Внеклассное занятие экологической направленности про воду — уникальное вещество, источник жизни и красоты. Занятие способствует воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к самому бесценному веществу на планете — воде. На нашей прекрасной планете есть ВОДА, пробуждающая и поддерживающая жизнь, ласковая и бодрящая, журчащая и громыхающая,твёрдая и парящая, такая привычная и нераскрытая загадка природы. Вот какие мысли хочется передать детям и вместе с ними прикоснуться к её тайнам.

Читайте также:  Открытая река в самаре

Скачать:

Вложение Размер
ekologiya._voda-istochnik_zhizni_i_krasoty.docx 36.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема экологического занятия:

«Вода – источник жизни и красоты»

Цель : формировать целостный взгляд на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность, формировать понятие бережного отношения к воде, значимость воды для жизни человека, повторить три состояния воды в природе, показать её красоту; развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда, развивать приемы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ, синтез, развивать самоконтроль; способствовать экологизации образа жизни, воспитанию бережного отношения к воде, к природе в целом, воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу.

Оборудование: глобус, ноутбук, проектор; разрезные карточки-знаки; оборудование для опытов.

— Ребята! Мы продолжаем проведение экологической недели. Сегодня наше занятие посвящено воде. Поговорим об удивительном, уникальном веществе вода, об её охране, защите, ведь вода – источник жизни и красоты.

-Прочитаем хором тему занятия на доске: «Вода – источник жизни и красоты».

Для создания в нашем маленьком коллективе атмосферы сотрудничества и доверия проведём

Коммуникативное упражнение «Дождь».

Группа ребят образует круг. В центре круга находится ведущий, который показывает определённые движения. Новое движение начинается только после последовательного включения в его выполнение всех участников по кругу. Смена движения участником происходит в момент нахождения ведущего напротив его. Остальные ребята продолжают выполнять предыдущее действие.

Последовательность движений: ведущий и первый участник (потом по очереди второй, третий и т.д.) соединяют свои ладоши и начинает ими потихоньку делать круговые движения. Затем выполняются пальцами щелчки, потом начинают хлопать ладошками, далее похлопывание по бедрам и топот ногами. Потом все движения выполняются в обратной последовательности. Этими движениями участники имитируют грозу от начала до завершения. Во время всей игры ребята внимательно слушают и сравнивают получаемые звуки с явлениями, происходящими в природе.

— Посмотрите на глобус – модель земного шара. «Земля – планета поразительной голубизны! – восторженно докладывали возвращавшиеся из далёкого космоса первые космонавты.

Да и не может быть наша планета выглядеть по-другому, большую часть её поверхности занимают моря и океаны, ледники и озёра, реки, пруды и водохранилища. Вода самое распространенное вещество на нашей планете.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся.

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

— Мы привыкли к ней, используем её каждый день, и считаем её обыденным явлением. А между тем, вода удивительна и загадочна. Она подлинное чудо природы, единственное с своём роде. Сегодня мы заглянем в её тайны.

Опыт «Вода на планете Земля».

Большая часть нашей планеты покрыта водой, но распределена она по поверхности неравномерно и далеко не всей водой мы можем воспользоваться. Попробуем оценить масштабы водных запасов.

  1. Наполним литровую банку подкрашенной синей гуашью водой. Она будет символизировать все земные запасы воды.
  2. Наберем 1 мл воды с помощью шприца из литровой банки и выжмем её в воздух. Это вода, которая находится в атмосфере.
  3. 4 мл с водой выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озёрах.
  4. 21 мл переливаем в форму для льда – именно такое количество воды (в соответствии с нашим масштабом) находится на земле в замороженном состоянии.
  5. 1 мл выливаем в почву. Это вода, находящаяся внутри земной поверхности.
  6. 973 мл, оставшиеся в банке, это вода морей и океанов. Добавляем туда соль – это солёная вода.
  7. Обсуждение. В каких ёмкостях находится вода, пригодная для человека? (для использования пригодна вода, символизирующая воду в реках и озёрах и в почве).

Вода! Это одно из самых распространённых веществ в природе. Более 70% Земли покрыты водой, но только 2,5% из этой воды пригодно для питья.

Скажите, при таком ограниченном запасе важно ли беречь её?

3. Моделирование воды в разных состояниях.

— Известно, что в природе вода может находиться в трёх различных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Облака, дождь, лёд, снег, пар, град, туман, иней — разные состояния воды.

Возьмите картинки, лежащие у вас на парте, распределите их на группы. (дети выходят к доске и распределяют картинки, согласно изображённому на них агрегатному состоянию воды: твёрдому, жидкому, газообразному)

— Давайте поиграем, превратимся в молекулы воды и побываем в разных её состояниях.

  • Сцепимся руками, согнутыми в локтях. Мы плотно стоим. – Это твёрдое состояние. Мы как лёд.
  • Возьмёмся за ручки. Теперь мы свободнее стоим, можем повертеться. «Потечём» в правую сторону, а теперь в левую! – Это жидкое состояние.
  • Расцепим ручки. Свободно «летаем» кто куда! – Это газообразное состояние воды.

— Молекулы! Разлетимся на свои места!

4. Мозговой штурм «Значение воды».

Вода – не только самая распространённая, но и самая важная жидкость на планете.

  1. Вода – источник энергии.
  2. Воде принадлежит важная роль в геологии, в истории планеты.
  3. Без воды невозможно существование живых организмов, в живых организмах содержится вода.
  4. На предприятиях, фабриках, заводах, фермах большинство технологических процессов протекает с участием воды. Например, химическая промышленность, производство бумаги, металла, лекарств, пищевых продуктов.
  5. Огромную роль имеет вода в быту.
  6. Для некоторых животных вода – место их жизни.
  7. По воде перевозят грузы, пассажиров.
  8. Вода может хранить и передавать информацию.

— Назовите, какое значение играет вода для жизни на нашей планете?

Ребята фиксируют свои мысли на цветных листочках бумаги, высказывают их вслух и кладут свои листочки в карман «Значение воды». Этот карман находится на «исследовательском фартуке», который держит в руках учитель.

5. Презентация «Вода – источник жизни и красоты».

(Показ презентации сопровождается чтением текста о красоте воды)

Красоту воды не сможет передать словами ни один человек в мире. Она и главный источник жизни всего живого на земле. И самое завораживающее явление.

Гладкие реки и озёра отражаются в лучах солнца. Сверкают, вызывая восхищение. Шум воды способен успокоить душу человека. А маленький звонкий ручеек может звенеть веселой песней.

Утром можно увидеть настоящее чудо. Маленькие, чистые и прозрачные росинки, словно стеклянные бусинки рассыпались на листьях и цветах. Кажется, весь мир отражается в каждой росинке.

Вода может быть и в виде тёплого летнего дождя. Капли, падающие с неба, радуют и веселят. А после летней грозы можно увидеть разноцветную радугу, которую без дождя увидеть невозможно.

Моря и океаны могут показать всю силу и мощь воды. Наблюдая за морем можно увидеть в одно время тихую гладь, а можно увидеть настоящий шторм. Волны, бьющиеся о скалы, тоже привлекают своей красотой.

Без воды не было бы жизни на земле!

6. Эксперименты с водой.

1) Лаборатория «Исследовательская» (Работа в парах)

— Узнай, сколько воды может быть потрачено из-за неисправности крана. (Работа в малых группах).

— Настроим кран самовара так, чтобы из него капала вода. Посчитаем количество капель в минуту. Запишем результат в таблицу.

— Теперь поставим под кран пустой стаканчик (100г) и проследим, за какое время он станет полным. Результаты запишем в таблицу.

Источник

Почему надо беречь водоемы и реки (3 класс, доклад)

Опубликовано: 30 сентября 2016 года
Предмет: окружающий мир
Класс: 3 класс

Без чистой воды немыслима жизнь человека, животных и растений. Все живое нуждается в воде для того, чтобы жить и развиваться.

Почему важно сохранять чистоту рек, озер и других водоемов?

Каждый день мы пьем воду, готовим еду с использованием воды, купаемся и моем посуду. Человек, который живет в городе, берет воду из под крана, а в сельской местности жители носят воду в дом из колодца, колонки или водоема. Вся эта вода попадает к человеку из природных источников: рек, озер, водохранилищ. Именно поэтому так важно, чтобы эта вода оставалась чистой, ведь в итоге она попадет к вам на стол или в ванну.

Почему вода становится грязной?

Несмотря на важность сохранения чистоты воды, с каждым годом промышленное производство все больше загрязняет природные водоемы. Этому есть много причин: нежелание руководства предприятий покупать дорогостоящее очистное оборудование, небрежное отношение работников предприятий к вопросу обезвреживания отходов или аварии, из-за которых тонны загрязненных токсических веществ попадают в реки, моря, почву и подземный водоносный слой.

На чистоту воды влияют автомобили, которых становится все больше год от года. Выхлопные газы и бензин отравляют воздух, почву и водоемы.

Вода загрязняется и от того, что люди сами выкидывают в нее мусор. Например, отдыхающие отставляют на берегу или бросают в воду бутылки, банки из под пива, упаковки от продуктов.

Чем опасно загрязнение водоемов и рек?

От сильного загрязнения воды страдает все живое:

  • Растения увядают и перестают расти
  • Животные заболевают от грязной воды и гибнут от отравления

Как уменьшить загрязнение природных источников воды?

Есть несложные правила, которые под силу выполнять любому человеку, они позволят снизить загрязненность рек и водоемов и сделает среду обитания человека комфортнее:

  • Нельзя выбрасывать мусор в неположенном месте (не в мусорный контейнер), особенно вблизи водоемов;
  • Не выливайте в воду бытовые отходы, которые могут повредить чистоте водоема (лаки, краски, бензин, растворители и тп.);
  • Нельзя мыть автомобиль рядом с водоемом и в других непредназначенных для этого местах;
  • По возможности, нужно пользоваться теми видами транспорта, которые загрязняют природу меньше всего: электричка, троллейбус, метро;
  • Не засоряйте канализационные стоки на улицах – вся эта грязь попадет в подземные реки.

Давайте сохраним чистоту природной воды вместе!

Источник

Adblock
detector