Меню

Дважды в одну реку не войдешь латынь

«Войти в одну реку дважды» — Гераклит, Кратил и Аристотель

Натолкнулся в «Метафизике» Аристотеля (забыв, что читал это в диалоге «Кратил» Платона):

Именно на основе этого предположения возникло наиболее крайнее из упомянутых мнений — мнение тех, кто считал себя последователями Гераклита и коего держался Кратил, который под конец полагал, что не следует ничего говорить, и только двигал пальцем и упрекал Гераклита за его слова, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды, ибо сам он полагал, что этого нельзя сделать и единожды .

Ответ Аристотеля на это дело таков (то ли я не понял, то ли еще чего, но не очень ярко):

А мы против этого рассуждения скажем, что изменяющееся, пока оно изменяется, дает, правда, этим людям некоторое основание считать его несуществующим, однако это во всяком случае спорно; в самом деле, то, что утрачивает что-нибудь, имеет [еще] что-то из утрачиваемого, и что-то из возникающего уже должно быть. И вообще, если что-то уничтожается, должно наличествовать нечто сущее, а если что-то возникает, то должно существовать то, из чего оно возникает, и то, чем оно порождается, и это не может идти в бесконечность. Но и помимо этого укажем, что изменение в количестве и изменение в качестве не одной то же. Пусть по количеству вещи не будут постоянными, однако мы познаем их все по их форме. Кроме того, те, кто держится такого взгляда, заслуживают упрека в том, что, хотя они и видели, что даже среди чувственно воспринимаемого так дело обстоит лишь у меньшего числа вещей, они таким же образом высказались о мире в целом. Ибо одна лишь окружающая нас область чувственно воспринимаемого постоянно находится в состоянии уничтожения и возникновения; но эта область составляет, можно сказать, ничтожную часть всего, так что было бы справедливее ради тех, [вечных], вещей оправдать эти, нежели из-за этих осудить те. Кроме того, ясно, что мы и этим людям скажем то же, что было сказано уже раньше, а именно: нужно им объяснить и их убедить, что существует некоторая неподвижная сущность (physis). Впрочем, из их утверждения о том, что вещи в одно и то же время существуют и не существуют, следует, что все находится
скорее в покое, чем в движении; в самом деле, [если исходить из этого утверждения], то не во что чему-либо измениться: ведь все уже наличествует во всем .

Все вокруг того, что должно существовать что-то неподвижное. Даже войдя в реку единожды — что то уже убывает, что-то пребывает, но есть и что-то постоянное. Без постоянного — не было бы ничего истинного, т.е. вообще ничего.

И ниже по той же части (если все изменяется):

А если все находится в движении, то ничто не было бы истинным; тогда, значит, все было бы ложно, между тем доказано, что это невозможно. И кроме того, то, что изменяется, необходимо есть сущее, ибо изменение происходит из чего-то во что-то. Однако неверно, что все только иногда находится в покое или в движении, а вечно — ничто, ибо есть нечто, что всегда движет движущееся и первое движущее само неподвижно.
via

Читайте также:  Сазан в реке томь

Еще до вступления в круг учеников Сократа Платон учился философии у Кратила. Это был последователь Гераклита, не остановившийся перед самыми крайними и парадоксальными выводами из его учения о вечном движении и вечной изменчивости всего существующего. У Кратила тезис Гераклита абсолютизируется; не только нельзя дважды войти в реку, но даже и один раз. Уже в тот момент, когда мы входим в нее, она не та же самая. Нельзя назвать никакую вещь по имени: имя — одно и то же, но вещь непрерывно изменяется, так что имя к ней неприложимо ни в какой момент ее существования. Выход один — не называть вещи, а только указывать на них пальцем. Впоследствии Платон выскажется в ироническом смысле об этом учении .

Сомневаются (Лосев), что «в реку войти дважды нельзя» принадлежит Гераклиту:

Судить на основании всех этих позднейших философских передач и интерпретаций об истинном выражении этой мысли у Гераклита очень трудно. Единственный текст, который может быть до некоторой степени использован, – слова Плутарха (В 91). «В одну и ту же реку невозможно войти дважды» – едва ли принадлежит самому Гераклиту. По крайней мере в Met. IV 5, 1010 а 13 Аристотель передает его через посредство Кратила, упрекающего в этом Гераклита, а Плутарх (В 91) и Симплиций, у которых обычно берут это суждение, несомненно, списывали его у Аристотеля. Вероятно, у Кратила же почерпнул и Платон (Crat. 402 а) свою наиболее подробную фразу о Гераклите (аналогичный текст приводит Плутарх А660): «Где-то говорит Гераклит, что все движется и ничто не покоится, и, уподобляя сущее течению реки, он говорит, что невозможно дважды войти в ту же самую реку «

Интересный момент — некоторые считают, что до знакомства с Сократом Платон учился философии у Кратила. Но вот что пишет Диоген Лаэртский:

Сперва Платон занимался философией (в Академии, затем в саду близ Колона) 6 (так пишет Александр в «Преемствах»), следуя Гераклиту; но потом, готовясь выступить с трагедией на состязаниях, он услышал перед Дионисовым театром беседу Сократа и сжег свои стихи с такими словами:

Бог огня, поспеши: ты надобен нынче Платону! 7

И с этих пор (а было ему двадцать лет) стал он неизменным слушателем Сократа; после кончины Сократа примкнул к Кратилу, последователю Гераклита 8, и Гермогену, последователю Парменида; потом, в двадцать восемь лет (по словам Гермодора), вместе с некоторыми другими сократиками перебрался в Мегары к Евклиду; потом поехал в Кирену к математику Феодору;
В принципе все верно — если опечатка — Кратила приняли за Гераклита.

Источник

Почему в одну реку нельзя войти дважды?

Автором этого выражения является древнегреческий философ Гераклит Эфесский (544—483 гг. до н. э.).

В чём смысл этого изречения в понимании Гераклита? Его объясняет полная цитата автора: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает. Рождение, происхождение никогда не прекращается. Солнце – не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое».

Читайте также:  Реки земли из космоса

Как объясняется фраза. Невозможно повторение одного и того же события, входа в реку, потому что между первым и вторым разом пройдёт какое-то время – и та вода, в которую мы входили в первый раз, просто утечёт. В реке уже будет новая вода, а значит, и сама река будет уже другой.

Так и с временем. Оно течёт повсюду и постоянно. И эта секунда больше уже никогда не повторится. Можно сколько угодно раз очутиться в том самом месте, но оказаться там в то же самое время никак невозможно. И всё потому, что время течёт только в одном направлении – из прошлого в будущее – и никогда в обратную сторону.

Другой древнегреческий философ Кратил, который был учеником и последователем Геродота, чтобы подчеркнуть ежемгновенное движение пространства, времени и материи, перефразировал афоризм Гераклита так: «Нельзя и одного раза войти в одну и ту же реку». Высказывание Кратила как бы подводит итог под Гераклитовским и доводит его до логического завершения.

Источник



дважды в одну реку

1 в одну реку дважды не войдёшь

2 нельзя войти дважды в одну реку

3 нельзя войти два раза в одну и ту же реку

4 за одну вину дважды не карают

5 старая лиса дважды себя поймать не даёт

6 старая лиса дважды себя поймать не даст

7 старую лису дважды не проведёшь

8 Старую лису дважды не проведешь

9 быть отмытым дважды

10 дважды

11 ещё одну карту( в карточной игре)

12 кто скоро помог, тот дважды помог

13 не ставь всего на одну карту

14 сваливать в (одну) кучу

15 чистые активы на одну обычную акцию

16 ДВАЖДЫ

17 ОДНУ

18 РЕКУ

19 дважды перегнанная вода

20 ещё одну карту

См. также в других словарях:

Дважды в одну реку — Дважды в одну реку … Википедия

Нельзя дважды войти в одну и ту же реку — см. Всё течет, всё меняется. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

Мурадов, Алексей Борисович — Алексей Мурадов Имя при рождении: Алексей Борисович Мурадов Дата рождения: 2 июня 1963(1963 06 02) (49 лет) Место рождения: Москва, РСФСР … Википедия

Фомина, Мария — Мария Фомина Дата рождения: 1 марта 1993 Место рождения: Москва, Россия Гражданство: Россия Профессия: Актриса Мария Фомина (род. 1993) российская актриса … Википедия

Мария Фомина — Дата рождения: 1 марта 1993 Место рождения: Москва, Россия Гражданство: Россия Профессия: Актриса Мария Фомина (род. 1993) российская актриса … Википедия

Вечность — Вечность ♦ Eternité Если бы вечность была бесконечным временем, как это было бы скучно! Не зря же Вуди Аллен сказал: «Вечность – это очень долго, особенно к концу». Если бы у вечности не было конца, мы бы только и делали, что ждали, и… … Философский словарь Спонвиля

Читайте также:  Реки города липецка карта

Янковский, Олег Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Янковский. Олег Янковский … Википедия

Змей (фильм, 2002) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Змей (фильм). Змей Жанр драма Режиссёр Алексей Мурадов В главных ролях Виктор Со … Википедия

Ломоносова, Ольга Олеговна — В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Ломоносов. Ольга Ломоносова Имя при рождении: Ольга Олеговна Ломоносова Дата рождения: 18 мая 1978(1978 05 18) (34 года) … Википедия

Чонишвили, Сергей Ножериевич — Сергей Чонишвили Имя при рождении: Чонишвили Сергей Ножериевич Дата рождения: 3 августа 1965(1965 08 03) (47 лет) Место рождения: Тула, СССР … Википедия

Тукаев, Камиль Ирикович — Камиль Тукаев Дата рождения: 11 января 1961(1961 01 11) … Википедия

Источник

Дважды в одну реку не войдешь латынь

Известное выражение Гераклита Эфесского, что всё течёт и изменяется и в одну реку нельзя войти дважды любопытно рассмотреть через призму буддийской гносеологии. По гераклитовому учению в природе нет ничего постоянного, всё находится в непрерывном становлении. Так Аристотель пишет о последователях этого учения: «Они осознали, что вся природа движется, а ни один предикат, высказанный об изменяющемся предмете, не может быть истинным; тем более невозможны истинные высказывания о том, что всячески изменяется во всех отношениях. Из этого взгляда развилось крайнее воззрение упомянутых философов, а именно, воззрение тех, кто считал себя последователями Гераклита; подобного воззрения придерживался и Кратил, который под конец пришел к мнению, что не следует ничего высказывать, и только шевелил пальцем, а также упрекал Гераклита за то, что тот сказал “нельзя дважды войти в одну и ту же реку”, поскольку сам полагал, что нельзя войти даже один раз».
Однажды Будда решил показать ученикам пустотную природу вещей. Он указал на реку. Издалека река казалась реальной, существующей сама по себе. Но вблизи река не была одной и той же, обновляясь текущей водой, таким образом нельзя было дать «истинный предикат» вечно изменяющейся реке. Поэтому буддизм и считает окружающее существующим только в сознании человека, которое придает всему форму и имя. По словам Дхармакирти, «деятельность мышления состоит в создании такого образа и представления, которое способно быть обозначенным словом и слиться с ним». Сознание воспроизводит в себе мир, а не наоборот.
В отличии от буддистов, у Гераклита мир неиллюзорен, хотя в основе его лежит нестабильный и изменчивый огонь. Мир познаваем, он возникает и живет в результате борьбы противоположностей, упорядоченных общим для всех вещей законом-Логосом.
Войдя в одну и ту же реку «изменчивости» окружающего Будда и Гераклит оказываются в разных по сути «реках». Изменчивость в буддийской концепции в итоге становится видимостью, обманом сознания. Гераклитова же изменчивость дихотомична, но эта дихотомия основа как гносеологии в частности, так и бытия вцелом. Раздвоенность сущего, постулируемую Гераклитом, Будда трансформировал в иллюзию, в мираж, во вторичность эмпирического мира.

Источник

Adblock
detector