Меню

Дмитровское шоссе река волга

Канал им.Москвы

Общие сведения о канале.

Канал им. Москвы является важнейшим звеном единой глубоководной системы Европейской части России, связывающей Москву с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.

Судоходство по каналу Москва — Волга (так канал назывался до 1947 года) было открыто 15 июля 1937 года (канал строился 4 года 8 месяцев). Длина канала — 128 км.

Для сравнения. Суэцкий канал: длина — 161 км, глубина — 13 м, ширина — 120-150 м, без шлюзов, строился 14 лет, открыт в 1869 году. Панамский канал: длина — 81,6 км, глубина — 12,5 м, ширина — 150 м, три пары шлюзов, строился 35 лет, открыт в 1914 году (официально — в 1920).

Канал имеет два склона — южный, обращенный к р. Москва, и северный, обращенный к Волге, между которыми расположен водораздельный бьеф между Замоскворецким и Волжским бассейнами.

На южном склоне (4 км) расположены два шлюза (№№ 7 и 8), опускающие суда на 36 м до уровня р. Москва. На водораздельном бьефе (50 км) от шлюза № 7 (Щукино) до шлюза № 6 (пос. Икша) образованы 5 водохранилищ: Химкинское, Клязьминское, Учинское, Пестовское и Икшинское. Высота водораздельного бьефа над уровнем моря 162 км.

На северном склоне (74 км) расположены пять шлюзов (№№ 6, 5, 4, 3, 2), в которых суда опускаются на 38 м до уровня Иваньковского водохранилища на Волге.

Вода из Волги на водораздельный бьеф перекачивается насосными станциями, расположенными при всех пяти шлюзах северного склона. Из Пестовского и Учинского водохранилищ вода забирается в московский водопровод.

Ширина канала по верху — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м. Профиль трапециевидный. Для удобства судовождения отсчет километров по каналу ведется от Москвы, а направление течения на канале условно установлено от Иваньковского водохранилища к Москве.

Канал принимает суда грузоподъемностью до 5000 тонн. Сроки работы — с 20 апреля до 1 ноября. Канал — сложное гидротехническое сооружение. Всего на канале сооружено 240 объектов: 11 шлюзов, 5 насосных станций, 3 грузовых и 2 пассажирских порта, 8 заградительных ворот, 2 туннеля и др.

Путешествие по каналу.

Главным портом столицы является Северный речной вокзал ( построен в 1937 г., арх. А. М. Рухлядев). Расположен он на Химкинском водохранилище, и напоминает огромный корабль. Два яруса галерей, опоясывающих 150-метровое здание, а также башня со шпилем (85 м) придают ему легкость и изящество. Архитектурные особенности здания хорошо дополняются примыкающими к нему площадью и и парком. Звезда на шпиле в 1935-37 венчала одну из башен Московского Кремля.

Напротив речного вокзала расположен один из крупнейших микрорайонов столицы — Тушино. Село Тушино известно с 14 в. В 1608-10 гг. в Тушино располагался укрепленный лагерь Лжедмитрия II, осаждавшего Москву.

Северный грузовой порт. Главным грузом, идущим теперь в Москву водным путем, являются строительный песок и гравий. Всего в Москве три грузовых порта: Северный — на Химкинском водохранилище, Южный — в Нагатино и Западный — в Филях (два последних на р. Москва).

Ленинградский автодорожный мост (1937г).По мосту проходит автострада Москва—Санкт-Петербург.

Химкинское водохранилище. Образовано плотиной на р. Химка. Площадь 3,5 кв. км, длина 8 км. Большая часть находится в пределах Москвы. На водохранилище расположены Северный речной вокзал, Северный грузовой порт, пристани Лебедь, Захарково, Химки. От южной части водохранилища отходит деривационный канал, по которому волжская вода изливается в р. Москва. Суда из Химкинского водохранилища в р. Москва проходят через шлюзы №7 и №8 южного склона, опускаясь в них на 36 м.

С Клязьминским водохранилищем Химкинское связано 8-километровым каналом, называемым «глубокой выемкой».

Мост Московской кольцевой автодороги (1962г.) В1997 году к 850-летию Москвы сооружен параллельный однотипный мост, увеличивший пропускную способность МКАД. За мостом МКАД начинается территория Московской области.

Московская область. Площадь 47 тыс. кв. км. Населениена 1 января 2015г. составляло 7 236, тыс. чел. (без Москвы). Центр— г. Москва.

. Расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины. На севере и западе— Смоленская и Московская возвышенности, наиболее высокая часть последней —Клинско-Дмитровская гряда (285м), на юго-востоке—Мещерская низменность

. Климат умеренно-континентальный, средняя температура июля 17 °С, осадков 450-650 мм в год. Реки: Москва, Ока, Лопасня, Цна, Осетр, Клязьма, Дубна, Сестра. Водохранилища на канале им. Москвы (Химкинское, Клязьминское, Пяловское, Пестовское, Икшинское) и на р. Москва (Истринское, Можайское, Рузкое).

Свыше 350 озер. 40% территории занято смешанными лесами. Почвы дерново-подзолистые. Полезные ископаемые: бурый уголь, торф. Приокско-Террасный заповедник; национальный парк Лосиный Остров. Центры народных промыслов: Федоскино, Гжель, Жостово, Сергиев Посад, Хотьково.

Канал им. Москвы проходит по территории Химкинского, Мытищинского, Дмитровского и Талдомского районов Московской области.

Мост Октябрьской железной дороги (1935г). 11 марта 1918 года по мосту из Петрограда в Москву проследовал состав с членами первого советского правительства. С этого дня Москва вновь стала столицей России (с 1712 столицей был Санкт-Петербург, а Москва сохраняла звание «первопрестольной»).

Г. Химки. Районный центр Московской области. Население 225 тыс. чел. На территории современных Химок располагались села Куркино (до 1704—патриаршее село), Козлово, Козмодемьянское (вотчина Бориса Годунова), которые с1830 года стали популярным подмосковным дачным местом. Здесь бывали А.И. Герцен, Н.П. Огарев, П.И. Чайковский, И.И. Левитан, А.И. Куприн, К.С. Станиславский. С 1937 года — рабочий поселок, с 1939 года — город. Сохранилась усадьба «Белые Столбы» (арх. Ф.О. Шехтель).. Напротив г. Химки находится пос. Левобережный. Входит в состав г. Химки. С 1936 года в Левобережном находится Московский институт культуры, а с1975 — отдел периодики Российской государственный библиотеки.

Пос. Водники. В поселке находится Хлебниковский судоремонтный завод и затон, где отстаиваются и ремонтируются пассажирские суда. Пос. Хлебниково. Входит в черту г. Лобня. В декабре 1941 зенитчики Московской зоны ПВО на западной окраине г. Лобня преградили путь фашистским танкам. В Лобне расположено озеро Киево — гнездилище нескольких тысяч речных чаек.

Мост Савеловской железной дороги (1937г). Савеловское направление Московской железной дороги ведет из Москвы в Дмитров, Дубну, Кимры (Савелово).

Мост Дмитровского шоссе (1980г). Заменил мост постройки 1937 года, который был взорван в 1994 году. По мосту проходит автомобильная дорога Москва — Дмитров — Дубна. За Дмитровским автодорожным мостом суда выходят на Клязьминское водохранилище.

Клязьминское водохранилище. Образовано плотиной на р. Клязьма у пос. Пироговский. Площадь 16 кв. км. Популярное место отдыха москвичей: Горки, Троицкое, Бухта Радости и др. В Пироговском рукаве (восточная часть водохранилища) находится Клязьминский пансионат, у пристани Горки — московский яхт-клуб.

От пристани Новосельцево начинается 8-километровый Клязьминско-Пяловский соединительный канал, который выводит суда в Пяловское водохранилище.

Пяловское водохранилище. Образовано плотиной на р. Уча у г. Пушкино. Площадь 6,3 кв. км. Западный рукав водохранилища, протянувшийся по долине р. Уча, называется Аксаковским. На нем расположены пристань Аксаково, с. Федоскино и усадьба Марфино. Федоскино — центр русской лаковой миниатюры; Марфино — образец русского садово-паркового искусства 18-19 вв. Окрестности Марфино запечатлел на своих полотнах И.И. Левитан. Восточная часть Пяловского водохранилища отделена от судоходной части водо-делительной платиной и является водоемом — отстойником для московского водопровода.

От пристани Витенево начинается 2-километровый канал, соединяющий Пяловское и Пестовское водохранилища. В своей усадьбе Витенево (не сохранившееся) в1862-67 годах проводил летние месяцы М.Е. Салтыков-Щедрин. Сюда к нему приезжали Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.Н. Плещеев. Усадьба Пестово принадлежала герою войны 1812 года генералу А.П. Ермолову. С 1933 года в усадьбе располагался дом отдыха МХАТ. Здесь бывали В.И. Немирович-Данченко, В.И. Качалов, И.М. Москвин и др. театральные деятели.

Пестовское водохранилище. Площадь 12 кв. км. Справа от судоходной трассы — Пестовская водо-делительная плотина с фильтрующими устройствами. Пестовская и Пяловская плотины образуют Учинское водохранилище (19,3кв.км), источник воды для Москвы. На берегу Пестовского водохранилища расположена пристань Хвойный Бор — «зеленая стоянка» для туристических судов. Как правило, суда останавливаются здесь на обратном пути за 3 часа до прибытия в Москву. Пестовское водохранилище соединено с Икшинским 3-километровым каналом.

За входом в Пестовско-Икшинский соединительный канал расположено с. Рождествено, в котором находилась усадьба генерала В.И. Суворова, приобретенная им у князей Барятинских. Здесь неоднократно бывал выдающийся русский полководец А.В. Суворов. Усадьба сгорела в1812 году. Сохранилась церковь Рождества Богородицы (1714), в подклети которой — могила отца фельдмаршала.

Икшинское водохранилище. Площадь 5 кв. км. Пристань Речка Черная. Перед входом в водохранилище со стороны Волги сооружены заградительные ворота. Икшиским водохранилищем заканчивается водораздельная часть канала и начинается северный склон, понижающийся к Волге пятью ступенями. Высота четырех ступеней — по 8 м, а последней , пятой, — 6 м.

Шлюзы канала им. Москвы.

Все шлюзы на канале им. Москвы однотипные и отличаются друг от друга только архитектурным оформлением.

Шлюзы состоят из камеры, верхней и нижней голов. Размеры камеры: 290х30х5,5 м. Верхняя голова шлюза оборудована сегментным затвором, который выполняет роль верхних шлюзовых ворот. Из под него производится наполнение шлюза при подъеме судов. Вес затвора 145 т. Открытие и закрытие ворот занимает 2 минуты. В нижней голове шлюза установлены двухстворчатые ворота; вес одной створки 175 т , высота 18 м.Под башнями нижней головы шлюза проложены водопроводные галереи, через которые производится опорожнение шлюза при спуске судов. Водопроводные галереи перекрываются щитами.

При спуске суда входят в наполненную камеру, при этом сегментный затвор опущен в специальную нишу в донной части верхней головы, ворота нижней головы закрыты, а водопроводные галереи перекрыты щитами. После швартовки судна сегментный затвор поднимается и изолирует камеру от верхнего бьефа. Плоские щиты водопроводных галерей поднимаются и вода по ним устремляется за нижние ворота шлюза. Время опорожнения шлюза — 13 мин, объем сбрасываемой воды — 72 тыс. куб. м. Как только уровни воды в камере и нижнем бьефе сравниваются, нижние ворота открываются, и суда, снявшись со швартовых, покидают шлюз. Уровень воды в шлюзе при этом не снижается ниже 5,5 м.

Для подъема с нижнего бьефа на верхний суда входят в шлюз при открытых воротах нижней головы и поднятом сегментном затворе верхней головы. Уровень воды в верхней бьефе при этом на 8 м выше, чем в камере шлюза. Водопроводные галереи нижней головы перекрыты щитами. После швартовки судна ворота нижней головы закрываются, а сегментный затвор медленно опускается, образуя щель шириной 2 м. Вода из верхнего бьефа устремляется через эту щель в камеру, наполняя ее. Время наполнения 13 мин. Как только уровни воды в камере и верхнем бьефе сравниваются, сегментный затвор опускается в нишу, и суда покидают шлюз.

При шлюзах№№ 6,5,4,3 и2 имеются насосные станции, расположенные в обводных каналах. Волжская вода перекачивается ими со ступеньки на высоту 38 м до уровня водораздельной части канала. На каждой станции установлены 5 насосов: 4 х 25 куб. м в секунду и 1 х 34 куб. м в секунду. В среднем каждую секунду в Москву подается 90-100 куб. м волжской воды.

Поступающая по каналу вода распределяется, приблизительно, следующим образом: 45% — водоснабжение Москвы; 42% — обводнение р. Москва; 8% — потери на шлюзование; 5% — естественные потери.

Читайте также:  Расчет уклона реки с примером

Шлюз №6 (арх. В.А.Витман). Открывает северный склон канала им. Москвы, на котором расположены пять шлюзов (№№ 6,5,4,3,2; шлюз №1 находится в системе сооружений Иваньковского гидроузла).

Шлюз №6 Канала им.Москвы.

Пос. Икша. В поселке действует комбинат строительных материалов. В районе Икши в декабре 1941 года проходила линия фронта. Здесь держала оборону 64 бригада морской пехоты Первой ударной армии.

Шлюз №5 (арх. Д.Б. Савицкий). Перед входом в шлюз установлена скульптура девушки, несущей над головой модель парусника (арх. Ю.А. Кун). Насосная станция при шлюзе поднимает воду на 8 м.

Автодорожный мост. Соединяет Дмитровское шоссе, идущее слева от канала, с автодорогами противоположного берега.

Шлюз №4 (арх. Пастернак). Слева от шлюза — пос. Деденево (ж.-д. ст. Турист). Место занятий горнолыжным спортом. В соседней дер. Парамоново — братская могила советских воинов, павших в сражениях на подступах к Москве в 1941 году. Насосная станция при шлюзе поднимает воду на 8 м. За шлюзом №4 справа — небольшое Яхромское водохранилище. На его берегу в дер. Свистуха находилась дача художника-передвижника С.В. Иванова. Автора картин на темы русской истории. Сама река Яхрома протекает по трубам под ложем канала, пересекая его.

Шлюз №3 (арх. В.Я. Мовчан). На башнях шлюза установлены модели каравеллы «Санта Мария», на которой Христофор Колумб в 1492 году совершил плавание через Атлантический океан и достиг Америки. Сразу же за шлюзом №3 через канал переброшен Яхромский мост Савеловской железной дороги. От шлюза №3 до шлюза №2 тянется прямолинейный участок канала протяженностью 44 км. На этом участке расположен один из древнейших городов Подмосковья — Яхрома. Город вырос из небольшого поселка, возникшего в 1841 году вокруг суконной фабрики, позднее Покровской мануфактуры. В 1900 году через поселок прошла железная дорога.

Продольный профиль канала им.Москвы

. Участок канала от Яхромы до Дмитрова в 1941 году был рубежом обороны Москвы. В ноябре, овладев Клином, Солнечногорском и Рогачево, немецко-фашистские войска рвались к Яхроме и Дмитрову. В ночь на 28 ноября 7-ая танковая дивизия противника захватила Яхрому, форсировала канал и вышла на Перемиловские высоты на восточном берегу канала. О прорыве немцев генерал В.И. Кузнецов, командующий 1 ударной армией, дислоцировавшейся в районе Дмитрова, Пушкино и Загорска, доложил в Ставку Верховного Главнокомандования. Приказ Ставки был кратким — отбросить противника за канал, не допустить его прорыва на восток Руководил боем лично генерал Кузнецов.

29 ноября противник был разгромлен и отброшен за канал. Бои за Яхрому, которую немцы успели превратить в крупный узел обороны, продолжались до 8 декабря, когда город был освобожден. В 1966 к 25-летию разгрома фашистских войск под Москвой на Перемиловских высотах в честь воинов 1 ударной армии был установлен памятник — фигура советского солдата с поднятым в руке автоматом (ск. А. Постол и др).

Город Дмитров. Районный центр Московской области. Население 64,9тыс. чел. Основан в 1154 году князем Юрием Долгоруким и назван по христианскому имени его сына Дмитрия, будущего князя Всеволода III Большое Гнездо. В первой половине 14 в. Был центром самостоятельного княжества, а в 1364 году присоединен к Москве. Наибольшего расцвета достиг в 15-16 вв., когда стал посредником в торговле Москвы с севером. От Дмитрова по рекам Яхрома, Сестра и Дубна проходил путь к верховьям Волги. В 1610 году Дмитров захвачен поляками и разорен. Новый расцвет Дмитрова был связан с возникновением Санкт-Петербурга и его положением на торговом пути между Москвой и новой столицей. Построенная в 1851 году железная дорога между столицами оставила Дмитров в стороне от торговых путей , что подорвало его экономику. С 1781 года — уездный город Московской губернии. Славился производством лент и позументов. В 1900году через Дмитров прошла Савеловская железная дорога. В 1932-37 годах в Дмитрове находилась Управление строительством канала Москва-Волга, были построены промышленные предприятия (заводы: экскаваторный, мостовых конструкций и др.).

В центре города сохранилась домонгольское городище с валом высотой 15 м и рвом. На городище — пятиглавый Успенский собор (1533). Другим известным памятником старины является ансамбль Борисоглебского монастыря (1462). В Дмитрове в 1918 году был открыт первый в советское время краеведческий музей, в организации которого принимал участие П.А. Кропоткин. Сотрудником музея был историк, будущий академик М.Н. Тихомиров. Одна из лучших экспозиций музея — коллекция фарфора. Дмитров и его окрестности связаны с именами П.Я. Чаадаева, Л.Н. Толстого, В.М. Васнецова, декабристов М.П. Бестужева-Рюмина, С.Т. Волконского и др. В поселке Вербилки, не далеко от Дмитрова расположен Дмитровский фарфоровый завод, основанный в 1766 году Гарднером, а затем принадлежавший фабриканту Кузнецову.

В близи Дмитрова расположены кустарно-промысловые села: Астрецово (металлическая игрушка), Костино (изделия из стекла), Орудьево (позументный промысел).

Пос. Надеждено. Бывшее имение декабриста В.С. Норова. Местность на участке канала до Дубны низкая, заболоченная; канал на этом участке проходит большей частью по насыпи. Слева от канала — пойма р. Яхрома, справа — пойма р. Дубна.

Шлюз №2. Расположен у поселка Темны ( такие названия, как «Темны», «Соревнование», «Ударный» напоминают о времени строительства канала). Суда в шлюзе опускаются на 6 м и входят на уровень Иваньковского водохранилища. Шлюз №2 — последняя ступенька северной лестницы канала. Насосная станция при шлюзе — первая из пяти насосных станций, перекачивающих волжскую воду по каналу в Москву. На участке от Иваньковского водохранилища до шлюза №2 вода в сторону Москвы идет самотеком. От шлюза №2 начинается перекачка воды на 38 м вверх на уровень водораздельного бьефа.

На этом участке последовательно расположены: паромная тросовая переправа №3 (дер. Мельдино); черный цилиндр, поднятый на мачте парома, разрешает, а красный — запрещает проход судов в районе паромных переправ; пересечение канала с р. Сестра (река протекает по трубам, проложенным под насыпью канала); паромная тросовая переправа №1; заградительные ворота; Большой Волжский маяк; причал Большая Волга.

За причалом Большая Волга суда выходят на самое северное, волжское водохранилище — Иваньковское (Московское море). Иваньковское водохранилище. Образовано в 1937 году плотиной у бывшего села Иваньково (в 1960 году вошло в черту города Дубна) и предназначено для регулирования стока Волги и питания канала им. Москвы. Площадь 327 кв. км, объем — 1,1 куб. км, длина — 115 км, ширина до 6 км. Наполняется в мае за счет таяния снегов. Находится почти целиком в пределах Тверской области. До создания Иваньковского водохранилища судоходство до Твери было возможно лишь в первую половину лета. Затоплены г. Корчева и десятки населенных пунктов. По Иваньковскому водохранилищу туристические суда следуют до Твери.

Иваньковский гидроузел. Сооружен в 1937 году у с. Иваньково и входит в систему канала им. Москвы. Включает плотину, ГЭС (30 тыс. квт), шлюз №1 (однокамерный, однониточный) и 8-километровую земляную дамбу, ограждающую пос. Иваньково от вод Иваньковского водохранилища. Перед входом в шлюз, слева, установлен монумент В.И. Ленину из серого гранита (ск. С.Д. Меркуров). Под гидроузлом по туннелю проходит автомобильная дорога на г. Кимры.

Р. Волга (древнее — Ра, в средние века — Итиль). Крупнейшая река Европы. Длина 3530 км. Площадь бассейна 1360 тыс. кв. м. Берет начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м над уровнем моря, течет до г. Казань примерно в широтном, а затем — в южном направлении. Впадает в Каспийское море (28 м ниже уровня моря), образуя обширную дельту. Воду для Волги собирают почти 150 тыс. рек, ручьев, ключей. Волга принимает около 200 крупных притоков: Ока, Сура, Свияга (справа), Молога, Ветлуга, Кама, Самарка, Б. Иргиз (слева) и др.

Правобережье Волги приподнятое, левобережье — низменное, что характерно для всех рек северного полушария, текущих в южном направлении (закон Бэра). На Волге сооружен каскад гидроэлектростанций, образовавших цепь водохранилищ: Иваньковское, Угличское, Рыбинское, Горьковское, Чебоксарское, Куйбышевское, Саратовское и Волгоградское. Режим реки в значительной мере зарегулирован. Средний расход воды — 7 140 куб. м. в секунду. В своих естественных берегах Волга течет на участках от истока до Твери и от Волгограда до устья. Купальный сезон 75-120 дней. Ледостав с конца ноября до апреля, в низовьях — до середины марта. По берегам Волги — Волжско-Камский, Жигулевский и Астраханский заповедники; природные национальные парки Марий Чодра и Самарская Лука. В Волге обитает 70 видов рыб, из них 40 промысловых. Волга соединена с Балтийским морем Волго-Балтийским водным путем, с Белым — Северо-Двинской водной системой и Беломорско-Балтийским каналом, с Азовским и Черным морями — Волго-Донским каналом, с р. Москва — каналом им. Москвы.

Круизы по каналу им. Москвы. Все туристические теплоходы, отправляющиеся с Северного речного вокзала Москвы, следуют по каналу им. Москвы. Для ознакомления с достопримечательностями канала им. Москвы достаточно отправиться в трехдневный круиз из Москвы до Твери, или Углича с возвратом в Москву. К сожалению экскурсионные объекты по маршруту удастся посмотреть только с борта теплохода, так как стоянки в этих рейсах как правило не предусмотрены.

Источник

Канал имени Москвы — ударная стройка XX века силами заключенных Дмитровлага

Канал имени Москвы – рукотворная водная артерия длиной 128 километров, соединяющая Москву-реку и Волгу. Благодаря ему Москва превратилась в «порт пяти морей». Живописны берега канала и водохранилищ, огромные гидросооружения вызывают неподдельное уважение к труду их проектировщиков и строителей.

Канал имени Москвы недалеко от Степаньково

От древних волоков до петровских проектов

Издревле в наших краях существовала сеть торговых путей, проходивших по рекам и волокам между ними. О тех временах напоминают названия древних городов: Волоколамск (т.е. «волок на Ламе»), Вышний Волочек и другие. Во времена царствования Алексея Михайловича иностранные специалисты при дворе высказывали идеи соединить реки Москву и Волгу. Служивший при дворе Петра Первого немецкий инженер Вилим Иванович Геннин (1676- 1750) предложил три варианта:

1. От Москвы-реки вверх по Яузе до впадения Лихоборки, по Лихоборке к Коровьему Врагу, прокоп в 8 вёрст до Клязьмы, по Клязьме до села Воскресенского, прокоп на протяжении 1,5 версты до речки Каменки, вниз по Каменке до Волгуши, по Волгуше до Яхромы, вниз по Яхроме до Дмитрова. 123 шлюза на протяжении 128 вёрст.

2. От Москвы-реки до Истры, по Истре до реки Катыш, вверх по Катышу до ручья Подоры, прокоп длиной в 3,5 версты до реки Сестры, по Сестре до Рогачёвской пристани. 123 шлюза на протяжении 228 вёрст.

3. От Москвы-реки вверх по Яузе до села Мытищи, из Яузы через Работный буерак, прокоп в 8 вёрст до реки Клязьмы, по Клязьме до реки Учи, прокоп в 8 вёрст, по Уче в реку Вязь, по Вязи в реку Дубровку, от Дубровки через Быковское болото прокоп в 3 версты до реки Икши, вниз по Икше в реку Яхрому, по Яхроме до Дмитрова. 41 шлюз на протяжении 103 вёрст.

Главным препятствием во всех трех вариантах была Клинско-Дмитровская гряда — водораздел между бассейнами Волги и Оки. Несовершенство технических средств, отсутствие достаточного финансирования и людских ресурсов не позволили в то время реализовать ни один из этих проектов.

Читайте также:  Мытищи река клязьма пляж

Забытый Екатерининский канал

К идее соединить реки Москву и Волгу вернулись в 1824 году, когда понадобилось доставлять строительные материалы с Волги и Севера для строящегося храма Христа Спасителя в Москве. Разработка проекта была поручена генерал-майору Михаилу Николаевичу Бугайскому, который несколько видоизменил второй вариант Геннина. На строительстве в основном были задействованы солдаты русской армии.

Через водораздел между реками Истрой (приток Москва-реки) и Сестрой (приток Дубны, которая впадает в Волгу) был прорыт канал. Для его питания у деревни Загорье соорудили дамбу, в результате которой образовалось озеро Сенежское. Помимо соединительного канала, были построены два деривационных канала. На Истре было сооружено 13, а на Сестре 20 деревянных и каменных шлюзов по образцу шлюзов Тихвинской водной системы.

Клин. Остатки старого моста и плотины в реке Сестре

В 1850 году канал, который в честь императрицы Екатерины Великой был назван Екатерининским, был торжественно открыт. Общая протяжённость водного пути составила 214 вёрст (примерно 292 км), пропускная способность — около 3000 небольших судов в год.

Однако вскоре после завершения работ Екатерининский канал потерял свою актуальность. По построенной в 1851 году железной дороге между Петербургом и Москвой перевозить грузы было удобнее, чем водным путем. В 1860 году Екатерининский канал закрыли, шлюзы разобрали и распродали. Со временем он превратился в заболоченный ручей с отдельными открытыми участками воды.

Проект «ударного объекта»

Наступил ХХ век. Москва испытывала острый дефицит питьевой воды, Москва-река сильно обмелела, но в период паводка нередко широко разливалась, затапливая прибрежные районы. 5 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было принято историческое решение:

ЦК считает необходимым коренным образом решить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги и поручает московским организациям совместно с Госпланом и Наркомводом приступить немедленно к составлению проекта этого сооружения с тем, чтобы уже в 1932 г. начать строительные работы по соединению Москвы-реки с Волгой.

Управление Москаналстроя предложило три маршрута канала: «Старицкий», «Шошенский» и «Дмитровский». После долгих дебатов, 20 мая 1932 года по решению Московского горкома партии был выбран Дмитровский проект, отчасти пересекающийся с первым и третьим вариантами Геннина. Уже на следующий день стали размечать трассу будущего канала. Он получил название «канал Москва-Волга им. И.В.Сталина».

Строящийся канал был включен в число «ударных объектов». Он должен был решить три ключевые задачи: 1) обеспечение водоснабжения Москвы и Подмосковья, 2) обводнение рек Москва и Волга, 3) кратчайший водный путь из Москвы в Волгу. Кроме того, канал Москва-Волга сокращал на 1100 км путь из Москвы в Ленинград и Белое море через Мариинскую систему (Волго-Балт).

Канал имени Москвы в Дмитрове

В отдельных местах канал прошел по низинам, болотам и руслам мелких речушек. Согласно официальным данным НКВД, в зоны затопления и отчуждения попало более 200 деревень и сел. 7505 крестьянских хозяйств были перенесены на другие места. Немало уникальных открытий вдоль трассы будущего канала сделали археологи.

Дмитровлаг

Для строительства канала Москва-Волга приказом №889 от 14 сентября 1932 года был создан Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (Дмитровлаг, Дмитлаг), крупнейшее лагерное объединение ОГПУ-НКВД. Заключенные прибывали из Ленинграда, Средней Азии, Темниковских и Вишерских лагерей, Саровского ИТЛ, Сибири. Отправляли сюда и после завершения строительства Беломорско-Балтийского канала.

Управление строительства канала и Дмитлага разместилось в стенах бывшего Борисоглебского монастыря в Дмитрове. За время строительства население города увеличилось в три раза, а улицы города до сих пор напоминают о том времени: Большевистская, Чекистская, Инженерная, Энергетическая, Шлюзовая и другие.

По всей линии строительства канала выросли лагеря, существование которых отражено в названиях населенных пунктах вдоль канала: Темпы, Соревнование, 3-й участок, 4-й участок и т.п. Трасса канала была разбита на 14 участков, три из которых находились в Москве. Заключенные выполняли основную, физически тяжелую работу, требовавшую ручного труда. Вольнонаемные специалисты были задействованы в основном на более высоких должностях.

Согласно официальным данным, число заключенных Дмитлага достигало 200 тысяч человек, однако некоторые исследователи полагают, что в действительности через него прошло 600-700 тысяч и более человек.

В Дмитлаге выпускались свои газеты, сборники стихов и песен, организовывались спортивные секции, был свой оркестр. Заключенные принимали участие в спортивных парадах на Красной площади в 1935 и 1936 году. На строящемся канале бывали Максим Горький и другие советские писатели, агитировавшие за «очистительный труд заключённых».

В Дмитрове, на месте нынешнего ДК «Современник» до конца 1950-х годов находился клуб Дмитлага, перевезенный сюда в 1933 году в разобранном виде из Медвежьегорска после окончания строительства Беломорско-Балтийского канала.

По данным НКВД, с 14 сентября 1932 года по 31 января 1938 года на строительстве канала Москва-Волга погибло 22.842 человека. По неофициальным данным — гораздо больше.

Многие из них погибли от непосильного труда, усталости и истощения. Так, по некоторым сообщениям, один из заключенных, упавший от усталости в бетонный раствор, оказался замурован в западной башне шлюза №3 близ Яхромы – прораб не имел права прерывать технологический процесс. Расстреливали каналоармейцев и за малейшие провинности.

Останки каналоармейцев до сих пор находят в земле вблизи канала имени Москвы.

После окончания строительства, в мае 1937 года было освобождено около 55 тысяч погасивших свой срок каналоармейцев. Однако в августе того же года начались массовые расстрелы на Бутовском полигоне заключённых и части руководства Дмитлага, обвиненные в организации государственного переворота силами заключённых под руководством Ягоды. Под каток репрессий попали люди, которые прежде распоряжались жизнями других:

  • Семён Григорьевич Фирин (1898-1937) — начальник Дмитровского исправительно-трудового лагеря (1933-1937),
  • Сергей Васильевич Пузицкий (1895-1937) — заместитель начальника Дмитровского ИТЛ НКВД и начальник 3-го отдела Дмитровлага (1935-1937),
  • Лазарь Иосифович Коган (1889-1939) — начальник строительства канала Москва-Волга (1932-1936),
  • Матвей Давыдович Берман (1898-1939) — начальник строительства канала Волга-Москва (1936-1937) и другие.

Памятник строителям канала Москва-Волга (Канал имени Москвы) в Дубне

Трасса канала

Канал был завершен за рекордные сроки: 4 года и 8 месяцев. 17 апреля 1937 года вся трасса канала Москва-Волга была заполнена водой. 1 мая 1937 года по каналу прошли первые волжские пароходы. 15 июля 1937 года он был официально открыт для грузового и пассажирского движения. В 1947 году канал Москва-Волга был переименован в канал имени Москвы.

Источник

Рыбалка в Подмосковье – лучшие места в Дмитровском районе

Рыбалка – любимое увлечение не только мужчин, но и женщин на протяжении нескольких сотен лет. На получение хорошего улова влияет качественная оснастка и, конечно же, правильный выбор места. В России их множество, некоторые из них расположены в Московской области. В список самых популярных рыбацких мест входит Дмитровский район. Опытные рыболовы рекомендуют приезжать за полезной добычей именно в это место, и для этого есть масса причин.

Рыбалка в Дмитровском районе Ваньково

  • Особенности рыбалки в Дмитровском районе ↓
  • Климат и природа Московской области ↓
  • Основные рыболовные места ↓
  • Реки ↓
  • Пруды ↓
  • Озера ↓
  • Водохранилища ↓
  • Каналы ↓
  • Какие виды рыб обитают в водах Подмосковья? ↓
  • Популярные базы отдыха: условия и цены ↓
  • Отзывы рыбаков ↓

Особенности рыбалки в Дмитровском районе

Дмитровский район располагается в северной части Подмосковья. Он имеет несколько особенностей, из-за чего с каждым годом его популярность среди рыболовов возрастает:

  • Каждый водоем имеет удобный подъезд. Турист может расположить вблизи него свое транспортное средство, и ему не придется идти пешком.
  • Это единственное место в Московской области, которое не затронула цивилизация. Здесь можно насладиться невероятно сказочным пейзажем. В такой обстановке можно забыть обо всех трудностях и невзгодах.
  • Каждый водоем богат наличием разнообразных особей, в том числе карасей, окуней, плотвы и так далее.
  • Рыболовы заметили уникальную особенность Дмитровского района: рыба здесь неприхотливая, на самую простую приманку можно поймать достаточно крупный и толстый улов.
  • Большинство туристов предпочитают посещать это место в период образования первого и последнего льда. Они считают, что именно в это время можно получить максимальную добычу.
  • В западной части района есть романтический уголок, рыбачить в котором невероятно комфортно. Особый уют создает чистый лес, расположенный вблизи воды. Он не только создает красивую картинку, но и защищает постояльцев от порывов ветра.
  • Удобно приезжать в это место и тем, у кого нет собственного автомобиля. В течение всего года до Дмитровского района можно добраться на общественном транспорте.

Помимо всех особенностей, это место отличается и своеобразным климатом, это качество также влияет на улов.

Климат и природа Московской области

Климат Московской области приемлем для комфортной рыбалки человека. За последние десять лет был выявлен абсолютный минимум и максимум температурного режима. Он составил -32,5°C и +35°C.

Однако в последнее время показатели становятся более стабильные, наблюдается температура, при которой человек может чувствовать себя комфортно на природе в течение суток.

Основные рыболовные места

В Дмитровском районе существует более 10 мест для рыбалки. Рыбу ловят везде: на реке, в пруду, в озере, в водохранилище и в отдельных каналах.

Можно выделить список нескольких самых популярных мест.

  • Сестра – самая популярная река, вблизи которой можно увидеть рыболовов на протяжении всего года. Это место привлекает туристов во все сезоны года. В большей степени здесь используют спиннинги и поплавки. Сама река имеет глубокую и извилистую структуру, поэтому здесь вводятся такие особи, как лещ, щука и окунь. Если посчастливится, то также можно поймать язя или сома. Наилучшее место – впадение в Дубну: в небольшом углублении скапливается самая габаритная живность; р. Сестра
  • Дубна – река, по сравнению с другими водоемами, отличается быстрым течением, небольшой глубиной и высокими берегами. При таких условиях могут существовать плотва, елец, голавль, щука и язь. Самая хорошая ловля на удочку – впадение Дубны в Волгу; Дубна
  • Волга – считается самым необычным участком в Дмитровском районе, он расположен в нижней части плотины. Здесь самое бурное течение, из-за чего в реке водится жерех, щука и судак. В Волге в течение всего года есть шанс выловить крупную добычу.

Пруды

Дмитровский район может похвастаться огромным количеством прудов. Самые чистые из них располагаются на возвышенностях, они имеют глинистое дно. Также можно увидеть в каждой деревне копанный пруд, жители обустраивают их для поливки урожая, стирки, тушения пожара и других хозяйственных нужд. Однако пить воду из них не рекомендуется.

Что касается рыбалки, то для неё лучше всего отправляться на пруд, находящийся неподалеку от станции Запрудная. В этом месте можно поработать с удочкой и спиннингом. Жители поселения утверждают, что в нем вводится карась и плотва, они клюют на мормышку.

Озера

Большой интерес в Дмитровском районе представляют озера. Каждое из них имеет свою особенность.

    Самый красивый вид имеет озеро Нерское. С самой высокой точки берега можно увидеть котловину, заросшею растительностью. В основном в этом месте вводится карась. Рыболовов здесь можно встретить достаточно редко. Основным недостатком этого озера является труднодоступный подъезд. Со всех сторон его окружает смешанный лес, с преобладающими хвойными породами;
Читайте также:  Самые многоводные реки европы

оз. Круглое

Водохранилища

Икшинское вдхр.

Каналы

  • Единственный канал в Дмитровском районе – Москва. Его также называют искусственной рекой. Что касается рыбы, то здесь вводится огромное количество различных особей, в том числе плотва, лещ и судак. Однако, здесь присутствуют сложные условия для рыбалки.

Какие виды рыб обитают в водах Подмосковья?

Рыбак с карпом

  • Самая крупная рыба, которую можно встретить на территории Московской области – это белуга. Он имеет габаритные размеры: её длина может достигать до 5 м, а вес более 1400 кг. Это особь считается одной из самых крупных и поймать её крайне сложно. В основном она встречается в северных районах столицы.
  • Еще одна крупная рыба – это сом. Его вес достигает до 350 грамм, а длина – 4,5 м.
  • В пресных водоемах часто можно увидеть щуку.
  • В реках обычно добывают голавля, ельца или язь.
  • Практически в каждой реке обитает плотва, окунь или карась. В основном они преобладают в водоемах с медленным течением. Это качество значительно упрощает рыбалку.
  • На нескольких рыбхозах выращивается белый и черный амур, иногда эта особь попадает в реку.
  • В водоемах с чистыми водами можно повстречать жереха.

Популярные базы отдыха: условия и цены

  1. “Озеро Долгое” существует уже более 30 лет. Здесь, присутствует высокий сервис обслуживания, что обеспечивает прекрасный отдых для всей семьи. База отдыха имеет широкий спектр услуг для туристов, на её территории можно поплавать в бассейне, посетить спортивный зал, поиграть в бильярд, посетить сауну и места для шашлыков. Можно отлично провести время с детьми, на протяжении всего дня поднимать настроения будут веселые аниматоры. Помимо отдыха, здесь можно позаботиться и о своем здоровье: пройти оздоровительные программы с заболеванием опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Стоимость проживания на базе отдыха изменяется от 2000 до 16000 руб. Предусматриваются льготы для пенсионеров, инвалидов и многодетных семей.
  2. “Сорочаны” – это один из самых популярных спортивных комплексов в Московской области. Он обустроен новым, современным оборудованием. База отдыха обустроена превосходной инфраструктурой, что создает комфортную обстановку для отдыха. Стоимость проживание варьируется от 7000 до 21000 за одни сутки. Существуют специальные скидки для клубных клиентов.
  3. В 39 км от столицы России располагается уникальный комплекс – “Лисья Нора”. Здесь можно незабываемо провести время: отдохнуть всей семьей и получить массу ярких впечатлений. Для любителей активного отдыха здесь предоставят спортивные площадки, велосипедные маршруты, прокат лодок, роликов и спортивного инвентаря. Зимой здесь открывают каток и лыжную трассу. Дети могут повеселиться в детской комнате с аттракционами. Минимальная стоимость проживания в гостинице составляет 3500 руб.

База Озеро Долгое Комплекс Сорочаны Комплекс Лисья Нора
Отдых в Дмитровском районе - база Викинг Викинг Березовая роща в Дмитровском районе Березовая роща Боярская усадьба в Дмитровском районе Боярская усадьба
Fun Forest в Дмитровском районе Fun Forest Русский дворик в Дмитровском районе Русский дворик ФГУП ВНИПРХ в Дмитровском районе ФГУП ВНИПРХ

Отзывы рыбаков

Дмитрий 41 год: “Ловлю на острове Жестылева с самого детства, нравится здесь все – красивый пейзаж, рыба еще далеко не вся перевелась! Всегда встречаю здесь коллег, с которыми можно обменяться опытом.”

Источник



Ближайшее к Москве место на Волге. Идеально для отдыха

Вот говорят, что отдыхать в Подмосковье нереально дорого и делать нечего, кроме как пиво и шашлык.

И эти же люди шлют потом селфи из мест, «где каждый кирпичи помнит исторические события». Ну события, действительно важные происходили, например, брат Людовика стопицотпятого помирился с любовником своего кузена.

Да, кому-то, наверное, это интересно и важно знать. Но печально смотреть на тех, кто в посещении таких важных мест видит лучшую часть своего отпуска. Значит, такой тоскливый отпуск, что плакать хочется.

Но это не наш стиль!

Тем, кто любит большие и чистые водоемы в доступности короткой поездки на машине, посвящаю этот краткий пост.

Пару лет назад я был в том месте, где и начинается река Волга . А на днях добрался до Конаково, ближайшее место на карте от Москвы, где есть Волга. 120 км. Если ехать не вечером в часы пик, то за 2 часа доезжаете, с учетом всех светофоров в Клину и Солнечногорске.

Удивлен тем, что народу мало (погода этим летом не блещет) и не встретил тип населения под названием «быдло». Много «расслабленных отдыхом» подростков, но без быдлячества.

Цены в магазинах как в Москве, даже чуть ниже. Из-за того, что Конаково находится на границе Московской и Тверской областей, для москвичей здесь нет какой-то специфики по ценам. Есть те же самые сетевые магазины с такими же ценами. Да и вообще, Москва и вся ее инфрастурктура остается недалеко от вас во время короткого путешествия.

Катаясь на моторной лодке, мы проезжали гостиницу в виде замка, с гостевыми коттеджами прямо на берегу. «Наверное, здесь отдыхают не бедные люди», — подумал я еще. А когда на букинге набрал это место, оказалось, что номера там можно снять за 1 тыс с человека в сутки. Вокруг есть и гораздо более скромные места для отдыха, есть всякие санатории и квартиры в частном секторе. Рекомендую, в общем.

Многие едут с палатками и отдыхают прямо на берегу или островах, на которые можно добраться, заплатив кому-либо из перевозчиков рублей 500 за рейс.

Источник

Москва — Волга

Москва — Волга

Канал имени Москвы
Канал им. Москвы в зоне водохранилищ
Канал им. Москвы в зоне водохранилищ
Протекает по территории Московской и Тверской областям, городу Москве
Вход Иваньковское водохранилище
Устье Тушино
Длина 128 км

Кана́л и́мени Москвы́ — соединяет реку Москву с Волгой. Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина 128 км. Ширина канала по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м [1]

Содержание

История

Был открыт 15 июля 1937 как Канал Москва — Волга. Строительство продолжалось 4 года и 8 месяцев. При строительстве канала использовался труд заключённых ГУЛАГа (14 сентября 1932 для строительства канала был создан Дмитровлаг, просуществоваший более пяти лет). С 1947 канал носит современное название.

Судоходная трасса

Общая длина канала — 128 км. Начинается он от Иваньковского водохранилища (близ города Дубна), где находятся шлюз и Иваньковская ГЭС, соединяется с Москвой-рекой в районе Тушина. Первые 74 км канал поднимается по северному склону Клинско-Дмитровской гряды, подъём достигает 38 м. В пределах этого участка — 6 шлюзов (№ 2 — 6). Далее канал пересекает волжско-окский водораздел; длина этого участка — 50 км. Здесь трасса Канала имени Москвы проходит через ряд водохранилищ (при следовании к Москве — Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и, наконец, Химкинское); 19,5 км длины канала составляет путь по водохранилищам. Основная судоходная трасса канала оканчивается у Северного речного вокзала и Северного речного порта Москвы. На последнем участке (самом коротком, длиной 3 км) канал спускается на 36 м к руслу реки Москвы; здесь расположены два шлюза — № 7 и № 8, между которыми канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе).

В составе Канала имени Москвы — более 240 различных гидротехнических сооружений; все шлюзы автоматизированы; канал снабжает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы (ежегодно в реку из Волги поступает 1,8 км³ воды), обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области (всего на канале 8 ГЭС), создаёт кратчайшую транспортную связь Москвы с Верхней Волгой; благодаря системе каналов (Беломорканал, Волго-Дон) за столицей закрепилось название «порта пяти морей» — Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного. Крупнейшие грузовые пристани — Северный речной порт столицы, Яхрома, Дмитров, Большая Волга. По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и др. Перевозки осуществляются судами грузоподъёмностью до 5000 т. Пристани местного пассажирского сообщения (в зоне водохранилищ) — Водники (осуществляется ремонт судов), Хлебниково, Тишково, Пирогово, Солнечная Поляна и др.

Канал имени Москвы несёт и рекреационную функцию — на его берегах находятся многочисленные дома и базы отдыха, санатории, рыболовецкие базы и др.

Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением Канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту А. М. Рухлядева, В. Ф. Кринского и др. Другие работы указанных архитекторов, сделанные для канала, также заслуживают внимания — это шлюзы № 7 и № 8 (арх. В. Ф. Кринский), шлюз № 9 и Карамышевская плотина (арх. А. М. Рухлядев).

К настоящему времени сооружения канала сильно обветшали; по последним оценкам, на его реконструкцию потребуется 1,5 — 3 млрд рублей.

Интересные факты

Пётр I предполагал соединить Москву-реку с Волгой, чтобы усилить роль Москвы как торгово-промышленного центра. [2] План сооружения канала Москва—Волга относится к последним годам царствования Петра I (1721—1722).

Было предложено три варианта:

  1. От Москвы-реки вверх по Яузе до впадения Лихоборки, затем по Лихоборке к Коровьему Врагу, откуда прокоп в 8 вёрст до Клязьмы, затем по Клязьме до села Воскресенского, где предполагался прокоп на протяжении 1,5 версты до речки Каменки. Далее вниз по Каменке до Волгуши, по Волгуше до Яхромы и вниз по Яхроме до Дмитрова. Проект предусматривал 123 шлюза на протяжении 128 вёрст.
  2. От Москвы-реки до Истры, по Истре до реки Катыш, вверх по Катышу до ручья Подоры. Дальше прокоп длиной в 3,5 версты до реки Сестры, а по Сестре до Рогачёвской пристани. Примерно 123 шлюза на протяжении 228 вёрст.
  3. От Москвы-реки вверх по Яузе до села Мытищи, из Яузы через Работный буерак надлежало прокопать 8 вёрст до реки Клязьмы, затем во Клязьме до реки Учи, где снова прокоп в 8 вёрст, далее по Уче в реку Вязь, по Вязи в реку Дубровку, от Дубровки через Быковское болото прокоп в 3 версты до реки Икши, далее вниз по Икше — в реку Яхрому и по Яхроме до Дмитрова. Итого 41 шлюз на протяжении 103 вёрст.

Первый и третий варианты близки к современной трассе канала. Современный канал им. Москвы короче и имеет всего 7 шлюзов. Тогдашний уровень техники не позволял производить большие земляные работы, и поэтому авторы проектов выбирали наиболее оптимальные варианты с наименьшими затратами на земляные работы. В дальнейшем к мысли о постройке канала возвращались неоднократно. В 1844 году был даже построен участок канала между Истрой и Сестрой, но далее дело не пошло.

Источники

Литература

  • Кемеровский М. А. Канал Москва-Волга. — М., 1937.
  • Лопатин П. И. Волга идет в Москву. — М., 1938.
  • Канал Москва — Волга. Справочник — путеводитель. М., 1938.
  • Михайлов А. И. Архитектура канала Москва-Волга. — М., 1939.
  • Волга, Кама, Ока, Дон. Путеводитель. — М., 1955.
  • Соботович И. Д., Соботович Е. П. По каналу имени Москвы. Путеводитель. — М., 1962.
  • Канал имени Москвы. 50 лет эксплуатации. — М., 1987.

Ссылки

ссылка на KML

Канал имени Москвы Google Maps KMZ (файл меток KMZ для Google Earth)

Водоотводный канал | Деривационный канал | Канал имени Москвы | Карамышевское спрямление | Хорошёвское спрямление

Источник

Adblock
detector