Меню

Для того чтобы переправиться через реку можно использовать деревянную доску какая сила удерживает

Текст книги «Учебник выживания войсковых разведчиков. Боевой опыт»

Автор книги: Алексей Ардашев

Жанр: Военное дело; спецслужбы, Публицистика

Возрастные ограничения: +16

Текущая страница: 21 (всего у книги 45 страниц) [доступный отрывок для чтения: 16 страниц]

Переправа вплавь производится при отсутствии переправочных средств или времени для их подготовки, преимущественно на узких реках (до 60 м) со слабым течением. Через реки шириною свыше 70—100 м можно переправляться вплавь с использованием подручных плавучих средств (доски, бревна, автомобильные камеры, мешки с соломой, поплавки из плащ-палаток). При разведке водного препятствия в конкретном месте надо определить (для точного расчета сноса плывущих) ширину реки и скорость течения. Ширина реки определяется следующим способом: встать на своем берегу напротив какого-либо местного предмета на противоположном берегу, затем от точки своего стояния отмерить вдоль берега какое-либо расстояние, например 60 шагов, и поставить в этом месте веху, после этого опять отмерить вдоль берега расстояние, равное половине отмеренного ранее, т. е. в данном случае 30 шагов, и на этой точке отходить от берега под прямым углом до тех пор, пока веха не окажется в створе с предметом, замеченным на том берегу. Пройденное от берега расстояние, увеличенное вдвое, будет равняться ширине реки. Если, например, прошли от берега 34 шага, то ширина реки будет 34 х 2 = 68 шагов. Скорость течения можно определить следующим образом. На берегу забивают два кола и измеряют расстояние между ними. Забросив в воду поплавок или какой-либо другой предмет, наблюдают, за какое время он проплывает это расстояние. Делением расстояния (в метрах) на время (в секундах) получают скорость течения руки. Течение считается слабым при скорости до 0,5 м/с, средним – при скорости 0,6–1,8 м/с. Подготовка разведчика быстрым – при скорости 1–2 м/с, очень быстрым – при скорости более 2 м/с. При переправе через широкие реки с течением более 0,5 м/с всегда будет большой снос переправляющихся. Сократить этот снос можно увеличением скорости переправы, что возможно для личного состава, хорошо обученного плаванию и гребле малыми саперными лопатами. Так, например, при ширине реки 100 м, скорости течения 1 м/с и скорости переправы вплавь 0,5 м/с величина сноса будет равна: 0,5 х 100 = 200 м. Переправляющийся должен учитывать этот снос, чтобы место отплыва назначать выше по течению от места причала (выхода из воды). Переправа должна производиться организованно и быстро. Во время переправы соблюдается полная тишина, все команды и распоряжения передаются только условными сигналами и знаками. Описанные ниже способы переправы вплавь на переправочных средствах основаны на следующих положениях:

– удельный вес воды принимается равным единице, а удельный вес человеческого тела – от 0,935 до 1,057 (в зависимости от объема легких, величины жировой ткани, массы костей и т. д.);

– для удержания на поверхности воды человека требуется дополнительная подъемная сила (с учетом того, что ¾ объема тела плывущего находится в воде), только для ¼ объема (массы) плывущего, так как только эта часть тела находится на поверхности воды;

– для подъема ¼ объема тела плывущего солдата массой 80—100 кг необходимо иметь плавучее средство подъемной силой в 20–30 кг.

Переправа вплавь на нешироких реках

Разведчики без подручных и табельных средств переправляются вплавь на реках шириной до 60 м и с течением воды до 1 м/с. Переправа вплавь может совершаться в обмундировании и снаряжении. Наиболее удобным стилем для плавания в одежде является брасс, а для плохо плавающих – кроль без выноса рук. При переправе вплавь в полном снаряжении необходимо тесьму на брюках развязать, карманы вывернуть, пуговицы на рукавах и воротнике расстегнуть. Ботинки закладываются под ремень так, чтобы каблуки были направлены внутрь, а носки наружу. Содержимое рюкзака уплотняют, под его крышку укладывают плащ-палатку и затягивают крышку. Оружие кладут на ранец сверху, прикладом в правую сторону. Ружейный ремень через голову надевают под мышками или на правое плечо. Ремень не должен давить под мышками. Для обеспечения переправы вплавь слабым пловцам их снаряжение и оружие можно переправлять на плотиках из бревен, досок, жердей. Разведчики, уложив на плотики снаряжение и оружие, толкают их перед собой и сами плывут, держась за них. Кроме того, плохо плавающие разведчики могут пользоваться различными подручными средствами (доски, бревна, автомобильные камеры, обмундирование и т. д.). Если течение реки быстрое, то разведчику целесообразно плотик (узел) привязать веревкой к руке, так как плотик может быстро отделиться и уплыть по течению реки. Переправляться можно по перетянутому с берега на берег канату. Чтобы канат находился на плаву, к нему привязывают бревна, бочки, поплавки и другие средства. Разведчики плывут, держась за канат, на расстоянии 10 м друг от друга. Если течение реки больше 1 м/с, то канат укрепляют одним концом на берегу, а к другому концу привязывают бревна, поплавки и другие средства, за которые держатся переправляющиеся вплавь разведчики. Обратно канат с плавучими средствами перетягивают специально для этого привязанным канатом, конец которого должен оставаться на исходном берегу.

Разведка дна реки с помощью шеста.

Переправа через реку с помощью веревочных перил.

Переправа через реку по канату.

Переправа вплавь на широких реках

Глубокая водная преграда при действиях пешим порядком преодолевается вплавь с использованием подручных средств, на лодках или плотах. В качестве плавучего средства можно использовать плащ-палатку, изготовив из нее либо узел, либо поплавок. Для изготовления узла нужно в развернутую плащ-палатку уложить снаряжение и обмундирование, после чего края собрать вместе, закрыть образовавшийся «венчик» одним из углов, чтобы внутрь не попадала вода, и крепко связать собранные концы. Оружие прикрепляется сверху образовавшегося плащ-палатки узла. При быстром течении узел рекомендуется привязать веревкой к руке.

Устройство поплавка из плащ-палатки.

Поплавок из плащ-палатки грузоподъемностью 50–70 кг делается следующим образом. Полотнище складывают вдвое так, чтобы нижняя половина была длиннее верхней на 30 см. Удлиненной стороной покрывают укороченную полу и образовавшуюся с одной стороны трехслойную часть палатки загибают в три сложения. После этого в образовавшуюся таким образом оболочку закладывают плавучий материал (солому, камыш и т. п.), торцы оболочки завязывают узлом и стягивают оба сверху. Изготовленный поплавок может быть перевязан еще два раза поперек. Плыть с таким поплавком можно лежа на нем с оружием и снаряжением. Из нескольких поплавков можно изготовить плот. Для этого поплавки привязываются к деревянной раме швом и узлами вверх. Для устройства поплавка можно использовать полиэтиленовый мешок или пленку. Такие материалы, как солома, хворост, сухой мох, трава, камыш, быстро намокают и теряют свою подъемную силу, прослужив не более двух часов, хотя их первоначальная грузоподъемность довольно высока (1 кг сухой соломы или камыша поддерживает на плаву до 3 кг груза). Большой грузоподъемностью обладают металлические и деревянные бочки и канистры. Их грузоподъемность составляет 0,6–0,7 вместимости. Например, 200-литровая бочка удерживает груз массой до 140 кг. Наиболее распространенным материалом для изготовления плотов является дерево. При изготовлении плотов, чтобы не создавать шума, рекомендуется связывать бревна проволокой, веревкой или лыком.

Таблица 3. Грузоподъемность свежесрубленных бревен (сосна, ольха, осина, ива), кг

1. Для сухого дерева данные таблицы умножить на 2.

2. Для ели, пихты, тополя данные таблицы умножить на 1,2.

3. Для березы, лиственницы, каштана, вяза данные таблицы умножить на 0,7.

4. Сырые (свежие) бревна дуба, ясеня, клена, бука, граба для устройства плотов не применяются. Грузоподъемность сухих бревен этих пород деревьев соответствует табличным данным.

При необходимости сбить плоты гвоздями, шляпки гвоздей следует обмотать тряпкой. Щепки, свежесрубленные ветки и другие отходы в воду бросать нельзя, так как они уносятся течением и могут быть обнаружены противником. Грузоподъемность плотов обычно проверяется практически, так как не всегда представляется возможность заранее произвести нужные расчеты. Однако некоторые типы плотов, проверенные в боевом применении в период Великой Отечественной войны, типичны. Например, для переправы одного человека достаточен плот в форме равностороннего треугольника со стороной 2,5–3 м из семи досок шириной 20 см и толщиной 2,5 см или такой же формы плот из трех бревен диаметром 20–24 см той же длины. Для переправы двух человек удобен плот квадратной формы со стороной 2,5–3,5 м из тех же материалов.

Преодолеть вплавь водную преграду можно с бревном, к которому привязываются в поперечном положении жерди или концы веревок с узлами на них для предотвращения скольжения рук. Для переправы четырех человек бревно должно быть длиной 5,5–6 м и диаметром 24–26 см, если дерево свежесрубленное, и 18–20 см – если оно сухое. При одиночной переправе с бревном его обхватывают левой рукой и плывут, отталкиваясь (болтая) ногами и загребая правой рукой. Доска для переправы одного человека нужна длиной 2,5–3 м и шириной около 20 см. Разведчик ложится на доску таким образом, чтобы ее ближний конец был на уровне таза. Грести можно руками и ногами. При переправе вплавь в обмундировании особое внимание обращается на то, чтобы масса разведчика не увеличивалась за счет воды, набирающейся в обувь и одежду. Для этого необходимо расстегнуть рукава и воротник, развязать тесемки брюк и нижнего белья, вывернуть карманы, снять сапоги, заложить их за ослабленный поясной ремень, перевернув через него голенища. Рюкзак (вещевой мешок) укладывается плотно и крепко завязывается. Переправляться рекомендуется по два-три человека, для того чтобы в случае ранения или другой опасности оказать помощь друг другу. Лодку на одного человека можно сделать, натянув плащ-палатку на надутую автомобильную камеру или специально сделанный каркас. При переправе группы на лодке небольшой грузоподъемности (на одного-двух человек) можно привязать к ней с обеих сторон веревки и после переправы первых разведчиков перетягивать ее взад-вперед, организовав таким образом челночную переправу. Этим способом переправляются грузы, боеприпасы, пленный. Таким же образом можно переправить грузы, технику на плоту соответствующей грузоподъемности. Перетягивать плот можно с помощью ранее переправившейся вплавь боевой машины буксировкой.

Маскировка при преодолении водной преграды вплавь.

Зачастую разведчикам придется преодолевать водные преграды в местах, находящихся под наблюдением противника. В этих случаях при переправе используются различные способы маскировки переправочных средств и личного состава. Плоты, лодки, бревна и другие переправочные средства могут быть замаскированы под островок, куст и другие местные предметы, плавающие в воде. При этом нужно следить, чтобы маскировка соответствовала условиям местности, растительности, мусору, преобладающим в месте переправы.

Боевой опыт. В годы Великой Отечественной войны в практике некоторых разведывательных подразделений применялся так называемый запорожский способ преодоления водных преград под водой по дну. При этом способе разведчики полностью погружались в воду с оружием и снаряжением, а на поверхности оставляли лишь небольшой конец камышовой трубки, которую держали во рту для дыхания. Вместо камышовой трубки можно воспользоваться пластиковой, резиновой, металлической или гофрированной трубкой от противогаза. Конец трубки удерживается над поверхностью воды на высоте 5—10 см с помощью крестовины, изготовленной из двух сухих бревен (досок) длиной 30–40 см. Крестовина с прикрепленной к ней трубкой маскируется под местный предмет. Дыхательные клапаны из маски противогаза удаляются, выдыхательное отверстие плотно закрывается пробкой. Маска должна быть тщательно подогнана и предварительно проверена. Для удлинения можно соединить две трубки вместе.

Скрытая переправа по дну.

Ориентироваться при переправе под водой можно по течению воды, по солнцу (большей освещенности). Целесообразно при действиях группой сначала переправиться двум-трем опытным разведчикам и протянуть под водой веревку с привязанными к ней грузиками, чтобы она не всплывала, или провод, а затем, ориентируясь по ним, переходить остальному личному составу. Переправившиеся первыми прикрывают переправу и помогают остальным при выходе из воды. Преодолевать водную преграду по дну рекомендуется в таком месте, где глубина не превышает 2,5 м при переправе с противогазовой трубкой (двойного соединения), а при переправе с тонкой трубкой (камышиной) – не более 2 м, так как длинная трубка пропускает недостаточно воздуха для дыхания. Для того чтобы не всплывать при переправе под водой, нужно брать дополнительный груз так, чтобы от него было легко избавиться при выходе из воды, не создавая шума. При любом способе переправы через водные преграды следует заботиться о сохранении от намокания карты (схемы), документов для радиосвязи, записной книжки, спичек. Карту и документы заворачивают в пластиковый пакет или в противогазовую маску и заклеивают медицинским лейкопластырем, спички можно положить в пустую гильзу, плотно закупорив ее.

Переправа вплавь. Переправа с помощью подручного материала.

Одним из главных подручных средств при переправе вплавь является плащ-палатка. При использовании плащ-палатки в конструкции в качестве опоры важно умение правильно свернуть ее, так как только этим достигается максимальная подъемная сила плота. Размеры плащ-палатки 1,75 х 1,75 м. Имеющийся в плащ-палатке карман на расстоянии 25 х 30 см от края делает ее с одной стороны на 30 см уже (короче). Фактически ее размеры 1,45 х 1,75 м. Плащ-палатки, используемые для переправы, должны быть целыми (без порывов и дыр). При завертывании объемных материалов (сена, соломы и пр.) плащ-палатка должна быть свернута так, чтобы в нее не просачивалась вода. Свернуть палатку по длине можно двумя способами.

Читайте также:  Каньон реки бешенка туапсинский район

Первый способ заключается в том, что края палатки складывают и одновременно заворачивают. Края полотнища палатки в этом случае свертывают полосами по 5 см. Грузоподъемность такой плащ-палатки составляет до 60 кг. При переправе через широкие реки, где возможны большие волны, такое свертывание гарантирует от просачивания воды в плащ-палатку.

Второй способ состоит в том, что одна пола (без кармана) заходит за другую с расчетом перекрыть карман на 15–20 см. Грузоподъемность такой плащ-палатки составляет до 80 кг. Концы свернутых в рулон плащ-палаток (набитых объемными материалами) завязывают в узел.

Переправа вплавь возможна также на двух бревнах или на двух-четырех мешках. Мешки набивают сосновой корой, камышом, соломой или другими материалами, обладающими подъемной силой и не впитывающими быстро воду. В современный период одним из наилучших подручных средств для переправы вплавь считается резиновый мешок (футбольная камера). Такие средства очень легки и всегда могут находиться в рюкзаке во время длительных переходов. Перед переправой необходимо снять всю одежду, сложить в рюкзак, надуть пару футбольных камер (не очень сильно) и положить их также в рюкзак. Завязанный рюкзак следует положить в большой (не рваный) полиэтиленовый пакет и сверху завязать. Можно все вещи сложить в такой пакет, а пакет опустить в рюкзак, тогда намокнет только сам рюкзак, а все вещи останутся после переправы сухими. Специальные переправочные конструкции позволяют переправляющемуся вплавь принимать горизонтальное или вертикальное положение по отношению к плоскости воды (при горизонтальном – лежа на конструкции или рядом с ней на воде, при вертикальном – сидя или стоя в конструкции). При горизонтальном положении переправляющего сопротивление воды меньше, чем при вертикальном. Скорость переправы этим способом может достигать 45 м/мин, однако занимаемая плывущим площадь (в плане конструкции) в три-четыре раза больше, чем при переправе в вертикальном положении. В устраиваемых конструкциях плавучие средства берутся из расчета 20–30 кг подъемной силы на каждого переправляющегося. Переправа вплавь четырех разведчиков может производиться на длинных бревнах или досках грузоподъемностью 100–200 кг (из расчета 25–30 кг подъемной силы на каждого переправляющегося). Для удержания переправляющихся за бревна служат привязанные к бревнам жердевые планки или ремни-веревки. Можно использовать бревно, оборудованное рамой из жердей, на которой переправа проводится с помощью лопат. Такие оборудованные бревна используют для переправы неумеющих плавать или плохо плавающих разведчиков. При вертикальном положении переправляющийся должен преодолевать большее сопротивление воды по сравнению с горизонтальным, поэтому переправа производится со скоростью 15–30 м/мин. Однако занимаемая переправляющимися площадь (в плане конструкции плота) в два-четыре раза меньше, чем при горизонтальном положении. Кроме того, из вертикального положения удобнее вести огонь, чем из горизонтального. Переправляясь в конструкции, разведчики располагаются в ней в положении сидя или стоя (на специально подвешенных продольных или поперечных жердях). Расстояние от верхней рамы конструкции, на которую разведчики опираются под мышками, до нижней жерди, на которой они сидят, составляет 45–50 см, а до жерди, на которой стоят, – 0,8–1 м. Все конструкции таких плотов-опор в основном состоят из жердевых рам и поплавков, устраиваемых из разных плавучих средств и материалов. Ниже приводятся конструкции плотов-опор для переправы разведчиков вплавь в вертикальном положении.

Переправа вплавь с использованием перекинутой через реку веревки. Плотики.

Плот из жердевых связок. Разведчик заходит в конструкцию на берегу и несет ее в воду обеими руками. Войдя в воду на глубину 1 м, он садится на подвешенную жердь и начинает переправу, гребя обрезками досок, саперной лопаткой или ладонями. Плоты могут устраиваться для одновременной переправы двух и более разведчиков в каждом. Плавучие средства в этом случае соответственно увеличиваются.

Плот из двух плащ-палаток, набитых объемным материалом, для переправы двух разведчиков. Плащ-палатки при большом удалении противника от места переправы можно заполнить обмундированием и снаряжением переправляющихся, дополнив их слегка сеном или соломой. Порядок сборки: сначала вяжут опоры конструкции (плащ-палатки, набиваемые объемным материалом), затем устраивают раму из двух продольных и четырех поперечных жердей. К продольным жердям рамы плота подвязывают две жерди для сидения, раму укладывают на опоры и привязывают к ним.

Плот из двух бочек устраивают для переправы разведчиков и грузов. Количество переправляемых разведчиков и грузов зависит от подъемной силы бочек. Порядок сборки: сначала вяжут раму, а к ней подвешивают жерди, на которой стоят переправляющиеся. Затем раму укладывают на бочки и привязывают к ним. После этого устраивают площадку для грузов. Конструкция плота-опоры из бочек позволяет переправляться большому количеству разведчиков, поэтому переправляющиеся могут легко переносить их от места сборки.

Использование подручных средств

При благоприятной обстановке и наличии времени разведчики могут оборудовать из подручных материалов переправочные средства. Можно переправляться через водную преграду по натянутому над водой канату. Делается это так: опытный разведчик переправляется вплавь через реку и укрепляет канат на том берегу, другой конец каната укрепляется на возвышенном месте, откуда идет переправа, с наклоном в сторону противоположного берега. Переправа по натянутому канату может осуществляться двумя способами: скольжением, если канат натянут с наклоном, и постепенным переползанием по канату (обхватив его согнутыми в коленях ногами и руками). В том и другом случае нужна страховка. Для страховки обычно используется небольшая, но прочная веревка, ее обвязывают вокруг туловища разведчика и укрепляют передвижной петлей за канат. При скольжении по канату необходимо предохранять руки от ожогов. Для этого нужно использовать рукавицы (перчатки), а при их отсутствии руки можно забинтовать или обмотать тряпкой.

Достаточно надежным и удобным переправочным средством является плот-паром, связанный из бревен, досок, пустых бочек, канистр, кольев. Вязка плота, если есть строительные материалы, не требует особой сноровки и опыта. На большой глубине управлять плотом можно с помощью весла. Постройка плота из бревен, бочек, досок требует плотницких работ. Осуществляя их, во всех случаях следует избегать шума, так как удар топора, молотка, звук пилы слышны очень далеко. Во избежание шума молоток надо обматывать тряпкой. Нельзя при постройке плота бросать в воду щепки, свежевырубленные ветки, доски и т. п., так как они уносятся течением и могут быть обнаружены противником. Плоты и другие переправочные средства могут быть замаскированы, в частности под островок. Подъемная сила бочки в тоннах практически принимается равной 0,5–0,7 ее объема. Необходимое количество бочек в опоре равно массе переправляемого груза, деленной на подъемную силу одной бочки. Фанерные и деревянные ящики, если они не поддаются конопатке и осмолке, могут использоваться как готовая тара для опор, в которую накладывают нарезанные по размерам ящиков дрова, жерди, доски. Лучше всего в них укладывать хворост, сено и солому, завернутые в прорезиненную материю, клеенку, плащ-палатку, брезент и другие водонепроницаемые материалы.

Материя и готовые изделия (плащ-палатки, брезентовые полотнища, клеенка, прорезиненный материал), набитые сеном, соломой, хворостом или используемые для обертывания фанерных ящиков, чемоданов служат опорой в плотах. Земленосные и обыкновенные мешки, набитые сосновой корой или другими плавучими средствами, используются при индивидуальной переправе вплавь. Такие материалы, как солома, сено, камыш, идут для набивки плащ-палаток, брезентовых полотнищ, клеенок, используемых в качестве опор в плотах. Сухой камыш и солому вяжут в отдельные пучки с помощью веревок или проволоки. По внешнему виду пучки похожи на фашину. Подъемная сила соломы и камыша значительна, например, 1 кг ржаной соломы имеет подъемную силу 3 кг. Недостатком этих переправочных средств является ограниченность их применения. Практика показала, что камыш и солома бывают сухими лишь летом и осенью, а в другое время года сухой камыш или солому найти трудно. Кроме того, после 3–4 часов нахождения в воде грузоподъемность камыша и соломы быстро падает. Вспомогательные подручные средства – канаты, веревки, тросы, цепи, гладкая проволока, гвозди, скобы, болты, хомуты, якори и т. д. – служат для крепления отдельных элементов в плотах и паромах. Без этих средств нельзя устроить ни одной конструкции для переправы.

Источник

Преодоление водных препятствий вплавь

В некоторых случаях водные преграды приходится преодолевать вплавь с использованием различных подручных средств. Для переправы вплавь наиболее подходят глубокие участки реки со спокойным, ровным течением. Место для высадки на противоположном берегу должно быть удобным, то есть пологим, не заболоченным, без нависающих, обрывистых участков, с редкой растительностью. Обнаружив такое место, надо пройти несколько выше по течению, делая поправку на неизбежный снос во время переправы под напором потока. Облегчают переправу различные импровизированные плавсредства.

Из куска полиэтилена, в который завернута сухая трава, камыш, кора деревьев, сухие ветки, получается поплавок, способный поддерживать человека на воде. Такой же поплавок можно изготовить из куска собранного в узел брезента, в который уложена одежда.

Если путешественники располагают брезентом размером с плащ- палатку, то появляется возможность сделать поплавок грузоподъемностью до 50-70 килограммов. Для этого нужно сложить полотнище вдвое так, чтобы нижняя половина была длиннее верхней сантиметров на тридцать. Удлиненный край заворачивают и образовавшуюся с одной стороны трехслойную часть загибают в три сложения. После чего в полученную таким образом оболочку закладывают плавучий материал, торцы оболочки завязывают узлом и стягивают оба сверху. Для вящей прочности поплавок может быть перевязан еще два раза поперек. Плыть с таким поплавком можно, лежа на нем. Из подобных поплавков можно устроить небольшой плот. Для этого поплавки привязывают к деревянному каркасу швом и узлами вверх.

Готовая оболочка для импровизированного плавсредства — рюкзак. Остается только набить его различным плавучим материалом.

Из небольшого куска брезента, наполненного материалом, имеющим хорошую плавучесть, получается спасательный круг.

Роль оболочки для изготовления поплавка, в крайнем случае, может сыграть одежда. Для этого застегиваются все молнии и пуговицы, завязывается горловина и рукава. В этих же целях можно использовать и брюки. Так, довольно удобно плыть, расположившись между штанин, набитых камышом. Одежда, сшитая из водонепроницаемых материалов, может уже сама по себе без наполнителя служить простейшем плавсредством. Надо лишь, сняв ее и расправив, завязать все отверстия так, чтобы через них не выходил воздух.

Изготавливая подручные средства для переправы, необходимо знать, что такие наполнители, как солома, сухой мох, камыш, хворост, трава, довольно быстро намокают и значительно теряют свою подъемную силу уже в течение двух часов. Вместе с тем их первоначальная грузоподъемность довольно высока (один килограмм сухой со. ломы или камыша удерживает на плаву до трех килограммов груза)

В тех случаях, когда переправа производится на реке с быстры*, течением при помощи примитивных плавсредств, а люди не уверены в своих силах, лучше страховать каждого из переправляющихся веревкой, можно натянуть ее заранее поперек водотока или приготовить ниже места переправы на поверхности реки водяной змей — длинную веревку с поплавком на конце, чтобы человек, сносимый потоком, мог ухватиться за страховку.

При пересечении реки вплавь в одежде нужно обратить внимание на то, чтобы масса человека не увеличивалась за счет воды, которая набирается в костюм и обувь. Поэтому перед переправой надо расстегнуть рукава и воротник, вывернуть карманы; если на ногах сапоги, то их лучше снять, заложить за ремень, перевернув через него голенища. Рюкзак укладывается как можно плотнее и крепко завязывается.

Преодолеть вплавь водоток можно с бревном. При одиночной переправе бревно обхватывают левой рукой и плывут, отталкиваясь ногами и загребая правой рукой. Более удобно перебираться через реку на простейшем плоту, изготовленном из пары коротких бревен, связанных между собой. Для переправы нескольких человек к бревну привязывают поперечные жерди, концы веревок с узлами на них для предотвращения скольжения рук или целый каркас из продольных и поперечных жердей, на котором размещаются люди. Бревно, способное удержать на плаву четверых человек, должно быть длиной 5,5-6 метров и диаметром 24-26 сантиметров, если дерево свежесрубленное, и 18-20, если оно сухое.

Через глубокую и быструю реку переправиться с помощью плота проще всего на излучине (рис. 20). Для этого потребуется веревка, длина которой превышает в семь-восемь раз ширину реки. Один конец веревки крепится к плоту, другой привязывается к какому-либо надежному «якорю» на берегу — дереву, крупному камню и т.п. Плот в данном случае перемещается наподобие воздушного змея. Поток воды на излучине по инерции все так же движется по прямой и неминуемо прибивает плот к противоположному берегу.

Постройка плота. Деревянный плот для сплава

Многие таежные реки представляют собой удобные транспортные пути. При наличии некоторого опыта и соответствующих навыков сплав по реке гораздо легче, удобнее и быстрее, чем путь через тайгу.

Для сплава по рекам нередко используются плоты. Это транспортное средство обладает большой грузоподъемностью и способно перевозить значительное число людей и немалый объем снаряжения. Плот очень удобен в различных экстремальных обстоятельствах — при полной утрате ориентировки, нехватке продуктов, а также когда среди путешественников есть больные, ослабленные или раненые.

В хвойных лесах при сооружении плота лучше всего использовать сухостойные ели или сосны. Лиственница для этих целей почти не пригодна — ее древесина слишком тяжелая.

Читайте также:  Новостройки в районе метро черная речка

Признаком пригодности дерева для постройки плота является Тонкий звук, издаваемый при ударе обухом топора. Сухостой с подопревшей древесиной лучше не употреблять: такое дерево очень быстро намокает. Для определения удельного веса с торца бревна отпиливают кусок длиной десять сантиметров и погружают плашмя в воду. Дерево считается пригодным, если такой чурбак осел не больше, чем на пять-шесть сантиметров. Диаметр бревен для по- стройки плота не должен превышать 25-30 сантиметров, а бревна диаметром менее десяти сантиметров в этих целях не используются. Общую грузоподъемность будущего плота примерно можно определить, руководствуясь данными, приведенными в таблице 4.

Грузоподъемность свежесрубленных бревен (сосна, ольха, осина, ива), кг (по П.Я. Поповских)

1. Для сухого дерева данные таблицы умножить на два.

2. Для ели, пихты, тополя данные таблицы умножить на 1,2.

3. Для березы, лиственницы, каштана, вяза данные таблицы умножить на 0,7.

4. Сырые (свежие) бревна дуба, ясеня, клена, бука, граба для устройства плотов не применяются. Грузоподъемность сухих бревен этих пород соответствует табличным данным.

Сборку плота рекомендуется вести прямо на плаву, если на воде есть тихое, неглубокое место. За его отсутствием можно строить плот на берегу, затаскивая каждое бревно на две длинные слеги, погруженные концами в воду.

Для не слишком протяженных путешествий по реке сооружают так называемые «салики» — небольшие плотики. Технология их из-г0товления довольно проста. Стволы сухих деревьев очищают от вето к и сучьев и разделывают на бревна по четыре и более метров каждое. Бревна крепятся вицами — кольцами, свернутыми из перекрученных вдоль оси тонких стволиков ели или березы. Поверх бревен с обоих концов будущего плота поперек кладутся перекладины, или ронжины. Вица подводится под два соседних бревна, и один ее край загибается через ронжину. В пространство между вицей и ронжиной загоняют кол (рис. 21). Точно так же поступают с другой парой бревен.

Еще более проста конструкция плота, изготовленного методом «сдавливающих балок» (рис. 22). Для этого на концах бревен с обеих сторон делаются глубокие зарубки, в которые укладываются поперечные перекладины. Эти поперечины накрепко стягиваются веревками и удерживают бревна плота.

Для быстрых порожистых рек необходим плот с жестким, надежным креплением бревен, которое могло бы выдержать удар о камень. Таким требованиям в полной мере отвечает плот на шпангоутах (рис. 23). Чтобы плот

имел хорошую остойчивость, тонкие бревна нужно поместить в середину, а толстые по бортам. Если не удалось найти прямые, ровные сухостойные деревья, то бревна, имеющие кривизну, устанавливают горбом вниз. За

зоры между бревнами должны быть не менее двух-четырех сантиметров, в противном случае Ухудшится остойчивость плота и его способность всплывать после захлестывания водой. В среднем бревне делают пропилы под «ласточкин хвост», при этом пазы в глубину не должны доходить до

середины бревна, чтобы избежать скола запиленной древесины при забивании клиньев. Пропилы лучше сделать по шаблону, снятому с торцов уже готовых поперечин — шпангоутов — почти квадратных балок, вытесанных из сырой березы или ели. В эти пропилы, сделанные в среднем бревне, свободно укладываются шпангоуты и закрепляются сухими деревянными клиньями. Затем по шаблонам делаются пазы во всех остальных бревнах, и их также при помощи клиньев крепят то с одной, то с другой стороны к среднему бревну. Прежде чем поставить последние два бревна, образующие борта плота, в них вырубают пазы для упора ваг и вставляют леерные стойки — деревянные столбики по 60-70 сантиметров в высоту и сантиметров десять в диаметре; через них затем натягивается веревка.

Существует несколько способов крепления носовых и кормовых гребей для управления плотом. Можно сделать П-образную подгребицу. В этом случае еще до сборки плота в бревна врезают две стойки, надевают на них и расклинивают подушку с гнездом для греби. Поскольку при расклинивании стоек бревна могут расколоться, стойки следует устанавливать не менее чем в полуметре от носа и кормы.

Есть и другие способы устройства подгребиц. Например, можно в двух центральных соседних бревнах заранее сделать по два паза, таких же, как и пазы для шпангоутов, но повернутых относительно последних на 90°; вставить в них по метровому столбу, а столбы затем скрепить на уровне греби (около полуметра от палубы плота) поперечной планкой, вогнанной в соответствующие пропилы на столбах. Расстояние между пазами для столбов равняется ширине ствола одного из бревен.

Самый простой способ крепления греби показан на рис. 24. Пара жердей, установленных вертикально крест-накрест, растягивается при помощи веревок, а гребь, уложенная в перекрестие жердей, подвязывается к нему веревкой.

Греби можно изготовить из полувысохшей ели в виде длинных шести-семиметровых весел. На тонком конце тщательно стесываются все неровности, чтобы не повредить ладони. А на толстом конце гребь обтесывается по лопатку, как у весла.

Кроме того, потребуются еще шесты и ваги. Шесты должны быть Длинными и легкими. Лучший материал для них — сухие упругие елочки. Шесты очень помогают на мелях, чтобы проталкивать плот, не слезая в воду, или на тихих местах, чтобы увеличить скорость. Пригодятся шесты и в случае вынужденного сближения с берегом, когда сила течения косого перелива воды оказывается мощнее силы гребцов. В таких ситуациях все, кто свободен от гребли, вонзают шесты в берег или препятствие и, придав дополнительное усилие, отводят плот от опасного места.

Нередко плот «надежно» садится на мель, и снять его раскачиванием никак не удается. Тогда приходится «подважить» его недлинными, метра по два, толстыми шестами — вагами. Для этого пассажиры плота слезают в воду и, действуя вагами, как рычагами, проталкивают его вперед или в сторону.

Во время плавания на плоту должно находиться три греби. Каждому путешественнику необходимо иметь свой шест. Еще понадобится якорь — тяжелый камень с прочной веревкой, а также причальное устройство, изготовленное из небольшого камня или мешочка с песком и длинной веревки. При необходимости остановиться веревка с грузиком на конце забрасывается на дерево, стоящее на берегу, и к нему подтягивается плот.

Для удобства можно сделать на плоту помост, шалаш, насыпать подушку из земли, песка и гальки для устройства костра.

Правильно построенный и грамотно управляемый плот может быстро доставить к цели путешествия. Однако людям, не имеющим ни малейшего представления о сплаве, можно рекомендовать данный способ передвижения только на реках со спокойным течением, где для управления плавсредством не требуется большого искусства. Во всех остальных случаях, прежде чем принять решение о сплаве, нужно хорошенько взвесить все «за» и «против», не переоценивая собственных сил. Наиболее сложные и опасные для сплава участки — водопады, пороги, прижимы — обычно обозначены на карте, поэтому, зная о них заблаговременно, чтобы избежать риска, их можно обойти по суше.

Во время сплава по таежной реке нужно внимательно наблюдать за меняющейся обстановкой. Подчас большую опасность представляют не пороги, а различные непредвиденные, появляющиеся внезапно препятствия — завалы, заломы, одиночные камни и скалы, которые, как правило, не показаны на картах и могут быть даже на спокойных реках. Пассажиры плота, не заметившие вовремя приближение подобной опасности, могут весьма дорого поплатиться за свою оплошность. Так, уже упоминавшийся Г.А. Чернов в своих заметках о геологических экспедициях по Печорскому краю рассказал, как один из рабочих, переживший страшное крушение плота на реке Кожим ни за что не соглашался участвовать в экспедиции по этой реке. « Федот вдруг заявил: «Я ходил бы с тобой куда угодно, только не п0 этой коварной реке». «А почему?» — спросил отец (A.A. Чернов. — д И.). И Федот очень неохотно рассказал нам об одном случае, который произошел с ним лет десять назад на этой реке.

Ранней весной он в числе шестерых охотников ушел в горы охотиться. Охота выдалась на редкость удачной. Они убили несколько лосей и, чтобы не пропало мясо, решили спуститься по реке на плоту. Находились они в самом верховье Кожима. Прошел только что лед, и Кожим бушевал. Шесть смельчаков соорудили плот, погрузили на него лосиное мясо, жир и шкуры и оттолкнулись от берега в надежде, что быстрое течение доставит их к устью через двое суток. Первые километры они плыли довольно удачно. И конечно, эти смелые люди благополучно добрались бы до своей цели, но… Впереди показалась скала, она торчала из воды прямо в середине русла реки. Все пятеро взялись за шесты, но шесты не достали дна. Люди сразу же стали грести веслами, напрягая все силы, но тщетно. Плот, как щепка во власти быстрого течения, несся прямо на скалу. Раздался треск, и он разбился вдребезги. Люди не успели опомниться, как очутились в воде. Федот же каким-то чудом успел уцепиться за скалу и повис на ней. Не прошло и минуты, как все пятеро исчезли в воде коварной реки. Федот не понял сразу, что висит на скале и ноги его болтаются в воде. Плавать он не умел, да если бы и умел, разве можно было думать о плавании по такой реке ранней весной в зимней одежде. До берега было метров пятьдесят.

«На мне была малица, — рассказывал Федот. — По берегам еще не стаял снег, и вода леденила ноги. Я висел на скале, вцепившись в нее, как ястреб в свою добычу. Конечно, и меня ждала та же участь, что и товарищей. Сколько я провисел на скале, сказать трудно. Тело мое наполовину покачивалось в воде. Силы стали изменять, ноги закоченели, и я решил было броситься в пучину Кожима вслед за товарищами…

Висел я, висел, сил не стало, и чувствую, что коченею. Ну, думаю, пришел мне конец. И уж хотел было отцепиться, как вдруг что-то очень сильно ударило меня по ноге, отчего я и свалился в воду. Гляжу — рядом елка с ветками. Она-то и сшибла меня со скалы. Ухватился я за нее да ремнем привязался, которым малицу подпоясывал и поплыл, куда вынесет. Не проплыл я и километра, как меня с елкой стало прибивать к берегу. Ну, думаю, теперь жив остался».

Пускаясь в плавание, нужно распределить обязанности среди тех, кто будет находиться на борту. Плотом должны управлять два наиболее опытных человека, еще двое осматривают реку впереди плота и предупреждают рулевых об опасностях. Кому-то одному поручают присматривать за всем экипажем плота, чтобы в случае падения человека за борт сразу же бросить ему спасательный конец. Во время сильного тумана, дождя, а также в темное время суток сплав безопаснее прервать и встать у берега до улучшения видимости.

Если в путешествии по реке участвуют несколько плотов, то экипаж первого, состоящий из самых подготовленных и опытных людей, исполняет роль разведчиков. На этом плоту не должно быть ни продуктов, ни снаряжения. Рулевые и наблюдатели всех остальных плотов внимательно следят за сигналами и действиями первого экипажа.

Проходя над мелью или перекатом, нужно держаться самых глубоких мест, которые опознаются по более темному тону воды и крупным волнам правильной формы. Иногда при посадке на мель не помогают ни ваги, ни шесты, ни раскачивания. Тогда применяют способ, известный в технике плотовождения под названием «оплеуха». Суть его заключается в том, что к плоту двумя веревками привязывают в двух точках бревно, запасную гребь, дерево с крепкой кроной, типа ели — «оплеуху», которую пускают поперек течения. Все это представляет собой водяной парус, создающий значительную тягу, способную снять плот с мели.

Сплавляясь по реке, нужно обращать внимание на характер водной поверхности. Рябь на воде свидетельствует о близости подводных препятствий. Бурунчики расходятся от небольших камней или от топляка, лежащего на дне.

О приближении к порогам и водопадам предупреждает шум воды, облака водяной пыли, которые нередко стоят над ними. Заслышав грохот падающей воды, надо пристать к берегу и с суши произвести разведку.

Не имея опыта плотовождения, лучше не пытаться проходить пороги, а обойти их по берегу. Плот в таких случаях спускается вниз по течению самосплавом или направляемый двумя крепкими длинными веревками, привязанными на корме и на носу. Их попеременное натягивание или вытравливание позволяет до некоторой степени контролировать ход плота по реке. Поскольку подобная проводка очень трудна и порой даже опасна, то пользоваться ею можно только на пологих, ровных, слаборасчлененных берегах. Однако чаще крупным порогам соответствует сложный рельеф берегов, где проводка невозможна. Тогда приходится пускать плот по течению реки и отлавливать его ниже порогов, где река снова становится спокойной. Проще всего поймать плот, натянув над самой поверхностью воды от берега до берега веревку. Вполне возможно, что после того как плот побывал в свободном дрейфе, его придется отремонтировать, поэтому прежде чем продолжать путь, нужно тщательно осмотреть свое «судно».

Если по каким-либо причинам приходится сплавляться через пороги, то не стоит стремиться идти по самым тихим местам — это или мель, или камень. Глубоко там, где бьются валы. Но и по самим валам большого порога идти небезопасно: это не простые волны — это отраженные всплески реки, взметнувшиеся против течения, — такой вал способен залить плот. Средние пороги лучше проходить несколько в стороне от главной струи — здесь спокойней и тише, но и не под самым берегом, где могут быть камни. Многие пороги прямые: река устремляется вперед и вниз. Проход по такому порогу в большинстве случаев не очень опасен. Гораздо сложнее пороги с поворотами. Туг при неумелом управлении плот может расколоться или даже перевернуться. На любом повороте русла реки течение стремится прижать плот к вогнутому берегу, поэтому незадолго до излучины нужно сойти с середины потока и постараться пройти вдоль выпуклого берега. Прижимы опасны своими стоячими волнами и отраженными течениями, а также «карманами» вдоль нависающих берегов, в которые плот может быть затянут мощным потоком.

Читайте также:  Высота истока реки 8 класс

Если на реке встретился завал из упавших в воду деревьев, то необходимо остановиться, оценить обстановку и только после этого попытаться обойти препятствие по намеченному пути. Хуже, когда завалы перегораживают реку от берега до берега. В такой ситуации надо, если это возможно, обнести завал. Иногда завал можно разобрать, стоя на берегу и расталкивая сцепившиеся стволы деревьев длинным шестом.

Некоторые реки разбиваются на протоки, в которых нетрудно заблудиться. Сплавляясь по такой реке, нужно выбирать рукав с более быстрым и полноводным течением. Если река слишком бурная, иногда, где это возможно, стоит попытаться плыть через старицы — они хотя и длиннее нового русла, но течение в них спокойнее.

В тех случаях, когда плот идет через озеро, надо учитывать, что шторм на озерах может разыграться внезапно, буквально в течение нескольких секунд. Поэтому проходить озера безопаснее, да подчас и быстрее вдоль берега, где лес защищает от ветра и где всегда есть возможность быстро высадиться на сушу.

Источник



Помогите влюбленным переправиться через реку (задачка)

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Сегодня я хочу представить Вашему вниманию ещё одну небольшую интересную логическую загадку.

Наверное многие слышали традиционную задачу на логику «про переправу». Ну помните?

Там были такие «живые» персонажи, которых нужно было переправить через реку: Волк и Коза.

А также была капуста :-).

Целью задачи было построение логической цепочки, которая исключала «обед» волка в виде козы, а также поедание козой капусты, которая тоже была важна. Честно не знаю, зачем нужно переправлять волка через реку, но сейчас не об этом. Хочу рассказать Вам похожую задачу.

Переправа. Автор

Для тех, кто пытался решить эту задачу, возникало много путаницы. Ведь сегодня нам придется переправить через реку не волка или козу а целых 4 пары людей, а точнее 4 пары мужчин и женщин.

Каждая из женщин была влюблена в одного мужчину, а каждый из четырех мужчин, к счастью его воздыхательницы, был также в нее влюблён:). Вот такие вот сразу уже непростые условия!

Кстати, говорили, что не каждый математик мог решить эту задачу оптимальным путём. Но мы то сможем? Я в Вас верю!

Итак, четыре пары влюбленных отправились в совместную прогулку. Никому не показалась плохой идея переправиться на другой берег реки и погулять там. Найдя лодку наша компания немного расстроилась, когда обнаружила, что лодка вмещает только двоих :-(.

Была и ещё одна беда. К сожалению мужчины из этой компании были настолько ревнивы, что никак не могли оставить свою даму наедине с другим мужчиной или мужчинами в процессе переправы или на берегу, только при личном их присутствии.

Лодка вмещала двоих, молодые люди начали спорить и уже подумали, что их затея безнадежна, как заметили остров посреди реки. Возможно он поможет нам переправиться на тот берег и не обидеть ревнивых мужчин? Так подумали девушки.

Хотя каждая из девушек тоже никак не могла пустить вплавь одного своего кавалера, если на острове или на берегу была кто-то из её подруг в одиночестве. По ходу дела девушки в ревности не уступали своим кавалерам:-).

А теперь к задаче. Задача не очень сложна и состоит в том, чтобы переправить всю нашу компанию на другой берег за минимальное количество ходок,

В каком же порядке нужно перевозить молодых людей?

Пишите свои ответы в комментариях.

Надеюсь, задачка не показалась Вам очень сложной.

Подписывайтесь на канал и оценивайте лайками публикацию.

Источник

Русские Хароны

По версии навигатора это называлось «платная дорога». Какой-то странный съезд со свободной трассы вправо. Внезапная пробка. Стоим почти час. С чего бы это? Иду проверить: может, авария какая? Оказывается, дальше надо ехать по воде, а не посуху. Это паромная переправа на девять машин, одна из двух последних оставшихся на канале имени Москвы. Перевозчиков двое – мужчина и женщина. Русские Хароны. А мы – мы все – люди, застрявшие на переправе.

У женщины, проводящей весь день на металлическом понтоне или деревянных пирсах по обоим берегам реки, неожиданно модный для такой работы маникюр: четыре ногтя на каждой руке одного цвета и один – другого. Мужчина спокоен и деловит. Они уверенно руководят процессом: пускают по очереди девять машин в три ряда друг за другом. Пассажиров высаживают заранее: они будут переправляться сбоку от основной, металлической части парома. На деревянном помосте со скамеечками.

Водители машин, особенно заезжающих на паром первыми, испытывают дикий ужас: вокруг со всех сторон вода и создается полная иллюзия, что сейчас они вместе с машиной рухнут в воду. Но наши Хароны успокаивают их. Жестами и словами, но без криков и лексики «18+», объясняют, где надо тормозить, чтобы поместилось ровно девять машин.

Плату за проезд собирают прямо в процессе переправы на другой берег: водители высовываются в окошки своих машин. 220 рублей, примерно 10 минут неспешного плавания – и вы на другом берегу. Снова спокойная прочная земная твердь под ногами. Снова можно спокойно двигаться вперед привычным способом.

Кто сказал, что «платная дорога» – обязательно более или менее новое шоссе с приличным асфальтом и почему-то практически без заправок, как трасса Москва – Санкт-Петербург? Это вполне может быть и старая река или, как в нашей истории, рукотворный канал, вдоволь напитавшийся водой от дождливого апреля и начала мая. «Специально для вас за баней весь день работает река», как шутили в нашем КВН лет 15 назад.

Счастливые испуганные водители, пережившие шок близости ужасной гибели в пучине вод, воссоединяются с гораздо более спокойными пассажирами, переплывшими реку стоя или сидя, обозревая красоты природы вокруг и ни о какой такой смерти не помышлявшими. Русские Хароны поднимают шлагбаум и начинают запускать девять машин, чтобы плыть назад на тот берег, откуда приплыли мы.

Мы, существа вида Нomo sapiens рода «Люди», кажется, действительно приплыли. В том смысле, который не подразумевает географического ответа на вопрос «куда». Просто «приплыли».

Переправа стала универсальным образом всего существа нашей жизни, какую ее часть ни возьми. В медицинском смысле мы застряли на переправе от доковидной жизни к постковидной. В технологическом – от ламповой к цифровой. В экономическом – от индустриальной к постиндустриальной. В политическом – от всеобщей животной конкуренции к всеобщей человеческой солидарности. Она, конечно, недостижима, но и всякая человеческая жизнь важна именно как путь: результат-то все равно один и заранее известный.

Россия четвертый десяток лет продолжает стоять на еще одной, своей персональной переправе – от распавшейся советской империи к полноценному национальному российскому государству. И пока больше занимается борьбой за сохранение мифологии о светлом прошлом, чем строительством светлого настоящего.

Так явно, как сейчас, жизнь всего человечества не застревала «между жизнями», между еще и уже, очень давно. Возможно, что-то подобное люди испытывали последний раз во время Второй мировой войны: «Вот кончится война – и наконец заживем». Тогда это было понятно и оправданно: отличить военную жизнь от мирной может каждый. Теперь все гораздо непонятнее.

Сейчас многие примерно так же думают про ковид: вот пересидим на карантинах сначала пару недель, потом пару месяцев, потом пару лет – и заживем. Вот походим в масках и перчатках месяц-другой, потом год-другой, потом десятилетие-другое – и спасемся. 12 мая, кстати, исполнился ровно год масочно-перчаточному режиму в Москве: имеющий глаза да увидит количество смертей и заражений от коронавируса до масочного режима и сейчас. Ну как, сильно нам помогли маски с перчатками? Если кому-то кажется, что мы просто плохо их носим, посмотрите на статистику по вирусу в стране, где маски давно стали уже практически частью лица всех жителей, – Японии. Там рекорды ежедневных заражений и смертей от коронавируса были установлены только что – 9 мая этого года.

Уже появились целые бизнесы, которым категорически невыгодно, чтобы пандемия вообще когда-нибудь закончилась. Ведь надо бесконечно (точнее, как можно дольше) и в максимально большом количестве продавать тесты, маски, перчатки, вакцины. Надо как-то заставлять людей вакцинироваться каждый год, а то еще решат наивные, что одного раза достаточно. А для этого необходимо продолжать убеждать людей в том, что без масок, перчаток, постоянного тестирования и ежегодной вакцинации все умрут от ковида. Силой запрещать людям болеть. Продолжать обвинять одних в заражении других. Не боитесь – накажем.

Впрочем, люди постепенно привыкают ко всему, даже к войнам. Привыкнут и к пандемии. На третьем или пятом году привычные и пока эффективные приемы промывания мозгов будут действовать хуже, чем сейчас, – на это, пожалуй, вся надежда.

Никогда еще люди не достигали таких технологических успехов, как в наши дни. Цифровые технологии и гаджеты – нечто невиданное в истории человечества. Но пока мы и близко не можем найти баланс между животными инстинктами и, например, мобильным телефоном, который стал нашим главным личным крестражем, средоточием всей нашей жизни.

Можно скачать себе на мобилу (чуть было не написал «на могилу»!) любое приложение, но ума себе в мозг ниоткуда не скачаешь.

Мы научились снимать онлайн даже собственную смерть, как делают некоторые блогеры, например, сознательно моря себя голодом, чтобы успеть запилить предсмертные видосы и вдоволь наесться лайками. Но пока человек существует в своем нынешнем биологическом формате, болеть и умирать он будет исключительно в офлайне. Хотя посмертные цифровые копии людей создавать мы уже умеем. Поэтому нынче запросто можно услышать дуэт живого исполнителя с давно умершим.

Мы пока не знаем, дадут ли нам когда-нибудь спокойно путешествовать без принудительных медицинских процедур. Позволят ли работать в нормальном и приемлемом для нас режиме. Увидим ли мы когда-нибудь еще полный зрителей театр или стадион. Я уверен, что рано или поздно дадут, позволят и увидим.

Но пока мы застыли на переправе. Замерли в ожидании новой жизни при поставленной на паузу или вовсе отмененной старой.

В каком-то смысле каждая человеческая жизнь – переправа. Мы случайно родились и закономерно исчезнем. Этот неизбежный путь из одного небытия (до рождения) в другое (после смерти) – чем не переправа?

На этом пути каждому из нас непременно встретятся свои Хароны. Безмолвные или разговорчивые перевозчики наших тел и душ с одного берега реки Леты или канала имени Москвы на другой.

Сейчас наш контроль над собственной жизнью оказался критически слабым. Мы не принадлежим себе до такой степени, что нас уже даже постепенно лишают не только права на жизнь, но даже на болезнь и смерть. Нам сейчас слишком много нельзя при рекордной в истории человечества свободе информации, рекордных возможностях передвижения по миру, рекордно совершенных технологиях, при том, что и формальных (то есть существующих в букве закона) политических свобод в целом на планете точно не меньше, чем сто и тем более тысячу лет назад.

Наши инстинкты стали коконом, в который мы сами заковываем прогресс и развитие. Кстати, прогресс – тоже переправа. Размеренная, эволюционная или, наоборот, идущая резким, внезапным революционным рывком, дорога к новому качеству человеческой жизни – в медицине, экономике, образовании, политике. И это платная дорога: мы всегда платим за прогресс. Я бы даже сказал, расплачиваемся.

…«Истерики у автомобилистов на нашей переправе случаются часто», – рассказывает женщина. «Но ничего, мы всех успокаиваем». После переправы можно ехать по привычной дороге, посуху. Русские Хароны весь световой день перевозят людей с одного берега на другой. У них очень полезная работа, дающая довольно редкое для разнообразных человеческих занятий счастье – каждые 10 минут они видят реальный результат своего труда.

Каждому из нас очень важно иметь хоть что-то твердое под ногами, когда вокруг бездна, в которой все мы все равно рано или поздно окажемся. Каждому очень важно успеть переправиться на другой берег, чтобы двигаться дальше, пока личный счетчик времени не остановит. Но даже и тогда все мы отправимся в путь. В последний путь. К своей последней переправе.

Источник

Adblock
detector