Меню

Что такое путь из варяг реки

Путь из варяг в греки

Путь «из варя́г в гре́ки» (также Варя́жский путь или Восто́чный путь, др.-исл. Austrvegr ) [1] — водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию. Один из водных путей экспансии варягов из района проживания (побережье Балтийского моря) на Юг — в Юго-Восточную Европу и Малую Азию в VIII—XIII веках н. э. Этим же путём пользовались русские купцы для торговли с Константинополем и со Скандинавией. Летописец Нестор в Повести временных лет называет его путём «из варяг в греки». [источник не указан 284 дня]

Содержание

География

Как указывается в «Повести временных лет», «бѣ путь из Варягъ въ Грѣкы, и изъ Грѣкъ по Днепру, и вѣрхъ Днѣпра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Илмерь озеро великое, из негоже озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево, и того озера внидет устье в море Варяское».

В переводе на современные названия, путь от древних торговых центров Скандинавии — Сигтуны, Бирки или Висбю и южного берега Балтики — Волина (Винета, Йомсбург), Старигарда, Ральсвика на Рюгене, Щецина проходил Балтийским морем через Финский залив, затем по реке Неве (здесь были пороги), по штормовому Ладожскому озеру, реке Волхов (ещё одни пороги) в озеро Ильмень. Оттуда — вверх по рекам Ловать, Кунья, Серёжа; затем в районе нынешней деревни Волок волоком в реку Торопа, впадающей в Западную Двину. Вниз по Двине — до Каспли, а по этой реке — вверх до её истока из озера Каспля, где в районе городища Гнёздово существовал древний волок в речку Катынь, впадавшую в Днепр. Далее путь выходил в Чёрное море, минуя Днепровские пороги. По морю — вдоль европейского побережья (Румелийского берега) до Константинополя. Перед тем как выйти в Чёрное море, суда требовали дополнительной оснастки. Близ устья Днепра на острове Березань либо на острове Хортица на Днепре купцы делали остановку для этих целей. Ещё один остановочный пункт существовал на острове Змеиный близ дельты Дуная.

Путь имел многочисленные разветвления:

  • Существовал и более древний вариант северной части Пути. Он шёл напрямую из Балтийского моря по Западной Двине через Полоцк. Затем через волоки в Верхнее Поднепровье (р. Друть) и далее вниз по Днепру в Чёрное море. Об этом варианте пути могут свидетельствовать два захоронения из Лесной группы Гнёздова. Это курганы № 38 и № 47, безусловно связанные как со скандинавской, так и с балтской культурами.
  • Южная часть Пути также имела разветвления: от устья Днепра, помимо Константинополя, шёл путь на восток, через Перекопский перешеек в Азовское море. Через Перекоп существовал древний канал, «но с течением времени канал засыпался и обратился в густой лес» [2] . Далее путь шёл к устью Дона, вверх по Дону, затем по его левому притоку — Иловле, волок к правому притоку Волги — Камышинке и вниз по Волге в Каспийское море.
  • Также от устья Днепра шёл торговый путь к устьям Южного Буга, Днестра и Дуная, ведущим в Западную Европу.

Параллельно ему существовал также Восточный водный путь «из варяг в Персы» [источник не указан 317 дней] — через Волгу и Каспий. А также Западный путь — вдоль Атлантического побережья Европы вплоть до портовых городов Италии в Средиземном море, что подтверждается многочисленными письменными источниками и археологическими находками.

Среди историков существует также мнение, что Путь «из варяг в греки» распадался на три основных направления: 1) Смоленско-Новгородско-Балтийское — по нему, начиная с XIII в., шла основная торговля с Ганзой; 2) «греческое» — по нему до середины XIII в. осуществлялись связи Киева с Византией; 3) Киево-Новгородское — использовавшееся главным образом для внутренней торговли и сношений [3] .

Альтернативная точка зрения

Некоторые исследователи (С. В. Бернштейн-Коган [4] , Ю. Ю. Звягин [5] , А. Л. Никитин [6] , С. Э. Цветков [7] и др.) подвергают сомнению существование пути «из варяг в греки» как постоянно действующей транзитной торговой магистрали (не отрицая возможности отдельных плаваний). Приводимые ими аргументы можно разделить на три группы:

География. Трудность плавания, в котором необходимо преодолевать волоком два водораздела — между Ловатью и Двиной и между Двиной и Днепром. Причем расстояние по маршруту Балтика-Волхов-Ловать-Двина-Днепр (с двумя волоками) в 5 раз больше, чем по маршруту Балтика-Двина-Днепр (с одним волоком), проходящему через города Рига, Полоцк и Смоленск. Существует и не менее удобный путь Балтика-Висла-Буг-Припять-Днепр (также с одним волоком), проходящий через города Хельм, Плоцк, Брест, Пинск и Туров, сразу выходящий в район Киева, функционирующий и в настоящее время [8] . Источники. Отсутствие упоминаний о подобных плаваниях в скандинавских сагах и отсутствие в византийских источниках упоминаний о скандинавских купцах и скандинавах вообще ранее второй половины XI в. Впервые о воинах скандинавского происхождения — «варангах» — говорится в императорском хрисовуле 1060 г. (прочие упоминания находятся в более поздних документах, даже если они описывают события более ранних лет). Археология. Малое количество археологических находок византийского происхождения, как в самой Скандинавии, так и по всему предполагаемому маршруту. Например: при раскопках в Бирке (Швеция) арабские монеты найдены в 106 погребениях, англосаксонские — в восьми, и только в двух — византийские; из более чем 110 тыс. монет, найденных в 700 кладах на острове Готланд к середине XX в., византийских всего 410 [9] [10] . Немногочисленные вещи византийского происхождения, найденные в Новгороде, относятся к культурным слоям XI в. Если по другому важнейшему торговому пути Восточной Европы — Волжско-балтийскому («из варяг в хазары», вариант «…в булгары») археологические находки: оружие, украшения, клады, в том числе с византийскими монетами (всего более трехсот монет), свидетельствующие о постоянном движении по этому маршруту, присутствуют и по Волге (вплоть до верховий и далее по Волхову до Ладоги), по Оке, по Западной Двине, то в Поднепровье, за исключением районов Киева и Смоленска, таких находок нет.

Перевозимые товары

Из Скандинавии вывозили железо-сырец, амбру, моржовую кость, изделия из китовой кожи (корабельные канаты и др.), оружие, художественные изделия, а также предметы, награбленные викингами в Западной Европе (французские вина, ювелирные изделия и драгоценности, шелковые и батистовые ткани, серебряную утварь); из Византии — вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги; из Прибалтики — янтарь; из Северной Руси (Новгорода) — «мягкое золото» (меха соболей, куниц, выдр, бобров и др.), льняные ткани, лес, мёд, воск, кованую и керамическую утварь, оружие, кожи, смолу; из Южной Руси (Киева) — хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, серебро в монетах и т. д.; с Волыни — шиферные пряслица и др.

Значение

Путь возник в начале IX в. (не позднее 825—830 гг.), о чём свидетельствуют находки кладов арабских серебряных монет — дирхемов 1-й четверти IX в. Наибольшее значение имел в X — 1-й трети XI вв., то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Красное Солнышко. Во 2-й половине XI — начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой, и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.

Вначале этот путь, как и параллельные ему, использовались варягами для грабительских набегов на экономически и культурно более развитые города и страны Европы, а также Византию. Впоследствии этот путь стал важным торговым маршрутом между Скандинавией, Северной Европой, богатой Византией, Востоком.

По мере освоения этого пути варяги расселялись на прилегающие к нему земли и ассимилировались с заселенными славянскими, балтскими и финно-угорскими племенами. Существовавшие сильные славянские племенные союзы, которые вели суровую борьбу с германскими племенами. В пору создания племенных союзов у восточных славян прибалтийские славяне уже имели государственные образования с князьями, дружинами, детально разработанной языческой религией, очень близкой к восточнославянскому язычеству. Отсюда и шли постоянные переселения на восток, на берега озера Ильмень. Приглашение Рюрика на княжение у ильменских словен в городе Ладогев. Затем он перешёл в Новгород, что и способствовало дальнейшему развитию государства-княжества династии Рюриковичей. Случай этот был весьма типичен для всей европейской истории. Сохранились сведения, что приглашенные князья были родственниками прежней местной княжеской династии приильменских словен. [11] . Сначала в Новгороде (Рюриково Городище [12] ) и Старой Ладоге [13] , а затем в Смоленске и Киеве.

Со временем значение торгового пути падало. Раздробленность Руси, централизация стран Скандинавии, упадок Византии, когда в 1204 году крестоносцы разрушили Константинополь и центр мировой торговли переместился в Венецианскую республику и, наконец, окончательно пришел в упадок, когда ордынцы захватили Нижнее и Среднее Поднепровье,и положили конец пути «из варяг в греки» [источник не указан 172 дня] . [14]

Торговля и грабеж. Последующие эпохи

Поскольку в эту историческую эпоху у племен подобных викингам граница между торговлей (обменом товарами) и грабежом была весьма неустойчива, трудно сказать — когда именно торговля стала превалировать над грабежом и водным пиратством. Даже после образования государства династии Рюриковичей («Киевская Русь») походы на Константинополь за «добычей» не прекратились.

В более позднюю историческую эпоху этот же водный путь и те же плавсредства использовались запорожскими казаками в их грабительских походах на столицу Османской империи Царьград (Стамбул). Сравните аналогичные процессы на водном пути Волга-Каспий — поход казаков во главе со Степаном Разиным в Персию «за зипунами».

Основные плавательные средства

Скандинавы для торгового плавания по Балтийскому морю и впадающим в него рекам использовали суда типа небольших кнорров [15] , а с XII в. — шнеккеры [16] (новгородцы называли их «шнеками»). Достоинством северного пути была возможность пройти шхерами, то есть почти не выходя на открытое морское пространство, от берегов нынешней Швеции до устья Финского залива. Это позволяло использовать относительно небольшие корабли, которые могли подняться по рекам до Новгорода, где часть товаров продавалась, часть покупалась, а все грузы переваливались на более мелкие суда, пригодные для плавания по небольшим русским рекам.

Древние русские суда, использовавшиеся для плавания как по рекам, так и морям, принято называть общим термином ладья (лодья) [17] . Также существовали «корабли» [18] , насады, скедии, бусы и шитики [19] . По сведениям Константина Багрянородного (X век) кривичи и другие племена весной возили в Милиниску (Смоленск) и Чернигогу (Чернигов) большие долбленые ладьи на 30-40 человек — однодеревки, которые затем сплавлялись по Днепру в Киев. Здесь их переоборудовали, загружали и отправляли вниз по реке. По прошествии порогов, на острове Хортица или Березань ладьи оснащались парусами для плавания берегом Чёрного моря. На местах переволок — в районах Торопца и Смоленска, очевидно, существовала инфраструктура, связанная с волоками — бечевники в мелководных верховьях рек, древесный ход с дрогами на самом волоке и обслуживающие их люди и животные; здесь же были и верфи для небольших речных ладей [20] .

Для плавания по Чёрному морю использовались и византийские торговые суда средиземноморского типа. Они не имели специального наименования и назывались просто «наус», то есть корабль [21] .

Проводка кораблей по шхерам, заливам и рекам осуществлялась под руководством людей особой профессии: по-варяжски их называли штурманами, по-славянски — кормчими, корщиками, а по-гречески — кибернетами.

Источник

Путь из варяг в греки: описание маршрута и его значение

Водный путь «из варяг в греки» также назывался Варяжским или Восточным. Он соединял север (Балтийское море) и юг (Византию), до XII века оставаясь одним из самых важных и востребованных. Огромное значение путь имел для русских купцов, которые могли торговать с Константинополем и скандинавскими странами, хотя первоначально дорогой пользовались варяги для нападения на Европу.

Читайте также:  Все мальчишки в речку побежали

Торговый путь из варяг в греки

Протяженность маршрута

Путь «из варяг в греки» пролегал только по водной поверхности: рекам, озерам и морям. В условиях IX—X вв. еков это было крайне удобно для тех, кто желал поскорее добраться из одной точки в другую.

Стоит сразу отметить, что названия «варяги» и «греки» не полностью соответствуют современным. Варяги на карте — это скандинавские жители, обычно наемные воины, греками же в Древней Руси были жители Византии, которые говорили на греческом языке. Путь «из варяг в греки» проходил по следующему маршруту:

Где проходил торговый путь из варяг в греки

  1. Он начинался на Скандинавском полуострове в одном из крупных торговых городов — Сигтуне или Бирке. Также он мог начинаться на острове Готланд или на южном берегу Балтийского моря — в Щецине, Старигарде, Винете или Ральсвике.
  2. Далее он проходил по Балтийскому (Варяжскому) морю и выходил через Финский залив.
  3. После этого корабли следовали по реке Неве в Ладожское озеро.
  4. Проплывали реку Волхов в озеро Ильмень, следовали по рекам Ловать и Днепр.
  5. Через Черное море корабли добирались до Константинополя (Царьграда), нынешнего Стамбула.

Таким же образом плыли в обратную сторону.

Географические особенности

Проследить дорогу «из варяг в греки» по карте довольно просто, там же можно заметить, что она соединяла Северную Европу с Южной. Длина маршрута составляла более 2 тысяч километров. Путешественники должны были обладать крепкими и надежными судами, которые позволили бы легко пройти такое расстояние. Обычно ладьи имели значительные размеры (от 16 м в длину и 2 м в ширину), на них были установлены паруса и несколько пар весел (не менее 8—10).

Чаще всего путешественники шли по рекам весной и летом, осенью отправлялись немногие, так как приближающаяся зима сковывала дорогу льдом. Нередко путешественникам приходилось останавливаться в городах для перезимовки. Другие особенности пути:

Торговый путь из варяг в греки маршрут

История торгового пути

  1. Направляясь в сторону Византии, корабли должны были плыть по рекам Волхов и Ловать против течения. В обратную сторону приходилось двигаться против течения всего Днепра.
  2. Между Ловатью и Днепром (точнее, между Ловатью — Двиной, Двиной и Днепром) нет водного прохода, то есть путешественникам нужно было тянуть корабли на себе несколько километров.
  3. Некоторые историки считают, что путешественники плыли не на одном корабле, а пересаживались с тяжелых морских на более легкие и подвижные речные. Последние составляли в длину не более 10—12 метров и опускались только на полметра в воду. Чаще всего пересаживались дважды. После прохождения Балтийского моря меняли морские суда на речные. Второй раз пересаживались в Черном море: в основном использовали византийские торговые суда средиземноморского типа.
  4. Многие реки были трудны для судоходства из-за большого количества порогов, а озера Ладожское и Ильмень сотрясали штормы.

Несмотря на все трудности, водная дорога намного безопаснее и дешевле сухопутной: не нужно было кормить лошадей и менять их, для себя путешественники также ловили рыбу. Кроме того, на берегу многих купцов подстерегали разбойники, от которых было проще оторваться по рекам.

Историческое значение

Историки до сих пор не могут точно установить, кто первым открыл этот путь. Существуют две точки зрения:

Правители в те времена

  1. Освоение шло с севера, а первым его открыл конунг (верховный правитель) Ивар Приобретатель (Широкие Объятья) в VII веке. Описания в скандинавских источниках говорят о том, что открытие совершил Эйрик Путешественник. Это косвенно подтверждается начавшимися набегами скандинавов на южный берег Черного моря и Крым.
  2. Монах Нестор, автор «Повести временных лет», дал подробное определение и описание пути, но в обратную сторону — от греков к варягам. Он же упоминает о том, что этим путем с юга прошел апостол Андрей, проповедуя Евангелие. Однако это событие могло произойти только в I веке н. э., что делает рассказ Нестора несколько неправдоподобным.

Сегодня большинство историков придерживается первой версии. В IX веке викинги-скандинавы совершали набеги в Европу, наверняка часть пути они прошли реками, постепенно открывая дорогу до Византии. Но воинственные северные жители принесли не только разрушения. На их землях тогда уже правили князья с дружиной, существовала хорошо продуманная религия, в то время как славянские племена только формировали племенные союзы. Неудивительно, что этим путем в Древнюю Русь пришел Рюрик — первый правитель, призванный русичами.

Некоторое время Варяжский путь использовался для военных целей и грабежей, постепенно викингов вытеснили купцы со всех прилегающих земель. Впрочем, первыми купцами стали сами викинги, привозившие в Византию славянских рабов. В XI веке вдоль всего пути постепенно выстроились деревни и крепости, поселились люди, занимавшиеся обслуживанием кораблей и путешественников.

Привозные товары

С развитием торгового дела уменьшился и сам путь. Теперь купцам не нужно было проплывать всю дорогу от Балтики до Черного моря — достаточно было довезти товар до крупных перевалочных пунктов — Киева и Новгорода. Торговали разными товарами:

Привозные товары

  1. Из Скандинавии направляли солдат и рабов, сырец-железо, амбру, вещи из китовой кожи, моржовую кость. Также привозили награбленные товары: французские вина, драгоценности и серебряные предметы, тонкие ткани.
  2. Из Прибалтики шел янтарь.
  3. Северная Русь (Новгород) поставляла пушнину (меха), лен и кожу, смолу, мед и воск, леса, кованую утварь и керамику.
  4. Южная Русь (Киев) торговала хлебом, серебром, ремесленными изделиями.
  5. Константинополь продавал посуду, ткани, вина, книги, иконы, стеклянные и ювелирные изделия, пряности.

Каждая сторона поставляла собственное оружие и изделия своих ремесленников и художников.

Стоит отметить, что с развитием торговли роль набегов не уменьшилась: даже после воцарения Рюрика славяне продолжили ходить в Константинополь за добычей.

Правление при князьях Святославе Игоревиче

Наибольшее значение путь пережил в X—XI вв. еках при князьях Святославе Игоревиче и Владимире Святославовиче. С XII столетия его роль начала снижаться. Этому способствовали раздробленность русского государства, упадок Византии и последующий перенос центра торговли в Венецию, захват ордынцами Нижнего и Среднего Поднепровья.

Морская дорога «из варяг в греки» существовала около 250 лет, но ее значение для развития Руси огромно. Сперва этот путь использовали варяги в набегах, затем по нему стали активно переправляться купцы, благодаря чему на территории русских земель появились и развились крупные торговые города — Киев и Новгород. Эти же путем прошел первый русский князь Рюрик.

Источник

Путь из варяг в греки

Путь из варяг в греки (или «Варяжский путь», «Восточный путь») — это древнее название водных торговых маршрутов, которые проходили от Балтийского моря к Средиземному, опоясывали всю Европу и соединяли Скандинавию с Византией.

В истории Древней Руси этот путь упоминает монах-летописец Нестор в Повести временных лет (12 век). Он называет его «путь из Варяг в Греки и из Греков…».

Где проходили маршруты?

Первый путь начинался от Балтийского моря (в то время оно называлось Варяжским), проходил по Неве к Ладожскому озеру, через реку Волхов в озеро Ильмень, далее по рекам Ловать, Днепр в Черное море. А затем по морю попадали в Царьград.

Царьградом в Древней Руси называли Константинополь — современный Стамбул.

Схема пути из варяг в греки от Балтийского моря в Средиземное

Схема пути из варяг в греки от Балтийского моря до Константинополя.
Источник: ПостНаука, Путь из варяг в греки. Автор Т. Пушкина

Маршрут тянулся на более чем 2,5 тысяч км. Торговцам приходилось идти и через вóлоки — участки суши между реками, когда судно приходилось волочить по земле.

Путь пролегал через города:

  • Новгород (Великий),
  • Псков,
  • Полоцк,
  • Смоленск,
  • Чернигов,
  • Киев,
  • Переяславль,
  • Царьград (Константинополь).

Другой путь — из Балтийского моря на запад, через Северное море и затем Бискайский залив. Этот путь опоясывал Европу с левой стороны и приводил в Средиземное море.

Третий — из Балтийского моря в Каспийское: через реку Неву и Ладожское озеро, по реке Волхов в озеро Ильмень, затем через реки Мста, Пола и др. — до реки Волги и в Каспийское море.

Кто открыл путь из варяг в греки?

Историки спорят о том, кто был первооткрывателем пути. Наиболее популярная версия — это маршруты древнескандинавских правителей и викингов.

У торговцев путь из Балтийского моря через Древнюю Русь по рекам в Царьград стал популярным в 9–12 вв. Так они попадали в Византию и обратно.

Каково значение пути?

Путь из варяг в греки был важнейшим торговым маршрутом. Он не просто проходил через Древнюю Русь. Славяне сами активно использовали его для внутренней торговли; он соединял два важнейших в то время города — Новгород и Киев.

Транспортом служила ладья — судно с парусом и вёслами. Оно было лёгким с неглубокой посадкой. Это позволяло славянам проходить волоки (участки суши) и пороги на реках.

Картина Н.К.Рериха

На картине русского художника Н.К. Рериха «Заморские гости» изображена ладья. Парус у судна был, как правило, с красивым цветным орнаментом.
Серия «Начало Руси. Славяне». 1901. Холст, масло. 85×112,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

С севера на юг везли меха и шкуры, а также мёд, воск, оружие, серебро, ювелирные изделия и другие товары.

Из Византии в Скандинавию (с юга на север) доставляли специи, вино, масло, украшения (бусы, браслеты), шёлк и другие ткани, книги, стекло, оружие и др.

Что случилось с маршрутом?

Окончательно путь перестали использовать с 13 века, когда произошло монгольское нашествие на Русь.

До этого маршрут постепенно терял свою популярность. Это было связано с несколькими причинами:

  1. Путь был нелёгким: торговцам приходилось преодолевать пороги, идти против течения, и тащить суда по суше.
  2. Путь был опасен ещё и тем, что он проходил через территорию, занятую кочующими племенами — печенегами и половцами. Они нападали на суда и забирали добычу.
  3. Стали развиваться пути по суши из Европы.

Источник



Путь «Из варяг в греки»

И рад бы в рай, да дверь то где?

Некрасов Николай Алексеевич

Становление государственности у Восточных славян принято связывать с выгодным географическим положением, в результате которого страна соединяла Север и Юг Европы, получая уникальные возможности для торговли. Выгодность положения связана с тем, что на территории проходил знаменитый путь из варяг в греки. Путь получил такое название, поскольку связывал Варяжское (Балтийское) море и Византийский (греческий) город Константинополь. Благодаря выгодному торговому положению вдоль Пути возвысились такие города как Новгород, Смоленск, Любеч, Чернигов, Киев.

Исторические источники

В отечественной истории вопрос торгового пути из варяг в греки рассматривается поверхностно. В результате многим известно, что этот путь был, но никаких деталей о нем неизвестно. Понять это легко, поскольку в школьных учебниках этому вопросу уделяется всего несколько абзацев, где говорится, что этот путь создал фундамент для образования государства Руси. Причем этот аргумент используется как в норманнской, так и в антинорманнской теории.

В исторических документах есть 2 источника, в которых прямо говорится о наличии торгового пути с севера на юг Европы:

Повесть временных лет о пути из варяг в греки

  • Книга «Об управлении империей», глава 9 «О росах, отправляющихся с моносилами в Константинополь». Это книга византийского императора Константина 4.
  • Повесть временных лет. Историческая достоверность этого источника ненадежна, тем не менее рекомендую почитать отрывок из этой книги, где в данном торговом пути появляется еще 1 пункт назначения — Рим.

Получается, что Повесть временных лет не может использоваться в качестве источника. В этом документе говорится, что торговый путь шел не с севера на юг. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря к Риму, оттуда в Царьград и только потом к Днепру и вновь к Варяжскому морю. Поэтому обратимся к книге «Об управлении империей», которая считается более достоверной и именно по ней в основном и изучают ПВГ. Этот исторический источник очень объемный, но тезисно его основные положения касательно торгового пути:

  • Плавание происходило в июне.
  • Торговый маршрут был регулярным.
  • В качестве плавательных средств использовались лодки однодревки.
Читайте также:  Низкий уровень в реке 9 букв

Маршрут пути и его особенности

Маршрут пути из варяг в греки включает в себя озера, реки и моря. Его изучения важно для понимания существования этого торгового пути. Ведь протяженность его очень велика и он соединяет большие территории. И это все в 9 веке.

Путь из варяг в греки - маршрут

  • Балтийское (варяжское) море
  • Через реку Неву в Ладожское озеро
  • Через реку Волхов в озеро Ильмень
  • Река Ловать
  • Река Днепр
  • Через Черное море на Царьград/Константинополь/Стамбул

Географически действительно происходит соединение Северной и Южной Европы. Но есть важный момент — путь по Волхову и Ловати осуществляется против течения. А если рассматривать обратный путь (из Черного моря в Балтийское), то весь путь по Днепру идет против течения. Напрашивается вывод, что уже в 9 веке славяне должны были обладать кораблями, которые могли преодолевать большие расстояния против течения.
Внимательное рассмотрение Пути позволяет заметить, что соединения рек Ловать и Днепр нет. Путь между реками преодолевался сухопутно (волоком), а ведь это большое расстояние. Более того, таких волоков было 2: первый из Ловати в Двину, а второй из Двины в Днепр. Есть еще две нестыковки, касающиеся Днепра:

  • Это одна из крупнейших рек Европы, и на ней множество порогов. Сквозное судоходство по Днепру началось только в 1932 году, после строительства Днепрогэс, в результате чего образовалось Днепропетровское водохранилище и пороги выровнялись.
  • В устье реки нет порта. У любой реки, по которой осуществлялось судоходство имелся порт в устье реки. Такой порт есть на Дону, у Двины, на Волге и других реках. На Днепре порта нет.

На чем плавали из варяг в греки

Рассматривая маршрут торгового пути,в большинстве источников он просто описывается, но не проверяется. Мы уже говорили о странностях движения против течения и специфики судоходства по Днепру. Допустим, что все это незначительно и путь из варяг в греки действительно проходил по тому маршруту, который сегодня всем известен. Тогда возникает другой вопрос — на каких кораблях или других плавательных средствах осуществляли торговый путь из Балтийского моря в Черное? Ведь такие плавательные средства должны были быть пригодными для судоходства по морю, по рекам и по озерам. На флоте такие корабли называют классом «озеро — море» и «река — море». Впервые корабли такого класса появились в 20 веке. Поэтому обратимся к первоисточникам, чтобы разобраться на чем плавали славяне. В книге «Об управлении империей» императора Константина 4 говорится, что росы плавали на лодка однодревках. Еще их часто называют долбенками. Таки лодки строились из цельного куска дерева, откуда выдалбливалась оснастка. Внешний вид таких лодок примерно такой.

Лодка однодревка (добенка)

На такой лодке можно плавать по озерам, с ограничением — по рекам. Но как на такой лодке плавать по морям? Более того, в плавании брались товары, инструменты, продовольствие. На таких лодках этого просто не увести. В историческом музее Москвы выставлен экземпляр лодки однодревки — высота бортов — 70 сантиметров, длина — порядка 6 метров, толщина бортов — 1 сантиметр. Абсолютно непонятно, как на таких лодках можно было плавать на такие дистанции.

О чем это говорит

Исторические источники указывают, что путь из варяг в греки существовал, но сведения о нем настолько скудные, что нельзя однозначно ответить на вопрос где этот путь проходил, как по нему передвигались, зачем плавали в Царьград и как возвращались назад нет. Есть только обобщенные сведения. Все это говорится не для того, чтобы поставить под сомнения древнюю историю России, а чтобы показать, что в трактовке этого Пути не все однозначно. Мы просто перечислили факты, а выводы каждый делает сам.

Источники и дополнительный материал по теме:

Источник

Путь из варяг в греки, или кто такие варяги

Исследуя знаменитую древнерусскую Лаврентьевскую Летопись, глаза постоянно задерживались на следующем отрывке (в переводе, разумеется, Лихачева Д.С., как и разбивка на абзацы, соотвественно) вводной части Летописи. Здесь просто необходимо уведомить, что в Лаврентьевской Летописи есть датированные события (указаны годы события) и вводная часть, не датированная и содержащая общее для того времени описание событий начала истории человечества, изложение этих исторических событий начинается с послепотопных событий, то есть с раздела земель между сыновьями семьи единственного спасшегося после всемирного потопа всем известного Ноя. События вводной части не датированы. Датированные события в древнерусской летописи появляются с середины 9 века нашей эры. Все строго в соответствии с западными источниками, согласно которым первые упоминания о славянах в западных исторических документах появились в документах, относящихся к 9 веку. Славянскими документами ранее 11 века нашей эры наша официальноисторическая наука не располагает, а раз западники впервые упомянули славян в произведениях авторов 9 века, значит, славяне и появились на мировой арене в 9 веке н.э.
Вот этот отрывок:
«Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи — лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне.
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.
Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, — по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.
Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме, пришел в Синоп.»

Вначале попробуем отождествить географические топонимы летописи с современными:
«Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане.»
На основании приведенного сообщения Летописи можно сделать вывод, что речь идет о современных Днепре, Припяти и Западной Двине (Даугаве). До сих пор есть в этом географическом районе и Западная Двина, и речка Полота, и город Полоцк, южнее действительно и Припять, западный приток Днепра есть. Легко отождествляется географический топоним Двина летописная с современной Западной Двиной.
Поэтому, переходя к следующему абзацу выше приведенного отрывка, со спокойной совестью указанную в этом абзаце Двину летописную с отождествляем с современной Западной Двиной. Так же сохранились и отождествляются географические топонимы река Ловать, и озеро Ильмень с рекой Волховом и Новгородом. О Волге и Днепре и говорить нечего — великие русские реки.
И Оковский лес тогда можно отождествить — географический район вокруг истоков указанных в Летописи рек Волги, Днепра и Зап. Двины.
Таким образом, подтверждается сообщение о том, что путь из «Варяг в Греки» — это путь с севера на юг, а путь «Волга — Двина» — путь с востока на запад. И оба пути пересекаются в Оковском лесу.
Здесь опять-таки уместно сказать, сколько копий сломано по вопросу «пути из Варяг в Греки»! Сколько литературы выпущено, сколько статей написано за два с половиной века. Казалось, нет вопросов, которые не исследовали историки. До сих пор спорят историки о возможности этого пути.
Например, антинорманисты утверждают, что «путь из варяг в греки» гораздо короче для варяг, если плыть по Двине и Днепру, чем по Волхову-Ловати-Днепру. Этот аспект особенно актуален для купцов, для которых время нахождения в пути равносилен безопасности, ибо в то время чем длиннее путь, тем больше вероятности приватизации и товара, и самого купца, вплоть до рабства, если просто не лишат жизни.
Норманисты, не утруждая себя доказательствами, утверждают, что как написано, так и было.
И так по каждому вопросу. А вопросов по этому пути из варяг в греки хватает в виду его поверхностного описания. Надо отметить, глубина проработки вопросов пути из варяг в греки иногда поражает воображение, так неожиданны мысли исследователей.
И не встретилось ни одной работы, в которой историки рассматривали бы следующее.
Двина из расселения славян (первый абзац) и Двина из описания пути из варяг в греки (второй абзац) — это разные Двины. Это разные реки. И это факт, к сожалению.
Ибо Западная Двина течет на запад. Двина на пути из Волги в варяги — течет согласно летописи «на полунощье», то есть на север.
Из данного факта следует, что на место Двины летописной, которая лежит на пути из Волги в варяги, нужно искать другую реку.
Версия первая.
Анекдот в том, что именно не так уж далеко от Полоцка, лежат верховья реки Великой, которая течет именно на север, впадает в Псковское озеро, которое имеет своим продолжением Чудское озеро, а последнее озеро рекою Нарвой впадает в Финский залив, западнее устья Невы. Налицо единый водный путь по реке Великой до южного побережья Финского залива.
Но ведь именно отсюда, с устья Невы, и начинался по Летописи путь из варяг. То есть мы действительно пришли в варяжскую землю. Вынуждены признать, что современная река Великая соответствует реке Двине на пути из Волги в Варяги.
А это означает, что Варяжская земля лежала в том числе на южном побережье Финского залива. Ведь Летопись так и сообщает: « по Двине — в землю варягов».
Непонятно мне, как до сих пор не сумел прочитать в Летописи, кто такие варяги. Ведь под 862 г. в Летописи прямо написано: « Варяги в этих городах — находники». Иначе говоря, пришлые, по сравнению с коренными. Варяги — славяне, но пришлые. Над чем копья ломают историки, непонятно. Шведы, понимаашь, варяги. Ведь Летопись сообщает о нескольких волнах переселений славян. И каждая волна новых переселенцев увеличила число славян — варягов. Это как в наше время русский из Восточной Сибири — варяг в любом городе и деревне на европейской части России. Тоже — русский, родной язык — русский, со всех сторон свой, но со стороны, не местный, варяг одним словом. А еще точнее — из другого рода, из другой общины.
Возвращаемся к Двине.
Не будем считать число волоков, их километраж, возможен ли поэтому тот или иной волок, в том числе волок из Волги в Великую. Для нас это неважно. То, что никаких торговых путей от Новгорода до греков не было, ясно любому, кто начал интересоваться историей. Кроме профессиональных историков. Ведь абзац про путь из варяг в греки включен в недатируемую часть по другой причине.
Черным по белому автор Летописи (переводчик — Лихачев Д.С.) сообщает, что путь из Варяг в Греки не проходит через Русь. Прочитайте внимательно. И еще раз. Нет в описании пути из варягов в греки упоминаний про Русь. Русь в данном абзаце упоминается только по отношению к пути из Волги в Двину — «поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова».
Дело в том, что данным сообщением автор Летописи эзоповым языком говорит нам о Древней, или Исконной Руси. Которая в то время располагалась на Волге, а «путь из Варяг в Греки» проходит западнее Волги. О чем говорят и последние археологические данные по славянам на Волге.
А в какие времена существовала эта Русь, ответ дает следующий абзац. Про Святого Андрея.
Да, путешествие Святого Андрея по Днепру это — выдумка, такая же, как путь из варяг в греки. Но время жизни Святого Андрея известно — рубеж до нашей эры и нашей эры. Вот дата существования Руси, указанной абзацем о пути из варяг в греки.
Вот что русская летопись пытается донести до потомков. Ведь согласно западникам, Русь появилась в 9 веке нашей эры. Как еще было донести до потомков, что Русь намного древнее?

Читайте также:  Кэти из угрюм реки героиня

Виктор, прочитал ваши измышления по поводу пути «Из варяг в Греки» и первый мой вам искренний совет — не читайте Лихачёва. В интернете есть оригинал Летописи почти по всем спискам от Лаврентьевского до Типографсикого. Постарайтесь прочитать сами.

Теперь география. Рек под названием Двина только две — Западная и Северная. То, что в Летописи сказано, что река течёт на север, так и Волга в Летописи течёт на восток. И что? А то, что это не повод для придирок. Все прекрасно знают куда течёт каждая из этих рек. Так что подменять Двину рекой Великая. Извините меня, это уж слишком.

Что касается самого пути. Вы, конечно, сейчас усмехнётесь, но. так всё и было, как написано в Летописи. Просто летописец не всё описывал досконально до ручейка, до бугорчика, а дал общую схему пути. Ведь ежу понятно, что следуя только по Варяжскому, то бишь Балтийскому морю ни в какой Рим и ни к какому Царьграду не доплывёшь. Другой вопрос, если выйти через Датские проливы в Северное море, пройти проливами между Францией и Англией, обогнуть Испанию, пройти Гибралтаром, войти в Средиземное море и только тогда попадёшь и в Рим, а от туда и к Грекам в Византию. Но с географией в Средние века не всё и не у всех было на высоте. Каждый писал так, как себе представлял. Поэтому Варяжское море у летописца есть как бы обобщённый образ всего того, о чём я сейчас написал. Всё реально и без всяких фантазий.

Теперь, что значит «Из Варягов»? Летописец не указывает конкретно от каких варягов, но даёт привязку — Варяжское море. Следовательно Варяжское море и есть отправной и заключительный пункты пути.

Полностью этот путь дан у меня в книге и здесь в рецензии я описывать не буду. Вам же желаю удачи в вашем поисковом деле. Ошибаться может любой человек, важно уметь признавать свои ошибки.

В XIX веке был такой ученый, как Барсов, который тоже считал, что Варяжское море — совокупность морей вокруг всей Европы. Так что действительно можно доплыть из Варяжского моря в современное Средиземное море. Ещё один (не помню фамилии) считал, что варягоруссы живут на побережье . современного Черного моря.

Географические взгляды 9-ого века — это долго копать надо. Но можно. Смею уверить Вас, что докопался.

Уважаемый, Виктор! О Барсове, если честно, не слышал. ТО, о чём я написал, это чисто мои умозаключения, основанные на внимательном прочтении ПВЛ. Что касается варягорусов Причерноморья. скажем так, хорошо, что Вы не помните этого автора. Чтобы так говорить надо очень хорошо себе представлять, кто такие варяги и кто такие — Русы. Если с варягами мы с вами сошлись в одном мнении и оно правильное, то с Русами до сих пор учёный мир разбирается. Я лично докопался. Причём совершенно случайно. И кто такие Русы, которые пришли в Приладожье, и откуда они пришли, и что означает слово — Русь (Рось)

Ну что же, придется ждать Вашу книгу.
Надеюсь, что автор — Сергей Вишнев. Или псевдоним?

Да, насчет варягоруссов на Черном море. Прочитал об этом у такого норманиста, как Петрухин.

Да, ладно. Петрухин так прямо и сказал. Впрочем, неонорманисты мне также глубоко не симпатичны, как и неоантинорманисты. Так что — ну их. Есть два пути, по которому можно следовать. Одно из них прозвучало в мультике «Маугли» — «А мы пойдём на Север!». Другой путь определил для себя молодой Владимир Ульянов(Ленин) — «Мы пойдём другим путём». Я определил свой путь по принципу «Платон мне друг, но истина дороже».

Я начинал свой путь как ярый норманист и к тому были причины. Но, по мере того, как я углублялся в предмет, классический норманизм сильно, не то чтобы пошатнулся, а сильно упал в моих глазах. Поэтому на сегодняшний момент я могу сказать про себя — я умеренный норманист. С классической версией норманизма в корне не согласен.

Что касается антинорманизма, к этим ребятам я даже простого уважения не испытываю. Впрочем, нет. В.В.Фомина я читал. Толковый дядька. С уважением отношусь к Светлане Жарниковой. Жаль, что её нет сегодня с нами. Умная женщина.

Я — Сергей Вишнёв. Если полностью — Сергей Григорьевич Вишнёв. На моей страничке ест моё фото и коротенький рассказ о себе.

Что-то я всё » Я.Я.Я. » Извините за туфтологию и не примите за самовозвеличивание. ))

Добрый день, Сергей Григорьевич!
Буду краток:

«Афетово бо и то колѣно Варѧзи Свеи Оурмане [Готе] Русь . Агнѧне Галичане Волъхва Римлѧне Нѣмци Корлѧзи Веньдици Фрѧгове и прочии доже присѣдѧть ѿ запада къ полуночью и съсѣдѧтьсѧ съ племѧнемъ Хамовъıм».
(Точка между словами Русь и Англяне — Ваша? В конце цитаты — моя.)

Мой перевод:
«Афетовым коленом являются и варязи: свеи, урмане, гьте, русь, англяне. Галичане, волхи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, генуэзцы и прочие так же живут от запада к полуночи и соседят с племенем Хамовым.»

Добрый день, Виктор!
Я не знаю кто вы по определению — норманист или антиноранист, но то, что вы вполне адекватный человек, это я вижу. И это радует. Я опасался, что вы примите перевод Д.С.Лихачёва и поставите двоеточие после слова «колено», что привело бы к искажённому пониманию, что Варяги есть тоже некое племя. Увы, но многие исследователи, полагаясь на перевод Дмитрия Сергеевича именно так и считают.

По поводу моей книги. Я пришёл к решению, что некоторые главы буду печатать на этом сайте. Первая часть под названием «Варяги» опубликована мной на платформе сайта «LiveJournal» в моём блоге. На сайтах «ОК» и «Фэйсбук» есть мои группы, где главами выложена первая часть книги. Если есть желание, можете ознакомиться.

Точка не моя. В интернете есть в нескольких вариантах ПВЛ по Лаврентьевскому списку. Вот оттуда фраза и взята. Но, поскольку там идут всякие сопутствующие знаки, то, чтобы передать фразу в чистом виде пришлось пропустить её через пайнт.
Таким образом я вставляю отрывки и фразы из Летописи в свою работу. Точку между словами я просто упустил из виду. Не обращайте внимания.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Adblock
detector