Меню

Что такое паромы в рассказе васюткино озеро 5 класс

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»: описание, герои, анализ рассказа

Историю о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.
Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано – в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Астафьев. Краткие содержания произведений

  • Ангел хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Белогрудка
  • Бойе
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Капалуха
  • Капля
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Легенда о стеклянной кринке
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Монах в новых штанах
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Стрижонок Скрип
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Главный герой

Василий Шадрин – обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Главные герои

В произведении один центральный персонаж. Но и остальные имеют значимость. Во время прочтения читатель встретится с разными героями.

  • Вася Шадрин. Именно этому мальчику посвящена история. Это обычный ребенок, который учится в сельской школе. Мальчик озорной и любопытный в меру своего 13-летнего возраста. Несмотря на небольшой возраст, герой уже закален жизнью в тайге.
  • Папа Григорий Афанасьевич. Работает бригадиром рыбоведческой бригады. Является примером для своего сына
  • Мама Анна. Заботливая и внимательная женщина, которая любит свою семью.
  • Дедушка Афанасий.
  • Дядя Коляда. Старшина рыбоведческого бота.

Все действия разворачиваются около мальчика Васютки. Произошедшая с ними история сильно сказалась на жизни мальчика.

Анализ рассказа

Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.

Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа – это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.

Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.

Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности – вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.

Тема: Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

  • название учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа села Ягодного

  • вид и название методической продукции: Лучший конспект учебного занятия
  • кому адресуется : учащиеся 5 класс
  • составитель или автор Краснопёрова М. В.
  • дата издания. 2020 год

Тема:
Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
(Урок анализа первоисточника)

— анализ рассказа В. П.Астафьева «Васюткино озеро», углубление и расширение знаний учащихся по творчеству В. П.Астафьева;

— научиться анализировать текст, умения работать со словарной статьёй, ресурсами Интернета;

— формирование уважительного и бережного отношения к природе; воспитание вдумчивого читателя. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.

Методы (приёмы) и формы работы на уроке:

  1. Работа в группах (в сотрудничестве).
  2. Индивидуальная работа учащихся (личностно-ориентированный подход) + разноуровневые группы + каждый в группе отвечает за свою часть.
  3. Элементы исследовательской деятельности учащихся (сравнение, анализ, рефлексия, гипотеза, логика изложения материала).
  4. ИКТ (интерактивная доска; самостоятельная работа учащихся , презентации).
  5. Аналитический пересказ; пересказ, близкий к тексту.
  6. Элементы фронтальной работы.
  7. Языковой анализ текста (элементы).
  8. Чтение карты (условные обозначения; знание знаков и умение их читать).

, презентация к уроку.

I. Эмоциональный настрой

— Добрый день, ребята, уважаемые гости, рада видеть вас на уроке.

(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» — «Осень»)

— Ребята, нет человека, которому не был бы интересен мир живой природы. У нас вызывает восхищение танец глухаря на току, на нас нагоняет страх темный лес, зеркальное отражение глади озера завораживает, рыба, плавающая у берега, приводит в восторг. Человек и природа – вечная тема творчества, о которой говорили и будут говорить писатели и поэты. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.

II. Организационный момент

— Цель нашего урока доказать:

человек и природа едины в этом мире. Доказать, что уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

Слово про карты. Класс разделён на 3 группы: литераторы, художники, географы. На протяжении урока каждая группа работает по картам и в конце урока проводится обобщение и защита своих работ. ( Приложение №1)

III. Вопросы беседы

1)Итак, кто же главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро

2) Какое место занимал Васютка в бригаде? Какое было у него дело?

3) Васютке нравилось бродить по тайге… А что такое тайга? Давайте найдём значение слова по словарю. У каждой группы словарь.

(запишите слово тайга в словарь).

ТАЙГА
СЛОВАРЬ Слайд
Скажите, а какое время года описывает автор (даже месяц указан)? ( до первого сентября оставалось 9 дней)

4) Итак, в очередной раз Васютка собирается за шишками. Прочитайте,

как об этом рассказывает В. П. Астафьев.
Стр.127
5) Как Васютка относится к взрослым, почему не стал спорить с матерью? Работа с афоризмом.

Некоторые неписаные законы твёрже писаных. Сенека
( Запись на доске)
(Он не отступает от закона,

который помогает жить человеку – слушай старшего, более опытного человека).

— Какой самый первый закон мы должны соблюдать , когда собираемся в тайгу.

Записываем в тетрадь 1 ЗАКОН.
Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

6)Что такое затеси?

З) Зачем в таёжном лесу нужны затеси?

ЗАТЕСИ Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям СЛОВАРЬ

1 Сообщение учащегося.

Затеси – сама по себе вещь древняя и ведомая многим – это зарубка, стёс, сделанный топором или каким-то острым предметом на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты до меты, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникала заимка, затем село и город. В разных концах России меты называют по-разному: зарубы, затесины, затеси.

— И только ли таёжная дорога начинается с затесей?

Любая тропинка, любая дорога, любой, всякий путь человека по большой жизни начинается с Затесей (заруби себе на носу, завяжи узелок на память). Как вы понимаете эти синонимические фразеологизмы? В конце урока мы с вами и посмотрим, что же мы завяжем в узелок и зарубим на носу.

По затесям пойдут другие люди. Вот он, ребята , 2 ЗАКОН.
Записать закон в тетрадь.
(закон взаимопомощи: сделав затесь на дереве, один человек поможет найти дорогу другому.)

— Весело посвистывая, шёл наш Васютка по тайге, пространно рассуждая о дороге, о всяких таёжных разностях.

— Кто прервал рассуждения героя? Работа со словарём. ( Кедровка)

Как Васютка относится к этим птицам? А какую пользу приносит кедровка лесу? Слайд

(На экране появилась птица кедровка). Вот так она выглядит.

— Васютка прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Почему наш путешественник не сделал настоящего выстрела?

— Как вы думаете, какой закон природы не нарушил Васютка? Запишите, пожалуйста , его в тетрадь, а в конце урока мы проверим, все ли таёжные законы вы знаете.

(Настоящий охотник бесполезных выстрелов не производит.)

Вдруг впереди что-то захлопало


Слайд
— Что привлекло внимание нашего собирателя шишек?

(Хлопанье крыльев глухаря)

Глухарь – красивая, умная птица

— Расскажите, чем закончилась встреча с глухарём. Какой способ знал Васютка, чтобы перехитрить птицу и выйти из схватки победителем?

— Васютка добыл дичь, или трофей, как говорят охотники. Зачитать. Стр. 130

… « Теперь всё – догоню…..

Давайте запишем это слово в словарь: ТРОФЕЙ -охотничья добыча СЛОВАРЬ

— Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывая, пел, что на ум приходило. Вдруг спохватился… О чём спохватился Васютка ? ( Где же затеси?)

— Почему мальчик попал в беду, какой закон природы нарушил?

(Идти по проложенному пути, от затесей не отступать.)

Попытаемся понять Васютку. Монолог «А я заблудился». ( Текст на стр. 131

). Как бы вы повели себя в такой обстановке?
(Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка?» )
— На какие черты характера Васютки обращает наше внимание автор?( ….. Вот вам и 4 закон

. Запишите его в тетрадь) Слайд

Работа по картам. Записать приметы

. (Литераторы работают на д художественными средствами языка ( Отрывок –описание тайги), художники рисуют иллюстрацию к понравившемуся сюжете, географы работают по карте.)

Читайте также:  Какое башкирии голубое озеро

— Почему так настойчиво мать приказала Васютке взять с собою хлеб? Вспомните, какие обычаи, приметы, связанные с хлебом, вы знаете?

2 сообщение учащегося.

Хлеб – всему голова. Хлеб – традиционный символ народной культуры. Не только главная пища русского человека, он, хлебушко, обладает особой силой, которая приписывалась ему нашими предками.

Считалось, что, наделяя человека хлебом, Господь определяет его судьбу и долю, поэтому от характера обращения с хлебом зависели жизненные успехи и неудачи. С представлениями о связи хлеба с Богом и счастливой жизнью связаны и обычаи благословения человека в особо ответственные периоды его жизни не только иконой, но и хлебом.

— Какие меры принимал мальчик, думая, что быстро выберется из сложившейся ситуации?

— Но выхода не было!

— Какое чувство охватило Васютку?

— С каким насекомым сравнивает Виктор Петрович Астафьев нашего путешественника, чтобы передать те чувства, что испытывает он, заблудившись.

— Обратим внимание на экран. Да, действительно, попав в таёжный лес, ощущаешь себя песчинкой в огромной вселенной, мухой в паутине.

-Ребята , какой вы представляете себе непроходимую тайгу?

— «Будь, что будет»,- отрешённо подумал Васютка. Но какие слова деда и отца заставили припомнить всё, что знал наш герой, чтобы выжить в тайге? Слайд ( костер)

— Как Васютка готовился к ночи в таёжном лесу?

— Кого Васютка просит о помощи, обращаясь со словами… (белку)

— Почему мальчик обращается со словами к этому симпатичному существу?

(Человек и природа едины. Попав в беду, он ищет защиты у природы).

… Тайга…Тайга… Без конца и без края…

— Васютка отыскивает глазами жёлтую полоску лиственничка среди неподвижно зелёного моря.

— Для чего мальчик искал именно полоску лиственничка? ( Лиственник растёт по берегам рек)

— Нашёл Васютка водоём — Енисей? (Нет) А что? (Озеро.)

— Каким видится озеро автору, Слайд

— Как готовится Васютка к ночёвке у озера, о чём и о ком были его мысли? (Чтение отрывка). Стр.138

. Но не удалось вырваться из лап природы и пришлось вне дома провести 3-ю ночь.

— Какой была эта ночь?

— Что (очень важная деталь) освещает все ночи надежды Васютки, что он найдет дорогу домой? (Костёр)

— пофилософствуйте, почему автор символом надежды выбрал образ костра.

— Но вдруг настроение Васютки меняется. Почему герой так обрадовался найденному трофею? ( убитая утка – тягун – озеро проточное

— Вода проточная – один шаг к спасению; заметя бороздку, герой понял, что он на правильном пути
).
— Именно этот огонь надежды позволил Васютке найти Енисей.

— Теплоход не помог горю Васютки. Слайд

4-ю ночь пришлось провести на берегу Енисея. Она было самой трудной. Почему?

Работа по картам.

( Записать породы рыб)

— И всё-таки удача улыбнулась Васютке, бот «Игарец» спас нашего героя, и именем Васютки назвали озеро.

— Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбные места». А ещё почему? Слайд

(Вспомним жизненную ситуацию: 1 июля 2013 года в поселки Гарь заблудился мальчик в тайге.)

3 с ообщение учащегося. История о заблудившемся мальчике.

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка Рома борются за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь

считал:
“Пути не открываются перед теми, кто не борется”.
Слайд

Но не только самообладание помогло Васютке и мальчику Роме. Что же еще?

(Васютку поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадывать тайны природы и знание законов тайги.)

— Ребята , а теперь давайте посмотрим, какие таёжные законы вы записали.

(Опрос по записям в таблице.)

Если ты заблудился. ПАМЯТКА

  • Не паникуй, успокойся.
  • Прекрати бесполезное движение,
  • Осмотри место, где находишься.
  • Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
  • Разожги костер, приготовь пищу.
  • Подготовь из веток, травы место для ночлега.
  • Спокойно ожидай спасателей, родственников.
  • Работа с таблицей. ( Географы, литераторы, художники)

— Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

(Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.)

Природа – открытая книга
Слайд
“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)

Природа – мать, кормилица

Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой”

Он учился жить с природой в единстве, быть частью её; соблюдать и уважать её законы, потому и нашёл озеро, оставив память о себе навсегда.

Ребята , а какие легенды вы знаете о нашей местности.

4 , 5 сообщения учащихся ( Легенда о реке Яе и об образовании села Цветковка)
Слайды
— Я желаю вам, чтобы каждый из вас нашёл свой правильный путь в жизни и открыл, пусть небольшое, но своё озеро, чтобы в вашем сердце никогда не угасал костёр надежды, чтобы вы понимали, что человек и природа едины в этом мире. Только уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.

Из общения с природой Васютка вынес столько света, сколько он захотел, и столько мужества и силы, сколько ему было нужно.
-Почему отражение в Енисее удивило Васютку?
(

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь — любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине. Безусловно, в этом нас убедил рассказ.)

В начале урока мы с вами говорили о затесях и о том, что же мы «завяжем в узелок» и зарубим на носу.

Работа по картам. Защита работ . ( Записать какие уроки извлекли из рассказа)

Заключительное слово учителя

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется, пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава —

Васюткиного озера сияние!

IV. Итог урока. Домашнее задание

1.Письменно ответить на вопрос» Чему меня

научил рассказ В. П. Астафьева “Васюткино озеро”?”

2. Если с вами тоже произошёл какой-либо необычный случай, когда пришлось проявить выдержку, смелость, смекалку, напишите об этом рассказ

3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу “Васюткино озеро” ( Слабые учащиеся)

Источник

Литература. 5 класс

Конспект урока

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • рассказ о жизни и творчестве В.П. Астафьева;
  • анализ сюжета рассказа «Васюткино озеро»;
  • работа с языком художественного текста.

Автобиографическое произведение – произведение, в котором есть отсылка к фактам из жизни писателя.

Метафора – сравнение, построенное по принципу сходства двух предметов, но без использования сравнительных союзов «как», «словно», «будто» (пахучий мякиш тишины).

Рассказ – художественное произведение небольшого объёма, в котором идёт повествование о каких-либо событиях.

Сравнение – описание предмета через сравнение его с другим с помощью сравнительных союзов «как», «словно», «будто», «точно».

Эпитет – определение, помогающее выделить данный предмет из ряда других. Имеет переносное значение (золотой месяц, драгоценный человек).

Изморось – очень мелкий, моросящий дождь.

Телогрейка – зимняя рабочая верхняя одежда, стёганая ватная куртка с хлястиком и застёжкой на пуговицах.

Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», – говорит один из героев. Значит не везёт.)

Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.

Бурелом – деревья, поваленные бурей.

Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Затесь – зарубки на стволах деревьев.

Перемёты – ловушки для рыб, которые ставят поперёк течения реки.

Тенёта – паутина, сеть для ловли животных

Тягун – подводное течение.

Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин – Москва, Просвещение, 2013, стр. 303 (с илл.)

2. Астафьев В. П. Васюткино озеро. М., 2002. Электронный ресурс: http://www.serann.ru/text/vasyutkino-ozero-8777

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное».

Так начинается рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро».

Произведение это было написано Астафьевым в 1952 году, а опубликовал его автор только спустя четыре года. Интересно, что прежде чем написать рассказ, Астафьев рассказал эту историю в своём школьном сочинении. Правда, тогда, это была история не Васютки, а самого Виктора. Так как, именно он заблудился в тайге, но смог сам выйти к людям.

Каков сюжет рассказа?

Мальчик Васютка 13-ти лет от роду добывает кедровые орехи. Но вблизи жилья кедры уже все обобрали, и подросток решает отправиться в лес.

Вспомните волшебные сказки. Обычно у героев, попадающих в сложные ситуации, всегда были волшебные помощники или чудесные предметы.

Вот старинная сибирская традиция: «Идёшь в лес – возьми с собой еду и спички». Недаром мама Васютки напомнила ему об этом: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать».

Не вспоминается ли вам скатерть-самобранка?

Приметы, которые знал Васютка, тоже помогли ему не пропасть в тайге.

Например, затеси на деревьях помогали ему не сбиться с пути. Но, отвлёкшись на глухаря, мальчик всё-таки заблудился.

Но Васютка проявил смекалку и знание таёжных законов. Вспомните эпизод с глухарём: «Вдруг он вспомнил, что глухаря часто берут с собакой. Охотники рассказывали, что глухарь, сидя на дереве, с любопытством смотрит вниз, на заливающуюся лаем собаку, а порой и подразнивает её. Охотник тем временем незаметно подходит с тыла и стреляет. Васютка же, как назло, не позвал с собою Дружка. Обругав себя шёпотом за оплошность, Васютка пал на четвереньки, затявкал, подражая собаке, и стал осторожно продвигаться вперёд. Глухарь замер, с любопытством наблюдая эту интересную картину!»

Как и в волшебной сказке встречает наш герой и других животных, которые могли бы ему помочь. Белку, например, и обращается к ней: «А я вот заблудился. Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная!»

Во всех сказках, несмотря на волшебных помощников, герой сам отличается сообразительностью и смекалкой.

Читайте также:  Набоков облако озеро башня конспект

Какая же сказка без волшебника?

А может быть, его дедушка как волшебник помогает герою? Ведь именно его слова постоянно вспоминает Васютка, уроки дедушки помогли мальчику выжить в тайге.

В сказках героя всегда ждёт награда за проявленные способности. Вот и Васютка благодаря свои стараниям был вознаграждён: и жив остался – после 4-х дней в тайге он вышел на берег Енисея, где его подобрал бот, и озеро нашёл (почти волшебное), в котором было много рыбы.

Помните, с чего мы начали урок? С рассказа о сочинении Астафьева, которое потом стало литературным произведением. Такого рода произведения называются автобиографическими.

Васютка же в рассказе дальше Енисея ещё никогда не бывал и видел только один город – Игарку. А ему так много хотелось узнать и увидеть, и мы уверены, его мечты осуществятся, потому что он настойчивый и находчивый мальчик.

А заканчивается этот рассказ так: «С тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро… На районной карте появилось ещё одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами: «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка. Может, видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером».

Теоретический материал для углублённого изучения

«В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей».

Вот так описывает Виктор Петрович Астафьев историю создания своего рассказа.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Под каким названием было напечатано сочинение В.П. Астафьева в школьном журнале?

Чтобы ответить на это вопрос, необходимо обратиться к дополнительному материалу об истории создания рассказа. В школьном журнале рассказ был опубликован под названием «Жив».

Установление соответствий между элементами двух множеств

Сопоставьте реплики героев и их имена.

Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать.

Ффу-ты, чёрт! Где же затеси?

Раз уж такое дело, не надо было метаться. Нашли бы тебя скоро. Ну да ладно, дело прошлое. Мука – вперёд наука.

Оце тоби и ну! Лягай давай спать, горе ты моё гиркое.

Чтобы выполнить это задание, необходимо при чтении текста обратить внимание на речевую характеристику персонажей рассказа.

Стоит вспомнить также, о чём могли говорить герои рассказа.

«Не разговаривай! На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать», – именно так давала наставления Васютке его мать в начале рассказа.

«Ффу-ты, чёрт! Где же затеси?» – так ругался Васютка, когда заблудился в тайге. Мы же помним, что ориентировался он по затесям.

«Раз уж такое дело, не надо было метаться. Нашли бы тебя скоро. Ну да ладно, дело прошлое. Мука — вперед наука», – речь деда Васютка всегда была насыщена поговорками. И именно дедушка давал Васютке наставления по выживанию в тайге.

«Оце тоби и ну! Лягай давай спать, горе ты моё гиркое», – дядя Коляда разговаривает на смеси русского и украинского языков. Поэтому именно ему принадлежат эти слова.

Источник



Анализ художественного текста по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». 5-й класс

Презентация к уроку

Цели урока: (слайд 2)

  • Способствовать формированию умения анализировать художественный текст; развитие внимания к тексту.
  • Формирование навыков самообладания, умения справляться с трудными жизненными ситуациями.
  • Воспитывать нравственные качества: любовь и к природе, внимательное и вдумчивое отношение к ней, забота о близких.

Задачи урока: (слайд 3)

  • Учить работе с изобразительно-выразительными средствами языка, помогающими понять сюжетную основу произведения.
  • Анализ эпизодов рассказа, описывающих переживания Васютки, осмысление их психологической составляющей как попытки перебороть свой страх.
  • Словесное рисование эпизодов рассказа, раскрывающих внутренние переживания мальчика с использование образных слов и выражений из текста
  • Учить умению делать выводы, производить рефлексию по прочитанному произведению.

Техническое обеспечение урока: медиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку.

1. Организационный момент.

2. Чтение и обсуждение эпиграфов. (слайд 4)

Природа –не только источник жизни. Она и воспитатель души.
Мир природы всегда отражает мир человека.
Природа — одна для всех. Она нужна всем.
В.П. Астафьев

2.1. Вступительное слово учителя: (слайд 5)

Виктор Петрович Астафьев – писатель, который пишет “для детей и о детях”. Он любим разными поколениями людей. В своих произведениях он глубоко исследует внутренний мир человека на переломе жизненных обстоятельств. Автор показывает нам, как человек, попадая в невообразимо сложные перипетии жизни, испытывая страдания, изо всех сил сопротивляясь невзгодам, все-таки побеждает.

2.2. История появления рассказа “Васюткино озеро” (работа со слайдом 6)

3. Этап открытия новых знаний.

1. Аналитическая беседа по прочитанному:

Чтение отрывка из рассказа (слайд 7)

“Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем!”

Учитель: Есть много географических мест, улиц, школ, названных именами некоторых людей. Что это за люди, что же такое они совершили? А в нашей местности имеются такие места, названные именами чем-то выдающихся людей.

(Да, вот наша школа носит имя выпускника Валерия Маскина, есть улицы, названные именами легендарных людей: улица Ворошилова, улица Чкалова, Чапаева и др.)

— А обыкновенный мальчик? Что такого он должен был совершить, чтобы его именем назвали озеро? (высказывания ребят) (слайд 8)

— Мы пойдем по пути Васютки, чтобы понять, что пережил мальчик, заблудившийся в тайге, но не раскисший, не растерявшийся, не потерявший веры в себя.

— Можно ли понять, как автор относится к главному герою, прочитав название рассказа? (Да, ласково, с любовью- “Васюткино”. Сразу понятно, любит своего героя.)

— Каким было занятие Васютки у рыбаков? (Снабжал их кедровыми орехами: “Охота ведь рыбакам пощелкать вечером”.)

— Как же он выглядел, когда в очередной раз пошел за орехами?

(“Похожий на коренастого, крепкого мужичка”). Какие слова в этом портрете вселяют уверенность, что все с маленьким героем будет хорошо?

— Почему был заведен такой строгий порядок: “идешь в лес- бери еду, бери спички”?

(В тайге все может случиться.)

— А каким чувством веет от наказа матери? (Заботой, тревогой. “Ты от затесей далеко не отходи – сгинешь”.)

— Что такое “затеси”? (Зарубки на деревьях). (слайд 9)

— Мы знаем, что тропинка в тайге начинается с затесей. Она появляется тогда, когда по ней пройдут многие люди, потрудятся, прошагав, приложив усилия.

— А как вы думаете, какой литературный прием применяет автор, когда пишет: “лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия”? (Сравнение)

— А у человека отчего бывают морщинки? (Они появляются, когда человек много поживет, многое увидит и испытает.) (слайд 10)

— Ребята, а только ли в тайге нужны “затеси”? Где еще?

(Затеси – ориентиры, они нужны в жизни, чтоб не потеряться, не сбиться с хорошей дороги.)

4. Художественное чтение отрывка “Как Васютка заблудился и его анализ”.

1. А теперь давайте посмотрим, почему сбился с пути Васютка?

(Он увлекся охотой за глухарем, забыл о затесях, потерял их.)

“Он посмотрел кругом. Деревья ничем не отличались от тех, на которых были сделаны зарубки. Лес стоял неподвижно. тихий в своей унылой задумчивости, такой же редкий . полуголый, сплошь хвойный. Лишь кое-где виднелись хилые березки с редкими желтыми листьями. Да, лес был такой же. И все же от него веяло чем-то чужим.

— Когда он окончательно понял, что заблудился. (Когда увидел попавшую в тенета муху.

И опять очень образное сравнение и использованный литературный прием –сравнение).

2. Чтение и анализ отрывка. (слайд 11, 12)

“Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный охотник-паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет- убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушки бросил. Попалась в него сытая крупная муха-плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенета. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!”

— До каких пор длилось его оцепенение? (До тех пор, пока Васютка не услышал какой-то таинственный шорох и бросился бежать.)

— Какие чувства испытал Васютка, поняв, что он окончательно заблудился? (Отчаяние. “Будь, что будет, — отрешенно подумал он.)

— Что он вспомнил, что заставило его действовать? (“Тайга”, наша кормилица, хлипких не любит!”)

— Ребята, что значит хлипких? Давайте подберем синонимы к слову “хлипких”. (слайд 13)

— Помните, когда вы читали рассказ, вы узнали, что Васютка все умел, знал, как вести себя в тайге, что делать. Еще бы! Ведь он внук и сын таежников, охотников, рыбаков. А как ему было страшно! Как он испугался корня-выворотня! Да и как было не испугаться такого чудовища!

— Ребята, а если бы он ничего не знал и не умел? (Пропал бы, сразу пропал. Главное – не терять присутствия духа!)

3. Сравнение двух эпизодов. (слайды 14, 15)

— А теперь давайте посмотрим, как описана пробудившаяся тайга.

Чтение и анализ 1 эпизода.

Кедровки кричали

Желна заплакала

Синички потрошили, попискивая

Белка пронеслась, всполошено цокая

Уставилась на Васютку

— Зачем в таком маленьком кусочке текста столько глаголов? (Глагол обозначает действие, движение, в данном случае с помощью глаголов автор показывает картину пробуждения тайги).

2 эпизод. Какой же увидел тайгу Васютка, забрвшись на высокое дерево? (Чтение отрывка : Тайга. Тайга. )

— Обратим внимание на эпитеты — красочные определения.

Тайга – молчаливая, равнодушная, казалась огромным, темным морем.

Облака редкие

Проемы голубые

Ватой спрессованной

Ложились на тайгу

— Здесь их очень много, потому что это описание. Писатель хотел подчеркнуть с их помощью величие природы.

4. — А теперь среди этих красочных определений найдите то, которое помогает нам понять отчаяние Васютки? (слайд 16)

Источник

Анализ рассказа Астафьева Васюткино озеро 5 класс

Очень краткий пересказ произведения «Васюткино озеро» Астафьева

Рассказ знакомит читателя с подростком Васюткой, который по неосторожности заблудился в лесу. Мальчишка справился со своими страхами, смог найти небольшое озеро, а затем вышел по ручью к реке, где его подобрали взрослые. Озеро, до этого дня неизвестное никому, впоследствии назвали именем маленького героя — Васюткиным.

Краткая характеристика Васютки — главного героя рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

13-летний Вася Шадрин учится в простой деревенской школе. В меру озорничает, склонен прихвастнуть. Характер главного героя закалён таёжной местностью, сибирскими обычаями, привычками немногословных, трудолюбивых и морозостойких сибиряков. Васютка уверен в себе и считает себя вполне самостоятельным и взрослым человеком.

Автор не даёт прямой характеристики своему герою, он постепенно раскрывается перед читателем в развитии сюжета рассказа. Оказавшись в пугающем положении заплутавшего в лесу ребёнка и прекрасно понимая возможные последствия, мальчишка не растерялся, а нашёл в себе мужество для правильных действий. Он проявил смекалку, рассудительность и смог выбраться к людям. А оказавшись в безопасности, он не забыл рассказать о своём удивительном открытии — небольшом рыбном озере, о существовании которого местные жители не подозревали.

Читайте также:  Самые крупные озера россии география

Васюткино озеро — краткое содержание

Васютка – тринадцатилетний паренек, сын начальника рыбацкой бригады. В конце лета было много дождей, и бригада отца вынуждена спускаться все ниже и ниже по Енисею: рыба ушла на глубину. Скоро мальчика снова ждет школьная жизнь, но пока он помогает отцу, деду и развлекает рыбаков, собирая им кедровые шишки в тайге.

Мальчик ходит невдалеке от рыбацких избушек, замечая затеси на кедрах, зарубки, которые оставили люди, чтобы не заблудиться. Каждый день мать дает ему с собой хлеб, но Васютка неизменно приносит его домой. Он сердится: зачем ему краюшка, если он все равно далеко не уходит? Но таков старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички.

Однажды, собирая шишки, Васютка замечает глухаря. Никогда еще ему не удавалось подстрелить эту ценную птицу. Он стреляет по ней из своего легкого ружья, но только ранит, и глухарь уходит все глубже в лес. Возбужденный Васютка бежит за ним, а когда добывает птицу, понимает, что затесей на деревьях нет. Мальчик заблудился.

Спички, теплый ватник и подстреленный глухарь (хлеб Васютка не решается трогать, пока есть мясо) помогают ему скоротать первую ночь. Лежа на лапнике, мальчик борется со страхом. Взобравшись на высокое дерево утром, он видит, что до горизонта раскинулась хвойная тайга, а берегов Енисея, обрамленных лиственником, не видно. Васютка решает идти на север: через 100 км начнется тундра, где проще быть замеченным. Вечером второго дня мальчик выходит на берег озерца. Он видит стаю уток, но также обнаруживает необычную белую рыбу, которая водится только в проточной воде. Радость настигает его: будь в озере протока, она могла бы вывести к Енисею!

«Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озерах будто бы водится белая рыба, но озера эти должны быть или были когда-то проточными…»

надежды Васютки

Усталость отвлекает его от мечтаний: протоки может и не быть, и, подстрелив трех уток, Васютка остается ночевать.

Туманным утром мальчик идет по берегу озера, оказывается, оно намного больше, чем он думал сначала. С удивлением Васютка замечает, что утка, которую он подстрелил и не достал из воды вчера, отнесена на другой край озера. Был туман и безветрие, значит, в озере есть течение. Взволнованный, Васютка обнаруживает желанную протоку, дело за главным: она не должна вести к другому озеру. Идя вдоль речки, мальчик выбивается из сил. Он съедает последний хлеб, спичек остается только четыре. Васютка ночует на берегу протоки.

На рассвете он слышит пароходный свисток вдали. Мальчик бежит из последних сил, и оказывается в устье протоки:

«Неожиданно лес расступился, открыв перед Васюткой отлогий берег Енисея. Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река!»

Васютка выходит на берег Енисея

Мальчик видит пассажирский пароход, но тот проходит мимо. Затем, уже в темноте раздается звук мотора – это идет рыболовецкий бот. В отчаянье он подбрасывает дров в костер и зовет на помощь: пламя и крики привлекают внимание людей, и они забирают Васютку. Оказывается, это артель старшины-украинца, дяди Коляды. Мальчик узнает, что он ушел за 60 км от рыбацкой избушки его отца. Коляда разворачивает бот и отвозит Васютку к родным. Утром пятого дня мальчик возвращается к семье, все счастливы, дед обещает подарить внуку новое крепкое ружье. Васютка рассказывает мужчинам о богатом рыбном озере, и оно вызывает интерес рыбаков. Мальчик отводит их к «своему» озеру, все, в том числе отец, убеждаются в верности его слов. Бригада рыбачит на озере всю осень и зиму. Постепенно название «Васюткино озеро» закрепляется за водоемом. Сегодня под таким названием его и можно найти на карте.

Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» подробно по плану

I. Знакомство с Васюткой

Васютке 13 лет. Он живёт со своими родителями недалеко от Енисея, в таёжной местности. Его отец рыбак.

Лето пролетело незаметно, погода портится, но носу школьные занятия. Взрослые рыболовы заняты починкой снастей, Васютка снабжает их собранными в лесу кедровыми орехами.

II. Васютка идёт в лес за орехами

В очередной раз, пока взрослые были заняты своими делами, Васютка отправился в лес за кедровыми шишками. Мальчишка взял с собой ружьё и, по настоянию матери, хлеб да спички. Васютка шёл по зарубкам на деревьях, чтобы не сбиться с дороги. Набрав достаточное количество шишек, он уже хотел повернуть к деревне, но заметил крупного глухаря. Птицу герой лишь ранил и бросился догонять. Поймав глухаря, он свернул ему шею и понял, что заблудился.

Воспитанный в условиях тайги, мальчик быстро справился с паникой и вспомнил науку взрослых. Заготовил дрова для ночлега, ощипал и приготовил ужин из подстреленной птицы. С рассветом стал искать дорогу домой. Вечером Васютка вышел на озеро, подстрелил уток, обнаружил, что вода богата на рыбу. Мальчик заметил, что в озеро впадает речушка. Он решил подняться по ней, в надежде выйти к реке Енисей. К несчастью, совсем испортилась погода, и Васютке пришлось искать убежище от дождя.

III. Спасение

Утром мальчик развёл огонь, чтобы просохнуть и обогреться. Вдали послышался звук парохода. Васютка отправился к источнику звука. Ему удалось выйти на берег. Вскоре показался теплоход. Дождавшись его приближения, Васютка стал размахивать руками и звать на помощь. Его старания были вознаграждены — его подобрал рыбосборочный катер. Совсем один Васютка провёл в лесу пять дней.

IV. Возвращение домой

Рыбаки накормили мальчика и отвезли к дому. Родные были счастливы его возвращению, ведь его могло уже не быть в живых. Васютка рассказал о своих приключениях и о прекрасном озере отцу. Бригада рыбаков нашла то самое озеро и ему дали название «Васюткино озеро». Рыбы в новом водохранилище и вправду оказалось немерено, и теперь его можно даже обнаружить на карте.

Васюткино озеро подробный пересказ

Для бригады рыбаков настали тяжелые времена. Уровень реки, где бригада занималась рыболовством, поднялся, а вся рыба опустилась на глубину. Позже с южной стороны подул ветер, но, к сожалению, на размерах улова это никак не отразилось. Рыбакам пришлось отойти к низовьям Енисея. Там они нашли пристанище в домике, построенном для ученых, которые проводили в этой местности экспедицию. В этом домике бригада решила ожидать осеннюю путину – сезон массовой миграции рыбы.

Рыбаки коротали время за починкой сломанных снастей, рыбачили переметами, а сын бригадира Васютка ходил в кедрач, а потом угощал собранными орехами рыболовов. Параллельно мальчик просматривал учебники, собирался осенью пойти в школу. Довольно скоро Васютка собрал шишки на кедрах, расположенных поблизости, и решил пойти собирать орехи подальше. Мать собрала сыну узелок, положила туда хлеба и спичек, а мальчишка захватил ружье.

Вначале мальчик шел по кедрачу, ориентируясь по зарубкам, сделанным раньше. Он набрал торбу шишек и решил повернуть обратно, как заметил большого глухаря. Решив его подстрелить, он подкрался и выстрелил, но не убил птицу, а только ранил. Тогда он догнал его и свернул ему шею. Решив, что пора возвращаться, мальчик огляделся, но не увидел знакомых зарубок. Васютка решил воспользоваться известными ему знаками и приметами, но только еще больше заплутал. Мальчику на ум пришли страшные истории о людях, когда-то заблудившихся в тайге, он запаниковал и побежал вперед, не разбирая дороги.

Когда стемнело, мальчик опомнился, немного успокоился и остановился. Он разжег костер с помощью спичек и зажарил глухаря. Всю ночь ребенок вздрагивал от чувства, что кто-то ходит рядом и подкрадывается. А проснувшись, он нашел высокое дерево в округе и залез на него, чтобы понять, где находится Енисей и определить, куда ему идти. Но с высоты дерева он не увидел желтую полосу лиственных деревьев, которые обычно растут вдоль Енисея. Тогда он запасся орехами, рассовав их по карманам, и отправился дальше.

С наступлением вечера Васютке стали попадаться травяные кочки, которые обычно находятся поблизости от водоемов. Но, вопреки ожиданиям, он вышел не к реке, а к озеру. В этом озере просто кишела рыба. Возле водоема находилось много дичи, поэтому мальчик подстрелил уток и решил, что нужно поспать. С наступлением ночи ребенок загрустил и стал вспоминать школу.

Утром Васютка определил, что рыба в этом озере не озерная. Значит, из озера однозначно бежит речка, которая приведет мальчика к Енисею – решил Васютка.

Днем начался дождь. Васютка забрался под дерево, доел хлеб, который приберег напоследок, и уснул, а проснулся с наступлением сумерек. Но дождь продолжался. Ребенок развел костер и услышал гудок. Мимо мальчика проплыл теплоход. Но капитан принял его за местного, и теплоход не остановился.

Ночь прошла под деревом. А проснувшись, услышал шум катера. Мальчик развел костер поярче и стал громко звать на помощь. Его заметили и привезли к родным.

А двумя днями позже мальчик привел бригаду отца к обнаруженному озеру. Вскоре озеро, названное Васюткиным, нанесли на карту.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История создания и основная идея рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

Рассказ «Васюткино озеро» был написан Виктором Астафьевым в 1952 году. История появления на свет этого небольшого рассказа удивительна. Она основана на реальных событиях, которые произошли с самим автором — Виктором Астафьевым. Ещё учась в школе в период летних каникул юный Астафьев заблудился и провёл несколько дней в лесу. Ему удалось выбраться и, когда строгий учитель литературы задал на уроке написать сочинение «Как я провёл лето», Виктор Петрович передал всё, что ему довелось испытать. Педагог был приятно удивлён работой своего ученика, он похвалил его перед всем классом. Сочинению юного Астафьева присвоили название «Жив» и опубликовали в школьном журнале. Когда Астафьев вырос и стал писателем, он вспомнил свой первый рассказ и переписал его, назвав «Васюткино озеро». Таким образом, рассказ можно считать первым достижением известного сибирского писателя.

С самых первых строк автор погружает читателя в красоту и силу сибирской природы. Он вдохновлён ею сам и стремится вдохновить своих почитателей. Как никто другой Виктор Астафьев радеет за любовь и уважение к родным краям, к Родине. Он говорит о важности открытия своего героя, подчёркивает, что его «маленькая» победа залог чего-то большого в будущем. Преодоление трудностей, поиск сил для действий в, казалось бы, безвыходной ситуации, стремление использовать все возможности, чтобы выжить и никогда не унывать — вот чему учит рассказ «Васюткино озеро».

История создания

Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано – в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Источник

Adblock
detector