Меню

Через речку по бревнышку

Картотека подвижных игр
картотека по физкультуре на тему

Плотникова Нина Владимировна

Подвижные игры в группе и на прогулке.

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_podvizhnykh_igr.doc 333.32 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр

Составила: Плотникова Н.В.

Дети бегают по площадке, изображая самолеты (расставив руки в стороны). «Самолеты» не должны сталкиваться и «ломать» крылья. Потерпевшие аварию (столкнувшиеся) подходят к воспитателю, который после «ремонта» вновь отправляет их летать. Игра продолжается 2—3 мин.

«Цыплята и наседка».

Поперек площадки на высоте 40—45 см натягивается шнур. С одной стороны от шнура поле, с другой — двор, на котором находятся цыплята (дети) и наседка (воспитатель). Цыплята прыгают на двух ногах, резвятся. Воспитатель говорит: «Погуляйте, цыплята, в поле, поклюйте зернышки». Дети подлезают под шнур и бегают по полю, клюют зерна (присаживаются на корточки). Через некоторое время воспитатель созывает цыплят на двор: «Цып, цып, цып». Дети вновь подлезают под шнур, стараясь не касаться его. Игра повторяется 3—4 раза. Все дети должны быть в движении.

Выбирается лиса (водящий). Она уходит в угол площадки и в норку, где крепко спит (закрыв глаза). Дети резвятся на площадке, бегая в разных направлениях. Через некоторое время воспитатель говорит: «Лиса проснулась!» Все дети, спасаясь от лисы, бегут в домик (за черту на противоположной от норы стороне площадки). Лиса их догоняет, стараясь поймать (дотронуться рукой). Пойманных лиса отводит к себе в нору. Выбирается новая лиса, и игра повторяется (пойманные в одном повторении не участвуют). В конце воспитатель отмечает самую ловкую лису.

Посередине площадки чертятся две линии (пли прокладываются шнуром) на расстоянии 3—4 м друг от друга. Это дорожка, с одной стороны которой поле, с другой — луг. Воробышки (дети), махая руками, как крыльями, свободно летают над полем. Воспитатель говорит: «Воробышки, спускайтесь на землю и попрыгайте по дорожке!» Дети прыгают на двух ногах через дорожку на луг. Когда все дети окажутся с другой стороны дорожки, воспитатель вновь разрешает летать, не переходя черту. Игра повторяется. В конце воспитатель отмечает лучших воробьев.

На площадке расставляются 3—4 гимнастические скамейки. Дети стоят в колонне — это поезд. По сигналу воспитателя он трогается с места, проезжает один круг по площадке, потом по мостикам -^ по бревну, гимнастическим скамейкам. Проходя по мостикам, дети двигаются боком. Так повторяется 3—4 раза, но ведущий (паровоз) каждый раз меняется. В конце воспитатель отмечает лучших.

На площадке расставляются 3—4 гимнастические скамейки. Дети стоят в колонне — это поезд. По сигналу воспитателя он трогается с места, проезжает один круг по площадке, потом по мостикам — по бревну, гимнастическим скамейкам. Проходя по мостикам, дети двигаются боком. Так повторяется 3—4 раза, но ведущий (паровоз) каждый раз меняется. В конце воспитатель отмечает лучших.

«С бережка на бережок».

Посередине площадки на землю кладется шнур — это ручеек. Дети идут в колонне, подходят к ручейку и становятся на одном его берегу. Воспитатель предлагает попрыгать с бережка на бережок и предупреждает, что прыгать нужно очень хорошо, иначе можно попасть ногами в ручей. Дети с места толчком двух ног перепрыгивают ручей по 5—6 раз туда и обратно. Воспитатель останавливает детей, называет хорошо выполнивших упражнение. Игра повторяется еще 2—3 раза.

Дети размещаются вокруг воспитателя в одном углу площадки, присев на корточки. Это самолеты на аэродроме. По сигналу воспитателя (флажку, хлопку, удару в бубен) самолеты друг за другом отправляются в полет и летают (медленно) в любых направлениях по площадке, стараясь не задевать друг друга крыльями (вытянутыми в стороны руками). По сигналу самолеты заходят на посадку и занимают место на аэродроме. В конце игры отмечаются лучшие, ни разу не сломавшие крыло. Игра повторяется 3—4 раза.

На площадке недалеко от гимнастической стенки бегают дети — это птицы. Воспитатель говорит: «Дождь пошел», «Буря налетела» и т. п. Птицы спешат укрыться на дереве (гимнастической стенке). Через некоторое время воспитатель говорит: «Солнце выглянуло», «Дождь прошел» и т. д. Дети слезают и вновь бегают по площадке. Игра повторяется 3—4 раза. Воспитатель следит, чтобы птицы облетали всю площадку, а не порхали возле дерева.

«Найди свой домик».

Дети стоят в домиках (обручах). По сигналу воспитателя выбегают из домиков погулять. Они резвятся до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Найди свой домик». Каждый бежит в свой домик. Игра повторяется 3—4 раза.

«Вороны и гнезда».

По площадке медленно бегают дети — это вороны. Они кружат вокруг гнезд (обручей). На всех ворон гнезд не хватает (убирается 1—2 обруча). Через 40—50 с воспитатель подает сигнал (хлопок в ладоши, удар в бубен), по которому вороны спешат занять гнезда. Отмечаются дети, быстрее других занявшие гнезда.

По середине площадки шнуром выкладывается

круг — это озеро. По краям его стоят дети — это утята. В озере щука (водящий). Утята прыжками на двух ногах с берега прыгают в озеро, также прыжками плавают в озере, но, как только к ним

приближается щука, выпрыгивают на берег. Кто не успел — попа дает в зубы щуки (отправляется в центр озера). Когда щука поймает 5—6 детей, выбирается новый водящий.

Дети стоят на скамейках — это цыплята на насесте. В середине бегает лиса (водящий). Когда лиса отбежит в другой угол, цыплята спрыгивают вниз и продолжают прыгать на двух ногах у скамейки. Как только лиса приближается, цыплята ‘быстро забираются на насест, где лиса их не достанет. Нерасторопных цыплят лиса уводит в курятник. Когда их оказывается 4—5, назначается новая лиса, и игра повторяется. Воспитатель побуждает детей активно прыгать и не бояться лисы.

На площадке чертится (или выкладывается шнуром) круг диаметром 3—4 м. Дети (воробышки) располагаются за кругом. В кругу водящий (кошка). Воробышки, то впрыгивая, то выпрыгивая из круга на двух ногах, клюют зернышки. Кошка, бегая в кругу, не дает собирать зерна, ловит воробышков (дотрагивается рукой). Воробышки стараются как можно дольше попрыгать в кругу, увертываясь от кошки. Пойманные воробышки выходят на один раз из игры. Выигрывают те, кто ни разу не попался кошке в когти. Игра повторяется 3—4 раза.

На площадке перед гимнастической стенкой бегают дети — это рыбки в пруду. Через некоторое время воспитатель говорит: «Щука!» Рыбки быстро прячутся пролезают между рейками гимнастической стенки и все оказываются с другой стороны). Затем воспитатель вновь приглашает рыбок порезвиться в пруду, дети пролезают между рейками и бегают по площадке. Воспитатель отмечает детей, которые сумели быстро спрятаться.

На середине площадки кладут 2 шнура на расстоянии 1 м друг от друга — это болото. С одной стороны болота дети — это лягушата. Воспитатель предлагает лягушатам проскакать на другой берег болота на двух ногах. Дети 2—4 раза прыгают на двух ногах через болото. Затем воспитатель предлагает резвым лягушатам прыгать только на одной ноге и не касаться болота другой (каждый раз лапки нужно менять.)

Дети стоят в 3 колонны у черты (или шнура). Перед каждой колонной (в 2—3 м) — скамейка (мосточек через речку), за которой тоже черта. По команде воспитателя дети, стоящие первыми, бегут к скамейкам, пробегают по ним, спрыгивают и добегают до второй черты. Воспитатель отмечает, кто выполнил упражнение лучше, добежал первым. Затем по команде бегут следующие и т. д. Выигрывает команда, в которой окажется больше детей, правильно выполнивших упражнение. Затем дети бегут на другую сторону реки.

Дети становятся в круг лицом в центр и закрывают глаза. Воспитатель вкладывает одному из детей в протянутую назад руку маленькую игрушку — лису. По команде воспитателя дети разбегаются по всей площадке, бегают, не задевая друг друга около 1 мин. Воспитатель спрашивает: «Где лиса?» Ребенок с игрушкой поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!» Все дети убегают от лисы, а лиса их ловит.

У всех детей в руках мячи. Им предлагается поиграть в мяч, подбрасывать и ловить, отбивать и т. д. По словам воспитателя: «Мяч не теряй, вверх поднимай!» — дети останавливаются и быстро поднимают мяч над головой. Воспитатель отмечает, кто ни разу не уронил мяч. Вариант: воспитатель при каждом повторении игры называет упражнение, которое дети должны выполнять с мячом.

Игра-эстафета «Не упади».

Дети стоят в трех колоннах у черты. Впереди каждой колонны на расстоянии 4 м стоит по гимнастической скамейке. За скамейками на расстоянии 3—4 м лежат мячи. По команде воспитателя дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к скамейкам, пробегают по ним, обегают мяч и возвращаются к своей колонне, вновь пробегая по скамейкам. Выполнивший упражнение должен дотронуться рукой до следующего в колонне, после чего тот может выполнять упражнение. Побеждает звено, в котором было меньше падений со скамейки. При повторении игры дети бегут боком по скамейке.

Игра-эстафета «Передай мяч назад»

Дети стоят в 3 «колоннах. В руках у стоящих впереди колонн — мячи (лучше набивные). По команде воспитателя мяч передается из рук в руки над головой назад. Ребенок, стоящий последним, поднимает мяч вверх. Побеждает команда, сделавшая меньше ошибок или закончившая первой. При следующем повторении игры дети поворачиваются кругом. Вариант: дети передают мяч назад и вперед.

В 1,5 м от противоположных сторон площадки проводятся две черты. Между ними поляна. По краям (за чертой) два леса. По поляне бегает охотничья собака Трезор. В одном лесу находятся зайчата (дети). Зайчата очень смелые и быстроногие, они не боятся Трезора. Как только Трезор оказывается на другом краю поляны, зайцы перебегают через поляну в другой лес. Трезор старается поймать зайцев (дотронуться рукой). Пойманные зайцы отходят в сторону. Когда будет поймано 3—5 зайцев, игра останавливается, назначается новый Трезор. Игра повторяется 4—6 раз. Зайцы могут постоянно перебегать из одного леса в другой; нельзя задерживаться долго в лесу.

Играющие становятся в 3—4 колонны у черты. Перед колоннами на расстоянии 2 м с мячами в руках встают водящие. По сигналу воспитателя они бросают мячи стоящим впереди, те, поймав мяч, возвращают его водящим и бегут в конец своей колонны. Следующий ребенок подходит к черте и ловит мяч. Если ребенок не поймал мяч, водящий подбирает его и бросает до тех пор, пока он не будет пойман. Побеждает команда, которая лучше выполняла упражнение.

Дети образуют правильный круг. В центре воспитатель. В руках у него веревка с мешочком на конце или короткий канат. Воспитатель начинает вращать мешочек, не касаясь земли. Два-три круга мешочек вращается, не задевая ног детей, но они должны вовремя подпрыгнуть. Затем мешочек скользит под ногами. Дети подпрыгивают, стараясь, чтобы он не задел ног. Кого мешочек заденет, тот выходит из игры. Оставшиеся 5—6 детей объявляются победителями.

Площадка двумя линиями (шнурами) делится на три равные части. По бокам — реки, посередине — проток. В протоке щука (водящий), в одной реке караси (остальные играющие). По команде воспитателя: «Караси, в речку!» — дети по протоку перебегают из одной реки в другую и обратно. Щука старается дотронуться до карасей рукой. Пойманные караси берутся за руки и образуют в протоке круг. Теперь, перебегая из реки в реку, караси должны пробежать через круг, дети в это время поднимают руки вверх. Щука не имеет права забегать в круг. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 1—3 карасей. Из них назначается новая щука, и игра продолжается.

Игровое упражнение «Кому флажок?»

Проводятся две черты на расстоянии 4—5 м друг от друга. У одной черты стоят дети, у другой — воспитатель, в руках у которого 5—6 флажков. По команде воспитателя все дети прыгают на двух ногах, держа руки на поясе, до другой черты. За чертой дети хором спрашивают: «Кому флажок?» Воспитатель называет имя ребенка, первым допрыгавшего до черты, и вручает ему флажок. Дети идут к первой черте, и игра повторяется. Если победителем вновь окажется ребенок, получивший флажок, то награждается ребенок, который закончил прыжки вторым и т. д. Отмечаются только правильно прыгающие дети.

«Эстафета с обручами».

Дети строятся в 4 колонны у черты. Перед каждой колонной на расстоянии 15—20 м лежит обруч. По команде воспитателя дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к обручу, пролезают в него, кладут на место и бегут обратно. Подбегая к своей колонне, они должны коснуться ладони, выставленной вперед правой руки следующего ребенка, который после этого бежит к обручу, а сами становятся в конец своей колонны. Выигрывает Команда, допустившая меньше ошибок. Эстафета повторяется 4—5 раз.

«Мы веселые ребята»

На расстоянии 2-—3 м от краев площадки поперек чертятся две параллельные линии. За одной линией стоят дети. Между линиями водящий. Воспитатель громко говорит: «Три-четыре». Дети хором отвечают:

Мы, веселые ребята, Любим бегать и играть. Ну, попробуй нас поймать!

Произнеся последние слова, дети перебегают на противоположную сторону и обратно. Водящий старается коснуться пробегающих рукой. Осаленные на одну перебежку выбывают из игры. После 2—3 повторений водящий меняется.

«Солнце и дождик».

Дети медленно бегут в колонне по од ному — это стая птиц. Впереди вожак. Он может свободно менять

направление полета стаи в пределах указанной воспитателем площади. Воспитатель произносит: «Дождь!» Птицы разлетаются. Каждая пытается -спрятаться от ненастья под деревом (или на скамейке, лестнице, на бортике песочницы). Через некоторое время воспитатель говорит, что дождь кончился, выглянуло солнце. Птицы слетаются в стаю и за вожаком продолжают полет. В конце воспитатель отмечает птиц, умеющих быстро прятаться от дождя. Игра повторяется 5—6 раз.

«Лиса в курятнике».

4 гимнастические скамейки образуют квадрат. Это курятник. На скамейках стоят дети — это куры. Внутри квадрата (курятника) бегает лиса. Куры то спрыгивают с насеста (скамеек), то залезают на него (воспитатель обращает внимание детей на мягкое приземление). Лиса старается поймать (дотронуться рукой) курицу, которая хотя бы одной ногой коснулась земли. Пойманных кур лиса ставит в центр курятника. После того как лиса поймает 3—5 кур, из числа самых ловких кур назначается новая лиса.

«Зайцы в огороде».

Площадка перегораживается посередине гимнастическими скамейками — это забор. С одной стороны от забора поляна, на которой резвятся зайцы. С другой стороны огород, где растет капуста. Порезвившись на поляне (побегав и попрыгав), зайцы подлезают под забор и лакомятся капустой (прыгают на корточках). Когда все зайцы оказались в огороде, воспитатель говорит; «Сторож идет!» Зайцы убегают на поляну, перепрыгивая через забор. Проигравшим считается тот, кто последним покинул огород. Игра повторяется 4—5 раз. Если условия не позволяют детям подлезать под гимнастическую скамейку (грязно, слякотно), то забор делается из натянутого на высоте 40—50 см шнура. В этом случае, убегая из огорода, дети подлезают под забор. Воспитатель отмечает тех, кто не задел за шнур.

На площадке бегают дети — это рыбки. Они свободно плавают в пруду. Два рыбака с сетью (со шнуром, привязанным к концам двух палок) стоят с одной стороны площадки. Рыбаки идут по краям пруда, стараясь поймать рыбок. Хитрые рыбки перепрыгивают через сеть. Если сеть задела рыбку, то последняя выходит из игры. Вначале сеть скользит медленно, а по мере овладения детьми навыками игры рыбаки ускоряют свое продвижение!

Игра-эстафета «Брось за палку».

Дети с мешочками в руках строятся в 3 колонны у черты. Перед каждой колонной на расстоянии 3 м лежат гимнастические палки. Дети один за другим подходят к черте и бросают мешочки за палку. Выигрывает команда, у которой за палкой окажется больше мешочков. При повторении палка отодвигается на 0,5 м.

Игра-эстафета «Через шнуры»

Дети стоят у черты. Перед каждой колонной на расстоянии 15—20 м ставят кубик. Путь к кубикам преграждают 2—3 шнура, натянутые между гимнастическими скамейками, стоящими в 3—4 м друг от друга. Первые в колоннах по команде воспитателя бегут, перепрыгивая через шнуры, обегают кубик и возвращаются назад, снова перепрыгивая шнуры. Подбежав к своей колонне, они дотрагиваются рукой до ладони выставленной вперед руки следующего ребенка, после чего тот бежит до кубика, а сами встают в конец колонны. Побеждает: 1) колонна, в которой никто не задел шнуры; 2) колонна, закончившая эстафету первой.

Поперек площадки между двумя скамейками привязывают 2—3 шнура на расстоянии1,5 м друг от друга — это заборы. С одной стороны забора — поляна, на которой дети (зайцы), с другое стороны — собака Жучка; Она охраняет огород. В огороде никого посторонних нет, поэтому Жучка спит в конуре (в углу). Па сигналу воспитателя зайцы тихо крадутся в огород за капустными листьями, подлезая под заборы. Когда зайцы окажутся в огороде, Жучка выскакивает и старается поймать убегающих зайцев, которые с разбега прыгают через заборы. Пойманные отходят в конуру, но при следующем повторении игры они вместе с остальными убегают от Жучки.

Игра-эстафета «Точно в цель».

Выстроившиеся у линии дети разбиваются на 4 команды. В 5 м от каждой команды кладется обруч. Дети по сигналу бросают мешочки все сразу, стараясь попасть в свой обруч. Если хоть один мешочек попал точно в цель, при следующем повторении обруч этой команды передвигается ближе к черте на 1 м. Выигрывает команда, первой приблизившая обруч к самой черте. Затем игра повторяется, но дети бросают левой рукой, а обруч первоначально ставится в 4 м от линии. Вариант: дети могут стоять в 3—4 колоннах и метать в обруч от черты, по очереди подходя к ней.

Посередине площадки длинным шнуром выкладывается неправильный круг, обозначающий льдину. На льдине двое детей—ото белые медведи. Они держатся за руки. Остальные дети — моржи. Они свободно бегают по площадке (резвятся в море). Медведи выходят на охоту и стараются поймать моржа, сомкнув вокруг него руки. Пойманный отводится на льдину. Когда поймают 3—4 моржей, выбираются новые медведи. Игра повторяется 3—4 раза.

Выбирают двух водящих. Они берутся за руки. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке. Водящие, не расцепляя рук, ловят детей, дотрагиваясь до них. Пойманные уходят с площадки. Когда будет поймай 5—6 детей выбираются новые водящие. Игра повторяется 4—6 раз. В конце отмечаются дети, не пойманные ловишками.

Дети стоят свободно вокруг воспитателя. Воспитатель подбрасывает вверх мяч и называет имя одного из играющих. Дети разбегаются по площадке. Названный ребенок ловит мяч и кричит: «Стой!» Все убегающие должны тут же остановиться (замереть). Водящий бросает мяч в ноги ближайшего ребенка. Если мяч пожал, то ©саленный в свою очередь бежит за мячом и, поймав его, кричит: «Стой!» А если водящий промахнулся, то он сам бежит за мячом, подобрав который кричит: «Стой!»— и вновь бросает. Игра продолжается. За пределы площадки убегать нельзя. Если мяч выкатывается за пределы площадки, то за ним бежит водящий; в это время все дети бегают по площадке.

На земле по кругу лежат обручи — это заячьи домики. Зайцы бегают вокруг домиков по площадке, скачут друг за другом на двух и на одной ноге. Воспитатель командует: «Зайцы, по домам!» — и занимает один из домиков. Зайцы спешат занять домики, но одному домика не хватает. Он становится «бездомным» и говорит: «Зайцы в поле побежали, по полянке поскакали. » Дети выбегают и резвятся на площадке. Игра продолжается.

Игровое упражнение «Через речку по бревну».

Дети делятся на две-три команды с равным числом участников (количество команд зависит от числа имеющихся на площадке бревен, которые, в крайнем случае, можно заменить скамейками). Команды стоят на расстоянии 1—2 м в колоннах перед бревнами. Впереди у детей речка( которую можно перейти по бревну. По команде воспитателя дети один за другим переходят (бегут) на другой берег река. Следующий ребенок вступает на бревно, когда его покидает предыдущий. Побеждает команда, в которой меньше участников упадет в воду.

Дети медленно бегают друг за другом или врассыпную по площадке — это птицы. По сигналу воспитателя «Ветер», «Буря» и т. п. дети подбегают к гимнастической стенке и быстро влезают — прячутся от ненастья на дереве. Затем воспитатель говорит: «Солнце выглянуло!» Дети слезают и вновь бегают по площадке.

Поперек площадки двумя линиями (или шнурами) обозначается ров шириной 1— 4,2 м. Во рву два волка. Дети стоят у края площадки — это козы. Воспитатель говорит; «Козы, в поле!» Дети бегут на противоположный край площадки, по пути перепрыгивая ров. Волки бегают, не выходя за пределы рва, ж ловят только тех коз, которые не смогли перепрыгнуть ров (коснулись земли в пределах обозначенного рва). Козы резвятся в поле. Через некоторое время воспитатель говорит: «Козы, домой». Дети вновь перепрыгивают через ров, и игра продолжается.

Игровое упражнение «Через речку по бревну» (2-й вариант).

Дети делятся на 2—3 команды (по числу имеющихся бревен) с равным количеством участников (если бревно всего одно, то используются гимнастические скамейки). Впереди у детей речка, которую нужно перебежать по бревну. На. бревне лежат разные предметы (мячи, кубики). По сигналу воспитателя дети один за другим перебегают на другой берег реки. Следующий начинает движение, когда предыдущий спрыгнул с бревна. Побеждает команда, у которой не упал в воду ни один предмет и которая быстрее закончила переправу.

Игровое упражнение «Мяч через шнур».

На высоте вытянутой вверх руки ребенка (150 см) между стойками натягивается шнур (или сетка) длиной 8—10 м. По обе стороны шнура на расстоянии 1—1,5 м от него стоят попарно дети. У детей, стоящих справа, в руках мячи. По команде воспитателя дети перебрасывают мячи друг другу через сетку двумя руками, различными способами: снизу, от груди, из-за головы. После 8—10 перебрасываний воспитатель отмечает правильно выполнявших броски и хорошо ловивших мяч, разрешает подобрать мячи, укатившиеся с площадки. Игра повторяется 5—6 раз.

Игра-эстафета «Через ручейки».

Дети делятся на 3—4 команды (с равным числом участников). Команды стоят в колоннах у черты. На расстоянии 3—4 м впереди линиями или шнурами обозначается первый ручеек, шириной 60—70 см, через 2—3 м — второй (можно и третий). За последним ручейком напротив каждой команды лежит кубик или мяч. По команде воспитателя дети, стоящие первыми, бегут, перепрыгивая ручейки, обегают кубик и перепрыгивают ручейки снова. Подбежав к своей колонне, дотрагиваются рукой до ладони вытянутой вперед руки следующего ребенка, после чего тот может бежать, а сам встает в конец колонны. Побеждает команда, в которой никто (или меньшее число детей) не замочил ноги в ручье.

Игровое упражнение «Наперегонки».

Дети строятся в 3—4 колонны с равным числом играющих у линий, на одной стороне площадки. Воспитатель стоит у линии на противоположной стороне (на расстоянии 20—30 м от первой). По сигналу воспитателя дети, стоящие в колоннах первыми, бегут наперегонки до второй линии. Кто пересек линию первым — победитель. Затем бегут следующие.

Поперек площадки ставятся 2—3 гимнастические скамейки — это забор. Он отгораживает загон, в котором находятся кролики (дети). На одном конце скамеек сидит сторож. Как только кролики увидят, что сторож заснул, они тихо проползают под забором и бегают по поляне (остальной части площадки). Сторож просыпается и ловит кроликов, которые убегают в загон, перепрыгивая через забор. Проигравшими считаются пойманные, и неправильно выполнявшие упражнения.

Дети делятся на 4-5 команд. Команды в колоннах стоят у одной черты. Дети, стоящие первыми, по сигналу воспитателя прыгают с места в длину. Ио их пяткам проводится черта, от нее прыгает следующий и т. д. Побеждает команда, последний игрок которой оказался дальше других.

«.Пчелы и медвежата».

На расстоянии 10—15 м от гимнастической стенки ставят в линию скамейки. За ними дети — это медведи. Вторая половина детей влезает на гимнастическую стенку — это пчелы. По команде: «Пчелы, за медом!» — дети слезают со стенки и бегают по площадке. Тем временем медведи перелезают через скамейки и на четвереньках приближаются к летающим пчелам. Воспитатель говорит: «Медведи идут!» Пчелы с жужжанием улетают в улей (на стенку). Медведи возвращаются обратно. После 2—3 повторений дети меняются ролями.

Посередине площадки двумя шнурами обозначается ров шириной 1м. С одной стороны ото рва дом, где находятся зайцы (дети), а с другой стороны—поле. Во рву волк. По сигналу воспитателя: «Зайцы, в поле!»—дети бегут в поле, перепрыгивая через ров. Волк внимательно следит за зайцами и забирает себе упавших в ров (наступивших ногой на землю между шнурами). По сигналу воспитателя: «Зайцы, домой!» — дети бегут домой, снова перепрыгивая через ров. Через 2—3 повторения игры ширина рва увеличивается на 5 см и выбирается новый водящий.

Дети бегают по площадке, время от времени совершая прыжки. Это летучие рыбки. Два рыбака растягивают сеть (шнур длиной 2,5—3 м, привязанный к концам двух гимнастических палок) и стараются поймать рыбок. Сеть скользит по поверхности воды (по земле). Летучие рыбки, когда к ним приближается сеть, выпрыгивают из воды и перелетают через нее. Кто задел, считается пойманным и выбывает из игры. Через 1,5—2 мин рыбаки подсчитывают улов. Назначают новых рыбаков из самых резвых рыбок, и игра продолзкается. Игра повторяется 4—5 раз. Воспитатель следит, чтобы все дети активно двигались по площадке, не скапливались в одном месте, иначе трудно перепрыгивать через сеть. Варианты: 1) сеть скользит на высоте 10—15 см от земли; 2) рыбаки продвигаются бегом.

Игра-эстафета «Пройди под шнуром».

Дети строятся в 3—4 колонны у черты. Перед каждой колонной на расстоянии 10—15 м стоят гимнастические скамейки широкой частью вниз. За скамейками на расстоянии 2 м на высоте 1 м на стойках натягивается шнур, еще через 2 м лежат мячи. По сигналу воспитателя дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к скамейкам, проходят по узким рейкам, затем в полуприседе с прямой спиной под шнуром и вокруг мяча, слова под шнуром и идут по рейке. Подбегая к своей колонне, дотрагиваются до ладони вытянутой вперед руки следующего ребенка и уходят в конец колонны и т. д. Побеждает команда, правильно выполнившая упражнение.

Игра-эстафета «Сквозь стенку».

Дети строятся в 3—4 колонны у черты на расстоянии 5—6 м от гимнастической стенки. За стенкой напротив каждого пролета кладется по мячу. По команде воспитателя дети, стоящие впереди колонн, бегут к стенке, пролезают в третий или четвертый от земли пролет (по договоренности), обегают мяч, снова пролезают в пролет, подбегают к своей колонне, дотрагиваются рукой до ладони следующего игрока, а сами встают в конец колонны и т. д. Побеждает команда, закончившая соревнование первой и сделавшая это без ошибок.

Игра – эстафета « Не урони мешочек»

Дети строятся в 4 колонны у черты. Перед каждой колонной в ряд лежат по 4 мяча на расстоянии 1 м друг от друга. В руках у детей, стоящих в колоннах норными, мешочки. По команде воспитателя они кладут мешочки на голову, идут змейкой между мячами, возвращаются обратно и передают мешочек следующему ребенку, а сами занимают место в конце колонии и т. д. Побеждает команда, лучше выполнившая упражнение или закончившая эстафету первой.

«Пятнашки с лентами».

Дети делятся на дно группы. Одной группе на руку повязывают ленты — они ловишки. По сигналу воспитателя дети разбегаются. Ловишки стараются догнать и дотронуться рукой до детей другой группы. Осаленные замирают, расставив руки в стороны, ждут, когда товарищи их выручат. Когда нее дети будут пойманы, игра заканчивается. Ленты переходят к другой группе детей, и игра продолжается. Выигрывает группа, сумевшая быстрее запятнать всех детей из другой группы.

По площадке медленно бегут дети — это стая птиц. Впереди вожак. Он ведет стаю по площадке вокруг песочницы и горки (или других сооружений) по дорожке (на виду у воспитателя). Полет продолжается 0,5—1 мин (вожака обгонять не разрешается). Воспитатель ударяет в бубен, стая рассыпается. Каждый стремится быстрее найти какое-нибудь укрытие (куст, дерево) или вспорхнуть на веточку (встать на бревно, бум, бортик песочницы и т. п.). Птица,; спрятавшаяся последней, выбывает на одно повторение из игры. Назначается новый вожак, и стая летит за ним в другую сторону. Игра повторяется еще 3—4 раза. В конце отмечается вожак, выдержавший нужный темп бега и выбравший самый интересный маршрут.

Дети стоят в кругу. Выбирают двух водящих. Один из них встает в центр круга. Дети стараются попасть мячом в этого водящего (в голову целиться запрещается). Второй водящий защищает своего товарища, отбивая мяч руками и догами, прикрывая туловищем. При попадании мячом в первого водящего попавший занимает его место, первый водящий защищает товарища. а второй (допустивший попадание) становится в крут, и игра продолжается.

«Догони свою пару».

Дети стоят парами у двух линий на расстоянии 2—3 м друг от друга. По сигналу воспитателя они бегут до противоположного края площадки (20—30 м). Стоявший сзади старается догнать впереди бегущего. Обратно дети идут шагом. После 3 пробежек дети меняются местами. Побеждает тот, кто большее число раз догнал впереди стоящего.

Игра-эстафета «Посадка картофеля»

Дети делятся на 4—5 команд. Команды в колоннах стоят у черты. На расстоянии 15—20 м от черты напротив каждой команды делают по 3 небольших кружочка (можно нарисовать кружочки мелом или вырыть ямки). В руках у детей, стоящих впереди колонн, мешочки с тремя картофелинами (или мячами, мешочками с песком). По сигналу воспитателя первые в колоннах бегут к лункам, «сажают» в каждую по картофелине й возвращаются. Подбегая к колонне, они передают мешочек следующему ребенку, который бежит и собирает картофель и т. д. Побеждает команда, первой закончившая упражнение. Картофель должен лежать в лунке (круге), а если выкатится, то играющий обязан вернуть его на место.

«Перебежки со снежками».

На двух коротких противоположных сторонах площадки линиями, проведенными на расстоянии 1—1,5 м от краев, обозначаются два города. Половина детей находится в одном из них. Параллельно двум другим сторонам площадки проводятся две линии на расстоянии 6—7 м друг от друга. Вдоль этих линий (по обеим сторонам) на равном расстоянии друг от друга стоит другая половина детей. Они лепят по 6—7 снежков (если погода не позволяет, то используют мешочки с песком). Дети первой группы по одному начинают перебегать из одного города в другой. Дети, стоящие сбоку, стараются попасть снежком (мешочком) в перебегающего. Целиться в голову запрещается. После 2—3 перебежек из города в город дети меняются местами. Выигрывает команда, сумевшая попасть в большее число перебегающих.

Игра-эстафета «Со скакалкой».

Дети строятся у черты в 4 колонны. В руках у детей, стоящих впереди, скакалки. По команде воспитателя они бегут, прыгая через скакалки до мячей, лежащих у противоположного конца площадки, и обратно. Подбежав к колонне, передают скакалку следующему ребенку, а сами занимают место в конце колонны. Упражнение выполняют следующие дети. Побеждает колонна, игроки которой лучше выполнили упражнение или закончили упражнение первыми.

Посередине площадки в круг положены обручи — это стойла. Вокруг дети — это спортивные лошадки. Обручей на 2—3 меньше, чем детей. Дети изображают выезд спортивных лошадей. По команде: «Шагом» — дети идут по краям площадки, высоко поднимая колени, доставая ими ладони рук, согнутых в локтях. По команде: «Поворот» — дети поворачиваются крутом я идут в противоположном направлении. По команде: «Рысью» — дети бегут по краям площадки. По команде: «Шагом» — дети идут, снова высоко поднимая колени. Так повторяется 2—3 раза. По команде: «В стойло» — дети-лошадки скачут во весь опор, стараясь занять любое стойло.

Дети делятся на две группы — это «космонавты». Они готовятся к полету. Одна группа летит на Марс, другая — на Венеру. По команде воспитателя: «Приготовиться к старту» — дети занимают место в ракетах (в выложенных заранее шнуром контурах ракет) и строятся в 2 колонны. Воспитатель отмечает, какая группа быстрее построилась. По команде: «Старт» — космонавты, сохраняя занятое положение относительно друг друга (один впереди, остальные парами за ним), летят (бегут) к своим планетам (беседкам, скамейкам, горкам, расположенным на расстоянии 50^100 м), облетают их 2—3 раза, возвращаются на Землю и также облетают ее 2—3 раза. По команде: «Посадка» — дети должны быстро занять места в ракетах. Воспитатель отмечает, какая команда во время полета лучше сохраняла строй, быстрее приземлялась и называет победителей. При следующем полете космонавты летят к другим планетам.

Дети делятся на две команды (например «Спартак» и «Динамо»). На площадке стоят два ряда скамеек на расстоянии 1,5—2 м друг от друга — это самолеты, с которых парашютисты (дети) будут совершать прыжки. По сигналу: «В самолеты!» — дети встают на скамейке (6—8 человек на каждой). По сигналу воспитателя: «Спартак», пошел!» — дети первой команды прыгают, стараясь мягко приземлиться. Воспитатель дает команде очки по числу правильно выполненных прыжков. Затем прыгает команда «Динамо». Воспитатель ставит перед парашютистами задачу прыгнуть как можно дальше. Правильно выполнившие ее получают очки. Затем команды соревнуются на точность приземления (в плоский обруч, расположенный на расстоянии 40—50 см от конца скамеек). Это упражнение дети выполняют друг за другом, проходя по скамейке. Выигрывает команда, получившая большее число очков.

Дети делятся на две команды. Команды стоят за линией (или шнуром) у края площадки — это один берег реки. У противоположного края площадки также чертится линия — это другой берег; Дети — лодочники. Они должны перевозить пассажиров с одной стороны на другую. На другой стороне у каждого ребенка по 5 пассажиров (снежков). Воспитатель говорит, что пассажиры с нетерпением ждут, когда лодочники их перевезут, но в лодку нельзя брать более одного пассажира. Подается команда: «Поплыли!» Дети бегут до другой линии, берут одного своего пассажира, быстро возвращаются и так 5 раз подряд. Переправив последнего, дети становятся у черты. Выигрывает команда, первая закончившая переправу всех пассажиров.

Игровое упражнение «Туристы».

Дети делятся на два отряда. Первый отряд должен пройти по узкому мосту (перевернутой скамейке), перелезть через изгородь (натянутую веревку) и пройти через речку по бревну. Второй отряд должен перейти ручей по камешкам (кубикам), подлезть под колючие кусты (натянутую веревку) и влезть на дерево (гимнастическую стенку). Потом отряды меняются маршрутами. В конце воспитатель отмечает, какой отряд лучше выполнил упражнение.

Рыбачок и рыбки

На полу или на площадке чертится большой круг. Один из играющих — рыбачок — находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие — рыбки, обступив круг, хором говорят: «Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок».

На последнем слове рыбачок вскакивает, выбегает, из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке. Пойманный становится рыбачком и идет в центр круга.

Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит в середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные — Жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает — все оживает!» — малыши бегают по кругу. Совушка в это время «спит», т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза, подогнув под себя одну ногу. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает -всё замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся совушками, и при повторении игры все вместе «вылетают» на охоту.

Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя: «Стой!» — все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. «Убитые» заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны .сходить с места. Если игрок после команды «Стой!» сошел с места, он заменяет охотника.

Все игроки — рыбки, кроме двух рыбаков. Рыбаки, взявшись за руки, бегут за рыбкой. Они стараются окружить ее, сомкнув вокруг рыбки руки. Постепенно из пойманных рыбок составляется целая цепочка — «невод». Теперь рыбки ловятся «неводом». Последние двое не пойманных игроков являются победителями, при повторении игры они — рыбаки.

Дети, присев на корточки, размешаются по кругу. В центре круга находится водящий — «лиса». Играющие перекатывают мяч — «колобок» друг другу так, чтобы он уходил от «лисы». Водящего сменяет тот игрок, который прикатит колобок так, что «лиса» сможет его поймать.

У одного из играющих на голове колпачок. Он -Буратино. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с колпачком. Однако сделать это не так просто: играющие на бегу передают колпачок друг другу. Когда водящий запятнает Буратино, они. меняются ролями.

На полу или площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — «кот», он помещается в центре круга, остальные играющие — «воробышки» -становятся за кругом у самой черты.

По сигналу руководителя «воробышки» начинают, впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» — «воробышком». Игра повторяется вновь.

Играющие (по одному от каждой команды) входят в круг диаметром 3 метра и принимают исходное для боя положение, присев на двух ногах или стоя на одной (правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижата к туловищу или наоборот). Задача: вытолкнуть противника из круга.

Начертите на земле два круга диаметром до метра. Круги расположены рядом. В центр круга положите шайбу, кубик, мячик, городок. Играть могут двое или две команды из трех-четырех человек. По сигналу ведущего дети должны игрушечной шпагой, саблей, гимнастической палкой этот предмет (предметы) выбить из круга «противника:», защитив свои. Ребята как бы сражаются на шпагах и саблях. Побеждает тот или те, кто, выбив предмет «противникам не допустил(и) его к своим.

В комнате или на школьном дворе подвешивают кольцо на высоте примерно 1,5 метра. А в руки каждому участнику дают палочку длиной до 50 сантиметров. Надо с расстояния 10-15 шагов пробежать к кольцу, бросьте палочку так, чтобы она проскочила через него, и вновь поймать ее.

Если игрок выполнит задание, он выигрывает два очка; если не успеет поймать палочку и она упадет на пол — одно очко, ну а если бросит так, что промахнется, бросок просто-напросто не зачитывается. Игра продолжается пять минут. Кто набрал больше очков, тот и победил.

Не попадись на удочку

Для игры нужна веревка длиной 2-3 метра с привязанным на конце грузиком — мешочком с песком.

Играющие образуют круг, в центре которого стоит водящий с веревкой в руках. Он начинает раскручивать ее так, чтобы она вращалась над самой землей. Ребята перепрыгивают через веревку. Водящий постепенно поднимает плоскость вращения веревки выше и выше, пока кто-нибудь из участников не «попадется на удочку», т. е. не сумеет перепрыгнуть через вращающуюся веревку. Попавшийся водит. Игра продолжается.

«Море, берег, парус»

Дети строятся в одну шеренгу и принимают положение строевой стойки. По сигналу преподавателя «Море!» делают шаг назад,. По сигналу «Берег!» — шаг вперед. По сигналу — «Пapyc!»- поднимают руки вверх. Правила: Ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки или сделавший ошибку при выполнении команды, выходит из игры, подходит к стене и принимает положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Стоят лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад они произносят слова: «Волны качаются — раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте фигура замри!». После слова «замри» ребята принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени и т. п. Преподаватель выбирает, лучшую фигуру» — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.

Правила: 1) принятую после слова «замри» позу нельзя менять; 2) при повторении игры не обходимо найти новую позу; 3) ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию преподавателя.

Дети стоят на гимнастических скамейках в положении строевой стойки. По команде преподавателя «Спрыгни в воду!» они спрыгивают на пол и разбегаются по залу в разных направлениях. По команде «Большие волны, быстро из воды!» дети встают на скамейки, занимая, свободные, ближе к ним оказавшиеся места.

Правила: 1) спрыгивать со скамейки бесшумно, мягко приземляясь; 2) занимать свободные места на, скамейках быстро, не толкая друг друга; 3) стоя на скамейке, сохранять положение правильной осанки; 4) игра может проводиться с выбыванием: дети, приземляющиеся неправильно, по указанию преподавателя отходят в сторону и выполняют подводящие упражнения для формирования навыка правильного приземления; ребята, не сумевшие сохранись осанку, по указанию преподавателя подходят к зеркалу и принимают пол6жеуие правильной осанки под зрительным самоконтролем.

Дети делятся на две команды (экипажи) и занимают Гимнастические скамейки (яхты) в положении стоя на носках, руки вверху. По сигналу преподавателя «Убрать паруса!» они сходят со скамеек и разбегаются по залу в разных направлениях. По

сигналу «Поднять паруса!» ребята должны быстро занять свои места и принять положение, стоя на носках, руки вверху. Выигрывает команда, экипаж которой быстрее поднял паруса. ^

Правила: 1) действовать строго по сигналу; 2) занимая места на гимнастических скамейках, не толкать друг друга; 3) на скамейках стоять на носках, руки вверху; 4) те, кто не смог сохранить равновесие, отходят в сторону и по указанию преподавателя выполняют

стойку на носках на полу, пропуская одну игру. \

Играющие делятся на равные команды. Одна команда образует круг, ее игроки берутся за руки и поднимают их вверх. Между игроками должна быть достаточная дистанция, чтобы между ними мог пройти человек, хотя бы согнувшись. Другая команда начинает движение, обходя по очереди каждого игрока первой команды и каждый раз проходя через ворота, образованные руками игроков первой команды. Игроки второй команды держатся за руки, расцеплять которые нельзя! Итак, вторая команда оказывается то в круге, то за его пределами. Первая команда в течение игры говорит:

Пропускают не всегда.

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последнем слове команда резко опускает руки.

Если кто-то из второй команды оказался внутри, он уходит из цепочки и встает в центре круга. Естественно, вторые играющие стараются на последнем слове быть вне круга, но не всегда удается. Усложнить игру можно тем, что игроки первой команды говорят свои слова одними губами, внимательно глядя друг на друга, и неожиданно опускают руки. Когда во второй команде остается один человек, он признается победителем, а команды меняются ролями.

Ловля парами – разновидность пятнашек. Один водящий сначала пятнает одного. Затем, взявшись за руки, они пятнают вдвоем, затем втроем, когда число водящих станет – 4, то они разбиваются на 2 пары и т.д., пока все не станут водящими.

Все играющие стоят в кругу плечом к плечу и повернувшись лицом к центру. Каждый получает карточку с порядковым номером (если нет карточек с числами, то можно просто рассчитаться по порядку). Водящий стоит в центре круга, у него нет своего места. Он должен быстро называть два-три номера. Играющие, номера которых назвали, (и водящий) должны покинуть свое место и попытаться занять одно из свободных мест. Тот, кому места не хватило, становится водящим и отдает карточку с номером бывшему водящему.

Все становятся в круг по парам, в затылок друг другу. Двое водящих: один убегает, второй – догоняет. Убегающий может встать третьим сзади к одной из пар, тогда стоящий впереди должен убегать. Задача догоняющего осалить убегающего игрока, тогда они меняются ролями.

Дети выбирают водящего считалочкой:

— Я куплю себе дуду

И на улицу пойду!

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты води!

Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку – выручалочку, сделанную из дерева (длиной 50 – 60 см, диаметром 2 –3 см) и ярко окрашенную, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве. Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит:

Палочка, пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет. После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит:

Палочка-выручалочка нашла … (имя игрока). Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить. Но игрок, которого нашли, может добежать до палочки-выручалочки раньше водящего со словами:

Палочка-выручалочка, выручи меня – и постучать по стене. Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше. Нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спрятаться. Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоять возле палочки – выручалочки. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.

Заяц без логова.

Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это — логово зайца. Выбираются двое водящих — заяц и охотник. Заяц должен убегать от охотника, при этом он может спрятаться в логово, т.е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится зайцем и убегает от охотника. Если охотник» осалит зайца, то они меняются ролями.

Играющие делятся на две команды и встают, взявшись за руки, лицом к команде противника, на расстоянии 5 –7 метров. Игру начинает одна из команд словами: Али-баба! Вторая команда хором отвечает: О чем слуга» Вновь говорит первая команда: Пятого, десятого, Сашу нам сюда!. При этом называется имя одного из игроков команды противника. Названный играющий оставляет свою команду и бежит к команде противника с целью разорвать цепь, т.е. расцепить руки игроков. Если ему это удается, он забирает в свою команду игрока, расцепившего руки. Если цепь не разорвалась, то он остается в команде противника. Игру команды начинают по очереди. Побеждает та команда, в которой через определенное время будет больше игроков.

Один из играющих, по жребию, изображает волка, остальные — детей. Волк, подперши лицо руками, сгорбленный, сидит в стороне и молчит. Дети разбегаются в разные стороны, делая вид, будто собирают ягоды в лесу и поют:

Щипали, щипали по ягодку

По черную смородинку

Батюшке на вставчик

Матушке на рукавчик

Травки на лопату

Дай бог умыться

Дай бог убежать

И дай бог убраться.

С последними словами дети бросают в волка травку и бегут от него врассыпную, а волк ловит их. Пойманный делается волком; если волку не удалось никого поймать, он возвращается на свое место и снова изображает волка, остальные игроки вновь начинают собирать около него ягоды.

Играющие выбирают лису. Один из углов комнаты — ее норка, в которой она стоит на одной ноге. Играющие дразнят лису, теребя ее за одежду, подражая лаю собак, хлопая в ладоши и т.д. Лиса быстро поворачивается, делает прыжок и старается ударить кого-нибудь рукой. Бегающие вокруг лисы увертываются от ее прыжков, а если замечают, что лиса стала на обе ноги или переменила ногу, то кричат: «Лиса в нору, лиса в нору!» и пытаются ударить лису рукой.

Тот, которого лиса ударила, становится лисой, а старая лиса присоединяется к играющим.

Играют трое: два мальчика и девочка или две девочки и мальчик. Девочка и мальчик становятся друг к другу лицом. Девочка протягивает обе руки к мальчику, который крепко держит каждую руку в своей так, что их руки образуют мост из двух перекладин. Этот мост старается разрушить третий игрок, бросаясь на него всею тяжестью своего тела и повисая на нем, пока пара не разнимет своих рук, что, как правило, влечет за собой падение висящего. Когда мост разрушен, один из пары остается на месте, а другой игрок убегает. Разрушивший мост, поднявшись с земли, бросается догонять убегающего, чтобы составить новую пару, которую будет разбивать оставшийся на месте.

По числу играющих ставятся стулья в два ряда, так, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. После того как все игроки усядутся, выбранный вожак кричит: «Море волнуется». И все играющие вскакивают и бегают вокруг стульев до тех пор, пока вожак, улучив минуту, когда каждый отбежит подальше от своего стула, вдруг закричит: «Море утихло». После этого каждый игрок должен занять свое место, а так как вожак тоже занимает чье-либо место, то играющие стараются захватить первое попавшееся место. Оставшийся без места становится вожаком.

Играющие раскладывают по полу камешки и уговариваются не мешать и не кричать. При этом произносят поговорки: «Уговорен всем делам родной братец», «Без уговора не садись, а на слово не вяжись», «Не еду, не лечу, а заеду- подхвачу» и т.п. и заключают условие: «Играть, не воровать» или «Цур играть, не воровать, без вороху — без промаху». Играющий бросает камешки вверх и во время их полета старается захватить с полу несколько других. Остальные мешают ему рассказами или криком.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики.

Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)

Подвижные игры для младшей группы Пузырь»Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П.

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста.

Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:

Подвижные игры с использованием математических задач.

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста «Подвижные игры Народов севера»

Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры.

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)

В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия.

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)

В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: 2500 скороговорок. Для детей 4-6 лет

НАСТРОЙКИ.

Необходима регистрация

Необходима регистрация

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 95

2500 скороговорок. Для детей 4–6 лет

Вступление

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно…

С раннего детства нам запомнились веселые скороговорки:

На дворе трава, на траве дрова.

Карл у Клары украл кораллы.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Чем же они поразили наше воображение, что остались в памяти на всю жизнь? Маленький человек в своем речевом развитии проходит несколько этапов, но уже на первом, в возрасте 6 месяцев, он начинает улавливать, перенимать и познавать все элементы звучащей речи. И это не только звуки (фонемы), но и темп, ритм и мелодика.

А разве всего этого нет в скороговорке? Вся прелесть этих замечательных фраз в том, что сразу их ни за что не повторишь. Веселая разнообразная игра звуков, которые меняются местами, путаются, пропадают, подменяют друг друга, зеркально повторяются. Они как будто дразнятся и предлагают померяться с ними силами, испытать свой язык, память и слух. Ведь скороговорки почти всегда воспринимаются на слух, а не читаются по книжке, и от того, как услышишь, что запомнишь и поймешь, будет зависеть результат. А уж темп, с которым можно совладать, обусловлен лишь подвижностью языка, губ и нижней челюсти, то есть артикуляционного аппарата каждого.

Скороговорка почти всегда использует знакомые понятия и слова, но соединяет их в веселые оригинальные коротенькие истории, которые могут быть срифмованы и записаны в двух- или четырехстишие. Скороговорки кратки, лаконичны, динамичны и ритмичны. Они содержат меткие замечания, комические случаи, анекдотические нелепицы, а завершаются всегда неожиданно, непредсказуемо и оригинально.

Многие детские поэты берут за основу своего творчества принцип скороговорки: используют аллитерацию в соединении с разнообразным ритмом и мелодикой стиха. И дети, подчиняясь этим магическим, гипнотическим свойствам звукового построения, зачастую не улавливая смысла, мгновенно запоминают и с упоением повторяют:

По хамбер-джамбер я шагал, По хамбер-джамбер-джони. И вдруг увидел — риг-ма-джиг За шею тащит бони. Ах, будь со мною хоб-ма-гог, Мой хоб-ма-гог-ма-гони, Я застрелил бы риг-ма-джиг За кражу бедной бони.

Скороговорка будит фантазию ребенка, помогает проявить интерес к многообразию звуков, к познанию и творению слов, к занимательности и богатству языка и, конечно, развить артикуляционный аппарат, освоить и ощутить красоту чистой и внятной речи.

Но проходит время, ребенок подрастает и встает перед выбором будущей профессии. И оказывается, что чистая и внятная речь нужна во многих специальностях: это актеры и учителя, дикторы и комментаторы, диспетчеры и журналисты и так далее, и так далее. Значит, из скороговорки можно извлечь огромную пользу.

Как уже упоминалось выше, скороговорка воспринимается на слух. От внимания, сосредоточенности, развития фонематического слуха зависит быстрота восприятия и освоения сложных звукосочетаний. До тех пор, пока в мозгу не создастся точный звуковой образ заданного слова и языку не будет дана верная команда, борьба со скороговоркой бессмысленна, лобовой штурм, попытка выговорить с налета почти всегда оканчивается неудачей.

Еще до скороговорок тренинг артикуляции начинается с таких звукосочетаний, как ПТКУ-ПТКО-ПТКА, КПТУ-КПТО-КПТА, ЖЗДРУ-ЖЗДРО-ЖЗДРА, ВРЛУВРЛ-ВРЛОВРЛ-ВРЛАВРЛ и так далее. Звуки в этих упражнениях варьируются, к тренингу подключаются телесные движения, работа с мячиком, скакалкой, гимнастической палкой.

Наработав чистоту произнесения фонем в звукосочетаниях, переходят к их освоению в скороговорках. Для этого подбираются тексты с повышенным содержанием «больных» звуков.

Для лучшего усвоения скороговорки, мысленно проговаривая, отхлопывают, чтобы уловить ритмическую структуру и разобраться в расстановке фонем. Затем медленно произносят вслух, вслед за этим дается время на самостоятельную тренировку. При произнесении скороговорок учитываются замечания педагога и товарищей, которые на примере говорящего улавливают, отмечают и понимают свои ошибки. В конце занятия можно провести небольшое состязание на быстроту и правильность выговаривания вновь выученных скороговорок. Но подчеркнем: о скорости, о повышенном темпе проговаривания речь может идти только тогда, когда отработаны предыдущие этапы.

На каждом занятии добавляются новые скороговорки, в них изменяется местоположение проверяемых отрабатываемых звуков, увеличивается количество слов и их трудность.

Итак, в работе над дикцией и орфоэпией используется скороговорка, но на каждом этапе она имеет свой облик, трансформируется. Сначала ее можно охарактеризовать как чистоговорку, то есть фразу, в которой, не гоняясь за скоростью, отрабатывается наиболее часто повторяющийся звук. Далее эта чистоговорка переходит в разряд скороговорки: теперь отработанные звуки проверяются в ускоренном темпе произнесения. Затем следует так называемая трудноговорка или языколомка, как назвал ее поэт С. Погореловский. Основная нагрузка данной фразы — трудновыговариваемые слова и звукосочетания, нагроможденные друг на друга. Трудноговорка требует подвижности артикуляционного аппарата, быстрого осмысления длинных и запутанных слов.

Есть еще одна разновидность скороговорки — длинноговорка. Это упражнение рассчитано на длину выдоха и владение перспективой фразы.

В данном пособии чистоговорки и скороговорки не разделяются, так как зачастую они взаимозаменяемы. В разряд чистоговорок здесь включены пословицы и поговорки, а порой и загадки, изобилующие повторяющимися звуками. А с длинноговорками объединены стихотворения, рассказывающие в одном предложении короткую историю. Кроме того, отдельно существует подборка скороговорок, используемых при исправлении так называемых «дзяканий» и «тсяканий».

Надеемся, что этот сборник будет интересен всем, кто желает улучшить свою дикцию.

Заранее приносим извинения, если не будет указано чье-то авторство, так как Многие скороговорки передаются из уст в уста и становятся уже истинно народными.

Скороговорки, помеченные знаком *, принадлежат М. Смирновой и С. Смирнову, также в книге

Источник



Бой на Калиновом мосту — русская народная сказка

Бой на Калиновом мосту читать:

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. Была у царицы любимая подружка – попова дочь, была у царицы любимая служанка – Чернавушка. Вот скоро ли долго ли, родилось у каждой по сыну молодцу. У царицы – Иван Царевич, у Поповны – Иван Попович, у Чернавки – Ванюшка – крестьянский сын. Стали ребятки расти не по дням, а по часам. Выросли богатырями могучими.

Вот раз возвращались они с охоты, выбежала царица из горенки, слезами заливается:

— Сыны мои милые, напали на нашу страшные враги, змеи лютые, идут на нас через речку Смородину, через чистый Калинов мост. Всех людей кругом в плен взяли, землю разорили, огнём пожгли.

— Не плачь, матушка, не пустим мы змея через Калинов мост.

Словом-делом, собрались — поехали.

Приезжают к реке Смородине, видят — всё кругом огнём сожжено, вся земля Русская кровью полита. У Калинова моста стоит избушка на курьих ножках.

— Ну, братцы, — говорит Иван-царевич, — тут нам и жить и сторожить, не пускать врагов через Калинов мост. В черед караул держать.

В первую ночь стал сторожить Иван-царевич. Надел он золотые доспехи, взял меч, в дозор отправился. Ждёт — пождёт — тихо на речке Смородине. Лёг Иван-царевич под ракитовый куст, да и заснул богатырским сном. А Ванюшке в избушке не спится, не лежится. Встал Ванюшка, взял дубинку железную, вышел к речке Смородине и видит — под кустом Иван-царевич спит-храпит.

Вдруг в реке воды заволновались, на дубах орлы раскричались: выезжает Чудо-юдо — шестиглавый змей. Как подул на все стороны — на три версты все огнём пожёг! Вступил его конь ногой на Калинов мост. Вскочил тут Ванюшка, размахнулся дубинкой железной — три головы снёс, размахнулся ещё разок — ещё три сшиб. Головы под мост положил, туловище в реку столкнул. Пошёл в избушку да и спать лёг.

Утром-светом вернулся с дозора Иван-царевич. Братья его и спрашивают:

— А что, царевич, как ночь прошла?

— Тихо, братцы, мимо меня и муха не пролетела. Сидит Ванюшка, помалкивает.

На другую ночь пошёл в дозор Иван-попович. Ждёт — пождёт — тихо на речке Смородине. Лёг Иван-попович под ракитов куст и заснул богатырским сном. Среди ночи взял Ванюшка железную палицу, пошёл на речку Смородину. А у Калинова моста, под кустом, Иван-попович спит-храпит, как лес шумит.

Вдруг в реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались: выезжает Чудо-юдо — девятиглавый змей. Под ним конь споткнулся, ворон на плече встрепенулся, сзади пёс ощетинился. Рассердился девятиглавый змей:

— Что ты, собачье мясо, спотыкаешься, ты, воронье перо, трепещешь, ты, пёсья шерсть, щетинишься? Нет для меня на всём свете противника!

Отвечает ему ворон с правого плеча:

— Есть на свете тебе противник — русский богатырь, Иван — крестьянский сын.

— Иван — крестьянский сын не родился, а если родился, то на войну не сгодился, я его на ладонь посажу, другой прихлопну, только мокренько станет.

— Не хвались, вражья сила! Не поймав ясного сокола, рано перья щипать, не побившись с добрым молодцем, рано хвастаться.

Вот сошлись они, ударились — только земля кругом застонала. Чудо-юдо — девятиглавый змей Ивана по щиколотку в землю вбил. Разгорячился Ванюшка, разошёлся, размахнулся дубинкой — три головы змея, как кочны капусты, снёс.

— Стой, Иван — крестьянский сын, дай мне, Чудо-юдо, роздыху!

— Какой тебе роздых, вражья сила! У тебя девять голов — у меня одна!

Размахнулся Иванушка — ещё три головы снёс, а Чудо-юдо ударил Ивана — по колена в землю вогнал. Тут Ванюшка изловчился, захватил горсть земли и бросил Змею в глаза.

Пока Змей глаза протирал, брови прочищал, Иван — крестьянский сын сшиб ему последние три головы. Головы под мост положил, туловище в воду бросил.

Утром-светом вернулся с дозора Иван-попович, спрашивают его братья:

— А что, попович, как ночь прошла?

— Тихо, братцы, только комар над ухом пищал.

Тут Ванюшка повёл их на Калинов мост, показал им змеиные головы.

— Эх вы, сони непробудные, разве вам воевать? Вам бы дома на печи лежать!

На третью ночь собирается в дозор Ванюшка. Обувает сапоги яловые, надевает рукавицы пеньковые, старшим братьям наказывает:

— Братья милые, я на страшный бой иду, лежите — спите, моего крика слушайте.

Вот стоит Ванюшка у Калинова моста, за ним земля Русская. Прошло время за полночь, на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались. Выезжает Змей Горыныч, Чудо-юдо двенадцатиглавое. Каждая голова своим напевом поёт, из ноздрей пламя пышет, изо рта дым валит. Конь под ним о двенадцати крылах. Шерсть у коня железная, хвост и грива огненные.

Въехал Змей на Калинов мост. Тут под ним конь споткнулся, ворон встрепенулся, сзади пёс ощетинился. Чудо-юдо коня плёткой по бёдрам, ворона — по перьям, пса — по ушам.

— Что ты, собачье мясо, спотыкаешься, ты, воронье перо, трепещешь, ты, пёсья шерсть, щетинишься? Али вы думаете, Иван — крестьянский сын здесь? Да если он народился, да и на войну сгодился, я только дуну — от него прах останется!

Рассердился тут Ванюшка, выскочил:

— Не побившись с добрым молодцем, рано, Чудо-юдо, хвастаешь!

Размахнулся Ванюшка, сбил Змею три головы, а Змей его по щиколотку в землю вогнал, подхватил свои три головы, чиркнул по ним огненным пальцем — все головы приросли, будто век не падали. Дыхнул на Русь огнём — на три версты всё поджёг кругом. Видит Ванюшка — плохо дело, схватил камешек, бросил в избушку — братьям знак подать. Все окошечки вылетели, ставенки в щепы разнеслись — спят братья, не слышат.

Собрал силы Ванюшка, размахнулся дубиной — сбил Змею шесть голов. Змей огненным пальцем чиркнул — приросли головы, будто век не падали, а сам Ванюшку по колена в землю вбил. Дыхнул огнём — на шесть вёрст Русскую землю сжёг.

Снял Ванюша пояс кованый, бросил в избушку — братьям знак подать. Разошлась крыша тесовая, подкатились ступеньки дубовые — спят братья, храпят, как лес шумит.

Собрал Ванюшка последние силы, размахнулся дубинкой, сшиб Змею девять голов. Вся сыра земля дрогнула, вода всколебалася, орлы с дубов попадали. Змей Горыныч подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем — приросли головы, будто век не падали, а сам Ванюшку по пояс в землю вогнал. Дыхнул огнём — на двенадцать вёрст Русскую землю сжёг.

Снял Ванюшка рукавицу пеньковую, бросил в избушку — братьям знак подать. Раскатилась избушка по брёвнышку. Проснулись братья, выскочили. Видят: вздыбилась речка Смородина, с Калинова моста кровь бежит, на Русской земле стон стоит, на чужой земле ворон каркает. Бросились братья на помощь Ванюшке. Пошёл тут богатырский бой. Чудо-юдо огнём палит, дымом дымит. Иван-царевич мечом бьёт, Иван-попович копьём колет. Земля стонет, вода кипит, ворон каркает, пёс воет.

Изловчился Ванюшка и отсёк Змею огненный палец. Тут уж стали братья бить-колотить, отсекли Змею все двенадцать голов, туловище в воду бросили.

Источник

Через речку по бревну

Сонник Через речку по бревну приснилось, к чему снится во сне Через речку по бревну? Для выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего сновидения в поисковую форму или нажмите на начальную букву характеризующего сон образа (если вы хотите получить онлайн толкование снов на букву бесплатно по алфавиту).

Сейчас вы можете узнать, что означает видеть во сне Через речку по бревну, прочитав ниже бесплатно толкования снов из лучших онлайн сонников Дома Солнца!

Снились ли Вам когда-нибудь вещие сны?

Сонник — Речка

Речка — как речка приснится, то это примета, которая этому человеку будет какая-то неожиданная радость.

Речка — дорога, брести куда-то; плыть речкой — прибыль;

Переходить речку, идти в воде — какие-то препятствия, трудность.

Как падаешь в грязную речку, то в беду попадешь, в долги.

Речка — человеческая жизнь: как течет вода чистая, то что-то доброе приплывет, а как мутная, то недоброе.

Сонник — Бревно

Бревно у всех народов символизирует пенис. Поэтому почти все пословицы и поговорки, в которых фигурирует бревно надо понимать надлежащим образом.

Если вы таскаете бревна, то частые занятия сексом с вашим партнером начинают вам надоедать.

Если вы легко пилите и колете дрова, то у вас полный порядок в сексуальной сфере.

Если вам приходится для этого прилагать очень большие усилия, то вы сомневаетесь в своих мужских способностях.

Если бревно само распадается на части, то вас ожидают неудачи на любовном фронте.

Если вы споткнулись о бревно, то вы нашли спутника жизни, о котором давно мечтали, или скоро его встретите.

Если вы видите множество бревен, то вы склонны вести беспорядочную половую жизнь.

Сидение на бревне говорит о вашей тяге к анальному сексу или занятиям гомосексуализмом.

Бревно, которое вы сжимаете руками, символизирует вашу тягу к самоудовлетворению.

Сонник — Бревно

Увидеть во сне бревно – к тому, что на вашем пути возникнут препятствия, преодолеть которые в одиночку будет вам не под силу. Если вы обходите или перелезаете через бревно, лежащее на дороге, наяву вам может крупно повезти, если не упустите шанс схватить свою удачу за хвост.

Огромное бревно, которое вы не можете ни объехать, ни обойти, – вы будете бессильны противостоять неблагоприятным обстоятельствам, полностью отдавшись воле провидения. Сон, в котором вы пилите бревно, говорит о вашей завидной целеустремленности. Гнилые бревна предвещают крушение надежд.

Сонник — Бревно

Сонник — Бревно

Бревно на дороге — к препятствиям в делах.

Удачно перепрыгнуть через бревно — вам повезет.

Споткнуться или упасть через бревно — значит, что обстоятельства окажутся сильнее.

Пилить бревно — вас ждет ложное обвинение.

Приснившееся полено — может являться предвестником трудной и ответственной работы.

Сонник — Бревно

Вам снится бревно, лежащее поперек дороги — верный знак того, что некое препятствие ожидает вас в деле.

Вы с кем-то пилите бревно — ваши семейные отношения оставляют желать лучшего; вы с супругой пилите друг друга; если такой сон приснился женщине, она может ожидать скорого развода; вряд ли развод обрадует ее, хотя не исключено, что она к нему будет стремиться.

Вы видите во сне бревна, плывущие по реке — ваше дело развивается, как и положено; особенных трудностей не предвидится, а что из препятствий возникнет, то будет легко преодолено.

Вы как будто плывете, удерживаясь одной рукой за бревно — сон предвещает вам трудные обстоятельства; но у вас есть друг, который вовремя придет на помощь; вам надлежит поразмыслить над тем, как полнее выразить другу свою благодарность.

Сонник — Бревно

Сонник — Бревно

Груда бревен — удача, прибыль.

Бревно, лежащее поперек дороги, — препятствие в делах.

Перепрыгнуть его — победить неудачи, споткнуться, упасть — отступить перед невзгодами.

Катить бревно — проявить настойчивость в решении своих проблем.

Сонник — Бревно

Если бревно находится в воде, то приготовьтесь к изменениям в своей жизни. Это может быть как переезд, так и смена работы или просто новое знакомство. Чтобы сбылось, нужно найти свою старую вещь, сжечь, а пепел пустить по ветру.

Пели бревно с дуплом, будьте готовы к непредвиденным крупным расходам. Чтобы избежать этого, найдите сухую ветку и закопайте ее возле своего дома.

Сонник — Бревна

Бревно — удача, прибыль, получение наследства или приобретение имущества.

Нести бревно или полено в дом — возможна перемена места жительства или ждет долгая дорога.

Источник

Читайте также:  Длина всех рек украины
Adblock
detector