Меню

Богиня населяющая леса реки

Богиня лесов. Тара.

Славянская богиня Тара — покровительница живой природы, всего растительного мира. Первые упоминания о ней датируются третьим тысячелетием до нашей эры. Тара считается дочерью Перуна и сестрой и помощницей Даждьбога.

Другие статьи на схожую тему :

Культ богини получил наибольшее распространение среди племен, промышлявших охотой и живших вблизи лесов. Поэтому, основной сферой деятельности Тары является охрана и преумножение лесных богатств. К ней обращались также в неурожайные годы, в периоды природных катаклизмов. Считается, что Тара не вмешивается в повседневную жизнь людей, предпочитая держаться от них несколько отстраненно, как и подобает высшему божеству.

Богиня лесов. Тара.

Имя Тары ассоциируется с Полярной Звездой, в момент восхождения которой было принято приносить дары богине — плоды урожая и другие предметы, имеющие растительное происхождение. Идолы Тары изготовлялись из деревьев, имевших сакральное значение — ясеня, дуба и березы.

Происхождение имени богини точно не установлено. Есть версия, что ее имя является производным слова »дар», но весомых доказательств этой теории нет.

По мнению некоторых исследователей, Тара властвует в период с ранней весны до поздней осени, на зиму удаляясь в царство Нави. Предположительно, праздник Тары приходится на последние дни марта, в период пробуждения природы от зимнего сна. Чествование богини сопровождалось обильным угощением, ритуальными обрядами и весельем.

Богиня лесов. Тара.

В представлении древних славян, Тара имела внешность молодой прекрасной девушки, одетой в белый сарафан, с толстой косой. Скорее всего, богиня обладает светло-русыми волосами, голубыми глазами и белой кожей.

Тара — наиболее древний и малоизученный персонаж языческого пантеона. В то же время, наряду с Ладой, это наиболее почитаемый и благосклонный к людскому роду образ.

Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, если понравилась статья.

Источник

Боги Славян

Добрый день!

Боги леса и Лесные духи

-lesnyie-

ЛЕСНЫЕ ДУХИ — мифические (и мистические) обитатели наших лесов.

В первую очередь это Боги: Тара, Святобор и Древобог.

БОГИНЯ ТАРА — богиня-покровительница живой природы и, в частности, лесов.

СВЯТОБОР (БОР) – бог леса, главная фигура лесного пантеона. Святобор — олицетворение вечно живой природы.

Древобог, Рис.В.Королькова

ДРЕВОБОГ — Бог всех деревьев

-лесные духи-2

СЛАВЯНСКИЕ ВЕДИЧЕСКИЕ ДУХИ леса — это, конечно, не боги; но тем не менее, это существа, наделенные магическими свойствами. Считалось, что в каждом лесу есть либо Леший, либо Лесовик, а иногда и они оба вместе.

ЛЕШИЙ — хозяин леса, покровитель лесных зверей и птиц. Другие имена Лешего: лесовик, лешак, гаркун, лесной дядя, лесни́к, лесу́н, лису́н полису́н), лесной дедушка, лесной дядя, лесной житель, лесной хозяин, боровик, бор, албастый, лобастый, лопастый. В Польше леший известен под именем боровой, боровик, борута, гаевой, а также — Лесное Лихо. Этимология “лиха” аналогична этимологии “лешего”. Леших во многих местах считают и называют «дикинькими мужичками» (диковатыми) и «щекотунами».

ЛЕСОВИК — добрый дух Леса

ЧОМОР — один из хранителей леса

МЛАДШИЕ ЛЕСНЫЕ ДУХИ условно делились по ярусам: Духи деревьев, духи кустарников и прочие лесные духи.

ДУХИ ДЕРЕВЬЕВ:

ДЕРЕВЯННИК — дух, отвечающий за крепость ствола

2-лесные-

ДУБЫНЯ — лесной великан,

ДУПЛИЧ — дух, что отвечал за дупла в деревьях. Его помощником явно был дятел.

ЗЫБОЧНИК — дух, качающийся на ветвях.

КЛЕНИЧ — осенний славянский бог, дух клена.

ЗЕЛЕНИЦА — дух почек, следящий за деревьями — чтоб не забыли проснуться после зимы и начали зеленеть.

ЛИСТВИЧ (ЛИСТИН) — дух листвы

ПНЕВЫЙ ДЕД — ответственный за лесные пни.

-lesnyie-duhi-h

ДУХИ КУСТАРНИКОВ:

КУЩАНИКИ (КУСТИНЫ) — духи растущих кустарников.

ПОДКУСТОВНИКИ — духи растущих кустарников.

ПРОЧИЕ ЛЕСНЫЕ ДУХИ:

-lesnyie-duhi-3

АУКА– дух лесного эха.

ГАЕВКА — внучка Лешего, покровительница зверей и птиц

ГРИБИЧ — отвечает за хороший рост грибов.

ЗАЗОВКА — лесная красавица, что заминивала путников в самую чащу.

ЛЕСАВКИ — лесные духи, ближние родственники Лешего .

1-лесные девы

ЛЕСНЫЕ ДЕВЫ — приемные дочки Лешего.

МАНИЛА — дух-хитрован, что манит-заманивает в лес

Моховой — крошечный лесной бог Мха.

ПОЛУВЕРИЦА — дух, охраняющий клады

ПТИЧИЧ — дух, что заботиться о птицах.

Лесной дух в Геленджике, фото Наты

Лесной дух в Геленджике, фото Наты

ПУЩЕВИК — дух чащоб и буреломов

Читайте также:  Сплав по реке илеть маршрут

СВИДА — лесной дух, что в любого зверя или человека обратиться может

СТУКАЧ — лесной дух, что по деревьям точь в точь, как дровосек стучит

ТУРОСИК -лесной дух, который в тура или в оленя оборотиться может

ХУХА — дух лесной тайны

ЦВЕТИЧ — цветочное божество, отвечает за красивые цветы.

ШЕПТУН — дух, что своим шепотом способен заглушать доводы разума и заманивать в чащу

ЩЕКОТУН — дух, охраняющий клады

ЯГОДНИЧ — Божество, отвечающее за вызревание ягод.

2-лесной-цернунн КЕРНУНН

ДУХИ ЛЕСА У ДРУГИХ НАРОДОВ. У разных народов — самые разные лесные духи: с рогами и без оных, в звериных шкурах или в мягких накидках, с оружием или грозные настолько, что страшны и без оружия.

КЕРНУНН (Цернунн) — кельтский дух леса. Получеловек — полузверь. Он очень похож на человека, только голову его ветвистые рога украшают. (А рога — это символ плодородия). Но говорят, что и действия его, и поступки, да и энергия его внутренняя — все это больше звериное, чем человеческое. Он — покровитель Дикой Охоты, где Старое умирает, освобождая дорогу Новому.

САТИРЫ — древнегреческие лесные божества, составляли свиту бога виноделия Диониса. Были склонны к пьянству, разврату и ленности. Считались демонами плодородия. Имели очень своеобразный вид — ноги их оканчивались копытами, на теле густо росла шерсть, а на голове были маленькие симпатичные рожки. И еще был хвост. Обратите внимание: до этого момента описание точь в точь похоже на обычного черта. Но у сатиров были обычные лица с обычным носом, в отличие от свиного пяточка у черта.

  • в честь сатиров была названа бабочка — сатир боровой.

Иногда приходится заночевать в лесу. Чтоб не страшно было, обратитесь за помощью к духам леса.

Иванов-Изгнание или Вторгшийся во владения

Изгнание или Вторгшийся во владения, худ.В.Иванов

В ЛИТЕРАТУРЕ. Олег отрезал ломтик сала, добавил к нему немного сушеного мяса, отнес к кустам, положил с поклоном:

— Не серчайте, жители малые, что покой ваш нарушил. Делюсь, чем могу. Примите мои подарки, поделитесь своим местом. Сон мой защитите, слово злое, взгляд черный от меня отведите.

Разумеется, добродушная лесная нежить больше всего ценила то, чем сама разжиться не могла: хлебушек мягкий, молоко свежее. Но этого угощения Середин и сам давно уже во рту не держал. Трава возле кустарника зашевелилась. Небалованные подарками здешние обитатели обрадовались и тому, что есть. Значит, и сон охранят, можно даже защитного круга не рисовать. Так уж на стоянках издавна заведено — добром за добро платить. А.Прозоров, Тень воина (Ведун-7).

2-лесные

ЛИТЕРАТУРА. Ведун вернулся к сумке, достал краюху хлеба, обломил краешек, добавил немного пшена, прихватил миску для воды. — Жалко, молока нет. Лесные жители молоко любят.

Не видя поблизости кустов, он выставил угощение в густую траву — там, где горькая полынь захватила себе несколько саженей светлого места, — поклонился: — Сытости вам и радости, жители лесные, берегини и травники, лешие и лесавки и всякая душа, что возле нашего шалаша. Примите наше угощение, не сердитесь за вторжение. Вместе повечеряем, вместе переночуем, а поутру друзьями расстанемся. А.Прозоров, Креститель (Ведун-6)

-чудо лесное-домовята

Чудо лесное из игры «Домовята»

ОТПУГИВАНИЕ ДУХОВ ЛЕСА — палка всегда о двух концах: отпугивая кого-то, ты одновременно освобождаешь место для кого-то другого.

  • навязал на ветви близстоящей березы тканые ленты со звездами и свастиками для отпугивания духов леса.А.Калганов, Шаман всея Руси

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

  • Осенние лесные Боги и Богини. Кто это? — Кленич, Грибич и Ягоднич — по времени — явно ближе к осенним Божествам. Четко «осенних» Богинь назвать сложно, но свою часть осенней работы честно исполняют Дриады и сама Тара.

1-лес-хранитель леса -новые земли

В игре «Новые Земли» собирается коллекция хранителя леса.

дух леса дух леса

Нет, это леший света. У нас свой имеется. Больше на корягу похожий, или как он сам себя позиционирует «древний энт«. Передвигается он правда с большим скрипом, но при этом почему?то всегда оказывается там, где ну вообще не нужен! Всюду суёт свою любопытную сучковатую голову и запрещает, запрещает, запрещает! Того не делай, сюда не ходи, здесь вообще заповедная роща, не смей тут ёжиками в боулинг играть! Е.Старухин, Лесник-3

Читайте также:  Река лена какая речная система

(1008) Статья написана Наташей специально для сайта

В данный момент я работаю над статьей «Символика Зеленого Царства»

Источник



Лесные духи разных народов (10 фото)

Лес таинственный и опасный. Он хранит в своих дебрях немало легенд и преданий. Охотники и грибники, лесорубы и путешественники многих стран мира встречали загадочных существ и рассказывали об этом удивительные истории.

Леший

Образ Лешего очень распространен в славянской мифологии. Это существо, охраняющее лес и его обитателей, иногда помогающее людям, порой вредившее, но в целом ему было все равно до них. Леший умел принимать любой облик по желанию. Мог предстать в виде огромного деда, заросшего мхом или черным зайцем. Порой похищал девушек, заблудившихся в своем лесу. По приданию они становились его женами — Лешачихами. Терпеть не мог шумные компании, ругань и брань.

Назвать Лешего отрицательным персонажем невозможно. Это в первую очередь защитник леса, а если он и причинял вред людям, то они сами были в этом виноваты. Леший мог забрать человека, если того прокляли и «послали к Лешему».

Тапио и Миэллики

У финнов есть свои хранители леса. Тапио — удивительный дух, он покровительствовал лесным промыслам. Миэллики была его супругой. Ей охотники молились перед охотой. Их дети помогали людям, охраняли скот, который пасся в лесах.

Эти существа являлись людям обычно в виде медведей, лосей, глухарей и тетеревов. Иногда дарили волшебные подарки, но если о них кому-нибудь расскажешь, то презент исчезал.

Кодама

В Японии есть особый дух. Кодама — удивительное существо, похожее на маленький тусклый шарик, оно живет в дереве и является фактически его душой. Если такое дерево срубить, то человека ждут беды, а равновесие в природе нарушится. Кодама мог покидать свое убежище для того, чтобы присматривать за другими деревьями.

Прежде чем рубить дерево суеверные японцы долго молились и объясняли Кодама, зачем им понадобилось дерево. Более того, в уже построенном доме создавали уголок — «яфуне», где могла жить душа дерева, если вдруг она не захотела расставаться со своим бывшим домом. Японцы верили, что увидеть этот дух к добру.

Chimimoryo

В китайской мифологии нет существа, который бы выполнял функцию именно хранителя леса. Но вот в самих лесах существа проживали весьма своеобразные. Например, Чимиморё. Этот демон обитал в горах,лесах и у рек, питался исключительно трупами людей. Являлся порой в облике лесного зверя с человеческим лицом или же в виде ребенка с тёмно-красной кожей и кровавыми глазами.

Очокочи

В грузинских лесах обитал таинственный полукозёл — получеловек. Конечно, лешим его не назовешь, но упомянуть тут надо. Люди его опасались, ведь это чудовище подкарауливало охотников и нападало на них, а все из-за своей неразделенной любви к богине Ткаши-мапа, которая даровала охотникам удачу. Вот Очокочи и мстил людям, к которым богиня была более благосклонна.

Метсавайм

Классический эстонский Леший. В каждом лесу такой в наличии имеется, облик принимают в зависимости от фантазии путешественника: начиная от гнилой коряги и заканчивая волком. Помогает животным, бережет лес. Семьянин. К людям в принципе равнодушен, но вот по воскресеньям в лес ходить все же не рекомендовалось, Метсавайм мол и удачи охотника лишить, и тропинку не ту под ноги пустить.

Напеи и Гамадриады

Эти греческие красотки обитали в лесистых ущельях, оврагах или гротах, поросших лесом, на лесных полянках, в долинах, покрытых лесными зарослями. В их епархию. Напей входили цветы, кустарники и травы.

Гамадриады же, в свою очередь, отвечали за деревья. Если срубить дерево, погибнет и хранительница дерева, но перед этим она могла и проклясть, и наслать чувство вечного голода.

Зелигены

Эти духи, наверное, самые прекрасные существа в скандинавской мифологии. Зелигены охраняли леса и их обитателей. Являлись в облике прекрасных девушек в белоснежных платьях. Спасали животных, попавших в силки, прятали капканы. Но активно помогали фермерам пасти коров.

Читайте также:  Мужик стирает трусы в речке

А к водоемам в старину вообще страшно было подходить.

У каждого народа, живущего по берегам рекам, прудов и озер, были свои легенды о духах, проживающих в воде. Ведь не может же быть такого, что там, кроме рыб и лягушек, никто больше не живет! Кто-то явно специально утаскивает людей под воду, не по глупости же своей они там тонут?

Источник

Низшие божества, населявшие леса, реки и горы

Славянская мифология относится к древнему язычеству и многобожию. Для нее характерен пантеизм – философия рассмотрения природы и космоса в неразрывном единстве. По мнению славян, весь окружающий мир является одушевленным. У каждого ручейка и цветка, дерева и горы есть свой дух-хранитель. И славяне молились им, чтобы заручиться защитой, покровительством и поддержкой.

Славянский пантеон

Древние божества делились на высших и низших. Высшие правили судьбами людей и мира, а низшие имели свои небольшие вотчины в тех или иных уголках природы и олицетворяли ее стихии. Появление этих сущностей в мифологии объясняется образом жизни славян, их повседневными занятиями, трудом и бытом. Кто же они, низшие божества, населявшие леса, реки и горы? Перечислим основных: полевики, водяные и лешие, кветуни, русалки и кикиморы, небезызвестная Баба Яга и прочие. У каждого существа был свой норов, достаточно прихотливый. И чтобы пользы от невидимых обитателей нашего мира было больше, чем зла, людям приходилось изучать их, строить отношения, вести себя особым образом. Т. е. принимать «правила игры», которые предлагали им низшие божества, населявшие леса, реки и горы, чтобы без опасений обрабатывать землю и охотиться, разводить пчел и скот, заниматься рыболовством и другими промыслами, а попросту – чтобы жить — не тужить, детей поднимать, свой род укреплять.

Старичок ростом мал, да силой велик…

Заметить полевика можно было во время покосов – он убегал от серпа в ту часть поля, где стоит еще не убранное жито. Или же вдруг к крестьянину подходил невесть откуда взявшийся дедушка и просил – ни много ни мало – нос ему подтереть. Если у человека хватало ума просьбу выполнить, он получал хорошую награду. Так, уже древние славяне понимали и подчеркивали: земля щедро поделится своим добром со всеми, но только если люди не побоятся тяжелого труда, не побоятся руки испачкать. Таким образом, низшие божества, населявшие леса, реки и горы, выполняют не только обережную, но и воспитательную функцию.

Да, считалось, что у полевика есть сынок – луговик. Он следит за покосами и наказывает нерадивых крестьян, которые прозевали время самого лучшего сбора травы. Луговик может превратить все покосы в сухостой или так травы переплести между собой, что уже невозможно их убрать. Вот так, через мифы, народ воспитывал в себе трудолюбие и бережное отношение к дарам природы.

Под небом Эллады и Рима

В гостях у лешего

Важный и строгий бог лесных угодий – Святобор. Он наблюдает за порядками в своих владениях, следит, чтобы охотники и порубщики не вредили природе, были с нею уважительны и бережны. Древние народы точно знали, что если ловить рыбу во время нереста или стрелять по самке животного с детенышем, беды не миновать. Святобор и подчиняющиеся ему низшие божества славян расправятся с обидчиками природы, да так, что и другим неповадно будет. Среди помощников его были лешие, туросики, стукачи, свиды, кикиморы, шишиги, мавки и прочие. Так, леший принимал вид то корявого пня, заросшего мхом, то старика с седой бородой, завернутого в звериную шкуру. Он мог подражать лесным звукам, заманивая охотников в непроходимую глушь, путая их, а мог и вывести на опушки, куда рукой подать до человеческого жилья. Зная это, люди, отправляясь в лес, старались понравиться его хозяевам. Без нужды не рубили деревья, не ломали веток, не убивали живности более, чем требовалось для пропитания. Даже лишнего шума не поднимали, чтобы не потревожить таинственных сущностей.

Источник

Adblock
detector